Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
'The Space and Time of Education' 'Raum und Zeit der Bildung'
Специальное образование
Special Education / Spezialausbildung
УДК 930(376:327)
Т.В. Кузьмичева
Афонькина Ю.А. , Кузьмичева Т.В.**
Ю.А. Афонькина
Состояние и перспективы развития инклюзивного образования
в Мурманской области
*Афонькина Юлия Александровна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии Мурманского государственного гуманитарного университета
E-mail: [email protected]
**Кузьмичева Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Психолого-педагогического института Мурманского государственного гуманитарного университета, руководитель Ресурсного Центра инклюзивного образования
E-mail: [email protected]
В статье представлен анализ современного состояния практики инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в Баренцевом Евро-Арктическом регионе с учетом российского и международного опыта реализации инклюзии. Описана структура региональной модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: региональная модель инклюзивного образования, дети с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-медико-педагогический консилиум, ресурсный центр, сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.
К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, скандинавские страны) ведущей тенденцией в развитии образования детей с особыми потребностями является интегрированное (инклюзивное) образование. Детям, включенным в образовательный процесс, создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка. В каждой из стран реализуются собственные модели инклюзивного образования, что свидетельствует о невозможности создания универсальных интегративных моделей образования. Существует ряд предпосылок успешной реализации инклюзивного образования в любой стране, к которым относят:
— демократическое общественное устройство с гарантированным соблюдением прав личности;
— финансовая обеспеченность образовательного процесса;
— наличие широкого перечня специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой школы, детского сада;
— ненасильственный характер протекания интеграционных процессов, возможность выбора образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых системами общего и специального образования;
— готовность общества к взаимодействию с людьми с особыми потребностями [Саламанкская декларация... 1994].
Для стран, реализующих инклюзивное образование, были определены приоритетные направления в сфере общего школьного образования, которые стали непременными условиями включения детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс: вариативность в организации процессов обучения и учения; обучение детей в индивидуальном темпе в соответствии с персональными образовательными программами; обеспечение возможности понимания и принятия друг друга разными детьми с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.
В России проблемы интегрированного образования актуализируются с 90 гг. XX в. Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции, что было связано с начавшимися в стране реформами политических институтов и
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области
демократическими преобразованиями в обществе. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают образование, как правило, в учреждениях системы специального образования, хотя известны случаи успешной интеграции детей с нарушением зрения, слуха и т.д.
В исследованиях Н.Н. Малофеева [Малофеев 2011.а, б] были выделены следующие тенденции. Прямое знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет тому назад, сразу позволило увидеть ряд внешне притягательных черт инклюзивного подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла, прежде всего, родителей проблемных детей. Именно родители инициировали первые опыты обучения своих детей в массовых детских садах и школах. Несмотря на некоторый благоприятный фон для зарождения интеграционных процессов в образовании, в целом, очевидно, что в России интеграции предстоит стать полномасштабным явлением и обрести характер устойчивой тенденции в условиях, принципиально отличающихся от западноевропейских. Европа вошла в интегра-тивный период на этапе развития уже установившихся, юридически закрепленных норм демократии и экономического подъема, Россия — в ситуации становления демократических норм, их первого законодательного оформления и глубокого экономического кризиса». Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения — это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны. Такой подход к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, культурного, правового развития. Инклюзивное (включающее) образование — это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. Это шаг на пути достижения конечной цели — создания «включающего» общества. «Включающее» образование позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.
Инклюзивное (или включающее) образование: дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения [Винзер 2010; Семаго 2010, Шматко и др. 2010].
Сейчас важнейшим звеном в становлении системы инклюзивного образования в России становится научно-методическая разработка недостающих технологических звеньев существующих моделей включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду. В связи с этим разработка нормативно-правовых и организационно-методических основ разных моделей инклюзивного образования в Российской Федерации является особенно актуальной.
Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями, предполагает взаимодействие качества образования и качества жизни всех обучающихся, а также образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.
С 1 сентября 2013 г. в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников, согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации».
На сегодняшний день проблема адаптации образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, а также проблема создания специальных условий для каждой категории детей с ОВЗ в инклюзивном классе или группе приобретает особую значимость.
Изучение и анализ имеющихся в инклюзивной практике подходов для решения поставленных задач может оказаться исключительно полезным, Однако сложившиеся практики инклюзии не могут быть механически перенесены в российскую действительность хотя бы по той причине, что идеи инклюзии, которые насчитывают в Западной Европе не один десяток лет, в нашей реальности развиваются не эволюционным, а революционным путем.
В то же время, подход к инклюзии с точки зрения общемировых тенденций и практик оказывается полезным, позволяя, во-первых, рационально использовать имеющиеся мировые практики, адаптируя их к определённым условиям; во-вторых, разработать оригинальные подходы к решению собственных проблем, осуществляя сравнительный анализ условий и технологий; в-третьих, войти в мировое сообщество со своими достижениями. Поэтому изучение опыта развития инклюзивного образования в Баренц-регионе является особенно актуальным.
Кольский полуостров, большая часть которого находится за Полярным кругом, является самой северной частью России. Дети, проживающие в Мурманской области, имеют «особые» условия для своего физиологического развития. Причинами ухудшения состояния здоровья детского населения в регионе являются:
— экстремальные природно-климатические условия Севера (Полярная ночь, продолжительный снежный период, среднегодовая температура +0,5С);
— техногенное загрязнение внешней среды (крупные горно-металлургические предприятия, единственный в России атомный ледокольный флот и др.).
Следствием неблагоприятного влияния отрицательных факторов является рост детей, для которых характерно нарушение хода психического развития на разных возрастных этапах. Так, в 2012/2013 учебном году в системе образования
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области
Мурманской области общая численность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов составила 8 736 детей, из них-с задержкой психического развития 1 419 обучающихся и 4 359 — с проблемами речевого развития (по данным мониторинга, проведенного Министерством образования и науки Мурманской области совместно с МГГУ).
Также увеличивается количество детей, у которых по нейропсихологическим показателям наблюдается пограничное состояние между нормой и патологи ей. Все больше становится детей с эмоциональными, поведенческими проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности, часто из-за дефицита внимания окружающих.
В условиях общемировой тенденции глобализации, нестабильной геополитической ситуации утверждение реалий многокультурного общества является одним из наиболее важных направлений государственной политики. Мурманская область — один из регионов, характеризующихся интенсивностью миграционных процессов. Современная региональная специфика обусловлена разнообразным этническим составом региона, существенной динамичностью миграционных процессов.
Увеличение числа детей-мигрантов в Мурманской области (на сегодняшний день их больше 950 человек) — значительная и многоаспектная проблема для гуманитарного и педагогического сообщества региона. Отметим, что дети-мигранты являются детьми с особыми образовательными потребностями в силу, прежде всего, билингвального характера их речевого развития, а также необходимостью их социокультурной адаптации.
Для монолингвального региона, каким ранее являлась Мурманская область, это новая сложная задача, требующая консолидации сил научной и педагогической общественности. На наш взгляд, учет региональных особенностей, образовательных потребностей, сложившихся в регионе, является одним из важнейших факторов, определяющих успешность проектирования и реализации практики инклюзивного образования.
В рамках реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России № АФ-150/06 от 18.04.2008 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами» [Письмо Министерства образования и науки... 2008], в Мурманской области организован эксперимент по созданию в образовательных учреждениях модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Мурманской области № 2011 от 28.10.2011 [Приказ Министерства... 2011]; см. также [Приказ Министерства... 2012]).
Главной целью эксперимента является создание модели инклюзивного образования для детей особыми образовательными потребностями, к которым, в том числе, относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, дети их семей мигрантов (выходцев из республик Кавказа и Средней Азии, не адаптированных к условиям Севера), представители малочисленных народов Крайнего Севера (коми, саами), а также обучающиеся, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Региональная образовательная политика строится на основе федерального и регионального законодательства с учетом специфики географических, демографических, социальных и экономических факторов, характерных для Кольского полуострова. Особенно ценным для региона представляется его территориальная близость к странам Скандинавии, что позволяет устанавливать прочные профессиональные контакты с педагогическим сообществом Норвегии, Швеции, Финляндии, где практика организации инклюзивного образования насчитывает более 20 лет.
В 2012 г. Мурманская область стала участником международного российско-финского проекта «Школа для всех: развитие инклюзивного образования» (A School for All — Development of Inclusive Education), нацеленного на создание мультикультурной образовательной среды и расширение возможностей школ в обучении лиц с особыми образовательными потребностями (грант программы «ENPI Коларктик» ["What Is Kolarctic ENPI CBC..." 2014]). Партнерами проекта являются: Министерство образования и науки Мурманской области, Мурманский государственный гуманитарный университет, Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры, Министерство образования и науки Архангельской области, Северный (Арктический) федеральный университет (Архангельск), Лапландский университет (Рованиеми, Финляндия).
ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Логотип проекта «Школа для всех: развитие инклюзивного образования» (A School for All — Development of Inclusive Education) на сайте Лапландского университета (Рованиеми, Финляндия), http://www.ulapland.fi/InEnglish/Units/Faculty-of-Education/Research/Projects/A-School-For-All
м. Г Г У
и
Логотипы участников проекта «Школа для всех» ^
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области
Преподаватели МГГУ со своими финскими коллегами — участники проекта «Школа для всех» (Мурманск, март 2012 г.). Фото с сайта http://www.mshu.edu.гu/index.php?option=com_ content&task=view&id=5427&Item id=421
Установочный семинар в рамках проекта «Школа для всех» на базе Лапландского университета (Рованиеми, октябрь 2012 г.). Фото с сайта http://www.mshu.edu.ru/index.php? option=com_content&task=view&id=4773& Itemid=421
Конференция «Голоса Севера: вызовы инклюзии в образовании» в рамках проекта «Школа для всех» в Лапландском университете (Рованиеми, апрель 2014). Фото с сайта http://www.mshu.edu.ru/ index.php?option=com_content& task=view&id=6593&Itemid=421
В рамках данного проекта экспериментальная практика инклюзивного образования реализуется в 15-ти образовательных организаций Мурманской области. Большую часть детей, обучающихся в условиях инклюзивного образования, составляют дети с задержкой психического развития, речевыми нарушениями, поведенческими проблемами. Кроме детей с ограниченными возможностями здоровья полиморфной категорией, включенной в образовательный процесс, являются дети из семей мигрантов, психолого-педагогическое сопровождение которых осуществляется под руководством профессорско-преподавательского состава МГГУ (психолого-педагогическая служба сопровождения мигрантов, действующая при Ресурсном центре поддержки инклюзивного образования).
На основе анализа международного и российского опыта организации инклюзивного образования нами были определены общие проблемы и пути решения, адекватные социально-экономической ситуации, сложившейся в регионе, а также разработана и апробирована модель психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в условиях инклюзивного образования (рис. 1).
Министерство образования и науки Мурманской области
j к И ' г
Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры (МОИПКРОиК)
г ^__■—" Т 1 V ' Г
Муниципальный ресурсный центр МГГУ
Ресурсный Центр инклюзивного образования УФМС
Территориальные психолого-медико-педагогические комиссии — (Т) ПМПК Психолого-педагогическая служба сопровождения мигрантов
Образовательные учреждения
Учителя-логопеды Учителя-дефектологи Педагоги-психологи Психолого-медико-педагогический ^ч ( консилиум ) ПМП(к) Специальные педагоги Тьюторы Медицинские работники
Организации по сопровождению семьи и реабилитации детей с ООП
Медицинские учреждения Социальные службы Общественные организации
Рис. 1. Региональная модель сопровождения детей с ООП в условиях инклюзивного образования
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области
Остановимся на анализе экспериментальной региональной модели сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с ОВЗ получают образование в обычных образовательных учреждениях, где на основе рекомендаций специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, медицинских работников) создаются специальные педагогические, социально-психологические, медико-валеологические условия, разрабатываются индивидуальные образовательные планы и индивидуальные маршруты сопровождения.
Научно-методическое обеспечение экспериментальной инклюзивной практики осуществляет профессорско -преподавательский состав Мурманского государственного гуманитарного университета (МГГУ) и Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры (МОИПКРОиК).
С 2011 г. на базе МГГУ создан научно-образовательный Ресурсный центр поддержки инклюзивного образования, содействующий решению проблем кадрового обеспечения в данной области. Преподавателями модифицированы образовательные программы повышения квалификации для специалистов, реализующих практику инклюзивного образования. Деятельность Ресурсного центра направлена на создание профессионального сообщества педагогов инклюзивного образования, что является, по мнению И.С. Дрягиной [Дрягина 2013], основным ресурсом развития инклюзивного образования
BP
205
Научно-образовательный центр «Инклюзивное образование»
Research and Education
Center "Inclusive Education"
Региональный ресурсный центр инклюзивного образования
Regional Resource Centre for Inclusive Education
Региональный ресурсный центр инклюзивного образования (Мурманск). Фото с сайтов http://www.ulapland.fi/loadeг.aspx?id = 53afbd94-aeab-442c-9b25-437 52c1075ab,
http://www.ulapland.fi/loadeг.aspx?id = 7b432229-23cc-433b-b7f3-0c02940bbd4d и http://www.mshu.edu.гu/index.php?option=com_content&task=blogsection&id = 52&Itemid = 2851
В программах повышения квалификации вопросы инклюзивного образования рассматриваются с нормативно-правовой, социальной, психологической и методической точки зрения в разделах надпредметной и предметной подготовки. Предусмотрены практические занятия в форме обучающих семинаров, в проведении которых принимают участие педагоги, имеющие опыт инклюзии; мастер-классов, организуемых в образовательных учреждениях, осуществляющих экспериментальную деятельность в сфере инклюзивного образования; научно-практических конференций, направленных на обмен опытом по организации инклюзивного образования для разных категорий детей с ООП. Слушатели имеют возможность углубленно изучить вопросы организации ПМП(к) в образовательном учреждении, взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, мониторинга достижений ребенка в освоении образовательной программы, создания толерантной, а значит, безопасной, образовательной среды в образовательном учреждении.
На базе Ресурсного центра инклюзивного образования МГГУ была организована служба сопровождения мигрантов, задачами которой являются: информационно-консультационная поддержка педагогов, работающих с детьми-мигрантами в школах и ДОО Мурманска и области (проведение семинаров, круглых столов и конференций по проблемам языковой и социокультурной адаптации билингвальных детей); информационно-разъяснительная работа среди мигрантов-родителей по вопросам обеспечения образовательных потребностей их детей; научно-исследовательская и методическая работа (сбор информации, анализ и решение возникающих проблем, разработка курсов для студентов педагогических специальностей и практикующих педагогов в области речевого развития и социокультурной адаптации детей-билингвов). Решение данных задач было бы невозможно без отлаженной системы взаимодействия Ресурсного Центра с Федеральной миграционной службой по Мурманской области, региональным Министерством образования и науки, национально-культурными объединениями и образовательными учреждениями Мурманской области.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области
На сегодняшний день разработана и апробируется в образовательных организациях г. Мурманска (МБДОУ № 122, 133, 4, МОУ СОШ № 56, 18, 43) модель образовательной адаптации детей из семей мигрантов на основе принципа поликультурности.
Фестиваль физкультуры и спорта «Белый медвежонок» в МБДОУ № 122, март 2013 г. Фото с сайта http://www.edu.murmansk.ru/ index03.htm
Урок здоровья в МОУ СОШ № 43, 2013 г. Фото с сайта http://www.sc43murm.narod.ru/ Fotoalbum.htm
МОУ СОШ № 18. Детский подростковый клуб
«Прометей». Фото с сайта http://my-school18.ucoz.ru/index/detskij_podrostkovyj_ klub_quotprometejquot/0-82
Разработка организационно-методических основ работы с детьми из семей мигрантов с учетом особенностей их социокультурной и образовательной ситуации, а также подходов к проектированию и реализации инновационных технологий осуществляется на основе данных о психическом и социальном развитии детей. не владеющих или слабо владеющих русским языком, о причинах их трудностей в обучении, полученных в ходе широкомасштабного психологического исследования, проводимого преподавателями кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ.
В условиях региона основным организующим моментом деятельности образовательных организаций по развитию практики инклюзивного образования является работа психолого-медико-педагогических консилиумов. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) — постоянно действующий, объединенный общими целями коллектив образовательного учреждения, который реализует конкретную стратегию обучения и воспитания ребенка с ООП (кто, когда, какими технологиями пользуется). ПМПк решает следующие задачи:
— организация комплексного диагностического обследования обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей;
— составление характеристики развития обучающегося с ООП, своеобразная «сборка статуса ребенка»;
— разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ООП;
— содействие семье в решении вопросов образования и адаптации обучающихся с ООП;
— принятие решения о необходимости и создание условий для привлечения при необходимости дополнительных ресурсов для наиболее полного удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся;
— мониторинг результатов сопровождения обучающихся с ООП в образовательной организации.
В таблице 1 представлен модуль индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ООП.
Таблица 1
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ООП
ФИ, возраст _
Класс (группа)_
Направления сопровождения Цель Задачи Количество занятий в неделю Используемые технологии Форма работы (индивидуальная, подгрупповая, групповая) Ответствен ный
Социально-педагогическая
Педагогическая
Психологическая
Языковая
Медико- валеологическая
Согласовано: Подпись родителей (законных представителей)
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области
Важным для Мурманского региона является отработка механизма введения обучающегося в инклюзивное образование. Эту задачу выполняют территориальные психолого-медико-педагогические комиссии, направленные на поддержку развития инклюзивного образования. (Т)ПМПК определяет: необходимость специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ; необходимость использования специальных программ (методов, средств, приемов); разрабатывает модуль программы сопровождения; осуществляет динамическое изучение ребенка, обучающегося в инклюзивных условиях,
В Мурманской области при ТПМПК созданы Ресурсные центры поддержки инклюзивного образования. Они систематизируют опыт работы в сфере инклюзии; содействуют внедрению инновационных технологий инклюзивного образования в регионе; обеспечивают тьюторскую поддержку педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в инклюзивных условиях; координируют взаимодействие специалистов в ходе сопровождения обучающихся; развивают практику сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих инклюзивную практику; устанавливают партнерские отношения с родителями.
Координирующим звеном в организации инклюзивного образования в муниципалитетах выступают Муниципальные методические службы, обеспечивая методический ресурс для процесса инклюзии ребенка с ОВЗ.
С целью обобщения и распространения инновационного регионального опыта инклюзивного образования с 2012 г. проводится научно-практическая конференция, которая стала ежегодной. Конференция организуется совместно преподавателями кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ и специалистами Центра психолого -педагогической реабилитации и коррекции г. Мурманска. Проблемы инклюзивного образования также представлены в научных докладах преподавателей МГГУ на межвузовских научно-практических конференциях [Инклюзивное образование... 2011; Традиционные и инновационные подходы... 2012].
Для развития кадрового обеспечения инклюзивного образования в регионе на базе МГГУ с 2010 г. осуществляется подготовка бакалавров по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования» [Кузьмичева, Кобзева 2013]. При кафедре специальной педагогики и психологии организована деятельность методической школы «Ребенок с особыми образовательными потребностями как субъект образовательных отношений в условиях развития образования региона». В ее состав входят как преподаватели кафедры, так и практики, работающие в инновационном режиме. Деятельность методической школы стала своеобразным механизмом разработки и внедрения технологий инклюзивного образования, ориентированных на региональную специфику.
Таким образом, в регионе создаются условия, обеспечивающие равный доступ к получению качественного образования всеми детьми, независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с
особыми потребностями (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.) [Электронный ресурс] / / РООИ «Перспектива». Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/ protec-rights/law/ international/ vw-504/
2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с
19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / / Законодательная база Российской Федерации. Режим доступа: http://zakonbase.ru/ zakony/ob-obrazovanii/
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для полу-
чения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» [Электронный ресурс] / / Информационно-правовой портал ГАРАНТ. Режим доступа: http://iv.garant.ru/ SESSION/PILOT/main.htm.
4. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 28.10.2011 № 2011 «Об организации ре-
гионального эксперимента по созданию в образовательных учреждениях Мурманской области модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] / / ЦПМПК Мурманской области: Региональный эксперимент по созданию в образовательных учреждениях Мурманской области модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Нормативные документы. Режим доступа: http://cpmpkmurmansk.ucoz.ru/index/regionalnyj_ehksperiment_po_ sozdaniju_v_obrazovatelnykh_uchrezhdenijakh_murmansko]_oblasti_modeli_inkl]uzi/0-15.
5. Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 30.11.2012 № 2506 «Об утверждении
Положения об организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Мурманской области» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Мурманской области. Официальный сайт. Режим доступа: http://minobr.gov-murman.ru/ files/pr2506-12.pdf.
6. Винзер М. От интеграции к инклюзии: история специального образования в XX веке / / Дефектология.
2010. № 6. С. 9 — 11
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области
7. Дрягина И.С. Создание профессионального педагогического сообщества как основной ресурс развития
инклюзивного образования // Дефектология. 2013. № 1. С. 68 — 74
8. Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы: Материалы Всероссийской виртуальной
научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы» (1 февраля — 31 марта 2011г.) / Отв. ред. Т.В. Кузьмичева, А.В. Гущина. Мурманск: МГГУ, 2011.
9. Кузьмичева Т.В. Инклюзивное образование в Баренцевом Евро-Арктическом регионе // Высшее образо-
вание в России. 2013. № 7. С. 63 — 67.
10. Кузьмичева Т.В., Кобзева О.В. К вопросу подготовки педагогов инклюзивного образования / / Письма в
Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2013. № 1.С. 19—42.
11. Малофеев Н.Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя / / Дефектология.2011.а. № 4.
С. 3— 17.
12. Малофеев Н.Н. Система специального образования на этапе модернизации / / Дефектология. 2011.б. № 2.
С. 3 — 17.
13. Семаго М.М. Инклюзивное образование :от методологической модели к практике / М.М. Семаго, Н.Я. Сема-
го // Вестник Московского городского педагогического университета. 2010. № 4(14). С. 81 — 91.
14. Традиционные и инновационные подходы к организации психолого-педагогической помощи лицам с
ограниченными возможностями здоровья: Материалы Всероссийской виртуальной научно-практической конференции «Традиционные и инновационные подходы к организации психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья» (1 октября — 30 ноября 2011 г.) / Отв. ред. Т.В. Кузьмичёва. Мурманск: МГГУ, 2012.
15. Шматко Н.Д., Головчиц Л.А., Стребелева Е.А. Подходы к модернизации системы дошкольного образова-
ния детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2009. № 2. С. 19—23.
16. Ainscow M. "Developing Inclusive Education Systems: What Are the Levers for Change?." Inclusion and Diversity
in Education. Eds. P. Hick, and G. Thomas. London: Sage Publications, 2009, volume 2, pp. 1 — 13.
17. Chapin III F.S., Peterson G., Berkes F., Callaghan T.V., Angelstam P., Apps M., Beier C., Bergeron Y., Crepin A-
S., Danell K., Elmqvist T., Folke C., Forbes B., Fresco N., Juday G., Niemela J., Shvidenko A., Whiteman G. "Resilience and Vulnerability of Northern Regions to Social and Environmental Change." AMBIO: A Journal of the Human Environment 33.6 (2004): 344—349.
18. Clark C., Dyson A., Millward A., Robson S. "Theories of Inclusion, Theories of Schools: Deconstructing and Re-
constructing the "Inclusive School"." British Educational Research Journal 25.2 (1999): 157—177.
19. Drabble S. Support for Children with Special Educational Needs (SEN). RAND Europe, 2013. PDF-file.
<http://www.rand.org/ content/ dam/rand/pubs/research_reports/RR100/RR180/RAND_RR180.pdf>.
20. Kesalahti E. Aspects of Administrative Support in Implementing Inclusive Education: A Case Study of Three Finnish
Comprehensive Schools. Master's Thesis. Rovaniemi: University of Lapland, 2014. PDF-file. <http://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/97380/Kes%C3%A4lahti.Essi.pdf?sequence=4>.
21. Kesalahti E., Vayrynen S. Learning from Our Neighbours: Inclusive Education in the Making. Report Produced
as a Part of A School for All — Development of Inclusive Education Project, Funded by the EU (Kolarc-tic ENPI CBC). Rovaniemi: University of Lapland Printing Centre, 2013. PDF-file. <http: / /www.doria.fi/bitstream/handle/10024/98914/Learning%20from%200ur%20Neighbours %20-%20 Inclusive % 20Education % 20in % 20the % 20Making.pdf?sequence=4>.
22. Mitchell D. What Really Works in Special and Inclusive Education: Using Evidence-Based Teaching Strategies. New
York: Routledge, 2014.
23. Nelson C. "The Polar Bear in the Room: Diseases of Poverty in the Arctic."International journal of circumpolar health
72.1 (2013): 1—4.
24. Tarr J.M., Tsokova D., Takkunen U.-M. "Insights into Inclusive Education through a Small Finnish Case Study of
an Inclusive School Context." International Journal of Inclusive Education 16.7 (2012): 691 — 704.
25. Thomas G. "A Review of Thinking and Research about Inclusive Education Policy, with Suggestions for a New
Kind of Inclusive Thinking." British Educational Research Journal 39.3 (2013): 473 —490.
26. Waitoller F.R., Artiles A.J. "A Decade of Professional Development Research for Inclusive Education A Critical
Review and Notes for a Research Program." Review of Educational Research 83.3 (2013): 319—356.
27. "What Is Kolarctic ENPI CBC. What's New in Kolarctic ENPI CBC." Kolarctic CBC 2014 - 2020 - Public Hearings
in Finland and Sweden. Kolarctic ENPI CBC: Cross-Border Cooperation, n.d. Web. <http://www.kolarcticenpi.info/en;jsessionid=f7558e0f33018abdd3eb4e150546>.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области
28. Young T.K., Rawat R., Dallmann W., Chatwood S., Bjerregaard P., eds. Circumpolar Health Atlas. Toronto: University of Toronto Press, 2012.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Афонькина, Ю. А., Кузьмичева, Т. В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области [Электронный ресурс] / Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 8. — Вып. 1: Пространство и время образования — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.52
STATE AND PROSPECTS OF INCLUSIVE EDUCATION DEVELOPMENT IN THE MURMANSK REGION
Yulia A. Afonkina, Ed.D, Associate Professor, Head of the Department of Special Education and Special Psychology, Murmansk State Humanitarian University
E-mail: [email protected]
Tatiana V. Kuzmicheva, Ed.D, Associate Professor, Director of Psychological and Pedagogical Institute of Murmansk State Humanitarian University, Head of Resource Center of Inclusive Education (Murmansk Region)
E-mail: [email protected]
In many developed countries of the world by the end of the twentieth century, inclusive education of children with special needs became the leading trend in the development of education. This presupposes additional special conditions, assistance and support that are created for children enrolled in the educational process. From the one hand, common problems of Barents Euro-Arctic region (BEAR) as the area of difficult living environment require of international cooperation in the field of education a whole and in inclusive education in particular. However, from the other hand, each country implements its own model of inclusive education, which indicates the impossibility of creating a of universal integrative education models. In this case, national approach does not interfere transnational cooperation, on the contrary, enriches it substantively and institutionally.
The subject of our study is inclusive education in Murmansk region, which is a key segment of BEAR, the site for Russian-Finnish educational project 'A School for All — Development of Inclusive Education' (since 2012), aimed at creation of the multicultural educational environment for children with special educational needs (SEN). In Murmansk region, in addition to children with disabilities, special category that is in the educational process, is children of migrant families
Our paper is a brief overview of the development of inclusive education for children of preschool and school age. For this purpose, we used a normative and institutional analysis and institutional modeling.
Thus, we developed and tested a regional model of psychological and pedagogical support for children with special educational needs in terms of inclusive education. Central link of this model is the Murmansk State Humanities University and Resource Center of Inclusive Education, created on its base and having service for psychological and pedagogical support of migrants within its structure. Under the conditions of the region, the main organizing element of educational institutions on the practical development of inclusive education is the work of psychological, medical and pedagogical consilium. Psychological, medical and pedagogical consilium (PMPK) is a permanent staff of an educational institution that implements a specific strategy of training and education of a child with SEN. PMPK solves the following tasks:
(i) organization of comprehensive diagnostic evaluation of students to identify their special educational needs;
(ii) drawing up of the characteristics of the pupil with SEN;
(iii) development of individual educational routes for pupil with SEN;
(iv) assistance to families in matters of education and adaptation of pupils with SEN;
(v) adoption of decision on the necessity of attract additional resources to best meet the special educational needs of pupils and creating conditions for this;
(vi) monitoring of results of support of pupils with SEN in an educational organization.
Since 2010, in aims of human resources development for needs of inclusive education in Murmansk region, MSHU trains bachelors in "Psycho-pedagogical education" (specialization "Psychology and Pedagogy of Inclusive Education").
Thus, analyzing the institutional features of the development of inclusive education in the Murmansk region, we conclude that there are conditions which ensure equal access to quality education for all children, regardless of their individual characteristics, mental and physical abilities. Finnish researchers report (Kesalahti E., Vayrynen S. Learning from Our Neighbours: In-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области
clusive Education in the Making. Report Produced as a Part of A School for All - Development of Inclusive Education Project, Funded by the EU (Kolarctic ENPICBC). Rovaniemi: University of Lapland Printing Centre, 2013) also confirms this conclusion.
Keywords: regional model of inclusive education; children with special educational needs; psychological and educational support; psychological, medical and pedagogical consultation; resource center; co-operation in the Barents Euro-Arctic Region.
References:
1. Ainscow M. "Developing Inclusive Education Systems: What Are the Levers for Change?." Inclusion and Diversity
in Education. Eds. P. Hick, and G. Thomas. London: Sage Publications, 2009, volume 2, pp. 1—13.
2. Chapin III F.S., Peterson G., Berkes F., Callaghan T.V., Angelstam P., Apps M., Beier C., Bergeron Y., Crepin A-
S., Danell K., Elmqvist T., Folke C., Forbes B., Fresco N., Juday G., Niemela J., Shvidenko A., Whiteman G. "Resilience and Vulnerability of Northern Regions to Social and Environmental Change." AMBIO: A Journal of the Human Environment 33.6 (2004): 344—349.
3. Clark C., Dyson A., Millward A., Robson S. "Theories of Inclusion, Theories of Schools: Deconstructing and Re-
constructing the "Inclusive School"." British Educational Research Journal 25.2 (1999): 157—177.
4. Drabble S. Support for Children with Special Educational Needs (SEN). RAND Europe, 2013. PDF-file.
<http://www.rand.org/ content/ dam/rand/pubs/research_reports/RR100/RR180/RAND_RR180.pdf>.
5. Dryagina I.S. "Creation of Professional Teaching Community as the Main Resource of Inclusive Education De-
velopment." Defectology 1 (2013): 68 — 74. (In Russian).
6. "Federal Law no. 273-FZ, 29 Dec. 2012 (Ed. 7 May 2013 with Changes Effective from 19 May 2013) "On Education
in the Russian Federation"." Legal Base of the Russian Federation. N.p., n.d. Web. <http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/>. (In Russian).
7. Kesalahti E. Aspects of Administrative Support in Implementing Inclusive Education: A Case Study of Three Finnish
Comprehensive Schools. Master's Thesis. Rovaniemi: University of Lapland, 2014. PDF-file. <http://www.doria.fi/bitstream/handle/10024/97380/Kes%C3%A4lahti.Essi.pdf?sequence=4>.
8. Kesalahti E., Vayrynen S. Learning from Our Neighbours: Inclusive Education in the Making. Report Produced
as a Part of A School for All — Development of Inclusive Education Project, Funded by the EU (Kolarc-tic ENPI CBC). Rovaniemi: University of Lapland Printing Centre, 2013. PDF-file. <http: / /www.doria.fi/bitstream/handle/10024/98914/Learnmg%20from%20Our%20Neighbours %20-%20 Inclusive % 20Education % 20in % 20the % 20Making.pdf?sequence=4>.
9. Kuzmicheva T.V. "Inclusive Education in the Barents Euro-Arctic Region." Higher Education in Russia 7 (2013):
63 — 67. (In Russian).
10. Kuzmicheva T.V., ed. Proceeding of the All-Russian Virtual Scientific and Practical Conference "Traditional and Innova-
tive Approaches to Psychological and Educational Assistance to Persons with Disabilities" (Murmansk, 1 Oct. -30 Nov. 2011). Murmansk: Murmansk State Humanities University Publisher, 2012. (In Russian).
11. Kuzmicheva T.V., Gushchina A.V., eds. Proceedings of the All-Russian Virtual Scientific and Practical Conference "In-
clusive Education: Problems, Experience and Prospects" (Murmansk, 1 Feb. - 31 March 2011). Murmansk: Moscow State Mining University, 2011. (In Russian).
12. Kuzmicheva T.V., Kobzeva O.V. "On the Issue of Training Teachers for Inclusive Education." The Emissia.Offline
Letters 1 (2013): 19—42. (In Russian).
13. "Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation no. AF-150/06, 18 Apr. 2008 "On Creation
of Conditions for the Education of Children with Disabilities and Handicapped Children"." Information and Legal Portal GARANT. GARANT-Service Ltd., n.d. Web. <http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm>. (In Russian).
14. Malofeev N.N. "Eulogy of Inclusion, or Speech in Defense of Myself." Defektology 4 (2011): 3 — 17. (In Russian).
15. Malofeev N.N. "The System of Special Education at the Stage of Modernization." Defectology 2 (2011): 3 — 17. (In
Russian).
16. Mitchell D. What Really Works in Special and Inclusive Education: Using Evidence-Based Teaching Strategies. New
York: Routledge, 2014.
17. Nelson C. "The Polar Bear in the Room: Diseases of Poverty in the Arctic."International journal of circumpolar health
72.1 (2013): 1—4.
18. "Order of Ministry of Education and Science of the Murmansk Region from 28.10.2011 № 2011 "On the Organi-
zation of a Regional Experiment on Creating of Model of Inclusive Education for Children with Disabilities in Educational Institutions of the Murmansk Region"." Regional Experiment to Create Model of Inclusive
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Мурманской области
Education for Children with Disabilities in Educational Institutions of the Murmansk Region: Normative Documents. Central Psychological, Medical and Pedagogical Commission of the Murmansk Region, n.d. Web. <http://cpmpkmurmansk.ucoz.ru/index/regionalnyj_ehksperiment_po_sozdaniju_v_obrazovatelnykh_ uchrezhdenijakh_murmanskoj_oblasti_modeli_inkljuzi / 0-15>. (In Russian).
19. "Order of Ministry of Education and Science of the Murmansk Region no. 2506, 30 Nov. 2012 "On Approval of
the Regulation on Organization of Integrated (Inclusive) Education of Children with Disabilities in Educational Institutions of the Murmansk Region"." Official Website of Ministry of Education and Science of the Murmansk Region. Governance of the Murmansk Region, n.p. PDF-file. <http://minobr.gov-murman.ru/files/pr2506-12.pdf>. (In Russian).
20. Semago M.M., Semago N.Ya. "Inclusive Education: From Methodological Model to Practice." Herald of the Mos-
cow City Pedagogical University 4 (2010): 81 — 91. (In Russian).
21. Shmatko N.D., Golovchits L.A., Strebeleva E.A. "Approaches to the Modernization of the System of Preschool
Education for Children with Disabilities." Defectology 2 (2009): 19—23. (In Russian).
22. Tarr J.M., Tsokova D., Takkunen U.-M. "Insights into Inclusive Education through a Small Finnish Case Study of
an Inclusive School Context." International Journal of Inclusive Education 16.7 (2012): 691 — 704.
23. Thomas G. "A Review of Thinking and Research about Inclusive Education Policy, with Suggestions for a New
Kind of Inclusive Thinking." British Educational Research Journal 39.3 (2013): 473 —490.
24. UNESCO, Ministry of Education and Science, Spain. The Salamanca Statement and Framework for Action on Spe-
cial Needs Education Adopted by the World Conference on Special Needs Education: Access and Quality. Salamanca, Spain, 7—10 June 1994. PDF-file. <http://www.unesco.org/education/pdf/SALAMA_E.PDF>.
25. Vinzer M. "From Integration to Inclusion: The History of Special Education in the XX Century." Defectology 6
(2010): 9 — 11. (In Russian).
26. Waitoller F.R., Artiles A.J. "A Decade of Professional Development Research for Inclusive Education A Critical
Review and Notes for a Research Program." Review of Educational Research 83.3 (2013): 319—356.
27. "What Is Kolarctic ENPI CBC. What's New in Kolarctic ENPI CBC." Kolarctic CBC 2014 - 2020 - Public Hearings
in Finland and Sweden. Kolarctic ENPI CBC: Cross-Border Cooperation, n.d. Web. <http://www.kolarcticenpi.info/en;jsessionid=f7558e0f33018abdd3eb4e150546>.
28. Young T.K., Rawat R., Dallmann W., Chatwood S., Bjerregaard P., eds. Circumpolar Health Atlas. Toronto: Uni-
versity of Toronto Press, 2012.
Cite MLA 7:
Afonkina, Yu. A., and T. V. Kuzmicheva. "State and Prospects of Inclusive Education Development in the Murmansk Region." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya obazovaniya' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: 'The Space and Time of Education'] 8.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.52>. (In Russian).