Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития будущего специалиста по социальной работе'

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития будущего специалиста по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
948
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (ПВК) / ОБРАЗ СУБЪЕКТА ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / EXPERT ANALYSIS / PROFESSIONALLY IMPORTANT ABILITIES / IMAGE OF A SUBJECT OF LABOUR / INDIVIDUAL-AND-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / LABOUR PSYCHOLOGY OF A SOCIAL WORK EXPERT / PROFESSIONAL PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Караванова Людмила Жалаловна

Описаны результаты экспериментального исследования субъектных свойств специалистов по социальной работе, проведенного с применением метода экспертной оценки. В основу методики положен "лист Липмана", адаптированный автором с целью исследования труда специалистов по социальной работе. Обосновывается личностно-профессиональное развитие будущего социального работника в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Караванова Людмила Жалаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-and-Pedagogical Support of a Future Social Work Expert's Professional Development

The article describes the results of the experimental research of the social work experts' subject properties. There was applied a method of expert analysis in this research. The method itself is based on "Lipman list" adapted by the author for research of social work experts' labour. Personal-and-professional development of a future social work expert at a higher educational institution is proved in the article.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития будущего специалиста по социальной работе»

УДК 159.923.2:62 ББК 88.411.9

Караванова Людмила Жалаловна

кандидат психологических наук г. Тверь

Karavanova Lyudmila Zhalalovna

Candidate of Psychology Twer

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального развития будущего специалиста по социальной работе Psychological-and-Pedagogical Support of a Future Social Work Expert’s

Professional Development

Описаны результаты экспериментального исследования субъектных свойств специалистов по социальной работе, проведенного с применением метода экспертной оценки. В основу методики положен "лист Липмана", адаптированный автором с целью исследования труда специалистов по социальной работе. Обосновывается личностно-профессиональное развитие будущего социального работника в вузе.

The article describes the results of the experimental research of the social work experts’ subject properties. There was applied a method of expert analysis in this research. The method itself is based on "Lipman list" adapted by the author for research of social work experts’ labour. Personal-and-professional development of a future social work expert at a higher educational institution is proved in the article.

Ключевые слова: экспертный анализ, профессионально важные качества (ПВК), образ субъекта труда, профессиональная деятельность, индивидуальнопсихологические свойства, психология труда специалиста по социальной работе, профессиональное развитие личности.

Key words: expert analysis, professionally important abilities, image of a subject of labour, individual-and-psychological characteristics, labour psychology of a social work expert, professional personality development.

От социального работника на современном этапе развития общества требуется не просто использование полученных в высшем учебном заведении знаний, умений, навыков, но и готовность к творческому саморазвитию. Миссия социальных работников определяется уровнем их личностнопрофессионального становления.

Профессиональная подготовка социальных работников в вузе - это важный этап профессионального становления личности социального работника.

Личностно-профессиональная подготовка, ориентированная на модель специалиста-профессионала, будет воспроизводить не только его формальные характеристики, но и способности, готовности познания, знания и отношения

(т.е. поведение), связанные с деятельностью. Такие качественные характеристики отражаются в понятии «компетенция».

Компетентный человек - это человек, информированный в определенной области, что позволяет ему качественно делать что-либо, т.е. компетентность -это свойство человека, позволяющее ему качественно делать что-либо. Д. Вейлланд называет компетентным лицом человека, который «может объединить знания и навыки для решения конкретной проблемы», знает, «как эффективно сделать то, что он хочет и должен сделать как носитель определенной профессии» [3, 41]. По Э.Ф. Зееру, профессионально компетентный работник представляет собой специалиста, «обладающего необходимыми для качественного и производительного выполнения труда знаниями, умениями, качествами, опытом и индивидуальным стилем деятельности» [5, 23].

Согласно А.К. Марковой, профессиональная компетентность - это «сочетание таких психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» [9, 132]. Рассматривая различия понятий «компетенция» и «компетентность» в рамках новой парадигмы результата образования, И.А. Зимняя трактует понятие компетентность «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно «обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности» [6,34].

В модели компетентности Дж. Равена выделим термин «мотивированные способности», рассматриваемые им как совокупность когнитивных, аффективных и волевых компонентов эффективного поведения [10, 211].

Компетентность предназначена для эффективного выполнения трудовых заданий, решения конкретной профессиональной задачи, проблемы, данное качество человека можно рассматривать как одно из важнейших для его жизнедеятельности.

Создание необходимых предпосылок для формирования нового типа работника требует от образовательного учреждения новых подходов к организа-

ции своей деятельности, а именно нового взгляда на развитие своей внешней и внутренней среды.

Образовательное учреждение должно стать более открытым, активнее использовать возможности, предоставляемые его окружением, устанавливать взаимовыгодные отношения с работодателями и социальными партнерами, привлекать их к образовательным процессам в качестве экспертов.

Модернизация внутренней среды образовательного учреждения должна предусматривать изменения в подходах к обучению, гибкое делегирование ответственности и полномочий экспертам, привлечение их к решению вопросов, связанных с дальнейшим развитием образовательного учреждения, повышение квалификации педагогических кадров в плане развития их самостоятельности и предприимчивости, обновление содержания профессионального образования и методов преподавания.

Сложившаяся система профессиональной подготовки не реализует в полной мере возможности формирования готовности будущих социальных работников к профессиональной деятельности (см. у С. А. Беличевой, 2006; В. И. Жукова, 2000; И. Г. Зайнышева, 1992; Л. Г. Лаптева, 2007; П. Д. Павленока, 2004; Л. В. Топчиго, 2006; Е. И. Холостовой, 2001 и др.). В частности, нуждается в дополнительной разработке проблема психолого-педагогического сопровождения студентов в выработке способностей к личностно-профессиональному развитию.

Сложность процесса подготовки требует психолого-педагогического сопровождения, что влечет за собой опоры на ряд подходов к профессиональной подготовке в вузе: знакомство с новой парадигмой образования и новой моделью профессиональной деятельности; самодиагностика; самооценка в сфере личностного развития; осознание внутренних ограничений; постановка задач саморазвития.

Общество требует такого социального работника, который не столько информирован, сколько стремится познавать социум, людей и себя в этом многоликом, быстро изменяющемся мире, сохранять то ценное, что есть в культуре, ценностно осмысливать результаты своей деятельности, своих взаимодействий

с социумом через человека, через его общение с другими людьми. Такого социального работника может подготовить только такой преподаватель, который способен к самостоятельному ответственному выбору психологопедагогических действий, которые ценностно опосредуются студентами и служат отправным моментом для развития самостоятельности и ответственности у будущих социальных работников.

Сопровождение - это процесс деятельности, который направлен на создание психолого-педагогических условий для успешного профессионального самосовершенствования будущих социальных работников.

Как отмечает С.К. Бондырева [2, 57], взаимодействие педагога и студента -это также чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности вуза. И если педагоги в силу характера их деятельности, условий профессионального поведения и т.д. все-таки вырабатывают какой-то общий «кодекс поведения» между собой, то их отношения со студентами полностью определяются личными качествами и коммуникативными установками. Психологическое сопровождение имеет целью не просто укрепление или совершенствование, а развитие и саморазвитие профессионала. Объектом психологического воздействия являются ни психические и личностные свойства как таковые или отклонения от нормы, а целостная личность и здоровая психика. Ориентиром в развитии должны быть не модель, не норма, а своеобразие, индивидуальность и собственная траектория развития.

В основе метода психолого-педагогического сопровождения лежит личностно-проблемный подход, опирающийся на внутренний потенциал каждого конкретного человека и поддержку его окружения, а также на владение методами наиболее типичных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе профессионального развития. Поэтому в основу разработки программы положены результаты исследований, позволяющие определить обобщенные характеристики студента и педагога и их наиболее типичные проблемы относительно представлений прошлых лет.

Все это требует разработки целостной системы целевой подготовки социальных работников в условиях современной высшей профессиональной школы.

Цель и методики исследования

Цель нашего исследования и заключалась в выявлении особенностей профессиональной деятельности социальных работников и психологопедагогические условия их личностно-профессионального развития в вузе. Исследование проводилось в вузах, ссузах города Твери и в социальных учреждениях города Твери и Тверской области. Всего в исследовании на разных его этапах приняло участие 1900 испытуемых, включая 162 - в формирующем эксперименте.

Методики исследования сосредоточили в себе: опросный лист О. Липмана, 16 факторный опросник Р. Кеттела., Тест умственных способностей Амтхауэра (ТУС), блок методик для оценки внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, избирательность), тест Медника, тест Торренса.

Процедура проведения эмпирического исследования

Первый этап исследования был направлен на построение психограммы успешного специалиста по социальной работе, концентрирующейся на выделении индивидуально-личностных особенностей, связанных с эффективностью деятельности специалистов. Для этого мы использовали методы анализа документации (изучение должностных инструкций, сведений о составе работников по полу, возрасту, информации о показателях эффективности труда, с использованием данных предоставленных социальными службами; опроса специалистов, который проводился с помощью опросника О. Липмана в ходе группового тестирования). В исследовании приняли участие социальные работники, имеющие трудовой стаж от 5 до 10 лет - 81 человек: руководители социальных центров (17 чел.), специалисты социальных центров (57 чел.), преподаватели кафедры педагогики и социальной работы Тверского государственного университета (ТвГУ) - (7 чел.).

На втором этапе проводился подбор существующих методов психодиагностики для каждого ПВК из намеченного перечня и его диагностическая оценка. Выбранные нами методики сосредоточили в себе: 16 факторный опросник Р.Кеттела, Тест умственных способностей Амтхауэра (ТУС), блок методик для оценки внимания (объем, распределение, устойчивость, переключение, избирательность), тест Медника, тест Торренса.

На третьем этапе определялись критерии объективной меры успешности деятельности, проводилась ее экспертная оценка. В качестве экспертов были привлечены специалисты негосударственных социальных учреждений в количестве 15 человек со стажем работы более 10 лет.

На основании систематизации комплекса востребованных социальной работой профессиональных знаний, умений и навыков, эксперты выделили шесть ведущих составляющих профессиональной деятельности социального работника: коммуникативную (17%), организаторскую (6%), рефлексивную 24%), мо-тивационную(17%), конструктивную (8%) и гностическую (28%) (Рисунок №1).

Рис. 1. Соотношение ведущих составляющих профессиональной деятельности будущих социальных работников (в %)

Представленные на диаграмме соотношения выступают основанием и отражают систему предъявляемых к социальному работнику требований, соблюдение которых обеспечивает продуктивное выполнение ими своих функций в реальных условиях, а также способствует постоянному развитию и реализации их творческого потенциала.

Исследование проводилось путем анкетирования специалистов, в основу которого была положена методика экспертной оценки профессионально важных свойств субъекта в профессиях с преобладанием элементов умственного

труда [8, 97]. Содержание методики было уточнено, но без изменения содержательной направленности смыслообразующих компонентов, обусловленных психологическим анализом труда социальных работников, была введена группа свойств, отражающих требования к работоспособности. В результате адаптированный для исследования экспертный лист включал 90 индивидуально-психологических черт, распределенных в 12 групп.

Эксперты последовательно оценивали профессиональную значимость всех названных свойств с точки зрения обеспечения успешности деятельности. Для каждого утверждения предлагались три оценки: 2, 1,0. Респондент должен был выбрать ту, которая соответствует его мнению. Критерием выбора определены нормативы: 2 балла - данное свойство совершенно необходимо для успешной работы; 1 балл - его наличие у субъекта желательно; 0 баллов - свойство не значимо, оно "безразлично" для процесса деятельности. Далее нами был составлен перечень свойств признанных экспертами необходимыми.

В процессе экспериментального исследования был составлен комплекс прогнозирования успешности деятельности специалиста по социальной работе, разработана «обобщенная» профессиограмма [6, 41].

В результате интерпретации полученных данных были выделены профессионально важные качества, являющиеся ?достаточными? [7, 62] для прогнозирования успешности специалиста по социальной работе, деятельности к ним относятся: опыт работы; объем и избирательность внимания; общий уровень знаний, мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; интеллект; наблюдательность; коммуникативные навыки (умение вести деловую беседу, переговоры; умение доходчиво донести до слушателя свои мысли и намерения; способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми); эмоционально-волевые особенности (способность переживать то, что переживают и чувствуют другие; уравновешенность, самообладание в кризисных ситуациях деятельности; способность передавать другим людям положительный эмоциональный заряд).

Была построена модель успешности деятельности специалиста по социальной работе, которая представляется нам следующим образом:

Фактор личностной самодостаточности и педантичности

Рис.2. Модель успешности профессиональной деятельности специалиста

по социальной работе

Модель сочетает в себе 4 фактора: 1) фактор информационного поля представлен положительным полюсом, на котором сосредоточились познавательные особенности личности: переключение и распределение внимания, мыслительная операция обобщения и интеллект; 2) фактор нейротизма Я2, развернулся в двух противоположных полюсах, характеризующих особенности эмоционально-волевой сферы личности. Его отрицательный полюс представлен такими особенностями личности как эмоциональная устойчивость; положительный - сдержанность, тревожность, склонность к опасениям; 3) факторЗ его положительные значения определяются положительным полюсом переменной «02» определяющей самодостаточность личности. Этот фактор был назван нами фактором «личностной самодостаточности»; 4) фактор 4: его положительные значения определяются положительным полюсом переменных характеризующих личностный радикал - это «01» (свободомыслие и либеральность) и

педантичность и циклотимность характера. Данный фактор был определен как фактор «личностной педантичности».

Факторы 3 и 4 нами были объединены, поскольку данные переменные, характеризуют характерологические особенности личностной сферы субъекта социальной деятельности, и дать им общее название фактора «личностной самодостаточности и педантичности».

Взаимодействие выделенных факторов данной модели определяется “принципом субъектности деятельности” (Б.Г. Ананьев, 1980): сначала профессионально значимые компоненты информационного поля (Я1) и психофизиологических свойств (Я2) преобразуют поступающую информацию в субъективную реальность в рамках социальных требований (формулировка цели, постановка задач, отбор нужной информации, принятие решения и т.д.) затем личностные свойства (Я3,4) преобразуют отраженную действительность в профессионально значимый продукт.

Представленная нами модель успешности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе позволяет уточнить перечень профессионально важных качеств и свойств на уровне познавательных процессов, эмоционально-волевых свойств и характерологических особенностей. Профессионализм специалиста по социальной работе не только обусловливает продуктивность профессиональной деятельности, но и сам является результатом развития личности и профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, его самореализации. С целью психолого-педагогического сопровождения профессионального развития будущего специалиста по социальной работе мы разработали практические рекомендации по организации и проведению комплексного программно-целевого проекта «Развитие профессионализма работника социальной сферы», включающий когнитивно-психологический спецкурс и тренинг.

Содержание спецкурса «Развитие профессионализма работника социальной сферы» нашло отражение в темах: «Система профессиональных ценностей современного специалиста по социальной работе», «Профессиональная компе-

тентность специалиста по социальной работе как интегративный ресурс личности профессионала», «Технологии и приемы личностного и профессионального развития специалиста по социальной работе» и др. Основными видами занятий явились: проблемные лекции и семинары, дискуссии, деловая игра, анализ продуктов деятельности, практические занятия, круглый стол и др.

Тренинг «Совершенствование профессионализма специалиста по социальной работе» строился на основе учета наличного уровня профессионализма специалиста по социальной работе и включал практическую работу как по формированию и развитию ведущих ПВК социальных работников. Отдельные занятия были посвящены целенаправленному обновлению, углублению ценностных ориентаций, развитию субъектности, инновационности, достижению са-мореализованности специалистов по социальной работе, их коррекции, компенсации: «Совершенствование профессиональных мотивов и ценностей специалиста по социальной работе», «Практика решения актуальных проблем, задач в сфере профессиональной деятельности», «Формирование готовности специалиста по социальной работе к внедрению инноваций», «Развитие субъектной позиции специалиста по социальной работе» и др. Основными формами и приемами психолого-педагогического воздействия и работы с со студентами явились: обучающие игры, диагностико-развивающие и психологические упражнения и процедуры, рефлексия, самонаблюдения, домашние задания, ведение дневниковых записей и т.п.

Данный тренинг направлен на развитие общей культуры будущих социальных работников, их профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных позиций, стиля деятельности и репрезентативных систем, обеспечивающих успешность в осуществлении профессиональной деятельности.

Полученные результаты дают основание подтвердить, что качественные преобразования произошли во всех компетенциях специалистов по социальной работе, обнаружив прогрессивную динамику в овладении специалистами по социальной работе новыми технологиями работы, регулирования межличностных отношений, сбора информации и принятия решений, обмена информацией,

целедостижения, а также технологиями саморазвития и обеспечения профессионального роста.

По результатам реализации проекта, полученные данные обрабатывались и сопоставлялись с помощью методов математической статистики. Эффективность разработанного проекта оценивалась по динамике роста, покомпонентного совершенствования составляющих уровень профессионализма будущих социальных работников, в двух срезах: исходном и завершающем. Экспериментальное исследование отслеживало динамику изменений, преобразований личностных и профессионально важных качеств специалиста по социальной работе. В общий комплекс методов исследования также вошли: экспертные оценки, моделирование, беседы, опросы, прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, метод реконструкции психолого-педагогического опыта, психологические методы - рефлексивное слушание, идентификация, актуализация, концентрация, обратная связь, резюмирование, эмпатия и др.

Результаты экспериментальной работы проявились в следующем: отслеживается динамика изменений личностно-профессиональных качеств будущих социальных работников до и после проведению комплексного программно-целевого проекта. Результаты сравнительного анализа представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Профессиональные до и после проведения комплексного программно-целевого проекта

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что его результаты ориентированы на решение проблемы продуктивного развития профессионализма специалиста по социальной работе.

Выводы

В результате проведенного исследования показано, что профессионализм специалиста по социальной работе в высшей школе представляет собой системное образование, отражающее динамично развивающийся уровень владения профессиональной деятельностью.

Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе может быть исследована как интегративный ресурс личности специалиста по социальной работе, состоящий из входящих в нее компетенций, в виде усвоенных технологий успешной профессиональной деятельности, объективно наблюдаемых в выполняемой деятельности, измеряемых в целях обеспечения качества и целенаправленно формируемые средствами образования.

Обнаружен эффективный механизм развития профессионализма специалиста по социальной работе, который заключается в том, что в ходе обучения, решения социальным работником профессиональных задач, компоненты и составляющие их элементы профессионализма, взаимодействуя, усложняются, трансформируются, порождая новую целостную структуру, систему через разрешение противоречий между уже достигнутым и еще предстоящим приобретением специалистом по социальной работе.

На основе научно-практического анализа выявлены психолого-

педагогические детерминанты развития профессионализма специалиста по социальной работе, обладающие высокой степенью значимости для специалистов по социальной работе: психолого-педагогические условия и факторы развития профессионализма.

В исследовании представлен психолого-педагогический аспект развития профессионализма специалиста по социальной работе, проявляющийся в ситуациях совершенствования профессиональной деятельности, повышения ее результата и личностном росте.

Определены основные закономерности эффективного процесса развития профессионализма специалиста по социальной работе: взаимосвязь компонентов профессионализма специалиста по социальной работе и возможности дос-

тижения вершин в профессии. Установлено, что рост профессионализма обеспечивается профессиональной компетентностью, зависит от субъектности специалиста по социальной работе, стимулируется ценностными ориентациями, определяется инновационностью, вызывает самореализованность специалиста по социальной работе

Разработана психолого-педагогическая модель развития профессионализма специалиста по социальной работе, реализация которой в условиях обучения позволила специалистам по социальной работе не только достичь более высоких уровней владения профессиональной деятельностью, но и способствовала развитию личностной зрелости, проявившейся в устойчивом стремлении к достижениям, росте самоэффективности и креативности, ответственности, целеустремленности, критичности, развитии позитивной профессиональной Я-концепции, эмпатии и коммуникативности специалистов по социальной работе.

Технологическое обеспечение процесса развития профессионализма специалиста по социальной работе составил комплексный программно-целевой проект, включающий когнитивно-психологический спецкурс и психологопедагогический тренинг, обеспечивший прогрессивное психологопедагогическое сопровождение специалистов по социальной работе в условиях обучения.

В результате проведенного исследования обосновано содержание концепции развития профессионализма специалиста по социальной работе, раскрывающей основные закономерности совершенствования профессионализма специалиста по социальной работе в условиях образовательного процесса.

На уровне системы образования необходимо психолого-педагогическое развитие специалистов по социальной работе, обновлять содержательное и технологическое обеспечение образовательного процесса инновационными подходами, системно применять психолого-педагогические технологии, обеспечивающие рост профессионализма специалиста по социальной работе, организовывать творческую среду, стимулировать, организовывать, поддерживать соз-

дание социально-психологических сообществ по развитию науки и практики социальной работы.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. - М. : Педагогика, 1980. - Т. 1. - 229 с. - Т. 2. - 287 с.

2. Бондырева, С. К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства : избр. труды / С. К. Бондырева. - 2-е изд. - М. ; Воронеж : Изд-во МПСИ ; МОДЭК, 2005. - 352 с.

3. Вейлланд, Д. «Компетентностный подход» в правом образовании / Д. Вейлланд // Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 22-24 мая 2002 г. - М., 2002. - С. 41-45.

4. Жуков, В. И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты / В. И. Жуков. - М. : Союз, 2000. - 621 с.

5. Зеер, Э. Ф. Психология профессий учеб. для вузов / Э. Ф. Зеер. - 3-е изд. - М. : Фонд «Мир», 2005. - 330 с.

6. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

7. Клищевская, М. В. Профессионально важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности / М. В. Клищевская, Г. Н. Солнцева // Вестник Московского государственного университета. Сер. 14, Психология. - 1999. -№ 4. - С. 61-63.

8. Липман, О. Психология профессий : пер. с нем. / О. Липман ; под ред. Л. Г. Оршанского. - Пг. : Academia, 1923. - 106 с.

9. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 308 с.

10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Джон Равен; пер. с англ. В. И. Белопольского. - М. : Когито-Центр, 2002. - 395 с.

Bibliography

1. Ananiev, B. G. Selected Psychological Works: in 2 V/ B. G. Ananiev; under Edit. of A. A. Bodalev, B. F. Lomov. - M.: Pedagogics, 1980. - V. 1. - 229 p. - V. 2. - 287 p.

2. Bondyreva, S. K. Psychological-and-Pedagogical Problems of Educational Space Integration: Select. Works / S. K. Bondyreva. - 2nd Ed. - M.; Voronezh: Publishing House of MPSI; MODEK, 2005. - 352 p.

3. Klishchevskaya, M. V. Professionally Important Qualities as Necessary and Sufficient Conditions for Successful Activity Preplanning / M. V. Klishchevskaya, G. N. Solntseva // Bulletin of the Moscow State University. Part 14, Psychology. - 1999. - 4. - P. 61-63.

4. Lipman, O. Trade Psychology: Tr. from Germ. / O. Lipman; under Edit. of L.G. Or-shansky. - Pg.: Academia, 1923. - 106 p.

5. Markova, A. K. Professionalism Psychology / A. K. Markova. - М.: “Knowledge” Intern. Humanit. Fund , 1996. - 308 p.

6. Raven, John. Competence in Modern Society: Revealing, Development and Realization / John Raven; Tr. from English by V. I. Belopolsky. - M.: Kogito-Center, 2002. - 395 p.

7. Veylland, D. “Competent Approach” in Legal Education / D.Veylland // Problems of Legal Education in Context of General Education Modernization: Materials of All-Russian Scient.-Pract Conf., Moscow, May, 22nd-24th, 2002, - M. 2002. - P. 41-45.

8. Zeer, E.F. Trade Psychology: Textbook for Higher Schools / E.F.Zeer. - 3d Edit. - M.: “The World” Fund, 2005. - 330 p.

9. Zhukov, V. I. Higher School Russia: Historical and Modern Plots / V. I. .Zhukov. - M.: Union, 2000. - 621 p.

10. Zimnyaya, I. A. Key Competences - New Paradigm of Education Results / I. A. Zimnyaya // Higher Education Today. - 2003. - 5. - P. 34-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.