Научная статья на тему 'Социокультурная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления специалиста'

Социокультурная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
792
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ РЕФЕРЕНТЫ / КУЛЬТУРОЦЕНТРИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / SPIRITUAL AND MORAL REFERENTS / CULTURAL-CENTRIST CONCEPTION OF EDUCATION / PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF HEI

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пешкова Валентина Павловна

В статье обосновывается актуальность исследования социокультурной среды вуза как значимого фактора профессионального становления и личностного развития будущего специалиста. Показана особая роль духовно-нравственных референтов, расширяющих сферу реального общения, создающих поле «культурного напряжения» и способствующих познанию себя через образ другого человека. Статья предназначена педагогам, психологам исследователям, занимающихся вопросами профессионального развития специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF HEI (HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS) AS A FACTOR OF PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION OF A SPECIALIST

Urgency of the research of socio-cultural environment of HEI as an important factor of personal and professional formation of a future specialist is proved in the article. As well there is shown special role of spiritual and moral referents that extend sphere of real communication, create a field of “cultural tension” and help to know yourself through the image of another person.

Текст научной работы на тему «Социокультурная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления специалиста»

УДК 378

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА

В.П. Пешкова

Аннотация. В статье обосновывается актуальность исследования социокультурной среды вуза как значимого фактора профессионального становления и личностного развития будущего специалиста. Показана особая роль духовно-нравственных референтов, расширяющих сферу реального общения, создающих поле «культурного напряжения» и способствующих познанию себя через образ другого человека. Статья предназначена педагогам, психологам исследователям, занимающихся вопросами профессионального развития специалистов.

Ключевые слова: духовно-нравственные референты, культуроцентристская концепция образования, личностно-профессиональное становление, социокультурная среда вуза.

SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF HEI

(HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS) AS A FACTOR

OF PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION OF A SPECIALIST

V. Peshkova

Annotation. Urgency of the research of socio-cultural environment of HEI as an important factor of personal and professional formation of a future specialist is proved in the article. As well there is shown special role of spiritual and moral referents that extend sphere of real communication, create a field of "cultural tension" and help to know yourself through the image of another person.

Keywords: spiritual and moral referents, cultural-centrist conception of education, personal and professional formation, socio-cultural environment of HEI.

В условиях развития информационного общества, свободного рынка труда, академической мобильности и открытости образовательного пространства особый смысл приобретает проблема обеспечения

конструктивного влияния социокультурной среды на личностное и профессиональное становление студенческой молодежи. Это обусловлено, во-первых, реальным вкладом «зоны ближайшего развития» в формирование готовности к будущей профессиональной деятельности и стимулирование процесса саморазвития студентов. Именно в период обучения формируется мировоззренческая позиция молодого человека, осваиваются нормы поведения и общения, способы индивидуальной деятельности, обеспечивающие его

конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, в результате воздействия социокультурной среды вуза происходит не только общее развитие личности, но и формирование профессионально-значимых

компетенций - способности самостоятельно принимать решения, творчески развиваться и самосовершенствоваться, результативно

действовать в сложных и нестандартных ситуациях. В-третьих, социокультурная среда в условиях информационного общества становится зоной генерирования инновационных технологий

и практик. Новые экономические условия приводят к тому, что качества, которые десятилетиями ценились в сотрудниках, сегодня становятся тормозом развития производства. Современной экономике нужны специалисты, которые могут работать в условиях неопределенности и риска, готовые к постоянному взаимодействию в команде и ориентированные на инновации и постоянное самосовершенствование.

Однако социокультурная среда вуза свою педагогически-созидательную задачу выполнит в том случае, если ее ключевые характеристики станут предметом целенаправленного регулирования. Критерием оптимизации основных составляющих образовательного пространства является образ выпускника, представленный в компетентностных

координатах. Этот образ будет играть роль нормативов, в сравнении с которыми можно, с одной стороны, оценивать результативность и эффективность образовательного процесса, с другой - регулировать содержательное и образно-символическое наполнение образовательного пространства.

У выпускника в результате взаимодействия с социокультурной средой вуза формируются следующие комплексные компетенции: способность адаптации к данной среде;

способность изменять эту вузовскую среду; способность к изменениям системы знаний (представлений) о себе и окружающем мире; способность изменяться самому в меняющейся образовательной среде вуза. Используя эти компетенции, можно охарактеризовать уровни личностно-профессионального развития (низкий уровень - способность адаптироваться; высокий -способность изменять себя и среду) [8].

Анализ исследований Б.Г. Ананьева, П.К.Анохина, А.А. Бодалева, Д. Бромлей, А.Е. Иванова, А.А. Милтса, И.С. Кона, М. Ремшмидта, Г. Томэ, Э.Г. Эриксона и др. позволяет выделить ряд особенностей личностного становления студента: сензитивность возраста; поиск жизненной стратегии и своего места в жизни; специфичность системы ценностей;

переходность, кризисность; активная жизненная позиция и целенаправленное самоопределение в личностно-социальных ролях на фоне подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Время обучения в вузе - это наиболее сензитивный период для личностно-профессионального развития. Некоторые авторы (А.А. Бодалёв, Л.В. Темнова, И.Ш. Шавалиева) связывают это развитие с совершенствованием умственных и физических возможностей, которые позволяют молодому человеку осуществлять усложняющиеся виды

деятельности, определяемые выбранной профессией [2].

Следует отметить, что личностное и профессиональное становление невозможно рассматривать изолированно; эти процессы неотделимы друг от друга. Е.А. Климов отмечает, что вся зона личностных качеств и

понятие «профессиональное становление» личности тесно связаны между собой. Можно сказать, что профессиональное развитие личности - это преобразования, возникающие в структуре личности во время профессиональной деятельности человека. Профессиональное становление - это переход от низших уровней развития профессиональных навыков к высшим. Очень часто данные понятия используются как эквивалентные [10].

Профессиональное становление Т.В. Кудрявцев и В.Ф. Шегурова рассматривают как довольно продолжительный процесс развития личности (с начала формирования намерений о профессиональной деятельности до полной реализации себя в профессии). Ряд авторов (Л.Н. Лесохина и С.Г. Вершловский) изучают процесс

профессионального становления с начала вхождения в профессию до ее активного освоения (профессионализации). Е.М. Борисова отождествляет этот процесс с

профессионализацией личности. Исследование вопросов профессионального становления позволили Б.Г. Ананьеву определить его как «формообразование» личности, которое адекватно требованиям профессии».

В научной литературе личностно-профессиональное становление рассматривается как процесс, который состоит из нескольких этапов. Продолжительность и успешность реализации этих этапов зависит от условий внешней среды, характера и сложности решаемых задач, качества и диапазона ресурсов самого субъекта - ценностно-нормативных, информационных, интеллектуальных и т.д.

Так В. А. Сластенин в вузовском периоде профессионального становления личности выделяет следующие четыре уровня: адаптивный (доминирует активное приспособление студентов к новым жизненным социокультурным реалиям, освоение требований вуза, своих функций, обязанностей и прав, нахождение прямых и альтернативных способов решения

профессиональных и жизненно важных проблем); профессионально-репродуктивный уровень

(освоение знаний и умений в области профессиональной деятельности); личностно-продуктивный (принятие личностного смысла профессиональной деятельности,

целенаправленное формирование личностных качеств, профессиональных умений) и субъектно-креативно-профессиональный (реализация на практике профессионального становления будущего специалиста).

На успешность развития личностных и профессиональных качеств будущих

специалистов влияют очень многие факторы: мотивация выбора вуза и профессии; форма обучения (очная, заочная, дистанционная и др.); уровень школьной теоретической подготовки; наличие представлений об особенностях вузовского обучения; материально-технические ресурсы вуза; организация учебного процесса в вузе; уровень квалификации преподавателей и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов (учебная мотивация, уровень интеллекта, высокая самооценка, креативность и др.).

Однако на практике институциональные возможности образовательного учреждения как пространства формирования личностных и профессиональных качеств реализуются не в полной мере. Личностно-профессиональное становление студентов вуза зависит ни от

операциональных возможностей человека может быть зоной внутренних условий, необходимых для успехов в профессиональной деятельности. Понятие «профессиональное развитие» и

каждого из перечисленных факторов в отдельности, ни даже от их сочетания, не столько от возрастной специфики студенчества, сколько от особенностей социально-культурных, обусловленных избранным жизненным направлением профессионального и личностного самообразования, социальным статусом, которые связаны с определенным уровнем интеллектуального и культурного развития, окружения. Поэтому наиболее значимым фактором личностного и профессионального развития становится социокультурная среда образовательного учреждения как важнейший элемент культурно-образовательного

пространства, обладающий большим

педагогическим и культуротворческим потенциалом - за счет способности формировать единое ценностно-нормативное вузовское пространство жизнедеятельности и создавать условия, необходимые для реализации личностного потенциала и развития профессиональных качеств студенческой молодежи.

Социокультурная среда - это сложная структура духовных, материальных и общественных условий. В этих условиях осуществляются социализация и самореализация личности студента [6]. В контексте педагогического знания [7] она рассматривается как результат создания и освоения человеком своего жизненного пространства, активности личности в органическом единстве духовно-нравственных, социально-психологических, предметно-чувственных и функциональных условий жизнедеятельности. Социокультурная среда - это не только объективный фактор развития и становления личности, но и объект педагогического воздействия.

Одним из важнейших (и поддающимся эмпирической операционализации) элементов вузовской социокультурной среды является ценностно-ориентационная составляющая

(ценностная и смысловая нагрузка компонентов среды). На уровне конкретного вуза ценностно-ориентационная составляющая непосредственно отражается во всех элементах учебного процесса (в учебных планах, программах, учебных пособиях, в деятельности преподавателей) и внеучебной деятельности студентов. Д.С. Лихачев писал «университет - это не столько здание, библиотека, компьютеры, и даже не столько преподаватели и студенты, сколько человеческая общность, базирующаяся на тех или иных ценностях. Каковы ценности - такова общность» [5]. Каждый день учебных занятий в вузе - это условие не только усвоения знаний и становления индивидуального стиля

профессиональной деятельности студента, но и нравственного развития личности, которое заключается в интериоризации моральных норм, то есть в постепенном превращении их во внутренние убеждения человека, регулирующие его поведение и отношения.

Реализация педагогического потенциала социокультурной среды образовательного учреждения возможна на методологии «средового подхода», которая синтезирует и учитывает глубинные факторы личностного становления, исповедует принципы

педагогического проектирования и исследования. С одной стороны, социокультурная среда - это условие социализации и формирования личности. С другой стороны, эта методология предполагает деятельностную активность человека по формированию и освоению личного жизненного пространства в единстве его духовно-нравственных, социально-психологических, предметно-пространственных и событийно-поведенческих аспектов [6].

Методология средового подхода может быть весьма продуктивной. В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов была разработана и апробирована

культуроцентристская концепция образования, базирующаяся на культурно-исторической теории Л.С. Выготского [9]. В основе культуроцентристской парадигмы образования лежит не привычный принцип «от простого к сложному», а принцип «от целого к части». При этом целостность достигается за счет обращения к «текстам» гуманитарной культуры, сохраняя в себе возможность для реализации внутриличностных характеристик индивида. В подобном случае творение самого себя - это внутренняя потребность человека.

Самоактуализация делает акцент на человеке как целостной фигуре. Для нее достижение высших целей «Я-концепции» неразрывно связано с самообразованием и профессиональным становлением. Следовательно, творчество, самоактуализация, свобода выбора, активная жизненная позиция и представляют единую цепь в профессиональном становлении специалиста. Отсутствие в культуроцентристской

образовательной парадигме строгих критериев личностного развития способствует постоянному самосовершенствованию личности студента. Именно признание духовно мотивированного поступка и духовно ответственного выбора должно быть центральным в данной модели образования. В результате данная методика направлена на воспитание духовной адаптированности к сложным условиям окружающей среды.

В рамках данной теории развитие личности понимается как опосредованный общением процесс освоения и присвоения индивидом ценностей культуры. Как параллельный и взаимодополняемый процесс культурогенеза (филогенеза) и антропогенеза (онтогенеза). При этом индивидидуальность определяется и обеспечивается влиянием исторически развивающейся культуры - «зоны ближайшего развития» [3]. Оперируя и интериоризируя языком, знаками как «орудиями» культуры, человек взаимодействуя с другими людьми, преобразует психические функции в образования высшего уровня развития, и [6] создает таким образом свой собственный «мир культуры» [9].

Результирующее воздействие

социокультурной среды на личностно-профессиональное развитие обусловлено совокупностью факторов. Существенную роль играет: пространственно-предметная организация среды (например, размещение в рекреации портретов общественных деятелей, ученых, преподавателей университета), общение в неформальной обстановке с известными учеными, писателями, артистами, мыслителями. Они становятся для студенческой молодежи духовно-нравственными образцами, идеалом для подражания, жизненными ориентирами, примером служения университетским идеалам. В местах, открытых для общего доступа, на стенах Университета расположены 1785 фотографий -это тексты культуры. Кроме того, в СПбГУП сложилась целостная система введения в социокультурную университетскую среду образов почетных докторов, являющихся персонифицированными символами

отечественной интеллигенции [3].

Институт почетных докторов Университета основан в 1993 году. Первым Почетным доктором стал (19 мая 1993 года) академик Д.С. Лихачев. В последующие годы Почетными докторами СПбГУП были избраны известные ученые, писатели, театральные деятели, композиторы, спортсмены и педагоги: Андрей Вознесенский, Мстислав Ростропович, Наталья Бехтерева, Жорес Алферов, Георгий Свиридов, принц Майкл Кентский, Ирина Роднина, Владислав Третьяк, Иосиф Кобзон и другие выдающиеся современники.

Для студента вуза очень важна встреча на стезе профессиональной подготовки с незаурядной личностью, с хорошо образованным человеком в той области знаний, которой он занимается, увлеченным своей наукой и своей деятельностью. Общение студентов с такими людьми влияет не только на формирование взглядов, убеждений будущих специалистов,

характера, но и на развитие их духовной жизни. Представляется, что при подготовке специалиста любого профиля следует понимать, что профессионал - это, прежде всего, человек, который качественно выполняет свою работу, человек нравственно воспитанный, культурный и социально ответственный [2].

Культуроцентристская образовательная и воспитательная парадигма заключается в [3] особой значимости духовно-нравственных референтов - персонифицированных символов культуры. Идентификация с которыми обеспечивает духовный рост и

самоосуществление человека [1]. Обеспечивает его образование путем отождествления и слияния с ними, в признании важнейшей функции общественного идеала, который выражает духовную вертикаль культуры. Определяет неизбежность и вектор духовных усилий человека как творца и творения культуры. Насыщение образовательной среды «духовными референтами» - важнейшее условие результативности педагогического процесса: идентификация с образами личностей, персонифицирующих духовно-нравственные ценности, является ключевым условием саморазвития, понимания человеком своего профессионального призвания и долга [4].

Критериями оценки личностно-

профессионального становления студентов следует рассматривать: мотивационный критерий, который позволяет оценить сформированность личностно-профессиональной позиции будущего специалиста (ориентация на высокие стандарты в профессиональной деятельности при принятии решений; ценностное отношение к профессии). Технологический критерий дает возможность оценить сформированность готовности специалиста к профессиональной деятельности (владение алгоритмами и технологиями решения профессиональных задач; высокий уровень компетентности). Аналитико-прогностический критерий позволяет оценить сформированность готовности к постоянному личностно-профессиональному самосовершенствованию (высокий уровень рефлексии и способности к целеполаганию) [2].

Таким образом, личностно-профессиональное становление специалистов следует рассматривать как процесс их личностных, индивидных, субъектных и деятельностных изменений. Эти изменения происходят под влиянием социокультурной среды вуза, которая выступает важнейшим фактором профессионального образования. В результате такого воздействия специалисты формируются как профессионалы,

ориентированные на творческую самореализацию и высокие достижения, открытые для жизненного и социального опыта, способные к самоуправлению в профессиональной деятельности и к планированию своего жизненного пути.

Опыт апробирования культуроцентристской концепции образования в СПбГУП в условиях гуманитарного вуза свидетельствует о ее высоком педагогическом потенциале в процессе формирования личностных и профессиональных качеств студенческой молодежи.

Литература:

1. Архипова О.В. Модель университетского образования в условиях смены исторического типа культуры (Аксиологический аспект): автореф.дис. ... канд.филос.наук: /О.В.Архипова. - СПб., 2004. -26 с.

2. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста /А.А. Деркач //Акмеология: Научно-практический журнал. -2012. - № 4 (44). - С.15

3. Запесоцкий А.С. Философия и социология культуры: избранные научные труды. - СПб.: СПбГУП: Наука, 2011. - 816 c.

4. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика /А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2003. - 456 с.

5. Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - 2-е изд., перераб. и доп. /сост. и науч. ред. А. С. Запесоцкий. - СПб.: СПбГУП, 2015. - 540 с. - (Почетные доктора Университета).

6. Пешкова В.П. Социально-педагогические функции студенческой корпоративной культуры /Пешкова В. П. //Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3; URL: http://www.science-education.ru/109-9283 (дата обращения: 07.12.2017).

7. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза /С.Д.Смирнов //Вестник Московского университета: Научный журнал. - 2004. - № 1. - С. 10-35. (Серия 20).

8. Фишман Б. Е., Пицюк И. Л. Социально-культурная среда вуза: сущность, смыслы, возможности /Фишман Б. Е., Пицюк И. Л. //Электронное научное издание: «Ученые заметки ТОГУ». - 2015. - № 1. - Том 6. - С. 97-104.

9. Чижикова Е. С. Формирование корпоративной культуры студенческого сообщества вуза: автореф.дис. ... канд.пед.наук: /Е. С. Чижикова. - М., 2010. - 230 с.

10. Шляпникова О. А. Профессиональное развитие личности: учебное пособие - Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2012. - 132 с.

Сведения об авторе:

Пешкова Валентина Павловна (г. Санкт-Петербург, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и культурологии, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, e-mail: peshkova.net@mail.ru

Data about the author:

V. Peshkova (Saint-Petersburg, Russia), Candidate of pedagogic sciences, Associate professor of the Department of philosophy and culturology, Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences, e-mail: peshkova.net@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.