t'i вестник пггпу
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 378
Гирилюк Татьяна Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, факультет
педагогики и психологии детства
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Тайапа N. Girilyuk
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of speech therapy, faculty of pedagogy and psychology of childhood
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,
e-mail: [email protected]
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS THE FIELD OF THE CORRECTIONAL DEVELOPING TRAINING AND EDUCATION OF EARLY CHILDREN
Аннотация. Реализация компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании предполагает определение и формирование компетенций по направлению и профилю подготовки бакалавриата и магистратуры. Формирование профессиональной компетентности у студентов в области раннего коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей -центральная проблема исследования. В статье проанализирована проблема, цели и задачи исследования.
Ключевые слова: коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей раннего возраста; комплексный подход; профессиональная компетентность; высшее профессиональное образование.
Abstract. Realization of competence-based approach in higher education assumes definition and formation of competences in the direction and a profile of preparation of a bachelor degree and a magistracy. Formation of professional competence at students in the field of the early correctional developing training and education of children - the central problem of research. In article the problem, the purposes and research problems is analysed.
Key words: the correctional developing training and education of children of early age; an integrated approach; professional competence; higher education.
© Гирилюк Т.Н., 2014
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
На современном этапе развития специальной педагогики актуальными являются проблемы поиска эффективных путей ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей и подготовки педагогов, способных осуществлять эту работу. Исследования, посвященные изучению нарушений речевого и психомоторного развития в младенческом и раннем возрасте, а также разработке методик ранней коррекционно-развивающей работы при различных расстройствах, становятся все более востребованными.
В первую очередь это связано с ростом рождаемости в нашей стране и ухудшением состояния здоровья детей, с одной стороны, и недостаточной разработанностью программ раннего вмешательства, отсутствием федеральной системы ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям, с другой стороны, а также проблемой подготовки квалифицированных кадров в области раннего вмешательства для учреждений системы образования, здравоохранения и социального развития.
Реализация раннего коррекционно-развивающего подхода в специальном образовании позволяет по-новому оценить значимость педагогической профессии (педагога-дефектолога, учителя-логопеда) для предупреждения и преодоления нарушений в развитии у детей.
Данные исследований в области педиатрии, детской психиатрии и неврологии, специальной психологии и педагогики свидетельствуют о том, что среди различных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения.
Современные исследования свидетельствуют о преобладании у детей раннего возраста задержки речевого и психомоторного развития, обусловленных сочетанием негативных факторов: биологических (перинатальное поражение центральной нервной системы - до 80 %) и социальных (психологическая и педагогическая неграмотность родителей, отсутствие своевременной комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с органическим поражением центральной нервной системы в младенческом и раннем возрасте). При наличии патологических факторов, негативно сказывающихся на двигательном, психическом и речевом развитии ребенка, очевидно, что необходимо раннее комплексное коррекционно-развивающее воздействие.
Несмотря на значительные достижения отечественной науки и практики в области раннего вмешательства, обучение и воспитание детей младенческого и раннего возраста по-прежнему носит характер «усредненного». Ответственность за развитие детей в этом возрасте возлагается на семью и специалистов системы здравоохранения и лишь отчасти - на педагогов образовательных организаций.
Но ведь именно возраст от рождения до 3 лет обладает потенциальными возможностями к быстрому и более качественному восстановлению функций и нервно-психического здоровья, утраченных вследствие перинатального поражения центральной нервной системы. Но максимально реализоваться эти возможности могут лишь при своевременном (как можно более раннем) начале реабилитационных мероприятий, включающих комплексное лечение и коррекционно-развивающее обучение ребенка, а также психологическую
151
Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
помощь семье по вопросам развития, воспитания и обучения детей, что создаст благоприятные условия для коррекции и компенсации (Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько, О.Е. Громова, Ю.А. Разенкова и др.).
Хотя, как показывает практика, семья, медицинские работники, педагоги дошкольных образовательных организаций не так часто проявляют интерес к методическим разработкам в области раннего вмешательства. Такое явное несоответствие между достижениями современной научной мысли и реалиями педагогической практики видится нам одним из важнейших научных противоречий, порождающих множество проблем, одной из которых является значительная распространенность речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что решение задач организации и осуществления своевременной коррекционно-развивающей работы с детьми младенческого и раннего возраста имеет первостепенное значение и требует специальной подготовки педагогов, формирования профессиональной компетентности студентов на этапе получения высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия».
Анализ нормативных документов, психологической, педагогической литературы, изучение опыта работы педагогов по вопросам раннего вмешательства позволил выявить ряд противоречий:
Противоречия научно-теоретического уровня между: достижениями отечественной педагогической науки в области раннего коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей и реальной практикой применения данных разработок в педагогической деятельности.
Противоречия научно-методического уровня между: возможностью формирования профессиональной компетентности педагога в области решения задач раннего коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей и отсутствием программно-целевых ориентиров при построении педагогического процесса в системе высшего профессионального образования по данному направлению.
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая апробация процесса формирования профессиональной компетентности у студентов в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста в системе высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия».
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и прикладные аспекты проблемы формирования профессиональной компетентности в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста.
2. Определить содержательную и уровневую характеристики основных параметров профессиональной компетентности в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста (компоненты, показатели, критерии оценки, уровни).
152
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
3. Осуществить подбор и модификацию диагностического инструментария по определению профессиональной компетентности у студентов в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста.
4. Разработать и апробировать программу формирования профессиональной компетентности в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста и осуществить её экспериментальную апробацию.
Проведенное нами исследование связано с одной из наиболее актуальных проблем современной системы специального образования - подготовки педагогов в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста. Проведенный нами анализ исследований позволил обозначить ряд положений, составляющих основу опытно -поисковой работы:
1. Проблема раннего коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей является актуальной, имеет глубокие методологические основания, но не находит должного отражения в практике дошкольных образовательных организаций, в учреждениях систем здравоохранения и социального развития по ряду причин: недооценка родителями и специалистами необходимости раннего начала коррекционно-развивающей работы, недостаточная разработанность технологий ранней комплексной психолого-медико-педагогической помощи; ограниченность условий, форм, методов и средств раннего коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей в целостном педагогическом процессе; отсутствие у педагогов компетенций в области раннего вмешательства; отсутствие программно-целевых ориентиров при построении педагогического процесса в системе высшего профессионального образования по данному направлению.
2. Программа и содержание формирования профессиональной компетентности у студентов в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста в системе высшего профессионального образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» отражено в разработанных нами в ходе исследования учебно-методическом комплексе дисциплины «Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста», в учебно-методическом пособии «Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста», рабочей тетради для самостоятельной работы студентов.
Подведение итогов апробации программы формирования профессиональной компетентности у студентов в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей младенческого и раннего возраста планируется в конце 2014/15 учебного года. Промежуточные результаты свидетельствуют о достаточно высоком уровне сформированности компетенций в рамках изучения дисциплины «Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия».