Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении'

Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4943
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / STUDENT / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATION / HIGHER SCHOOL / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION / PROFESSIONAL IDENTITY / PERSONAL AND PROFESSIONAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулима Валентина Николаевна

В данной статье рассматривается проблема личностно-профессионального развития студентов. Излагаются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к вопросам личностного и профессионального становления студентов как будущих специалистов. Особое внимание уделено особенностям студенческого возраста. Студент как личность и как человек определенного возраста рассматривается с трех сторон: с психологической, с социальной, с биологической. В статье речь идет об особенностях развития личности студента, как будущего специалиста. Выделяются и описываются характерные особенности профессионального самосознания, а также направления личностно-профессионального развития студентов. Охарактеризованы типы профессиональной ориентации личности, излагаются взгляды ученых на успешную учебно-профессиональную мотивацию. Значительное внимание уделяется стадиям профессионального развития, что наиболее полно представлено в отечественных исследованиях. Дана характеристика основных личностно-профессиональных компонентов развития студентов в период обучения: мотивационный, ориентационный, познавательно-оперативный, эмоционально-волевой, психофизиологический, оценивающий, которым необходимо уделять внимание в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students’ personal and professional development during the training in a higher school

The problem of students’ personal-professional development is studied. The theoretical approaches of scientists of Russia, the Ukraine and foreign lands to the issues of students’ personal and professional development are examined. The Russian and the Ukraine researches are based on the formation and development of professionals’ personal qualities. At the same time, foreign scientists focus on the professional and career development. The peculiarities of student age are shown. A student as a person of certain age is considered from three aspects: psychological, social, biological. The article deals with the features of student’s personal development as a future specialist. The importance of students’ personal and professional development during the training in a higher school is emphasised. The characteristics of professional identity, as well as students’ personal and professional development are described. Also, the article deals with the types of identity’s professional orientation and the views of scientists on the successful educationalprofessional motivation. The great attention is paid to Педагогика. Психология. Социокинетика № 5 139 Summary the stages of professional development that are represented in the given article. The components of students’ personal and professional development during training in a higher school are characterised such as motivational, value-orientation, cognitive-operational, emotional and volitional, physiological components.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении»

УДК 378.015.311

Сулима Валентина Николаевна

Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко

svetlamojadusha@mail.ru

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

В данной статье рассматривается проблема личностно-профессионального развития студентов. Излагаются теоретические подходы отечественных и зарубежных ученых к вопросам личностного и профессионального становления студентов как будущих специалистов. Особое внимание уделено особенностям студенческого возраста. Студент как личность и как человек определенного возраста рассматривается с трех сторон: с психологической, с социальной, с биологической. В статье речь идет об особенностях развития личности студента, как будущего специалиста. Выделяются и описываются характерные особенности профессионального самосознания, а также направления личностно-профессионального развития студентов. Охарактеризованы типы профессиональной ориентации личности, излагаются взгляды ученых на успешную учебно-профессиональную мотивацию. Значительное внимание уделяется стадиям профессионального развития, что наиболее полно представлено в отечественных исследованиях. Дана характеристика основных личностно-профессиональных компонентов развития студентов в период обучения: мотивационный, ориентационный, познавательно-оперативный, эмоционально-волевой, психофизиологический, оценивающий, которым необходимо уделять внимание в высшей школе.

Ключевые слова: студент, личность, личностно-профессиональное развитие, образование, высшее учебное заведение, учебно-профессиональная мотивация, профессиональное становление, профессионально-личностная готовность.

В современных условиях изменения образовательной парадигмы главной целью профессиональной подготовки становится формирование и развитие профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности будущих специалистов, а результатом образования - овладение совокупностью общекультурных и профессиональных компетенций. При этом важно создать такую образовательную среду, которая будет определять профессиональное и личностное развитие будущего специалиста. Процесс модернизации высшего образования должен быть направлен, прежде всего, на его демократизацию и гуманизацию, усовершенствование качества образования, и, как следствие, повышение конкурентоспособности выпускника вуза на рынке труда. Выпускник вуза сегодня должен обладать фундаментальными знаниями и результативно применять все знания, умения и навыки в практической деятельности для достижения высокой профессиональной эффективности.

Профессиональное становление специалиста в высшем учебном заведении требует дальнейшего исследования, поскольку все чаще предъявляются новые требования к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Кардинально меняются базовые парадигмы образовательного процесса, ломаются устоявшиеся подходы и схемы подготовки специалистов. Поэтому существует потребность в исследовании этой проблемы и поиск все более совершенных подходов для эффективной профессиональной подготовки и воспитания конкурентоспособного специалиста во время обучения студентов.

Современное высшее образование должно создавать соответствующие условия для подготовки компетентного специалиста, ориентированного

на постоянное профессиональное развитие, самосовершенствование, что обеспечит в дальнейшем высокий уровень конкурентоспособности, продуктивности профессиональной деятельности и, как следствие, карьерный рост и самореализацию. Кроме успешного овладения необходимой базой знаний и умений в соответствии со спецификой выбранной специальности, важно также владеть максимально выраженными профессионально необходимыми качествами и практическими навыками, которые являются условиями эффективного выполнения профессиональных функций на любом этапе профессионального становления личности.

Процессу личностного становления в системе профессионального образования присущи психофизиологические изменения, которые происходят в человеке при овладении профессиональной деятельностью. Профессиональное развитие личности включает в себя накопление определенных знаний, овладение умениями и навыками, конкретными способами практической деятельности и их постоянное совершенствование. Важно направить педагогический процесс в высшей школе на подготовку творческой, самоактуализирующейся личности, будущего профессионала. Актуальность темы статьи обусловлена потребностью общества в конкурентоспособном специалисте, обладающем профессиональной компетенцией, адекватно оценивающем себя как профессионала и способном к дальнейшей личностной и профессиональной самореализации и самообразованию в условиях рынка труда.

Целью статьи является теоретический анализ основных подходов к проблеме изучения развития личностно-профессиональных качеств у студентов в условиях обучения в современном высшем учебном заведении.

Вестник КГУ Л 2017

© Сулима В.Н., 2017

74

Совершенствование системы современного высшего образования невозможно без целостного и комплексного подхода к изучению личности студента и понимания его психической и познавательной деятельности.

Соответственно, образовательная система подготовки высококвалифицированного специалиста должна ориентироваться на формирование социально активной, самостоятельной, уверенной в себе личности, которая обладает высокой степенью ответственности, профессиональной компетентностью, что позволит ей достигнуть личностной и профессиональной самореализации.

При организации системы высшего профессионального образования необходимо опираться не только на закономерности психического развития, но и на индивидуальные особенности студентов, и в связи с этим планомерно направлять процесс личностного и профессионального развития. Главная задача лиц, способствующих вхождению будущего специалиста в конкретную профессию, - это обеспечение процесса вооружения студентов наиболее подходящими приемами формирования профессионализма.

Процесс получения высшего образования будет более эффективным, если он будет взаимосвязанным с процессом профессионализации студентов во время обучения в высшем учебном заведении.

Время обучения в высшей школе является наиболее значимым этапом личностно-профессио-нального становления человека. Студенчество -это период адаптации к новой социальной роли, к новым условиям и требованиям, предъявляемым к самоорганизации студентов, к работе над собой, основывающейся на новой высокой степени ответственности, период активного обучения и развития, профессионализации, и к тому же это еще и возрастной кризис, обусловленный изменениями, происходящими с личностью.

Б.Г. Ананьев акцентирует внимание на том, что студенческие годы - это «переходная фаза» к зрелым годам, промежуточный период между завершением юности и началом взрослости. Исследователь устанавливает и более четкие временные рамки: 18-25 лет. Ведущая деятельность студенческого возраста - учебно-профессиональная. Б.Г. Ананьев, основываясь на социально-психологическом подходе, указывает на интенсивное преображение в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентаций личности [1, с. 83]. Таким образом, личностно-профессиональное развитие студентов во время обучения в высшей школе связано с ценностями, от которых зависит осмысление будущей профессиональной деятельности.

И. А. Зимняя рассматривает студенчество как «отдельную социальную категорию, конкретную общность людей, которые объединены институтом высшей школы при помощи строгой орга-

низации» [7, с. 75]. Она выделяет «основные характеристики студенческого возраста: высокий образовательный уровень и познавательная мотивация, интеллектуальная и социальная зрелость, социальная активность» [7, с. 76].

А.Г Ковалев и В.Н. Мясищев рассматривают студентов с позиции возрастных и личностных характеристик, выделяя три стороны изучения:

1. Психологический аспект. К нему относятся такие свойства психики, как черты характера, тип темперамента, задатки, способности. Они и обуславливают ход психических процессов.

2. Социальный аспект включает в себя отношения студентов внутри социума, свойства характера, приобретенные вследствие принадлежности к определенной национальности и социальной группе.

3. Биологический аспект базируется на физиологических особенностях студентов. Сюда входят инстинкты, тип высшей нервной деятельности, врожденные рефлексы. Этот аспект предопределен наследственностью и врожденными задатками [9, с. 145].

Г.Ю. Любимова отмечает актуальность изучения профессионального становления студентов. По ее мнению, важной задачей высшего образования, кроме информирования, является также формирование личности профессионала, содействие его самоидентификации с профессией [2, с. 93].

При анализе социально-профессиональных ориентиров студентов - будущих специалистов важно акцентировать внимание на процессе формирования профессионального самосознания, структуру которого выделил Е.А. Климов. Он указывает на следующие компоненты профессионального самосознания: 1) осознание своей принадлежности к определенной профессиональной группе; 2) знания, собственное мнение о своем соответствии профессиональным эталонам, о своем месте на шкале общественных статусов; 3) знания человека об особенностях своего признания в профессиональной группе; 4) знания о собственных достоинствах и недостатках, вариантах саморазвития, индивидуальных особенностях, успешных действиях, стиля в работе; 5) представление о себе и своей работе в будущем [8, с. 74].

Профессиональное развитие невозможно без личностного. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рассматривают такие процессы становления личности студента как специалиста в будущем: «крепнет профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт; увеличивается чувство долга, ответственность, профессиональная самостоятельность, более четко проявляется индивидуальность студента, его жизненная позиция; растут притязания студента в области своей будущей специальности; на основе интенсивной передачи социаль-

ного и профессионального опыта и формирования необходимых качеств развивается социальная, духовная и нравственная зрелость; увеличивается самовоспитание студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему, как будущему специалисту; крепнет профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической деятельности» [5, с. 47].

Н.И. Рейнвальд выделил пять наиболее важных свойств личности студентов: 1) любознательность - стремление студентов в наиболее полном объеме охватить знания обо всех сторонах действительности; 2) эстетическое развитие - возможность созерцать прекрасное и наслаждаться им;

3) организованность - самоконтроль, планирование, умение доводить начатое дело до завершения;

4) трудолюбие - стремлением к созиданию, пользе от применения собственных сил; 5) коллективизм - учет интересов, возможностей и трудностей коллег, возникающих в процессе общей профессиональной деятельности [13, с. 90].

Анализируя работы отечественных авторов И.А. Зимней, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, можно выделить следующие направления лич-ностно-профессионального развития студентов:

- самоактуализация студентов в учебной деятельности;

- этическое, эстетическое и духовное развитие;

- развитие профессиональной направленности и необходимых способностей;

- конкретизация жизненных планов и выработка жизненной позиции;

- повышение уровня ответственности и самостоятельности;

- рост уровня притязаний в области будущей профессии;

- формирования качеств, необходимых в будущей деятельности;

- развитие инициативы и креативности;

- формирование психологической готовности к профессиональной деятельности [7; 8; 12].

Л.В. Кондрашова в структуре профессионально-личностной готовности студента к будущей профессиональной деятельности выделяет следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, познавательно-оперативный, эмоционально-волевой, психофизиологический, оценивающий [10, с. 23].

Раскроем суть каждого из этих компонентов.

Мотивационный компонент включает в себя профессиональные установки, интересы, стремления, учебно-профессиональную мотивацию. Его основой является профессиональная направленность (личное стремление человека применить свои знания в выбранной профессиональной сфере), в которой выражается положительное отношение к профессии, интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку и т. д.

Важными в учебно-профессиональной деятельности являются и мотивационно-потребностные компоненты. Их исследовали как отечественные, так и зарубежные ученые: В. Апельт, Л.И. Бо-жович, Г.С. Вайсман, И.П. Ильин, В.Я. Кикоть, А.Н. Леонтьев, Г.А. Мухина, Н.В. Нестерова, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон, В.А. Якунин и др. Большинство научных материалов базируется на влиянии педагога и полученных студентом знаний на развитие учебной мотивации.

Большая часть исследовательских работ посвящена учебно-профессиональной мотивации, в которой выделяют учебную мотивацию в отдельный вид на основе определяющих факторов: это образовательная система и конкретное учебное заведение, индивидуальные особенности студента и педагога, организация учебно-воспитательного процесса, специфика изучаемого предмета [4, с. 36].

Учебная мотивация характеризуется устойчивостью, направленностью и динамичностью. Рассматривая мотивационную сферу, А. К. Маркова выделяет иерархию в ее строении, в которую входят осмысленная потребность в обучении, мотивация, конкретные цели, заинтересованность учебно-профессиональной деятельностью. Становление мотивации она рассматривает как усложнение структуры мотивационной сферы и побуждений, входящих в нее, а также иногда противоречащим отношениям между ними [3, с. 18].

Относительно образовательного процесса в вузе целесообразно говорить об учебно-профессиональной мотивации, которая напрямую влияет на повышение эффективности обучаемости в высшей школе. Этот вид мотивации подготавливает студента к принятию решений в будущей профессиональной деятельности. Анализируя научные труды ведущих ученых можно сделать вывод, что мотивация учебно-профессиональной деятельности - это взаимосвязь целей, к достижению которых стремится студент, и его личностной активности. Задачи обучения становятся для студента личностно необходимыми. Учебно-профессиональная мотивация будет успешной, если внутренние мотивы влияют на самоопределение в профессиональной сфере, на уровень удовлетворения студента собственным трудом. Эта мотивация проявляется в виде отдельных факторов, от которых зависит выбор профессионального пути развития и долгосрочное выполнение поставленных целей.

Следующим личностно-профессиональным компонентом развития студентов в период обучения в высшей школе является ориентационный компонент. Л.В. Кондрашова включает в него ценностно-профессиональную ориентированность, которая базируется на профессионально-этических, педагогических взглядах, идеалах и принципах. Важной остается и готовность будущего

76

Вестник КГУ ^ 2017

специалиста их реализовать в практической деятельности [10, с. 25].

В познавательно-оперативный компонент профессионально-личностной готовности входят профессиональная направленность внимания, представления, восприятия, память, мышление, способности, знания, действия, операции и мероприятия, необходимые для успешной профессиональной деятельности [10, с. 26].

Эмоционально-волевой компонент готовности - волевые особенности студента и его чувства, обеспечивающие успешное течение и результаты профессиональной деятельности; эмоциональная восприимчивость, тонус, возможность объективно оценивать свои действия, самостоятельность, самокритичность, самоконтроль [10, с. 26].

Психофизиологический аспект составляют уверенность в себе, стремление доходить в намеченных целях до конца, способность управлять своим поведением и поведением других, профессиональная работоспособность, самоконтроль и умение держать себя в руках, уравновешенность и выдержка, подвижный темп работы. Эти свойства и способности обеспечивают высокую работоспособность в выполнении профессиональных функций [10, с. 27].

Оценивающий компонент предполагает объективное оценивание своих действий и возможностей, самооценку профподготовки, поиск возможных путей решения поставленных задач в выбранной деятельности [10, с. 28].

Исследования зарубежных ученых свидетельствуют о постоянном интересе к проблеме профессионального становления и личностного развития. Д. Холланд утверждает, что «процесс профессионального развития ограничивается определенным типом ориентации личности и поиском профессиональной сферы, соответствующей собственному типу, выбором одного из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, который определяется развитием интеллекта и самооценки» [6, с. 15]. Автор выделил такие «типы профессиональной ориентации: интеллектуальный, социальный, реалистичный, конвенциональный, предпринимательский типы ориентации и ориентацию на искусство» [6, с. 15].

Д. Сьюпер рассматривал становление будущего специалиста в своей профессии как комплексное развитие личности [15, с. 47]. Он выделяет отдельные задачи - стадии профессионального развития: пробуждение интересов и формирование мотивации; исследование предмета, сохранение активности и ее снижение. Все эти стадии, безусловно, связаны с возрастными изменениями человека. Так, исследовательская стадия, которой автор отводит особое место, охватывает промежуток от 15 до 24 лет. Профессиональное саморазвитие, по Д. Сьюперу, зависит от формирования

Я-концепции, которая соприкасается с реальной жизнью и примеряет профессиональные роли. Ключевым понятием становится «профессиональная судьба», характеризующаяся выбранными позициями в профессиональной сфере [15, с. 48]. Также ученый выделил ступенчатую модель профессионального развития, которая воплощается человеком в карьерных решениях. Еще одним актуальным понятием, кроме «стадиальности», является «профессиональная зрелость», выделенная Д. Сьюпером. Ее определяет поведение личности определенного возраста, соответствующее задачам профессионального становлению [15, с. 50].

Э. Зеер профессиональное развитие рассматривал как фактор формирования личности специалиста через жизненный путь человека и выделил четыре этапа, где главные позиции отводит социальной ситуации и уровню профподготовки [6, с. 52].

А. Маслоу провел ряд исследований, что помогло ему сформировать концепцию профессионального развития. В ней главным стало стремление личности к саморазвитию, самовыражению через выбранный профессиональный путь, что он называет самоактуализацией [6, с. 103]. В данной концепции к понятию самоактуализация относятся также такие понятия, как самореализация, самоопределение, самоосуществление.

Таким образом, проанализировав подходы к личностно-профессиональному развитию студентов в отечественной и зарубежной психологии, можно сделать вывод, что современная подготовка в вузах обязана учитывать личностное и профессиональное становление студентов. В центре обучения должна находиться уникальная целостная личность студента, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, раскрывает свой внутренний потенциал, открыта к принятию последующего опыта, осознанию ответственности перед жизненным выбором в разнообразных условиях действительности.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - Вып. 2. -С. 82-89.

2. Бакшеева Э.П. Педагогическая поддержка профессиональной самоактуализации студентов в педвузе // Педагогическое образование и наука. -2003. - № 3. - С. 90-98.

3. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения // Психологическая наука и образование. - 2002. -№ 2. - С. 12-23.

4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Прайм-Еврознак, 1986. - 206 с.

5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. - Мн.: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект; 2003. - 336 с.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М.: Логос, 2005. - 384 с.

8. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 238 с.

9. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. - М.: Изд-во МГУ, 2009. -264 с.

10. Кондрашова Л. В. Моральна психолопчна готовшсть студента до вчительсько! дiяльностi. -Ки!в: Вид-во «Вища школа», 1987. - 55 с.

11. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов // Вопросы психологии. - 2006. - № 8. - С. 100-111.

12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2006. - 380 с.

13. Рейнвальд Н.И. К вопросу об основных свойствах личности студента // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сб. науч. тр. - М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1988. - С. 85-95.

14. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Академия, 2001. - 304 с.

15. Super D.E. Vocational development. - N. Y., 1957. - 391 p.

References

1. Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta // Sovremennye psihologicheskie problemy vysshej shkoly. - L., 1974. - Vyp. 2. - S. 82-89.

2. Baksheeva EH.P. Pedagogicheskaya podderzhka professional'noj samoaktualizacii studentov v pedvuze // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. -2003. - № 3. - S. 90-98.

3. Barabanova V.V, Zelenova M.E. Predstavleniya studentov o budushchem kak aspekt ih lichnostnogo i professional'nogo samoopredeleniya // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2002. -№ 2. - S. 12-23.

4. Vilyunas V.K. Psihologicheskie mekhanizmy motivacii cheloveka. - M.: Prajm-Evroznak, 1986. -206 s.

5. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologiya vysshej shkoly. - Mn.: Izd-vo BGU, 1981. - 383 s.

6. Zeer EH.F. Psihologiya professij. - M.: Akademicheskij Proekt; 2003. - 336 s.

7. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. -M.: Logos, 2005. - 384 s.

8. Klimov E.A. Obraz mira v raznotipnyh professiyah. - M.: Izd-vo MGU, 1995. - 238 s.

9. Kovalev A.G., Myasishchev V.N. Psihicheskie osobennosti cheloveka. - M.: Izd-vo MGU, 2009. -264 s.

10. Kondrashova L.V. Moral'na psihologichna gotovnist' studenta do vchitel's'koi' diyal'nosti. - Kiiv: Vid-vo «Vishcha shkola», 1987. - 55 s.

11. Leshin VV Professional'naya napravlennost' i problema razvitiya lichnosti studentov. // Voprosy psihologii. - 2006. - № 8. - S. 100-111.

12. Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie. - M.: Izd-vo: Institut prakticheskoj psihologii, 2006. - 380 s.

13. Rejnval'd N.I. K voprosu ob osnovnyh svojstvah lichnosti studenta // Psihologo-pedagogicheskie problemy formirovaniya lichnosti v uchebnoj deyatel'nosti: Sb. nauch. tr. - M.: Izd-vo Unta Druzhby narodov, 1988. - S. 85-95.

14. Smirnov S.D. Pedagogika i psihologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatel'nosti k lichnosti. -M.: Akademiya, 2001. - 304 s.

15. Super D.E. Vocational development. - N. Y., 1957. - 391 p.

78

Вестник КГУ 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.