Лефтер А.М - аспират кафедры социальной педагогики Московского педагогического государственного yiiiiiiepcmeiaE-mail: [email protected]
Leiter А.М - the post-graduate Student of chair of social pedagogics The Moscow pedagogical State university
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ PROFESSIONAL COMPETENCE OF EXPERTS OF SOCIAL SPHERE
В статье рассматриваются вопросы развития профессиональной компетентности в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы — социальных педагогов и социальных работников. Анализируются дефиниции понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «развитие профессиональной компетентности»
The article is devoted to the question of professional competence in the system of carccr enliancement of specialists of social sphere — social educators and social workers. Tlie autlior analyzes notions «competence», «professional competence», «development of professional competence».
Ключевые слова: компетентность; профессиональная компетентность; развитие профессиональной компетентности; способы развития профессиональной компетентности.
Key words: rompetence; professional competence; development of professional competence; ways of development of professional competence.
Современные требования к профессиональной готовности предполагают расширение системы знаний умений и навыков необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Общество требует от специалистов высокой квалификации, подразумевающей наличие необходимых специальных, социально-гуманитарных знаний; способность творчески подходить к выполнению своих функций, принимать решения и нести за них ответственность; стремление к всестороннему личностному развитию и потребность в самореализации. Профессионализм предполагает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек в профессиональной сфере - это знающий, хорошо осведомленный человек, т.е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста имеющего исчерпывающие знания о какой-либо профессиональной области. Однако усложнение, специализация социальных отношений и общественного производства порождают необходимость обоснования термина «компетентность». Понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере [1. С.52]. Понятие профессиональной компетентности рассматривается в работах В. Камаева Э. Зеера Н. Кузьминой, Л. Митиной и других. Под профессиональной компетентностью указанные авторы понимают специальные знания и специальные умения, необходимые для той или иной профессиональной деятельности. Э. Зеер определяет развитие профессиональной компетентности как систематическое совершенствование совоку пности профессиональных знаний и умений а также способов выполнения профессиональной деятельности [2. С. 15].
Развитие профессиональной компетентности является проявлением совокупности взаимосвязанных компетенций отражающей теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, включающей в себя как личностные, так и профессиональные способности человека определяющие успешное выполнение индивидом собственной профессиональной миссии [3. С. 117]. В общем виде развитие профессиональной компетентности можно определить как совокупность качеств личности обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. В состав данных качеств включены такие характеристики, как профессионально важные знания, умения и навыки, способности, мотивация и опыт профессиональной деятельности, интеграция которых представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду и позволяет будущему специалисту социальной сферы проявить на практике способность реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности. Качества специалистов социальной работы и социальных педагогов (точнее, их подготовки) с точки зрения компетентностного подхода можно определить в соответствии с выявленными уровнями предъявляемых требований следующим образом:
соответствие уровня компетентности специалистов социальной работы и социальных педагогов нормативным требованиям;
соответствие уровня компетентности специалистов характеру будущей профессиональной деятельности;
соответствие уровня компетентности специалистов требованиям конкретного работодателя.
По мнению И. Зимней специалист социальной сферы выполняет следующие роли:
информатор, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д.;
друг, если он стремиться проникнуть в глубину проблемы и самочувствие клиента;
диктатор, если он насильственно внедряет ценностные ориентащш, диктует нормы поведения клиенту;
советчик, если он использует осторожное уговаривание;
проситель, если он упрашивает клиента быть таким «как надо», забывая свой статус и полномочия; вдохновитель, если он стремиться увлечь интересными целями, перспективами клиента; консультант, если он рекомендует оптимальные шаги [4. С. 15].
Таким образом, от будущего специалиста социальной сферы, от еш личностной и функциональной готовности к профессиональной деятельности зависит не только формальное качество выполняемой им работы, но и благополучие отдельных людей, социальных групп, общества в целом. В связи с этим особое внимание должно уделяться способам развития профессиональной компетентности. Правильно организованное и проведенное развитие профессиональной компетентности специалиста социальной сферы дает возможность в дальнейшем не возвращаться к процедуре тщательных проверок базовых знаний и характеристик специалистов социальной сферы, а лишь просматривать, насколько они совершенствуются и применяются. Способы развития профессиональной компетентности специалиста социальной работы предполагает совокупность методов преобразующих процесс формирования представлений о мере наличных ресурсов и возможностей кандидата и о мере их соответствия предъявляемым требованиям. В. Суслов приводит следующую классификацию способов развития профессиональной компетентности:
- внешнее и внутреннее (внутрифирменное) обучение;
- на рабочем месте и вне рабочего места;
- постоянное и периодическое [5. С. 111].
Важным фактором, способным побудить к обучению, является самовыдвижение на повышение профессиональной компетентности. Важно, чтобы человек всегда понимал, зачем ему учеба, воспринимал ее как «про\гежу точну ю переменную» профессионального и должностного роста человека. Система развития профессиональной компетентности сотрудников должна включать в себя не только различные образовательные программы, но и мероприятия, направленные:
- на развитие у специалистов социальной работы и социальных педагогов необходимых личностных качеств для работы на более высокой должности;
- на укрепление положительного имиджа сотрудников желающих повысить свою профессиональную компетентность;
- на придание сотрудникам желающим повысить свою профессиональную компетентность определенного статуса повышающего их престижность в учреждении.
Иными словами, любая форма развития профессиональной компетентности специалистов социальной и социально-педагогической сферы должна в своей основе иметь какие-либо мотивирующие факторы и только в этом случае будет эффективна. Общей тенденцией, которую сегодня следует отметить, говоря о развитии профессиональной компетентности, является все больший упор на использование методов активного обучения, таких, как деловые игры, тренинги, наставничество, стажировка, дистанционное обучение и т.д., и развитие в ходе обучения у специалистов социальной сферы навыков групповой работы. Это дает целый ряд преимуществ:
- облегчается восприятие нового для слушателей материала;
- шире используется опыт сотрудников, уже повысивших уровень профессиональной компетентности;
- обучающиеся получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения и соотнести это с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать в своей профессиональной деятельности.
Выбор способов развития профессиональной компетентности сотрудников, по мнению В. П. Суслова, зависит от: целей и задач развития; прямой и косвенной стоимости развития;
срочности (времени, отпущенного на повышение компетентности); состава участников (их квалификации, мотивации, предыдущей подготовки); квалификации и компетенции преподавателей.
Критерии выбора способа подготовки: дата и размещение; средства обучения; стоимость; цели подготовки;
характеристики обучаемых сотрудников (текшая или перспективная должность, характерный опыт и уровень подготовки, максимальное количество участников);
продолжительность обучения и последовательности получения определенных знаний и навыков, а также формы оценки, аттестации и сертификации [5. С. 143].
В.Хутмахер выделяет четыре необходимых условия эффективного обучения специалистов социальной сферы, развивающих свою компетентность в социальной службе:
- для обучения необходима мотивация;
- администрация социальной службы должна создать климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие специалистов, повышающих уровень профессиональных знаний в процессе обучения;
- процесс обучения следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на кавдом этапе;
- необходима положительная обратная связь, похвала, одобрение, поощрение обучающихся [6. С. 142].
В процессе контроля за развитием профессиональной компетентности специалистов социальной сферы оцениваются результаты реализации планов обучения и учебных программ. Определить эффективность развития профессиональной компетентности можно разными способами: оценивается реакция обучаемых работников на программу, содержание и методы обучения; проводится экзамен или тестирование для определения степени усвоения изучаемого материала; можно выяснить изменение поведения обучаемых сотрудников на рабочем месте после их обучения; определяются конечные
результаты, достигнутые при выполнении поставленных целей в процессе обучения [1. С. 112]. Различные способы и методы обучения стимулируют готовность специалистов социальной сферы к учебе и адаптированность в рамках профессии и системы социального обслуживания населения. Подводя итог, мы определили понятие развития профессиональной компетентности специалистов социальной сферы как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающей изменение уровня знаний, умений и опыт, достаточные для достижения цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию и отношение к профессиональной деятельности и к себе как субъекту этой деятельности. Таким образом, обновленные знания и умения специалистов - это инвестиции на будущее, система повышения знаний стимулирует развитие личности профессионала в области социальной работы и обеспечивает становление интеллектуального потенциала социальных службах.
Литература:
1. Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент / Г. Г. Зайцев, С. И Файбушевич. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 2004.
2. Зеер Э.Ф. Аттестация персонала государственной службы / Э. Ф. Зеер, О. Д Дувалова. - Екатеринбург: УрАГС, 2001.
3. ТворошваН.Д. Общение: диагностика и управление/Н. Д. Творошва. -М.: Аспект Пресс, 2004.
4. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника / И. А. Зимняя // Российский жу рнал социальной работы. -1995. -№1.
5. Суслов В.П. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления / В. П. Суслов. - М.: Академия, 2002.
6. Хутмахер В. Формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе / В. Хутмахер. -М.: Просвещение, 2000.