КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА COLUMN EDITOR
Деркач А. А.
В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ-АКМЕОЛОГУ: О ЛОГИКЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Уважаемые коллеги, начинающие исследователи-акмеологи, аспиранты и докторанты.
Предлагаемый Вашему вниманию номер журнала «Акмеология» включает в себя научные труды - результаты научных изысканий в сфере акмеологической проблематики, работы начинающих исследователей, аспирантов, а также результаты научных исследований докторантов.
В данной вводной статье, адресованной исследователю-акмеологу, как начинающему, так и состоявшемуся, предлагается стратегия акмеологического исследования. В этой связи, подробно раскрыта система методов и методик, применяемых в акмеологических исследованиях, направленных на развитие современных эффективных подходов к исследованию, формированию и развитию акме человека.
Прежде всего, определим, что представляет собой стратегия акмеологического исследования как таковая.
Стратегия акмеологического исследования выстраивается в зависимости от специальной области, в которой выделяется предмет данного исследования. Область исследования составляют названные отрасли акмеологической науки, ее направления - прежде всего профессионально или кадрово ориентированные.
Выделение предмета исследования отвечает профилю акмеологического исследования прежде всего потому, что:
- имеет целью оптимизацию функционирования - личности, деятельности профессионала, кадров и т.д. или оптимизацию развития и совершенствования личности взрослого;
- гармонизацию, поиск соответствия тех или иных структур (личности, деятельности, профессии и т.д.), нахождение их конгруэнтности;
- выявление закономерностей функционирования, проявления тех или иных качеств, структур, систем, отвечающих оптимальному направлению их развития.
Акмеологические закономерности это не сами по себе закономерности развития ич-ности, профессиональной деятельности, а закономерности таких способов связи личности и деятельности, профессии и кадров, соответствующего профиля, которые содержат ключ к разрешению противоречий между ними, проявляют их конгруэнтное, взаимно-оптимальное соотношение, ведут к минимизации психологических, личностных, профессиональных потерь (К.А.Абульханова-Славская).
Они носят не только комплексный, но интегральный характер: «интеграция естественнонаучного, гуманитарного, технологического в самостоятельное акмеологическое знание подчеркивает его теоретико-прикладное значение - направленность на конкретного человека» [3].
Если в психологии развития закономерности состоят в строгой стадиальности и последовательности стадий развития, то в акмеологии за точки отсчета берутся две основные стадии - стартовая и финишная, а связь между ними - не строго линейно-поступательная, а прогрессивная, развитие в акмеологии носит не линейный, а восходящий прогрессивный
характер и в соответствии с ее целевым назначением прогнозируемый, моделируемый, т.е. опережающий. Обычное развитие имеет движение из прошлого в будущее. В акмео-логии - из настоящего и будущего навстречу друг другу. Развитие в акмеологии отвечает и принципу противоречивости и принципу гармонизации, но и та и другая тенденция имеют место в рамках целого, системы, в акмеологии развитие не носит случайного, стихийного характера, как это сплошь и рядом имеет место в психологии.
Акмеологические закономерности - в отличие от психологических, которые для акмео-логии чаще всего выступают в качестве отправных, уже известных постулатов - каждый раз в каждом исследовании выявляются заново, они носят конкретный характер. Так, например, А.А.Деркач и Н.В.Кузьмина одной из закономерностей нового мышления и более высокого уровня профессионализма и продуктивности производственной деятельности считают необходимость изучения человеком или производственным коллективом результативности собственного труда [5, с. 13]. Данная закономерность, во-первых, открывается в результате конкретного исследования, т.е. является новой; во-вторых, вскрывает конкретную функцию нового мышления в профессиональной деятельности; в-третьих - вскрывает функцию, которая ведет к оптимизации деятельности, т.е. связана с акмеологическими целями исследования.В силу сказанного предмет акмеологического исследования - это не v изолированные самостоятельные системы, объекты, а связи между ними, отвечающие критерию оптимальности.
Стратегия акмеологического исследования обладает большей определенностью, чем психологического. Она предполагает наличие следующих необходимых звеньев. Построение моделей, в которые включаются реальные и идеальные (желательные, оптимальные) связи предметной области. В совместном исследовании мы с А.С.Гусевой определили акмеоло-гическую модель гуманитарно-технологического развития «как вид организации целого, устойчивый инвариантный, связанный с природой, особенностями субстрата (substratum - общая основа многообразных явлений; основа общности или сходства однородных явлений, зависящая как от свойств целого, так и от свойств, составляющих ее элементов» [4, с. 88]. «Обращение к модели позволяет в наглядной форме не только представить акмеоло-гический образ гуманитарных технологий, но и изучить их внутренние отношения, свойства, принципы строения и описать как общий «вид композиции» (В.С.Тюхтин)» [4, с. 89]. Моделирование привязано к конкретной цели данного исследования и в связи с этим имеет различный характер. В некоторых исследованиях речь идет сразу о нескольких моделях. Например, в докторской диссертации В.Г.Михайловского «Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров» (1995) речь идет и о модели как образном представлении изучаемой ситуации деятельности, и о модели, включающей цели (общие и частные, принципиальные и текущие и т.д.), условия, обстоятельства, средства и о воплощении цели в виде задачи, которая предстает в сознании в виде идеальной модели [9]. Р. Ф. Фуре, исследуя имидж политического лидера, выделяет психологическую модель имиджа, включающую личностный, поведенческий, отношенческий и структурный компоненты, причем различный «вес» и значимость каждого компонента влияют на эффективность имиджа в целом [13].
Модели, в свою очередь, включают в себя совокупность сущностных характеристик исследуемого предмета, системы, структуру, механизмы и уровни.
Они позволяют выявить факторы, т.е. более конкретные узловые, сущностные звенья, препятствующие или содействующие оптимальному состоянию, функционированию, деятельности. «Анализ факторов, соответствующих или препятствующих достижению более высоких результатов... обязательны» [5, с. 14].
Л.Б.Забелова при изучении способов саморегуляции психических состояний госслужащих выделяет психолого-акмеологические факторы саморегуляции психических состояний госслужащих, такие как «общение», «пассивный отдых, сон», «размышления, рассуждения», «юмор, шутки», но эти факторы не представляют в ее работе совокупность необходимых и
достаточных для всех и каждой личности способов саморегуляции, а каждый фактор оказывается приоритетным, предпочитаемым тем или иным типом личности. Закономерность, выявленная путем эмпирического исследования в данной работе и состоит в том, что каждому из четырех типов личности, выделенных по основаниям интернальность -экстернальность, интра - экстраверсия соответствует, т.е. оптимален тот или иной фактор.
Если в данной работе перечисленные факторы имеют хотя и психологически различный, но однородный в смысле принадлежности к разряду психологических средств характер, то в других исследованиях, например, Л.Г. Лаптева и некоторых других, задача заключалась в поиске основных для оптимизации, но разноплановых, разнопорядковых факторов, к числу которых относились и объективные, и субъективные, и учебно-образовательные, и профессионально-организационные. Стратегия исследования в таком случае строится путем анализа множества систем, детерминант, которыми определяется и достигается успешность, эффективность, оптимальность [8].
А. А.Бодалев и Л. А.Рудкевич в своей монографии «Как становятся великим или выдающимся» (М., 1997) подразделяют факторы, связанные с достижением человеком «акме» на социальные макро- и микрофакторы (микросреда) и психологические характеристики личности, которые условно могут быть подразделены на объективные (и в известном смысле независящие от человека, такие как его индивидуальность) и субъективные (такие как работа над собой, т.е. активное стремление к самосовершенствованию). К закономерностям же, определяющим творческую продуктивность, авторы относят не столько сами эти факторы, но динамические изменения в жизненном пути, связанные с возрастными изменениями, например, закономерность пропорций в смене доминирующих мотивов с возрастом (на возрастных «пиках»), закономерности возрастной эволюции структуры интересов [1].
Сложное сочетание - неоднопорядковых - и социально-психологических и личностно-психологических факторов и идеальных и реально достигнутых уровней профессионального совершенствования выявилось в исследовании Н.Т.Селезневой. Ее исследование выявило два вида парадоксов: уровни мастерства педагогов и руководителей системы образования, построенные иерархически по теоретически выделенным критериям (полноте желательных, оптимальных критериев профессионального мастерства) не соответствуют реальным уровням, достигнутым профессионалами данной области: большинство педагогов и руководителей системы образования - как показали результаты эмпирического исследования - оказались на самых нижних из пяти теоретически выделенных уровней. Закономерности же, определяющие их принадлежность к данным низким уровням, выражают зависимость регрессивного блокирующего типа - этому препятствуют тревожность как психофизиологическая индивидуальная особенность и некоторые личностные характеристики. Другого рода акмеолого-психологические -прогрессивного типа закономерности оказались трудно выявимыми в силу их парадоксального характера: как известно коммуникативные особенности и способности, считаясь личностными качествами, принадлежат к сфере социально-психологических, т.е. межличностных отношений. Н.Т.Селезнева доказала, что они не могут совершенствоваться в самой межличностной сфере - их совершенствование, оказывается связанным с внутренними качественными превращениями, происходящими в личностном конструкте «Я - профессионал». При этом происходит внутренний синтез необходимых компонентов, привязанный к каждому уровню и характеру социально-психологических отношений.
В коллективном исследовании проблем адаптации персонала к измененной системе труда [2] процесс адаптации к измененной системе труда был представлен как сложный психологический процесс, заключающийся в согласовании взаимных ожиданий человека как субъекта труда и профессиональной среды, когда он без длительных внутренних и внешних конфликтов избирает приемлемую систему труда для удовлетворения своих потребностей и в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к нему трудовой коллектив и новые условия труда, овладевая новыми связями и отношениями, пере-
живая состояние самоутверждения и творческого самовыражения. Предложенное рабочее определение позволяет выделить основные сущностные составляющие АЛ и ИСТ.
В исследовании АЛ и ИСТ был применен системный анализ механизмов психической адаптации индивида. Необходимость применения системного анализа с целью выяснить взаимодействие различных подсистем определялось тем. что подобный анализ мог дать значительно больше, чем только одни аналитические методы при изучении частных процессов. При этом имеется в виду, что принципиальным отличием функциональной системы адаптации человека от всех других самоуправляющихся систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных, социальных и профессиональных воздействий на человека. Благодаря этому осуществляются координирующее, направляющее вмешательство сознательной интеллектуальной активности человека в саморегулирующиеся процессы адаптации.
Системный анализ АИ и ИСТ показывает, что в данном сложном явлении выделяются ряд подсистем: когнитивная; подсистема эмоционального реагирования; мотивационная подсистема; подсистема практической деятельности.
Важность когнитивной подсистемы (подсистемы поиска и переработки информации) состоит в том. что специалист может находиться в адаптированном состоянии лишь тогда, когда его внутренний информационный запас соответствует информационному содержанию ситуации, т.е. когда система работает в условиях, где ситуация не выходит за рамки индивидуального информационного диапазона. Если при этом и вырабатываются новые алгоритмы поведения, то их образование для индивидуума сравнительно просто и не требует перехода на другой режим работы. Индивидуальные беседы с военнослужащими запаса (ВЗ) показали, что при освоении новой профессии они стремятся получить максимум информации о требованиях к их новой работе, о ценностях и нормах трудового коллектива об особенностях производственных (служебных) и личных взаимоотношений, об общественном мнении по коренным вопросам жизни коллектива, его традициях, об авторитетных людях и т.д.
Полученная информация сравнивается и соотносится с имеющимся опытом и системой сложившихся ценностей. На основании этого сравнения принимается решение о стиле поведения в новых условиях.
Проведенное исследование показало, что несоответствие имеющихся у адаптантов социальных и биологических возможностей для переработки информации по скорости ее поступления и количеству является одной из причин адаптационных затруднений, дезадаптации личности, возможной его невротизации. В этом находит отражение общая закономерность всех - стабильно функционирующих информационных систем: чем избыточнее объем информации, возможности контроля ее достоверности и использования, тем больше оснований для нормального, адаптированного осуществления функциональной деятельности системы. Значение подсистемы эмоционального реагирования обусловлено особой значимостью для человека чувств и эмоций. Следует отметить, что его суть заключается в переживаниях ВЗ, общем состоянии удовлетворенности (неудовлетворенности) взаимоотношениями с товарищами по работе, начальниками и подчиненными сотрудниками, своим положением в коллективе.
Проведенные в ходе исследования анализ АП и ИСТ наглядно показали, что переживания оказывают большое влияние на психическое V самочувствие личности, влияют на успешность труда. Вместе с тем, эти эмоции влияют на психическое состояние окружающих. Особенно чутко улавливают колебания в настроениях начальника подчиненные сотрудники. Они выполняют свои обязанности тем успешнее, чем более положительно расположен к ним новый начальник. Эмоциональное состояние нового работника оказывает влияние и на его товарищей по труду, особенно на близких друзей и приятелей, для которых он является «значимым другим» и которые переживают за него. Экспертный опрос, про-
веденный с руководителями адаптантов, вошедших в экспериментальные и контрольные группы при проведении эксперимента, показал, что их эмоциональное воздействие на начальников является своеобразной обратной связью, сигнализирующей об уровне успешности его вхождений в строй. Беседы с женами ВЗ позволяют сделать вывод, что в прямой зависимости от эмоционального состояния адаптирующегося находятся и его внеслужебные, главным образом, семейные взаимоотношения.
Результатом анализа мотивационной подсистемы может быть вывод о том, что она характеризует степень принятия адаптантом целей и ценностей трудового коллектива в качестве личных. Если эта степень большая, то адаптант принимает профессиональные и групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации, то есть практически полной его адаптации к ИСТ. Если данные нормы и требования не принимаются, то адаптация затруднена.
Проведенное в ходе исследования анкетирование показало, что ведущим мотивом в период адаптации является отношение военнослужащих запаса к своей новой профессиональной деятельности, которое может быть активно-положительным, пассивным и активно-отрицательным. В случае активно-положительного отношения к новой системе труда, выявленного у 45,3% респондентов, военнослужащие запаса стремятся быстрее преодолевать трудности вхождения в коллектив и овладения новой специальностью. Они быстро овладевают навыками профессиональной деятельности и становятся компетентными специалистами. При пассивном отношении к новой работе, присущем 39,8% респондентам, большинство из них испытывает значительные трудности в адаптации. Таким специалистам трудно завоевать авторитет в коллективе и занять свое место в измененной системе труда. Если человек активно не приемлет нормы и ценности измененной системы труда или относится отрицательно, а нередко открыто отрицательно к ней (24,9% обследованных офицеров запаса), то его адаптация может затянуться или не состояться.
Исследование показало, что отличительной чертой подсистемы практической деятельности является то, что, получив необходимую для ориентации эмоционально окрашенную информацию и опираясь на конкретный тип мотивации, адаптант принимает решение на действие в адаптационной ситуации. При этом он вырабатывает определенный стиль во взаимоотношениях с окружающими работниками (сотрудниками), который зависит от типа личности, прежнего опыта адаптивного поведения и конкретных условий труда.
Теоретический анализ данного вопроса, проведенная опытно-экспериментальная работа позволяют говорить о следующих функциях Ап и ИСТ:
- адаптация военнослужащих запаса к ИСТ является необходимым условием профессионализации на новом месте работы (функция профессионализации);
- психологическая адаптация выступает одним из важнейших аспектов социализации индивида, предпосылкой интернализации социальных форм, ценностей, установок конкретного коллектива, группы (функция социализации);
- она позволяет интегрироваться военнослужащему запаса в новый коллектив (инте-гративная);
- успешная адаптация является необходимым условием и средством оптимизации взаимодействия специалиста и профессиональной среды (оптимизация взаимодействия);
- она способствует также профессиональному развития адаптанта, ибо как новое профессиональное окружение обогащает человека, так и он привносит в коллектив, группу много ценного и полезного (развивающая);
- адаптация является способом передачи и сохранения социального, профессионального опыта без чего не могут складываться и существовать коллективные традиции, социальные нормы и обычаи (нормативная).
Системно-функциональный анализ АП к ИСТ позволил вычленить ее структуру, основные функции и их взаимосвязи, позволил рассматривать АП к ИСТ как акмеологический процесс.
Таким образом, стратегия каждого теоретико-эмпирического акмеологического исследования, представляя собой конкретную последовательность существенных этапов и способов исследования, привязанных к его предмету, целям и задачам, имеет и другие характеристики, выражающиеся в категориях моделей, факторов, критериев и закономерностей.
Акмеологический, т.е. направленный на оптимизацию, эффективность, характер исследования проявляется в использовании уровневой стратегии, а также стратегии выделения акмеолого-психологических, акмеолого-профессиональных факторов и прослеживании их прямого или многократно опосредованного воздействия. Стратегия моделирования используется и самим исследователем в качестве метода проектирования и интеграции наличных, желательных идеальных состояний, уровней, свойств и средств их достижения и в качестве средства описания акмеологических особенностей самого субъекта деятельности.
Акмеологические стратегии направлены на выявление закономерностей особого рода: закономерности любой области действительности и науки о ней выявляют сущностные, устойчивые объективные связи этой действительности, безотносительные к способу познания и познающему человеку. Предметом акмеологии является человек и его развитие, функционирование в деятельности, общении, социуме. Закономерности, которые исследует акмеология, относятся к субъект-субъектной действительности. Акмеолог-теоретик и раскрывает закономерности, которые содействуют совершенствованию субъекта, достижению им вершин жизни и мастерства в профессии. Поэтому в значительной своей части это закономерности, раскрывающие связи реального и идеального состояний и способы достижения последних.
Из всего сказанного очевидно, что акмеология осуществляет комплексные исследования, а суть стратегии состоит каждый раз в выборе конкретных составляющих, систем, входящих в комплекс и организация связей между ними.
Система методов и методик в акмеологическом исследовании В структуре акмеологиче-ского знания и познания эксперимент играет иную роль, чем в психологии, физиологии и даже таких точных науках как физика, химия и т.д. В последних он служит проверке гипотез, т.е. исходит из теоретического знания или является средством добывания новых знаний в форме фактов. В акмеологии точнее следует говорить не об эксперименте в этих его функциях, а об эмпирическом исследовании и процедурах. Если в принципе познание, преобразуя объект, не изменяет его сущности (К.А.Абульханова-Славская), то эмпирические процедуры акмеоло-гии частично направлены как раз на изменение познаваемого. В этом отношении в какой-то своей части они приближаются к формирующему эксперименту в психологии и педагогике.
Эмпирические исследования в акмеологии отвечают комплексному, интегральному характеру этой науки и потому направлены:
1) на выявление связей и отношений разных систем, качеств;
2) на поиск оптимальных связей систем (конгруэнтности);
3) на поиск возможных, но отсутствующих в настоящем связей, которые могут быть установлены специальными практическими, технологическими средствами;
4) на выявление в данный момент не реализованных, имплицитных свойств (на сферу возможного, но еще не действительного), а также на компенсаторные механизмы;
5) на выявление связей, имеющих ценностный для человека и его деятельности характер, причем не только положительных, но и отрицательных.
Намечая сложившуюся дифференциацию эмпирических методов и процедур в акмео-логии можно предложить такую классификацию первого уровня:
1. Эмпирические процедуры, в свою очередь подразделяющиеся на: а) констатирующие, б) измерительные, в) изменяющие, г) совершенствующие, д) прогнозирующие, проектирующие.
2. Эмпирические схемы исследования, устанавливающие последовательность эмпирических процедур и рассматриваемых систем, между которыми выявляются связи -социально-психологические, личностные, профессиональные и т.д.
3. Лонгитюдиналъные исследования изменений, происходящих в результате тех или иных нацеленных акмеологических или педагогических воздействий.
4. Математические модели и математические методы установления связей, прямых и косвенных зависимостей, иерархий, уровней.
5. Социальные и профессиональные методы (анкетирование, опрос и т.д.), направленные на выявление акмеологически важных параметров и критериев.
6. Метод типологизации и классификаций.
Это первый уровень классификации, поскольку он сводится к перечню разнообразных, не имеющих единого основания методов; данный перечень является неполным, а потому - открытым.
На втором уровне можно выделить методы, адаптированные к акмеологическим задачам, из психологии, социологии, педагогики и других наук, а также методы исследования, разработанные непосредственно в рамках акмеологии:
1) диагностические и коррекционные (тесты личности, интеллекта, специальных способностей, уровня притязаний и достижения); биографические (личностные опросники, анкеты; проективные; рефлексивные; семантические; перцептивные; моторные и др.), которые обеспечивают мониторинг готовности личности, коллективов к профессиональной деятельности и профобучению, программно-целевое моделирование и прогнозирование профессиональной деятельности, определение компетентности кадров; отслеживание процессов профадаптации, профессионального роста, аттестации кадров и создание банка данных их профпригодности;
2) экспертные оценки профессионального продвижения личности и проектирования карьеры, овладение алгоритмами продуктивного решения профессиональных задач и достижения профмастерства;
3) развивающиеся методы стимуляции самопознания, самокоррекции кадров в процессе профессионального самопознания, тенденции рефлексивной саморегуляции и самоорганизации профессионального и творческого «Я» специалиста;
4) психолого-акмеологические технологии профессионального консультирования кадров и подготовки их к профессиональной деятельности на основе выявления системы факторов (психологических, психофизических, медицинских, психогенетических и др.), определяющих эффективность профподготовки; формирование культуры социального и профессионального мышления, развития профессионального творчества, опыта работы, обеспечения психологической поддержки талантливых специалистов; выработка эффективных алгоритмов деловой и личностной коммуникации, самоорганизации, профессиональной и информационно- интеллектуальной деятельности, стилей лидерства, технологии лидерства и формирования управленческих команд, подбора и расстановки кадров: обучение технологиям рекламы, «паблик рилейшнз» и «таймменеджмента», прикладным способам воздействия (социально-психологическим, рефлексивным, когнитивным, организаторским, проектным и др.) на индивидуальное и общественное сознание; выработка новых стратегий смены профессий и непрерывного профессионального образования, обеспечение внедрения научных (в том числе - психолого-акмеологических) знаний в практику;
5) собственные оригинальные методы акмеологии:
- акмеометрии, обеспечивающие компьтеризированную рейтинговую оценку психофизиологических, психических, личностных и профессиональных качеств персонала и кадров управления;
- акмеограммы, анализирующие различные виды профессиональной деятельности, ее цели мотивы, средства, структуру, функции, алгоритмы действий и операций;
- акмеигротехники, обеспечивающие интенсификацию профессионального самостановления и саморазвития в деловых и оргдеятельностных играх;
- акметехнологии активизации резервных возможностей личности в профессиональной деятельности и в системах управления;
- акмеигрорефлексии, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала личности, интенсификацию самосознания, критического и эвристического мышления, самосовершенствования в рефлексивно- инновационном акметренинге; гибкие автоматизированные экспертные и обучающие акмесистемы.
Третий уровень классификации эмпирических методов и процедур является конкретизацией вышеприведенной по функции методов в самой акмеологии.
I. К констатирующим (и иногда проектирующим) методам относятся различные способы диагностики.
1. Диагносцирующее направление эмпирических исследований выявляет спектр психологических позиций:
1.1. личностные особенности;
1.2. психические состояния;
1.3. способности, интеллект;
1.4. психофизиологические состояния;
1.5. жизненный путь, биография.
Эта батарея методов используется, в частности, в массовых процедурах входного контроля абитуриентов, поступающих в РАГС.
2. Диагностика выявляет профессиональные новообразования и степень соответствия профессии, успешность в профессии.
2.1. диагностика ПВК (по В.Д.Шадрикову и др.);
2.2. диагностика для целей отбора - образовательного, обучающего, профессионального, т.е. это профессионально-целевая диагностика (В.А.Пономаренко и др);
2.3. диагностика успешности обучения, тренинга, профессиональных проб;
2.4. диагностика компетентности (Л.А.Петровская) и экспертиза;
2.5. аттестация кадров (А.А.Деркач и др.).
II. Направление развивающих методов и процедур
1. Методы самосовершенствования и саморазвития:
1.1. методы духовного самосовершенствования, работа с ценностями;
1.2. методы личностного и профессионального совершенствования (М.Вудкок, Д.Френсис), личностного роста;
1.3. рефлексивные методы (рефлексия и рефлексика) как методы развития профессионального мышления (И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др.) и личностно-профессионального совершенстования;
1.4 аутотренинги - саморегуляция.
2. Игротехники и различного рода групповые тренинги как акмеолого-психологические технологии и личностного, и психологического, и профессионального совершенствования (О.С.Анисимов, А.П.Ситников и др.).
3. Метод НЛП и метод «расширения сознания».
4. Адаптированная к акмеологическим целям психотерапия (разные виды) и др.
III. Субъектно-деятельностное направление методов и процедур, включающее сбор характеристик и требований профессиональной деятельности, ее средств, объектов, условий, ситуаций, видов, составление профессиограмм и т.д. (В.Г.Зазыкин, А.К.Маркова, Е.А.Климов и др.).
Это направление обеспечивается методами:
1) информационными;
2) моделирующими;
3) контролирующими;
4) аттестационными;
5) обучающими;
6) алгоритмизирующими (А.А.Деркач) и др.
Широко известные методы в акмеологических исследованиях приобретают новое качество в связи со специальной, отвечающей целям исследования стратегией. Так, опираясь на исследования В.Ф.Петренко, направленные на выявление психосемантических пространств (политических партий и т.д.). Н.А.Ерина в своей работе использовала психосемантические методы не только для выявления определенных социальных представлений, но реконструировав профессиональный менталитет госслужащих, выявила влияние его содержания на функциональную модель профессиональной деятельности. Выявилась не только специфическая характеристика сознания, но специфическая связь сознания и деятельности по критерию ее оптимальности [7].
В фундаментальном исследовании В.Г.Михайловского построение модели разноплановых компонентов деятельности с учетом огромного числа необходимых и достаточных критериев оказалось успешным благодаря математической формализации - привлечению принципов работы с теоретико-множественными структурами, использованию операции Декартова произведения, «которой придается смысл любых отношений между элементами и их группами» [9]. Построение целой совокупности моделей на основе такой математической операции, в свою очередь, дает результат, который никогда не мог бы быть получен непосредственным путем - они очерчивают область той информации, которая необходима для определения содержания подготовки кадров, разработки методик обучения и показателей эффективности деятельности.
В проведенном А.С.Емельяновым исследовании характера и влияния рефлексивной культуры на повышение профессионализма госслужащего математические методы использовались не только для проверки и подтверждения достоверности данных, но послужили одним из наиболее доказательных средств этого влияния, а именно: метод наименьших квадратов и регрессивного анализа позволили сделать вывод о нелинейном, а квадратичном характере влияния рефлексивной культуры на профессионализм. Применение метода группировки высказываний относительно уровней профессионализма, позволило обнаружить, что у высшего управленческого уровня преобладает число параметров (высказываний), что, в свою очередь, свидетельствует о значительной расчлененности, дифференцированности их сознания. Получить такую характеристику сознания непосредственными методами, представляется, было бы невозможно, также как дифференцировать задачный и проблемный тип мышления профессионалов (у первого из них нет способности к действию в пространстве с многими требованиями) [6].
Интересные модификации внесены в традиционный метод экспертной оценки [12]. Так, в работе Р.Ф.Фурса ранжирование осуществлено не по 5-балльной, а по 7-балльной шкале, что открыло значительно большее пространство интерпретаций. А в исследовании Е.А.Скриптуновой влияния профессиональных ценностей консультантов организационного развития на эффективность их деятельности оригинально модифицирована классическая методика Люшера и, особенно удачно модифицирована методика попарного сравнения [12]. Причем, для каждого испытуемого порядок предложения пар определялся заранее методом случайного распределения. Методика экспертной оценки, что также нетривиально, базировалась на основании семантического дифференциала. «Лестница» методик была построена таким образом, что после выбора альтернатив консультантами экспертам предлагалось оценивать консультантов по предложенным парным критериям (по тройке консультантов так, чтобы каждый эксперт оценил каждого испытуемого 6-8 раз в различных сочетаниях, а последний попадал в разные тройки и сравнивался с разными консультантами). В результате применений батареи методик выявилось множество оснований и критериев характеристик консультантов и эффективности их деятельности и взаимовлияние эффективности и профессиональных ценностей консультантов. Взаимосвязь сознания и деятельности обнаружилась во всей своей конкретике и с высокой степенью доказательности.
Практическое акмеологическое знание (а значит и эмпирическое исследование) характеризует «отсутствие серийности» (как в научном эксперименте) [4]. Если в психологии
до сих пор чрезвычайную роль играют среднестатистические данные, то в акмеологии «оказываются существенными и случайности, и неожиданности, и неудачные решения» [4, с. 102]. Принцип индивидуализации и типологизации становится характерным для ак-меологических исследований, ориентированных на дифференциацию, а не универсализацию. Даже если тип, относящийся к высшему уровню в исследовании личностей ученых Е.Б.Старовойтенко, оказывается представлен численно небольшой выборкой, характеристики этого типа оказываются существенными не только для него самого, но и для раскрытия механизмов, открывающих принципы достижения этого уровня другими. Акмеология ориентирована и на полярности, и на исключения из правил, и на регрессивные случаи, которые в своей совокупности позволяют выявить реальные механизмы и закономерности развития личности, индивида, субъекта и индивидуальности.
Важной специфической чертой эмпирических методов акмеологии является их компле-ментарностъ (взаимодополнительность): когда метод, применяющийся для диагностики, одновременно служит средством развития мышления, расширения сознания, самооценки и активизации самосознания личности (К.А.Абульханова-Славская, Е.Б.Старовойтенко). Комплементарные методы, задавая смысловое, координатное пространство, в котором должен «разместить» себя субъект, одновременно дают направление и актуализируют его самосознание и сознание в целом, происходит операция «объективации», по Д.Н.Узнадзе, что служит мощным толчком потребности самосовершенствования. Таким образом, акмео-логические методы из тестов превращаются в развивающие методы, открывая «горизонт» развития, выводя сознание из ограниченной зоны (Н.Н.Поддьяков).
Важнейшей, еще не решенной, но уже осмысленной проблемой для стратегии акмеоло-гии является диагностика (в широком смысле слова) противоречий, которые, как известно, могут выступать и в тормозно-блокирующей, и в развивающей форме. Во многих акмеоло-гических исследованиях противоречия выявляются для самой постановки проблемы исследования (Л.Г.Лаптев, В.Г.Михайловский, В.А.Пономаренко, Н.Т.Селезнева, В.Д.Шадриков и др.). Это противоречие системы подготовки кадров, образования и т.д. отвечает современным социальным условиям и задачам. Но еще более важную роль должны сыграть методы, направленные на выявление внутриличностных, профессиональных противоречий и, главное, способность или неспособность личности удерживать противоречие в своем сознании. Так, в работе А.Н.Славской была актуализирована якобы давно устаревшая классификация мышления на-конвергентное и дивергентное, которая будучи рассмотрена в контексте ког -нитивного стиля, связана с типологией времени, оказалась весьма продуктивной для раскрытия способности личности на протяжении времени удерживать в сознании противоречие, не упрощать его, сводя к одной из альтернатив, и тем самым достигать продуктивного решения.
Большую проблему акмеологии представляет собой подбор методов для алгоритмизации деятельности. Здесь существенно напомнить, что понятие алгоритма, разработанное в педагогике (П.Я.Гальперин, С.В.Невзоров, Р.С.Сафин, М.Я.Виленский и др.) было определено скорее как нормативное, необходимое для трансляции другому способа действия. В школе А. А.Деркача понятие алгоритма приобретает не нормативный, а конструктивный характер, критерием нахождения алгоритма является оптимальность способа действия [10].
Именно с этих позиций оказываются существенным подтверждением эмпирические данные, полученные В.А.Пономаренко на исключительных случаях деятельности - «возможной ненадежности действий человека в экстремальной ситуации» [11, с. 232]. Алгоритм деятельности, казалось бы, задан всеми условиями обучения и опытом летчика. Но поиск и достижение алгоритма как оптимального решения в нестандартных ситуациях предполагает вовлечение в него всех психических, физических и собственно личностных ресурсов, их концентрацию.
Так, на примере деятельности, обладающей по определению нормативными характеристиками, можно подойти к проблеме методов и стратегий, связанных уже не с акмеоло-
гическим исследованием или обучением и поддержкой, а методов, вырабатываемых самим субъектом. Эти методы, которые до сих пор изучались лишь в области великих открытий и биографий великих людей (метод открытия Менделеевым своей периодической таблицы элементов), должны выявляться в других видах профессиональной деятельности и творчества. Подобно тому как два крупнейших ученых - философ Б.М.Кедров и психолог С.Л.Рубинштейн -досконально дважды проанализировали всю последовательность логики и психологии научного открытия Менделеева, специалисты в области акмеологии должны осмыслить уникальные методы и стратегии других профессионалов, чтобы раскрыть ак-меологический механизм творческих решений.
Методы развивающего воздействия
Непосредственно сопряжены с акмеологическим исследованием, опираются на него методы развивающего воздействия и собственно акмелогические технологии.
Все применяемые в акмеологии техники и технологии опираются на предварительную диагностику субъектов, на которых оказывается воздействие и предполагают субъективную приемлемость для него этих оперативных средств. Это доказывает решающую роль субъектно-деятельной стратегии в акмеологическом исследовании и практике.
Так, для решения задач развития метатехник профессионального самоутверждения, как показала практика, наиболее подходят тренинг в сочетании со спецкурсами личностно-профессионального роста.
Тренинг и спецкурс личностно-профессионального роста представляют собой комплексный программно-целевой проект, разработанный на основании значимых психологических характеристик и выявленных проблем в профессионально-личностном развитии, обусловленных доминированием определенных стратегий профессионального самоутверждения.
В ходе тренингов и спецкурсов Г.И. Марасанова, Ю.В. Синягина, В.В. Козлова, Е.А. Яблоковой фиксируется наличие «смысловых барьеров» в профессиональной сфере, связанных с недостаточным уровнем зрелости; им предоставляется необходимая психологическая помощь, оказывающая влияние на смысловую сферу.
К. А. Абульханова, О.И. Жданов, В.Г. Зазыкин, А.С. Гусева особое внимание обратили на развитие чувства уверенности в себе, способности к временной структурированности своего жизненного (профессионального) пути. Тренинг осуществлялся на двух уровнях: групповом и индивидуальном. Групповой уровень являлся, по сути, условием реализации индивидуального (основного) уровня. Содержательно задачи тренинга реализуются с помощью двух целевых блоков. Первый определялся как «Психодиагностика уровня развития личности», а второй - как «Психологический анализ профессиональной жизни».
В процессе решения задач первого блока создавалась общая ориентировка испытуемых в конкретной предметной области тренинга. Испытуемые ставились в ситуацию критического переосмысления своей «Я-концепции» (значение смыслов). В ходе решения второго блока в стратегию тренинга входило смещение акцентов на механизм «осмысления значений».
Так как отношение к профессиональной жизни связано прежде всего с уровнем значений, имеющих ярко выраженный социально-атрибутивный характер, личность связывает свои реальные достижения с социальными критериями результативности в профессиональной сфере. Поэтому внесение дополнительных смыслов, их структурирование имели принципиальное значение в проведении тренинга. Заключительный этап тренинга был связан с анализом проделанной работы.
Таким образом, в ходе тренинга личностно-профессионального роста испытуемые получили и закрепили навыки развития ретроспективной, ситуативной и перспективной рефлексии, выработки оптимальных способов коммуникативного воздействия, структу-
рированности временной пролонгированности профессиональной жизни, приобретения чувства уверенности в себе.
Разработка методов развивающего воздействия является, в сущности, непременным этапом любого акмеологического исследования.
В исследованиях Ю.В. Синягина, Л.Э. Орбан выявлено, что если ранее центральной фигурой в исследованиях проблемы повышения эффективности управленческой деятельности традиционного был руководитель, то теперь большее значение приобретает его окружение, которое в значительной мере определяет и специфику управленческих воздействия, и стиль управления, и характер взаимоотношений и в организации, а в конечном счете и стабильность организационной структуры, и. эффективность деятельности организации в целом.
Все это позволяет говорить о том, что при создании эффективно действующей управленческой команды важной составляющей в структуре профессионализма руководителей различного уровня выступает способность оптимально формировать свое ближайшее окружение в организации на основе как реальной оценки личностных качеств работников, их управленческого потенциала, так и рефлексивной оценки собственных индивидуально-психологических и личностных характеристик.
Впервые в отечественной психологии Ю.В. Синягиным построена прогностическая модель поведения руководителя в процессе формирования им реальных управленческих команд в организации, обеспечивающая повышение эффективности использования личностного и управленческого потенциала субъектов управления. В рамках этой модели им разработана типология команд в зависимости от их функциональной роли в организационно-управленческой структуре (команда «под идею», команда «под конкретную управленческую задачу», команда «защиты руководителя») и в зависимости от позиции руководителя («моя команда», «наша команда», «своя команда», «формально-иерархическая команда») Сформулированы теоретические основания типологии руководителей в зависимости от способа формирования ими своего окружения в организации (руководители, ориентированные «на заданную задачу», «на себя», «на свою задачу», на свою идею») и в зависимости от ориентации руководителя в нормативно-ценностном пространстве («функционер», «игрок», «борец», «политик»). Выделены основные факторы формирования руководителем управленческих команд: индивидуальная психологическая дистанция в системе межличностных и внутриорганизационных отношений. Все это позволяет обеспечить дифференцированный анализ организационно-управленческих структур и создает новое широкое поле исследований личности и деятельности руководителя.
О.С. Анисимовым, Ю.В. Синягиным, А.П. Ситниковым и их учениками разработаны конкретные методы работы с реальными и потенциальными руководителями по оптимизации процесса формирования управленческих команд (управленческие тренинги для начинающих и опытных руководителей, организационно-управленческое консультирование и др.), направленные на совершенствование процессуальной составляющей профессионального мастерства управленцев, формирование «Я-концепции» руководителя, что существенно обогащает систему технологий современной управленческой акмеологии.
Особое значение имеет разработанный ими и впервые апробированный на конкретном эмпирическом материале инструментарий для исследования особенностей внутриорганизационных отношений, оценки стратегии формирования руководителем управленческих команд, оценки личностных особенной руководителей. Данный инструментарий позволяет получить объективную картину изучаемого процесса и расширяющий спектр научных и прикладных психолого-акмеологических методик.
Разработанная разновидность психолого-акмеологического организационного консультирования (В.В. Козлов, Г.И. Марасанов, С.И. Съедин) направлена на повышение эффективности использования личностного и управленческого потенциала руководителей, формирование устойчивых управленческих команд. Она может быть использована в ходе
работы по совершенствованию системы внутриорганизационных отношений, оптимизации организационно-управленческих структур, организации системы подготовки и переподготовки управленческих кадров.
Результаты представленных исследований показывают, что динамичное реагирование систем подготовки и совершенствования профессионального мастерства госслужащих на потребности практики может быть обеспечено только созданием комплексной системы, включающей в себя: постоянное исследование профессиональной деятельности, ситуаций, в которых она протекает, возникающих в ней проблем, разработку методов и способов их решения, постоянный поиск и внедрение новых эффективных методов обучения профессионалов.
Совершенствование профессионального мастерства госслужащих, направленное на обеспечение должного уровня развития процессуальной составляющей профессиональной деятельности, предполагает выявление проблем, препятствующих достижению госслужащими более высокого уровня профессионализма. Как можно предположить, такими «узкими местами» являются способности и умения, необходимые для собственно управленческой деятельности.
Выявление и обоснование содержательных связей между комплексами процессуальных умений профессионалов-управленцев, реализуемых в конкретных ситуациях профессиональной деятельности, с одной стороны, и содержательными характеристиками их личностных качеств - с другой, позволяют оптимизировать систему их подготовки и переподготовки средствами акмеологического тренинга программно-целевой направленности.
При этом программно-целевая направленность акмеологического тренинга понимается как ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности (А.П. Ситников).
Теоретические основания программно-целевой направленности акмеологического тренинга, разработанные нами совместно с А.П. Ситниковым, включают в себя сформулированные в рамках теории управления положения о программно-целевом подходе, который модно описать как предполагающий в процессе управления следующие основные моменты: раскрытие управленческой цели через описание искомого состояния объекта управления; построение системной модели объекта управления; конкретизацию управленческой цели в терминах этой системной модели; описание наличного состояния объекта управления в терминах его системной модели; разработку управленческой задачи посредством: соотнесения наличного и искомого состояний объекта управления, описанных в терминах его системной модели конкретизации управленческой цели на уровне отдельных структурных элементов объекта управления, предварительно описанных в его системной модели, в виде искомых состояний таковых элементов и формулирования таким образом множества служебных целей определение приоритетности служебных целей и построения «дерева целей»; разработку программы решения управленческой задачи на основе проведенного системного анализа объекта управления и построенного «дерева целей».
Практическим результатом реализации комплексного проекта является создание комплекса акмеологических процедур, показавших свою эффективность в совершенствовании и коррекции профессионального мастерства в тех областях профессиональной деятельности, которые связаны с интенсивным целеполаганием, отсутствием предопределенности в выборе методов решения профессиональных задач и большим удельным весом познавательных (гностических) и коммуникативных умений в общем арсенале профессиональных способностей, - таковой и является область профессиональной деятельности кадров управления - госслужащих.
Таким образом, разработанная акмеологическая концепция исследования базируется на единстве методологии, теории и праксиологии, использующая философский, психологический, социологический и иные подходы, объединяющая в себе математические и
технологические методы исследования, позволяет преодолеть односторонность отдельных дисциплин и школ, разработать теоретическое основание для развития новых эффективных подходов к исследованию, формированию и развитию акме человека.
Литература
[1] Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? - М, РАГС, 1997.
[2] Буянов В.И., Волковщкий Г.А., Деркач В.И., Замкин В.И., Коломиец О.Г., Лаптев Л.Г., Малова Л.Н., Секач М.Ф. Адаптация персонала к измененной системе труда / Под ред. Л.Г. Лаптева. - М., 1997.
[3] Гусева А.С. Закономерности гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Автореф. дис. ... докт. психол. наук.
[4] Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. - М.: Международный психолого-акмеологический конгресс-центр, 1997.
[5] Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., РАГС, 1993.
[6] Емельянов А.Л. Влияние рефлексивной культуры на повышение профессионализма государственного служащего: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997.
[7] Ерина Н.А. Психологические особенности профессионального менталитета государственных служащих: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997.
[8] Лаптев Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 1995.
[9] Михайловский В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Автореф. дис. ... докт. педагогич. наук. - М., 1995.
[10] Основы общей и прикладной акмеологии. - М.: РАГС, 1995.
[11] Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. - М.: Инст-т авиационной и космической медицины, 1997.
[12] Скриптунова Е.А. Влияние профессиональных ценностей консультантов организаци-оннного развития на эффективность их деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996.
[13] Фуре Р. Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996.