Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность социального работника как условие профилактики профессиональной деформации'

Профессиональная компетентность социального работника как условие профилактики профессиональной деформации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
617
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / SOCIO-PEDAGOGICAL COMPETENCE / PREVENTION OF EMOTIONAL BURNOUT OF SOCIAL WORKER / COMPETENCE / CRITERIA OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиева Б.Ш., Ахмедова Н.А., Рашидова А.Х.

В статье аргументируется актуальность проблемы профилактики эмоционального выгорания социального работника, раскрываются причины затруд нения их решений, обосновывается необходимость определения критериев профессиональной компетентности, раскрываются педагогические условия формирования профессиональной компетентности, раскрывается сущность ключевых компетенций. Исследование профессиональнозначимых качеств деятельности специалистов социальной сферы показывается на примере ГКУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Махачкала, на основе ком плексного использования разнообразных методик выявления уровня эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алиева Б.Ш., Ахмедова Н.А., Рашидова А.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER AS CONDITION OF PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION

The article reveals relevance of the problem of prevention of emotional burnout of social workers, reveals reasons for the difficulty of their decisions, substantiates the need to determine the criteria of professional competence, reveals the pedagogical conditions for the formation of professional competence, reveals the basics of key competencies. Research of professionally significant qualities of activity of specialists of the social sphere is shown at the example of a Center of Social Help to Families and Children in Makhachkala, on the basis of complex use of various techniques of identification of level of emotional burnout. The authors conclude that professionally trained experts on social work, owning a theoretical knowledge and skill in applying them in their professional activities provide the high quality of his work and achievement of results for the assistance and support of own customers.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность социального работника как условие профилактики профессиональной деформации»

УДК 378

Aliyeva B.Sh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and social Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: albika62@mail.ru

Akhmedova N.A., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

Rashidova A.Kh., MA student, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: albika62@mail.ru

PROFESSIONAL COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER AS CONDITION OF PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATION. The article reveals relevance of the problem of prevention of emotional burnout of social workers, reveals reasons for the difficulty of their decisions, substantiates the need to determine the criteria of professional competence, reveals the pedagogical conditions for the formation of professional competence, reveals the basics of key competencies. Research of professionally significant qualities of activity of specialists of the social sphere is shown at the example of a Center of Social Help to Families and Children in Makhachkala, on the basis of complex use of various techniques of identification of level of emotional burnout. The authors conclude that professionally trained experts on social work, owning a theoretical knowledge and skill in applying them in their professional activities provide the high quality of his work and achievement of results for the assistance and support of own customers.

Key words: socio-pedagogical competence, prevention of emotional burnout of social worker, competence, competence, criteria of professional competence.

Б.Ш. Алиева, д-р пед. наук, проф. каф. общей и социальной педагогики, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

E-mail: albika62@mail.ru

Н.А. Ахмедова, магистр 2 года обучения, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru

А.Х. Рашидова, магистр 2 года обучения, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: albika62@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

В статье аргументируется актуальность проблемы профилактики эмоционального выгорания социального работника, раскрываются причины затруднения их решений, обосновывается необходимость определения критериев профессиональной компетентности, раскрываются педагогические условия формирования профессиональной компетентности, раскрывается сущность ключевых компетенций. Исследование профессионально-значимых качеств деятельности специалистов социальной сферы показывается на примере ГКУ «Центр социальной помощи семье и детям» г Махачкала, на основе комплексного использования разнообразных методик выявления уровня эмоционального выгорания.

Ключевые слова: социально-педагогическая компетентность, профилактика эмоционального выгорания социального работника, компетенции, компетентность, критерии профессиональной компетентности.

В период бурных социально-экономических преобразований, сопровождающихся стрессами, личностно-профессиональное благополучие работающего населения, представляет собой важную проблему В новых социально-экономических условиях объективно возникла необходимость перехода к профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров социальных работников. Исследователи указывают на то, что современное общество нуждается в «высококвалифицированных специалистах социальной сферы, способных быстро реагировать на перемены в социальном климате и в принятии решений четко оценивать различные аспекты любых ситуаций» [1].

Важнейшей задачей для сохранения надёжности и работоспособности специалиста является выявление и смягчение негативных последствий взаимодействия человека и профессии. Одним из негативных последствий трудовой деятельности является синдром «эмоционального выгорания». Его последствия обнаруживаются в отрицательных переживаниях относительно себя, процесса и результатов труда, деловых отношений, личностного неблагополучия. Распространению синдрома выгорания подвержены специалисты «помогающего характера» труда. К ним относятся социальные работники, как представители одного из самых распространенных видов профессиональной деятельности.

Актуальность изучения «эмоционального сгорания» специалистов социальной сферы возрастает. Это связано с тем, что деятельность социального работника относится к категории профессий с высокой моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, отдельных слоев населения и социума в целом. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» - эту мысль можно заложить в фундамент исследования социально-психологического феномена - синдром «эмоционального выгорания» [2 - 10].

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что профессиональное образование по социальной работе сегодня рассматривается как «результат становления и развития личности человека» [8, с. 45].

Понятие компетенции выступает центральным понятием модернизации содержания образования. «Компетентность - это совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма специалиста в общем или в определенной области деятельности» [6].

Под профессиональной компетентностью социального работника понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [2, с. 8].

Критерии профессиональной компетентности социального работника:

- Когнитивный: (отражающий социально-профессиональные знания);

- Мотивационный: (выявляющий профессиональные интересы и мотивы);

- Рефлексивный: (нацеленный на анализ деятельности);

- Деятельностный: (показывающий социально-профессиональный опыт)

«Способность» в данном случае понимается не как «предрасположенность», а как «умение». Способности - индивидуально-психологические качества личности, которые являются условием успешного выполнения определенного вида деятельности.

Конкретное наполнение понятия «ключевые компетенции» на Западе связано с анализом запроса работодателей и социальных ожиданий общества. Советом Европы определены пять ключевых компетенций, которыми должны быть оснащены молодые европейцы. Эти компетенции следующие:

- политические и социальные компетенции, такие, как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании демократических институтов;

- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение) расизма и ксенофобии и развития климата интолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

- компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации всё большую важность приобретает владение более чем одним языком;

- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой рекламой» [3].

Социальная работа как вид профессиональной деятельности обусловливает уровень требований к компетентности социального работника, который изложен в соответствующем образовательном стандарте и квалификационных характеристиках. Профессиональная компетентность социального работника рассматривается как целостное профессиональное свойство, объединяющее в себе компоненты, каждый из которых имеет свое психологическое содержание. Профессионально-личностная компетентность социального работника «отражает специфику его профессиональной деятельности и является основой его профессионального совершенствования» [4, с. 123].

В.А. Бодрова предложила следующую классификацию факторов профессиональной деформации личности специалиста:

1. Объективные, связанные со спецификой профессиональной деятельности: «профессиональная усталость»; стресс в результате конфликтов, большой ответственности за разрешение жизненно важных проблем клиентов, профессиональные неудачи, имидж и характер профессии, сверхурочная работа;

2. Субъективные факторы, обусловленные личностными особенностями специалиста: профессиональные кризисы, профессиональные установки, нереалистично высокие личностные ожидания;

3. Факторы социально-психологического характера: неблагоприятный микроклимат в организации, где осуществляется социальная работа, негативный «обратный трансферт» (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям), низкая социальная оценка деятельности» [1].

Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи. Социальные работники относятся к первой группе риска эмоционального выгорания - так как сотрудники социальных служб, по роду вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми.

Базой для изучения проблемы нами были выбраны учреждения социальной сферы г Махачкалы. ГКУ РД «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» г Махачакала.

Взаимодействие социального работника с клиентом в ГКУ РД «Республиканский центр социальной помощи семье и детям» г Махачакала, всегда носит конструктивный характер, работа с кризисными ситуациями, которые требуют неоднозначного решения и не всегда решаемы в силу причин, не зависящих от специалиста, накладывают на профессию особый отпечаток «эмоциональной на-груженности» и напряженности.

Исследование профессионально-значимых качеств и методик выявления уровня эмоционального выгорания в деятельности специалистов социальной сферы на примере ГКУ «Центр социальной помощи семье и детям» г Махачкала. Рассматривая деятельность каждого отделения Центра индивидуально, мы выделили следующее:

• В отделение психолого-педагогической помощи, с круглосуточным «Телефоном доверия» за психолого-педагогической помощью обратилось 604 человек.

• За экстренной консультативной помощью по «Телефону Доверия» обратилось - 1523 абонента, из них 314 - на Детский телефон доверия.

• Подростковым психологом и социальным педагогом было принято участие в работе клуба «Притяжение», который посетили 46 несовершеннолетних.

• С несовершеннолетними проводилась диагностика эмоциональной и личностной сферы, давались индивидуальные консультации. С целью обучения способам преодоления стресса и негативных переживаний проводились сеансы релаксации в комнате психологической разгрузки, регулярно проводились тренинги в виде ролевых игр и дискуссий, где обсуждались мотивы употребления наркотиков и алкоголя, прорабатывались возможные способы отказа от навязчивых предложений, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

• Для повышения и укрепления позитивной самооценки с несовершеннолетними проводились упражнения «Надписи на стене», «Ледокол», «Комплимент», «Зеркало», «Оратор» и т. д.

• Совместно с социальным педагогом и психологом работали и студенты, принимая участие в работе клуба «Психея». Участники клуба обучались толерантности и работали над повышением своего личностного роста.

• В течение квартала социальный педагог вел работу во всех возрастных группах, с детьми, посещающими стационарное и реабилитационное отделения Центра, с использованием таких методик как арт-терапия, лепка, куклотерапия, сказкотерапия и т. д.;

С социальным педагогом данного учреждения нами была проведена психодиагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Данный опросник

Библиографический список

разработан для выявления такого психологического феномена как «эмоциональное выгорание». Опросник состоит из 84 утверждений, к которым респондент должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да», «нет». К опроснику приложен ключ обработки данных, который позволяет интерпретировать полученные в ходе опроса ответы. В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчёты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома;

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания»;

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора опросника, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Выявляя отношение специалиста к воспитательно-образовательному процессу, мы проанализировали анкету, определяющую педагогическую позицию. По результатам оценки анкеты, можно утверждать следующее:

1. Специалист считает, что послушание детей - заслуга педагога;

2. Основной целью воспитателя является реализация требований воспитания и обучения детей;

3. Главной задачей воспитательно-образовательной работы служит вооружение детей знаниями, умениями и навыками;

4. Деятельность детей нуждается в постоянном контроле;

5. Главное в работе педагога - добиться исполнительности детей.

Анализируя данные анкеты, выявляющие отношение педагога к воспитательно-образовательному процессу указанного специалиста, было выявлено, что приоритетным для неё является воспитательная функция педагога, главной задачей служит вооружение детей знаниями, умениями, навыками, деятельность детей нуждается в постоянном контроле, хорошая дисциплина считается специалистом залогом успеха в воспитании и обучении детей.

Отклонения и нарушения в профессиональном развитии в процессе труда могут привести к таким последствиям, как:

- запоздалое профессиональное самоопределение, отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами, несоответствующий выбор профессии;

- несформированность необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и низкая квалификация;

- низкая мотивация, упрощенность профессиональной деятельности, неудовлетворенность трудом;

- ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде;

- снижение работоспособности;

- утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности;

- прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или временной нетрудоспособности» [4, с. 151].

Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, и умело, применяя их в своей профессиональной деятельности, обеспечивают высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.

1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Москва, 2001.

2. Болонский процесс: середина пути. Науч. ред. В.И. Байденко. Москва, 2005.

3. Васюкова А.Н., Клименко Л.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011; 18: 147 - 151.

4. Иванова Н.К. Система мероприятий по профилактике синдрома профессионального выгорания как необходимая составляющая работы с сотрудниками учреждения социального обслуживания. Работник социальной службы .2009; 4: 119 - 122

5. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на отделении философии образования и теоретической подготовке РАО 23 апреля 2002 г Центр «Эйдос».

6. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография. Под редакцией В.А. Козырева. Санкт-Петербург, 2005.

7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р). Бюллетень высшего образования. 2006; 1.

8. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. Москва, 1997.

9. Орел В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания. Автореферат диссертации ... доктора психологических наук. Ярославль, 2005.

10. Рабаданов М.Х., Алиева Б.Ш. Компетентностный подход в системе многоуровнего профессионального образования. Махачкала, 2014.

References

1. Bodrov V.A. Psihologiya professional'noj prigodnosti. Moskva, 2001.

2. Bolonskijprocess: seredina puti. Nauch. red. V.I. Bajdenko. Moskva, 2005.

3. Vasyukova A.N., Klimenko L.V. Sindrom 'emocional'nogo vygoraniya v professional'noj deyatel'nosti pedagoga. Psihologiya ipedagogika: metodika iproblemy prakticheskogo primeneniya. 2011; 18: 147 - 151.

4. Ivanova N.K. Sistema meropriyatij po profilaktike sindroma professional'nogo vygoraniya kak neobhodimaya sostavlyayuschaya raboty s sotrudnikami uchrezhdeniya social'nogo obsluzhivaniya. Rabotnik social'noj sluzhby .2009; 4: 119 - 122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.