78 |
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Профессионально-личностное развитие будущего специалиста по социальной работе в период вузовского обучения
СЕРГЕЕВА
Марина Георгиевна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов, Москва
Аннотация
В статье рассматриваются особенности процесса становления специалиста по социальной работе в контексте профессионально-личностного развития. Особое внимание уделено необходимости формирования у будущих специалистов готовности и способности осуществлять успешную профессиональную деятельность с результативной коммуникацией с лицами, оказавшимися в сложной жизненной ситуации
Ключевые слова:
специалист по социальной работе (ССР), профессиональная деятельность, квалификационные требования, адвокативный, воспитательный, фасилитатив-ный подходы, этические правила работника социальной сферы
Социальная работа представляет собой профессиональную деятельность, нацеленную на оказание помощи людям и общественным группам в устранении трудностей социального характера, в первую очередь, через решение социальных и личностных проблем с помощью защиты, поддержки, реабилитационных и коррекционных мер. Специфика социальной работы как деятельности гуманистического типа заключается в гармонизации общественных контактов, приведении их в соответствие с требованиями, предъявляемыми современным социумом, усилении связей между индивидами, группами, попавшими в затруднительные жизненные обстоятельства, а также в оказании помощи юридического, материального, психологического характера [3]. В связи с этим возникла необходимость в подготовке работников по социальной работе (далее — ССР), постоянном повышении их профессиональной квалификации и уровня личностного развития. В основе такой подготовки лежит идея о непрерывном совершенствовании личности как субъекта деятельности (в частности, коммуникативной). Само же подобное образование следует трактовать как личностно-профессиональное развитие. В настоящее время проблемы выхода из ситуаций, вызывающих дистресс (негативный, разрушительный стресс), не только вызывают активный интерес представителей отдельных научных дисциплин, но и часто позиционируются в качестве насущных междисциплинарных вопросов, которым уделяется много внимания в работах по психологии (А. Г. Ам-брумова, Ю. А. Бубеев, Ф. Е. Василюк, Н. В. Васина, А. А. Деркач, В. В. Козлов, Л. Г. Лаптев, Ю. П. Поваренков и др.). Со структурной точки зрения профессиональное развитие ССР является частью специального и технологического. Что же касается личностного развития, оно включено в две другие разновидности — коммуникативное и рефлексивное. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение должно ориентироваться, прежде всего, на совершенствование обозначенных направлений.
ССР получают общее профессиональное образование по двум основным векторам. Речь идет о создании внутренних и внешних условий профессионального развития. Оба упомянутых вектора представляют собой основу педагогического и психологического сопровождения профессионализации будущих работников социального профиля. В психологическом отношении подготовка ССР обусловлена проблемами, которые возникают при освоении культурных ценностей, протекающем в контексте представлений, сформированных на базе получен-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ного опыта (А. Г. Ковалев), при учете сложившейся «Я-концепции» (Р. Берне). Данное обстоятельство указывает на недостаточность использования лекций с большим количеством инновационных сведений. На основании проведенного исследования можно констатировать, что в рамках профессионального развития более адекватным способом является диалог, помогающий собеседникам изменить друг друга, выступающий средством «взаимоосветления» (М. М. Бахтин).
М. Бубер описывает этот процесс как «взаимную направленность внутреннего действия», «обращенность друг к другу». По наблюдению В. Н. Волоши-нова, диалогическое общение подталкивает человека к внутреннему поиску, позволяет реализоваться потенциалу личности [1].
Создание педагогически оправданной ситуации, способствующей продуктивности процесса профессионального развития, обеспечивается благодаря следующим факторам [2]:
1) интерпретации подобного развития как самодвижения, обеспечиваемого стабилизирующими установками (Д. Н. Узнадзе) и активностью надситуа-тивного характера как самоизменением деятельности в целом;
2) осознанием того, что вовлеченность индивида в ту или иную деятельность запускает психологический механизм, смещающий мотив на цель (А. Н. Леонтьев).
Профессиональное становление ССР есть итог развития разного рода качеств: специальных, деловых, личностных и морально-нравственных [4]. Развитие последних необходимо для специалиста данного профиля не только с человеческой, но и с чисто профессиональной точки зрения. Достойный моральный облик обеспечивает достаточно высокий уровень самосознания и подталкивает к постоянному саморазвитию. Будущие ССР должны обладать рядом личностных свойств, которые бы позволяли им качественно взаимодействовать с людьми, испытывающими потребность в социальной помощи.
Психолого-педагогические методы и технологии, сопровождающие профессиональное становление студентов, представляют собой важную составляющую условий, благоприятствующих формированию и развитию духовно-нравственных свойств личности [5].
В начале XXI века все более важную роль играет разработка содержательно-методических методов и приемов, позволяющих обеспечить профессионально-личностный рост будущих ССР, а также создание концепции профессионального развития в ходе целостного совершенствования личности специалиста [3]. Данный подход создаст все необходимые условия для формирования у студента новых для него свойств «профессионально-личностного Я».
В контексте теоретической концепции профессионального образования социального профиля, создаваемой на кафедре социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов, в нашем исследовании был выполнен поиск факторов, способствующих эффективному сочетанию педагогического и психологического аспектов образования студентов — будущих ССР. В качестве профессии работа социального профиля принадлежит: по своему объекту — к профессиям категории «человек — человек»; по внутренней специфике — к профессиям, предполагающим высокий уровень моральной ответственности; по функциональному статусу — к профессиям, связанным с преобразованием окружающей действительности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Структура подготовки ССР в современном вузе ориентирована на профессиональную общественную деятельность в социуме и, помимо академических дисциплин ФГОС ВО «Социальная работа», включает в себя дисциплины, создающие условия для формирования специалиста, который может реализовывать собственный интеллектуально-нравственный потенциал, осуществляя деятельность социального характера.
В практической части работы был задействован потенциал следующих методик: «Самоэффективность» Маддукса и Шейера, «Ценностные ориентации личности» М. Рокича, «Ваш творческий потенциал» Т. В. Морозовой, «Смыс-ложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, «Самоактуализация личности» А. В. Лазукина (в адаптации Н. Ф. Калины); метод экспертной оценки базируется на «Листе Липмана». Также предложен ряд оригинальных разработок, созданных Л. Ж. Каравановой: анкеты «Структура профессионализма специалиста по социальной работе» и «Уровень профессионализма специалиста по социальной работе», оценочные листы «Профессиональные компетенции специалиста по социальной работе» и «Уровни профессионализма», опросник «Психологические факторы, влияющие на развитие профессионализма специалиста по социальной работе», методика «Самоорганизация специалиста по социальной работе» [3].
В результате проведенного исследования были достигнуты следующие результаты:
- выявлены наиболее распространенные ассоциации, связанные с профессионально-личностным развитием ССР в условиях высшего образования;
- аргументирована идея формирования у студентов субъектного опыта и субъектной позиции применительно к получаемой профессии;
- выявлены главные профессиональные компетенции ССР;
- разработаны уровни профессионального развития ССР;
- проанализировано и детально изложено сопровождение профессионализации социального работника в психолого-педагогическом отношении;
- разработана и научно обоснована концепция профессионально-личностного развития ССР, имеющая структурно-функциональный характер;
- выявлены и обоснованы психологические факторы, способствующие успешной организации ценностных ориентиров ССР в период профессиональной подготовки;
- разработана модель профессионально-личностного развития ССР.
Экспериментальное исследование проводилось под руководством
Л. Ж. Каравановой, доктора психологических наук, профессора кафедры «Психология труда и клиническая психология» Тверского государственного университета [3]. Процесс сопровождения профессионального развития будущего специалиста по социальной работе включает в себя комплексный проект «Профессиональное развитие специалистов по социальной работе в условиях современного вуза» (90 часов), включающий два этапа: когнитивно-психологический (специальный курс) и психолого-технологический (тренинг), призванные обеспечить комплексность и оптимальность этого процесса за счет реализации компетентностного, контекстного, задачного подходов, технологий субъект-субъектного и лич-ностно ориентированного взаимодействия его участников, а также адекватных цели, задачам проекта форм и методов обучения (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, П. Я. Гальперин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, С. В. Кульневич, В. А. Сластенин и др.).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Цель проекта — профессионально-личностное развитие студента — специалиста по социальной работе.
Задачи проекта:
- сформировать совокупность социальных и психолого-педагогических знаний, необходимых для продуктивного, творческого выполнения будущей профессиональной деятельности; изучить наличный уровень профессионализма каждого студента-специалиста;
- сформировать и усилить мотивацию достижения профессионализма, непрерывного личностного и профессионального роста;
- сформировать и усовершенствовать основные компетенции специалистов по социальной работе: мотивационно-личностную, организаторскую, коммуникативную, рефлексивную, аналитическую и социальную;
- подвести к осознанию профессиональных ценностей и преимуществ самореализации в профессии; сформировать целостное представление об инновационных формах и методах работы;
- познакомить с основными положениями субъектной парадигмы в образовании и усилить субъектную позицию студента-специалиста;
- познакомить с кризисами и психологическими барьерами личностного и профессионального роста;
- обеспечить овладение каждым социальным работником продуктивными приемами решения актуальных профессиональных проблем с помощью внедрения инновационных технологий профессионального образования и приемами самореализации в профессии;
- совершенствовать личностные и профессионально важные качества.
Эффективность разработанного проекта оценивалась по динамике роста
покомпонентного совершенствования составляющих уровень профессионализма будущего специалиста по социальной работе в двух срезах: исходном и завершающем. Комплексное экспериментальное исследование по развитию компонентов и изменению уровней профессионализма студента-специалиста включало серию экспериментов по изучению сформированности профессиональных компетенций; особенностей ценностных ориентаций; проявлений субъектности студента-специалиста; инновационности и само-реализованности будущего специалиста по социальной работе. Отслеживалась динамика изменений, преобразований личностных и профессионально важных качеств будущего специалиста по социальной работе: гуманизма, ответственности, целеустремленности, самоэффективности, эмпатии, коммуникативности и др. Кроме того, в общий комплекс методов исследования также вошли: экспертные оценки, моделирование, беседы, опросы, прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, метод реконструкции психолого-педагогического опыта, психологические методы — рефлексивное слушание, идентификация, актуализация, концентрация, обратная связь, резюмирование и др.
Результаты экспериментальной работы проявились в следующем. Достоверность количественных изменений (самооценка, оценка экспертов) в содержании профессиональных компетенций будущих специалистов по социальной работе до и после обучения подтверждена результатами статистической обработки данных с помощью критерия Вилкоксона (р<0,0001) (рис. 1; 2).
Результаты, полученные в ходе исследования, дают основание подтвердить качественные преобразования во всех компетенциях, прогрессивную динамику в овладении студентами новыми технологиями работы, овладение
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Рис. 1. Самооценка профессиональных компетенций студентами-специалистами
Рис. 2. Оценка профессиональных компетенций экспертами
умением регулировать межличностные отношения, технологиями саморазвития и обеспечения профессионального роста с проявлением творчества, новаторства и самореализации в профессии.
Наряду с полученными результатами следует отметить, что меньший «прирост» составили коммуникативная и организаторская компетенции, что следует учитывать при организации процесса обучения. В целом результаты самооценок и оценок экспертов свидетельствуют о реально произошедших в ходе спецкурса и тренинга значимых количественных и качественных изменениях в структуре, содержании и уровне выраженности профессиональных компетенций будущих специалистов по социальной работе. Полученные данные подтверждаются оценкой экспертов результатов развития профессиональных компетенций у участников проекта в сравнении с референтной группой (рис. 3).
Результаты экспериментального исследования обнаруживают «прирост» осознания участниками проекта сущности самореализации в профессиональной деятельности, проявляющегося в более глубоком понимании природы и значения результативности собственной деятельности, роли и значения профессиональной компетентности, ценностей, субъектной позиции, творчества для полноценной самоактуализации и самореализации в жизнедеятельности. Сравнение выборочных средних значений подтвердило рост такого показателя профессионализма как «удовлетворенность самореализацией» — от 20,3% до 24,2% после обучения (р<0,0001). Его позитивное преобразование проявилось в более высокой оценке студентами-специалистами по социальной работе продуктивности проделанной профессиональной деятельности, большей удовлетворенности степенью самореализации в профессии после обучения в ходе спецкурса и тренинга.
Рис. 3. Экспертная оценка развития профессиональных компетенций
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Рис. 4.Оценка уровня профессионализма студентами-специалистами
Рис. 5. Экспертная оценка уровня профессионализма
Качественные изменения, которые отмечены в каждом компоненте профессионализма будущего специалиста по социальной работе, дали основание студентам и экспертам по-новому оценить уровень владения ими профессиональной деятельностью (рис. 4; 5).
В самооценке отмечается значительное снижение эклектичного и алгоритмизирующего уровней, фиксируемый рост рационализирующего, исследовательского и наставнического уровней владения будущими специалистами по социальной работе профессиональной деятельностью.
Оценка экспертов также обнаруживает снижение эклектичного и алгоритмизирующего уровней, значительный рост рационализирующего и реальное прибавление у исследовательского и наставнического уровней.
Таким образом, анализ полученных результатов экспериментально подтверждает сделанное в теоретической части предположение о том, что профессионализм студента-специалиста по социальной работе подлежит развитию через совершенствование его компонентов.
Литература
1. Беденко Н.Н., Сергеева М. Г. Система оценки качества непрерывного экономического образования: Монография. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2012. — 240 с.
2. Беденко Н.Н., Сергеева М. Г. Управление услугами высшего экономического образования: Монография. — Курск, 2014. — 400 с.
3. Караванова Л.Ж., Сергеева М. Г. Концепция и модель профессионально-личностного развития специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: Монография. — Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2014. — 392 с.
4. Ломакина Т.Ю., Сергеева М. Г. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: Монография. — М., 2015. — 344 с.
5. Ломакина Т.Ю., Сергеева М. Г. Современные технологии профессионального обучения в условиях перехода на компетентностно-ориентированное образование // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». — 2014. — № 8. — С. 6-14.