Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность и профессиональные представления студентов-экономистов'

Профессиональная компетентность и профессиональные представления студентов-экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL IMAGES / TRENDS IN ECONOMY / PROFESSIONAL KNOWLEDGE AND SKILLS / CARRIER PROMOTION / PERSONAL QUALITIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васичкина Ольга Николаевна, Родченкова Ольга Николаевна

В статье рассматривается необходимость повышения профессиональной компетентности специалистов в области экономики; указываются компетенции, необходимые для повышения профессионального уровня специалиста. Статья демонстрирует связь между профессиональными представлениями студентов и качествами, способствующими формированию профессионально-компетентного специалиста. Авторы анализируют профессиональные представления студентов об их будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васичкина Ольга Николаевна, Родченкова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE AND PROFESSIONAL IMAGES OF STUDENTS IN ECONOMICS

The article shows the necessity of professional competence growth for the specialists in the field of national economy, it emphasizes some competences important for the higher professional level of the specialist. The article demonstrates the connection between professional images of students and qualities assisting to form professionally competent specialist. The authors analyze professional images of students' future professional activities.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность и профессиональные представления студентов-экономистов»

УДК 316

DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-154-158

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

Родченкова Ольга

Николаевна

Васичкина Ольга

Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков для экономических специальностей, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ] (344007, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69]. E-mail: [email protected] старший преподаватель кафедры иностранных языков и речевых коммуникаций, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматривается необходимость повышения профессиональной компетентности специалистов в области экономики; указываются компетенции, необходимые для повышения профессионального уровня специалиста. Статья демонстрирует связь между профессиональными представлениями студентов и качествами, способствующими формированию профессионально-компетентного специалиста. Авторы анализируют профессиональные представления студентов об их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональные представления, тенденции в экономике, профессиональные знания, умения и навыки, карьерный рост, личностные качества, профессиональная деятельность.

В наше динамичное время рынок труда, который характеризуется такими качествами как гибкость, изменчивость и высокая инновационная динамика, ставит новые задачи перед соискателями рабочих мест. Среди этих задач можно выделить следующие: необходимость быть готовым к непрерывному самообразованию и повышению профессиональной квалификации; обладание грамотной деловой коммуникацией; способность к работе в команде, принимать решительные действия в нестандартных и неожиданных ситуациях; способность принимать самостоятельные решения, брать ответственность на себя, перехватывать инициативу; способность к критическому мышлению, управлению своим поведением и деятельностью; владение навыками работы с разнообразными ресурсами информации и результативного действия в конкурентной среде, в стрессовой ситуации и т.д. Как видно из вышеперечисленного, требования, предъявляемые работодателями к молодым специалистам, закончившим высшие учебные заведения, определяются не столько академическими знаниями студентов, сколько способами деятельности («умение», «способность», «готовность»]. Следовательно, стоит выявить те особые новые образовательные цели и задачи системы профессионального образования, при достижении которых знания являются необходимым, но не достаточным условием достижения нужного качества.

Современное профессиональное образование в области экономики ставит целью подготовку разносторонне развитого, профессионально подготовленного, мотивированного специалиста, стремящегося на практике применить знания, умения и навыки, полученные в вузе. В данной работе показывается необходимость ориентации высшего профессионального образования на формирование тех компетенций, которые будут способствовать получению профессионально-компетентного специалиста в области экономики.

Современный специалист, работающий в сфере экономики, должен обладать определёнными профессиональными компетенциями, которые в совокупности характеризуют специалиста как компетентного, то есть обладающего профессиональной компетентностью [1]. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение слову «компетентный»: «1. Знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области. Компетентный специалист. Компетентное суждение. 2. Обладающий компетенцией (2 значение] (спец.]».

К понятию «профессиональная компетентность» обращаются многие учёные - педагоги, психологи, методисты. Профессиональная компетентность является одной из составляющих профессионализма, в структуре которого можно выделить следующие основные компоненты: профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворённость, профессиональный успех.

Профессиональную компетентность можно рассматривать как систему, структурными компонентами которой являются: профессиональные знания, умения; профессиональные психологические позиции, установки, требуемые профессией; личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями. А.В. Хуторской рассматривает компетентность как ситуативно-деятельностную категорию. По его мнению, «компетентность -владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности], задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [10].

Чтобы соответствовать определению «профессионально- компетентный», специалист должен уметь реализовывать на практике знания, умения и навыки, полученные за годы учёбы в вузе. Для специалистов в области экономической деятельности можно с определенной долей уверенности выделить несколько профессиональных компетенций, которыми в полной мере должны обладать выпускники экономических факультетов, учитывая направления и профили их учебной деятельности.

Вне зависимости от специализации специалист в области экономики должен уметь вести расчетно-экономическую деятельность, в которую входят сбор и анализ исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; расчёты экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы.

В профессиональную компетентность экономиста необходимо включить компетенцию по выполнению расчётов, необходимых для составления экономических планов, умение их обосновывать и представлять результаты работы в соответствии со стандартами, которые приняты в организации или на предприятии.

Экономист, умеющий грамотно оценивать ситуацию и принимать решения, соответствующие создавшейся ситуации, должен обладать способностью к аналитической, научно-исследовательской деятельности, что характеризует его как компетентного сотрудника. Такой работник способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач, выбрав инструментальные средства, необходимые для обработки данных, и, получив результаты, проанализировать их и прийти к выводам, которые далее используются им при построении экономических моделей.

Современная экономика страны неразрывно связана с развитием мирового экономического сообщества, откуда вытекает необходимость быть компетентным в области анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной литературы о социально-экономических процессах и явлениях. Умение выявить современные тенденции изменения социально-экономических показателей, проанализировать их и составить отчёт о возможных изменениях в деятельности предприятия или организации на основании полученных данных входит в профессиональную компетенцию экономиста.

В компетенцию профессионала в области экономики входит и его способность к организационно-управленческой деятельности, которая включает в себя навыки организации деятельности малой группы, созданной для осуществления конкретного экономического проекта, а также критическая оценка предлагаемых вариантов управленческих решений и разработка и обоснование предложения по их совершенствованию, учитывая социально-экономическую эффективность, риски и возможные социально-экономические последствия.

В современном мире ни одно из вышеперечисленных действий невозможно без применения современных информационных технологий, что приводит к необходимости обладания компетентностью в области ИКТ. Следует отметить, что роль и значение каждой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями.

Уровень развития наукоемких технологий в настоящее время является характеристикой экономического состояния и научно-производственного потенциала страны и обеспечивает ее конкурентоспособность, а мастерское владение этими технологиями показывает высокий уровень профессиональной компетентности специалиста [6].

Профессионально-компетентный специалист представляет собой человека, в котором объединение всех структурных компонентов - знаний, умений, навыков, личностных качеств, его способность к социальной адаптации и профессиональный опыт в сфере экономики, способствуют решению задач, поставленных перед ним. Современное высшее профессиональное обра-

зование направлено на то, чтобы будущие специалисты овладевали всеми выше перечисленными компетенциями, развивая их в процессе учёбы в вузе, с тем, чтобы соответствовать конкуренции, существующей на рынке труда. Чтобы стать таким конкурентоспособным специалистом, студентам необходимо настойчиво овладевать знаниями, входящими в курс обучения, вырабатывать умения и навыки, личностные качества, необходимые для работы в различных сферах экономики.

Учитывая современные тенденции, показывающие необходимость подготовки профессионально-ориентированного компетентного специалиста, заслуживает внимания процесс формирования профессиональных, личностных качеств и свойств путем создания образа профессии у студентов.

У студентов должно сформироваться профессиональное самоопределение, то есть у личности формируется отношение к себе как субъекту определённого вида деятельности, появляются свои собственные профессиональные представления, развиваются профессионально значимые качества, умения и навыки [2]. Представления о профессиональной деятельности, об объекте профессиональной деятельности, представления о содержании выполняемой профессиональной работы- все это включено в понятие профессиональные представления [8]. Профессиональные представления выступают регулирующими механизмами формирования поведения, управления целенаправленной деятельностью человека, участвуют в созидании оптимальных условий для становления личности профессионала. Каждый человек создает свой определенный образ окружающего мира, профессии в этом мире, и действует и чувствует себя в соответствии со своими представлениями об этих фактах. Профессиональные представления студентов об их будущей деятельности проявляются в формировании образа профессионального идеала будущего специалиста. В результате формируются представления о ценностной иерархии жизненных целей - дальних, средних, ближних, а также представления о нормах поведения, выступающих в качестве эталона.

В состав профессиональных представлений принято включать две основные взаимосвязанные части: субъектную и предметную. Субъектная составная часть состоит из совокупности представлений будущего специалиста о себе, как субъекте профессиональной деятельности. Предметная область профессиональных представлений — это представления о содержании профессиональной деятельности [5, с. 121-128]. Профессиональные представления рассматриваются как регуляторы профессионального самоопределения и оказывают существенное влияние на профессиональное развитие субъекта.

Профессиональное самоопределение является сложным процессом. В процессе самоопределения в профессии перед будущим специалистом встаёт проблема, связанная с отсутствием знаний о сфере профессиональной деятельности и себе, как субъекте труда. В процессе обучения в вузе появляются более чёткие ориентиры, которые помогают детально представить сферу экономической деятельности, которой будет в дальнейшем заниматься тот или иной специалист [9].

Период обучения в вузе для студента характеризуется освоением системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность, овладением знаниями, умениями, навыками, важными для будущей профессиональной деятельности, "для жизни", для успешного профессионального старта. Развиваются профессионально важные личные качества. Начинает формироваться профессиональное самосознание, профессиональная пригодность. Происходит овладение и принятие норм профессиональной деятельности и профессионального общения, понимания смысла профессии и своей причастности к ней. В процессе овладения профессией студент усваивает определенные знания (теоретические и практические], на основе которых формируются важные профессиональные компетенции, необходимые ему как специалисту, принимает блок норм и ценностей данной профессиональной среды. По мере развития личности происходят изменения в сознании студента, появляются мотивация и ценностные ориентации, которые способствуют прогрессивному развитию личности. В работах Рогова Е.И., Желдо-ченко Л.Д., Жолудевой С.В., Антоновой А.О. подчеркивается роль профессиональных представлений в становлении специалиста в условиях профессионального обучения. Степень сформирован-ности профессиональных представлений выступает предпосылкой становления активной жизненной позиции личности, ее успешности в профессиональной деятельности [3; 4, с. 91-102; 7].

Для выяснения отношения студентов к учёбе, мотивации их обучения будущей профессии, их представлений о дальнейшей профессиональной деятельности и будущем карьерном росте, их мнения о «нужных» и «ненужных» предметах, изучаемых в университете, студентам был роздан опросный лист, в котором было необходимо закончить фразу, выбрав один из данных вариантов ответа. Предметы, которые, как считали студенты, могут оказаться полезными

в их профессиональной деятельности, студенты вписывали сами. Студенты второго курса, среди которых проводился опрос, обучающиеся по специальности «Экономика» в ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ]» и ФГБОУ ВО ЮРИУ РАНХиГС считают, что мотивацией их обучения являются: получение знаний по специальности (49%), получение диплома о высшем образовании (49%), и овладение профессией рассматривают как мотив обучения только 2% опрошенных. На вопрос «Что приносит учёба в вузе?» ответы распределились приблизительно поровну между ответом «необходима для дальнейшей жизни» (35%) и «является ступенью в социальном и материальном продвижении» (35%), при этом 28% выбрали ответ «приносит удовольствие». 2% опрошенных считают, что учёба в вузе «повышает социальный статус».

Анализируя мотивирующие факторы в обучении в университете, можно отметить, что будущие специалисты в области экономики имеют высокую потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности, понимают, что учёба является основой их дальнейшего профессионального и социального продвижения и оценивают свою работу именно с таких позиций. Персональный профессиональный рост подталкивает их к самостоятельности и самосовершенствованию. На вопрос «С чем будет связана будущая профессиональная деятельность?» основная масса опрошенных выбрала ответ «работа с людьми» (80%). Ещё некоторое количество (20%) выбрали работу, связанную с поездками. Таким образом, в профессиональные представления опрошенных об их будущей профессиональной деятельности входят контакты, живое общение с людьми, а не работа с документацией. Изучение особенности представлений о профессиональной деятельности у студентов экономических специальностей позволяет понять установки будущих специалистов в области экономики, приоритеты, расставляемые ими в процессе обучения будущей профессии.

Практически единодушно на вопрос о карьерном росте студенты ответили, что их будущий карьерный рост зависит исключительно от таких личностных качеств как настойчивость, целеустремленность и работоспособность.

Такие ответы говорят об уверенности, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Только 2% из опрошенных указали зависимость карьерного роста от знаний, полученных в университете. К числу предметов, изучаемых в университете, полезных в их будущей профессиональной деятельности, были отнесены «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Мировая экономика», «Иностранный язык», «Право», «Бухгалтерский учёт», «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Методы применения управленческих решений», «Финансовый мониторинг» и «Экономика предприятий». Больше половины студентов упомянули первые 7 предметов как наиболее важные для их профессионального роста.

Студенты экономических специальностей ориентированы в своих представлениях больше на работу, отчетливо представляют свою будущую профессию, понимая всю ее сложность и принимая ее. Выбранные дисциплины демонстрируют практичный подход, осознание необходимости экономики и её роли в развитии страны. Из названий дисциплин, которые были отмечены студентами как наиболее значимые, можно сделать вывод, что в процессе овладения теоретическими и практическим знаниями формируются профессионально важные качества, необходимые им как специалистам, принимается система норм и ценностей данной профессиональной среды.

Последний вопрос касался будущего трудоустройства. Здесь ответы варьировались: 40% опрошенных заявили о своём желании стать индивидуальными предпринимателями; 20% выбрали сферу финансов и банковского дела, 10% заинтересованы в работе в государственных структурах. Оставшиеся 30 % не дали никакого определённого ответа. Такой разброс сфер деятельности и отсутствие планов у трети опрошенных можно объяснить тем, что профессиональные представления о конкретных видах деятельности в сфере экономики сформированы не окончательно.

Таким образом, из проведённого опроса можно сделать вывод, что необходимой составляющей профессиональной компетентности будущих экономистов является мотивированное стремление получить твёрдые знания по выбранной специальности, успешно завершить учёбу (получить диплом), и, используя профессиональные навыки и умения, настойчиво и целеустремлённо заниматься своей профессиональной деятельностью. Профессиональные представления студентов приобретают более объективную форму, приближаясь к реальным запросам окружающей экономической среды. Личностные качества соединяются с профессиональными - компетентность, профессионализм, работоспособность, целеустремлённость, нацеленность на результат приобретают важность в глазах будущего специалиста в экономике. В результате личностно-профессионального развития происходят прогрессивные структурные

изменения личности. Развитие личности и развитие профессионализма становится взаимосвязанным и неразрывным процессом [10].

Современное профессиональное образование, объединяя как преподавание академических наук, так и развитие навыков и умений для достижения профессионализма высокого уровня, стремится к формированию высокой профессиональной компетентности специалистов в области экономики. Реализация данной задачи приведёт в результате к появлению мотивированных, целеустремлённых, работоспособных, высоко образованных, компетентных специалистов на рынке труда.

Литература

1. Васичкина О.Н. Уровни сформированности профессиональной коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей. // Материалы III Международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях кредитной технологии обучения: опыт, проблемы и перспективы». Казахстан. - Кокшетау: КГУ им. Ш. Алиханова. 2011.

2. Гопкало А.А., Гопкало Е.А. Психологические аспекты профессиональной подготовки специалистов в области маркетинга и рекламы. // Современная психология и педагогика: исследования и разработки. Сборник докладов Международной научной заочной конференции. - Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. С. 241-243.

3. Желдоченко Л.Д., Рогов Е.И. Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития // Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки. 2015. №12. С. 107-113.

4. Жолудева С.В., Торосян Р. Особенности профессиональных представлений у студентов с разной мотивацией обучения в вузе // Динамика профессиональных представлений в онтогенезе: сборник научных статей Международной инернет-конференции / Под ред. Е.И.Рогова. -Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. 246 с.

5. Жолудева С.В., Антонова А.О. Профессиональные представления студентов технических и гуманитарных вузов // Профессиональные представления: сборник научных трудов Интернет-конференции "Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности" / Под ред. Е.И. Рогова. - Ростов н/Д: Изд-во МАРТ, 2014. 242 с.

6. Пугачёва Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. 2011. № 1. С. 42-46.

7. Рогов Е.И. Особенности представления о деятельности в сознании субъекта // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 10 (94]. С. 39-52.

8. Рогов Е.И., Антипова И.Г., Жолудева С.В. и др. Современная парадигма исследования профессиональных представлений. - Ростов н/Д: Изд-во Фонд науки и образования, 2014. 252 с.

9. Рогов Е.И., Желдоченко Л.Д. Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития // Известия Южного федерального университета. 2015. № 12.

10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. Дата обращения 24.04.2017.

Vasichkina Olga Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair of foreign languages for the specialists in Economics; Rostov state economic university (69, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344007, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Rodchenkova Olga Nikolaevna, Senior lecturer, Chair of foreign languages and speech communication; South-Russia Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL COMPETENCE AND PROFESSIONAL IMAGES OF STUDENTS IN ECONOMICS

Abstract

The article shows the necessity of professional competence growth for the specialists in the field of national economy, it emphasizes some competences important for the higher professional level of the specialist. The article demonstrates the connection between professional images of students and qualities assisting to form professionally competent specialist. The authors analyze professional images of students' future professional activities.

Keywords: professional competence, professional images, trends in economy, professional knowledge and skills, carrier promotion, personal qualities, professional activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.