Г.С. Архипова
ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ..
УДК 378.14
ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
© 2015
Г.С. Архипова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков
Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация. Одной из главных задач вуза является подготовка и воспитание настоящего профессионала, способного к саморазвитию и самореализации. В статье рассматриваются качества, которыми должен обладать будущий специалист (гибкость, мобильность, психическая устойчивость, высокая нравственность, общекультурная грамотность, способность к адаптации в любых социальных условиях, стремление к самообразованию, развитие творческого потенциала и т.д.), роль преподавателя в их формировании и педагогические условия самореализации студентов. Современные условия требуют от выпускника не только профессиональных знаний и умений, но и высокий уровень социальной адаптации и общекультурной компетентности. Это означает, что одной из основных задач высшей школы является не просто профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста, но и компетентного в социокультурном смысле человека, способного адаптироваться к постоянной флуктуации условий жизни и работы, способного не просто механически выполнять свою работу, но и качественно общаться с коллегами, быть открытым к инновационным процессам, происходящим в обществе и в профессиональной деятельности. В статье делается акцент на то, что будущего специалиста необходимо воспитывать в социокультурном направлении, чему может способствовать создание в вузе таких социокультурных условий, которые помогут выпускнику без усилий «вписаться» в трудовой коллектив, в профессиональную деятельность и в общественную жизнь. Для самореализации студентов автор рекомендует создание в высшей школы ряда педагогических условий, а, именно, расширение социокультурного аспекта в учебно-воспитательном процессе, внедрение социального проектирования, разработку и апробацию программы совершенствования профессиональных и личностных качеств. Ключевая роль в подготовке и воспитании высококвалифицированного профессионала в высшей школе принадлежит преподавателю, который должен обладать не только глубокими знаниями по преподаваемой дисциплине, но и пользоваться авторитетом как среди студентов, так и среди коллег, поддерживать имидж настоящего педагога и соблюдать педагогический такт и этику.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, самореализация, настоящий профессионал, педагогический такт и этика, программа совершенствования профессиональных и личностных качеств.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях модернизации нашего общества все процессы стали более динамичными и взаимозависимыми. В связи с этим большую ценность для общества представляют инициативно работающие люди, способные наращивать свои трудовые навыки в течение всей трудовой деятельности и умеющие самостоятельно мыслить, анализировать, целенаправленно и оперативно принимать решения. «Человек приобретает значимость и достоинство путем множества ежедневно принимаемых решений» [13]. Специфической характеристикой педагогической деятельности в таких условиях является ее продуктивность, то есть владение педагогом стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии. Вопрос заключается в необходимости развития личностного и профессионального потенциала учащихся. «Никто уже не оспаривает того, что в центре системы вузовской подготовки должны быть человек, его мотивы, интересы и ценностные ориентации. На сегодня студент является не пассивным, а активным участником образовательного процесса» [3, с.166].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. «Практика социализации и самореализации личности в структуре ведущей деятельности и общения - многомерная педагогическая задача, являющаяся попыткой современной педагогики создать оптимальные условия для включения личности в продуцирование благ и ценностей на основе гуманизма и конкурентоспособности, креативности и гибкости, устойчивого интереса и сформированности внутренних мотивов деятельности, здоровьесбережения и акмепроектирования, этичности и культуросообразно-сти, природосообразности и полисистемности личности, включенной в процесс познания и преобразования объективного на основе целостного, научного представления о процессах и явлениях, феноменах и событиях, ... и т.д.» [ 6, с.159].
«Взаимопересечение профессиографического, культурологического, личностно-деятельностного и прогностического подходов позволяет использовать понятие «целостная социально-профессиональная компетентность» для обозначения личностного, интегративного качества будущего специалиста, формируемого посредством профессиональной социализации как совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов интеграции и индивидуализации личности в вузе. Четыре . компонента структуры личности конкретизируют содержание данного понятия: профессиональный, базовый, социальный личностный» [20, с.87].
Формирование целей статьи (постановка задания). В условиях изменений, происходящих в обществе и в системе высшего образования, цели профессиональной подготовки будущих специалистов связаны, с одной стороны, с формированием саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному поиску знаний, позволяющих создавать и активно использовать новые информационные технологии, и грамотно осуществлять профессиональную деятельность; а, с другой, с созданием соответствующих условий для формирования компетентной личности. Одним из таких условий является социальное проектирование, которое «. базируется на формировании таких качеств личности как социальная компетентность: Я - гражданин, будущий работник, друг, семьянин. При сформированности этих составляющих личности человек становится успешным» [9].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. «Стандартами социальной диалектической методологии являются: коллективизм, совершенная личность, совершенство слова, «чистая совесть», соревнование, антиэнтропийный тип прогресса. Данные стандарты направлены на совершенствование человека и общества, гармонизацию и совершенствование человека и общества и общественных отношений; акцентирует внимание на идеях взаимопомощи и уважения» [8, с.1177].
Глобальная компьютеризация и автоматизация, мобильная связь, новые технологии значительно увеличивают скорость поступления информации, формируют потребность в быстром получении и усвоении новых
18
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4(13)
Г.С. Архипова
ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ...
знании и адаптации к возрастающей скорости изменчивости внешней среды. Компьютерная грамотность является основой непрерывного образования и способствует профессиональной мобильности и социальной защищенности индивида. Отметим, что информационная компетентность - это ключевая компетентность, являющаяся основой компетентностей в социальной, личностной, познавательной, предметно-деятельностной и других сферах, которая обеспечивает допрофессиональ-ную и социальную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации. «Под информационной технологией обучения мы понимаем дидактический процесс, включающий комплекс мер по наполнению и модификации содержания образования, а также преобразование педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, направленных на достижение целей образования, соответствующих особенностям будущей деятельности и требованиям к профессионально важным качествам будущего специалиста» [1, с.217]. При этом «под мобильностью понимается способность быстрой личностной переориентации как при сохранении социальной идентичности, так и при ее смене при обязательном соотношении прошлого опыта и новой деятельности» [4].
Необходимо привить студенту стремление к самообразованию. «Самообразование характеризуется: 1) как особая форма самостоятельной познавательной деятельности, 2) как путь самосовершенствования личности, выступающий в форме определенным образом организованного самостоятельного познавательного процесса, 3) как компонент системы непрерывного профессионального образования» [17, с.28].
«Мы рассматриваем самообразование как составную часть самообразования личности. ...В качестве основных характеристик самообразования выделяем его осознанность, целенаправленность и систематичность» [5, с.270].
«Профессиональная компетентность выпускника существенно влияет на его адаптацию в профессиональной сфере: облегчает ее и повышает конкурентоспособность» [7, с. 47]. Чтобы выйти победителем в конкурентной борьбе, необходимо не только компетентность в своей профессии, но и полное овладение ресурсами своего организма и использование всех возможностей собственной психики, устойчивость к стрессам.
«Предполагается, что в результате реализации системного подхода по формированию исследовательской компетенции выпускник будет обладать следующими качествами личности:
- уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
- критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
- грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы. Находить решения;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры» [12].
При внедрении социокультурного компонента в образовательную среду вуза важным являются действия преподавателя, куратора, их профессиональные знания, коммуникативная компетенция, добросовестность, умение эмоционально поддерживать студента, «содействовать развитию нравственных, социально-культурных, профессионально-значимых качеств, поддерживать стремление к научно-исследовательской деятельности, обуславливающее актуализацию и «оживление опыта» [2, с. 1180]._
В.Н.Куницына определяет социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности и о себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и мгновенно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум из сложившихся обстоятельств [11].
В структуру социальной компетентности, по В.Г.Первутинскому, входят: социальный интеллект, духовная зрелость, социально-профессиональная и социально-нравственная зрелость [14].
Мы согласны с мнением А.В.Кирьяковой, что именно социальная компетентность является одним из значительных факторов, способных обеспечить устойчивую жизнедеятельность будущих специалистов во всех сферах деятельности [10]. Социокультурный компонент в процессе воспитания и образования помогает активизировать личностный потенциал, творческое воображение, познавательный интерес, а также поддерживаются социальные связи с сокурсниками, преподавателями (в учебное и внеучебное время) и с трудовым коллективом (во время практики). Нужно отметить, что «развитие творческого потенциала студентов - это непрерывный процесс формирования творческой мотивации, актуализации способностей, механизмов познавательной деятельности, саморазвития» [16].
«Организация целостного социокультурного пространства предполагает определенное проектирование дидактического компонента образовательной среды. Он отражает принципы организации образовательного процесса, способствующего нравственному развитию детей, и включает в себя средства их реализации. . Дидактический компонент образовательной среды формирует фон и влияет на социально-психологический климат образовательного процесса, способствует удовлетворению индивидуальных потребностей и определяет возможности нравственного развития субъектов» [19, с. 64].
«Под организационно-педагогическими условиями развития воспитательного пространства университета мы понимаем совокупность организационных и педагогических мер, направленных на эффективность развития и влияния воспитательного пространства на всех его субъектов, способствующих их личностному разви-тию»[15, с. 93].
Назовем педагогические условия (самореализации студентов), способствующие самоидентификации, самосовершенствованию, самоопределению и самореализации будущих специалистов: формирование и развитие интереса студентов к учебной, профессиональной и общественной деятельности; формирование потребности в победе (в конкурсах, олимпиадах, активности на занятиях), что воспитывает дух конкурентоспособности в будущих специалистах; формирование культуры самостоятельной работы студентов, обеспечивающей поиск и систематизацию информации и включенность личности в условия непрерывного профессионального образования; получение качественного образования за счет создания условий оптимального использования ресурсов науки, искусства, культуры и спорта в постановке и решении возможных проблемных ситуаций; расширение кругозора студентов посредством вовлечения их в активный поиск новых способов и форм решения поставленных задач в структуре реализации идей гуманизма, здоровьесбережения, продуктивности и эффективности.
Названные педагогические условия включают в себя социокультурный компонент, без которого невозможно полноценное воспитание развитой личности будущего специалиста [21-26]. «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные ее жизненным опытом, совокупностью ее переживаний и ограничивающие значимое, существен-
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4(13)
19
Г.С. Архипова педагогические
ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ... науки
ное для данного человека от незначимого, несущественного. .Нравственные ценности - личностно-значимые нравственные категории, выступающие в качестве идеала» [18].
В подготовке и воспитании высококвалифицированного профессионала в высшей школе ключевую роль играет, безусловно, профессорско-преподавательский состав. Педагог должен поддерживать свой имидж, авторитет, соблюдать педагогический такт и этику [27, 27]. «Основные характеристики профессионального имиджа педагога: профессиональная компетентность, педагогические эрудиция, рефлексия, импровизация, общение. .Авторитет связан с ценностной ориентацией и особенностями деятельности группы и определяет степень внушаемого действия данного человека. Авторитет педагога оказывает сильное психолого-педагогическое и эмоциональное воздействие на обучаемых. .Педагогическая этика - это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога. .Основными элементами педагогического такта являются: требовательность и уважительность к воспитаннику, умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему, деловой тон общения, внимательность, чуткость педагога» [29].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Полагаем, что в вузе дополнительно к вышеназванным педагогическим условиям необходимо разработать программу совершенствования профессиональных и личностных качеств, то есть фактически необходимо научить будущего специалиста искусству проектирования и сознательного осуществления преобразований самого себя в своей дальнейшей жизни и в выбранной профессии. Создание такой программы даст возможность целенаправленно, а не хаотично, формировать и развивать профессиональные, социокультурные и психические качества личности самым оптимальным образом с целью воспитания настоящего профессионала, конкурентоспособного на современном рынке труда при постоянной флуктуации условий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акешова М.М., Абдуллаева Р.А. К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов в условиях информатизации образования в Казахстане // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г.Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С.217-218.
2. Бабина А.А. Психологические особенности профессиональной деятельности педагога в контексте федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) // Фундаментальные исследования, 2014. № 8. С.1178-1181.
3. Бондаренко Е.Н. Профессиональное педагогическое образование в зарубежных странах на современном этапе: монография / Е.Н.Бондаренко. Минск: Тесей, 2008. 224 с.
4. Вакулова О.В. Цель преобразований процесса обучения в информационном обществе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 1. С.76-80.
5. Внукова О.Н. Самообразование как составляющая профессионального саморазвития педагога высшей школы // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г.Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С.269-271.
6. Гвоздев Л.И., Романов Ю.А., Козырева О.А. Возможности социализации и самореализации обучающихся спортшколы как социально-педагогическая проблема // Педагогическое мастерство: материалы IV 20
Междунар. науч. конф. (г.Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С.157-159.
7. Григораш О.В. Система подготовки высококвалифицированных специалистов технических направлений // Высшее образование сегодня. 2014. № 7. С.41-49.
8. Григоренко Е.В. Философские методологии и научное познание // В мире научных открытий. - №1.2(49). Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. С. 1171-1183.
9. Калугина М.А. Инновационные технологии в управлении развитием социальной сферы // В мире научных открытий. Красноярск: научно-инновационный центр, 2013. №3.1(39) (Проблемы науки и образования). С.112- 127.
10. Кирьякова А.В. Ориентационно-ценностные основания компетентностных технологий / Компетентность и технологии образования: Материалы науч. практ. конф. Хорсенс: Универ. Колледж Витуса Беринга, Дания, 2008. 297 с.
11. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
12. Маланов И.А., Голавская Н.И. Проблемы содержания и организации учебно-исследовательской деятельности школьников // Вестник БГУ. Сер. Педагогика. Выпуск 1. 2002. С. 179-182.
13. Мэй Р. Мужество творить / пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. 160 с.
14. Первутинский В.Г. Развитие социальной компетентности студента в условиях профессиональной подготовки студентов [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://akmeo.rus.net/index.php?id=l20, свободный.
15. Рогалева Г.И. Организационно-педагогические условия развития воспитательного пространства университета // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Педагогика. №1. 2014. С.92-98.
16. Семина И.С. К проблеме развития творческого потенциала студентов вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-2. С.216-219.
17. Тарасенко Е.В., Осипова О.П. Понятие самообразования учителя как объекта внешнего управления // Вестник ЮУргУ. 2010. №23. С.28-31.
18. Шадрина И.Н. Формирование ценностных ори-ентаций студентов учреждений среднего профессионального образования: автореф.дис. ...канд.пед.наук. Кемерово, 2005.
19. Шафикова Р.Г. Моделирование образовательной среды нравственного развития детей // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Педагогика. №1. 2014. С.62-67.
20. Шмакова О.В. Особенности проектирования модели личности специалиста в иноязычной образовательной среде вуза // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты: сб.науч.трудов. Вып.19. Тверь: Твер.гос.ун-т, 2013. С.84-90.
21. Аниськин В.Н., Жукова Т.А. Теоретические основы разработки модели формирования социокультурной идентификации // Самарский научный вестник.
2013. № 4. С. 66-67.
22. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.
23. Назмиева Э.И. Развитие социокультурной компетенции будущих специалистов с использованием информационных технологий (на примере иноязычной подготовки в вузе) // Балтийский гуманитарный журнал.
2014. № 4. С. 99-102.
24. Синёва Н.Ю. Этикет как социокультурная универсалия: закономерность движения к выработке правил глобальных коммуникаций // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 272-284.
25. Манова М.В. Социокультурные аспекты ценностей предпринимательства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 54-56.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4(13)
Г.С. Архипова
ПОДГОТОВКА И ВОСПИТАНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ...
26. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.
27. Бусыгина Т.А., Бусыгина А.Л. Влияние эмоциональности педагога на оценку студентами его педагогического имиджа // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 44-45.
28. Ордабаева Ж.Ж. Имидж современного педагога: от теории к практике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1 (16). С. 160-162.
29. Щербакова Е.В. Формирование имиджа и авторитета в системе профессионального самообразования и саморазвития педагога // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г.Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. с.276-279.
TRAINING AND EDUCATION OF A HIGHLY QUALIFIED PROFESSIONAL
AT HIGHER SCHOOL
© 2015
G.S. Arkhipova, candidate of pedagogical science, associate professor the Foreign Language Department
Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. One of the important tasks of higher school is training and education of a true professional. The article concerns the qualities which a future specialist must possess (flexibility, mobility, high morality, general cultural competence, adaptation ability in different social conditions, aspiration for self-education, development of creative potential, etc.), teacher's role in their formation, and pedagogical conditions of students' self-realization. Contemporary circumstances require not only professional knowledge and skills from a graduate, but also high level of social adaptation and general cultural competence. It means that one of the main tasks of higher school is not just training of a highly qualified specialist but his competence education in social sense, so that a young specialist will be adaptable to constant fluctuation of life and working conditions. He mustn't do his job mechanically, but communicate qualitatively with his colleagues, be open to innovative processes occurring both in the society and in professional activity. The article emphasizes the necessity of a future specialist's upbringing in sociocultural direction. Creation of sociocultural conditions at higher school may contribute to this process and may help a graduate 'to join' labour collective, professional activity, social life without any efforts. The author recommends creation of some pedagogical conditions at higher school for students' self-realization, namely, enlargement of sociocultural aspect in the educational process, introduction of social designing, development and approbation of professional and personal qualities perfection programme. The key role in highly qualified professional training and upbringing at higher school belongs to a teacher who must possess not only deep knowledge in his taught subject, but must enjoy authority over students and colleagues, must keep up image of a true educational specialist and follow pedagogical tact and ethics.
Keywords: professional competence, self-realization, a true professional, pedagogical tact and ethics, professional and personal qualities perfection programme.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4(13)
21