Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-про- фессиональной самоактуализации в вузе'

Формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-про- фессиональной самоактуализации в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Готовцева Нюргустана Геннадьевна

В статье рассмотрена проблема формирования ценностных ориентаций будущего педагога в условиях вуза. Раскрыто содержание личностно-профессиональной самоактуализации как средства формирования ценностных ориентаций, а также личностно-ориентированный подход к формированию личности студента как будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-про- фессиональной самоактуализации в вузе»

УДК378.02

Готовцева Нюргустана Геннадьевна

Старший преподаватель кафедры возрастной и педагогической психологии, аспирант Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, [email protected], Якутск

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ В ВУЗЕ

Gotovtseva Nurgustana Gennadievna

Senior teacher of chair of âge and pedagogical psychology, the post-graduate Student of Pedagogical institute of the Yakutian State University after M. K. Ammosov, [email protected], Yakutsk

FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS BY MEANS OF PERSONALAND PROFESSIONAL SELF-ACTUALISATION IN HIGH SCHOOL

В условиях модернизации российского образования остро возникает необходимость формирования ценностных ориентаций будущих педагогов, основой которых является ценностное отношение человека не только к себе, но и к другому человеку, своей профессии, познанию посредством самоактуализации. Перестройка ценностных основ общества в целом и личности в отдельности - это проблема осознания смысла существования человека. Кризис системы ценностей в современном обществе проявляется в следующих основных тенденциях: в размывании значимости определенных ценностей; в переоценке ценностей, перемене аксиологических знаков, возможно на диаметрально противоположные [1].

Ценности развивающейся личности, осмысление их природы и пути влияния на формирование этих ценностей - одна из актуальных проблем в философии, педагогике, психологии. Жизненные ценности студентов должны рассматриваться с учетом особенностей личностного развития, а также в контексте реформирования образования и профессионального становления будущих специалистов. Основной задачей является формирование и утверждение в студенческой среде такой системы ценностей, которые, преломляясь через жизненные ценности каждой личности, способствовали бы профессиональному становлению.

Гуманистическая среда вуза представляет собой духовное пространство, в котором происходит взаимообмен общечеловеческими ценностями, и в связи с этим вуз является значимым условием формирования ценностных ориентаций личности студента как будущего специалиста. Согласно этому, в нашем исследовании личностно-ориентированный

подход к формированию личности студента как будущего специалиста является базовым.

Личностно-ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления ценностных ори-ентаций, становления творческой, активной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях [3, с. 134]. Основной целью личностно-ориентированного образования является создание условий, обеспечивающих, во-первых, мотивацию к образованию и развитию личности обучаемого; во-вторых, гуманное отношение к обучаемому.

Также, развитие личности студента предполагает проявление психологических предпосылок личностно-профессиональной самоактуализации, приводящей к формированию определенных ценностных ориента-ций на самообразование, самопознание, самовоспитание. Особое внимание в процессе личностно-ориентированного образования обращается на максимальный учет следующих индивидуальных свойств будущего педагога: особенностей восприятия, памяти, внимания, мыслительных процессов, темперамента, волевых качеств, мотивации, самооценки.

Ориентация на личность студента в практике означает смену стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора, формирование таких ценностных ориентаций как «Я - Ценность», «Другой - Ценность», «Познание ценность». Таким образом, на основе личностно-ориентированного подхода, выдвигается модель формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-про-фессиональной самоактуализации в вузе (рис. 1).

Современное общество выдвигает перед высшим образованием подготовку специалистов, имеющих не только достаточный уровень профессиональных знаний и умений, но и способных к самостоятельному выстраиванию стратегии собственной жизни и ориентированных на определенные ценности. Данные категории и составляют основу личнос-тно-профессиональной самоактуализации будущего педагога, ориентированного на поиск своих личностных и профессиональных ресурсов.

Для решения данных задач необходимо создать единую, непрерывную профессионально-ориентированную систему подготовки учителей. Особое значение в формировании ценностных ориентаций будущего педагога приобретает его личностно-профессиональная самоактуализация, основой которой является изучение фундаментальных (по предметному основанию), специальных (частнодидактических), психолого-

педагогических знаний, которые определяют уровень овладения умениями будущей профессиональной деятельности; принятие конкретных ценностей, выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценностные ориентации при этом, с одной стороны - выполняют роль внутренних стимулов, а с другой стороны - роль критериев, с опорой на которые личность осуществляет свое поведение и деятельность.

Изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования показывают, что в числе причин, препятствующих процессу формирования ценностных ориентаций личности, являются - проблема саморазвития, снижение познавательной активности, потребности в познании, недостаточный уровень его самоактуализации, особенности личностных смыслов и смысловых установок, освоение новых форм и методов обучения.

В этой связи самоактуализацию рассматривают как механизм, стимулирующий саморазвитие, делающий его потребнгостью, целью и жизненной стратегией (К. А. Абульханова-Славская, И. А. Акинди-нова, Т. И. Артемьева и др.). Личностно-профессиональная самоактуализация связывается с процессом развития личности как субъекта интеллектуальной амктивности (Д. Б. Богоявленская), свободного выбора (В. А. Петровский), саморегуляции, произвольной активности (В. А. Иванников), как носителя ответственности, нравственности, веры (Б. С. Братусь) и смысла (Д. А. Леонтьев).

В студенческие годы идет становление творческой личности будущего педагога в личностно-ценной учебно-профессиональной деятельности, основной задачей которого сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития. Это особенно актуально для будущих педагогов. Специалист, призванный содействовать развитию других людей, должен совершенствоваться и личностно расти в первую очередь сам. Сензитивность этого периода развития личности молодого человека, который приходится на время обучения в вузе, подчеркивается многими исследователями, в частности Б. Г. Ананьевым [1], Л. Н. Куликовой, Якиманской И. С. и др. В том числе, ими отмечено, что данный период является основополагающим для формирования ценностных ориентаций, установок, мотивации, самоактуализации, направленности личности, динамики интеллектуального развития.

В этой связи необходимо рассматривать личностно-профессиональ-ную самоактуализацию как процесс, который имеет свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности, и как интергра-тивное личностное образование, представленное определенными личностными свойствами и имеющие четкую структуру.

Анализ проблемы формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации

в вузе требует поиска новых подходов. Вместе с тем, анализ теории и практики по проблеме формирования ценностных ориентаций позволяет заключить, что в современных реалиях еще недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с исследованием педагогического обеспечения формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуалтзации.

В процессе экспериментальной работы, установлено, что формирование ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе целесообразно реализовы-вать поэтапно, решая при этом следующие задачи:

- обоснование теоретических подходов к формированию ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе;

- определение структуры и содержания педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в контексте личностно-ориентированного подхода;

- формирование ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации состоит из ценностно-смыслового, оценочно-познавательного, эмоционально-волевого компонентов, где базовым является ценностно-смысловой компонент.

В ходе эксперимента определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе: обеспечение личностно-ориентированной направленности воспитательно-образовательного процесса на формирование личностных смыслов (ценностей), смысловых установок (ценностные ориентации) личности студента; применение поэтапного формирования у будущих педагогов выстраивания собственной стратегии жизни и профессионального становления, ценностей «Я - Ценность», «Другой - Ценность», «Познание как ценность», ценностного отношения к психолого-педагогическому знанию и профессии педагога; осуществление психолого-педагогической поддержки формирования ценностных ориентаций студентов посредством включения их в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность на основе личностно-профессиональной самоактуализации.

Таким образом, в ходе исследования определились следующие базовые положения:

- ценностные ориентации представляют собой конкретизацию ценностей, направленных на отношение к самому себе - «Я - Ценность», отношение к другому человеку «Другой - Ценность» и «Познание как ценность» на основе личностной и профессиональной самоактуализации личности; личностно-профессиональная самоактуализация в учебно-профессиональной деятельности является внутренней активностью

субъекта по выявлению потенциальных возможностей, постижению собственной уникальности, ценности и жизненного предназначения;

- педагогическими условиями, способствующими эффективности формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации, являются: усиление личностно-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса в системе вуза; применение поэтапного формирования ценностных ориентаций будущих педагогов; осуществление педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации обучаемых;

- компонентами сформированности ценностных ориентаций в вузе являются: ценностно-смысловой, оценочно-познавательный, эмоционально-волевой, оценка которых осуществляется по критериям: потребность в познании, рефлексия, самоорганизация, послужившие основой для определения их уровней: высокий, средний, низкий.

В этих условиях формирование ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе - многоаспектный и многофакторный процесс саморазвития личности, который строится на гуманистическом, личностно-ориентирован-ном, аксиологическом подходах и охватывает мотивационно-потребнос-тную, когнитивную, личностно-деятельностную, рефлексивную сферы будущего педагога.

и а

о

о щ

Я о а с

3 х

л

4

и

н я са о

м

я а ю о

о х

л ч

и

н я н х х и о

м

ЦЕЛЬ: формирование ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе

-С-

Частные цели: образовательные, воспитательные, развивающие

й

и щ

ю

у

р

и

л

й

и щ

ю

у

р и

ут к

н н о

и ц

ф

н и

а т

т

¿Г

Задачи:

- определить и проверить на практике оптимальные условия для создания продуктивного воспитательно-образовательного пространства вуза, обеспечивающего эффективность формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе;

- организовать психолого-педагогическую поддержку поэтапного формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации на основе личностных особенностей студентов и мотивации саморазвития;

- обеспечить поисковую деятельность и осознание студентами ценностных оринентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации

Педагогические условия: - обеспечение усиление личностно-ориентированной направленности

воспитательно-образовательного процесса;

- актуализация личностного и профессионального становления субъекта воспитательно-образовательного процесса,

- осуществление педагогического сопровождения формирования ценностных оринетаций поредством самоактуализации обучаемых

Формы и методы обучения: лекции,

практикумы, тестирование интервьюирование,

индивидуальные и групповые беседы, ролевые и деловые игры.

Функции: диагностическая, обучающая,

воспитывающая, развивающая, организационно-технологическая, управленческая, аналитико-корректирующая д

Компоненты: ценностно-смысловой; оценочно-

познавательный ; эмоционально-волевой

Уровни: низкий, средний, высокий

Критерии: познание, рефлексия, самоорганизация

Принципы: гуманизма, культуросообразности, активизации

£ I х

г: т

х ■г

О) г: л х В:

че о

с §

к

я Я й

о р

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в р

0 л £

1 I

Рисунок 1 - Теоретическая модель формирование ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. [Текст]/ Б. Г. Ананьев. - М., 1980.

2. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности.[Текст]/Л. Н. Куликова, //2-е изд. доп. и испр. Благовещенск, 2001. - 342 с.

3. Якиманская, И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников[Текст]/ И. С. Якиманская. // Вопросы психологии. 1994. -№2.- С. 134).

УДК 378.147.88

Шадрин ВладимирАнатольевич

Соискатель кафедры педагогики Курганского государственного университета, 0^а@ cheldiplom.ru, Челябинск

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ В ПОЛУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Shadrin Vladimir Anatolyevich

Competitor of pedagogic chair, the Kurgan State University, [email protected], Chelyabinsk

MODELLING OF PEDAGOGIC ASSISTANCE IN PROFESSIONAL EDUCATION OF HEALTH HANDICAPPED

STUDENTS

Современные тенденции гуманизации, непрерывности, доступности и личной ориентации в образовании актуализируют проблему профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В нормативных документах к «лицам с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) относят людей, имеющих физические или психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальной материально-пространственной среды.

Обучающиеся специальных (коррекционных) школ, приходя на обучение в колледж, не только получают программу, но и выстраивают социальные отношения с преподавателями и со студентами. Для человека с ограниченными физическими возможностями это более затруднительно. В этой связи очевидна необходимость создания комплексной системы мер для преодоления различных барьеров. Эффективная деятельность такой системы невозможна, если не реализовано взаимодействие и преемственность образовательных систем разного уровня [1; 3; 4; 6; 9]. Таковыми уровнями в нашем изыскании являются коррекционная школа и колледж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.