УДК 378:37.013 О. В. Ромашов
профессор, доктор философских наук, Институт права, экономики и управления информацией, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; e-mail: OVR101@ yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
В статье рассматривается социокультурная среда вуза как необходимое условие профессионального становления специалиста. В ней речь идет о процессе воспитания как специально организованном образе жизни студента с четко обозначенными целями как необходимой и обязательной части профессиональной подготовки будущего специалиста.
Ключевые слова: социокультурная среда; новая парадигма образования; компетентностный подход; конкурентоспособный специалист; профессиональное сознание; социально-профессиональная мобильность; профессиональное поведение.
Romashov O. V.
PH.D., Professor of Philosophy, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU; e-mail: OVR101@ yandex.ru
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A SPECIALIST IN A SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
The article deals with the socio-cultural environment of high school as a prerequisite for professional development specialist in it we are talking about the process of education as a specially organized student lifestyle with clearly defined objectives, as a necessary and indispensable part of the training of future specialists.
Key words: socio-cultural environment; a new paradigm of education; competence approach; competitive specialist; professional consciousness; socio-occupational mobility; professional behavior.
В условиях глобализации общественных связей все большее значение придается воспитанию личности, профессиональной подготовке работника. Большую роль в этом процессе играет вуз и его социокультурная среда. Именно она признается одним из ведущих факторов формирования и развития личности, является одним из основных условий социализации молодого человека и вызывает постоянный интерес исследователей. Сама среда всё время развивается и меняется. Эти изменения стремительны и необратимы. Особенно
они заметны в социокультурной среде вуза. Социокультурная среда вуза рассматривается в данной статье как необходимое условие целенаправленного воздействия на формирование компетенций студентов, то есть мы придерживаемся компетентностного подхода к образованию1. А социокультурная среда представляет собой определенное социокультурное пространство, обеспечивающее свободное творческое развитие студентов, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, которые обеспечивают им конкурентные преимущества в дальнейшей практической деятельности в условиях рынка.
Как социальный институт вуз постепенно меняет свое предназначение, а образование все больше становится личностно ориентированным. Если раньше было необходимым и достаточным дать студенту как можно больше знаний по различным направлениям науки, с учетом специфики его будущего труда, то в настоящее время существенно изменилась сама парадигма образования.
Становясь частью инновационной экономики, образование все больше ориентируется на фундаментальность, повышение качества обучения и профессиональное становление специалиста. Именно подготовка конкурентоспособного специалиста2, ценность которого определяется активностью, самостоятельностью и инициативностью в различных сферах человеческой деятельности и становится основной задачей высшей школы. Учитывая, что в условиях научно-технического прогресса и глобализации всех социально-экономических процессов, сегодня нужны специалисты, способные придумывать, открывать новые возможности и принципиально новые пути решения проблем. Формирование этих качеств происходит в процессе обучения, в условиях социокультурной среды вуза.
Основной задачей социокультурной среды вуза становится не общее развитие всех качеств личности, а прежде всего, формирование у студенческой молодежи иной культуры отношений и поведения, профессионально-значимых качеств - специалиста, входящих
1 См. об этом более подробно: Филатова М. Н. Конструирование социокультурной среды вуза в условиях компетентностного подхода к образованию: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - М., 2012. - 48 с.
2 Под конкурентоспособностью специалиста мы понимаем его способность превзойти конкурентов во внезапно усложнившихся рыночных условиях.
в состав профессиональной компетентности, воспитание креативности, любознательности, воображения, упорства, умения работать в команде, самодисциплины и саморегуляции. Конструктивно поступают те вузы, которые постоянно контролируют этот процесс. В Московском государственном лингвистическом университете главными задачами научно-исследовательской и образовательной деятельности, с учетом специфики вуза, являются:
- развитие Университета как центра формирования языковой компетенции и содействие социально-экономическому, интеллектуальному, культурному и нравственному развитию общества;
- удовлетворение потребностей общества, основанного на знаниях современной экономики, в квалифицированных специалистах с высшим профессиональным образованием, в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации в вышеперечисленных направлениях;
- проведение фундаментальных поисковых и прикладных научных исследований и иных работ в соответствующих профилю Университета областях научных знаний как основы образовательного процесса;
- создание системы подготовки и переподготовки преподавателей вузов, построенной с учетом современных методик и технологий;
- содействие включению образовательного пространства России в области лингвистики в глобальное открытое образовательно-информационное пространство Европы;
- стимулирование интеграционных процессов в рамках СНГ за счет использования образовательных и информационно-лингвистических ресурсов;
- предоставление доступа специалистам в области лингвистики, а также представителям других профессиональных сообществ к автоматизированной обработке информации на иностранных языках1.
В процессе преподавания всех без исключения дисциплин упор в университете делается на то, как данный предмет (дисциплина) может использоваться и применяться в практической деятельности. И, как результат, выпускники вуза, в частности экономического факультета, после его окончания легко трудоустраиваются на
1 Цели, задачи, проекты и мероприятия программы МГЛУ. «Лингвапарк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Н^иапе1ги>Н^иа-рагк/рго]ес18/
приличную заработную плату с последующим продвижением по служебной лестнице.
В Московском гуманитарном университете под руководством профессоров А. И. Ковалевой и Вал. А. Лукова в 2005-2009 гг. было проведено мониторинговое исследование, которое позволило «...зафиксировать исходный уровень социализации, приходящийся на период обучения в университете ...» и сделать вывод «.о характере и масштабах влияния данного вуза на социальное становление своих студентов и выпускников ...» [6].
Социокультурная среда вуза играет огромную роль в профессиональном становлении студента. Ее предназначение состоит в том, чтобы удовлетворять потребности и интересы студентов, развивать их способности к профессиональной деятельности. Она представляет собой совокупность условий, в которых осуществляется жизнедеятельность участников образовательного пространства и выполняет следующие функции:
- формирует способность человека осознать свою собственную деятельность, видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их и таким образом постепенно потреблять и производить культурные ценности, познавать свои возможности и определять свое место;
- помогает самосовершенствованию, самореализации и саморегуляции личности;
- создает условия для удовлетворения интересов и потребностей молодого человека;
- помогает адаптироваться к условиям рынка и социальным изменениям;
- формирует прогрессивные ценности и модели поведения, умение работать в команде;
- формирует видение перспектив развития предприятия, фирмы, организации.
Социокультурная среда вуза не только формирует позитивное восприятие существующей атмосферы вуза, но и настраивает молодого человека на будущую профессиональную деятельность, способствует профессиональному становлению специалиста. Однако для нормального функционирования в социокультурной среде приходится преодолевать определенные барьеры, такие как: разная система ценностей у участников образовательного процесса, неодинаковые
статусно-ролевое взаимодействие, часто и недостаточно высокий уровень мотивации в профессиональной деятельности и профессорско-преподавательского состава и т. д. Для более эффективного функционирования учебного заведения (известно, что по результатам аттестации в 2013 г. некоторые вузы были признаны неэффективными1, и в январе 2015 г. Рособрнадзор отозвал лицензии в этих вузах) необходимо комплексно решать эти и другие существующие проблемы в следующих сферах деятельности вуза:
- в учебном процессе, включая научно-исследовательскую деятельность;
- в организации и проведении всех видов практик;
- в организации отдыха, быта и досуга;
- в художественном и научно-техническом творчестве;
- в развитии физической культуры и спорта;
- в формировании здорового образа жизни.
Участвуя в той или иной степени во всех сферах деятельности студент, будущий специалист, формирует первоначально знания, которые после определенного накопления и сравнения с имеющимися у него, превращаются в сознание и затем уже реализуются в поведении.
Знание о профессии2, специальности выступает как основа профессиональных умений, навыков, профессиональной компетентности. Однако при рассмотрении профессионального знания за чертой исследования часто остается структурный состав знания и его качественные характеристики. Поэтому профессиональные знания необходимо рассматривать не только как сведения о выбранной профессии, но и как знания об условиях и содержании труда, технологическом процессе,
1 См. об этом более подробно: Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. - Вып. 2 / под ред. Г. В. Осипова, А. Л. Арефьева / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Центр социологических исследований, 2014. - 588 с.
2 Профессия (лат. profession - объявляю своим делом) - в современной науке существует несколько интерпретаций данного понятия: 1) совокупность специальностей, необходимый минимум знаний, умений и навыков по которым в современных условиях человеку обеспечивается возможность обучения в соответствующим по профилю учебном заведении; 2) род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-техническим разделением труда и его функциональным содержанием; 3) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. - М. : Социологическая энциклопедия ; Мысль, 2003. - Т. 2. - С. 281.
уровне механо- и энерговооруженности труда, степени механизации и автоматизации производственных процессов, условиях оплаты труда, морально-психологическом климате в коллективе и т. д., так как профессия определяется «производственно-техническим разделением труда и его функциональным содержанием».
Однако знания сами по себе пассивны, если они не превращаются в убеждения, сознание и не реализуются в поведении. В этом проявляется практическая значимость знания. Профессиональное сознание несет в себе определенные сложности в изучении, так как включает как биологическое, так и социальное. А единое мнение о профессиональном сознании в научной литературе отсутствует. В то же время необходимо отметить, что именно профессиональное сознание студентов является интеллектуальной и эмоциональной составляющей, которая обеспечивает и характеризует гармоничное развитие профессионала, формирует профессиональные качества, его конкурентные преимущества в условиях рынка, поведение. Китайская пословица «Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, мотивируй меня -я пойму» выражает современные требования к процессу обучения и формированию профессиональных качеств.
Формированию профессиональных качеств личности посвящены исследования А. К. Альбухановой-Славской, В. Г. Асеева, А. А. Дерка-ча, Н. В. Кузьминой, Э. Ф. Зеера, Е. И. Рогова и др.[1-4; 8]. В данных исследованиях под профессиональными понимаются качества личности, которые обеспечивают ей овладение на достаточно высоком уровне той или иной профессией, качественное выполнение профессиональный деятельности и дальнейший профессиональный рост.
В своих исследованиях ученые называют целый ряд проблем, существующих в системе профессиональной подготовки специалистов и связанных с развитием у студентов профессиональных качеств личности. Наиболее распространенными недостатками являются:
- Россия по индексу человеческого потенциала (ИРЧП) в мире в истекшем десятилетии устойчиво числилась в шестом-седьмом десятке. В 2011 г. ИРЧП составляет 0,755;
- все еще пока обезличенный характер обучения, которое строится без учета индивидуальных, в том числе и мотивационных, особенностей студентов, что затрудняет становление индивидуального стиля профессиональной деятельности специалиста, адекватного восприятия студентом себя как личности и профессионала;
- в России существует перепроизводство невостребованных знаний, когда часть специалистов готовится «в никуда» и превращается в «экономический, профессиональный балласт», т. е. практически происходит девальвация дипломов о высшем образовании. Ситуация с выпускниками вузов выглядит довольно драматично. Доля учащихся здесь почти втрое превышает потребности рынка труда, который может принять лишь одного из четырех выпускников вузов по причине отсутствия вакансии;
- чтобы стать специалистом высокой квалификации интеллектуального труда выпускники часто вынуждены менять профессию. Так, по данным Росстата, в течение первых 5 лет работы меняют свою квалификацию в среднем 60 % молодых специалистов, окончивших вузы. Такая же «холостая» подготовка специалистов характерна для магистратуры и аспирантуры: 45,5 %о аспирантов составляют специализирующиеся в области гуманитарно-социальных наук, а доля исследователей в этом виде наук не более 5 % [9];
- низкая для страны и степень охвата населения так называемым дополнительным образованием;
- наибольшие потери в годы рыночной трансформации понесло профессионально-техническое образование. С 1990 г. по 2010 г. число учреждений начального профессионального образования сократилось на 45,6 %, а численность обучающихся в них уменьшилась на 46,1 %о, что было связано с сокращением общего числа предприятий;
- в рамках «специалитета» в 2010 / 2011 гг. из 6,3 млн студентов по физико-математическим наукам обучалось 50,2 тыс., по естественным - 65,1 тыс., по экономике и управлению - к 2,4 млн студентов;
- недостаточная психологическая подготовка будущих специалистов к трудностям адаптационного периода в самостоятельной профессиональной деятельности;
- слабая целенаправленность формирования внутренних средств самоорганизации студентом, когда в процессе профессиональной подготовки почти не обеспечивается самостоятельность студента как субъекта учебной деятельности и его дальнейший самостоятельный личностный и профессиональный рост;
- преобладание традиционных форм обучения, а не обучения, основанного на практике (эмпирике), ориентирующих весь процесс обучения на содержательный результат;
- доминирующая ориентация на подготовку специалистов, способных решать обычно уже сформулированные задачи, в то время как современное общество нуждается в профессионалах, способных к самостоятельному поиску, определению, решению профессиональных задач в более широком контексте.
Профессиональное образование играет исключительно важную роль, поскольку обеспечивает воспроизводство рабочей силы, что является одним из основных условий экономического развития и социально-политической стабильности общества. Высокий уровень занятости населения квалифицированным производительным трудом считается показателем, свидетельствующим о благоприятной социально-экономической обстановке в стране.
Основным недостатком высшего образования сегодня является стремление как можно больше и доходчивее дать студентам предметно-научные знания, которые не всегда согласуются с их дальнейшей профессиональной деятельностью. Практический опыт выпускников показывает, что учебная деятельность в традиционно сложившейся форме образования не является практичной по отношению к будущей профессиональной деятельности. В результате обучения мы получаем в лучшем случае высокообразованных эрудитов и знатоков, успешно сдающих зачеты, экзамены, курсовые работы, защищающих дипломные проекты и магистерские диссертации и т. п., но не состоявшихся как профессионалы. Именно поэтому, устроившись на работу, выпускник вуза определенное время адаптируется к производству и опять затрачивает много времени и средств на обучение, подготовку и переподготовку.
Сформированные профессиональные знания интегрируются в сознание (убеждение) соотносится с общественно признанным, принимается индивидом и реализуется в профессиональном поведении. Профессиональное поведение не должно противоречить нормам и правилам поведения, принятым в обществе.
В профессиональное поведение обычно включены следующие компоненты:
- имиджевый компонент, под которым подразумевается не только форма одежды и внешний вид представителя конкретной профессии, но форма его делового общения;
- когнитивный компонент основывается на постоянном обучении, переобучении, повышении квалификации, так как без
постоянного самообразования невозможна успешная профессиональная деятельность;
- вербальный - речевой компонент профессионального поведения как важнейший фактор межличностного взаимодействия, влияющий в целом на эффективность и качество труда специалиста;
- воспитательный компонент профессионального поведения, реализуется путем обмена опытом с другими специалистами, кураторства, наставничества и шефства над вновь поступившими молодыми сотрудниками;
- социально-активный компонент реализуется в активном участии каждого специалиста во всех (особенно в производственной) сферах деятельности организации.
Все названные компоненты профессионального поведения, реализуемые в профессиональной деятельности в сочетании с высоким уровнем знаний, умений и навыков позволяют говорить о специалисте высокого класса. Перечислим основные профессионально-значимые качествами.
Целеустремленность - способность личности ставить цели и мобилизовать себя на их достижение.
Организованность - способность управлять своей деятельностью так, чтобы ее результат был максимально эффективен, а сама деятельность осуществлялась рационально, планомерно и упорядоченно. В основе организованности лежат такие качества личности, как самоконтроль, целеустремленность, рациональность, самодисциплина, способность мобилизовать себя для выполнения труда.
Предприимчивость и профессиональная активность - способность к проявлению профессионального энтузиазма и инициативы, самостоятельность, готовность принимать решения и нести ответственность за свои действия. Данное качество основано на таких личностных характеристиках, как энтузиазм, инициативность, самостоятельность, интерес к работе, деловитость.
Социально-профессиональная мобильность - готовность и способность к профессиональному росту, быстрой смене профессии и умению адаптироваться к новым условиям, выполняемым профессиональным функциям, месту работы.
Коммуникативность и способность к кооперации - способность эффективно общаться и сотрудничать в трудовом коллективе, правильно и доступно выражать свои мысли в письменном и устном
виде, умение слушать и входить в контакт, передавать информацию, получать и обрабатывать ее, готовность работать совместно с другими людьми, чувство взаимопомощи и единства в команде. Коммуникативность и способность к кооперации основываются на таких личностных качествах, как общительность, толерантность, социальная интуиция, коллективизм, внимательное отношение к окружающим, экстравертность.
Креативность - способность создавать новые необычные, оригинальные идеи и объекты, отклоняться от традиционных схем мышления. В основе креативности лежит творческий потенциал и инновационные способности личности.
Эстетическая чувствительность - свойство личности ощущать прекрасное в реальной действительности, художественное восприятие, ощущение красоты. Данное качество основано на субъективно усвоенных эталонах красоты и психологических механизмах субъективного соотнесения объективной реальности с усвоенными эталонами.
Специальная компетентность - это качество личности, характеризующее уровень знаний, умений и навыков по специальности и способность к их использованию в профессиональной деятельности. Специальная компетентность основана на интеллектуальных способностях личности.
Социально-правовая компетентность - это знания и умения человека в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального поведения.
Аутокомпетентность - адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и возможностях.
Основными факторами, которые в наибольшей степени влияют на процесс взаимодействия социокультурнной среды и образования, учитывая опыт мировой и отечественной образовательных систем, являются:
- повышение значимости науки, образования, духовных ценностей, общей культуры в формирования новой личности специалиста XXI в.;
- расширение фундаментальной гуманитарной и естественнонаучной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира;
- возрастание роли общей и специальной информированности студента, необходимость решения проблемы определения принципов, отбора и систематизации знаний, поиска новых форм их анализа и синтеза;
- активное взаимодействие различных видов духовной культуры: науки, искусства, естественных и гуманитарных наук;
- существенные изменения во взаимоотношениях в системе «преподаватель - студент», «студент - преподаватель», что выражается в активном переходе от авторитарных методов общения к свободному партнерству, сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе.
Социокультурная среда вуза включает практически все виды деятельности: учебно-воспитательную, профессиональную, научно-исследовательскую, досуговую, процесс коммуникации, общения, эстетическое пространство, управление, материально-предметный мир образовательного учреждения. Все эти виды в разной степени формируют профессиональные качества молодого специалиста. В большинстве вузах создана хорошая инфраструктура, в прекрасном состоянии материально-техническая база. Однако, как показывает практика, существенную роль в профессиональном развитии и саморазвитии, в гражданском становлении профессионального специалиста играют следующие факторы:
- приоритет в воспитательной деятельности, в формировании социально-активной молодежи;
- формирование у молодежи таких качеств, как: креативность, созидательность, инициативность, способность самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность, мобильность;
- умение ориентироваться в мире труда и рыночной конъюнктуре;
- разрабатывать и внедрять новые и передовые технологии обучения, перенимать и внедрять передовой опыт, а также использовать его в подготовке будущего специалиста в современных условиях;
- готовить профессионального специалиста не вообще, а применительно к меняющимся условиям жизнедеятельности, к конкурентной среде.
Безусловно, конкурентоспособный специалист готовится в процессе обучения в вузе. В этом плане необходимо остановиться на некоторых инновационно-педагогических технологиях, использование которых позволит мотивировать студента на творчество, самостоятельность мышления, риск и креативность мышления.
1. Метод кейс-стади, кейс-технологии. В педагогической практике это наиболее часто используемый метод, когда преподавателем предлагается конкретная ситуация, которая решается группой студентов и ими же защищается. Благодаря разбору многочисленных ситуаций вырабатываются важные в профессиональном плане навыки: умение мыслить неординарно; выбор оптимального, с экономической точки зрения, решения путем рассмотрения нескольких альтернативных вариантов; установка на выполнение профессионального действия с ориентацией на экономическую эффективность, готовность к изменениям в окружающей экономической среде. Этот метод учит творчески работать с информацией, позволяет студентам самостоятельно разрабатывать алгоритм решения проблемы на основе полученных в процессе обучения теоретических знаний, оппонировать друг другу, работать в команде. И здесь важным направлением является привлечение самих студентов к разработке кейсов.
2. Комментарии студента к наблюдаемым событиям, ситуациям. В этом случае студент может внести собственную оценку происходящему событию, предложить свой вариант решения задачи, оценить правильность выхода из создавшейся ситуации. Специалист (бакалавр) с высшим образованием должен уметь анализировать и интерпретировать полученную информацию. Кроме того, обладая такими навыками, выпускник вуза может оценивать действия конкурентов.
3. Проведение дебатов. На занятиях преподаватель ставит проблемный вопрос, который должен вызвать живой интерес у студентов. В этом случае они самостоятельно осваивают новый материал, собирают аргументы, факты, доказательства в пользу своего решения проблемы. Приглашение на занятия высококвалифицированных практических работников, которые в состоянии выступить в качестве арбитров.
4. Деловая игра. Этот метод предполагает наличие проблемы, задачи и распределение ролей между участниками, их взаимодействие, а также дает возможность погрузить студента в условия, максимально приближенные к практике. И здесь важным элементом становится подведение итогов и оценка результатов обсуждения, когда студентам предлагается отстаивать свою точку зрения и обосновывать свое решение [7].
Формированию навыков самостоятельной работы способствуют и практики. Особое значение приобретает производственная
практика, итогом которой является отчет о практике и дипломная работа (дипломный проект) с практическими рекомендациями и предложениями по улучшению деятельности организации, где студенты проходили практику. Обычно эти рекомендации принимаются как руководство к действию и дальнейшему внедрению.
Учебный процесс является важнейшей частью социокультурной среды. При разработке эффективной модели социокультурной среды вуза необходимо исходить из следующих принципиальных положений:
1) учитывать основные направления развития мирового и российского образования и уйти от:
- репродуктивного и адаптационного образования, а идти к продуктивному и развивающемуся;
- авторитарного управления всем образовательным процессом -к развивающемуся;
- излишней формализации всего учебного процесса (разработке большого количества компетенций, фонда оценочных средств и т. д.).
2) определить систему критериев профессионализма, показателей формирования и развития профессиональной компетентности будущего специалиста-профессионала, которые должны характеризовать:
- умение студентов не только разбираться, но и решать профессиональные задачи;
- изменение ценностных ориентаций и его уважительное отношение к избранной профессии;
- способность к самоанализу и самооценке своего профессионализма.
3) своевременно реагировать на запросы рынка труда и требования работодателей, а для этого необходимо:
- проводить мониторинговые исследования среди работодателей на предмет изучения запросов и требований к выпускникам вуза;
- практиковать привлечение заинтересованных работодателей к преподаванию отдельных дисциплин или курса лекций, руководству дипломами (дипломными проектами), проведению тематических семинаров, что позволит расширить знания студентов о прикладных аспектах их будущей профессиональной деятельности;
- практиковать стажировки профессорско-преподавательского состава на подшефных предприятиях, фирмах и организациях;
- активизировать связи кафедр с выпускниками на предмет выявления проблем адаптации молодых специалистов, их профессиональном росте и служебном продвижении;
- распространить практику оплаты за обучение организацией, куда в дальнейшем будет направлен на работу выпускник вуза.
Таким образом, поиск конкретных путей, средств и методов обучения, оптимальное использование социокультурной среды вуза и его потенциала, учет личных социально-психологических характеристик обучающих и обучающихся является важной социальной и практической задачей профессионального становления молодого специалиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала // Психологические проблемы формирование личности профессионала. - М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1991. - С. 9-66.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М. : Мысль, 1976. - 158 с.
3. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М. : Луч 1993. - 242 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. -Екатеринбург : Урал. гос.-пед. ун-т, 2000. - 244 с.
5. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт ; под ред. Г. В. Осипова, А. Л. Арефьева / Минобр. науки РФ. -Вып. 2. - М. : Центр социологических исследований, 2014. - 499 с.
6. Луков Вал. А. От развития личности до роста человеческого потенциала страны: возможный вклад российского высшего образования. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 69 с.
7. Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. 20-21 ноября 2013 г. - Прага :Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. -Ч. 2. - С. 41-42.
8. Рогов Е. И. Проблемы диагностики развития личности в профессиональной деятельности // Психолого-педагогические условия развития личности учащихся: тез. межвуз. конф. 11-13 октября 1990. - Воронеж, 1990. -С. 183-193.
9. Россия в цифрах. - М. : Росстат, 2013. - 378 с.