Научная статья на тему 'Формирование социокультурных компетенций будущих педагогов в процессе внеучебной деятельности'

Формирование социокультурных компетенций будущих педагогов в процессе внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCE / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY / СТУДЕНЧЕСКОЕ СОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENTS'' CO-MANAGEMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметзянова Альфия Тимерзяновна

Автор статьи рассматривает сущностную характеристику процесса формирования социокультурных компетенций будущих педагогов во внеучебной деятельности вуза в условиях реализации требований ФГОС ВПО по педагогическому направлению. Под социокультурной компетенцией студентов педагогического вуза автор понимает совокупность гуманитарных знаний, социально значимых и практических умений, личностных качеств (гражданская позиция, ответственность, инициативность), коммуникативных и организаторских способностей, опыта педагогической деятельности, ценностных ориентации, определяющих отношение будущего учителя к социально и личностно ориентированной деятельности. Обобщая опыт инновационной деятельности педагогического вуза по применению активных форм организации внеучебной деятельности, автор отмечает особую роль системы, студенческого соуправления, которая представляет собой сложную организованную совместную деятельность студенческих и административных структур, направленную на решение основных задач подготовки специалистов и решение студенческих проблем. Поэтапное включение студентов в систему соуправления способствует формированию у них социокультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметзянова Альфия Тимерзяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Social and Cultural Competences of Future Teachers in the Course of Extracurricular Activities

The author considers the essential characteristics of the formation process of social and cultural competences of future teachers in the course of University extracurricular activities in terms of implementation of the requirements of Federal State Educational Standards. Under the social and cultural competence of pedagogical university students the author considers the total group of humanitarian knowledge, socially important and practical skills, personal qualities (civic stand, responsibility, initiative), communication and organizational skills, experience of teaching, values, determining the attitude of the future teacher to socially and individually oriented activities. Summarizing the innovative activity experience of pedagogical university in the use of active forms of extracurricular activities organization, the author notes the special role of a system of students' co-management, which presents a complicated joint activity of students and administrative structures directed at the solution of major problems of training the future teachers and solving the students' problems. Gradual involvement of students in the system of co-

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурных компетенций будущих педагогов в процессе внеучебной деятельности»

УДК 378.18 ВВК 74.5

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Т. Ахметзянова

Аннотация. Автор статьи рассматривает сущностную характеристику процесса формирования социокультурных компетенций будущих педагогов во внеучебной деятельност и вуза в условиях реализации требований ФГОС ВПО по педагогическому направлению. Под социокультурной компетенцией студентов педагогического вуза автор понимает совокупность гуманитарных знаний, социально значимых и практических умений, личностных качеств (гражданская позиция, ответственность, инициативность), коммуникативных и организаторских способностей, опыта педагогической деятелъноспш, ценностных ориентации, определяющих отношение будущего учителя к социально и личностно ориентированной деятельности. Обобщая опыт инновационной деятельности педагогического вуза по применению активных форм организации внеучебной деятельности, автор отмечает особую роль системы студенческого соуправления, которая представляет собой сложную организованную совместную деятельность студенческих и администрат ивных структур, направленную на решение основных задач подготовки специалистов и решение студенческих проблем.. Поэтапное включение студентов в систему соуправления способствует формированию у них социокультурных компетенций,

Ключевые слова: социокультурная компетенция, культурно-просветительская деятельность, студенческое соуправление, педагогическое образование.

FORMATION OF SOCIAL AND CULTURAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS IN THE COURSE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

A.T. Akhmetzyanova

Abstract. The author considers the essen tial characteristics of the formation process of social and cultural competences of future teachers in the course of University extracurricular activities in terms of implementation of the requirements of Federal State Educational Standards. Under the social and

1EK

cultural competence of pedagogical university students the au thor considers the total group of humanitarian knowledge, socially importan t and practical skills, personal qualities (civic stand, responsibility, initiative), communication and organizational skills, experience of teaching, values, determ ining the attitude of the future teacher to socially and individually oriented activities. Sum marizing the innova tive activity experience of pedagogical un iversity in the use of active forms of extracurricular activities organization, the author notes the special role of a system of students' co-management, which presents a complicated joint activity of students and administrative structures directed at the solution of major problems of training the future teachers and solving the studen ts' problems. Gradual involvemen t of studen ts in the system of co-management promotes the formation of their social competences.

Keywords: social and cultural competence; cultural and educational activity; students' co-management; pedagogical education.

Стратегия развития современного российского образования предусматривает реализацию компетент-ностного подхода в системе высшего образования. В связи с этим цели его ориентированы на развитие профессиональных и личностных качеств выпускника, способного самореализоваться в социуме.

Требования к результатам образования, выраженные в компетент-ностной модели выпускника, отражают важность формирования профессиональных и общекультурных компетенций. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) нацелены на совершенствование подготовки будущего учителя в профессиональном н социокультурном аспектах.

В ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») содержатся требования к компетенциям выпускника, а также к необходимым условиям формирования таких компетенций.

В частности, должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, снстемно-де-ятельностного характера).

Исходя нз положений образовательного стандарта, вуз призван содействовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

В контексте нашего исследования из всего многообразия компетенций мы выделяем социокультурную компетенцию как важный фактор лич-ностно-профессионального развития. Однако необходимо отметить, что первоначально в работах основоположников компетентностного подхода (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, H.A. Зимняя, O.E. Лебедев, A.B. Хуторской и до. [1; 2; 3; 5; 6 идо.]) социокультурная

компетенция не выделялась как отдельная позиция, но она структурно н содержательно наличествовала в нх теоретических построениях. Так, A.B. Хуторской выделяет среди ключевых компетенций общекультурные и ценностно-смысловые компетенции. ILA. Зимняя к актуальным компетенциям относит, во-первых, компетенции, присущие самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения, и, во-вторых, компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, а именно, компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире и компетенции социального взаимодействия и т.д. Между тем, в связи с разработкой ФГОС ВПО третьего поколения, основанных на компетентностной модели выпускника университета, в публикациях последних лет выделяются термины — общекультурные компетенции, социокультурные компетенции (A.B. Хуторской) и социально-профессиональные компетенции (И. А. Зимняя).

Анализ исследований позволил выделить несколько оснований к определению компонентного состава компетенций студентов: 1) выделение социокультурного компонента в составе универсальных компетенций (ILA. Зимняя, A.B. Хуторской и до.); 2) определение в структуре единой компетенции .личности наряду с профессиональным компонентом и социокультурной составляющей компетенции (B.IL Бай-денко, А.М. Но-виков и до.); 3) социокультурный компонент выделяется в составе единой социальной компетенции личности, что представлено в зарубежном опыте (Berns М. и до. [7 и до.]).

Системообразующий фактор во всех классификациях компетенций —

целостный социокультурный опыт, включающий ценности, регулятивы и нормы, социальный исторический контекст, на фоне которого формируются личностные качества студента, а также поведенческие стандарты, правила н ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры н укрепляющие стабильность и единство общества.

В работе мы опирались на виды компетенций, которые были выделены отечественными специалистами в области фундаментального знания, н учитывали классификацию компетенций в соответствии с ФГО(' ВПО по педагогическому направлению подготовки.

На основе проведенного анализа выделены основные элементы социокультурной компетенции, способствующие ее формированию (знания, ценности, мировоззрение, нормы, правила, способы действий, мотивация, целеполагание, самооценка, деятельность, регуляция, адаптация). Кроме того, для выделения социокультурной компетенции основания заложены в стандарте в виде требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста в формулировке «знать — уметь — владеть».

Дополняя друг друга, общекультурные н профессиональные компетенции (по классификации ФГО(' ВПО) проявляются в процессе решения жизненно важных задач разного уровни сложности, с использованием определенного образовательного пространства. Содержательная характеристика социокультурной компетенции, выраженной в деятельностной форме как совокупность умений, ко-

торые необходимо сформировать в образовательном процессе, включает:

1. Социально-личностный блок, хар актер изующийся способностью осуществлять социально-нормативное взаимодействие, сотрудничество в социально-профессиональной деятельности.

2. Соцнально-культурологический блок, который предполагает руководство поведения общепринятыми в обществе нормами, культурно-традиционными правилами.

Таким образом, социокультурная компетенция ориентирована на социализацию, а также интеграцию культурно-фоновых и профессиональных знаний, умений, навыков с целью адекватного осмысления и оценки педагогической ситуации, ее сущности, целей, задач и норм с точки зрения общественно значимых ценностных ориентаций монокультурной и поликультурной общности.

Сущность социокультурной компетенции состоит в ценностном отношении к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении к диалогическому общению с другими народами и культурами, а также подразумевает возможность и готовность использования опте культурного фонда знаний в процессе решения задач социального взаимодействия. Основываясь на понимании социокультурной компетенции как способности и готовности личности к освоению культуры и преобразованию мира, отметим ее комплексный характер, общественный и личностный смысл, основанный на имеющихся знаниях, умениях, опыте со-циально-значимой практической деятельности, значимость контекста культурной, этнической, социаль-

ной, экономической, политической и других характеристик реальности.

Цели н ориентация педагогического образования на формирование умений в сфере культурно-просветительской деятельности обусловливают необходимость принципиально иного подхода к подготовке специалиста, а именно: раскрывать ее не только в понятиях «знание» и «умение», а в понятиях культуры («нравственная культура», «гуманитарная культура», «профессиональная культура» и т.п.). При таком подходе «знания» и «умения» переходят нз ранга стратегических понятий в ранг тактических. Кроме того, прежнее разграничение образования на содержательную и процессуальную компоненты теряет смысл, ибо в структуру содержания включается и учебная деятельность, которая также становится содержательной основой образования.

Социально-педагогическая функция университета заключается в формировании в вузе воспитательной среды. Подготовка учителя, включающая гуманитарную составляющую, повышает конкурентоспособность выпускника н мотивирует студентов на позитивное восприятие гуманитарного знания. Из этого следует, что важной задачей образования в педагогическом вузе на сегодняшний день является формирование личности будущих учителей с учетом, прежде всего, потребностей современного общества. Решение этой задачи тропу от совершенно новых установок методического характера — гуманизации образовательного пространства вуза.

Гуманизация образования означает создание такой воспитательной системы вуза, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам.

Эта задача связана с приобщением личности к богатству гуманитарной культуры в рамках учебного процесса н внеучебных форм студенческой активности. Она направлена на создание многомерности личности, задаваемой квалификационными требованиями к профессии учителя и воспитателя.

Таким образом, создание оптимальных условий для саморазвития личности, учет социальных и познавательных потребностей студентов — важная составляющая процесса формирования социокультурной компетенции будущих педагогов. Это предполагает построение образовательного процесса на субъект-субъектной основе, выявление гуманистического потенциала образования. Перенос приоритетов с процессуальной стороны на результат является основой не только для фундаментальной подготовки будущих инженеров в области гуманитарного знания, но и освоение студентами методологии познания и творчества, практической деятельности, социального поведения.

На основании выявленных особенностей формирования социокультурной компетенции студентов педагогического университета проведено уточнение сущности основных понятий нашего исследования: социокультурная компетенция студентов педагогического вуза н процесса ее формирования во внеучебной работе.

Под социокультурной компетенцией студентов педагогического вуза во внеучебной деятельноспш мы понимаем совокупность гуманитарных знаний, социально значимых и практических умений, личностных качеств (гражданская позиция, ответственность, инициативность), коммуника-

тивных и организаторских способностей, опыта педагогической деятельности, ценностных ориентаций, определяющих отношение будущего учителя к социально и личностно ориентированной деятельности. Формирование социокультурной компетенции студентов педагогического вуза во внеучебной деятельноспш определяется как целостный педагогический процесс, в котором культурологическая и гуманитарная составляющие оказывают влияние на личностное развитие и профессиональное становление будущего учителя.

В определении данного процесса мы исходили из того, что выпускник педагогического университета в современных социокультурных условиях — это специалист, обладающий социально-значимыми компетенциями, способный к выявлению и осмыслению новых смыслов н ценностей педагогической деятельности в изменяющихся социокультурных условиях, готовый к общественной ответственности за результаты воспитания подрастающего поколения.

В современном обществе с быстро меняющимися технологиями успех учителя в жизни во многом зависит от умения быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств важно начинать как можно раньше, особое внимание уделять воспитанию у будущего педагога уверенности в своих силах и развитию лидерских качеств личности, развитие которых закладывается во внеучебной деятельности.

Развитие лидерских качеств рассматривается в связи с исследованиями проблем развития коллектива, взаимодействия людей в коллективе, проявление лидерства в данном взаимодействии. С этих позиций ли-дер-студент педагогического вуза — это активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой. В полной мере эта работа представлена в нашем опыте через систему студенческого соуправления, которое представляет собой сложную организованную совместную деятельность студенческих н административных структур. направленная на решение основных задач подготовки специалистов и решения студенческих проблем.

Студенты, включенные в систему соуправления вуза, получают возможность участвовать во всех ее этапах, начиная с совместного целепола-гання н заканчивая совместным анализом результатов, ошибок и достижений Мы опирались на разработанную О.Ю. Елькнной систему поэтапного включения будущих педагогов в организации и проведение совместных дел [4]. Данная система включает три взаимосвязанных этапа:

• поисковый (студент понимает важность совершенствования способа деятельности, ищет и находит ка-кие-то улучшения, однако принятый способ принципиально не меняет:

• эвристический (студент осознает потребность в улучшении выполняемой деятельности, ставит перед собой цель — найти иной способ выполнения; цель мотивирована извне;

• творческий (студент, осознавая потребность в совершенствовании

выполняемой деятельности, ставит перед собой цель — найти принципиально иной способ выполнения, хотя никто от него не требует; цель мотивирована им изнутри).

В связи с этим, поэтапное включения студентов в систему соуправления позволяет будущему педагогу проявлять социальную активность, формировать субъектную позицию, в том числе, и по отношению к своему собственному профессиональному становлению. Студент, реализуя проект (долгосрочный, краткосрочный), получает возможность самореализации, в зависимости от опыта н функции в проекте, в роли участника, помощника, руководителя, консультанта-эксперта. Это позволяет формировать у будущего педагога социокультурные компетенции, важные в будущей профессии.

Таким образом, студент включен во взаимосвязанный процесс решения задач, то есть анализа ситуации, проектирования способов деятельности н опыта их реализации, а также самоконтроль и самооценку эффективности спроектированных способов решения задачи.

Обобщая вышеизложенное, исходными предпосылками формирования социокультурной компетенции студентов педагогического вуза во внеучебной работе являются:

• ориентация деятельности педагогического образования на создание условий для духовного, нравственного н культурного саморазвития личности;

• наличие гуманистического потенциала педагогического образования, его отношения к студенту как субъекту познания, общения и творчества;

• подготовка будущего учителя в сфере гуманитарного знания, орнен-

тированная на социальные и познавательные потребности личности студента;

• ориентация собственно процессуальной стороны воспитания студентов на принципы индивидуализации, дифференциации, гуманизации, на освоение студентами практической творческой деятельности, социального поведения и саморазвитие как условий личностных достижений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие [Текст] / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

2. Зеер, Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. иос. проф.-пед. ун-та, 1998. - 126 с.

3. Зимняя, И.А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государ-

ПП ственных образовательных стандартов выс-— шего профессионального образования и проекта TUNING [Текст] / И.А. Зимняя, М.Д. Лаптева, Н.А. Морозова // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 11. - С. 22-27.

4. Елькина, О.Ю. Коллективная творческая деятельность - средство подготовки будущего учителя к формированию продуктивного опыта младших школьников [Текст] / О.Ю. Елькина // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 2. - С. 55 - 57.

5. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школь-

ные технологии. - 2004. - №5. - С. 3-12.

6. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423. htm (дата обращения 24.06.2014).

7. Berns, M. Context of competences: social and cultural consideration in communicative language teaching [Text] / M. Berns. - New York: NBC, 1990. - 290 p.

REFERENCES

1. Bajdenko VI., Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniju gosudarstvennyh obrazovatel'-nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovanija (metodologicheskie i metod-icheskie voprosy), Moscow, 2005, 114 p.

2. Zeer Je.F., Lichnostno-orientirovannoe pro-fessional'noe obrazovanie: teoretiko-meto-dologicheskij aspect, Ekaterinburg, 1998, 126 p.

3. Zimnjaja I.A., Lapteva M.D., Morozova N.A., Social'nye kompetentnosti vypusknikov vuzov v kontekste gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovanija i proekta TUNING, Vysshee obrazovanie segodnja, 2007, No. 11, 22-27.

4. El'kina O.Ju., Kollektivnaja tvorcheskaja dejatel'nost' - sredstvo podgotovki budush-hego uchitelja k formirovaniju produktivno-go opyta mladshih shkol'nikov, Vysshee obrazovanie segodnja, 2007, No. 2, 55-57.

5. Lebedev O.E., Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii, Shkol'nye tehnologii, 2004, No. 5, 3-12.

6. Hutorskoj A.V., Kljuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty, Internet-zhurnal "Eidos", 2002, 23 April, available at: http:// eidos.ru/journal/2002/0423.htm

7. Berns M., Context of competences: social and cultural consideration in communicative language teaching, New York, NBC, 1990, 290 p.

Ахметзянова Альфия Тимерзяновна, аспирантка, кафедра педагогики начального образования; начальник отдела воспитательной работы, Новокузнецкий институт (филиал), Кемеровский государственный университет, [email protected] Akhmetzyanova A.T., Post-graduate Student, Department of Elementary Education; Educational Work Center, Chairperson, Novokuznetsk Institute (branch), Kemerovo State University, alfiy185@ rambler.ru

Преподаватель XXj_

4 / 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.