Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/83PSMN318.pdf
Статья поступила в редакцию 16.06.2018; опубликована 04.08.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Декина Е.В., Шалагинова К.С., Зылыгаева С.А., Гученок Е.С. Специфика психолого -педагогического сопровождения студентов-инвалидов на образовательном пути // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/83PSMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Dekina E.V., Shalaginova K.S., Zylygaeva S.A., Guchenok E.S. (2018). Specifics of psychological and pedagogical support of disabled students on an educational journey. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/83PSMN318.pdf (in Russian)
УДК 376 ГРНТИ 15.31.31
Декина Елена Викторовна
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: kmppedagogika@yandex.ru
Шалагинова Ксения Сергеевна
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=495547
Зылыгаева Светлана Александровна
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: cherkasova81@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=583374
Гученок Елизавета Сергеевна
ФГБОУ ВО ТулГУ ДОСП - детский сад, Тула, Россия
Воспитатель E-mail: lizo4ka96ch@mail.ru
Специфика психолого-педагогического сопровождения студентов-инвалидов на образовательном пути
Аннотация. В статье рассматривается специфика образования студентов-инвалидов. Особое внимание обращается на технологии психолого-педагогического сопровождения инвалидов в процессе обучения в вузе с учетом психологических особенностей студенческого периода жизни. Авторы проводят анализ результатов исследования по подготовке психолого-педагогических кадров к работе с инвалидами. На основе результатов исследования представлены направления психолого-педагогического сопровождения. Предложен проект подготовки волонтеров-социальных кураторов, который направлен на обеспечение условий успешной социализации и создания равных стартовых возможностей для их различных категорий, подготовку волонтеров среди молодежи к взаимодействию с инвалидами. Авторы
https://mir-nauki.com
обращают внимание на необходимость повышения квалификации педагогов, психологов, социальных работников по вопросам взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Показано использование адаптированных рабочих программ для студентов-инвалидов. Обращается внимание на то, что для успешного обучения инвалидов необходимо, чтобы содержание, методы и технологии, организационные, содержательные и психолого-педагогические условия были максимально приближены к конкретному человеку с учетом его возможностей, способностей, социального опыта. Результаты исследования могут быть интересны педагогам, психологам, кураторам студенческих групп, руководителям учреждений среднего и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: инвалид; студенческий период жизни; психолого-педагогическое сопровождение; образование
По данным федерального реестра инвалидов по состоянию на 1 ноября 2017 года в Российской Федерации насчитывается более 12 млн инвалидов, в том числе 643 тыс. детей-инвалидов. В современном российском обществе под влиянием модернизации в образовательных системах среднего, высшего и постпрофессионального образования произошло существенное изменение отношения общества и специалистов к лицам с проблемами в здоровье и оценки их возможностей развития. Большое значение отдавалось обучению детей с ОВЗ в условиях инклюзии [4]. Но и взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в квалифицированной психологической помощи и получении образовательных услуг: профессиональное образование, повышение квалификации, переподготовка, организация досуговой деятельности и т. д. [2].
Государственная программа «Доступная среда» способствует обеспечению приспособления инвалидами объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере образования. Необходимо отметить, что образование является неотъемлемым элементом общественной жизни. «...всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него возникнуть не могут» [5, с. 95] Активность личности любого человека, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, связана с образованием, с возможностями самореализации, проявлением своей индивидуальности, в том числе в будущей профессии. Включение инвалидов в общественную жизнь невозможно без развитой системы их образования и профессиональной подготовки, дальнейшего трудоустройства и повышения квалификации [6].
Модели обучения студентов-инвалидов вариативны. Сам характер ограничений и степень самостоятельности человека порождает специфику образовательных потребностей, целей и способов обучения, направленности на саморазвитие и самовоспитание. Соответственно меняются образовательные учреждения, но отсутствует единый подход к проблеме подготовки специалистов различного профиля (педагогов, психологов, социальных работников) к работе с инвалидами. Данное обстоятельство указывает на дефицит необходимых компетенций в работе со «специфическим» контингентом. Актуальной является адаптация содержания обучения к возможностям студентов-инвалидов с акцентом на наиболее актуальных для них проблемах, технологий обучения с учетом характера депривации человека и активизации его компенсаторных и развивающих механизмов в условиях учебно-воспитательного процесса вуза. Причем подготовка кадров должна включать аспекты психолого-педагогическое сопровождения образования студентов-инвалидов, вооружения знаниями о реабилитационно-психолого-педагогических механизмах совершенствования взаимоотношений в системе «инвалид - инвалид», «студент - студент-инвалид», «инвалид -общество» и т. д. [7-8].
Проведенное авторами исследование готовности специалистов к работе со взрослыми людьми, имеющими инвалидность, включало изучение основных структурных компонентов психолого-педагогической готовности. Выборку исследования составили студенты -выпускники психолого-педагогического направления подготовки, социальные работники и педагоги дополнительного образования, проходящие курсы повышения квалификации в области психолого-педагогической и социальной помощи инвалидам. В исследовании приняли участие 127 человек.
Личностная готовность оценивалась с помощью методики «Интолерантность -толерантность» Л.Г. Почебут и факторного личностного опросника Кеттелла (16 PF); эмоционально-волевой компонент психолого-педагогической готовности при помощи теста «Диагностика социальной эмпатии» и методики диагностики уровней эмпатических способностей В.В. Бойко; мотивационный компонент готовности специалистов при помощи методики диагностики социально-психологические установки личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкина и теста-опросника для измерения мотивации аффиляции А. Мехрабиана (М.Ш. Магомед-Эминов); когнитивная готовность оценивалась с помощью теста социального интеллекта Гилфорда. Анализ результатов исследования структурных компонентов психолого-педагогической готовности специалистов социального профиля к работе со взрослыми людьми, имеющими инвалидность, позволил распределить исследуемых респондентов по следующим уровням готовности. Высокий уровень готовности характерен для 18 % обследуемых, из которых 10,5 % студенты-психологи. Для них характерен высокий уровень социального интеллекта, который позволяет высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции, выстраивать взаимодействие выбирая эффективные способы общения в заданных обстоятельствах. Респонденты, обладающие высоким уровнем готовности, проявляют толерантное отношение к людям, в особенности к людям, имеющим ограничения в здоровье; обладают профессионально важными личностными качествами, способствующие продуктивному взаимодействию как со здоровыми людьми, так и с инвалидами, такие как открытость, эмоциональная стабильность, сознательность, самостоятельность, самоконтроль, сильная воля. Также для них характерен высокий уровень развития эмпатии, преобладание просоциальных установок на альтруизм и труд, в структуре потребностей доминирует потребность в добром отношении с людьми. Для среднего уровня готовности (64 % респондентов, из них 9,7 % студенты-психологи выпускных курсов) характерно небольшое снижение уровня социального интеллекта, способствующий хорошей адаптации, но недостаточный для построения точных суждений о поведении людей, в особенности с проблемами в здоровье. Респонденты обладают как личностными качествами, необходимыми для успешного выполнения профессиональной деятельности: например, открытость, эмоциональная стабильность, сознательность так и такими качествами, которые снижают эффективность работы в социальной сфере это податливость, склонность к чувству вины, зависимость от группы, недостаток самоконтроля, индифферентность. Так же наблюдается не стабильный уровень толерантности к людям, предполагающий скрытую интолерантность, что в критических ситуациях может перерасти в конфликт взаимоотношений. Предполагаем, что скрытая интолерантность может проявиться в ситуации непринятия человека с инвалидностью. Можно отметить средний уровень развития эмпатии, неустойчивость просоциальных установок; неустойчивость профессиональной мотивации, часто заключающаяся в безвыходности профессионального выбора. Низкий уровень готовности характерен для 18 % исследуемых (из которых 4 % это студенты выпускники). Они обладают низким уровнем по всем исследуемым критериям: низкий уровень социального интеллекта, что усложняет взаимоотношение с субъектами профессиональной деятельности (особенно с людьми, имеющими инвалидность); отсутствие терпимости (интолерантность) в общении с людьми, низкий уровень развития эмпатии, неспособность сочувствовать и сопереживать людям с проблемами в здоровье, отсутствие посоциальных установок.
Разрешение проблемы подготовки специалистов социальной сферы к работе со взрослыми людьми, имеющими инвалидность, мы видим в организации поэтапного повышения квалификации, которое будет включать: формирование необходимых когниций на основе теоретического курса (1 этап); формирование личностного, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов готовности посредством психолого-педагогического тренинга (2 этап); закрепление сформированных на предыдущих этапах качеств необходимых для работы с людьми имеющими инвалидность - супервизия со стороны психологов, педагогов-психологов (преподавателей), имеющих опыт профессиональной деятельности с людьми-инвалидами (3 этап).
Теоретический курс направлен на решение следующей системы задач: изучить психологические, личностные особенности взрослых людей имеющих инвалидность; научить выявлять потенциальные возможности и перспективы развития людей с ограниченными возможностями здоровья различного возраста; познакомить с различными средствами психолого-педагогической помощи инвалидам; рассмотреть эффективные способы и методы взаимодействия с людьми имеющими инвалидность.
Задачи психолого-педагогического тренинга по подготовке к работе с людьми имеющими существенные проблемы в здоровье связаны с формированием эмпатии и толерантного отношения к людям с инвалидностью; мотивации аффилиации, мотивации достижения высоких результатов в профессиональной деятельности и уверенность в собственных силах; обучением решению психолого-педагогических ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности; применению эффективных форм и способ взаимодействия с инвалидами [10].
Эффективность осуществления программы по подготовке специалистов к работе с людьми с проблемами в здоровье (инвалидами) подтверждается наличием статистически значимых различий в исследуемой группе на констатирующем и контрольном этапах (t = 2,30, р > 0,05). Качественный анализ данных эффективности экспериментальной работы выразился в наличии позитивных изменений во всех показателях компонентов психолого-педагогической готовности, изменении осознанности специалистами социального профиля проблемы помощи людям с инвалидностью и переосмыслению собственного отношения к ним.
Актуальным является обращение к подготовке и обучению волонтеров-социальных кураторов взаимодействию с лицами, имеющими ОВЗ и их внедрению в полноценную общественную деятельность, еще в процессе обучения студентов в вузе.
Подготовка волонтеров была организована и условно разделена на несколько блоков. Просветительский блок включал следующие этапы:
а) информационный этап - призван информировать общество о людях с ОВЗ; описать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; возможные трудности и проблемы в работе с лицами с ОВЗ;
б) законодательный этап позволяет получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, а также о российском и международном законодательстве, которые обеспечивают право на равный доступ детей к образованию.
Психологический блок направлен на помощь в овладении средствами коммуникации с детьми с ОВЗ, а также формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения с особыми детьми; формирование конфликтологической компетентности - стрессоустойчивости, конфликтоустойчивости, культуры саморегуляции, сензитивности, открытости и др.; анализ существующих стереотипов к людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку главных направлений по
разрушению барьеров; развитие эмпатии, толерантности - воспитание уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, общепризнанных норм, а также формирование желания и готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе единогласия; позиция позитивного принятия другого (детей с ОВЗ) - отношение уважения, понимания и безоценочности при межличностном взаимодействии вне зависимости от личностных качеств и проявлении другого, сохраняющее за человеком право оставаться автономным.
Подготовка социальных кураторов реализуется путем проведения семинаров, тренингов, выездных мероприятий на базы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [1].
На начальном этапе подготовки будущих волонтеров были исследованы цели и мотивы студентов и школьников к вступлению в волонтерские ряды. В качестве основополагающих причин участия в волонтерском движении 20 % опрошенных выбрали «чувство сострадания», 60 % - «решение основных задач и проблем, имеющихся в сфере добровольнической помощи» и 20 % выбрали «возможность самореализации и выработке новых качеств личности». Также, нами был задан основной вопрос «Что вас заинтересовало в волонтерской деятельности?» 40 % опрошенных ответили «нужда в помощи», 20 % сделали свой выбор «потому что это что-то новое и интересное», 40 % студентов и школьников характеризуют волонтерскую деятельность с детьми и молодежью, имеющими ограниченные возможности здоровья с «возможностью развития профессиональных качеств личности». На вопрос «Хотели бы Вы пройти подготовительное обучение?» все студенты и школьники высказали свою потребность и необходимость.
Представим план мероприятий для будущих волонтеров-социальных кураторов в таблице 1.
Таблица 1
План мероприятий, направленный на подготовку волонтеров-социальных кураторов к работе с детьми и молодежью, имеющими ОВЗ
Название мероприятия Цель мероприятия
Семинар «Юридические и правовые аспекты иклюзивного образования» Повышение правовой грамотности молодежи, формирование конфликтологической компетентности
Тренинг «Работа с барьерами и стереотипами» Рассмотрение основных стереотипов; выработка основных направлений по разрушению барьеров, овладению эмоциями
Семинар-практикум «Поговорим о то лерантно сти» Формирование уважения и признания равенства; выработка умений принимать других такими, какие они есть
Практическое занятие «Книга для всех» Создание книг для лиц с ОВЗ
Тренинг «Психологическая помощь» Обучение волонтеров психологической помощи лицам с ОВЗ
Семинар «Научился сам, научи другого» Разработка буклетов, информационных стендов для тех, кто хочет стать волонтером
Веселые старты «Позитивное принятие» Участие волонтеров, школьников, студентов и семей с детьми с ОВЗ в совместных играх и конкурсах
Семинар-тренинг «Коммуникативные навыки» Обучение школьников и студентов навыкам общения с лицами с ОВЗ
Например, работа на семинаре «Юридические и правовые аспекты инклюзивного образования» предполагала освоение слушателями двух блоков - теоретического и практического. Участники обсудили следующие вопросы: юридические и правовые аспекты инклюзивного образования; основные направления деятельности волонтера; компоненты готовности к волонтерской деятельности. Семинар-практикум «Поговорим о толерантности» и тренинг «Работа с барьерами и стереотипами» запомнился школьникам и студентам большой практической ориентацией, комплексом множества упражнений и заданий, на которых они ознакомились с основными качествами, которыми необходимо овладеть волонтеру.
https://mir-nauki.com
Курс по выбору «Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» направлен на усвоение студентами теоретических знаний и получение практических навыков в области психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей и молодежи [5]. В рамках дисциплины студенты знакомятся с технологиями проектирования программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Профессиональное образование инвалидов осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов [9].
Например, задания адаптированной рабочей программы для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и иными соматическими заболеваниями учитывают их психофизиологические особенности. Объем заданий, сроки их выполнения устанавливаются преподавателем индивидуально для каждого обучающегося с инвалидностью или ОВЗ. При выполнении заданий для самостоятельной работы указанные обучающиеся получают дополнительные индивидуальные консультации преподавателя [3].
Для слепых задания и иные материалы оформляются в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом; письменные задания выполняются обучающимся на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, либо надиктовываются ассистентом; для слабовидящих задания и иные материалы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации оформляются увеличенным шрифтом; обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; при необходимости обучающимся предоставляется увеличивающее устройство, допускается использование увеличивающих устройств, имеющихся у обучающихся; для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости обучающимся предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; по их желанию зачет проводится только в письменной форме; для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей) письменные задания выполняются обучающимися на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту; по их желанию экзамен/зачет проводится только в устной форме.
Таким образом, специфика образования взрослых инвалидов заключается в использовании компенсаторной, коррекционно-развивающей и поддерживающей функций. Данные функции направлены на организацию психолого-педагогического сопровождения инвалида на образовательном пути. Важно, чтобы содержание, технологии обучения были максимально приближены к конкретному студенту-инвалиду.
Решение проблемы подготовки профессионалов к работе с людьми, имеющими инвалидность, повысит уровень профессиональной компетентности специалистов социальной сферы, позволит эффективно осуществлять психолого-педагогическую помощь всем слоям населения; т. е. удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гученок Е.С., Шалагинова К.С. Подготовка волонтеров -социальных кураторов к работе с детьми и молодежью с ограниченными возможностями здоровья // Академия педагогических идей «Новация». - 2017. - № 12 (декабрь). - АРТ 149-эл. - 0,2 п.л. - URL: http://akademnova.ru/page/875548.
2. Декина Е.В., Самсонова Г.О., Шалагинова К.С. Психолого-педагогические основы работы с различными категориями детей и молодежи. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. - Тула: Изд-во «Аквариус», 2017. - 156 с.
3. Декина Е.В., Черкасова С.А., Шалагинова К.С. Опыт разработки и реализации инновационных форм и технологий в комплексном сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. С. 293.
4. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21.12.12 г., одобрен Советом Федерации 26.12.12 г., вступил в силу с 01.09.13 г. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 192 с.
5. Исаев Е.И. Педагогическая психология. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 347 с.
6. Сорокоумова Е.А., Лобанова А.В., Кузнецова В.В. Психология обучения взрослых в контексте непрерывного образования // Инициативы XXI века. 2015. № 3. С. 71-73.
7. Малофеев Н.Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. 2007. №11. С. 23-24.
8. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире - М.: Просвещение, 2010. - 319 с.
9. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70680520/#ixzz50fgQC0xo.
10. Синькова С.Ю. Особенности профоториентационной работы с подростками и молодыми инвалидами. http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/10400.pdf.
Dekina Elena Viktorovna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia
E-mail: kmppedagogika@yandex.ru
Shalaginova Ksenia Sergeevna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia
E-mail: shalaginvaksenija99@yandex.ru
Zylygaeva Svetlana Aleksandrovna
Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia
E-mail: cherkasova81@mail.ru
Guchenok Elizaveta Sergeevna
FGBOU VO Tulgu TO SP - kindergarten, Tula, Russia E-mail: lizo4ka96ch@mail.ru
Specifics of psychological and pedagogical support of disabled students on an educational journey
Abstract. The article deals with the specifics of education of students with disabilities. Special attention is paid to the technology of psychological and pedagogical support of disabled people in the process of education at the University. The article deals with the specifics of education of students with disabilities. Special attention is paid to the technology of psychological and pedagogical support of disabled people in the process of education at the University, taking into account the psychological characteristics of the student life. The authors analyze the results of the study on the preparation of psychological and pedagogical personnel to work with people with disabilities. On the basis of the results of the study the directions of psychological and pedagogical support are presented. The project of training of volunteers-social curators, which is aimed at providing conditions for successful socialization and the creation of equal starting opportunities for their various categories, training of volunteers among young people to interact with the disabled, is proposed. The authors draw attention to the need to improve the skills of teachers, psychologists, social workers on the interaction with people with disabilities. The use of adapted work programs for students with disabilities is shown. Attention is drawn to the fact that for the successful training of disabled people it is necessary that the content, methods and technologies, organizational, content and psychological and pedagogical conditions are as close as possible to a specific person, taking into account his abilities, abilities, social experience. The results of the study may be of interest to teachers, psychologists, curators of student groups, heads of institutions of secondary and higher professional education.
Keywords: disabled person; student period of life; psychological and pedagogical support; education
REFERENCES
1. Gusenok E.S., K.S. Shalaginova the Training of volunteers, social curators to work with children and young people with disabilities // Academy of pedagogical ideas "Innovation". - 2017. - № 12 (December). ART 149-El. - 0.2 p. l. - URL: http: // akademnova .ru/page/875548 Oh?
2. Decina E.V., Samsonova G.O., Shalaginova K.S. Psychological and pedagogical bases of work with various categories of children and youth. Social and pedagogical support of children with disabilities. - Tula: Publishing house "Aquarius" by 2017. - 156 p.
3. Decina E.V., Cherkasova S.A., Shalaginova K.S. Experience in development and implementation of innovative forms and technologies in complex support of children with disabilities // Modern problems of science and education. 2017. No. 5. P. 293.
4. Law "on education in the Russian Federation" of 29.12.2012 № 273-FZ. Adopted by the state Duma on 21.12.12, approved by the Federation Council on 26.12.12, entered into force on 01.09.13 - M.: shopping center Sphere, 2013. - 192 seconds -recommendations on the organization of educational process for training of disabled persons and persons with disabilities in educational institutions of higher education, including the equipment of the educational process (approved. Ministry of education and science of the Russian Federation on April 8, 2014 n AK-44 / 05vn). GUARANTOR system: http://base.garant.ru/70680520/#ixzz50fgQC0xo.
5. Isaev E.I. psychology of education. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2012. -347 p.
6. Sorokoumova E.A., Lobanova A.V., Kuznetsova V.V. Psychology of adult education in the context of continuing education // initiatives of the XXI century. 2015. No. 3. Pp. 71-73.
7. Malofeev N.N. Why integration into education is natural and inevitable // Almanac of IKP RAO. 2007. No. 11. Pp. 23-24.
8. Malofeev N.N. Special education in a changing world - M.: Education, 2010. - 319 p.
9. Guidelines for the organization of the educational process for the training of persons with disabilities and persons with disabilities in educational institutions of higher education, including the equipment of the educational process (approved. Ministry of education and science of the Russian Federation on April 8, 2014 n AK-44 / 05vn). GUARANTOR system: http://base.garant.ru/70680520/#ixzz50fgQC0xo.
10. Sinkova S.Y. Features profitorientated work with teenagers and young people with disabilities. http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/10400.pdf.