16. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога [Текст]: Учеб. пособие: В 2 кн.— 2-у изд., перераб и доп/Е. И. Рогов-М.; Владос, 1999. -Кн, 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения / Е. И. Рогов~480 с.
17. Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия [Текст]: пер. с англ / К, Роджерс-М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер. 1997,-320 с.
18. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]: пер. с англ. / Общ. Ред. и предисл. Е. И, Исениной / К. Роджерс - М.: Изд. Группа «Прогресс»; «Универс», 1994, — 480 с.
19. Стрелков, В. Б. Психологическая готовность к работе с детьми [Текст] / В. Б. Стрелков, С. В. Мазурина - Уфа, 2001. - 101 с.
20.Сюнева, Н. Л. Дне. канд. пед. наук по теме: обеспечение гуманистической направленности воспитательной системы специальной (коррекционной) школы [Текст]: 13.00,01/ Н. Л. Сюнева- Петрозаводск, 2007.
УДК 378.01
Яковлева Ирина Михайловна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Московского городского педагогического университета, [email protected], Москва
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Yakovleva Irina Mihailovna
Post-graduate student Moscow City Teachers Training University, [email protected], Moscow
A PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS AT DEFECTOLOGY FACULTIES
Мотивация является важнейшим структурным элементом психологии личности и также рассматривается в системе деятельности. Профессиональная мотивация понимается как «иерархическая взаимосвязанная совокупность потребностей, мотивов и целей личности, которая побуждает, направляет и регулирует ее деятельность для достижения профессиональной компетентности» [1, с, 8] Вопросы профессиональной ориентации и формирования профессиональных мотивов изложены в работах Е. В. Андриенко, Е. А. Климова, К. М. Гуревич, Н. Д. Левитова, В, И. Ковалева, Ю. В. Варданян, К. К. Платонова, В. И. Жуковской, Н. И. Крылова. А. Т. Ростунова, Н. А. Бакшаевой, А. А. Вербицкого, А. К. Марковой, И. В. Фастовец и других.
Проблема профессиональной мотивации специального педагога и специального психолога, не смотря на важность, к сожалению, не получила
освещения, хотя многие ученые в рамках своих исследований её касались (А. И. Живина, 1975, Н. М. Назарова, 1992, Л. Ф. Сербина, 1992, 3. Н. Смирнова, 1970, С. М. Соколова, 1988, Н. А. Строгова, 1999, А. А. Дмитриев, А. М. Гендин, М. И. Сергеев, Л. И. Дмитриева, 2002,0. Н. Усанова, 1987 и др.).
На сегодняшний день актуальность этой проблемы обусловлена снижением конкурса при поступлении на дефектологические специальности при высокой востребованности этих специалистов, низким процентом выпускников, работающих по специальности, недостаточной мотивацией специальных педагогов к самосовершенствованию, саморазвитию.
Факторами, снижающими вероятность выбора молодыми людьми профессии специального педагога, являются, на наш взгляд, недостаточная осведомленность общества о лицах с нарушениями в развитии и коррекционно-педагогической помощи им, и, как следствие, очень слабые представления о труде дефектолога, а зачастую их отсутствие.
В личном опыте каждого молодого человека, как правило, есть встреча с человеком с проблемами в развитии. Часто первое тяжелое впечатление, отрицательные эмоции - страх, тревожность, вызванные внешней непривлекательностью, неопрятностью, беспомощностью, проявлениями недостатка интеллекта этих людей, Е1адолго сохраняются в эмоциональной памяти и определяют отношение к профессии в целом, ее малопривлекательность.
Кроме того, значительным препятствием в выборе профессий дефектологического профиля являются устоявшиеся у населения взгляды на людей с отклонениями в развитии, как малоценных, занимающих самую низкую планку в современном обществе (Е. Т. Логинова, 2007). В то время как, каждый молодой человек стремится выбирать профессиональную деятельность, признаваемую социально ценной.
Низкая заработная плата при высокой профессиональной занятости и часто тяжелых условиях труда также является негативным фактором, влияющим на выбор профессии дефектолога.
В рамках данной статьи нам представляется важным проанализировать состояние мотивационной сферы студентов дефектологических специальностей с тем, чтобы определить возможные пути её развития в условиях профессиональной подготовки.
Нами было проведено исследование профессиональной мотивации студентов Московского городского педагогического университета, Череповецкого государственного университета, Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, обучающихся по специальностям 050714 - олигофренопедагогика, 050715 - логопедия, 050717 -дошкольная специальная педагогика и психология.
Исследование включало опрос и анкетирование студентов первых - пятых курсов. Были использованы анкеты «Что следует учитывать в первую очередь при выборе профессии?», «Как Вы оцениваете влияние различных людей на Ваши профессиональные и жизненные планы?» [3, с. 20-21].
В ходе оп росастудентам было предложено ответить на следу ющие вопро с ы:
1. Почему Вы выбрали эту профессию?
2. С какой возрастной категорией лиц с нарушениями в развитии Вы предпочли бы работать (с детьми младенческого, раннего, дошкольного, школьного возраста, с юношеским возрастом, со взрослыми)?
3. С людьми с какими нарушениями Вы предпочли бы работать (с тяжелыми нарушениями, нарушениями средней тяжести, с легкими нарушениями)?
4. Объясните свой выбор,
5. Как Вы считаете, какие качества характера Вам будут необходимы в профессиональной деятельности?
6. Хотели бы Вы изменить специальность? На какую?
7. Хотели бы Вы пройти дополнительную профессиональную подготовку? Какую?
8. Связываете ли Вы свою специальность с высоким заработком? Каким?
По завершении опроса и анкетирования была сделана выборка, для анализа были отобраны по 100 листков письменного опроса и анкет по каждой специальности.
Как свидетельствуют результаты, приведенные в табл. 1, ведущим мотивом выбора профессии у будущих дефектологов явился интерес к профессии (26,7% студентов). Следующие по значимости мотивы - желание помочь (21,3%), любовь к детям (16,7%), желание работать с ними (7.7%).
Таблица I
Мотивы получения дефектолог ического образования (%)
Варианты ответов Количество ответов студентов олигоотд. Количество ответов студентов логоотд. Количество ответов студ. отд.дошк. спец. педагогики и ПС.ИХОЛ. Средние значения
1 2 п 4 5
Любовь к детям 4 24 22 16,7
Желание помочь детям 39 15 10 2!,3
Нравится работать с детьми и 5 7 7,7
Интерес к профессии 26 24 30 26,7
Востребованность пмчЬеосин 2 4 2 2,8
Соответствие профессии ] 2 1 1,4
Посоветовали родственники, друзья (династии) 3 17 династии 4 6 8,7
Желание получить высшее образование 8 - 3 3,7
Окончание таблицы
1 2 3 4 5
Для общего развития (желание расширить свой знания) 3 - - I
Пригодится для воспитания своих детей 4 1 1 2
Преимущества, которые дает профессия (удобный режим работы, продолжительный отпуск И Др.) 2 2 1 1,7
Личные убеждения 2 2 1,3
Не удалось поступить в другой вуз, было легко поступить 2 2 2 2
Стечение обстоятельств 3 2 3 2,7
Затруднились дать ответ - - 10 3,3
8,7% опрошенных выбрали профессию по совету родственников, друзей. Наибольшее количество таких выборов у студентов отделения логопедии (17%). Эти данные подтверждают, что из дефектологических специальностей профессия логопеда достаточна известна, популярна, в то время, как профессии олигофрснопедагога, дошкольного специального педагога малоизвестны и непрестижны.
По итогам опроса 72,4% студентов дефектологических специальностей имеют мотивы профессионально-педагогической направленности (любовь к детям и желание помочь им, стремление работать с детьми, интерес к профессии), у 12,9% студентов мотивы характеризуются частичной профессионально-педагогической направленностью (студенты имеют представление об общественной значимости профессии дефектолога, осознают у себя педагогические способности, выбрали профессию по совету, по примеру близких, друзей, родственников). У 11,7% студентов мотивы не содержат профессиональной педагогической направленности (стремление повысить свой социальный статус с помощью высшего образования, руководство меркантильными интересами, выбор профессии под влиянием обстоятельств, случая и г. п.).
Данные, полученные в ходе опроса, уточнялись и дополнялись результатами анкетирования, что позволило повысить надежность и достоверность результатов исследования.
Таблица 2
Факторы, влияющие на выбор профессии (%)
Кол-во ответов студентов олигоотд. Кол-во ответов студ. логоотд Кол-во отв. студ.отд.дошк. слец.педаг. и психологии Средние значения
Престиж данной профессий 34 43 40 39
Уровень заработной платы, обеспечиваемой профессией 67 72 63 67
Соответствие способностей и личных качеств требованиям избранной профессии 81 89 77 82,33
Перспективы трудоустройства в данной профессиональной сфере 77 84 67 72,67
Влияние выбираемой профессиональной деятельности на чттпрпика 62 55 56 57,67
Личный интерес к данной профессии 84 72 84 80
Наличие связей, знакомств в соответствующей профессиональной сфере 22 19 8 16,33
Перспективы карьеры 62 65 54 60,33
Возможность иметь частную практику 41 55 53 49,67
Другие причины 13 17 9 13
Анализ результатов анкеты «Факторы, влияющие на выбор профессии», представленных в табл. 2, свидетельствует о том, что наиболее важными факторами будущие дефектологи считают: соответствие способностей и личных качеств требованиям избранной профессии, личный интерес к данной профессии, перспективы трудоустройства в данной профессиональной сфере. Уровень заработной платы, обеспечиваемой профессией, стоит на четвертом месте в рейтинге.
Анализ таблицы свидетельствует о некоторых отличиях в оценке факторов выбора профессии студентами разных дефектологических специальностей.
372
Будущие олигофренопедагоги значительно меньше, чем студенты других отделений, придают внимание престижу получаемой профессии, возможности иметь частную практику. В то же время их значительно больше беспокоит влияние выбираемой профессиональной деятельности на здоровье, наличие связей, знакомств в соответствующей профессиональной среде.
Будущие логопеды более высоко оценивают соответствие способностей и личных качеств требованиям избранной профессии, уровень заработной платы, перспективы трудоустройства в данной профессиональной сфере, престиж получаемой профессии, перспективы карьеры, возможность иметь частную практику. Ниже, чем студенты других отделений, они оценивают личный интерес к данной профессии.
При ответе на вопрос «С какой возрастной категорией людей с проблемами в развитии Вы предпочли бы работать?» опрошенные выбирали одну-две, реже - три возрастные категории. Нами была обнаружена зависимость между курсом обучения студентов и количеством возрастных категорий, которые были указаны: будущие дефектологи младших курсов указывали три-четыре возрастные категории, на старших курсах - одну, реже две. То есть к старшим курсам студенты становятся более избирательными в выборе возраста людей с нарушениями в развитии, с которыми бы они хотели работать.
Таблица 3
Возрастные категории людей с отклонениями в развитии, с которыми предпочли бы работать студенты дефектологического профиля (%)
Варианты ответов Количество ответов студентов олигоотд. Количество ответов студентов логоотд. Количество ответов студ. отд.доинс.спец. педагогики и психологии Средине значения
Младенческий 3,75 6,3 6,4 5,48
Ранний 6 20,16 20 15,39
Дошкольный 48,75 45,36 60,8 51,64
Школьный 30 15,75 6,4 17,38
Юношеский 6,75 4,41 4 5,05
Взрослые 3 6,76 2,4 4,05
Не имеет значения 2.25 1,26 - 1,17
Представленные в табл. 3 данные свидетельствуют о преимущественной направленности студентов на работу' с детьми дошкольного возраста. Значительно меньшее число студентов хотели бы работать с детьми школьного и раннего возраста. Очень низкое число студентов ориентированы на работу с юношеским возрастом и взрослыми. Причинами таких выборов студентов, на наш взгляд, может являться направленность профессиональной подготовки в основном на работу с детьми дошкольного
373
возраста (например, при обучении по специальности яогонедия), односторонняя ориентированность базовых дисциплин на работу с одной возрастной категорией (дошкольниками или школьниками), отсутствие курсов, раскрывающих основы работы с людьми других возрастных категорий, использование в качестве баз практики только детских образовательных учреждений. Кроме объективных причин следует выделить и субъективные, а именно: недостаточная уверенность студентов в себе, и, следовательно, желание сначала самоутвердиться в чем-то, что кажется легче, например, работая с дошкольниками, ощущение недостаточной готовности, неумение перенести и использовать знания, полученные в ходе обучения, для работы с лицами разных возрастных категорий.
Как известно, подготовка профессиональных кадров должна ориентироваться на завтрашний день. Согласно документам, разработанным в Институте коррекционной педагогики РАО [3; 4], начало оказания коррекционно-педагогической помощи в ближайшие годы должно быть перенесено со школьного и дошкольного на ранний и младенческий возраст при организации в дальнейшем психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития и повышении качества жизни молодежи и взрослых. Таким образом, эти тенденции развития специального образования должны быть учтены при подготовке специальных педагогов. Выявленные в ходе опроса данные не вполне соответствуют потребностям завтрашнего дня.
При ответе на вопрос «С людьми с какими нарушениями Вы предпочли бы работать (с тяжелыми нарушениями, нарушениями средней тяжести, с легкими нарушениями)?» студенты называли, как правило, два, реже — одно нарушение. Анализ представлен в табл. 4 и свидетельствует о том, что большинство будущих дефектологов (48,8%) ориентированы на работу с людьми с легкими нарушениями, несколько меньше (37,44%) - на помощь людям со средней выраженностью нарушений. Всего 7,46% опрошенных хотели бы работать с людьми с тяжелыми нарушениями; для 6,28% степень тяжести нарушения не имеет значения.
Анализируя результаты ответов студентов отделения олигофренопедагогики, можно отметить, что многие студенты предпочитают работу с детьми с ЗПР и легкой степенью умственной отсталости, в два раза реже они выбирают работу с детьми с умеренной степенью умственной отсталости, только 5,1% ориентированы работать с детьми с тяжелой и глубокой умственной отсталостью. '
Студенты отделения логопедии в большинстве своем настроены на оказание помощи детям со средней выраженностью нарушения, меньше - на работу с детьми с легкими нарушениями, и большее количество студентов по сравнению с другими отделениями (11,28%) высказали желание работать с детьми с тяжелыми нарушениями.
Таблица 4
Степень тяжести нарушения у людей с отклонениями в развитии, е которыми предпочли бы работать студенты дефектологического профиля
Варианты ответов Кол-во отв. студентов олигоотд. Кол-во отв. студентов логоотд. Кол-во отв. студ. отд.дошк.спец. педагогики и психил. Средние значения
С тяжелыми нарушениями 5,] 11,28 6 7,46
С нарушениями средней тяжести 27,2 45,12 40 37,44
С легкими нарушениями 58,65 33,8 54 48,8
Не имеет значения 9,05 9,8 - 6,28
Студенты отделения дошкольной специальной педагогики и психологии чаще (54%) указывали свое желание работать с детьми с легкими нарушениями, несколько реже (40%) - с детьми со средней тяжестью нарушения, и только 6% студентов указали свое желание работать с детьми с тяжелой степенью нарушения.
Объясняя причин}' выбора лиц с легкой и средней степенью нарушения, они чаще указывали, чго хотя1)' получать отдачу, видеть результаты своего труда (14,4%), им интереснее работать с людьми с легкими нарушениями (6,4%). Нежелание оказывать помощь людям с тяжелыми нарушениями опрошенные объясняли тем, что с ними работать труднее, этот труд требует больших физических и моральных сил (16,4%). 6,8% студентов указали на неуверенность в себе, на отсутствие достаточного профессионального опыта. Вместе с тем, 10% будущих дефектологов хотели бы иметь опыт работы с разными детьми, а 4,4% объяснили свой выбор тем, что помощь требуется всем детям.
Результаты, полученные при ответе на вопрос «Как Вы считаете, какие качества характера Вам будут необходимы в профессиональной деятельности?» показали, что профессионально важными будущие дефектологи считают такие качества как терпение (61,33%), любовь к детям (40,67%), доброту (30%), общительность (20,67%), самообладание (19,33%), гуманность (17%), трудолюбие (13,33%), настойчивость (11,67%).
Таблица 5
Качес тва личности, признанные студентами важными для представителен избранной профессии (%)
Качества личности, необходимые для дефектолога Кол-во ответов студентов олигоотд Кол-во ответов студ. логоотд Кол-во отв. студ.отд. дошк.спец, педагогики психол. Средние значения
і 2 3 4 5
терпение 71 64 49 61,33
Окончание таблицы
1 2 3 4 5
любовь к детям 48 45 29 40,67
доброта (доброжелательность) 17 45 28 30
общительность (■коммуникабельность) 21 27 !4 20,67
самообладание (сдержанность, спокойствие, уравновешенность) 19 22 17 19,33
гуманность (милосердие) 34 8 9 17
трудолюбие 10 23 7 13,33
настойчивость (упорство) 12 15 8 И,67
профессионализм 2 16 9 9
целеустремленность 6 15 4 8,33
оптимизм 16 - 6 8.33
уверенность в себе 5 9 10 8
ответственность 9 8 4 7
требовательность к себе, другим 9 - 3 4
творческий потенциал 6 3 2 3,67
любовь к профессии - 3 8 3,67
Анализ ответов на вопрос «Хотели бы Вы изменить специальность?» показал, что такое желание присутствует у 3,5% студентов.
Желание получить дополнительную профессиональную подготовку высказали студенты старших курсов. Наиболее востребованными оказались различные курсы по логопедии (16,7% студентов), психологии (13,6%), сурдопедагогике (8,3%), использованию современных компьютерных технологий (3,2%). Также студентов интересуют отдельные технологии коррекционной помощи детям с проблемами в развитии (сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, арттерапия, педагогическая работа с детьми младенческого возраста и др.), вопросы тифлопедагогики.
Желание получить дополнительную профессиональную подготовку мы рассматриваем как позитивную тенденцию, которая свидетельствует о потребности к наращиванию своих профессиональных знаний, готовности к самообразованию, самовоспитанию. Как свидетельствуют результаты, почти половина студентов (47,4%) проявили стремление к росту профессиональной компетентности.
Свою специальность связывают с высоким заработком меньше половины будущих дефектологов (38,8%). Этот результат, на наш взгляд крайне важен, поскольку фиксирует, что получая дефектологическую подготовку, студенты не питают особых иллюзий по поводу того, что будущая педагогическая профессия даст им возможность иметь достаточно высокий материальный статус.
Исследование позволило выявить состояние профессиональной мотивации студентов, обучающихся дефектологическим специальностям, которое
должно быть учтено при подготовке кадров для специального образования, и сформулировать некоторые предложения к совершенствованию подготовки специальных педагогов: необходимо целенаправленно формировать мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности будущих дефектологов; важно содержание образовательного процесса направить на подготовку студентов к педагогической помощи людям разного возраста, включая подростков и взрослых, и разной тяжести нарушений; необходимо формировать у студентов профессионально-личностные качества (эмпатию, педагогический оптимизм, толерантность, ответственность и др.), а также уверенность, активность, творческий подход к профессии; наращивать субъектность у студентов.
Известно, что важными свойствами профессиональной мотивации являются ее динамичность и изменчивость. В процессе профессиональной подготовки мотивация может изменяться. Целенаправленное развитие мотивационно-ценностной компонента профессиональной компетентности будущих дефектологов в процессе профессиональной подготовки позволит удовлетворить растущие кадровые потребности специального образования.
Библиографический список
1. Варданян, Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога: монография [Текст],/ Ю. В. Варданян — М., 1998.
2. Малофеев, Н. Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми образовательными проблемами [Текст] / Н. Н. Малофеев //Дефектология. — 1997. — № 6. — С. 3—10
3. Методы и методики социально-педагогического исследования [Текст] / Под ред С. Г Вершловского. - С-Пб., 1999. - 143 с.
4. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии [Текст] // Дефектология. - 2000. - № 6, - С. 6-10