Б01: 10.12731/2218-7405-2017-6-114-133 УДК 316.614
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Левицкая И.А.
Формирование профессионально-личностных качеств будущих специалистов является одной из основных задач профессионального образования. Институциональная трансформация общественных отношений является фундаментом инновационной профессиональной подготовки квалифицированных кадров народного хозяйства. Профессиональная подготовка и организация образовательной деятельности в современных социокультурных реалиях выступает как процесс становления профессионально-личностных качеств и формирования ценностно-смыслового отношения к социокультурному пространству. Рассмотрены формы работы, направленные на формирование профессионально-личностных качеств будущих инженеров на примере технического университета. Установлено, что актуализация становления профессионально-личностных качеств обеспечивается вовлечением субъектов образовательного процесса в активную познавательную деятельность, совместным решением социальных проблем, развитием субъектного потенциала будущих специалистов, освоением различных социальных ролей. Показаны возможности данного подхода для анализа особенностей и проблем становления профессионально-личностной позиции.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение; профессиональные компетенции; субъекты профессионального образования; личностно-ориентированный подход; профессиональные качества.
PECULIARITIES OF FORMATION PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES OF THE FUTURE SPECIALISTS IN THE TECHNICAL UNIVERSITY
Levitskaya I.A.
Formation ofprofessional and personal qualities of future specialists is one of the main tasks ofprofessional education. Institutional transformation of social relations is the foundation of innovative professional training of qualified personnel in the national economy. Professional training and organization of educational activities in modern socio-cultural realities is a process of the formation of professional and personal qualities and the formation of a value-semantic relationship to the socio-cultural space. The forms of work aimed at the formation ofprofessional and personal qualities offuture engineers on the example of a technical university are considered. It is established that the actualization of the formation ofprofessional and personal qualities is ensured by the involvement of the subjects of the educational process in active cognitive activity, the joint solution of social problems, the development of the subject potential offuture specialists, the development of various social roles. The possibilities of this approach for analyzing the peculiarities and problems of the formation of a professional-personal position are shown.
Keywords: professional self-determination; professional competency; the subjects of vocational education; student-centered approach; professional abilities.
Современная субъектно-ориентированная педагогическая концепция носит социокультурный характер и определяет стратегической целью оптимальную реализацию заложенного в человеке личностного потенциала. В этой связи основу формирования профессионально-личностных качеств составляет понимание образования как развивающего и гармонизирующего процесса, как сред— 115 —
ства развития личностного потенциала в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами общества.
Профессиональное образование предполагает не только качественную подготовку специалистов, способных к практической реализации полученных знаний для обеспечения стабильности и развития общества, т.е. обеспечение качественного, современного и доступного образования, трансформированного через развитие научных и образовательных технологий для реализации в общественном воспроизводстве, предпринимательской деятельности, науке и т.д. Стратегической целью современного образовательного процесса, основанного на концепции «lifelong learning», является формирование профессионально-личностной позиции в масштабах, необходимых для эффективного функционирования и социокультурного развития общества [8].
В данной связи социокультурный компонент профессионального становления личности носит личностно-ориентированный характер, однако основу образовательного жизненного пространства составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная образовательная среда [1].
Социокультурная база формирования профессионально-личностных качеств студентов предполагает совокупность информационного, технологического, материального обеспечения процесса, в котором непосредственно протекает деятельность субъектов профессионального образования. Социально-образовательная среда рассматривается как система позитивных и негативных влияний, условий, а также возможностей обучения и развития личности. Поэтому проектирование социокультурной образовательной среды базируется на понимании мотивов, интересов, потребностей субъектов образовательного процесса. Примечательно, что субъекты образовательного пространства также выступают в качестве элементов данной социокультурной среды, оказывая влияние своими отношениями и действиями [9].
Эффективность обучения в конкретном учебном заведении во многом зависит от качества компонентов этой среды, от степени их
соответствия основным концептуальным и результативно-целевым установкам и особенностям образовательного процесса. Поэтому образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство личностного и профессионального становления студентов [6].
В нашем исследовании под гуманитарно-ориентированной образовательной средой мы понимаем социокультурное пространство учебного заведения, посредством которого будущий специалист обобщает и систематизирует гуманитарные знания, обогащает и осмысляет ценностно-нормативную базу, включается в культурные связи общества [10]. Гуманитарно-ориентированная образовательная среда выступает, с одной стороны, как внешнее объективное условие профессиональной подготовки квалифицированных инженерных кадров [5], с другой стороны, как внутренний процесс становления личностных качеств студентов, формирования ценностно-смыслового отношения к миру [7].
Как показывает практика, решение актуальных задач формирования профессионально-личностной позиции будущих выпускников технических вузов осложняется их недостаточно серьезным осмыслением содержания гуманитарного знания и, как следствие, отношением к общественным наукам как к чему-то второстепенному, необязательному, факультативному. В целом результаты освоения таких дисциплин, как история, культурология, философия, социология и др. показывают недостаточный уровень знаний студентов практически по всем гуманитарным дисциплинам базового блока учебного плана, что отмечают коллеги в федеральных университетах [1, 2, 3].
Проведенный анализ образовательной среды выявил некоторые принципиальные отличия образовательного процесса в техническом университете:
- приоритетом содержания образования является формальная логика и строгие однозначные определения терминов;
- язык общения максимально лаконичен, исключает в идеальном варианте образность, метафоричность, плюралистические суждения, ценностные аспекты и смысловые оттенки;
- алгоритмы выполнения заданий стандартизируются, оптимизируются и унифицируются, что исключает проявление креативности и инициативы;
- цели и задачи образовательной деятельности определяются исходя из содержания образования и структуры изучаемых курсов.
Данные характеристики образовательного пространства во многом противоречат той социальной среде, в которой может активизироваться творческий гуманитарный потенциал и которая характеризуется тем, что, во-первых, обеспечивает высокую степень эмоциональной вовлеченности студентов в процесс познания и освоения образовательных программ; во-вторых, делает важными и ценными не только объективные научные цели, связанные с решением образовательных и профессиональных задач, но и субъективные, лич-ностно значимые цели субъекта образования.
Поэтому в ходе экспериментальной работы нами было проведено анкетирование с целью выяснения степени удовлетворенности обучающихся социальным пространством и образовательным процессом. Анализ полученных данных (таблица 1) позволяет выделить наибольшую удовлетворенность студентов такими компонентами образовательного процесса, как организация учебного процесса, уровень требований к образовательной деятельности студента, качество образования, индивидуальный подход к образовательной деятельности, организация внеучебной работы в университете (средний балл показателей в пределах от 4,35 до 4,07). В меньшей степени (средний балл показателей от 3,99 до 3,05) выявлена удовлетворенность возможностью раскрыть творческие способности, применением проблемных, дискуссионных методов обучения, внедрением в учебный процесс современных образовательных технологий и инноваций, содержанием образования, возможностью личностного развития.
Наименьшую положительную оценку получили такие значимые компоненты образовательного пространства, как гуманитарно-ориентированная среда технического университета, единство профес-
сиональной и гуманитарной подготовки, включенность в учебный процесс ролевых, имитационных, проективных методик, междисциплинарная интеграция профессионального и гуманитарного знания (значение среднего балла колеблется от 2,19 до 2,87).
Таблица 1.
Удовлетворенность образовательным процессом (n=588)
Ранги Компоненты образовательного процесса Баллы
1. Организация учебного процесса 4,35
2. Индивидуальный подход к образовательной деятельности студента 4,30
3. Уровень требований к образовательной деятельности студента 4,18
4. Качество образования 4,14
5. Формирование профессиональных навыков 4,09
6. Организация внеучебной деятельности 4,07
7. Содержание образования 3,99
8. Возможность для студентов раскрыть творческие способности 3,94
9. Организация производственной практики 3,69
10. Применение проблемных, дискуссионных методов обучения 3,67
11. Стиль преподавания 3,65
12. Отношения с однокурсниками 3,62
13. Психологическая атмосфера в вузе 3,56
14. Организация научно-исследовательской работы 3,53
15. Отношения с преподавателями 3,51
16. Психологическая атмосфера в группе 3,45
17. Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий и инноваций 3,23
18. Возможность личностного развития 3,05
19. Организация психолого-педагогической поддержки 3,02
20. Включенность в учебный процесс ролевых, имитационных, проективных методик 2,87
21. Личностно-ориентированная среда вуза 2,78
22. Единство профессиональной и гуманитарной подготовки 2,69
23. Междисциплинарная интеграция профессионального (технического) и гуманитарного знания 2,56
24. Практико-ориентированная среда вуза 2,44
25. Гуманитарно-ориентированная среда вуза 2,19
Таким образом, наиболее низкие оценки получили компоненты, характеризующие содержательно-процессуальную составляющую формирования социокультурной компетенции.
Опираясь на исследования О.Л. Урбан [4], считаем, что содержание гуманитарно-ориентированной образовательной среды высшего учебного заведения включает в себя следующие компоненты:
- аксиологический - способствует усвоению социокультурных ценностей и формированию личностно значимой целостной системы ценностных ориентации на основе системных научных знаний о человеке, культуре, обществе;
- деятельностный - имеет целью формирование разнообразных способов деятельности и готовности к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни;
- мотивационный - создает условия для самопознания, развития рефлексивных способностей, овладения способами саморегуляции и самоопределения, формирования жизненной позиции.
Проектирование и конструирование гуманитарно-ориентированного образовательного пространства происходило с опорой на принципы, позволяющие включить гуманитарные идеи, ориентации и ценности в систему технического знания и перевести их в режим саморганизации и саморазвития личности:
- равнозначность всех участников социокультурного взаимодействия;
- диалогичность, сотрудничество субъектов образовательного процесса;
- антропоцентричность высшего технического образования;
- единство профессиональной и гуманитарной подготовки инженеров;
- междисциплинарная интеграция технического и гуманитарного знания.
Гуманитарно-ориентированная социокультурная образовательная среда представляет собой объективный способ существования, со-существования и взаимодействия субъектов образовательного
процесса, подразумевающий совокупность специально создаваемых педагогических условий, создающих объективную основу и обеспечивающих единство процессов личностного развития и профессионального становления будущих инженеров. Гуманитарно-ориентированная образовательная среда университета фиксирует комплекс психолого-педагогических, организационно-технологических и ди-дактико-методических факторов и средств, которые в совокупности способствуют созданию условий для личностного развития студентов.
Проведенный анализ требований работодателей в ходе социологического исследования имел целью выявить личностные и профессиональные качества, способности и умения, значимые для будущих специалистов. Результатом анализа является сформированный перечень образовательных результатов с точки зрения требований работодателей:
- личностные качества и способности (активность, эмоциональная устойчивость, адаптивность, обучаемость, стремление к самосовершенствованию, самореализации, саморазвитию и др.);
- профессиональные знания, качества и навыки специалиста (знание специфики отрасли, знание требований законодательных и нормативных документов, навык использования основных прикладных программных средств и информационных технологий и др.);
- менеджмент-способности (стремление к успеху, лидерству, проявление инициативы, тайм-менеджмент, готовность к решению проблем и оперативность принятия решений, навык генерации новых идей, способность и готовность вступать в продуктивное взаимодействие и др.).
Результаты анализа данных показателей (средний балл не ниже 3,0) представлен в таблице 2.
Резюмируя результаты проведенного анализа, следует отметить, что в профессиональной подготовке будущих выпускников основным ценностным приоритетом образовательной деятельности является развитие интеллектуальной активности и познавательной самостоятельности личности, управленческих, коммуникативных и органи-
заторских способностей, готовность к производственной деятельности. Это является основой для формирования у студентов в процессе профессиональной подготовки таких значимых и ценных качеств личности, как ответственность, самостоятельность, инициативность, активность, развитие собственной внутренней культуры и др.
Таблица 2.
Актуальные качества личности и профессиональные умения (п=443)
Ранги Показатели Рейтинг
Личностные качества и способности
1. Ответственность 4,6
2. Активность 4,4
3. Оперативность, способность быстро мобилизовать силы 4,4
4. Умение и готовность работать в команде 4,3
5. Стремление к самосовершенствованию, самореализации 4,1
6. Адаптивность 4,1
7. Умение и готовность работать самостоятельно 4,1
8. Способность и готовность обучаться в течение всей жизни 3,9
9. Эмпатия 3,9
10. Толерантность 3,5
11. Приверженность к морально-этическим ценностям 3,4
12. Адекватная самооценка 3,1
Менеджмент-способности
1. Стремление к успеху, лидерству 4,9
2. Тайм-менеджмент 4,5
3. Умения планирования и прогнозирования 4,4
4. Способность и готовность вступать в продуктивное взаимодействие 3,9
5. Навыки управления информацией 3,7
6. Умения быстро и эффективно принимать решения 3,7
7. Проявление инициативы 3,6
8. Навык генерации новых идей 3,6
9. Готовность к решению проблем и оперативность принятия решений 3,1
Профессиональные знания, качества и навыки
1. Владение технико-инженерными знаниями 4,8
2. Навык использования основных прикладных программных средств и информационных технологий 4,8
Окончание табл. 2.
3. Способность к профессиональной мобильности 4,3
4. Знание специфики отрасли 4,2
5. Знание требований законодательных и нормативных документов 4,1
6. Владение основами и принципами организации производственно-технологической деятельности 3,9
7. Способность и готовность к использованию навыков работы с различным программным обеспечением 3,9
8. Способность и готовность обучаться в течение всей жизни 3,9
9. Владение основами и принципами организации организационно-управленческой деятельности 3,8
10. Владение основами и принципами организации научно-исследовательской деятельности 3,8
11. Владение основами и принципами организации проектной деятельности 3,5
Принимая во внимание вышесказанное, на реализацию педагогического условия актуализации становления личностных качеств студентов в гуманитарно-ориентированной образовательной среде были направлены следующие формы работы: психолого-педагогические консультации и тренинги, сюжетно-ролевые, деловые и имитационные игры, коррекция содержания производственной практики, создание студенческого молодежного центра, проведение олимпиад по дисциплинам социально-гуманитарного цикла и др.
Психолого-педагогические консультации и тренинги проводились в экспериментальных группах по следующим вопросам (тематика предлагалась самими студентами): «Коммуникативные качества личности», «Психология эмоциональных отношений», «Принципы делового общения», «Модератор деловой коммуникации», «Стили общения и конфликты», «Перцептивная сторона общения», «Акцентуации характера и направленность личности» и др.
Данная форма работы была направлена на преодоление сложившихся затруднений студентов. Поставленная задача достигалась актуализацией полученных психолого-педагогических знаний (в том числе во время прохождения производственной практики). Например, задача тренинга «Пути и способы разрешения конфликтов» - опреде-
лить стратегии поведения в конфликтной ситуации - реализовывалась путем поиска ответов на следующие вопросы: В чем вы видите причину конфликта (т.е. уяснение сути проблемы)? Чего вы ждете от разрешения данной ситуации (т.е. выявление истинных потребностей)? Что нужно сделать для преодоления разногласий (т.е. определение дальнейших действий)? При этом разбирались реальные конфликты студентов и предложенные конфликтные ситуации, «сформированные» в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга. Таким образом, анализ конкретных ситуаций формировал установку на самосовершенствование личностных качеств студентов, актуализировал необходимость применения психолого-педагогических знаний в процессе социального взаимодействия.
Кроме того, в целях актуализации личностных качеств студентов мы использовали интерактивные сюжетно-ролевые, деловые и имитационные игры («Что делать, если...», «Дерево ожиданий», «Построить мост», «Реинкарнация», «Вавилонская башня», «Мои ожидания», «Пессимист, Оптимист, Шут», «Восточный базар», «Личный багаж», «Главная идея» и др.). Выбор данных методик позволял развить коммуникативные и организаторские способности, лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе, освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства, умение организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, аргументировано доказывать свою точку зрения, развить самостоятельность, активность, толерантность, творческий подход к заданию, помочь студентам разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.
В ходе эксперимента мы дополнили содержание производственной практики студентов экспериментальных групп, которое было отражено в отчетах, составляемых в ходе её прохождения. При этом целеполагание через закрепление теоретических знаний по блоку профессиональных и специальных дисциплин дополнялось применением социокультурных, гуманитарных знаний, коммуникативных и организаторских навыков и умений в производственной деятельности студентов, что является важным фактором успешности в профессиональной подготовке будущих инженеров.
Дополнение содержания заключается в следующем: в раздел «Организационные вопросы» отчета по практике включен пункт «Корпоративная культура»: студенты экспериментальных групп выявляли совокупность существующих в коллективе моделей поведения, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации (принятая система лидерства, стили разрешения конфликтов, действующая система коммуникации, принятая символика, лозунги, организационные табу, ритуалы). Раздел «Производственные совещания» дополнен пунктом «Моде-рация совещаний» с целью отработки навыка организации групповой работы в режиме сотрудничества для принятия эффективного решения в группе. Раздел «Картография конфликта» включен в отчет как средство анализа и рефлексии конфликтной ситуации. Студенты экспериментальных групп в ходе анализа конфликтов отвечали на следующие вопросы: Что случится, если этого не будет? Что случится, если это будет? Чего не случится, если этого не будет? Чего не случится, если это будет? Таким образом, студенты получали возможность спрогнозировать последствия различных вариантов дальнейшего развития ситуации.
Учитывая сущность и принципы гуманитарно-ориентированного образовательного пространства, в ходе экспериментальной работы создан студенческий молодежный центр (СМЦ), цель которого -максимальная реализация личностных качеств студентов, создание условий для научно-исследовательской деятельности, поддержка инициатив и творческого потенциала студентов. В работе проектной группы по созданию центра принимали участие студенты экспериментальных групп: проводили конкурс атрибутов центра, планировали мероприятия, определяли тематику направлений и т.д. Студентами были выработаны организационные принципы центра: во-первых, СМЦ является самостоятельно действующим органом студенческого самоуправления; во-вторых, управление центром осуществляется координационным Советом на принципах сотрудничества и коллегиальности; в-третьих, решения Совета согласовываются с преподавателями-координаторами направлений деятельности.
В рамках созданного СМЦ осуществлялась опытно-экспериментальная работа по следующим направлениям: личностные и профессионально значимые качества, планирование и развитие карьеры, научно-исследовательская работа и проектная деятельность. Тематика занятий обсуждалась совместно со студентами, поэтому её содержание являлось значимым для будущих инженеров. Проведение обучающих семинаров, круглых столов, тренингов, консультаций, ролевых игр потребовало привлечения специалистов соответствующих профилей по тематике занятий «Основы планирования карьеры», «Финансовая грамотность», «Тенденции современного рынка труда», «Малый бизнес: как начать свое дело?», «Альтернативная занятость молодежи», «Карьерный старт»,«Управление проектами», «Основа личностного самосовершенствования», «Тайм-менеджмент», «Основы социологического исследования», «Формирование команды проекта».
Научно-исследовательская работа и проектная деятельность в экспериментальных группах имела целью практическое применение гуманитарных знаний и формирование опыта социально значимой деятельности. В педагогическом эксперименте приоритетными являлись социокультурные проекты историко-культурной и социальной направленности. Особого внимания заслуживает характер исследовательской деятельности студентов при работе над практико-ориенти-рованными (прикладными) проектами, которые в идеале не являются чисто исследовательскими (практико-ориентированные проекты не требуют выдвижения гипотез, проведения эксперимента). Между тем исследовательская деятельность занимает значительную часть времени при реализации данного типа проектов. Более того, решение практической задачи связано с решением исследовательской проблемы, планированием и анализом. Поэтому в ходе выполнения проекта студенты отвечали на следующие вопросы:
- Каковы конкретные практические цели проекта?
- Каковы конкретные результаты, ведущие к достижению целей проекта? Какова будет польза от проекта? Какие улучшения и изменения будут произведены проектом?
- Каковы источники информации, которая существует или может быть собрана?
- Какие мероприятия и в каком порядке планируется провести для того, чтобы осуществить планируемые результаты? Какие факторы и условия должны быть учтены, чтобы ожидаемые результаты привели к осуществлению цели проекта?
Конечным продуктом учебных социокультурных проектов историко-культурной направленности являлись учебные материалы (видеофильмы, презентации, справочники, словари). Тематика данных проектов обширна и охватывает содержание дисциплин социально-гуманитарного цикла дисциплин, преподаваемых на факультетах ИЭФ, ГЭМФ и ГФ, охваченных опытно-экспериментальной работой. Примеры социокультурных проектов историко-культурной направленности: «Социокультурные аспекты современного этапа НТР: техника и цивилизация», «Мифы в истории ХХ века», «Культурный симбиоз», «Женские образы в культуре», «Этикет как знаковая система в культуре», «Мультикультурализм в современном мире», «Культура повседневности», «Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации», «Современные тенденции молодежной субкультуры» и др.
Особого внимания заслуживает этап рефлексии, включающий самооценку и самоанализ проекта, и составление отчета о его выполнении.
Отчет о выполнении проекта заполнялся каждым участником проекта самостоятельно. По завершении каждого проекта участникам были предложены следующие вопросы: Интересен ли проект? Соответствует ли он реальным условиям действительности? Достаточно ли было теоретических знаний для реализации проекта? Какие источники информации вы использовали для пополнения знаний? Какой опыт (умения, навыки) приобрели в ходе выполнения проекта? Насколько было комфортно при выполнении проекта? Рационально ли использовалось время при работе над проектом? Какие изменения внесли бы в проект, если бы работа выполнялась заново и почему?
Чаще всего студенты отмечали ограниченность источников информации и недостаточность знаний для реализации проекта. Поэтому участники были включены в деятельность по совместной с
педагогами разработке и дальнейшей реализации индивидуальных образовательных программ (траекторий): определения целей, задач, критериев выбора стратегии учебной деятельности, общения, поведения, прогнозирования его последствий и рефлексии результатов соответствующей деятельности.
Продвижение студентов по индивидуальной образовательной траектории рассматривается нами как персональный путь реализации личностного потенциала, включающий компоненты: содержательный (информация о содержании своего знания и незнания - «знаю, что..» ); личностный (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации - «знаю, что я.»), технологический (информация об усвоенных действиях, методах, способах преобразования знания - «знаю, как.»); рефлексивный (понимание смысла информации и деятельности по ее получению - «знаю, для чего») [6].
Для рефлексии координаторов проекта нами определены дополнительные вопросы: Оцените готовность участников к проекту. Ориентирован ли проект на имеющиеся теоретические знания и социальный опыт? Насколько самостоятельны были студенты в принятии решений и своих действиях? Ощущался ли положительный эмоциональный настрой участников проекта? Какие структурные компоненты социокультурной компетенции проявились в ходе выполнения проекта?
Информация преподавателей являлась основой для коррекции экспериментальной работы, выбора средств её проведения. В частности, в первый год эксперимента преподаватели отмечали фрагментарность теоретических знаний, нежелание студентов заниматься социокультурными проектами, предпочитая научно-исследовательскую работу по естественно-научной и технической проблематике. Как уже отмечалось, будущие инженеры не осознавали значимости гуманитарного знания, не связывали изучение гуманитарных дисциплин с будущей профессиональной деятельностью. Между тем подавляющее большинство из них рассматривало гуманитарные дисциплины как одно из средств реализации своего личностного потенциала и повышения культурного уровня.
Проведение социологического исследования выявило необходимость изучения факторов (причин, движущих сил), стимулирующих интерес будущих инженеров к изучению социально-гуманитарных дисциплин. Факторы детерминации интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин, ранжированные с помощью показателей среднего балла, представлены в таблице 3.
В ходе проведенного социологического анализа было выявлено неравномерное распределение показателей среднего балла по факторам детерминации. Так, наибольшие показатели получили такие факторы, как связь содержания социально-гуманитарного знания с современной социокультурной ситуацией (4,89), что является потенциалом формирования собственной точки зрения на процессы, происходящие в современном обществе (4,45), связь содержания социально-гуманитарной подготовки с будущей профессиональной деятельностью (4,54), возможность личностной реализации посредством гуманитарной подготовки (4,75), развитие адаптивных способностей, что позволит лучше приспособиться к изменениям в социальной и экономической сферах жизни (4,65).
Таблица 3.
Факторы детерминации интереса студентов (n=498)
Ранги Факторы Баллы
1. Связь содержания социально-гуманитарной дисциплины с современной социокультурной ситуацией 4,89
2. Гуманитарная подготовка позволит полнее реализовать себя как личность 4,75
3. Гуманитарная подготовка способствует развитию адаптивных способностей, позволит лучше приспособиться к изменениям в социальной и экономической сферах жизни 4,65
4. Связь содержания социально-гуманитарной дисциплины с профилем избранной специальности 4,54
5. Возможность формировать собственное мировоззрение на процессы, происходящие в современном обществе 4,45
6. Возможность повышения собственной интеллектуальной культуры 4,03
7. Поддержка и помощь со стороны преподавателя, личность преподавателя 3,94
Окончание табл. 3.
8. Методика проведения занятий, творческая атмосфера, разнообразие форм проведения занятий 3,39
9. Общий культурный уровень студентов 3,37
10. Новизна деятельности и включение в исследовательскую деятельность 3,36
11. Атмосфера доверия, сотрудничества, комфортность на занятиях 3,31
12. Возможность работать с разнообразной информацией, расширить круг ее источников 3,29
13. Возможность получения признание в коллективе, повышения личного статуса 3,28
14. Система учебно-воспитательной работы в университете 3,10
15. Возможностью приобрести разносторонние и глубокие знания по интересующим предметам 3,14
16. Возможность дискуссии, оценочных суждений, проблематизации 2,99
17. Возможность изменения жизненной позиции и системы ценностей 2,93
18. Интерес к гуманитарной подготовке 2,56
19. Философское осмысление жизни 2,86
20. Наличие у студентов склонности к гуманитарным наукам 2,42
Таким образом, студенты считают, что гуманитарная подготовка способствует повышению их профессиональной мобильности. Установлено, что интерес участников проектов, ориентированных на прикладные аспекты научного знания и не стремящихся, как правило, к абстрактному теоретизированию, в большей степени обусловлен практическими потребностями, направленностью личностных интересов, спецификой профессиональной деятельности будущих инженеров.
Проведенная работа по выявлению факторов детерминации интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин позволила установить осознание студентами причинно-следственных связей, отражающих зависимость между гуманитарной составляющей их профессиональной подготовки и будущей социально-значимой практической деятельности инженеров. Примечательно, что наименьшие показатели получили такие субъективные характеристики, как склонность к гуманитарным наукам (2, 42) и интерес к гуманитарной подготовке (2, 56).
Итак, актуализация становления профессионально-личностных качеств как социокультурное условие формирования общекуль-
турных и профессиональных компетенций будущих специалистов обеспечивается:
- вовлечением студентов в активный познавательный процесс, применением приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей гуманитарные знания могу быть применены;
- совместной работой студентов и преподавателей в сотрудничестве для решения учебных проблем;
- свободным доступом к необходимой информации (библиотеки, Интернет-ресурсы и др.) для формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по какой-либо проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
- постоянным мониторингом интеллектуального, эмоционального, нравственного развития студентов для определения возникающих пробелов в знаниях и проблем, умения ставить задачи и достигать результат, выполнять разные социальные роли.
Резюмируем: актуализация становления профессионально-личностных качеств будущих специалистов носит социокультурный характер в гуманитарно-ориентированной образовательной среде вуза, что требует системного переосмысления образовательного процесса технического университета, инновационной рефлексии целей и задач профессионального образования, оптимизацию содержания основных образовательных программ в плане соотношения гуманитарной и профессиональной подготовки, применения гуманитарных технологий в образовательном процессе технического университета.
Список литературы
1. Дворецкий С.И. Инновационно-ориентированная подготовка инженерных, научных и научно-педагогических кадров: монография / С.И. Дворецкий, Е.И. Муратова, И.В. Фёдоров. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 308 с.
2. Игнатьев В.П., Третьякова Т.В. Пути повышения качества подготовки инженерно-технических кадров в Северо-Восточном федеральном университете // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 8-18.
3. Почтарева Е.Ю. Социокультурная компетентность и социокультурное развитие личности в условиях современного образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 2. С. 235-238.
4. Урбан О.А. Социологический анализ кадрового потенциала региона // Высшее образование сегодня. 2009. № 8. С. 43-45.
5. Урбан О.А. Уровни профессиональной подготовки выпускников вузов Кузбасса (типологический анализ) // Социологические исследования. 2007. № 11. С. 83-90.
6. Хуторской А.В. Тезаурус человекосообразного образования : Научное издание. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. 51 с.
7. Hirsh A.D. The Dictionary of Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. Boston, 1988. 203 p.
8. Musaeus P.A Sociocultural Approach to Recognition and Learning Outlines. Critical Practice Studies // Outlines. Critical Practice Studies. Vol 8, №1, 2006.
9. Savignon S.J. Sociocultural strategies for a dialogue of cultures / S.J. Savignon, P.V. Sysoyev // The Modem Language Journal. 2002. № 86(4), рр. 18-27.
10.Ushatikova I.I., Klyuchnikov D.A., Saenko N.R., Levitskaya I.A., Pristupa E.N., Lebedeva N.V.Psychological and economical aspects of the competency approach the paradigm of higher education // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № S1, рр.218-223.
References
1. Dvoretskiy S.I., Muratova E.I., Fedorov I.V. Innovatsionno-orientirovan-nayapodgotovka inzhenernykh, nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov [Innovation-oriented training of engineering, scientific and scientific-pedagogical personnel]. Tambov: Izd-vo Tamb. gos. tekhn. un-ta, 2009. 308 p.
2. Ignat'ev V.P., Tret'yakova T.V. Sovremennyeproblemy nauki i obrazo-vaniya. 2014. № 4, рр. 8-18.
3. Pochtareva E.Yu. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2011. № 2, рр. 235-238.
4. Urban O.A. Vysshee obrazovanie segodnya. 2009. № 8, рр. 43-45.
5. Urban O.A. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2007. № 11, рр. 83-90.
6. Khutorskoy A.V. Tezaurus chelovekosoobraznogo obrazovaniya [Thesaurus of human-like education]. M.: Eydos; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2015. 51 p.
7. Hirsh A.D. The Dictionary of Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. Boston, 1988. 203 p.
8. Musaeus P.A Sociocultural Approach to Recognition and Learning Outlines. Critical Practice Studies. Outlines. Critical Practice Studies. Vol 8, №1, 2006.
9. Savignon S.J., Sysoyev P.V. Sociocultural strategies for a dialogue of cultures. The Modem Language Journal. 2002. № 86(4), рр. 18-27.
10. Ushatikova I.I., Klyuchnikov D.A., Saenko N.R., Levitskaya I.A., Pris-tupa E.N., Lebedeva N.V.Psychological and economical aspects of the competency approach the paradigm of higher education. International Review of Management and Marketing. 2016. V. 6. № S1, рр. 218-223.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Левицкая Ирина Александровна, заведующая кафедрой экономики и управления, кандидат педагогических наук
Кузбасский государственный технический университет им.
Т.Ф. Горбачева (филиал в г.Междуреченске)
пр. Строителей, 36, г. Междуреченск, Кемеровская область,
652870, Российская Федерация
levitskaya_ia@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Levitskaya Irina Aleksandrovnа, Head of the Department of Economics and Management
Kuzbass State Technical University of T.F. Gorbachev (Mezhdu-rechensk branch)
36, Stroiteley Pr., Mezhdurechensk, Kemerovo region, 652870, Russia
levitskaya_ia@mail.ru
SPIN-code: 6322-8440