УДК 159.98+174.4 ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Бессонова Людмила Александровна,
ассистент кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии
ludmilka_bes@mail. ги Добросмыслова Светлана Николаевна,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, социальной работы и социальной психологии
Тверской государственный университет, г. Тверь, Россия krasnokutskayast@mail. ги
В статье рассматриваются понятия «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность специалиста» и «профессиональная деформация личности». Исходя из целей, специфики профессиональной деятельности специалиста социальной работы описаны виды профессиональной компетентности. Подчеркнута роль личностной компетентности специалиста социальной работы в преодолении профессиональной деформации личности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность; структура
профессиональной компетентности; личностная компетентность специалиста социальной работы; профессиональная деформация личности специалиста социальной работы.
PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE AS A CONDITION FOR OVERCOMING PROFESSIONAL DEFORMATION OF A SOCIAL WORK SPECIALIST’S PERSONALITY
Lyudmila Bessonova, Assistant, Department of Work, Organizational and Clinical Psychology ludmilka_bes@mail. ru Svetlana Dobrosmyslova, PhD in Pedagogy, Assistant Professor, Department of Pedagogy, Social Work and Social Psychology Tver State University, Tver, Russia krasnokutskayast@mail. ru
The article deals with concepts of “competence ”, “competency ”, “professional competence of a specialist” and “professional deformation of personality”. According to the goals and specifics of social work specialist’s activity the types of professional competence are described. Here is also emphasized the role of personal competence of social work specialist for the overcoming professional deformation of personality.
Keywords: professional competence, the structure of professional competence, personal competence of social work specialist, professional deformation of social work specialist’s personality.
В последнее время в эпоху социально-экономических перемен, происходящих в обществе, социальная работа приобрела особую значимость. В условиях роста групп риска, преступности, числа людей без определенного места жительства, безработных, необходима система социальной работы.
Независимо от разновидности исполняемой работы труд специалиста1
1 Под специалистом мы понимаем представителя определенной профессии, человека, профессионально занимающегося определенным видом того или иного труда (в данном
социальной работы относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Стрессовые ситуации, в которые попадает специалист в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника и могут приводить к снижению как трудовой способности человека, так и эффективности труда, утрате ценностных ориентаций. В связи с этим, человек испытывает ощущение эмоционального истощения, враждебности по отношению к клиентам, нарушение аппетита, негативную самооценку, возрастание агрессивности и чувства вины, и др. [1]. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации и десоциализации личности, и, соответственно, могут привести к негативным изменениям личности специалиста в виде профессиональных деформаций.
В определении профессиональной деформацией личности (ПДЛ) мы придерживаемся понятия, данного Никифоровым Г.С., под которым понимается резкое заострение качеств личности работника, огрубление и перенесение во вне профессиональных стереотипов поведения, мышления, общения, приводящие к осложнениям во взаимодействии человека с другими людьми и делающие его поведение неадекватным обстановке [2].
Профессиональная деформация личности происходит под влиянием содержания и своеобразия условий, в которых протекает деятельность. При этом в современных условиях эффективно действующими оказываются специалисты, адекватно реагирующие на новые социальные ожидания, мобильные, способные к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к постоянному обновлению своих личностных
случае - социальной работой), не учитывая его академическую степень (квалификацию): специалист, бакалавр, магистр социальной работы.
ресурсов, стрессоустойчивые, способные справится с негативными эмоциями, состояниями и выйти за рамки профессиональных стереотипов (причем вне зависимости от тяжести и напряженности труда). Отсюда очевидна необходимость привлечения внимания образования, общественности и самих специалистов к проблеме формирования способности справляться с проявлениями профессиональной деформации личности, умениями и навыками предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации специалистов по социальной работе. Особого внимания в этом контексте заслуживает проблема формирования профессиональной личностной компетентности специалиста, позволяющей справиться с негативными проявлениями профессиональной деятельности.
Этими обстоятельствами обусловлена современная концепция образования в России, где устанавливается акцент на многостороннее интеллектуально-духовное развитие личности будущего профессионала, его самореализацию, как в социальной, так и в профессиональной сфере на основе успешной социализации и сформированной компетентности. Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании, в котором основным результатом деятельности образовательного учреждения является набор ключевых компетенций, овладение которыми позволит будущему специалисту решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни.
В настоящее время компетентностный подход становится определяющим в подготовке специалистов по социальной работе. Как было отмечено, В.И. Жуковым, ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Социальная работа» ориентирован на интеграцию в мировое, прежде всего - европейское образовательное пространство, на компетентностный подход к оценке качества образования, его двухуровневую подготовку (бакалавр - магистр) [3].
Таким образом, в рамках данной парадигмы мы полагаем, что формирование компетентности, способствующей осуществлять контроль над
профессиональным стрессом, принимать адекватные решения в сложных ситуациях, поддерживать состояние равновесия между внешними требованиями и внутренними ресурсами будет способствовать коррекции и профилактике профессиональной деформации личности специалистов по социальной работе, формированию успешно социализирующейся личности специалиста и обеспечивать личностную комфортность, профессиональную эффективность, социальную востребованность. Кроме того, это позволит избежать психологической перегрузки, восстановить силы и, соответственно, повысить свою стрессоустойчивость во всех сферах жизнедеятельности, а также обеспечит позитивное функционирование специалистов социальной сферы, способных к разностороннему, целостному видению и анализу сложных проблем общества, а значит, способных к поиску новых решений насущных проблем.
Необходимо отметить, что термин «компетентность» употребляется в самых разных контекстах и понимается по-разному как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
О.В. Симен-Северская определяет профессиональную компетентностью специалиста социальной работы как интегративное личностно-деятельностное новообразование, которое представляет собой сбалансированное сочетание знаний, умений и сформированной профессиональной позиции, позволяющее самостоятельно и качественно выполнять задачи профессиональной деятельности и находящееся в отношениях диалектической зависимости с профессиональной направленностью личности [4].
В данном определении исследователь встраивает в структуру профессиональной компетентности элементы «сформированная профессиональная позиция» и «профессиональная направленность личности».
В. А. Сластенин профессиональную компетентность связывает, наряду с наличием специальных знаний, умений и навыков, с особым свойством личности. Это «особое свойство» можно рассмотреть как способности
индивида, необходимые для успешного выполнения профессиональных функций [5].
Таким образом, профессиональная компетентность социального работника - это специфическая способность индивида, необходимая для эффективного выполнения конкретных видов социальной работы на основе определенных профессионально важных личностных качеств, знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций. От уровня ее развития в значительной мере зависит успех, достижения или провалы в деятельности специалиста социальной работы.
Компетентность - это не только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими при выполнении своих функций, что является обязательным условием оптимизации профессиональной деятельности. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной деятельности.
Е.В. Бондаревская [6] и Е.Н. Юрина [7], рассматривая профессиональную компетентность, выделяют следующие виды:
• профессионально-педагогическая компетентность. В качестве основных показателей приняты: знание педагогической культуры, умение ставить и развивать задачи, владение вариативной методикой работы, умение анализировать личностный опыт;
• коммуникативная компетентность - способность всесторонне и объективно воспринимать человека, вызывать у него доверие;
• социально-психологическая компетентность как важнейшее направление педагогической отрасли акмеологии;
• психолого-педагогическая компетентность является одним из системных проявлений профессионализма. Традиционно при анализе педагогической компетентности используют категории общей психологии - деятельность, общение, личностное развитие;
• аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности;
•научная компетентность - знание науки, представителем которой является специалист. Так как в работе используется междисциплинарный подход и требуется знание различных научных сфер, сюда же входят навыки и умения применять научные знания на практике в той области, которую наука исследует.
Иной точки зрения придерживается Н.В. Харитонова [8], которая, рассматривая подструктуры профессиональной компетентности с позиции сформированности у специалиста определенного комплекса умений, выделяет:
• проектировочную компетентность - умения для определения тактических и стратегических задач, через достижение которых реализуется профессиональный процесс;
• информационную и прогностическую компетентность - конструктивные умения композиционного упорядочения знаний;
• организаторскую компетентность - умения руководства деятельностью;
• коммуникативную компетентность - коммуникативные умения воздействия на субъектов профессионального процесса;
• аналитическую компетентность - умения адекватно оценивать уровень собственной деятельности.
Следует отметить, что компетенции как проявляются, так и формулируются в деятельности, и, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны в потоке человеческой жизни, нельзя строго разграничивать виды деятельности, и, следовательно, виды компетенций. Таким образом, ученые, придерживающиеся этой точки зрения [9], предполагают следующее определение компетенции: «Компетенция - это способность человека менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов ситуации с сохранением некоторого ядра, которое включает целостное мировоззрение в систему ценностей». То есть компетенция «происходит» в «точке соприкосновения
человека и мира», описывает потенциал, который проявляется ситуативно и, следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов образования; описывает инструментарий одновременно и понимания, и действия, которые позволяют воспринимать новые культурные, социальные, экономические и политические реалии [10].
Наиболее полно понятие профессиональной компетентности, с нашей точки зрения, рассмотрено А. К. Марковой, которая вкладывает особое содержание в различные виды профессиональной компетентности. Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, ею выделяется четыре вида профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная и индивидуальная [11].
По мнению данного автора, специальная компетентность - есть владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие. Следовательно, специальную компетентность составляют, прежде всего, профессиональные компетенции, способствующие эффективному осуществлению профессиональной деятельности специалиста социальной работы.
Под социальной компетентностью подразумевается владение совместной (групповой кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда.
Индивидуальная компетентность выражается во владении приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, включает в себя готовность к профессиональному росту, готовность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости и даже с освежающим
эффектом [там же]. При этом профессиональное образование ориентировано, прежде всего, на личность специалиста, поскольку успешность овладения профессией находится в прямой зависимости от степени соответствия индивидуальных качеств и требований к профессии. Эта проблема более чем актуальна для профессий системы «человек-человек», в т.ч. социальной работы.
Основу личностной характеристики составляют профессионально обусловленные качества личности специалиста социальной работы. В литературе достаточно внимания уделяется профессионально важным качествам социального работника (Е.И. Холостова, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Т.Д. Шевеленкова, Н.Б. Шмелева и др.).
Наиболее значимыми и важными авторы называют следующие: гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность принять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности [холостов].
Таким образом, личностная компетентность специалиста включает совокупность профессионально значимых личностных качеств и свойств социального работника, объединенных в следующие компоненты:
• нравственно-гуманистическая направленность личности
(способность к сопереживанию, альтруизму, милосердию, следование профессиональной этике, гражданская зрелость);
• субъектная позиция (профессиональное самоопределение и самосознание, индивидуальный стиль деятельности, стремление к профессионально-личностному развитию и самосовершенствованию, профессиональная креативность);
• психологические характеристики (развитие психических процессов, эмоциональных и волевых характеристик, способность мобилизовать психофизические ресурсы для реализации деятельности);
• психоаналитические качества (социальный интеллект, ответственное отношение к деятельности, внутренний локус контроля, способность к саморегуляциям и саморефлексии, перцептивность). [13].
Личностная компетентность специалиста социальной работы выражается в устойчивой профессиональной мотивации; наличии позитивной Я-концепции, самоценности; переключаемости, универсальности; творческой установке, сознательном профессиональном творчестве в работе с клиентом; приспособлении себя к профессии и профессии к себе; преобладании положительного эмоционального настроя; индивидуальности в профессиональной работе с клиентом; удовлетворенности трудовым процессом.
Таким образом, профессиональная личностная компетентность - это владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния проявлениям профессиональной деформации личности. Личностная компетентность имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.
Именно высокий уровень личностной компетентности в структуре профессиональной компетентности специалистов социальной работы выступает гарантом их успешной адаптации к динамично меняющимся условиям жизни социума, составляет основу жизнедеятельности, обеспечивает перспективность эффективной социально-профессиональной реализации. Кроме того, профессиональная личностная компетентность позволит снизить стрессовую нагрузку на работе и, главное, контролировать складывающуюся ситуацию и поддерживать состояние равновесия между внешними
требованиями и своими внутренними ресурсами, принимать адекватные решения в сложных ситуациях.
Литература
1. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - Москва: ВЛАДОС: Московский государственный социальный университет, 2001. - 431 с..
2. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика/Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991. - 152.с.
3. Жуков В.И. Социальное образование и социальная сплоченность российского общества в условиях глобального кризиса. - М.: РГСУ, 2009. - 80с.
4. Симен-Северская О. В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе. Дис. ...канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. С. 56
5. Сластенин В. А. Социальный работник: личность и профессия // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России (Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва) Социальная работа. - 1992. - № 6. - С. 32
6. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования: монография. / Е.В.Бондаревская. - Ростов н/Д., 2000. - 236 с.
7. Юрина Е.Н. Личностно ориентированная технология обучения студентов технического вуза иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук /Е.Н.Юрина - Ростов н/Д, 2001. - 220 с.
8. Харитонова Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Магнитогорск, 2002. - 191 с.
9. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: "Высшая школа", 1991. - 207 с.
10. Пиралова О.Ф. Потенциал профессиональных дисциплин в
формировании компетентности студентов технических вузов / О. Ф. Пиралова, Ю. Н. Хмельницкий // Высшее образование сегодня, 2010. - N 11. - С. 24-26.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 306 с.
12. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 692 с.
13. Базаров Т.Ю. Компетенции будущего: Квалификация?
Компетентность (критерии качества)? [Электронный
ресурс].//www.tltsu.ru/publectures/lecture_06.html
Рецензент:
Жалагина Татьяна Анатольевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда, организационной и клинической психологии, Тверской государственный университет