ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
А. С. СОЛОВЬЕВ
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ВЛИЯНИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОУТВЕРЖДЕНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Исследование факторов успешности обучения будущих учителей сегодня необходимо, так как чем лучше учится студент, чем успешнее он овладевает необходимыми знаниями и профессиональными умениями, тем быстрее он становится специалистом, готовым к педагогической деятельности. Статья посвящена теме взаимосвязи успешности обучения будущих педагогов с процессом их самоутверждения. Автором обобщаются имеющиеся знания о природе успеха, выявлены основные компоненты успешной деятельности будущего учителя. Обосновывается влияние личностных характеристик студента на его успешность обучения. В статье представлены результаты исследования доминирующих стратегий самоутверждения, реализуемых как успешными студентами, так и теми, кто не показывает больших достижений в обучении. На основе педагогической практики выявлены условия, способствующие формированию успешности будущих педагогов.
Ключевые слова. Студент; успешность; обучение; педагогическая практика; профессиональное самоутверждение; стратегии самоутверждения.
Информация о статье. Дата поступления 3 июля 2014 г.; дата принятия к печати 25 августа 2014 г.; дата онлайн-размещения 31 октября 2014 г.
УДК 159.901
A. S. SOLOVIEV
Pushkin Leningrad State University, St. Petersburg, Russian Federation
THE INFLUENCE OF ACADEMIC SUCCESS ON PROFESSIONAL AFFIRMATION OF FUTURE TEACHERS
Abstract. The better a student studies, the more successfully he obtains necessary knowledge and professional skills, the faster he becomes a specialist prepared for pedagogical activity. In this regard, the research of factors of academic success of future teachers becomes relevant. The article focuses on the interconnection between future teachers' professional self-affirmation and their academic success. The author summarizes the knowledge on the nature of success and identifies the key components of a future teacher successful work. The author shows how personal characteristics of students influence their academic success. The article describes the most common strategies of self-affirmation used by both successful students and those who do not show academic excellence. The analysis of pedagogical practices reveals the conditions required for future teachers successful studying.
Keywords. Student; success; studying; teaching practice; professional self-affirmation; self-affirmation strategy. Article info. Received July 3, 2014; accepted August 25, 2014; available online October 31, 2014.
Современное состояние педагогической психологии и практики требует особого внимания к личности учителя, его профессиональной успешности и готовности к выполнению различных видов социальной деятельности. Это определяет значимость факторов успешности обучения будущих педагогов. Однако есть противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности педагога, и уровнем его подготовки. В литературе отмечаются основные недостатки молодых педагогов — не могут най-
ти контакт с учениками, выбирают заведомо неправильный стиль преподавания (авторитарный или попустительский), не умеют строить конструктивные взаимоотношения ни с коллегами ни с учениками. Все это обусловливает необходимость тщательного исследования факторов, способствующих успешности обучения будущих педагогов, и ее влияния на профессиональное самоутверждение обучающихся.
Цель нашего исследования состоит в изучении влияния успешности обучения на професси-
© А С. Соловьев, 2014
141
ональное самоутверждение будущих педагогов в период практики (проведение пробных уроков по специальности).
Гипотеза исследования: профессиональное самоутверждение будущих педагогов и выбор стратегий самоутверждающего поведения зависит от успешности студентов в обучении.
Поставленная цель диктует решение следующих задач:
1. Изучить личностные особенности успешно обучающихся будущих учителей.
2. Провести анализ успеваемости будущих педагогов по изучаемым предметам и педагогической практике «Введение в профессиональную деятельность».
3. Исследовать влияние стратегий само-утверждающего поведения студентов-педагогов на их успешность в обучении.
Современный успешный учитель умеет проектировать свою деятельность в различных ситуациях, разрешать конфликты, добиваться намеченных целей, что составляет сущность его профессионального самоутверждения [6].
Как справедливо отмечает А. В. Хуторской [14, с. 19], «образованный человек должен обладать способностью брать на себя ответственность, участвовать в принятии совместных решений, обладать желанием учиться всю жизнь, совершенствуя профессионализм и развивая свою личность, свои человеческие качества». Нам представляется, что данные требования должны предъявляться и к личности учителя.
Несомненным является то, что личностные качества будущих педагогов обусловливают их успешность в обучении, они взаимосвязаны с реализуемыми ими стратегиями самоутверждения.
Перейдем к более детальному рассмотрению понятий «успешность» и «стратегии самоутверждения».
В словаре С. И. Ожегова понятие «успех» имеет три значения: удача в достижении чего-либо; признание со стороны общества и хорошие результаты, достигнутые в общественно-полезной деятельности. В психолого-педагогическом аспекте «успех» трактуется как качество, присущее субъекту, достигнувшему наилучшего результата в процессе обучения.
Изучение проблемы успешности обучения предпринималось разными исследователями, которые рассматривали ее как темп, индивидуальный стиль образовательной деятельности, степень прилежания и усилий обучаемого (Б. Г. Ананьев [2]), быстроту и точность выполнения заданий (И. П. Ильин [4]), удовлетворенность
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97),pp. 141-148. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
результатом деятельности (З. И. Калмыкова), устойчивую систему знаний и умений, особенности усвоения учащимся учебного материала (А. К. Маркова [8]) и др.
Как показывает анализ литературы (И. А. Зимняя [3], Н. В. Кузьмина [7], Ю. Г. Та-тур [10]), одним из главных компонентов учебной успешности будущего педагога является уровень сформированности его профессиональных компетенций. К ним относят учебную и профессиональную мотивацию, коммуникативность, диалогичность, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов, стремление к самосовершенствованию и самообразованию и др. [12].
Под «стратегией самоутверждения» понимается «проектирование и реализация модели поведения, направленной на достижение целей, связанных с признанием личностных достижений, построением карьеры, установлением личных контактов, основанное на долгосрочных прогнозах результатов своей деятельности» [9, с. 38]. Выделяют уверенную, рефлексивную и самоподавляющую стратегии, более подробная характеристика которых будет дана при анализе результатов диагностики самоутверждения студентов-педагогов.
Несмотря на значимость подготовки будущих учителей, остается неизученным вопрос
об успешности обучения в среднем профессиональном образовании. В частности, не выяснено, какие личностные свойства будущих педагогов обусловливают их успешность в обучении, как они взаимосвязаны с реализуемыми ими стратегиями самоутверждения.
Означенные проблемы решались в Педагогическом колледже № 4 г. Санкт-Петербурга в 2012-2013 гг. В исследовании участвовали студенты второго курса (всего 100 чел.). В этом педагогическом колледже обучаются студенты после неполной средней школы (группа А) и после завершения средней школы (группа B).
В исследовании использовались методики, разработанные Р. Альберти, Р. Кеттел-лом, Е. Н. Никитиным, Н. Е. Харламенковой и М. Эммонсом. Они направлены на диагностику успешности и самоутверждения, отвечают требованиям валидности, взаимозависимости, дополняемости и были адаптированы для цели нашего исследования.
Изучение успешности будущих педагогов среди второкурсников обусловлено важностью этого периода обучения, поскольку на этом эта-
пе, помимо общеобразовательных предметов, студенты начинают изучать профессиональные дисциплины, а также получают первый педагогический опыт в процессе прохождения практики показательных уроков и занятий по основной специальности.
В ходе педагогической практики «Пробные уроки по основной специальности» студенты не только проводят пробные уроки в школах, но также учатся делать конспект урока, фотозапись занятия, проводить анализ и самоанализ проведенных занятий. Таким образом, будущие педагоги не только получают возможность получить первый опыт проведения урока, общения с учениками, но также получают навыки педагогической рефлексии, которая является очень важным компонентом профессионального самосознания будущего педагога [13].
По мнению В. Г. Казанской, специфика рефлексии учителя заключается в том, что свои мысли, манеру поведения, эмоциональные состояния он превращает в предмет специального рассмотрения и практического преобразования [5]. Прежде всего, это понимание и знание педагогом самого себя, своих личностных свойств. Эта мысль еще раз подчеркивает значимость проводимого нами исследования.
При диагностике личностных характеристик студентам предлагался 16-факторный опросник Р. Кеттелла. Он способствовал выявлению индивидуально-психологических особенностей будущих педагогов.
При исследовании самоутверждения студентам предлагался авторский опросник, содержащий вопросы, определяющие стремление учащихся к самоутверждению, его цели, средства и т. д. Также использовались опросники «Стратегии самоутверждения» (авторы Е. Н. Никитин, Н. Е. Харламенкова) [9] и «Са-моутверждающее поведение» (авторы Р. Альберти и М. Эммонс) [1]. Выбор данных методик обусловлен их направленностью на выявление доминирующих стратегий самоутверждения обучающихся.
Изучению успешности будущих педагогов также способствовал анализ продуктов деятельности, в частности их успеваемости по изучаемым предметам и педагогической практике «Введение в профессиональную деятельность».
Результаты анализа успеваемости студентов по текущим предметам на втором курсе показали ее небольшую положительную динамику. Так, в группе А средний балл в конце первого семестра составлял 4, а к концу второго семестра
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97),pp. 141-148. ISSN 1993-3541
A. S. SOLOVIEV
4,2. Подобная ситуация наблюдается и в группе B (4,1 балла в первом семестре, 4,3 балла в конце второго семестра).
Анализ успеваемости студентов по практике пробных уроков по основной специальности также показал ее положительную динамику среди второкурсников. Так, средний балл оценок по проведенным пробным урокам в группе A в конце первого семестра составил 4,1, а в конце второго семестра 4,3. В группе B наблюдалась идентичная ситуация (4,2 в первом семестре, 4,4 во втором семестре).
Среди второкурсников в ходе исследования, на основе успеваемости и оценок методистов, были выбраны наиболее успевающие студенты (были отобраны обучающиеся со средним баллом 4,4 и выше). Анализ динамики их успеваемости в течение учебного года показал, что у
7 студентов группы A (бывшие девятиклассники) средний балл успеваемости по изучаемым дисциплинам к концу учебного года повысился, у 3 обучающихся остался на прежнем уровне, а у 4 студентов понизился. Сходная ситуация наблюдается с успеваемостью по педагогической практике: у 9 студентов средний балл оценок по пробным урокам повысился ко второму семестру, у 2 человек он остался на прежнем уровне, у 3 человек понизился.
Анализ успеваемости по изучаемым дисциплинам в группе B (бывшие одиннадцатиклассники) показал, что у 13 студентов средний балл оценок к концу второго курса повысился, у 1 обучающегося остался на прежнем уровне и у 1 бывшего одиннадцатиклассника незначительно понизился (в среднем до 4,5-4,6). Анализ успеваемости по практике пробных уроков дал следующие результаты: у 9 второкурсников средний балл по оценкам за проведенные занятия к концу учебного года повысился, у 2 обучающихся не изменился, а у 3 обучающихся понизился, хотя и не опустился ниже отметки в 4,2.
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике успешности будущих педагогов на втором курсе обучения, что во многом обусловлено первым опытом педагогической деятельности (проведение пробных уроков), осознанием студентами ее смысла и значимости.
Анализ позволил установить положительную корреляционную зависимость между успеваемостью успешных студентов в конце первого и второго учебных семестров второго курса обучения (по учебным дисциплинам: уровень статистической значимости p = 0,27 (умеренная
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97),pp. 141-148. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
В ходе корреляционного анализа была установлена положительная корреляционная зависимость между показателями успеваемости будущих педагогов без явных успехов в конце первого и второго учебных семестров второго курса обучения (по учебным дисциплинам: p = 0,57 (средняя степень) в группе А, p = 0,62 (высокая степень) в группе В, по педагогической практике: p = 0,32 (высокая степень) в группе А, p = 0,34 (умеренная степень) в группе B). Исследование особенностей личностных свойств успешных сту-дентов-педагогов, обучающихся в группах A и B, проводилось с помощью опросника Р. Кеттелла. Сопоставим результаты, полученные в обеих группах (табл. 1).
Как видно из табл. 1, результаты большинства показателей идентичны: эмоциональная стабильность — нестабильность C, подчиненность — доминантность E, конформизм — нонконформизм Q2, высокий — низкий самоконтроль Q3.
Таблица 1
Личностные свойства успешных студентов-педагогов
Фактор Группа А Группа В
Средний показатель по группе, стены Особенности проявления в поведении Средний показатель по группе, стены Особенности проявления в поведении
Замкнутость — общительность A 7,7 Обращенный вовне, легкий в общении, участвующий аффективно 8,7 Склонность к добродушию, легкости в общении, готов к сотрудничеству, внимателен к людям, легко включается в активные группы
Интеллект B 7,6 Интеллектуально развит, абстрактно мыслящий, разумный. Высокая способность к обучению 8,3 Быстро воспринимает и усваивает учебный материал
Эмоциональная стабильность — нестабильность C 7,5 Эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый 7,5 Эмоционально устойчивый, трезво оценивающий действительность, активный, зрелый
Подчиненность — доминантность E 6,4 Самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый 7,0 Самоутверждающийся, независимый, агрессивный, упрямый
Спокойствие — тревожность O 4,0 Безмятежный, доверчивый, спокойный 2,7 Со спокойным настроением, его трудно вывести из себя, невозмутимый. Уверенный в себе и своих способностях
Консерватизм — радикализм 01 5,8 Консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям 7,3 Экспериментирующий, критический, либеральный, аналитический, свободно мыслящий
Конформизм — нонконформизм 02 6,4 Самоудовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый 7,3 Самоудовлетворенный, предлагающий собственное решение, предприимчивый
Низкий — высокий самоконтроль 03 6,5 Контролируемый, социально точный, следующий «Я»-образу (высокая интеграция) 6,6 Контролируемый, социально точный, следующий «Я»-образу (высокая интеграция)
степень) в группе А, p = 0,79 (высокая степень) в группе В, по педагогической практике: p = 0,61 (высокая степень) в группе А, p = 0,14 (умеренная степень) в группе В).
Также нами было проведено исследование динамики успеваемости студентов-педагогов, не проявляющих успехи в обучении (со средним баллом оценок по текущим предметам и педагогической практике до 3,8). Исследование показало, что у 13 будущих педагогов без больших успехов в обучении средний балл успеваемости по текущим предметам к концу второго года обучения незначительно повысился (до 3,8-3,9), у 5 обучающихся остался на прежнем уровне, а у 7 студентов понизился.
Было отмечено, что средний балл успеваемости по педагогической практике у 11 неуспешных студентов к концу второго курса обучения повысился до 4,1-4,2 балла, а у 15 остался на прежнем уровне.
A. S. SOLOVIEV
Однако в группе В достигнуты более высокие показатели замкнутость — общительность А, консерватизм — радикализм 01. Данный факт позволяет сделать вывод о том, что у бывших одиннадцатиклассников больше выражено стремление к общению со сверстниками, классом, педагогами, они более открыты, легче идут на контакт, склонны к экспериментам в учебной и профессиональной деятельности, что может объясняться их большей социальной зрелостью по сравнению с бывшими девятиклассниками.
А теперь сравним эти результаты с данными неуспешных студентов (табл. 2).
Оказалось, что у студентов обеих групп некоторые показатели личности были сходными: замкнутность — общительность А, интеллект
В, подчиненность — доминантность Е, спокойствие — тревожность О, конформизм — нонконформизм 02, низкий — высокий самоконтроль 03. Однако у неуспешных студентов-пе-дагогов из группы А (бывшие девятитиклассники) была диагностирована большая эмоциональная устойчивость и способность противостоять
Личностные свойства студентов
трудностям, в сравнении с бывшими одиннадцатиклассниками (группа В).
Обозначенные выше личностные качества студентов проявляются в процессе обучения при изучении общеобразовательных и профессиональных дисциплин и при прохождении педагогической практики. Выявленные свойства личности помогают будущим педагогам проявить себя при проведении пробных уроков, получить первый успешный педагогический опыт и способствуют их профессиональному самоутверждению.
Процесс самоутверждения оказывает значительное влияние на профессиональное становление будущего педагога. Утверждаясь в профессии в качестве специалиста, он приобретает уверенность в своих силах, осознает ценность собственной деятельности, развивает свои профессионально значимые качества [15]. Успешность обучающихся также зависит от того, насколько обучающийся способен показать себя, отстоять собственную позицию, взаимодействовать с обучающимися во время практики, т. е. от целей и стратегий его самоутверждения [11].
Таблица 2
с низким уровнем успеваемости
Фактор Группа А Группа B
Средний показатель по группе, стены Особенности проявления в поведении Средний показатель по группе, стены Особенности проявления в поведении
Замкнутость — общительность А 3,5 Склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди 3,7 Склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди
Интеллект В 5,7 Менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению) 4,2 Менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению).
Эмоциональная стабильность — нестабильность С 4,7 Чувствительный, эмоционально менее устойчивый, легко расстраивается 3,8 Изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый
Подчиненность — доминантность Е 4,4 Скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся 4,7 Скромный, покорный, мягкий, уступчивый, податливый, конформный, приспособляющийся
Спокойствие — тревожность О 6,3 Безмятежный, доверчивый, спокойный 4,7 Безмятежный, доверчивый, спокойный
Консерватизм — радикализм 01 6,9 Консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям 3,4 Имеет тенденцию препятствовать и противостоять изменениям и откладывать их, придерживается традиций
Конформизм — нонконформизм 02 5,6 Зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов (групповая зависимость) 5,2 Зависящий от группы, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов (групповая зависимость)
Низкий — высокий самоконтроль 03 5,3 Внутренне недисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция) 5,6 Внутренне недисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция)
Нами был составлен опросник, в котором были сформулированы вопросы, определяющие стремление будущего педагога к самоутверждению, его цели, средства и т. д.: «Стремитесь ли вы самоутвердиться?», «Какова цель вашего самоутверждения?», «Достигаете ли вы своей цели при самоутверждении?», «Опираетесь ли вы на взрослых, когда стремитесь утвердиться в чем-то?», «Знают ли о вашем самоутверждении родители? сверстники? учителя?» и т. д.
Успешно обучающиеся студенты групп А и В на вопросы опросника отвечали следующим образом: большинство успешных будущих педагогов высказало стремление к самоутверждению (73 и 84 % в группах А и В соответственно). Примечательно, что 42 и 40 % успешно обучающихся студентов видят цель своего самоутверждения в личностном росте, 15 и 17 % — в достижении признания, а 13 и 15 % обучающихся в группах не высказали четкой цели своего самоутверждения. При этом 72 и 70 % успешных студентов добиваются своих целей. На вопрос «В каких случаях вам приходится самоутверждаться чаще всего?» большинство будущих педагогов, показывающих успехи в обучении, ответило — в учебном процессе.
Также показательно стремление успешно обучающихся будущих педагогов самостоятельно выбирать цели самоутверждения и обходиться без помощи со стороны взрослых (так ответили 67 и 70 % успешных студентов в группах А и В соответственно).
Однако при этом значительное количество обучающихся в этих группах утвердительно ответило на вопрос: «Знают ли о вашем самоутверждении родители? сверстники? учителя?» (64 и 77 % в группах А и В соответственно), что говорит о потребности успешно обучающихся будущих педагогов в признании их успехов со стороны окружающих людей, в первую очередь родителей и педагогов.
Исследование доминирующей стратегии самоутверждения у успешно обучающихся будущих педагогов показало преобладание у них уверенной стратегии самоутверждающего поведения (76 % обучающихся в группе А, 80 % обучающихся в группе В). Эта стратегия может проявляться в уверенном поведении, стремлении самостоятельно решать проблемные ситуации, осознании значимости будущей профессии. Студенты-педагоги, склонные к подобному самоутверждающему поведению, выбирали следующие утверждения опросника: «Иногда я готов идти на конфликт, чтобы доказать свою
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97),pp. 141-148. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
правоту», «Учеба — это возможность проявить себя и доказать свою правоту», «Если я чего-то хочу, я уверенно иду к поставленной цели».
Стратегию рефлексивного самоутверждения, проявляющуюся в склонности к риску, в спонтанном проявлении собственных способностей, в творчестве, а также постоянной рефлексии собственного поведения, выбирают 13 и 15 % успешно обучающихся будущих педагогов в группах A и B соответственно.
Самоподавляющую стратегию, проявляющуюся в подавлении будущим педагогом своего стремления к утверждению, желании подстроиться под чужое мнение, поиске лидера, а также проявлении гиперответственности, выбрали 11 и 5 % успешных студентов.
Анализ особенностей выбора стратегии самоутверждающего поведения неуспешных будущих учителей показал их ориентацию на реализацию конформной стратегии (47 % обучающихся из групп A и B). Также студенты-педагоги, не показывающие успехов в обучении, склонны к выбору рефлексивной стратегии самоутверждения (43 % обучающихся) и лишь 10 % таких студентов ориентированы на реализацию уверенной стратегии самоутверждающего поведения.
Исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Изучение личностных особенностей успешно обучающихся студентов-педагогов позволило нам решить первую задачу исследования. Было выявлено, что для успешно обучающихся будущих педагогов свойственны: умение контролировать собственные эмоции в процессе взаимодействия с другими людьми, стремление к независимости, практичности в деятельности, наличие потребности в профессиональном самоутверждении.
Таким образом, успешный студент-педагог — это легкий в общении, склонный к сотрудничеству, эмоционально устойчивый и уверенный в себе человек, стремящийся к самоутверждению в профессии, склонный к экспериментам в деятельности и умеющий отстаивать собственную позицию.
Исследование особенностей личностных свойств будущих педагогов, не показывающих успехи в обучении, показало, что для таких студентов свойственны ригидность, холодность, отчужденность в общении с другими людьми. Они более эмоционально возбудимы и раздражительны по сравнению с успешными будущими учителями, склонны к конформизму, не умеют отстаивать собственное мнение, не склонны к
экспериментам в деятельности, а также не стремятся к самоутверждению.
2. Анализ успеваемости студентов-педаго-гов, обучающихся на втором курсе (по текущим предметам и по педагогической практике) способствовал решению второй задачи исследования. Он показал положительную динамику ее роста в течение учебного года. Данные анализа свидетельствуют о том, что рост успеваемости будущих педагогов во многом обусловлен первым опытом педагогической деятельности (проведение пробных уроков), а также осознанием студентами ее смысла и значимости.
Анализ успеваемости неуспешных будущих учителей по педагогической практике показал незначительную положительную динамику ее роста в течение второго курса обучения. Так, у 15 таких студентов средний балл по практике остался на прежнем уровне, а у 13 обучающихся повысился до 4,1 балла. Также было отмечено, что средний балл успеваемости по текущим предметам незначительно повысился лишь у половины будущих педагогов, не показывающих успехи в обучении.
Полученные результаты говорят о том, что успеваемость неуспешных будущих педагогов по текущим учебным дисциплинам и практике в течение учебного года повышается, хотя носит менее выраженный характер по сравнению с показателями успешных студентов.
3. Исследование особенностей самоутверждения будущих педагогов, показывающих успехи в обучении, позволило решить третью задачу исследования. Было выявлено, что большинство успешных студентов-педаго-гов осознанно ставят перед собой цель своего самоутверждения, при этом не опираясь на помощь на стороны окружающих. В большинстве случаев самоутверждение таких обучающихся проявляется именно в учебной деятельности, ко-
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97),pp. 141-148. ISSN 1993-3541
A. S. SOLOVIEV
торая является наиболее важной сферой жизни молодых людей в этот период жизни. При этом целью большинства успешных будущих учителей является личностный рост, что во многом связано с их стремлением к развитию профессионально значимых качеств.
Изучение стратегий самоутверждения успешно обучающихся студентов-педагогов показало их ориентацию на уверенную стратегию самоутверждающего поведения, что обусловлено освоением ими основ будущей профессиональной деятельности и прохождением педагогической практики. Неуспешные студенты-педагоги склонны к выбору неадекватных стратегий самоутверждения (конформной или рефлексивной), что говорит об их неумении строить конструктивное и продуктивное взаимодействие с обучающимимся и коллегами.
Таким образом, было установлено, успешность в обучении будущих педагогов связана с их профессиональным самоутверждением в ходе обучения, а также педагогической практики пробных уроков, что подтверждает выдвинутую в начале исследования гипотезу. Этому способствует создание комплекса определенных психолого-педагогических условий. К ним относятся ориентация будущих учителей на успех через педагогическую рефлексию, готовность к саморазвитию в профессии, самообразование и самовоспитание.
Формирование успешности студента-пе-дагога происходит при осознании им сущности своей будущей профессиональной деятельности. Понимая ее важность и ценность, будущий учитель может определять ориентиры своей учебной деятельности, ставить перед собой профессиональные задачи, которые он способен решить в ходе педагогической практики, выбирать определенные модели поведения, позволяющие достигнуть намеченных целей.
Список использованной литературы
1. Альберти Р. Самоутверждающее поведение / Р. Альберти, М. Эммонс. — СПб. : Академический проект, 1998. — 190 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды. — М. : Педагогика, 1980. — С. 133-161.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2000. — 383 с.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2000. — 508 с.
5. Казанская В. Г. Педагогическая психология / В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2008. — 240 с.
6. Крашенинникова Н. Б. Развитие педагогической рефлексии как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности / Н. Б. Крашенинникова. — Нижний Новгород, 2000. — 207 с.
7. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М. : Высшая школа, 1990. — 117 с.
8. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М. : Просвещение, 1993. — 192 с.
9. Никитин Е. П. Феномен человеческого самоутверждения / Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова. — СПб. : Але-тейя, 2000. — 224 с.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97),pp. 141-148. ISSN 1993-3541
GENERAL AND SOCIAL PSYCHOLOGY
10. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования / Ю. Г. Татур. — М. : Логос, 2006. —
11. Терехова Т. А. Психолого-педагогические условия развития рефлексивного самосознания у учащихся / Т. А. Терехова // Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Психология и социальная работа. — 2012. — С. 123-129.
12. Хакунова Ф. П. Роль психологической подготовки будущего учителя / Ф. П. Хакунова. — Майкоп, 1998. — 190 с.
13. Хусейнова Н. Ю. Формирование позитивной Я-концепции руководителя в процессе педагогической подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Н. Ю. Хусейнова. — Казань, 1998. — 51 с.
14. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика / А. В. Хуторской. — М. : Академия, 2008. — 256 с.
15. Cohen G. L. Recursive Processes in Self-Affirmation / G. L. Cohen et al. // Science. — 2009. — № 4. — P. 400-403.
1. Alberti R., Emmons M. Samoutverzhdayushchee povedenie [Assertive Behavior]. Saint Petersburg, Akademicheskii proekt Publ., 1998. 190 p.
2. Ananiev B. G. Psychology of pedagogical estimation. Izbrannye psikhologicheskie trudy [The selected psychological works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980. Pp. 133-161. (In Russian).
3. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Logos Publ., 2000. 383 p.
4. Iliin E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. 508 p.
5. Kazanskaya V. G. Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008. 240 p.
6. Krasheninnikova N. B. Razvitie pedagogicheskoi refleksii kak uslovie podgotovki budushchego uchitelya k profes-sionalnoi deyatelnosti [Development of pedagogical reflection as a condition of preparation of a future teacher to his work]. Nizhny Novgorod, 2000. 207 p.
7. Kuzmina N. V. Professionalizm lichnostiprepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya [Professionalism of personality of a teacher and master of industrial training]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1990. 117 p.
8. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya [The psychology of teacher's work]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1993. 192 p.
9. Nikitin E. P., Kharlamenkova N. E. Fenomen chelovecheskogo samoutverzhdeniya [The phenomenon of human self-assertion]. Saint Petersburg, Aleteiya Publ., 2000. 224 p.
10. Tatur Yu. G. Vysshee obrazovanie: metodologiya i opyt proektirovaniya [Higher education: methodology and design experience]. Moscow, Logos Publ., 2006. 252 p.
11. Terekhova T. A. Psycho-pedagogical conditions of students' reflexive self-awareness development. Vestnik Bury-atskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya «Psikhologiya i sotsialnaya rabota» = Bulletin of the Buryat State University, Psychology and Social Work Series, 2012. Pp. 123-129. (In Russian).
12. Khakunova F. P. Rolpsikhologicheskoi podgotovki budushchego uchitelya [The role of psychological preparation of future teachers]. Maikop, 1998. 190 p.
13. Khuseinova N. Yu. Formirovanie pozitivnoi Ya-kontseptsii rukovoditelya v protsesse pedagogicheskoi podgotovki. Avtoref. Dokt. Diss. [Creation of a positive self-concept of a leader in pedagogical training. Doct. Diss. Thesis]. Kazan, 1998. 51 p.
14. Khutorskoi A. V. Pedagogicheskaya innovatika [Pedagogical innovation]. Moscow, Akademiya Publ., 2008. 256 p.
15. Cohen G. L. et al. Recursive Processes in Self-Affirmation. Science, 2009, no. 4, pp. 400-403.
252 с.
References
Информация об авторе
Author
Соловьев Андрей Сергеевич — аспирант, кафедра общей и прикладной психологии, Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 196605, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, 10, e-mail: andreis84@mail.ru.
Andrey S. Soloviev — PhD student, Department of General and Applied Psychology, Pushkin Leningrad State University, 10 Peterburgskoe Shosse, 196605, St. Petersburg (Pushkin), Russian Federation, e-mail: andreis84@mail.ru.
Библиографическое описание статьи
Reference to article
Соловьев А. С. Влияние успешности обучения на профессиональное самоутверждение будущих педагогов / А. С. Соловьев // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 5 (97). — С. 141-148.
Soloviev A. S. The influence of academic success on professional affirmation of future teachers. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 5 (97), pp. 141-148. (In Russian).