Научная статья на тему 'Компьютерная компетентность социального работника: предпосылки, сущность, структура'

Компьютерная компетентность социального работника: предпосылки, сущность, структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
484
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / СТРУКТУРА КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / COMPUTER COMPETENCE OF A SOCIAL WORKER / STRUCTURE OF COMPUTER COMPETENCE / COMPUTER TECHNOLOGIES OF SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курин Андрей Юрьевич, Позднякова Наталья Владимировна

В статье проводится анализ предпосылок использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста социальной работы и обосновывается необходимость формирования компьютерной компетентности специалиста в общей структуре его профессиональной компетентности. Дается и анализируется определение компьютерной компетентности специалиста социальной работы и предлагается ее структура (когнитивный, операциональный, аксиологический компоненты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курин Андрей Юрьевич, Позднякова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer competence of a social worker: preconditions, essence, structure

The authors analyze preconditions of computer technologies use in professional work of a social worker and substantiate necessity to form computer competence of a specialist for the general structure of his professional competence. The definition of computer competence of a social worker is given and analyzed and its structure (cognitive, operational and axiological components) is offered.

Текст научной работы на тему «Компьютерная компетентность социального работника: предпосылки, сущность, структура»

КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА: ПРЕДПОСЫЛКИ, СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА

А.Ю. Курин, Н.В. Позднякова

В статье проводится анализ предпосылок использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности специалиста социальной работы и обосновывается необходимость формирования компьютерной компетентности специалиста в общей структуре его профессиональной компетентности. Дается и анализируется определение компьютерной компетентности специалиста социальной работы и предлагается ее структура (когнитивный, операциональный, аксиологический компоненты).

Ключевые слова: компьютерная компетентность специалиста социальной работы, структура компьютерной компетентности, компьютерные технологии в социальной работе.

Изменения в области целей профессионального образования, соотносимые с глобальной задачей обеспечения быстрого вхождения бывшего студента в социальный и профессиональный мир, его продуктивной адаптации в них, обусловили новую парадигму профессионального образования - речь идет о формировании компетентностей выпускника вуза. Как следствие, компетентностная парадигма обусловила новый результат образования, определяемый И.А. Зимней как интегральный социально-личностно-поведенческий феномен, выражающийся в совокупности мотивационно-ценностных и когнитивных составляющих [1].

В широком смысле слова, «компетентный» (лат. сошре1еп8, сошре1епй8 - надлежащий, способный) - означает «знающий, сведущий в определенной области»; «имеющий право по своим знаниям судить о чем-либо» [2].

Применительно к тому или иному виду профессиональной деятельности отечественными и зарубежными исследователями дано несколько различающихся по содержанию трактовок понятию «компетентность».

Так, Дж. Равен, один из первых системно исследовавший проблему компетентности, понимает под ней специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в той или иной предметной области, включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [3].

Проблема сущности компетентности рассматривается в работах В.Г. Афанасьева, Т.Г. Браже, С.Я. Батышева, И.А. Зимней,

А.К. Марковой, Ф.Ш. Мухаметзяновой и других ученых. Анализ работ показывает, что в ее содержании ученые фиксируют:

- общую культуру специалиста, отраженную в совокупности научных знаний, ценностных ориентаций, мотивов деятельности; познание им окружающего мира и понимание своего места в нем; способность к развитию творческого потенциала (Т.Г. Браже);

- умение профессионально мыслить и профессионально действовать (А.И. Мищенко, Л.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов);

- степень развитости личностнопрофессиональных качеств, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности в конкретной предметной области, выражающуюся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (С.Я. Батышев, Е.И. Холостова);

- психическое состояние субъекта профессиональной деятельности, позволяющее самостоятельно и ответственно ее осуществлять (А.И. Фукин);

- совокупность функций, прав и ответственности специалиста (В.Г. Афанасьев);

- готовность к профессиональной деятельности (Г. С. Трофимова).

Сегодня любая сфера жизни, любая профессия функционирует в контексте всеобщей информатизации и компьютеризации. Под влиянием информатизации общество приобретает новое качественное состояние, становясь способным пользоваться новейшими технологиями, обеспечивающими развитие альтернативного мышления, формирование умений разрабатывать стратегию решения учебных и профессиональных задач, прогно-

зировать и анализировать результаты принятых решений на основе моделирования информационных процессов, явлений и взаимосвязей между ними.

В связи с этим специалисты любого профиля подготовки должны адекватно ориентироваться в системе знаний компьютерных технологий (КТ) с целью оптимального их применения.

Принимая в качестве базового определение КТ, сформулированное К.Р. Овчинниковой, под компьютерными технологиями в социальной работе мы понимаем систему знаний об обработке, хранении и передаче социально значимой информации, осуществляемых с помощью компьютерных систем, а также их алгоритмизированное включение в содержание профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Анализ позиции, отводимой компьютерными технологиями в социальной работе, неразрывно связан с такими понятиями, как «информация», «информационное пространство».

Необходимость постоянного оперирования большими массивами быстро меняющейся информации (текущие изменения отдельных норм социального законодательства, задающие новые подходы в формах социальной поддержки; развитие ресурсных возможностей социального учреждения; вариации возможностей участия в социальной работе самого клиента и др.) является одной из особенностей любой технологии социальной работы. С другой стороны, функционирование и развитие социальной сферы как самоорганизующейся системы, управление ею невозможно без прямой и обратной связи, без обмена информацией. Таким образом, информация и коммуникации представляют собой ключевые факторы процесса управления социальной сферой, реализуемого по схеме, предусматривающей сбор, переработку и передачу информации.

К примеру, информация, от которой отталкивается специалист при выстраивании алгоритма социальной поддержки клиента, лежит в основе любой частной технологии социальной работы. Она задает рамки выбора конкретных форм, средств, масштабов и границ вмешательства.

В социальной работе России сегодня складывается единое пространство профес-

сионально-ориентированной информации -информационное пространство, рассматриваемое как информационная протяженность, структурное сосуществование и взаимодействие любых возможных систем и их компонентов в информационном плане.

Решение профессиональных задач на микро- (контактная социальная работа) и ме-зоуровнях (уровень управления) социальной работы предполагает, что специалист (в первом случае - специалист по социальной работе, во втором - менеджер) владеет способами успешного функционирования в информационном пространстве, основанными на информационных технологиях. Последние, в свою очередь, рассматриваются как совокупности встраиваемых в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы, обеспечивающие целенаправленный сбор, хранение, обработку, передачу и представление информации, необходимой для принятия решений в условиях скоротечных изменений.

Рассматривая компьютерные технологии как составляющую технологий социальной работы, мы, вслед за А.И. Войтенко, отмечаем, что они позволяют:

- автоматизировать процесс сбора, накопления, расчета, хранения, обновления, передачи и отображения информации;

- повышать уровень информационного взаимодействия макро-, мезо- и микроуровней социальной работы за счет более четкой организации вертикальных и горизонтальных связей;

- высвобождать пользователей от выполнения вручную больших объемов работ по вводу и обработке информации;

- возрастает продуктивность его работы за счет устранения элементов рутинности труда (заполнение стандартных форм, проведение механического подсчета и др.), т. е. за единицу рабочего времени он в состоянии выполнить больший объем работы;

- имеют адресную нацеленность на конкретного клиента при определении видов предоставляемой ему социальной помощи;

- появляется возможность составления «портрета социальных проблем» семьи, а не отдельного ее члена, это, в свою очередь,

позволяет решать социальные проблемы семьи в комплексе;

- уменьшается количество механических ошибок, допускаемых при составлении справок, отчетов и прочей документации [4].

Наши исследования, проведенные в социальных учреждениях Тамбовской области (Управление социальной защиты населения Тамбовской области, Пенсионный фонд г. Тамбова и Тамбовской области), а также наблюдения в социальных агентствах г. Терре-Хот (Индиана, США) показали, что сегодня развитие компьютерных технологий вступило в стадию, когда с их помощью более успешно реализуются разнообразные функции, выполняемые специалистом по социальной работе, психологом, менеджером.

Опираясь на исследования, а также собственные наблюдения, мы выделяем следующие основные направления применения компьютерных технологий в социальной работе:

- для создания, хранения, передачи и использования специализированных баз данных;

- создание на базе компьютерных программных продуктов поисково-справочных систем профессиональной направленности;

- экспресс-диагностика психо-социаль-ного состояния клиента;

- включение компьютерных технологий в технологии адаптации и реабилитации социальных клиентов;

- использование ресурсов Интернета для поиска данных, обмена сведениями с коллегами из других регионов и стран; привлечение внимания профессионального сообщества и заинтересованной общественности к «болевым точкам» социальной работы;

- использование персональных компьютеров в качестве «интеллектуальной» пишущей машинки (что нашло широкое применение уже сегодня).

Выделим две основные субъектные группы взаимодействующих в процессе социальной работы. Первая из них - менеджеры, обеспечивающие управление социальной работой на всех ее уровнях. Их функционал включает постановку цели, задач, организацию и управление практической деятельностью социальных работников. На уровне управления КТ могут быть применимы к каждой из составляющих их деятельности: к предмету труда (информации), к средствам труда (организационные, технические сред-

ства) и к исполнителю - человеку, постоянно самостоятельно приобретающему с помощью КТ новые знания, умения и навыки.

Социальный работник (специалист по социальной работе) - это второй субъект социальной работы. Третий - клиент - представитель слабо защищенной части населения, непосредственно нуждающийся в помощи профессионала. Компьютерные технологии могут находить свое применение для каждого из перечисленных субъектов.

Применительно к менеджеру социальной сферы эти технологии обеспечивают следующие стороны его работы:

- повышают оперативность планирования, тактического и стратегического управления, контроля за результатами деятельности;

- улучшают учет проблем и потребностей клиентов;

- возможность быстрого учета возможностей клиентов центра и «наложение» ресурсов центра и клиента в решении проблем;

- позволяют проводить объединение информационных ресурсов о клиенте и его проблемах, хранимых в разных учреждениях и ведомствах, что делает более достоверной информацию о клиенте и ресурсах учреждений;

- обеспечивают возможности обработки и обобщения больших массивов информации о проблемах, что облегчает планирование эффективной помощи, повышает достоверность прогнозов;

- способствует формированию новой «технологической» культуры специалистов социальной сферы.

Проведенные нами опросы показали, что применение компьютерных технологий социальным работником имеет следующие положительные моменты:

- возрастает продуктивность его работы за счет устранения элементов рутинности труда (заполнение стандартных форм, проведение механического подсчета и др.), т. е. за единицу рабочего времени он в состоянии выполнить больший объем работы;

- имеют адресную нацеленность на конкретного клиента при определении видов предоставляемой ему социальной помощи;

- появляется возможность составления «портрета социальных проблем» семьи, а не отдельного ее члена, это, в свою очередь, позволяет решать социальные проблемы семьи в комплексе;

- уменьшается количество механических ошибок, допускаемых при составлении справок, отчетов и прочей документации.

Таким образом, функционал менеджеров, осуществляющих функции управления социальной работой на всех ее уровнях, включает постановку целей, стратегическое, тактическое и оперативное управление работой социальной службы. В ходе его реализации ими используются КТ, относящиеся к предмету труда (информации), к средствам труда (организационные, технические средства) и к исполнителю - человеку, постоянно самостоятельно приобретающему с помощью КТ новые знания, умения и навыки.

Наблюдения за деятельностью менеджеров показало, что за счет оперативности обработки и обобщения больших массивов информации (о социальных проблемах, клиентах, ресурсном обеспечении и др.), а также использования глобальной и локальных компьютерных сетей совокупность используемых менеджерами КТ сокращает сроки и повышает качество планирования, принятия ими управленческих решений, улучшает контроль за результатами деятельности, что в конечном итоге сказывается на эффективности социальной поддержки населения.

Мы разделяем позицию А.И. Войтенко, Е.И. Комарова и их коллег в отношении того, что, в целом, применение компьютерных технологий обеспечивает более высокую эффективность управления социальной работой. Причем считаем, что проблема интеллектуального обеспечения управления в рамках информационной системы решается путем включения в эту систему специальных информационных, программных и технических средств.

Таким образом, из сказанного выше мы заключаем, что современный специалист по социальной работе использует различные компьютерные технологии. Следовательно, в структуру его профессиональной компетентности должен входить компонент, отражающий знания, умения и готовность их приме -нения для решения профессиональных задач -этот компонент определен нами как компьютерная компетентность.

Мы разделяем позицию П.В. Беспалова, что компьютерная компетентность является интегральной характеристикой целостной личности, предполагающей ее компьютер-

ную направленность, мотивацию к усвоению соответствующих знаний и умений, способность к решению мыслительных задач в профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники, владение приемами компьютерного мышления и т. д.

Отталкиваясь от трактовки сущности компетентности, мы определяем компьютерную компетентность специалистов по социальной работе как интегральное личностное качество, выраженное в знаниях о способах получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально детерминированной информации с помощью компьютерных технологий, в обобщенных умениях интегрировать их в технологии социальной работы, не нарушая при этом профессиональных ценностей и установок; понимание их роли и места в непрерывном профессиональном развитии путем самостоятельной познавательной деятельности.

В контексте целей настоящей работы важна идея П.В. Беспалова о том, что компьютерная компетентность - это уровневая характеристика, и формируется она поэтапно: с момента начала изучения компьютера как предмета изучения до включения его в технологии деятельности в качестве орудия труда. При этом на разных этапах использования компьютерной техники компьютерная компетентность усложняется, наполняясь новым содержанием. В соответствии со сказанным выше исследователем выделены следующие ее компоненты: когнитивный, операциональный и аксиологический.

Когнитивный компонент характеризуется необходимыми теоретическими знаниями, пониманием задач профессиональной деятельности, знанием способов их решения, а также необходимыми для этого профессиональными качествами.

Когнитивную составляющую компьютерной компетентности определяют знания об объекте изучения и способах деятельности, обеспечивающих использование знаний в преобразовании действительности. Современный специалист социальной работы может успешно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, владея и используя необходимые знания о возможностях применения компьютерных технологий в своей профессиональной деятельности, о

способах, средствах, приемах, методах творческого решения этих задач.

Следующий компонент в структуре компьютерной компетенции - операциональный, выражающийся в умениях и навыках осуществления известных способов профессиональной деятельности, а также личностных качествах, адекватных профессиональной деятельности социального работника. В этой группе мы выделяем умения, навыки, а также виды деятельности, которые формировали бы данные умения и навыки в ходе обучения.

Основу формирования системы необходимых умений и навыков составляет совокупность соответствующей теоретической подготовки и учет специфики профессиональной деятельности, в которой эти умения и навыки проявляются.

Поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем умения и навыки использования компьютерных технологий в социальной сфере как владение способами и приемами выполнения действий, позволяющих вникнуть в суть стоящей перед специалистами проблемы и на этой основе конструировать и продуктивно решать конкретные профессиональные задачи социальной сферы посредством компьютерных технологий.

Рассмотренные нами компоненты в структуре компьютерной компетентности будущего социального работника означают, что для совершения целенаправленной профессиональной деятельности необходимы знания, умения, навыки в данной области. Но любая деятельность вызвана определенными потребностями и, следовательно, определена соответствующей мотивацией и целью.

Поэтому, в связи с особым значением мотивов, целей, ценностных установок в деятельности будущих социальных работников и вузовской подготовке специалистов к осуществлению данной деятельности средствами компьютерных технологий, мы считаем закономерным добавить в структуру компьютерной компетенции аксиологический компонент.

Аксиологический компонент фиксирует интерес будущего специалиста к компьютерным технологиям, его мотивацию на овладение данными технологиями и их использование при решении профессиональных задач социальной сферы.

Вузовский этап формирования компьютерной компетенции особенно важен, по-

скольку именно на данном этапе осуществляется системное формирование аксиологического компонента, т. е. профессиональной мотивации, что предполагает, прежде всего, сдвиг мотива на цель трудовой деятельности.

Аксиологический компонент компьютерной компетентности будущего социального работника отражает профессиональноличностную заинтересованность в отношении использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности, включает личностно значимые мотивы и ценностные установки, осознание будущим специалистом социальной работы значимости применения компьютерных технологий в предстоящей профессиональной деятельности, его потребность успешно решать профессиональные задачи средствами новейших компьютерных технологий и активный интерес к процессу и результату их решения, стремление постоянного совершенствования знания в части использования средств компьютерных технологий при решении профессиональных задач, стремление к успеху и самореализации, творческое отношение к деятельности.

Выделим уровни сформированности каждого из компонентов (табл. 1).

Формирование компьютерной компетентности в ходе подготовки специалистов в вузе происходит в процессе целенаправленного и систематизированного обучения будущих социальных работников дисциплинам информационного цикла, через решение учебных и обучающих профессиональных задач социальной сферы средствами компьютерных технологий.

По мнению ряда исследователей (В.П. Беспалько, Ю.С. Брановский, Ю Г. Та-тур, В.Д. Шадриков и др.) формирование у студентов компетентности в области компьютерных технологий должно быть непосредственно связано с целями профессиональной подготовки, а характер предстоящей деятельности должен быть определяющим в отборе и построении содержания образования. На наш взгляд, существенную роль в совершенствовании подготовки будущих социальных работников в вузе по специальности выполняет вариативная часть содержания образования, призванная углубить, расширить, конкретизировать базовые знания и умения студентов.

Таблица 1

Уровни сформированности компонентов компьютерной компетентности

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ Низкий уровень включает первоначальные знания общих принципов сбора, передачи, обработки и накопления информации и работы компьютерной техники; знание технических и программных средств реализации информационных процессов; знание моделей решения функциональных и вычислительных задач; знание основных программных продуктов, используемых в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности социального работника; знание основ алгоритмизации и программирования; знание сетевых средств поиска и обмена информацией. На данном этапе формирования компьютерной компетенции студент не обладает знаниями в области компьютерных технологий настолько, чтобы с их помощью решать профессиональные задачи, поскольку знания неглубоки, поверхностны и разрознены

Средний уровень включает более глубокие теоретические знания в области компьютерных технологий, позволяющее решать стандартные профессиональные задачи социальной сферы: знание о возможностях и особенностях использования современных компьютерных технологий в социальной сфере; знание принципов построения электронных баз социальных данных, структуры и содержания информации в этих базах и технологии их использования в социальной сфере; знание возможностей интегрированных информационных систем при решении задач отрасли; знание возможностей локальных и глобальных сетей для сбора и распространения социальной информации

Высокий уровень подразумевает глубокое знание принципов и технологий организации информационных процессов в управлении социальной сферой; технологий создания и использования интегрированных информационных систем для решения задач социальной сферы; способов автоматизированной обработки, хранения и распространения социальной информации; способов организации локальных и распределенных компьютерных сетей; знание компьютерных технологий разработки долгосрочных прогнозов социальных процессов; знание возможностей использования информационных технологий для разработки стратегии и приоритетных направлений социальной политики; знание автоматизированных процессов принятия решений, повышения качества управления на основе оперативного анализа информации; знание возможностей автоматизации управленческой деятельности учреждений сферы труда, занятости и социальной защиты населения; знание компьютерных технологий дистанционно-заочной подготовки персонала отрасли социальной защиты

ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Низкий уровень включает навыки работы в качестве начального пользователя персонального компьютера; умения работать с программными средствами общего назначения, применяемыми как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности; умения самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными, создавать резервные копии и архивы данных и программ; элементарные навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях по поиску и обмену информацией

Средний уровень включает более продвинутые умения и навыки в области компьютерных технологий, используемых социальными работниками в профессиональной деятельности: умения работать с электронными базами социальных данных; умения работать с основными программно-инструментальными средствами, используемыми в органах социальной защиты

Высокий уровень включает умения свободно использовать в практической деятельности новейшие компьютерные технологии при решении задач социальной сферы и применять их на практике: работать с базами и банками социальных данных для оказания оперативной помощи гражданам при разрешении социальных проблем; использовать средства сетевых технологий для оперативного поиска, анализа, обработки и обмена информацией в социальной сфере; применять теоретические знания при решении «нестандартных» профессиональных задач

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Низкий уровень характеризует студента, который не понимает и не может оценить положительные моменты применения компьютерных технологий в различных сферах социальной работы; не осознает ценности знаний компьютерных технологий в системе социальной работы. Этот уровень определяет состояние слабой выраженности мотивации к деятельности или неполной готовности будущего специалиста к решению профессиональных задач средствами современных компьютерных технологий. На этом уровне формируется познавательная мотивация, интерес к компьютерным технологиям, осознание необходимости и важности овладения основными программными продуктами, но больше для узколичностных целей, нежели для профессиональной деятельности

Средний уровень характеризуется выраженным стремлением и интересом к решению профессиональных задач средствами компьютерных технологий, положительным отношением и увлеченностью процессом работы с компьютером, пониманием ценности знаний и умений в области компьютерных технологий и значимости современных компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности. Имеющиеся на данном уровне ценностные ориентации, не позволяют субъекту вузовской подготовки оперировать знаниями и умениями в области компьютерных технологий свободно, т. к. степень владения неустойчивая и не до конца осознанная

Высокий уровень отражает потребность будущего специалиста в развитии и успешной реализации своего творческого потенциала и характеризуется ярко выраженным стремлением решать задачи социальной сферы средствами компьютерных технологий. Ценностные ориентации, компетенции высокого уровня дают возможность студенту активно и осознанно инициировать саморазвитие и самостоятельную работу по расширению знаний, умений, навыков в работе с компьютерной техникой в процессе вузовской подготовки. На этом уровне основой выступают высокие притязания специалиста на самореализацию в будущей профессиональной деятельности, которая принимается им как высший и главный приоритет. Личностные мотивы будущего специалиста предполагают его способности к самоанализу своей деятельности, самоконтролю, самоактуализации и творческой самореализации

В процессе формирования компьютерной компетентности будущих социальных работников большое внимание уделяется установлению и усилению межпредметных связей блока дисциплин по специальности и информационным технологиям, что способствует осуществлению всех дидактических принципов процесса обучения и усиливает их воздействие.

Актуализация межпредметных связей осуществляется в процессе учебно-познавательной деятельности студентов, в котором аккумулированы разнообразные формы проведения занятий с использованием средств интерактивного обучения (чатов, форумов, виртуальных экскурсий, видеоконференций, виртуальных досок, видео трансляций, компьютерных тестов и др.).

Использование средств интерактивного обучения в учебно-познавательной деятельности будущих социальных работников служит одновременно двум целям: с одной стороны, происходит целенаправленное формирование компьютерных компетенций, а с другой стороны, идет процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков, т. к. методы и средства, используемые в учебном процессе, соответствуют задачам конкретных этапов основной образовательной программы студентов, их специализации. При этом применение интерактивных средств обучения положительно сказывается на повышении качества усвоения знаний обучаемых.

Формирование компьютерной компетентности у студентов социальной работы является не только средством подготовки будущих специалистов к решению профессиональных задач предстоящей деятельности в информационном обществе, но и средством практического закрепления и развития теоретической подготовки студентов по специальности.

В то же время формированию компьютерной компетентности будущего специалиста в ходе его обучения в вузе могут мешать ряд проблем: отсутствие у студентов навыков работы с компьютером; отсутствие привычки работать с преподавателем, находящимся «за экраном»; несформированность таких качеств, как уверенность, решительность, самостоятельность, т. к. более привычной и не требующей затрат времени на попутное освоение навыков пользования компьютерной техникой для них является работа с печатным

текстом (учебник, учебное пособие, методические рекомендации и т. п.).

Таким образом, зафиксируем те качества личности специалиста, сквозь призму которых проявляется компьютерная компетентность:

- интерес к проблемам становления информационного общества, мотивационная направленность на познание себя как его объекта, осознанная установка на использование информационных технологий в своей учебной и будущей профессиональной деятельности;

- умение мыслить свернутыми формами и формализованными структурами, быстро и эффективно переходить от одного языка программирования к другому;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обладание перцептивными способностями в компьютерной графике, развитыми способностями к моделированию объектов с помощью компьютерных средств.

В связи с этим одной из глобальных целей информатизации образования является подготовка специалистов, обладающих высокой компьютерной компетентностью, готовых и умеющих применять новые информационные технологии в процессе своей профессиональной деятельности.

1. Зимняя И.А. Гуманизация образования - императив XXI века // Гуманизация образования -императив XXI века. Набережные Челны. 1996. Вып. 1. С. 35.

2. Словарь иностранных слов. 10-е изд. М.. 1983. С. 241.

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. М., 2002. С. 5.

4. Менеджмент социальной работы / под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. М., 1999.

Поступила в редакцию 7.07.2008 г.

Kurin A.Y., Pozdnyakova N.V. Computer competence of a social worker: preconditions, essence, structure. The authors analyze preconditions of computer technologies use in professional work of a social worker and substantiate necessity to form computer competence of a specialist for the general structure of his professional competence. The definition of computer competence of a social worker is given and analyzed and its structure (cognitive, operational and axiological components) is offered.

Key words: computer competence of a social worker, structure of computer competence, computer technologies of social work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.