http://mon.gov.ru/press/news/5501/ Загл. с экрана.
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: (утв. Президентом РФ 7.02.2008 г. № Пр-212): офиц. текст: по состоянию на 16.02.2008 г. // Российская газета. 2008. 16 февр.
4. Шестак Н.В., Шестак В.П. Компетентностей подход в дополнительном профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 29-38.
Поступила в редакцию 30.07.2010 г.
UDC 378
THE NECESSITY OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION MODERNIZATION IN GLOBAL INFORMATIVE SOCIETY
Natalia Yevgenyevna Kopytova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Chemistry, Associate Professor of Informatics and Informative Technologies Department, e-mail: [email protected]
The modern requirements to the additional professional education in condition of globalization and informatization of society are discussed. The top-priority competences of higher-education teaching personnel in changing informative environment are defined.
Key words: society globalization; society informatization; additional professional education; innovations in additional professional education; competent approach.
УДК 37.Q36.5:374
КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
© Андрей Юрьевич Курин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере, e-mail: [email protected]
В статье проводится анализ предпосылок использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста социальной работы и обосновывается необходимость формирования компьютерной компетентности специалиста в общей структуре его профессиональной компетентности. Дается и анализируется определение компьютерной компетентности специалиста социальной работы.
Ключевые слова: профессиональная компетентность; компьютерная компетентность будущего социального работника.
Социальная работа - это сфера человеческой деятельности, которая ориентирована на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о специфической деятельности организаций, специалистов, направленную на разрешение социальных проблем индивида, группы, семьи, различных слоев общества, их защиту, поддержку и помощь, оптимизацию функционирования различных отраслей социальной сферы [1].
Российское государство, развивающееся как социальное, предъявляет адекватные целям своего социального развития требования к специалистам в области социальной работы.
Признанным в профессиональном сообществе считается тот факт, что профессиональная социальная работа вызвана к жизни потребностями современного общества в компетентных специалистах, обладающих фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и гуманистическими личностными качествами [2].
Чтобы стать профессионалом, будущему социальному работнику необходимо овладеть системой соответствующих навыков и умений, которые помогут ему стать творческой личностью, способной помогать клиенту в попытках стать на путь конструктивных перемен в его жизни. Однако, как справедли-
во подчеркивают Е.С. Новак и Ю.В. Фала-леева, профессионал в области социальной работы должен отличаться высокой эффективностью и стабильностью результатов деятельности, выражающихся в показателях качества и производительности при достижении социально значимых целей деятельности.
Необходимым условием, обеспечивающим продуктивность результатов деятельности человека, решающего те или иные задачи, в психолого-педагогической литературе определяется наличие у него соответствующей компетентности (И.А. Зимняя, Дж. Равен). А в приложении к трудовой деятельности речь идет о профессиональной компетентности работника.
Изменения в области целей профессионального образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения быстрого вхождения бывшего студента в социальный и профессиональный мир, его продуктивной адаптации в них, актуализировали компе-тентностную парадигму как ведущую парадигму профессионального образования и социального образования как его подсистемы.
Изменения в теории и практике педагогики, обусловленные опорой на компетент-ностный подход, предполагают всестороннее, системное, междисциплинарное изучение [3]:
- формирования компетентности как целенаправленного образования человека в течение всей жизни;
- профессиональной компетентности как объекта педагогического управления, зоны нормативного регулирования в образовании, личностно-ориентированного результата воспитательно-образовательного процесса.
Построение педагогической системы на принципах компетентностной парадигмы, пишет М.Х. Салахов, обусловлена тем, что «...образование в его современной версии может быть представлено в виде сопряжения высокого качества обучения с высокой конкурентоспособностью выпускника университета. Его «идеальным типом» оказывается специалист, нацеленный на эффективное решение задачи соединения фундаментальных знаний с исследовательской и производственной деятельностью, способный гибко реагировать на изменения рыночной и научнопроизводственной конъюнктуры» [4].
Проблеме исследования компетентности и профессиональной компетентности посвящены работы российских и зарубежных ученых (В.Г. Афанасьев, С.Я. Батышев, Т.Г. Бра-же, И.А.Зимняя, В.В.Краевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.В. Мухаметзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова, Е.И. Холостова А.В. Ху-торский и др.).
Введение в научный аппарат педагогики категории «компетентность» связано с работами Н. Хомского (1965), в которых она рассматривается применительно к теории языка, трансформационной грамматике.
В словаре иностранных слов «компетентный» (лат. сошре1еп8, сошре1епй8 - надлежащий, способный) - означает «знающий, сведущий в определенной области»; «имеющий право по своим знаниям судить о чем-либо» [5].
Дж. Равен видит в компетентности специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в той или иной предметной области, включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [6].
Н. В. Кузьмина связывает компетентность с такими субъективными факторами продуктивной деятельности, как тип направленности личности и уровень способностей.
А. Дорофеев, рассматривая компетентность как показатель качества образования, выделяет ряд ее сторон: устойчивые и развивающиеся профессионально значимые качества; знания, умения и навыки из профессиональной области, способность продуктивного владения современными информационными технологиями, необходимыми и достаточными для осуществления профессиональной деятельности»; умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, технологии, умение учиться и учить других; понимание тенденций и основных направлений развития профессиональной области; потребность, стремление и готовность к профессиональному самосовершенствованию,
корпоративная самоидентификация и позиционирование.
Таким образом, компетентность охватывает широкий круг характеристик профессионала: его способностей, профессионально-личностных характеристик, знаний, уме-
ний и навыков, принятия ценностных основ профессии, владение средствами деятельности, что в совокупности должно обеспечивать качественное и рациональное решение профессиональных задач.
Подчеркнем вслед за И.А. Зимней, что в компетентности воспроизводится целостный результат образования, определяемый как интегральный социально-личностно-поведен-
ческий феномен, выражающийся в совокупности мотивационно-ценностных и когнитивных составляющих [7].
Анализ приведенных определений позволяет сделать следующий вывод. Независимо от трактовки компетентность понимается как важное новообразование личности, представляющее собой интеграцию различных компетенций человека в контексте конкретной профессиональной деятельности как степени подготовленности к ней и способности осуществлять ее эффективно. Причем формируется она в ходе освоения этого вида профессиональной деятельности.
Содержательное наполнение необходимой конкретной группе специалистов компетентности раскрывается в понятии профессиональной компетентности. В обобщенном виде под ней понимают интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности.
Применительно к тому или иному виду профессиональной деятельности отечественными и зарубежными исследователями дано несколько различающихся по содержанию трактовок понятия и структуры профессиональной компетентности.
Представления о содержании профессиональной деятельности (в т. ч. социального работника), профессиональных способностях и профессионально важных качествах личности, развитие и формирование которых обеспечивает становление профессионала в области социальной защиты населения, представлены в исследованиях В.Г. Бочаровой, Т.Г. Браже, Н.В. Гарашкиной, Е.С. Новак и Ю.В. Фалеевой, Н.Б. Шмелевой и др.
Отталкиваясь от мнений ученых, заключаем, что общим для приведенных точек зрения является понимание профессиональной компетенции специалиста социальной сферы
как интегральной личностной характеристики, основанной на комплексе знаний, умений, навыков и др., проявляющейся в деятельности и развивающейся посредством этой деятельности.
Обобщение мнений ученых позволяет рассматривать профессиональную компетентность специалиста социальной работы в следующих аспектах: актуальное, деятельностное психическое новообразование личности; личностно-профессиональная характеристика; профессиональные способности специалиста; результат образованности специалиста.
Первое из них указывает на то, что это новообразование личности (или психосоциальное качество) ориентировано на достижение целей деятельности при обеспечении чувства собственной успешности и полезности, а также осознание работником собственной способности эффективно взаимодействовать с окружающим. Возникая в ходе профессиональной деятельности, оно позволяет самостоятельно и ответственно выполнять трудовые функции.
При этом профессиональная компетентность работника не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. На ведущие места исследователи ставят такие содержательные компоненты компетентности работника социальной сферы, как критичность мышления, способность к анализу, потребность в самосовершенствовании и т. п. Важным считаем мнение Р.М. Куличенко, отмечающей, что профессиональная компетентность представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для работника личностных качеств.
По С.Г. Молчанову, профессиональная компетентность проявляется в подготовленности (например, теоретическая, практическая и исследовательская) и продуктивности, которую автор описывает через профессионально и социально значимые продукты, созданные субъектом в процессе деятельности. К продуктам деятельности им отнесены стандартизованные объекты и субъектные сущности (например, само воздействие работника как совокупность действий; изменения, происходящие с объектом воздействия и проявляющиеся в конкретных его действиях; изменения его социальных характеристик и т. д.) [8].
С учетом целей нашей работы продуктами деятельности могут быть, например, общие или специальные технологии социальной работы, обеспеченные компьютерными технологиями. Так, для менеджеров среднего звена того или иного социального учреждения таковыми являются внутренние документы, подготовленные на компьютере; перспективные и текущие планы работы подразделений социального учреждения; социальные программы для тех или иных групп клиентов; информационная продукция в форме буклетов и др.
Как личностно-профессиональная характеристика профессиональная компетентность во взаимосвязи всех своих составляющих связана с рассмотрением профессиональнозначимых качеств личности социального работника.
Включенность личности работника в профессиональную деятельность является специфической чертой социальной работы (Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова, Б.Ю. Шапиро), т. е. личностные особенности работника выступают в качестве инструмента его профессиональной деятельности.
Социальному работнику должны быть присущи такие личностные особенности, как гибкость, проявляющаяся в интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется в способности принять и разделить нормы, ценности, образ жизни другого человека.
Группы профессионально обусловленных личностных качеств и свойств, необходимых социальному работнику и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития, проанализированы Е.И. Холосто-вой и Н.Б. Шмелевой [9]. В их работах выделены:
- интеллектуально-профессиональные качества: ценностные ориентации специалиста; эрудиция; высокий профессионализм и т. д.;
- духовно-нравственные качества: доброта; гуманность; доброжелательность; чуткость; отзывчивость; милосердие; сострадание;
- коммуникативные качества: эмпа-тийность; коммуникабельность; аттрактив-ность; рефлексивность; тактичность;
- волевые качества: инициативность; настойчивость; ответственность; терпимость; сдержанность;
- личностные качества: инновационность; импровизация; самоконтроль; адекватная самооценка результатов деятельности.
Профессиональные способности специалиста выражаются в способностях: видеть проблемы клиента, диагностировать их, определять характер требуемой помощи; устанавливать равнопартнерские отношения с клиентом; действовать на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социальнозначимой информации; быстро ориентироваться в информационной ситуации, адекватно оценивать имеющиеся информационные потребности, конкретизировать информационные запросы и удовлетворять их, в т. ч. используя современные компьютерные технологии, на основании чего принимать решения и реализовывать их.
К приоритетным для специалистов социальной сферы профессионально важными качествами, вслед за А.К. Марковой, относим сформированность профессиональных позиций и установок.
Развитие этой идеи А.К. Марковой мы находим у Н.В. Абрамовских [10]. Этот исследователь в контексте профессиональной компетентности доказывает (на примере социального педагога) необходимость развития у будущих работников социальной сферы ценностных ориентаций. В цитируемой работе показано, что трудовые ценностные ориентации напрямую соотносятся с мотивацией служения и соответствующими ей профессиональными установками. В этой связи Н. В. Абрамовских включает в компонентный состав профессиональной компетентности мотивационно-ценностный компонент, который рассматривается автором как важнейшая характеристика мотивационной стороны деятельности.
Он тесно связан с понятием «личностная свобода». Данное понятие определено готовностью специалиста к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности, которая не задана жестко извне, (субъективная сторона) и наличием альтернатив решения профессиональных задач (объективная сторона).
В деятельности работника социальной сферы всегда может наступить такой момент,
когда обычные способы, процедуры не дают новый уровень решения профессиональных задач и проблем. В таком случае он прибегает к новым приемам и способам, включает механизмы анализа, прогноза возможных последствий, самооценки и др. Объективность анализа и самооценки обеспечивается соответствующим уровнем компетентности в использовании потенциала компьютерных технологий.
При ориентированности на изменения, которые потенциально способны внести в деятельность компьютерные технологии, работник социальной сферы опирается на творческую потребность в новом. Поэтому со сформированностью ценностного отношения к компьютерным технологиям и их уместному включению в профессиональную деятельность мы, вслед за Л. Подымовой и В.А. Сластениным, связываем инновационное поведение специалиста социальной работы. «В основе инновационного поведения, -пишут эти ученые, - лежит идеал и ценности совершенства, реализуемые в условиях педагогической практики» [11].
Открытие новых возможностей ставит будущего специалиста перед необходимостью не только самому уйти в новое, но и сделать приемлемым новизну в профессиональной среде, которая должна дать «допуск» к новой практике. Само по себе введение новизны создает лишь возможность прихода прогрессивного развития социальной работы.
С учетом постоянно обновляемого арсенала компьютерных средств профессиональной деятельности сама ориентация на новизну, наличие социокультурных ценностей, ответственность перед профессией и клиентами вызывает максимальное развитие сознания и самосознания, что в своем применении концентрируется в процедуре проблема-тизации. Формирование же в себе системы ценностей как средства предельного самооп-ределния, умения правильно ими пользоваться обеспечивает личности максимальный результат в проблематизации социальной действительности.
Однако сама по себе такая потребность в новом может быть ограничена отсутствием необходимого опыта работы с использованием компьютера. Рассмотрение профессиональной компетентности как результата об-
разованности специалиста позволяет рассматривать не только уровень его образования, но имеющийся у него опыт профессиональной деятельности (в нашем случае - использования компьютерных технологий), выраженность стремления к непрерывному самообразованию; творческое отношение к деятельности, общую культуру личности.
Из анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что сформированность у студента профессиональной компетентности определяет конечный результат его образования в вузе. Такую компетентность мы рассматриваем как важнейшее условие успешности предстоящей профессиональной деятельности выпускника вуза, показатель его возможностей не только в поддержании наличного состояния профессии, но и обеспечения собственного вклада в ее дальнейшее развитие. Именно поэтому при проектировании модели формирования компьютерной компетентности будем особое внимание уделять анализу продуктов деятельности студентов, получаемых путем использования компьютерных технологий.
Важным считаем позицию В. А. Сласте-нина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова, подчеркивающих, что подготовка будущего специалиста социальной сферы -это профессиональное становление его личности, которое в структурно-уровневом аспекте носит непрерывный характер и имеет устойчивую многоуровневую структуру, обладающую отличительными особенностями иерархии.
Подводя итог сказанному выше, определяем профессиональную компетентность специалиста социальной работы как его интегральную качественную, личностно-ориентированную характеристику, выражающуюся в способности реализовывать свои знания, умения, опыт, личностные качества, ценностные ориентиры в успешной творческой деятельности, с осознанием ее социальной значимости и высокой личной ответственности за результаты деятельности.
Структура и сущностное наполнение понятия профессиональной компетентности связано с содержанием его деятельности на том или ином рабочем месте.
В числе факторов, влияющих на эффективность деятельности социального работника, Н.Б. Шмелевой выделена информацион-
ная нагрузка. Характеризуя ее, ученая отмечает, что одной из характерных особенностей деятельности социального работника является то, что ему приходится иметь дело с огромным количеством информации. По содержанию она очень разнородна, изменчива, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Объем информации, требования к ее переработке предопределяют обращение работника к потенциалу информационных технологий, развиваемых на основе возможностей современных персональных компьютеров.
В многочисленных исследованиях показано, что в любом виде профессиональной деятельности сегодня широко используются те или иные виды компьютерных технологий.
Так, анализируя профессиональную компетентность социального работника, Е.С. Новак и Ю.В. Фалеева подчеркивают, что она не исчерпывается только совокупностью профессиональных и личностных характеристик. Она предполагает реализацию современных технологий работы, связанную с наличием у специалиста способности владения, в т. ч., информационно-коммуникационными технологиями, обеспечивающими умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержание работы.
В последние десятилетия в устойчивом функционировании любого государства происходит значительное возрастание роли информации (Н.Н. Моисеев, А.М. Новиков,
Н.А. Селезнева). Следствием этого является формирование общества нового типа - «информационного общества».
В работах основоположников теории информационного общества (З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер) обоснована идея о том, что формирование информационного общества принципиально изменяет технологии в его экономическом и социальном развитии таким образом, что для эффективного функционирования сектора экономики (в нашем случае - социального), конкретного социального учреждения (оно входит в инфраструктуру системы социальной защиты населения как составной части социального сектора), его трудового коллектива основой деятельности и движущей силой развития становится производство информационного продукта.
Анализ научной литературы показывает, что нет четкой последовательности в пони-
мании и применении термина «компьютерные технологии»: одни ученые употребляют «новые информационные технологии», другие - «компьютерные технологии», третьи -«информационные и коммуникационные технологии». Однако все ученые отмечают, что данные технологии, во-первых, относятся к информационным технологиям, во-вторых, их отличие состоит в том, что они базируются на современных персональных компьютерах. Исходя из этого, мы будем употреблять понятие «компьютерные технологии» как объединяющее и отражающее их отличие от других технологий.
В научной литературе под компьютерными технологиями понимают технологии, базирующиеся на современных персональных компьютерах и представляющие собой совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости ее использования, повышения надежности и оперативности информационных процессов.
Принимая в качестве базового определение компьютерной технологии, сформулированное К.Р. Овчинниковой, под компьютерными технологиями в социальной работе мы понимаем систему знаний об обработке, хранении и передаче социально значимой информации, осуществляемых с помощью компьютерных систем, а также их алгоритмизированное включение в содержание профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.
В психологии труда при конкретизации особенностей той или иной трудовой деятельности ее подразделяют на управленческую (организационную) и исполнительскую [12].
При этом управление представляет собой процесс организации и координации людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг. Управленческая деятельность обеспечивает регулирование отношений людей в обществе по мобилизации путем готовности людей к деятельности и воспроизводится посредством ряда функций: планирования, прогнозирования, нормирования, организации, контроля, учета, анализа и регулирования. Важно, что управленческая деятельность не
предусматривает прямого воздействия на предмет труда, однако обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархичность их соподчинения. Поэтому в структуре трудовой деятельности ее рассматривают как метадеятельность, т. е. деятельность по организации других деятельностей [12].
При исполнительской (практико-преоб-разующей) деятельности ее субъект непосредственно воздействует на его предмет труда, хотя и контактирует при этом с другими субъектами.
Например, в центрах социального обслуживания населения - они действуют во всех регионах России, включая Тамбовскую область, - все функции управления реализуются их руководителем и менеджерами среднего звена, отвечающими за работу отдельных структурных подразделений центров. Непосредственно практико-преобразующую деятельность (исполнительскую) выполняют специалисты социальной работы и социальные работники, включенные в решение социальных проблем клиентов учреждения.
Установлено, что профессиональные обязанности менеджеров, осуществляющих функции управления социальной работой внутри учреждения, включают в основном постановку целей, лежащих в пространстве тактического и оперативного управление работой коллектива. В ходе его реализации ими используются компьютерные технологии, относящиеся к предмету труда (информации), к средствам труда (организационные, технические средства) и к исполнителю -человеку, постоянно самостоятельно приобретающему с помощью компьютерных технологий новые знания, умения и навыки.
За счет оперативности обработки и обобщения больших массивов информации (она аккумулируется в разнообразных базах данных о социальных проблемах, клиентах, ресурсном обеспечении и др.), а также использования глобальной и локальных компьютерных сетей совокупность используемых менеджерами компьютерных технологий обеспечивает повышение оперативности планирования, контроля за результатами деятельности; улучшается учет проблем и потребностей клиентов учреждения; интегрируются информационные ресурсы о клиенте и его проблемах, хранящиеся в разных учреждениях и ве-
домствах, что расширяет представления о клиенте и ресурсах учреждений. Все это в совокупности повышает достоверность ближнесрочных прогнозов и облегчает планирование работы социального учреждения.
В зависимости от формы социальной поддержки клиента специалисты по социальной работе применяют компьютерные технологии на различных этапах технологии социальной работы:
- на этапе входной и выходной диагностики - для экспресс-диагностики психосоциального состояния клиента применяются компьютеризированные варианты многих известных психологических, педагогических методик, электронные анкеты общего и специального назначения и др.;
- на этапе обора методов и средств ре-
шения социальной проблемы клиента - для поиска необходимой законодательно-
нормативной, научно-методической информации, например, путем запросов через локальные сети и глобальную сеть Интернет;
- на этапе реализации конкретной технологии - для совершенствования технологий адаптации и реабилитации клиентов, в т. ч. имеющих особые нужды, а также для ведения документации, входящей в состав личного дела клиента. К примеру, специалист, решая те или иные проблемы клиента, регулярно обращается к программным продуктам (в основном справочные терминалы «Пенсионеры - справка», «Льготы - справка», «Назначение и перерасчет пенсий и пособий» и т. д.).
Оснащение его деятельности компьютерными технологиями способствует: расширению веера социальных услуг, предлагаемых клиенту, в т. ч. за счет представления расширенной информации о законодательно закрепленных правах и социальных льготах; повышению оперативности ответов на запрос клиента; сокращению времени на документальное оформление права клиента на получение социальной поддержки (например, путем использования электронных форм на социальную услугу, которая передается соответствующему специалисту непосредственно по электронной почте).
Таким образом, как современный менеджер среднего звена, так и собственно специалист социальной работы постоянно используют разнообразные компьютерные
технологии на основе включения различных информационных, программных и технических средств в технологии управления социальной работой, технологии социального обслуживания, адаптации, реабилитации и т. д. Благодаря этому возрастает продуктивность их деятельности за счет снижения доли формализованных действий (заполнения стандартных бланковых форм; упрощения математической и статистической обработки данных при использовании компьютерных диагностик; оптимизации взаимодействия работающих с отдельным клиентом специалистов данного учреждения и смежных служб и др.).
Таким образом, мы заключаем, что современный специалист по социальной работе в своей деятельности использует различные компьютерные технологии. При этом мы солидарны с А.И. Войтенко, Е.И. Комаровым и их коллегами в том, что применение компьютерных технологий в целом обеспечивает более высокую эффективность управления социальной работой [13].
С учетом вышесказанного считаем, что при конкретизации содержания профессиональной компетентности специалиста социальной работы необходимо учитывать, что он должен отвечать следующим требованиям:
- осознавать ценностную основу использования компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности, мотивирующую его на уместное дополнение, расширение и развитие таким способом технологий социальной работы;
- обладать специализированной профессиональной осведомленностью в области компьютерных технологий;
- знать законодательно-нормативные основы использования компьютерных технологий в области социальной работы;
- владеть навыками работы с программным обеспечением общего назначения и постоянно совершенствовать умения работы с компьютерными технологиями специализированного назначения;
- иметь опыт использования компьютерных технологий на внутрифирменном уровне с учетом передового зарубежного и отечественного опыта профессиональной деятельности;
- понимать принципы обеспечения защиты электронной профессионально-значимой информации;
- иметь представление о типичных трудностях, имеющих место при аккумулировании компьютерных средств и технологий в деятельность на конкретном рабочем месте, и искать пути их минимизации.
По результатам анализа делаем следующие выводы:
- использование информационно-компьютерных технологий работниками (менеджеры, специалисты учреждений социальной защиты населения) носит социально детерминированный характер;
- современные требования государства и общества к качеству и эффективности социальных услуг не могут быть удовлетворены, если работники социальных служб не владеют навыками использования компьютерных технологий, дополняющих и расширяющих потенциал технологий социальной работы.
Таким образом, проведенный анализ позволяет заключить, что в структуре профессиональной компетентности современного специалиста социальной работы следует выделять компонент, отражающий знания, умения и готовность применения компьютерных технологий для решения профессиональных задач. С учетом проведенного анализа мы определяем его как компьютерная компетентность.
Рассмотрим ряд трактовок компьютерной компетентности, представленных в научной литературе.
К. В. Коробкова, рассматривая компьютерную компетентность специалиста как важнейшую составляющую его профессиональной компетентности, определяет ее как интегративную характеристику личности, отражающую готовность и способность специалиста эффективно использовать компьютерные технологии в профессиональной деятельности, совершенствовать свой опыт по их использованию и расширять его границы [14].
В. А. Далингер под компьютерной компетентностью понимает уровневое образование, характеризующее профессиональную подготовку специалиста к использованию информационно-коммуникационных технологий на теоретическом, практическом и творческом уровнях [15].
Отталкиваясь от трактовки сущности компетентности, мы рассматриваем компьютерную компетентность специалистов по со-
циальной работе как важнейшую составляющую его профессиональной компетентности и связываем ее с интегральным личностным качеством, знаниями о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий, а также с обобщенными умениями интегрировать их в технологии социальной работы, не нарушая при этом профессиональных ценностей и установок.
Использование компьютерных технологий связано не только с умением решать задачи известного круга, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Включение тех или иных компьютерных технологий в используемые технологии социальной работы определяется не только логикой профессиональной деятельности, но и степенью принятия специалистом ценностей информационного общества.
С учетом всего сказанного выше дадим определение понятию «компьютерная компетентность специалиста социальной работы». Это неотъемлемая составляющая его профессиональной компетентности, представляющая собой интегральное личностное качество, проявляющееся в ценностном отношении к компьютерным технологиям как способу и средству совершенствования технологического оснащения профессиональной деятельности и собственного становления и развития как будущего специалиста; осознанном интересе к компьютерным технологиям и сформированных мотивах непрерывного овладения ими для решения учебных, исследовательских и профессиональных задач; устойчивых знаниях в области информационных технологий, представлений об их роли и месте в совершенствовании технологий социальной работы; умениях и навыках их уместного использования при решении профессиональных задач в этических границах профессии.
Подводя итоги сказанному, подчеркнем, что обращение к компетентности как результату целенаправленной профессиональной подготовки социальных работников не случайно, поскольку именно этот результат позволяет теоретически обосновать и методически грамотно спроектировать систему непрерывного образования, выстроить взаимо-
действие субъектов образовательного процесса. В этой связи сошлемся на позицию И.Д. Чечель, указывающую, что компетентность выводит на уровень самостоятельного профессионального развития на основе усвоения концептуальных знаний и принципов решения различных видов задач.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Таким образом, компьютерную компетентность мы видим как составляющую профессиональной компетентности социального работника и рассматриваем ее в контексте постоянно расширяющегося использования специалистами социальной сферы компьютерных технологий, в основе которых лежит общее и специальное программное обеспечение.
Понимание того, как именно компьютерные технологии задействованы в профессиональной деятельности социального работника, в проекции на дидактическую систему формирования всех составляющих профессиональной компетентности, позволит интенсифицировать процесс обучения, сделает его более целенаправленным, позволит сократить этап эмпирического вхождения в профессию.
1. Павленок П.Д. Состояние и перспективы развития социальной работы как науки, учебного процесса и составной части социального сервиса в условиях глобализации // Социальное образование в России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы (социальная работа и подготовка социальных работников в новое время): сборник научных статей. М., 2006. С.112-132.
2. Топчий Л.В. Истоки зарождения в России профессиональной социальной работы // Социальное образование в России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы (социальная работа и подготовка социальных работников в новое время): сборник научных статей. М., 2006. С. 54-70.
3. Гарашкина Н.В. Компетентностный подход в технологиях социального образования // Педагогические технологии в системе подготовки специалистов: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конфе-
ренции / отв. ред. Л.Н. Макарова, Р.М. Кули-ченко. Тамбов, 2006. С. 6-11.
4. Салахов М.Х. Миссия университета: 200 лет спустя // Высшее образование в России. 2004. № 10. С. 49-62.
5. Словарь иностранных слов. М., 1983. С. 241.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М., 2002.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1999. С. 35.
8. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность и система повышения квалификации педагогических и управленческих работников // Вестник Челябинского университета. Серия
5. Педагогика, Психология. 2001. № 1 (3).
С. 84-99.
9. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. М., 2004. С. 58.
10. Абрамовских Н.В. Системы ценностей социально-педагогической деятельности // Извес-
тия Уральского государственного университета. 2008. № 60. С. 146-150.
11. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. С. 57.
12. Психология труда / под ред. А.В. Карпова. М., 2003. С. 70.
13. Менежмент социальной работы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Е.И. Комаров, А.И. Войтенко. М., 2001.
14. Коробкова К.В. Формирование информационно-компьютерной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Магнигогорск, 2007.
15. Далингер В.А. Этапы становления и развития дистанционного образования в России // Информационные технологии в образовании: материалы XI конференция-выставка. М., 2001.
Поступила в редакцию 30.07.2010 г.
UDC 37.036.5:374
COMPUTER COMPETENCE AS PART OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SOCIAL WORKER
Andrey Yuryevich Kurin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Education, Associate Professor of Social Work, Juvenology and Management in Social Sphere Department, e-mail: [email protected]
The article analyzes the premises of use of computer technologies in professional activity of specialist of social work and also the article proves the necessity formation of specialist’s computer competence in general structure of his professional competence. The notion of computer competence of specialist’s social work is given and analyzed.
Key words: professional competence; computer competence of future social worker.