ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)
УДК 376.1+378.14
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ЛОГОПЕДА
© Н.И.Болтакова
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Важным условием повышения компетентности учителя-логопеда является преемственность между средним и высшим звеньями профессионального образования, а также создание новой модели специалиста, отвечающей современным требованиям.
Ключевые слова: компетентность, содержание образования, содержание обучения.
В условиях глобальных изменений во всех сферах общественной и производственной жизни страны, вхождения России в Болонский процесс формируется новая стратегическая направленность всей системы отечественного образования. Происходят изменения в характере образования
- в целях, содержании, технологиях, переориентации результатов образования с понятий "подготовленность", "образованность", "общая культура" на понятия "компетенция", "компетентность".
Как отмечают исследователи, сегодня можно с полным основанием говорить о кризисе зна-ниево-просветительской парадигмы. Это связано с изменением самого феномена знания и его соотношения с общественной практикой: добывание знания становится приоритетной сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого современного производства вообще, темпы изменения знаний соизмеримы с темпами перестройки производственных поточных линий.
Идея компетентностно-ориентированного образования - один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций студентов, т. е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования [1].
В педагогике высшей и средней профессиональной школы обычно различают термины "содержание образования" и "содержание обучения".
Содержание образования рассматривается как тот желаемый результат, который хотелось бы иметь на выходе из учебного заведения, тот уровень и состав достижений, выраженный в категориях знаний, умений, навыков и личных качеств, который должен быть нормативом для выпускника высшего учебного заведения.
Таким образом, содержание образования -это категория, обозначающая требования к ко-
нечному результату учебной, трудовой, научной деятельности и жизнедеятельности вообще к моменту завершения обучения в вузе (школе, среднем, специальном учебном заведении), выраженная в системе знаний, умений и навыков и в сформированности личностных качеств. Чаще всего содержание образования выражается в терминах "требования к специалистам (выпускникам)", "модель специалиста".
Проблема моделирования профессиональной деятельности в связи с разработкой содержания обучения рассматривалась рядом авторов (Г.Л.Таукачем, Е.Э.Смирновой, А.А.Кыверялгом, Л.И. Романковой, Б. С. Динамовым, Д. В. Черни-левским и др.).
В качестве содержания обучения выступают учебная информация и комплекс задач, заданий и упражнений, обеспечивающих в совокупности потенциальные возможности усвоения определенной системы знаний, овладения определенной системой умений и навыков, формирования определенных мировоззренческих, гражданских и профессионально значимых качеств личности.
Анализ профессиональной деятельности в целях формирования модели деятельности и личности специалиста включает следующие составные компоненты (этапы):
• определение широты профиля деятельности специалиста;
• выявление обобщенных трудовых функций;
• анализ структуры труда;
• анализ профессиональных функций;
• анализ наиболее часто встречающихся у специалистов затруднений и ошибок;
• анализ прогноза сферы труда.
Профессиональное умение, являясь "клеточкой" профессиональной деятельности, выступает как бы ее микромоделью. Объединение отдельных умений на основе развитой мотивационной сферы свидетельствует о формировании целостной профессиональной деятельности.
Профессиональная мотивация, включающая не только осознанные и неосознанные мотивы, но и мировоззрение, убеждения, идеалы, установки личности, склонности, желания, интересы, потребности, ценностные ориентации, личностный смысл, т.е. все то, что побуждает и направляет профессиональную деятельность, является ее стержнем [2].
В настоящее время получила распространение многоступенчатая подготовка дефектологов. Ряд выпускников педагогических колледжей, получив среднее профессиональное образование по специальностям 0318 "Специальное дошкольное образование", 0319 "Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях", 0320 "Коррекционная педагогика в начальном образовании", продолжают свое обучение на соответствующих факультетах высших учебных заведений. В контексте актуальной задачи построения современной системы непрерывного профессионального образования представляет интерес опыт разработки и использования инновационных технологий обучения, обеспечивающих поэтапность, преемственность и системность процесса формирования специалиста от начального до высшего звена [3].
Многоступенчатая подготовка педагогических кадров имеет ряд преимуществ перед остальными формами подготовки: во-первых, студенты приходят в вуз уже профессионально ориентированными, имея не только представления о выбранной профессии, но и некоторый опыт работы; во-вторых, они владеют методиками работы с нормально развивающимися детьми и, освоив методики работы с детьми с особыми потребностями, становятся универсальными специалистами для работы в условиях интеграции.
В последние годы в целом ряде исследований отмечается недостаточная профессиональная компетентность педагогов, в том числе и специальных, в создании адекватной образовательной ситуации для полноценного развития детей и подростков с трудностями в обучении (А.П.Тарасова, Е.В.Шаталова, Т.И.Янданова и др.) В связи с этим вопросы профессиональной подготовки педагогических кадров дошкольного и школьного образования по работе с детьми группы риска являются актуальными.
Профессиональную компетентность логопеда надо рассматривать как важное психолого-педа-гогическое условие эффективности пропедевтической и коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в овладении устной и письменной речью.
За время обучения у студента должны быть сформированы общекультурные компетенции,
профессиональные компетенции и специальные компетенции, которые являются базовыми в подготовке учителя-логопеда:
- знание клинической и психолого-педагоги-ческой характеристики лиц с нарушениями речи;
- способность осуществлять дифференцированный выбор коррекционных методик и проводить логопедическую работу с лицами, имеющими нарушения речи;
- способность проектировать индивидуальные коррекционные программы для лиц с нарушениями речи;
- способность составлять рекомендации по профилактике нарушений речи у детей и подростков;
- способность понимать связь общественного и семейного воспитания, особенности детско-родительских отношений в семьях, где воспитываются дети с нарушениями психофизического развития и др.
Сегодня имеется потребность в обеспечении такого качества вузовской подготовки, которое позволяет достигать не только нормативного уровня профессиональной готовности (общекультурного, предметного, психолого-педагоги-ческого, методического) будущего учителя, определенного современными государственными образовательными стандартами, но и создавать потенциал для творчества в процессе профессионального становления.
Современная система дефектологического образования представляет собой сеть подразделений в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку педагогических кадров к работе с детьми с нарушениями в развитии, включая соответствующие подразделения учреждений повышения квалификации. Ее целью является совершенствование качества подготовки специалистов для системы специального образования.
В последние годы система дефектологического образования значительно расширилась, что вызвано рядом причин. Во-первых, по мере роста охвата детей, нуждающихся в специальной помощи, повысился спрос на выпускников дефектологических факультетов. Согласно официальным данным, отечественная система специального образования не отвечала реальной потребности. Так, в документе Министерства образования Российской Федерации сказано: "По сравнению с развитыми странами специальную педагогическую поддержку получают лишь около 1/3 детей, нуждающихся в ней" [4]. Расширение сети образовательных учреждений, оказывающих специальную помощь, потребовало увеличения количества квалифицированных кадров, что в свою
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ: ПЕДАГОГИКА
очередь неизбежно привело к открытию новых подразделений (кафедр, отделений, факультетов), осуществляющих подготовку специалистов дефектологического профиля.
Во-вторых, благодаря "децентрализации" высшего образования, наряду с факультетами вузов столицы и крупных областных центров открылись многочисленные кафедры и отделения в районах, удаленных от центра, но имеющих высокую потребность в дефектологических кадрах.
В-третьих, сеть дефектологического образования расширилась за счет подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования по специальностям: 0318 "Специальное дошкольное образование", 0319 "Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях", 0320 "Коррекционная педагогика в начальном образовании"
[5].
В подготовке коррекционных педагогов и специальных психологов важна фундаментальность образования. Прежде она обеспечивалась благодаря наличию в стандартах и учебном плане общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно-научных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин. Блок общепрофессиональных дисциплин включает психологию, педагогику, специальную психологию, специальную педагогику, психолингвистику, психолого-педаго-гическую диагностику, использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, а также медицинские дисциплины (возрастная анатомия и физиология, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы генетики, основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности, клиника интеллектуальных нарушений, анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения), которые знакомят студентов с этиологией и патогенезом нарушения умственного и физического развития ребенка.
Положительной чертой современного дефектологического образования является подготовка специалистов, ориентированных в смежных областях деятельности. Студенты на старших курсах (как правило, на пятом) знакомятся с основами других дефектологических специальностей в курсе "Основы обучения и воспитания детей с нарушениями развития", что, безусловно, расширяет их знания в области специальной педагогики. Курсы по выбору, факультативы, такие как "Ранний детский аутизм", "Обучение и воспитание детей с нарушением поведения", "Обучение и воспитание детей с ДЦП", "Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушения"
и другие, способствуют росту профессиональной компетентности будущего специалиста-дефекто-лога.
Современное высшее образование должно быть ориентировано не столько на получение студентом готовых конкретных знаний или формирование частных умений, сколько на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к овладению новыми знаниями, развитие творческих способностей и самостоятельности в принятии ответственных решений. Другими словами, для результата образования важным становится не только что знает будущий специалист, но и как он может действовать.
По сути, в наши дни самое время вести разговор о новом статусе вуза, который не только дает базовое высшее образование, но и обеспечивает, опираясь на информационно-коммуникационные технологии, профессиональную поддержку выпускника на протяжении всей его профессиональной карьеры.
В связи с этим при разработке модели специалиста внимание разработчиков должно быть направлено:
• во-первых, на подготовку профессионала, что предполагает: учет мест и должностей, на которых может быть использован выпускник по конкретной специальности, его обобщенных трудовых функций, что находит отражение в квалификационной характеристике специалиста (по образованию), а также в информационном обеспечении, в содержании образования по всем обобщенным трудовым функциям;
• во-вторых, на обеспечение общего уровня образованности и интеллектуального развития, соответствующего высшему образованию, что предусматривает включение в содержание вузовского компонента образования гуманитарного и естественнонаучного циклов дисциплин.
1. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - 145 с.
2. Савельев А.Я., Семушина Л.Г., Кагерманьян В.С. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе. - М.: НИИВО, 2005. - 72с.
3. Михалкина Е. Колледж - ВУЗ: опыт взаимодействия // Высшее образование в России. - М.: Моск. гос. ун-т печати, 2007. - №8. - С.150-151.
4. О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.99 №3/1 // Сборник нормативных документов. Специальные (коррекци-
онные) образовательные учреждения. - М.: вания // Дефектология. - М.: ООО "Школьная
ИКАР, 2001. - 128 с. Пресса", 2007. - №4. - С.54-59.
5. Перова М.Н. Основные тенденции развития современной системы дефектологического образо-
PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN A FUTURE SPEECH THERAPIST
N.I.Boltakova
The author explores the problem of professional competence formation in a future teacher. According to the author, an essential condition for improvingprofessional competence of a speech therapist is continuity between the secondary and higher education and creation of a new type of a specialist able to meet modern requirements.
Key words: competence, content of education, learning content.
Болтакова Наталья Ивановна - старший преподаватель кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 02.03.2011