Выводы. Для успешной реабилитации и адаптации в различных сферах жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста после КИ необходимо создавать максимально положительную среду, поддерживать его деятельность и адекватное поведение, которое возможно лишь благодаря грамотной специально организованной работе специалистов ДОО. Данная работа должна строиться на основе особых принципов и методов работы, продиктованных спецификой и особенностями детей после КИ, для чего необходим не только высокий уровень компетентности и знаний педагогов в области работы с такими детьми, но и значимым вступает их психологическая готовность. Помимо этого, успех в воспитании и обучении дошкольников после КИ в значительной степени зависит и от личностных качеств педагога.
Литература:
1. Ершова В.В., Попова М.Р. Психологическая адаптация детей с нарушениями слуха после кохлеарного имплантирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. №2 (178).
2. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом [Текст] / О. В. Зонтова. — СПб: КАРО, 2008. - 203 с.
3. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых: учебно-методическое пособие / И. В. Королева. - СПб.: ЛЕМА. - 2008. - 118 с.
4. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации. — СПб.: КАРО, 2009. - 288 с.
5. Сурдопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. - М.: ВЛАДОС, 2010 - 199 с.
Психология
УДК 159.922.76
кандидат психологических наук, доцент Солдатов Дмитрий Вячеславович
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Солдатова Светлана Викторовна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Аннотация. В статье рассматриваются этапы сопровождения профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ), представлена базовая модель Центра психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения и методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения ЛОВЗ. Рассматривается специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве. Раскрывается специфика психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих обучающихся с ОВЗ в условиях СПО.
Ключевые слова: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзивное среднее профессиональное образование.
Annotation. The article deals with the stages of support of vocational training for disabled people and persons with disabilities. The basic model of the Center of psychological and pedagogical support of professional training and methodological support of psychological and pedagogical support of professional training of LOVZ is presented. The specificity of professional activity of the teacher-psychologist in inclusive educational space is considered. The specificity of psychological and pedagogical support of families of students with disabilities in the context of the SPO.
Keywords: disabled people, persons with disabilities, psycho-pedagogical support, inclusive secondary vocational education.
Введение. С нашей точки зрения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ЛОВЗ) в образовании нужно оценивать не как «ущербных» и «ограниченных», а как имеющих своеобразные особенности (особые образовательные потребности), которые необходимо учитывать в частности при обучении. Впрочем, особенности не являются отличительной чертой этих лиц; в конечном счете, те или иные особенности, индивидуальные свойства имеют и все остальные обучающиеся, не имеющие «диагнозов».
Очевидно, что у лиц с «ограниченными возможностями здоровья» есть неограниченно широкие возможности позитивной социализации: они не только потенциально способны эффективно социализироваться, но и доказывают это на деле. Инвалиды и ЛОВЗ потенциально не ограничены в возможности профессиональной интеграции. Они и раньше имели, и сейчас имеют широкие возможности для личностной и профессиональной самореализации, социальной коммуникации, успешности в различных сферах жизни. И вопрос не состоит в том, чтобы для них были созданы какие-то «щадящие» условия, но вопрос состоит в том, чтобы обучение осуществлялось в соответствии с их объективными потребностями в особых условиях, учитывающих состояние здоровья и некоторые иные обстоятельства [1; 4].
Изложение основного материала статьи. Для эффективного решения вопросов профессиональной подготовки в условиях инклюзивного профессионального образования необходимо выстроить систему психолого-педагогического сопровождения (ППС) инвалидов и ЛОВЗ. Такая система, конечно, имеет вариативную представленность в различных регионах, в разных образовательных организациях профессионального образования (ООПО), реализующих обучение инвалидов и ЛОВЗ [3; 5]. Цо при всей вариативности этих систем можно выделить ряд общих, традиционно существующих этапов реализации мероприятий сопровождения профессионального обучения.
Этапы реализации мероприятий сопровождения профессионального обучения инвалидов и ЛОВЗ
Первый этап: психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и ЛОВЗ в процессе профессиональной оптации. На этом этапе традиционно решается широкий спектр специфических задач психолого-педагогического сопровождения:
• осуществление профориентационного консультирования инвалидов и ЛОВЗ;
• проведение профессионального тестирования инвалидов, а именно объективного и качественного выявления психофизиологических и личностных качеств, определения базовых профессиональных умений, навыков, знаний и способностей к обучению;
• проведение комплекса мероприятий по повышению общеобразовательного уровня поступающих в СПО и адаптации их к процессу профессионального обучения;
• разработка, адаптация и внедрение новых методик для оптимизации профессионального консультирования и профессионального тестирования инвалидов и ЛОВЗ.
• формулирование рекомендаций по разработке оптимальной программы проведения профессиональной реабилитации инвалида на основании полученных данных (интересов, склонностей, способностей, индивидуально-личностных особенностей, профессионально-важных качеств, мотивации, потенциальных и компенсаторных возможностей и уровня подготовки);
• проведение комплекса мероприятий по адаптации поступающего к процессу профессионального обучения, повышению его социальной активности;
• выделение группа риска из поступающих на профессиональную реабилитацию в СПО по результатам вступительных испытаний и мероприятий по профессиональной диагностике;
• обеспечение учебного процесса и адаптационных мероприятий на подготовительных курсах.
• обеспечение социально-психологического сопровождения слушателей подготовительных курсов и лиц, проходящих профессиональные диагностические мероприятия.
Второй этап: психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и ЛОВЗ в процессе профессионального обучения.
• индивидуальное и групповое консультирование обучающихся СПО и членов их семей для облегчения вхождения в учебный процесс, активизации и приобретения новых навыков коммуникации и социальной адаптации;
• психокоррекционная работа в индивидуальной и групповой форме, направленная на нормализацию психоэмоционального состояния, улучшение функций познавательных психических процессов, стрессоустойчивости, решение семейных проблем, конфликтных ситуаций, повышение самооценки и разрешение личностных проблем, помощь в самоопределении и профессиональной ориентации;
• психологическое сопровождение обучающихся во время учебных занятий, на зачетах и экзаменах, оказание психологической помощи в случае возникновения конфликтов, ухудшения психоэмоционального состояния;
• проведение первичной и текущей психодиагностики в виде тестирования дая уточнения маршрута психологической реабилитации;
• участие в работе реабилитационных команд с целью обеспечения комплексного социально-психологического и педагогического подхода к процессу профессиональной реабилитации и проведению мониторинга реабилитационного процесса;
• проведение информационно-разъяснительных мероприятий по психологическому просвещению, повышению психологической культуры обучающихся и их семей в форме лекций и бесед по вопросам важности психологических знаний для лучшей интеграции человека с ограниченными возможностями в общество;
• проведение «Групп общения», целью которых является развитие коммуникативных навыков обучающихся, активизация процессов самопознания и самоактуализации личности;
• изучение и анализ состояния учебного процесса в организации СПО, оказание помощи педагогическим работникам в выборе форм и методов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, внедрение в учебный процесс новых, современных форм и методов профессионального обучения и воспитания;
• участие в работе по повышению педагогического мастерства и квалификации руководящих и педагогических работников.
Третий этап: психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и ЛОВЗ на этапе адаптации в профессиональной деятельности.
• психолого-педагогическое сопровождение в процессе трудоустройства выпускников;
• взаимодействие с Центрами социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, агентствами занятости и другими организациями, работающими с инвалидами и ЛОВЗ (или предоставляющими им услуги);
• участие в организации и проведении «Ярмарок вакантных рабочих мест» для инвалидов;
• мониторинг процесса социализации.
Четвертый этап: психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и ЛОВЗ в процессе их интеграции в профессиональную деятельность.
• поддержка интеграции в профессиональной деятельности;
• мониторинг результатов социальной и профессиональной интеграции.
• проведение «Групп общения» с выпускниками организации СПО, целью которых является активизация процессов самоидентификации и самоактуализации личности.
Для реализации этих этапов в каждой образовательной организации, осуществляющей обучение инвалидов и ЛОВЗ, должен быть создан Центр психолого-педагогического сопровождения (ЦППС). Как показывает практика такие центры имеют разные названия, разную структуру, но сути дела это не меняет: задачи, функции и основные направления работы оказываются при этом примерно одинаковыми. Центр
может работать как самостоятельное подразделение, но целесообразно делать его структурным подразделением Центра обеспечения инклюзивного обучения в организациях среднего профессионального образования. Вне зависимости от названий и соподчинения различных структур, важнейшим моментом организации и реализации интегрированного (инклюзивного) обучения инвалидов и ЛОВЗ является соблюдение принципа комплексного подхода.
Цель ЦППС: содействие в создании специальных условий, направленных на обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями.
Базовая модель Центра психолого-педагогического сопровождения профессионального обучения инвалидов и ЛОВЗ
Базовая структурная модель ЦППС предполагает создание следующих подразделений.
1. Организационно-методический отдел организует и направляет всю работу от выявления инвалидов и ЛОВЗ до их сопровождения после окончания ими профессионального обучения.
2. Психолого-педагогический консилиум осуществляет психолого-педагогическую диагностику инвалидов и ЛОВЗ, мониторинг потребностей в особых условиях.
3. Отдел психологического сопровождения реализует диагностическую, коррекционную, развивающую, профилактическую, консультативную психотерапевтическую работу.
4. Отдел педагогического сопровождения осуществляет поддержку и сопровождение социализации и социальной адаптации, интеграции, оказывает поддержку в профессиональном обучении,
5. Отдел дистанционного сопровождения инклюзивного обучения организует информационную поддержку студентов с особыми образовательными потребностями, их родителей, родственников, преподавателей по вопросам обучения, развития, социализации. Осуществляет популяризацию ценностей толерантности, вариативности, инклюзивности в образовательной организации.
6. Отдел профориентации и содействия трудоустройству организует и направляет работу по ППС выбора направления профессионального обучения и места трудовой деятельности по окончании обучения. Сопровождает адаптацию ЛОВЗ в ходе профессионального обучения и трудовой деятельности (1-3 года). Изучает профессиональную среду, потребности региона в трудовых кадрах, устанавливает и поддерживает связи с предприятиями-работодателями, ведет пропаганду, помогает защищать и отстаивать права и интересы инвалидов и ЛОВЗ.
7. Команда наставников, тьюторов, кураторов (из числа сотрудников ООПО) осуществляет сопровождение процессов профессионального обучения, воспитания профессионально важных качеств личности и овладения профессиональными формами поведения у студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Помогают студентам-инвалидам и студентам с ОВЗ преодолевать трудности профессионализации, адаптации в ООПО и интеграции на рабочем месте после окончания обучения.
8. Группа волонтеров (из числа обучающихся в ООПО) оказывает комплексную поддержку студентам-инвалидам и студентам с ОВЗ в социализации: в приобщении и активном овладении ценностями обучения, нормами поведения, деятельности и самостоятельной жизни в стенах ООПО и за ее пределами.
Методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения
Эффективная работа ЦППС возможна только в условиях скоординированной деятельности различных ее структурных подразделений и качественного методического обеспечения.
1. Методические рекомендации преподавателям по работе со студентами-инвалидами и студентами с ограниченными возможностями здоровья.
2. Планы работы специалистов, работающих с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации (директора, заместителей директора, психолога, педагогов, социального педагога, тьюторов, волонтерской организации).
3. Методическое сопровождение работы по повышению квалификации всех специалистов, работающих с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации.
4. Методическое сопровождение работы по контактному и дистанционному ППС родителей и родственников инвалидов и ЛОВЗ, обучающихся в ООПО.
5. Методические рекомендации по ППС выбора профессии и трудоустройству.
Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве
К основным задачам деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве СПО следует отнести:
• конкретизация особенностей психического состояния обучающегося и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования, реализуемого на основе адаптированной образовательной программы;
• разработка и уточнение условий образования и воспитания (определение, совместно с другими специалистами Центра ППС, образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ в структуре деятельности образовательной организации), адекватных выявленным индивидуальным особенностям;
• психологическое консультирование родителей (законных представителей), педагогических, медицинских, социальных работников, при необходимости работников иных учреждений и ведомств, представляющих интересы ребенка в семье, образовательной организации, в социуме в целом;
• отслеживание динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе включения ребенка в инклюзивную среду образовательной организации (совместно с другими специалистами ЦППС);
• разработка и реализация профилактической и коррекционно-развивающей деятельности по отношению к обучающемуся с ОВЗ в структуре адаптивной образовательной программы;
• участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры специалистов, педагогического коллектива [2].
В соответствии с вышеприведенными основными целями и задачами, одной из основных функций психолога следует считать диагностическую.
При этом, достоверность оценки психического развития обучающегося обеспечивается не только профессиональным опытом психолога, но и некоторыми аспектами проведения подобной оценки, которая является вариантом углубленной психологической диагностики. К таким аспектам следует отнести:
• комплексную динамическую оценку нарушений в развитии, препятствующих развитию обучающихся с ОВЗ и реализации по отношению к ним процесса образования;
• уточнение и конкретизацию специальных образовательных условий, которые даны в рекомендациях ПМПК (комиссии).
• характер адаптированной образовательной программы (содержание, уровень, направленность, степень дифференциации и индивидуализации).
• Условия реализации адаптированной образовательной программы: фронтальное, индивидуальное, фронтально-индивидуальное обучение; смешанное обучение - индивидуальный режим посещения уроков, один-два или более свободных дней в неделю в соответствии с показаниями и по согласованию с администрацией СПО.
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих обучающихся с ОВЗ в условиях
СПО
Основная цель работы психолога с родителями - это их своевременное информирование об особенностях развития психики обучающегося, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий, проводимых целенаправленно и систематически; формирование активной позиции в вопросах воспитания и обучения и продуктивных форм взаимодействия со своими сверстниками.
При осуществлении взаимодействия с родителями психолог должен руководствуются рядом принципов:
- индивидуально-ориентированный подход к каждой семье;
- соблюдение морально-этических норм в общении с каждой семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями;
- конфиденциальность в общении психолога с родителями;
- своевременное оказание коррекционно-педагогической помощи обучающемуся и его семье с момента поступления в СПО;
- равноправное партнёрство с семьей; педагогический оптимизм, ориентация на положительный прогноз в развитии обучающегося; комплексный подход в системе психолого-педагогической помощи семьям, осмысленный взаимообмен информацией в процессе сотрудничества педагогов и специалистов.
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей обучающегося с ОВЗ, может быть представлен в виде следующих этапов:
1. Исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка.
2. Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество.
3. Оценка путей оказания психолого-педагогической помощи.
4. Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики.
5. Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы.
6. Анализ эффективности достигнутых результатов.
В зависимости от различий в семейном воспитании, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Содержание психолого-педагогической помощи семье включает в себя многообразные теоретические и практические направления и заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки семье и ее отдельным членам в проблемных ситуациях. Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат. В этом случае для каждой конкретной семьи разрабатывается своя индивидуальная комплексная программа реабилитации, в которой объединены элементы психологической коррекции, педагогического воздействия, дефектологии, социальной работы.
Выводы. Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования инвалидов и ЛОВЗ в среднем профессиональном образовании - это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов различных профилей, педагогов и семьи «особого» ребенка. Данный вид сопровождения можно рассматривать как систему деятельности коллектива образовательной организации, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи обучающимся с ОВЗ в решении их индивидуальных проблем, связанных с: физическим и психическим здоровьем; успешным продвижением в обучении; эффективной межличностной коммуникацией; жизненным и профессиональным самоопределением.
Литература:
1. Гедгафова, Л.М. Практика реализации модели тьюторского сопровождения в отечественном высшем образовании // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-realizatsii-modeli-tyutorskogo-soprovozhdeniya-v-otechestvennom-vysshem-obrazovanii
2. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 102 с.
3. Организация работы по профориентации и профадаптации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ [Текст]: учебно-методический комплект / [сост. Г.В. Резапкина] - Сыктывкар: КРИРО, 2014. - 48 с.
4. Романенкова, Д.Ф., Романович, H.A. Задачи и направления деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №5. [Электронный ресурс] URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25163
5. Сопровождение инклюзивного образования. ГУ ВО «Центр информатизации и оценки качества образования». - Вологда, 2012. [Электронный ресурс] URL: http://ocpmcc.edu35.ru/index.php
Психология
УДК 159.923.2
доктор психологических наук, профессор Соловьёва Ольга Владимировна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)
аспирант Нартов Александр Александрович
Частное образовательное учреждение высшего образования
«Институт Дружбы народов Кавказа» (г. Ставрополь)
ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТА-СЕМИНАРИСТА
Аннотация. В статье раскрывается специфика духовного образования, которая обусловливает становление и развитие индивидуальной психологии студента духовной семинарии. Показано, что содержание и организация процесса обучения в духовной семинарии связаны с формированием духовно-нравственных качеств, мировоззрения, смысложизненных ориентациях, основывающихся на гуманистических христианских принципах любви и милосердия. Индивидуально-психологические особенности семинаристов обнаруживают себя в профессиональной идентичности, ценностных ориентациях, волевой саморегуляции.
Ключевые слова: духовное образование, студент семинарии, личностные качества, духовно-нравственные качества, индивидуально-психологические особенности.
Annotation. The article reveals the specificity of theological education, which determines the formation and development of the student theological seminary individual psychology. It is shown that the content and organization of the educational process in the theological seminary are connected with the formation of spiritual and moral qualities, worldview, life orientations based on the humanistic Christian principles of love and mercy. Individual psychological peculiarities of seminarians reveal themselves in professional identity, value orientations, and volitional self-regulation.
Keywords: spiritual education, seminary student, personal qualities, spiritual and moral qualities, individual and psychological features.
Введение. Для правильного воцерковления верующим людям нужны опытные, доброжелательные, соответствующим образом обученные священнослужители, чтобы служить людям в качестве православного священника, получив высшее духовное образование, которое даётся в духовных семинариях и академиях. Оно представляет собой процесс профессиональной подготовки служителей религиозных организаций, специалистов-богословов, способных передавать богословские знания другим людям. Это - подготовка преподавателей богословских дисциплин в духовных учебных заведениях различного типа и уровня, миссионеров, катехизаторов, журналистов и др. Духовное образование является специфичным по своему содержанию и организации процесса: содержательный аспект раскрывается в его целях и задачах, связанных с обучением религии и её культуре, воспитанием духовно-нравственных качеств будущего богослова, приобщением к чтению святоотеческой литературы, житий святых и другого, направленного на развитие личностных характеристик будущего священнослужителя, его индивидуально-психологических особенностей, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. Организационный аспект связан со своеобразием самого процесса подготовки студентов-семинаристов, в том числе требований к будущему теологу на этапе поступления в семинарию: так, при поступлении у абитуриента должна быть рекомендация от священнослужителя, которую возможно получить будучи активным участником церковной жизни прихода, к которому он относится. Само обучение естественным образом предполагают акцент на богословские знания и формирование у семинаристов умений и навыков, обеспечивающих духовное развитие и соответствие будущей профессии. Сказанное позволяет предположить, что специфика духовного образования необходимым образом обусловливает становление и развитие индивидуальной психологии студента-семинариста. Раскрытию этой связи посвящена статья.
Изложение основного материала статьи. Духовное (религиозное) образование представляет собой единый целенаправленный процесс обучения православной религии и её культуре и воспитания на основе православной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, Церкви, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных потребностей и интересов [8, с. 10].
Поступить в духовную семинарию может любой православный христианин в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет. Интересно и важно отметить, что среди прочих «стандартных» документов, для поступления кандидату, решившему стать студентом данного учебного заведения, необходимо предоставить рекомендации от священнослужителей населенного пункта, где он проживает (рекомендации должны быть обязательно заверены архиереями). Чтобы получить такую рекомендацию, кандидату в студенты духовной семинарии нужно, например, участвовать в послушаниях на клиросе (читать и петь), помогать священнику, ухаживать за утварью в церкви, помогать преподавателям воскресных школ, необходимо общаться с настоятелем своего храма, и это общение должно быть максимально насыщенным.
Е.В. Щербакова, проводя исторический анализ особенностей учебно-воспитательного процесса в духовных семинариях, замечает, что образование здесь опирается на идею о том, что главными человеческими добродетелями выступают духовность, нравственность, патриотизм, образованность, принципиальность. Вследствие чего определяющими приоритетами в профессиональном образовании в духовных семинариях выступают единство духовных (религиозных) и нравственных личностных качеств, обретаемых в совместной реализации гуманитарного потенциала доминирующих ценностей православной педагогики [12]: Христоцентричность (ориентация на идеал, в котором представлено воплощение абсолютного образа человека); личностность (представление о человеке как образе и подобии Божьем); сотериологичность (что, скорее, ко всему ещё и дань истории - она означает приоритет религиозно-