Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми'

Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
788
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ НА ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ / КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДЕТИ С ТЯЖЕЛОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ / PROFESSIONAL EDUCATION OF A SPEECH CORRECTOR / PROFESSIONAL COMPETENCE OF A SPEECH CORRECTOR / TRAINING OF BACHELORS AT THE DEPARTMENT OF SPEECH CORRECTION / CHILDREN WITH SEVERE SPEECH PATHOLOGY / SPEECH CORRECTION WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемова Ева Эдуардовна, Тишина Людмила Александровна, Глухоедова Ольга Сергеевна, Адильжанова Майя Александровна

В статье рассматриваются вопросы формирования способностей студентов-дефектологов решать стандартные и нестандартные профессиональные задачи. Цель – привлечь внимание к проблеме формирования у студентов практических навыков работы с детьми с тяжелой речевой патологией. Применение современных гуманитарных технологий позволяет определить психолого-педагогические условия и оптимизировать процесс подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемова Ева Эдуардовна, Тишина Людмила Александровна, Глухоедова Ольга Сергеевна, Адильжанова Майя Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF THE FACULTIES OF SPEECH CORRECTION IN THE PROCESS OF WORK WITH NON-SPEAKING CHILDREN

The article describes of formation of student’s abilities to solve standard and non-standard professional tasks. The purpose is to attract attention to the problem of formation of student’s practical skills for working with children with speech pathology. Application of modern humanitarian technologies allows to determine the psychological and pedagogical conditions and optimize the process of preparation of bachelors in the direction «Special (Speech Correction) education».

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми»

г----

33

Педагогика высшей школы

Е.Э. Артемова, Л.А. Тишина,

О.С. Глухоедова, М.А. Адильжанова

Психолого-педагогические условия формирования профессиональных компетенций у студентов дефектологических факультетов в процессе работы с неговорящими детьми

В статье рассматриваются вопросы формирования способностей студентов-дефектологов решать стандартные и нестандартные профессиональные задачи. Цель - привлечь внимание к проблеме формирования у студентов практических навыков работы с детьми с тяжелой речевой патологией. Применение современных гуманитарных технологий позволяет определить психолого-педагогические условия и оптимизировать процесс подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Ключевые слова: профессиональное образование учителя-дефектолога, профессиональные компетенции учителя-дефектолога, подготовка бакалавров на дефектологическом факультете, коррекционно-логопедическая работа, дети с тяжелой речевой патологией.

Известно, что процесс получения профессиональных навыков характеризуется созданием ряда определенных условий, направленных на развитие личности. Вопросы изучения специфики обучения в университете и системы совершенствования профильного ориентированного подхода к овладению специальными и необходимыми умениями возможны лишь в сопоставлении с факторами, обеспечивающими становление и социализацию личности.

Анализ тенденций развития специального (дефектологического) образования на современном этапе свидетельствует о необходимости расширения и совершенствования подготовки высококвалифицированных

Педагогика высшей школы

педагогических кадров. Современная система высшего дефектологического образования ориентирована на то, чтобы подготовить выпускников профессионально мобильными, расширить возможности их трудоустройства и обеспечить широкий диапазон деятельности в условиях работы одного учреждения.

Важной составляющей профессиональной компетентности специалиста по работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), является профессионально-личностная готовность. В ее основу положена профессионально гуманистическая направленность субъекта, которая проявляется в осознании им гуманистических ценностей профессиональной деятельности, целеустремленности в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в решении задач воспитания и обучения.

Учитель-дефектолог должен не только осознавать ценности профессии, мотивы своей деятельности, энергозатратность труда, но и свою готовность к выполнению профессиональной деятельности, сформиро-ванность личных свойств, востребованных профессией.

Высокий уровень регуляции деятельности педагога, работающего с лицами с оВЗ, подразумевает умение контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменения обстоятельств и принимать решения, поэтому учителю-дефектологу необходимо иметь в своем арсенале навыки и умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, способность адаптироваться в трудных неожиданных ситуациях. Самообладание дефектолога, его эмоциональная устойчивость позволяет предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, педагогом и родителями, родителями и детьми, что имеет особую значимость для правильной организации учебного процесса.

Учитель-дефектолог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания. обладая профессиональным мышлением, он должен уметь прогнозировать события и действия, владеть способами анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений, гибкого построения коррекционно-педагогических программ.

В современных учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты должны быть созданы условия для удовлетворения особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ. В связи с чем возникает необходимость новых требований к подготовке специалистов, которые должны владеть основами знаний в области смежных наук, ориентироваться в вопросах коррекционной педагогики, психологии, логопедии,

уметь взаимодействовать в работе с различными специалистами: врачами, воспитателями, психологами, специальными педагогами.

Рассматривая профессиональную компетентность как показатель качества специального (дефектологического) образования, следует выделить следующие ее параметры:

- актуальная квалифицированность (необходимый объем знаний, умений и навыков из профессиональной области, способность продуктивного владения современными информационными технологиями для осуществления профессиональной деятельности);

- когнитивная готовность (умение на деятельностном уровне осваивать профессию, способность к поиску и освоению научной информации, умение учиться и учить других);

- коммуникативная подготовленность (владение родным и иностранными языками и т.д.);

- владение инструментальными методами анализа своей деятельности с целью его рационализации и гуманизации;

- креативная подготовленность как способность к поиску новых принципиальных подходов к решению известных задач;

- понимание тенденции и основных направлений развития профессиональной области в сочетании с духовными, политическими, социальными и экономическими процессами;

- осознание позитивного отношения к своей деятельности как готовность к профессиональному совершенствованию, корпоративной самоидентификации и позиционированию;

- устойчивые и развивающиеся профессионально значимые личностные качества.

В структуре специальной профессиональной компетентности специалиста по работе с лицами с оВЗ, на наш взгляд, основополагающими являются четыре составляющие элемента: теоретическая, методическая, психологическая и педагогическая компетенции. Результаты исследования показали, что возможности или условия развития одного из элементов не компенсируют некомпетентность других, поэтому важным является создание такой образовательной среды, в которой предусматривается разработка, реализация, анализ типовых и нестандартных профессиональных задач, обеспечивающих накопление студентами практического опыта в условиях образовательного процесса.

Развитие теоретической и педагогической компетентности обусловливается всем процессом специального (дефектологического) образования и является интегральной характеристикой его интеллектуальных, моральных, социальных, этических, политических аспектов знаний.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

Методическая компетентность в структуре подготовки специалис-та-дефектолога включает знания специальных (профильных) методик обучения и воспитания, умения логически обоснованно конструировать учебный процесс для конкретной дидактической ситуации с учетом психологических механизмов усвоения учебного навыка и с учетом вопросов выявления, преодоления и предупреждения нарушений речевого и психического развития лиц с ОВЗ. Методическую компетентность мы рассматриваем как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации педагогических феноменов, как профессиональные качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. Методическая компетентность определяется набором знаний, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу-дефектологу для осуществления профессиональной деятельности. Современные образовательные стандарты требуют от выпускника умения проектировать вариативные программы обучения и воспитания для детей с тяжелой речевой патологией.

Психологическая компетентность рассматривается нами как система знаний в области общей и специальной (коррекционной) психологии, как совокупность умений организовывать учебный процесс с учетом индивидуальных психологических и возрастных особенностей обучающихся, осуществлять дифференцированное обучение, оценивать уровень собственной деятельности. Важнейшими компонентами психологической компетенции являются: психологическая готовность к коррекционно-педагогической работе с лицами с ОВЗ - наличие позитивной психологической установки на работу; сформированность определенных личностных качеств - принятие ребенка, толерантность, эмпатия, направленность на саморазвитие.

педагогическая компетентность специалиста по профилю специальное (дефектологическое) образование представляет собой знания в области дидактики, педагогики; возможности использования и создания специальных образовательных условий и коррекционно-образовательной среды; умения адекватно индивидуально-психологическим особенностям детей и группы применять педагогические средства обучения и воспитания; владение педагогическими средствами диагностики и коррекции нарушений.

Учитывая тот факт, что главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той деятельности, которую он осуществляет, возникает необходимость создания специальных педагогических условий, обеспечивающих готовность студентов к взаимодействию с различными социальными институтами, группами и организациями.

Как показывает опыт работы в практических учреждениях, выпускники дефектологических факультетов оказываются не готовыми осуществлять свою профессиональную деятельность в системе коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития (комплексные нарушения развития, тяжелая речевая патология, сложная структура дефекта и др.). Такая неспособность обусловлена рядом объективных и субъективных причин.

к объективным причинам можно отнести недостаточное количество часов в учебном плане для практического освоения изучаемых специальных дисциплин (для проведения практических и лабораторных занятий, для организации и проведения учебно-производственной практики на базе специальных коррекционных учреждений). Студенты не имеют возможности познакомиться с методами и приемами работы с детьми с тяжелыми нарушениями развития, поскольку такой категории детей не оказывается помощь в системе государственных учреждений специального (коррекционного) образования. С каждым годом возрастает число детей, имеющих те или иные нарушения развития, а количество специальных учреждений, способных оказывать профессиональную квалифицированную помощь, сокращается.

к субъективным причинам можно отнести следующее:

- недостаточная мотивация обучающихся к овладению профессиональными практическими навыками;

- отсутствие у студентов определенных личностных качеств (толерантность, эмпатия, сострадание и т.п.), из-за чего далеко не все студенты способны адекватно воспринимать особенности детей с оВЗ.

проведенное нами среди студентов-первокурсников дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова исследование, направленное на определение мотивации выбора профессии, показало следующие результаты:

- 43,7% опрошенных ответили, что «хотят помогать детям с проблемами»;

- у 21,9% участников опроса в семье или у ближайших родственников есть лица с проблемами в развитии (речевая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка развития и т.п.);

- 15,6% респондентов отметили, что их привлекло то обстоятельство, что профессия дефектолога - это нечто среднее между врачом и педагогом (практически все студенты из этой группы имеют среднее профессиональное медицинское образование);

- 12,5% студентов выбрали профессию по примеру родителей (мамы) или других родственников;

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

- 6,3% опрошенных сами в детстве занимались с логопедом и под влиянием этих занятий «с детства тоже мечтали стать логопедом».

Приведенные результаты исследования позволяют говорить о том, что большинство респондентов осознанно подошли к выбору профессии, однако далеко не многие из них реально представляют себе специфику работы дефектолога и логопеда. В связи с этим нам представляется необходимым включить в учебный план адаптационный практический курс, включающий ознакомительное посещение различных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети с проблемами в развитии. При прохождении такого курса студенты получат возможность непосредственно наблюдать за работой специалистов, принимать участие в разработке и обсуждении индивидуальных образовательных маршрутов, осознанно подойти к выбору профиля подготовки по направлениям «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагоги-ческое образование».

Особая роль, на наш взгляд, отводится дисциплинам предметной подготовки, поэтому составление вариативных образовательных программ подготовки бакалавров и возможность выбора студентами необходимого перечня дисциплин позволят более эффективно формировать у студентов профессиональные компетенции.

Таким образом, в процессе обучения необходимо создавать такие пси-холого-педагогические условия, которые бы позволяли адаптировать личностные амбиции обучающихся к формату новых условий деятельности и давали возможность реализации и освоения единого комплекса программ и проектов, реализуемых в вузе.

Библиографический список

1. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: Монография. М., 2000.

2. Лисуренко Л.А. Формирование готовности к взаимодействию с особым ребенком у будущих педагогов-воспитателей специальных (коррекционных) учреждений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

4. Назарова Н.М. Теория и практика профессиональной подготовки сурдопедагога: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993.

5. Сычева Е.А., Ратанова Т.А. Когнитивная дифференцированность и интеллектуальные особенности студентов дефектологического факультета // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 2. С. 71-78.

6. Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: Монография. М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.