Анализ содержательных характеристик профессиональной подготовки специалиста по социальной работе в период вузовского
обучения
С.В. Давлятова, О.Н. Шевченко Российский государственный социальный университет, город Азов
Аннотация: в статье выполнен анализ профессионально - личностного развития будущего специалиста по социальной работе, его профессионального становления в процессе подготовки и формирования зрелой личности профессионала. Проведено исследование особенностей профессионально-личностных компетенций специалиста по социальной работе, формируемых в студенческий период. Представлены результаты основных характеристик профессионально - личностного развития студентов очной и заочной форм обучения коммуникативной, рефлексивной, организаторской, социальной и мотивационно-личностной составляющих.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, компетентностный подход, мотивация выбора профессии, профессиональная установка, самоэффективность, саморазвитие.
В контексте модернизации российского образования существенно меняются параметры качества профессионального образования. Сегодня рассматривается компетентностный подход, где новой единицей измерения образованности студента считаются компетенции [1]. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии. Он должен обладать творческим потенциалом саморазвития. Мы рассматриваем компетенции как показатель качества профессионального становления будущего специалиста. Активизируем переход от дисциплинарно — ориентированной системы профессионального обучения к проектно — созидательной, когда основными компонентами будущего выпускника становится понимание и процесс творческого созидания социальных проектов.
Профессиональная подготовка требует не только овладения студентом профессиональными знаниями и умениями, но и выработку личного отношения к своему делу. Предпосылкой развития профессионального мастерства будущего выпускника выступает способность эффективно подбирать социальные услуги в качестве поставщика услуг и взаимодействовать с получателями социальных услуг[2].
Вопросы профессионального самоопределения изучаются в рамках анализа темы становления человека, его мировоззрения и миропонимания, его социальной квинтэссенции. Критерии профессиональных альтернатив специалистов социальной работы, нетривиальность квалификационного и личностного совершенствования, выработка деятельностных полномочий и стремление к профессиональной инициативности раскрываются в трудах Н.Ш. Валеевой, Н.Н. Галагузовой, Н.В. Долматовой, Г.И. Осадчей, Н.М. Платоновой, Л.В. Топчия, Н.Б.Шмелевой, С.Д. Чигановой, Е.Р. Ярской-Смирновой. Первостепенную важность для постижения процесса упорядочения высшего социального образования в России представляю научные труды сотрудников Московского гуманитарного университета И.М. Ильинского, Вал. А. Лукова, С.И. Плаксия, Б.А. Ручкина и др. [3]. Совершенствование персональных компетенций не является самоцелью учебного заведения, но, несомненно, во время обучения, моделируется мастерство самоорганизации, личностные компетенции.
Оценка конфигурации профессиональной зрелости обозначила два критерия: когнитивно-поведенческий и мотивационно-личностный. Когнитивно-поведенческая образующая включает в себя: социальные знания, социальные умения, навыки социального поведения, а также продуктивные приемы выполнения социально-значимой деятельности, умения эффективного взаимодействия и навыки конструктивного поведения в трудных жизненных ситуациях. Мотивационно-личностная образующая
представлена мотивами и ценностями самореализации в обществе, а также личностными свойствами, обеспечивающими самореализацию личности [4].
О значимости и ценности, как профессиональных, так и индивидуальных компетенций, говорит интересный факт: эксперты именитой западной консалтинговой группы Leadership IQ1 демонстрируют в своей статистике, что в 81% случаев руководители и высококвалифицированные специалисты неуспешны именно по личностным причинам, и только в 11% по причине профессиональной некомпетентности
[5].
Профессиональное совершенствование специалиста по социальной работе оценивается как поэтапное усвоение профессионально весомых характеристик, нарабатывание профессиональной сноровки и искусства, ролевой информированности и функциональной пригодности [6].В тоже время данный аспект не всегда принимает во внимание критерии, которые ответственны за становление личности специалиста, наделенного определенной системой ценностей, которая стала фундаментом для формирования профессиональных ориентаций.
Таблица № 1
Компоненты, составляющие профессионально-личностную
компетентность специалиста по социальной работе
Когнитивно-поведенческий компонент (знания, умения и навыки) Мотивационно-личностный компонент (отношения)
Знания Умения и навыки профессионального поведения Личностные качества Мотивы и ценности отношений
-знание - профессиональные -духовно-нравственные - конструктивное
собственных знания; качества сотрудничество;
личностных -эффективное (ценностное отношение -социальная
ресурсов; взаимодействие и к людям); ответственность;
- сотрудничество; психофизиологические - стремление к
дифференциаци - целеполагание; (психические процессы и достижению
я социальных -самообразование; состояния); успеха
сценариев; - самоуправление; -психологические
- средства и - рефлексия; (самоконтроль,
способы - жизнестойкость самокритичноть,
самореализации самооценка своих
поступков,
стрессоустойчивость);
психолого-
педагогические
(коммуникабельность,
эмпатичность,
аттрактивность и др.)
В связи с этим определилась цель исследования - изучение особенностей профессионально-личностного совершенствования
специалиста по социальной работе в период вузовского обучения. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что профессионально - личностные компетенции будущего специалиста определяются: индивидуально-личностными, образовательными и социально-профессиональными характеристиками личности.
- профессионально-личностные компетенции, формируемые в студенческий период, отличаются у студентов очной и заочной форм обучения по коммуникативной, рефлексивной, организаторской, социальной и мотивационно-личностной составляющих.
В исследовании приняли участие студенты очного и заочного отделения по направлению социальная работа. Были использованы методики: «Самоактуализация личности» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калины, «Самоэффективность» Маддукса, Шейера, в основу метода экспертной оценки положен «Лист Липмана».
Учитывая, что индивидуально-личностные характеристики представлены системой ценностных ориентаций, мотивацией личности, «жизненными планами» [7], и формально - биографическими данными, нами были получены следующие результаты анкетирования и тестирования. Большинство респондентов имеют среднее образование, 90% - обучаются на очном отделении и 90% студентов заочного отделения работают в социальной сфере. Таким образом, большинство респондентов пришли получать высшее образование после окончания школы, 90% студентов заочного отделения осваивают профессионально - личностные качества будущего специалиста социальной работы, совмещая теоретическое обучение с практической реализацией.
Отслеживание самого значительного мотива в выборе профессионального будущего у студентов очного отделения демонстрирует следующие преимущества: «отсутствие физического труда», «власть», «возможность работать на себя». Набранный процент голосов составляет 54%. Действенную помощь людям, основанную на «общении с людьми», «желании выполнять ответственную работу», «интерес к профессии» готовы оказывать 24% респондентов.
Негативным моментом, влияющим на формирование профессионально - личностных компетенций будущих специалистов очного отделения, является факт случайного подхода студентов к выбору профессии. Профессиональное будущее у 30% респондентов обусловлено просто получением высшего образования и не связано с какой-либо конкретной
профессией. В исследовании имеются анкеты, где прослеживается достаточно небрежная позиция к профессии специалиста по социальной работе («мне все равно кем быть, главное, что бы работать с людьми, мне нужно высшее образование и работа с людьми, пошел туда, где нет математики...»). Данное отношение нередко демонстрируется как следствие некачественной осведомленности студентов о профессии и проявление недостатков в профориентационной работе [8].
Для студентов заочного отделения выбор профессии мотивирован:
- гуманитарной направленностью учебных предметов;
- стремлением общаться с людьми;
- низкой оплатой за обучение;
- желанием помогать людям.
Мотивация бескорыстного желания оказать помощь людям в иерархии стимулирующих предпочтений расположена на четвертом месте, что подчеркивает профессиональную незрелость на этапах получения образования.
Важным критерием, влияющим на результативность профессионализма будущих специалистов очного отделения, является личностный ориентир на работу по выбранной специальности [9]. 48% студентов сегодня убеждены в дальнейших планах относительно выбранной специальности. Профессия специалиста по социальной работе не является актуальной, и работать в данной области будущие выпускники не планируют. При этом большинство собираются пробовать себя в смежных областях деятельности. Среди причин нежелания работать по специальности нами были выделены низкая оплата труда, отсутствие заинтересованности к профессии и ее авторитетности. Для профессионального становления студентов нами была отмечена необходимость раннего просвещения о специфике выбранной профессии.
Анализ проведенных опросов первокурсников показывает, что студенты не понимают существующих отличий специальности и изначально настроены на руководящие должности. Студенты старших курсов в качестве места будущей работы выбирают центры социального обслуживания граждан, реабилитационные центры для несовершеннолетних, пенсионные фонды и центра социального обслуживания пожилых и инвалидов. В качестве должностей - «ведущий специалист», «специалист», «заместитель руководителя».
Практически половина студентов заочной формы обучения (48%) считают, что в процессе учебы получают полное представление о профессии. В целом 90 % респондентов считают, что образовательная программа по подготовке будущих специалистов соответствует общим требованиям профессии (42% - вполне соответствует, 48% - средне соответствует).
Особенности социально-профессиональных составляющих студентов, получающих специальность «социальная работа» ориентированы в социально-гуманитарной направленности. Студентов подготавливают к видам деятельности, которые основаны на межличностной коммуникации и групповых формах работы. Также формируется профессиональная способность будущего выпускника к стрессоустойчивости и способности справляться с условиями кризисных жизненных ситуаций, высокой адаптивности.
Для изучения самосознания и самооценки личности нами была использована методика Маддукса и Шеера. По результатам диагностики 50% студентов очного отделения имеют средний уровень самоэффективности, 25% высокий уровень.
Среди студентов заочного отделения: 67% имеют средний уровень самоэффективности, 33 % имеют высокий уровень самоэффективности. Таким образом, уровень самоэффективности студентов заочного отделения
подтверждается наличием адекватной самооценки, выраженной степенью самореализации. Сформированность самоэффективности у студентов очного отделения определяется необходимостью к саморазвитию.
Таблица № 2
Результаты уровня самоэффективности студентов очной и заочной форм
обучения
Уровень самоэффективности
очное заочное
Высокий 25% 33%
Средний 50% 67%
Низкий 25% -
Уровень межличностного общения студентов представлен в таблице 3.
Таблица № 3
Результаты уровня межличностного общения
Уровень межличностного общения
очное заочное
Высокий 17% 67%
Средний 25% 23%
Низкий 58% 10%
Сформированность навыков межличностного общения значительно лучше у студентов заочного отделения.
Экспертная оценка результатов изучения профессиональных качеств по методике «Лист Липмана», показала, что 80% студентов очного отделения считают важными следующие профессиональные качества: понимать неясное произношение, точно вспоминать особенности клиента, быть внимательным, уметь быть самостоятельным. Быстро приспосабливаться к
новым требованиям. Быть спокойным, вести диалог, не поддаваться влиянию клиента. Для студентов очного отделения наиболее важными являются эмоционально - когнитивные и адаптивные характеристики личности.
80% студентов заочного отделения выделяют такие качества как: понимать не ясное произношение, уметь приспосабливаться, тщательно выполнять привычную работу, быть креативным в работе, обладать галантностью, умением обращаться с людьми различного общественного положения, быть пунктуальным и исполнительным, иметь чувство долга, не поддаваться влиянию большинства. Эти данные позволяют нам говорить, что для студентов заочного отделения важными являются характеристики коммуникативной, рефлексивной, организаторской и социальной составляющих личности.
Таблица № 4
Личностные качества социального работника по методике «Лист
Липмана»
Личностные качества социального работника
очное заочное
Понимать не ясное произношение
Быстро приспосабливаться к новым и непривычным требованиям
Работать по алгоритму самостоятельно и добросовестно выполнять привычную работу
Уметь выражаться письменно и устно
Коротко и ясно спрашивать и отмечать
Иметь малую внушаемость, не поддаваться влиянию
Точно и продолжительно вспоминать о Изобретать неизвестные приемы для
людях, виденных только один раз или облегчения или ускорения
изредка. предписанной работы
Иметь всегда ровный, приятный характер. Обладать тактичностью, умением
обращаться с людьми различного
общественного положения, характера
Не ослаблять внимание под влиянием Быть добросовестным и
испуга или неожиданного впечатления.
исполнительным, иметь чувство долга
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. профессионально - личностные компетенции это интегративное личностное образование, составляющими которого являются индивидуально-
характеристики личности.
2. профессионально-личностные компетенции, формируемые в студенческий период, отличаются у студентов очной и заочной форм обучения по коммуникативной, рефлексивной, организаторской, социальной и мотивационно-личностной составляющих характеристик.
По результатам полученных данных нами была разработана программа развития профессионально-личностных качеств будущего специалиста. Были выявлены и введены в систему основные направления психолого-педагогических условий эффективной организации личностного и профессионального развития специалиста [10]. Обоснованы научно-практические рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в системе высшего профессионального образования. Формирование навыков практического опыта социально - профессионального взаимодействия студентов осуществляется использованием групповых методов (брейн-ринг, олимпиада, мозговой штурм, социально-психологический тренинг и т.д.). Данный подход позволяет целенаправленно влиять на развитие у будущих специалистов по социальной работе рефлексии, терпимости, принятия себя и других, способности к адекватному отзывчивому восприятию партнеров и оказанию своевременной психосоциальной поддержки, умению вести диалог с клиентами [11].
Использование креативных подходов в организации опыта социально-профессионального взаимодействия; приемов реализации индивидуальной помощи студентам, технологий духовно-нравственной ориентации будущих
личностные, образовательные
и
социально-профессиональные
специалистов по социальной работе в процессе их профессиональной подготовки обеспечивает формирование стабильной личностной позиции студентов в учебном процессе.
Литература
1. Давлятова С.В. Проблемы модернизации российского высшего образования в оценках целевых социальных групп населения// Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права. Саратов, 2014. С. 61-62.
2. Давлятова С.В. Особенности профессионально - личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения // Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе. Саратов, 2014. С. 42-46.
3. Козлов А.А. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. М.: Международный проект, 2004. 356 с.
4. Шевченко О.Н. Роль коммуникации в профессиональной деятельности социального педагога // Приоритетные научные направления: от теории к практике. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. С. 108-113.
5. Aronson E, Wilson T.D., Akert R.M. Social Psychology. (7th ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.Prentice Hall, 2010. 624 p.
6. Шевченко О.Н. Языковые барьеры и пути их преодоления в профессиональной деятельности социального работника // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o.2014. 540 с.
7. Давлятова С.В. Повышение профессионального мастерства и компетентности социальных работников // Наука и практика: Мировые, российские и региональные тенденции развития. Сочи - Ставрополь, С. 39 -44.
8. Piore Michael J., Peter Doeringer. Internal Labor Markets and Manpower Adjustment. New York: D.C. Heath and Company. 1971. 344 p.
9. Дроздова И.И., Капитанова Е.В. Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой группе // Инженерный вестник Дона, 2014, № 4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2698.
10. Мосиенко О.С. Сегментация выпускников вуза на рынке труда: динамика исследования // Инженерный вестник Дона, 2014, № 4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2689.
11. Рабочая книга по практике для студентов магистратуры по социальной работе: учеб-методическое пособие / И.Д. Лельчицкий, Л.Ж. Караванова, С.Н. Добросмыслова, В.А. Ершов. - Тверь: Тверской государственный университет, 2012. 40 с.
References
1. Davlyatova S.V. Mirovaya nauka i sovremennoe obshhestvo: aktual'nye voprosy ehkonomiki, sotsiologii i prava. Saratov, 2014. pp. 61-62.
2. Davlyatova S.V. Аktual,nye voprosy razvitiya sotsial'no-ehkonomicheskikh sistem v sovremennom obshhestve. Saratov, 2014. pp.42-46.
3. Kozlov A.A. Social'naya rabota. Vvedenie v professional'nuyu deyatel'nost' [Social work. Introduction to professional activities]. M.: International Project, 2004. 356 p.
4. SHevchenko O.N. Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii k praktike. Novosibirsk: Izd-vo TSRNS, 2014. pp.108-113.
5. Aronson E, Wilson T.D., Akert R.M. Social Psychology. (7th ed.). Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall. Prentice Hall, 2010. 624 p.
6. SHevchenko O.N. Rossiya i Evropa: svyaz' kul'tury i ehkonomiki. Praga, CHeshskaya Respublika: Izd-vo WORLD PRESS s.r.o.2014. 540 p.
7. Davlyatova S.V. Nauka i praktika: Mirovye, rossijskie i regional'nye tendentsii razvitiya. Sochi - Stavropol', pp. 39 - 44.
8. Piore Michael J., Peter Doeringer. Internal Labor Markets and Manpower Adjustment. New York: D.C. Heath and Company. 1971. 344 p.
Drozdov I.I, Kapitanova E.V Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, № 4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2698.
9. Mosienko O.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, № 4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2689.
10. Rabochaya kniga po praktike dlya studentov magistratury po social'noj rabote: ucheb-metodicheskoe posobie. [Workbook practice for graduate students in social work: ucheb.- method. Allowance]. I.D. Lelcycy, L.Zh. Karavanova, S.N. Dobrosmyslova, V.A. Yershov. Tver: Tver State University, 2012. 40 p.