УДК378.02
Готовцева Нюргустана Геннадьевна
Старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии, аспирант Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, [email protected], Якутск
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ
Gotovtseva Nurgustana Gennadievna
Senior teacher of chair of âge and pedagogical psychology, the post-graduate Student of Pedagogical institute of the Yakutian State University after M. K. Ammosov, [email protected], Yakutsk
FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS BY MEANS OF PERSONALAND PROFESSIONAL SELF-ACTUALISATION IN HIGH SCHOOL
В условиях модернизации российского образования остро возникает необходимость формирования ценностных ориентаций будущих педагогов, основой которых является ценностное отношение человека не только к себе, но и к другому человеку, своей профессии, познанию посредством самоактуализации. Перестройка ценностных основ общества в целом и личности в отдельности - это проблема осознания смысла существования человека. Кризис системы ценностей в современном обществе проявляется в следующих основных тенденциях: в размывании значимости определенных ценностей; в переоценке ценностей, перемене аксиологических знаков, возможно на диаметрально противоположные [1].
Ценности развивающейся личности, осмысление их природы и пути влияния на формирование этих ценностей - одна из актуальных проблем в философии, педагогике, психологии. Жизненные ценности студентов должны рассматриваться с учетом особенностей личностного развития, а также в контексте реформирования образования и профессионального становления будущих специалистов. Основной задачей является формирование и утверждение в студенческой среде такой системы ценностей, которые, преломляясь через жизненные ценности каждой личности, способствовали бы профессиональному становлению.
Гуманистическая среда вуза представляет собой духовное пространство, в котором происходит взаимообмен общечеловеческими ценностями, и в связи с этим вуз является значимым условием формирования ценностных ориентаций личности студента как будущего специалиста. Согласно этому, в нашем исследовании личностно-ориентированный
подход к формированию личности студента как будущего специалиста является базовым.
Личностно-ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления ценностных ори-ентаций, становления творческой, активной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях [3, с. 134]. Основной целью личностно-ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих, во-первых, мотивацию к образованию и развитию личности обучаемого; во-вторых, гуманное отношение к обучаемому.
Также, развитие личности студента предполагает проявление психологических предпосылок личностно-профессиональной самоактуализации, приводящей к формированию определенных ценностных ориента-ций на самообразование, самопознание, самовоспитание. Особое внимание в процессе личностно-ориентированного образования обращается на максимальный учет следующих индивидуальных свойств будущего педагога: особенностей восприятия, памяти, внимания, мыслительных процессов, темперамента, волевых качеств, мотивации, самооценки.
Ориентация на личность студента в практике означает смену стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора, формирование таких ценностных ориентаций как «Я - Ценность», «Другой - Ценность», «Познание ценность». Таким образом, на основе личностно-ориентированного подхода, выдвигается модель формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-про-фессиональной самоактуализации в вузе (рис. 1).
Современное общество выдвигает перед высшим образованием подготовку специалистов, имеющих не только достаточный уровень профессиональных знаний и умений, но и способных к самостоятельному выстраиванию стратегии собственной жизни и ориентированных на определенные ценности. Данные категории и составляют основу личнос-тно-профессиональной самоактуализации будущего педагога, ориентированного на поиск своих личностных и профессиональных ресурсов.
Для решения данных задач необходимо создать единую, непрерывную профессионально-ориентированную систему подготовки учителей. Особое значение в формировании ценностных ориентаций будущего педагога приобретает его личностно-профессиональная самоактуализация, основой которой является изучение фундаментальных (по предметному основанию), специальных (частнодидактических), психолого-
педагогических знаний, которые определяют уровень овладения умениями будущей профессиональной деятельности; принятие конкретных ценностей, выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценностные ориентации при этом, с одной стороны - выполняют роль внутренних стимулов, а с другой стороны - роль критериев, с опорой на которые личность осуществляет свое поведение и деятельность.
Изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования показывают, что в числе причин, препятствующих процессу формирования ценностных ориентаций личности, являются - проблема саморазвития, снижение познавательной активности, потребности в познании, недостаточный уровень его самоактуализации, особенности личностных смыслов и смысловых установок, освоение новых форм и методов обучения.
В этой связи самоактуализацию рассматривают как механизм, стимулирующий саморазвитие, делающий его потребнгостью, целью и жизненной стратегией (К. А. Абульханова-Славская, И. А. Акинди-нова, Т. И. Артемьева и др.). Личностно-профессиональная самоактуализация связывается с процессом развития личности как субъекта интеллектуальной амктивности (Д. Б. Богоявленская), свободного выбора (В. А. Петровский), саморегуляции, произвольной активности (В. А. Иванников), как носителя ответственности, нравственности, веры (Б. С. Братусь) и смысла (Д. А. Леонтьев).
В студенческие годы идет становление творческой личности будущего педагога в личностно-ценной учебно-профессиональной деятельности, основной задачей которого сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития. Это особенно актуально для будущих педагогов. Специалист, призванный содействовать развитию других людей, должен совершенствоваться и личностно расти в первую очередь сам. Сензитивность этого периода развития личности молодого человека, который приходится на время обучения в вузе, подчеркивается многими исследователями, в частности Б. Г. Ананьевым [1], Л. Н. Куликовой, Якиманской И. С. и др. В том числе, ими отмечено, что данный период является основополагающим для формирования ценностных ориентаций, установок, мотивации, самоактуализации, направленности личности, динамики интеллектуального развития.
В этой связи необходимо рассматривать личностно-профессиональ-ную самоактуализацию как процесс, который имеет свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности, и как интергра-тивное личностное образование, представленное определенными личностными свойствами и имеющие четкую структуру.
Анализ проблемы формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации
в вузе требует поиска новых подходов. Вместе с тем, анализ теории и практики по проблеме формирования ценностных ориентаций позволяет заключить, что в современных реалиях еще недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с исследованием педагогического обеспечения формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуалтзации.
В процессе экспериментальной работы, установлено, что формирование ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе целесообразно реализовы-вать поэтапно, решая при этом следующие задачи:
- обоснование теоретических подходов к формированию ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе;
- определение структуры и содержания педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в контексте личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации состоит из ценностно-смыслового, оценочно-познавательного, эмоционально-волевого компонентов, где базовым является ценностно-смысловой компонент.
В ходе эксперимента определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе: обеспечение личностно-ориентированной направленности воспитательно-образовательного процесса на формирование личностных смыслов (ценностей), смысловых установок (ценностные ориентации) личности студента; применение поэтапного формирования у будущих педагогов выстраивания собственной стратегии жизни и профессионального становления, ценностей «Я - Ценность», «Другой - Ценность», «Познание как ценность», ценностного отношения к психолого-педагогическому знанию и профессии педагога; осуществление психолого-педагогической поддержки формирования ценностных ориентаций студентов посредством включения их в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность на основе личностно-профессиональной самоактуализации.
Таким образом, в ходе исследования определились следующие базовые положения:
- ценностные ориентации представляют собой конкретизацию ценностей, направленных на отношение к самому себе - «Я - Ценность», отношение к другому человеку «Другой - Ценность» и «Познание как ценность» на основе личностной и профессиональной самоактуализации личности; личностно-профессиональная самоактуализация в учебно-профессиональной деятельности является внутренней активностью
субъекта по выявлению потенциальных возможностей, постижению собственной уникальности, ценности и жизненного предназначения;
- педагогическими условиями, способствующими эффективности формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации, являются: усиление личностно-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса в системе вуза; применение поэтапного формирования ценностных ориентаций будущих педагогов; осуществление педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации обучаемых;
- компонентами сформированности ценностных ориентаций в вузе являются: ценностно-смысловой, оценочно-познавательный, эмоционально-волевой, оценка которых осуществляется по критериям: потребность в познании, рефлексия, самоорганизация, послужившие основой для определения их уровней: высокий, средний, низкий.
В этих условиях формирование ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе - многоаспектный и многофакторный процесс саморазвития личности, который строится на гуманистическом, личностно-ориентирован-ном, аксиологическом подходах и охватывает мотивационно-потребнос-тную, когнитивную, личностно-деятельностную, рефлексивную сферы будущего педагога.
и а
о
о щ
Я о а с
3 х
л
4
и
н я са о
м
я а ю о
о х
л ч
и
н я н х х и о
м
ЦЕЛЬ: формирование ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе
-С-
Частные цели: образовательные, воспитательные, развивающие
й
и щ
ю
у
р
и
л
й
и щ
ю
у
р и
ут к
н н о
и ц
ф
н и
а т
т
¿Г
Задачи:
- определить и проверить на практике оптимальные условия для создания продуктивного воспитательно-образовательного пространства вуза, обеспечивающего эффективность формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе;
- организовать психолого-педагогическую поддержку поэтапного формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации на основе личностных особенностей студентов и мотивации саморазвития;
- обеспечить поисковую деятельность и осознание студентами ценностных оринентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации
Педагогические условия: - обеспечение усиление личностно-ориентированной направленности
воспитательно-образовательного процесса;
- актуализация личностного и профессионального становления субъекта воспитательно-образовательного процесса,
- осуществление педагогического сопровождения формирования ценностных оринетаций поредством самоактуализации обучаемых
Формы и методы обучения: лекции,
практикумы, тестирование интервьюирование,
индивидуальные и групповые беседы, ролевые и деловые игры.
Функции: диагностическая, обучающая,
воспитывающая, развивающая, организационно-технологическая, управленческая, аналитико-корректирующая д
Компоненты: ценностно-смысловой; оценочно-
познавательный ; эмоционально-волевой
Уровни: низкий, средний, высокий
Критерии: познание, рефлексия, самоорганизация
Принципы: гуманизма, культуросообразности, активизации
£ I х
г: т
х ■г
О) г: л х В:
че о
с §
к
я Я й
о р
в
в р
0 л £
1 I
Рисунок 1 - Теоретическая модель формирование ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе
Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. [Текст]/ Б. Г. Ананьев. - М., 1980.
2. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности.[Текст]/Л. Н. Куликова, //2-е изд. доп. и испр. Благовещенск, 2001. - 342 с.
3. Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников[Текст]/ И. С. Якиманская. // Вопросы психологии. 1994. -№2.- С. 134).
УДК 378.147.88
Шадрин ВладимирАнатольевич
Соискатель кафедры педагогики Курганского государственного университета, 0^а@ cheldiplom.ru, Челябинск
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ В ПОЛУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Shadrin Vladimir Anatolyevich
Competitor of pedagogic chair, the Kurgan State University, [email protected], Chelyabinsk
MODELLING OF PEDAGOGIC ASSISTANCE IN PROFESSIONAL EDUCATION OF HEALTH HANDICAPPED
STUDENTS
Современные тенденции гуманизации, непрерывности, доступности и личной ориентации в образовании актуализируют проблему профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В нормативных документах к «лицам с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) относят людей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальной материально-пространственной среды.
Обучающиеся специальных (коррекционных) школ, приходя на обучение в колледж, не только получают программу, но и выстраивают социальные отношения с преподавателями и со студентами. Для человека с ограниченными физическими возможностями это более затруднительно. В этой связи очевидна необходимость создания комплексной системы мер для преодоления различных барьеров. Эффективная деятельность такой системы невозможна, если не реализовано взаимодействие и преемственность образовательных систем разного уровня [1; 3; 4; 6; 9]. Таковыми уровнями в нашем изыскании являются коррекционная школа и колледж.