Научная статья на тему 'Личностно-профессиональное развитие слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, работающих в системе социальной защиты населения города Москвы'

Личностно-профессиональное развитие слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, работающих в системе социальной защиты населения города Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONALITY-PROFESSIONAL DEVELOPMENT / АКМЕОЛОГИЯ / СЛУШАТЕЛЬ / LISTENER / УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / AKMEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Н. В., Тимофеева О. Н.

В статье рассматриваются вопросы личностно-профессионального развития руководителей и специалистов учреждений социальной защиты населения, профессиональной компетенции и личностной концепции слушателей в учебнообразовательном процессе на курсах переподготовки и повышения квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностно-профессиональное развитие слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, работающих в системе социальной защиты населения города Москвы»

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Н.В. Лебедева, О.Н. Тимофеева

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы личностно-профессионального развития руководителей и специалистов учреждений социальной защиты населения, профессиональной компетенции и личностной концепции слушателей в учебно-образовательном процессе на курсах переподготовки и повышения квалификации.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, акмеология, слушатель, учебно-образовательный процесс.

Summary.. The article deals with the issues of personal and professional development of managers and specialists ofsocial protection institutions, professional competence and personal concept of listeners in the teaching-learning process of the training and refresher courses.

Keywords: personality-professional development, akmeology, listener, educational process.

В современных условиях развития общества вопросы личностно-профессионального развития персонала учреждений социальной защиты населения приобретают особое значение. Модернизация отрасли, «дорожная карта», как документ определяющий концепцию стратегического развития системы социальной защиты населения, предъявляет к сотрудникам требования необходимые для повышения эффективности качества социального обслуживания населения. И прежде всего это наличие у специалистов профессиональной компетентности как совокупности профессиональных и личностных компонентов.

Важную роль в профессиональной компетентности сотрудника социоза-щитного учреждения занимает его личностное и профессиональное саморазвитие, которое способствует становлению человека как профессионала на протяжении его жизненного пути, начиная от профессионального самоопределения и заканчивая уходом из профессиональной жизни.

Становление личности профессионала, в том числе и личности руководителя и специалиста, было предметом изучения в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Е.А. Климова и др. Авторами описана структура личности профессионала, выявлена взаимосвязь эффективности про-

425

ВЕК

426

фессиональной деятельности и зрелости качеств личности.

Рассматривая вопрос личностно-профессионального развития человека, необходимо обратится к акмеоло-гии - науке о закономерностях достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека, которая показывает взаимосвязь профессионального и личностного развития профессионала. В акмеологическом понимании вершина зрелости - акме рассматривается как многомерная характеристика состояния взрослого человека, охватывающая определенный период его прогрессивного развития, связанного с большими профессиональными, личностными и социальными достижениями [1].

В акмеологических исследованиях подчеркивается, что психологические аспекты профессиональной деятельности включают в себя как накопление человеком необходимых знаний, умений и навыков и их практическую реализацию (процессуальный аспект), так и активное смысловое отражение процесса деятельности (личностно-смыс ловой аспект).

Процесс личностно-профессиональ-ного становления является уникальным и неповторимым, в ходе его формируются интегрированные структуры психологических компонентов профессионального самоутверждения личности. В процессе профессиональной подготовки необходимым созданием условий для выявления зоны личной ответственности за развитие своей индивидуальности средствами профессионального самоутверждения. Неудовлетворенность реализованностью своих профессиональных притязаний и ограниченность социального пространства

для самоутверждения влияют на функционирование ценностно-смысловой и мотивационной сферы, определяя тем самым специфическое содержание процесса профессионального самоутверждения и его направленность. Знание психологических особенностей профессионального самоутверждения позволяет прогнозировать этот процесс, моделировать его и управлять им, обеспечивая тем самым более эффективное профессионально-личностное становление человека [2].

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности, под которой понимается процесс формирования личности профессионала. Профессиональное развитие - довольно сложный процесс, имеющий циклический характер. Человек не только совершенствует свои знания, умения и навыки, развивает профессиональные способности, но может испытывать и отрицательное воздействие этого процесса. Данное воздействие приводит к появлению разного рода деформацией и состояний, снижающих не только профессиональные успехи, но и негативно проявляющихся в личной жизни. Поэтому существуют восходящая (прогрессивная) и нисходящая (регрессивная) стадии профессионального развития.

Прогрессивная стадия профессионального развития личности прежде всего связана с формированием мотивов профессиональной деятельности и структуры профессиональных способностей, знаний, умений и навыков.

Рассматривая вопрос профессиональной мотивации, необходимо подчеркнуть, что это система внутренних побуждений, которые вызывают тру-

довую активность человека, направляют ее на достижение профессиональных целей и регулируют структуру и функции деятельности. В качестве примера можно привести известную пятиуровневую классификацию потребностей А. Маслоу: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в социальных связях, потребность в самоуважении, потребность в самоактуализации.

В профессиональной деятельности удовлетворяются все потребности. Но способы их удовлетворения могут быть различными. Потребности более низкого уровня удовлетворяются косвенным путем через получение необходимых материальных средств. Удовлетворение высших потребностей происходит непосредственно в труде.

Формирование познавательных структур в процессе профессионального развития связано не только с содержанием деятельности и информационной основой. Важным моментом данного процесса является формирование представления о личности профессионала, о тех психологических характеристиках, которые способствуют успешному выполнению профессиональных обязанностей. Формирование адекватного представления о личности профессионала способствует учету своих достоинств и недостатков, что в результате ведет к успешному овладению профессией. Результаты исследований показывают, что в процессе профессионализации происходит перестройка представлений о личностных особенностях профессионала в направлении наполнения его личности профессиональным содержанием. Так по мере профессионального становления лич-

ности происходит смещение акцента с общечеловеческих, морально-нравственных качеств в сторону профессиональных и организаторских характеристик. Известно, что важную роль в формировании адекватного представления о профессии играет содержание профессионального обучения, в частности, соотношение между теоретической и практической его частью [3].

В отличие от формирования профессиональных способностей в процессе овладения деятельностью, развитие личностных особенностей под влиянием профессиональной деятельности изучено менее подробно. Известно, что в процессе профессионализации изменяются многие свойства личности, происходит изменение даже наиболее стабильных характеристик, таких как свойства темперамента, эмоциональная реактивность. Например, тревожность повышается на начальных этапах профессионального развития, затем снижается, при стаже от трех до пяти лет она становится неадекватно низкой и затем вновь повышается до оптимального для данной деятельности уровня [4].

Развитие личностных особенностей в процессе профессионализации может идти не только за счет «непосредственного» приспособления личности к профессии, но и за счет «компенсаторного» профессионального приспособления. Это означает, что человек под влиянием профессиональных требований может с помощью волевых усилий преодолеть в себе определенные личностные черты, которые мешают выполнению трудовой деятельности. Например, требования профессии специалиста по социальной работе предполагают

427

428

постоянный контакт с людьми, и личность может преодолеть свою природную застенчивость и постепенно научиться свободно общаться с людьми.

Результаты исследований показывают, что эффективный руководитель учреждения социальной защиты населения отличается от среднеэф-фективного такими личностными и интеллектуальными показателями, какнестандартность, креативность и стратегичность мышления, определение концепций личностного и профессионального развития как собственного, так и своих сотрудников, преобладание вербальных способностей, точность решения задач, высокий уровень эмоциональной лабильности, дипломатичность, коммуникабельность. Для среднеэффективного руководителя характерны: низкая когнитивная сложность, импульсивность, восприимчивость информации, неразвитостость уровня рефлексивного контроля, интуитивное чувство направления и убеждения в его правильности.

Руководители высшего управленческого звена испытывают потребность в отработке психологических умений и навыков в подсистеме «руководитель - индивидуальный потенциал»: развитие нестандартности мышления, самоменеджмента времени, поддержания высокого уровня психического и физического здоровья. Для руководителей среднего звена учреждений социальной защиты населения наиболее важными являются психологические навыки в системе «руководитель-подчиненный»: создание психологического климата необходимого для профессиональной отдачи подчиненных, умение адекватно оценить подчиненных, умение предотвращать

и разрешать конфликтные ситуации и т.д. Психотехнологии саморазвития когнитивных качеств (постановка целей, решение проблем, интеллектуальные навыки, развитие памяти, навыки публичного выступления, ведения переговоров и т.п.) являются востребованными для молодых руководителей и кадрового резерва социоза-щитных учреждений.

Важнейшей составляющей профессионализма являются характеристики профессионального сознания специалиста по социальной работе. А.К. Маркова дает определение профессионального самосознания как «комплекса представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу» [5]. Профессиональное самосознание человека связано с осознанием себя в профессиональной деятельности. В отличие от самосознания в целом, основу которого составляет осознание себя в качестве субъекта собственной деятельности и развития, в профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, связанное с профессиональной деятельностью, то есть это проекция всех компонентов самосознания на профессиональную деятельность.

В Институте переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы (ИПК ДСЗН) при зачислении слушателей для обучения в группе кадрового резерва сформулированы ак-меологические критерии для диагностики соответствия кандидата в слушатели: мотивационно-ценностный критерий (стремление добиться успе-

ха, адекватность ценностных ориен-таций выполняемой деятельности), творческий подход и креативность, адекватная самооценка, коммуникативная компетентность, умение работать в команде. Все кандидаты проходят психодиагностику, где используются электронные варианты тестов: опросник Э. Шейна «Якоря карьеры», опросник Д. Кейрси «Комплектование проектных групп», опросник Т.Ю. Базарова «Модель управленческих ролей», опросник Р. Белбина «Модель командных ролей».

Важной основой профессионального пути любого человека является его представление о своей личности, или так называемая профессиональная «Я-концепция». Профессиональные предпочтения являются попыткой ответа на вопрос: «Кто Я?». При этом часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Укаждого человека есть определенная личностная концепция, таланты, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует определенную систему ценностных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и трудовой деятельности в целом, поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. В американской социальной психологии этому понятию соответствует такое понятие, как «карьерные ориентации», или «якоря карьеры». При прохождении тестирования кандидатами в слушатели кадрового резерва ИПК ДСЗН

опросника Э. Шейна «Якоря карьеры» определяются карьерные ориентации, среди которых: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия (независимость), стабильность места работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Данные результаты способствуют объективному и качественному отбору кандидатов кадрового резерва.

Л.Ж. Караванова в своих диссертационных исследованиях, посвященных изучению профессионально-личностному развитию специалистов по социальной работе в период вузовского обучения, определяет профессиональное развитие специалиста как процесс социализации, направленный на присвоение личностно-про-фессиональной мотивации, знаний и навыков. «Единство теоретической и практической готовности будущего специалиста по социальной работе к осуществлению социальной деятельности, характеризующее его профессионализм, выражается в профессиональной компетентности» [6].

Профессиональный потенциал личности заключается не только в том,что дано человеку от природы, но и постоянно индивидуально-по-пол ня е мая и совершенствуемая система ценностей, знаний, умений, профессионально важных качеств, способностей, отношений личности. Потенциал как запас личностных возможностей, который может быть использован для решения задач преодоления трудностей и достижения цели (Т.И. Артемьева, В.П. Зинченко и др.), обладает активной, продуктивной природой, свойственной только субъекту деятельности.

429

ВЕК

430

Профессиональная компетентность слушателя кадрового резерва, будущего руководителясоциозащитно-го учреждения представляет собой интегративный личностный ресурс профессионализма руководителя в целом, а составляющие компетенции могут быть обнаружены в виде наглядно демонстрируемых и успешно осуществляемых областей профессиональной деятельности, включая трудовую деятельность, обучение, общение, организацию и проведение мероприятий, анализ проблем, предупреждение и разрешение конфликтов, постоянное повышение своего профессионального уровня.

Вопросы акмеологического характера являются актуальными в учебно-образовательном процессе взрослых.

В исследованиях А.Г. Проходы показано, что необходимыми акмеоло-гическими условиями дополнительного профессионального образования является соответствие целей образования личностям слушателей. Автор акцентирует внимание на необходимость определения целей, содержание, форм и методов образования на реальные потребности слушателей. А.Г. Прохода дает описание на примере госслужащих условий оптимизации дополнительного профессионального образования, направленных на формирование необходимых качеств данной категории служащих в современных социально-экономических условиях. Автор показывает, что для осуществления успешной трудовой деятельности госслужащих необходимыми условиями являются предъявление акмеологических требований к личностно-профессиональным качествам госслужащего, учет его профессионального «Я» и мотивации, необ-

ходимой для эффективного решения профессиональных задач, а также актуализация потребности в постоянном самосовершенствовании, саморазвитии и при необходимости самокоррекции [7].

В исследованиях Е.В. Селезневой и С.В. Рудаковой отмечено, что оптимальной средой для саморазвития может стать общение в акмеологической системе «преподаватель-слушатели». Однако активизировать общение в учебно-образовательном процессе для создания среды саморазвития можно только в том случае, если все участники общения овладеют позицией субъектов текстовой деятельности, что непосредственно связано с развитием лингвистических, социально-психологических способностей. В связи с этим возникает потребность в разработке акмеологических технологий развития у слушателей ИПК ДСЗН выше перечисленных способностей.

Наблюдения показывают, что большинство слушателей с трудности в профессиональном деловом общении. Наибольшие трудности вызывает предварительная подготовка к общению всех необходимых конспектов, планов, тезисов, вопросов, умение прогнозировать круг вопросов или возражений от партнеров по общению. Слушателями были выделены вызывающие затруднения коммуникативные, перцептивные и интерактивные умения:в ходе общения находить точки совпадения и точки несовпадения во мнениях и, по необходимости, смена собственной позиции; задавать партнеру по общению вопросы четко и кратко; объективно оценивать реакцию партнера по общению на свое сообщение; формулировать для себя те возражения и вопросы, которые мо-

гут последовать от партнеров по общению и т.п.

В ИПК ДСЗН совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы проводится аттестация руководителей и специалистов отрасли. При собеседовании с членами аттестационной комиссии у аттестуемых часто возникают сложности с построением грамотного ответа на поставленный вопрос. Как правило, отсутствует профессиональная лексика, аттестуемые используют в своей речи бытовые примитивные слова и словосочетания, путают ударения в словах. В связи с этим на курсах переподготовки и повышения квалификации востребованными являются лекции, практические занятия по формированию навыков делового обще-ния.На постоянной основе проводятся тренинги коммуникативной компетентности, публичного выступления, ведения переговоров, подготовки и проведения производственных совещаний.

О.Д. Ковшуро подчеркивает, что проблема самореализации становится центральной, определяющий особенности характера жизни человека, вставшего на путь непрерывного профессионального образования. Человек каждый раз заново оценивает свои способности и возможности в применении собственных сил наилучшим образом, задает себе вопросы, касающиеся реализации своих способностей и жизненных ценностей, вопросы собственного потенциала в обучении и профессиональной деятельности. Частая смена позиций «работаю» («управляю») - «учусь» позволяет определить границы продолжающегося личностного становления, самоопределения не только по факту на-

стоящего, но и мыслимого будущего. Вопрос повышения собственного образовательного ценза становится для некоторых руководителей и специалистов социозащитных учреждений актуальной, переживаемой проблемой и субъективно конфликтной ситуацией, порождающей личностные проблемы в нескольких смыслах [8].

А.А. Деркач отмечает, что продуктивность формирования готовности руководителя зависит не только от определенной последовательности пси холого-педагогических действий, реализуемых в учебно-образовательном процессе, но также и от ряда психолого-педагогических условий. Если обратиться к рассмотрению данного явления с позиции акмеологии, то наиболее продуктивным будет следующее определение: психолого-акме-ологические условия продуктивного формирования готовности руководителей к творческой управленческой деятельности представляет собой совокупность мер в процессе непрерывного образования, способствующих достижению руководителями высшего уровня готовности к творческому решению управленческих задач. Изучая данную проблему, А.А. Деркач выделяет две основные группы условий: в первую группу входят профессионально-творческие мотивы и профессиональный научно-управленческий интерес, а во вторую - система эврис-тико-алгоритмических предписаний решения задач управленческой деятельности [9].

Основной эффект развития взрослых в учебно-образовательном процессе заключается в том, что усваиваемые знания позволяют слушателю как взрослому человеку обогащать свою концепцию жизни, свое видение окру-

431

432

жающего мира. Такое развитие можно назвать развитием концептуальным (в отличие от функционального), поскольку оно находит свое выражение в расширении представлений и понятий об окружающей действительности, в расширении и углублении ценностей и идеалов личности, в совершенствовании профессиональной деятельности. Стремление к данному концептуальному развитию определяет смысл и значимость обучения для взрослого человека [10].

Анализ современных научных тенденций в области непрерывного образования показывает, что учебно-образовательный процесс на курсах переподготовки и повышения квалифи-кациидолжен осуществляться в контексте личностно-профессионального развития слушателей, основываясь на достижениях современной психологии и акмеологии, которые ориентируют образовательный процесс на целостное развитие специалиста, включая его личностную и профессиональную составляющую, на общность духовного и познавательного, самоопределение, самоактуализацию, самоорганизацию и саморегуляцию.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Деркач А.А. Акмеология. Личностное и профессиональное развитие человека: в 5 кн. Книга 2. - М.: РАГС, 2000.

2. Козлова Н.В. Современное профессиональное образование: психолого-акмеоло-гический подход. - Томск: Из-во: ТПУ, 2007.

3. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / под общ. ред. В.Н. Дружинина. -СПб.: Питер, 2001.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - 2-ое изд. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 1996.

6. Караванова Л.Ж. Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в период вузовского обучения: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2012.

7. Прохода А.Г. Оптимизация процесса развития дополнительного профессионального образования государственных служащих: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002.

8. Ковшуро О.Д. Рефлексивные и социально-психологические особенности самореализации госслужащих, дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002.

9. Акмеология: Учебное пособие / А. Дер-кач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003.

10. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение, 1985. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.