Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
О браЗоватеЛЬНаЯ среда Educational Environment / Bildungsumfeld
УДК 659.4:37.014.53:37.04/.06
Коренева А.Ю*, Макарова А.В.**
А.Ю. Коренева А.В. Макарова
Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
*Коренева Александра Юрьевна, аспирантка кафедры философии языка и коммуникации, философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
E-mail: [email protected]
**Макарова Арина Вячеславовна, аспирантка кафедры философии языка и коммуникации, философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]
Статья представляет собой развитие идей проекта «Образовательные выставки как инструмент инклюзивного образования», который получил Диплом I степени на XII Всероссийском конкурсе студенческих проектов в области развития общественных связей «Хрустальный апельсин» (2012) в номинации «Связи с общественностью в образовании и науке». Социальные институты — образовательная выставка и музей — характеризуются в статье в качестве инструментов социального управления для развития идеи инклюзивного образования и идеи инклюзивности в целом.
Ключевые слова: инклюзивность, инклюзивное образование, образовательные выставки, музеи, музейная деятельность, неформальное образование.
Современная российская система образования, переживающая значительные законодательные и организационные изменения, создает запрос на усиление связей между своими элементами, изменение форм управления, поиск новых способов взаимодействия участников образовательного процесса, внедрение новых видов образования. Образовательная политика в условиях преобразования системы образования в соответствии с разнообразием потребностей и возможностей населения обозначает новые социально ориентированные приоритеты. Одной из первостепенных задач образовательной политики становится обеспечение равных возможностей его получения, в рамках реализации данной задачи особую роль приобретает внедрение принципов инклюзивного обучения.
Под инклюзивным образованием подразумевается обучение людей с ограниченными возможностями, не в специализированных учебных заведениях, а в системе массового образования, базируется такое образование на принципе равноправия. Инклюзивное образование как совместное обучение людей с ограниченными возможностями со здоровыми учащимися представляет для российской системы образования инновационное явление.
Для успешного внедрения инклюзивного образования и его эффективного функционирования необходима модель управления, учитывающая интересы всех заинтересованных групп (представителей научно-педагогической общественности, руководителей и сотрудников учебных заведений органов, учащихся, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья, органов государственной власти Российской Федерации, спонсоров).
Подобное управления в инклюзивном образовании может быть осуществлено посредством такого инструмента, как образовательные выставки. Коммуникационная природа образовательных выставок позволяет им создавать условия для взаимодействия всех субъектов образовательной деятельности и содействовать выработке эффективных решений для системы образования, в частности, для реализации принципов инклюзивного образования.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
Исходя из тех результатов и возможностей, которые выставочная деятельность может предоставить различным участникам образовательной системы, все цели образовательных выставок уместно будет разделить на несколько групп:
— социально - экономические и политические цели (в рамках развития инклюзивного образования к этой группе целей будут относиться обеспечение равных возможностей получения образования для различных групп населения, отчет государства о развитии социальной и образовательной политики в отношении людей с ограниченными возможностями, привлечение спонсорской и благотворительной помощи для внедрения необходимых в инклюзивном образовании технологий);
— информационно - коммуникационные цели (привлечение внимания населения к проблеме интеграции людей с ограниченными возможностями, информирование общества о существовании инклюзивной системы образования и ее возможностях);
— образовательные цели (в том числе повышение квалификации учителей и преподавателей).
Потенциал образовательных выставок в развитии и продвижении идеи инклюзивного образования лег в основу проекта «Образовательные выставки как инструмент инклюзивного образования»1, который получил Диплом I степени на
1 Проект выполнялся в 2011—2012 гг. студентками философского факультета Московского государственного университете имени М.В. Ломоносова — А.Ю. Сгибовой (Кореневой), А.В. Макаровой, И.В. Ануфриевой. Научный руководитель проекта — профессор Г.В. Сорина [Сорина 2012]. Полный текст проекта опубликован в журнале «Пространство и Время» (Пространство и Время. 2012. № 3(9). С. 227—234).
XII Всероссийском конкурсе студенческих проектов в области развития общественных связей «Хрустальный апельсин» в номинации «Связи с общественностью в образовании и науке».
Проект предложен в качестве возможного пути решения проблемы отсутствия достаточного внимания со стороны российского общества к проблемам людей с ограниченными возможностями, которая на микроуровне заключается в недостаточной информированности общества о наличии инклюзивной системы образования и о ее возможностях.
Московский Государственный Университет имени М.ВЛомоносова Философский факультет Отделение Связей с общественностью
егео **
Образовательные
выставки
как инструмент , инклюзивного образования
Обложка, титульный лист и одна из страниц проекта «Образовательные выставки как инструмент инклюзивного образования» (2011)
В качестве одного из возможных решений этих проблем проект предлагал информирование общества о тех сложностях, с которыми люди с ограниченными возможностями сталкиваются в конкретной области жизни — образовании, и о существующей технологии преодоления этих сложностей — системе инклюзивного образования. В качестве канала информирования были выбраны образовательные выставки.
В соответствии со структурой процесса организации и проведения выставочных мероприятий, предложенной Ф.И. Шарковым [Шарков 2006, с. 82], реализацию проекта «Образовательные выставки как инструмент инклюзивного образования» можно разделить на три этапа: предвыста вочную, выставочную и поствыста вочную деятельность .
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
Этап 1. Предвыставочная деятельность
На предвыставочном этапе введется исследовательская деятельность, согласуется программа мероприятий, рассылаются приглашения, анонсируются цели, темы, концепция выставок (которые применительно к образовательным выставкам отражают актуальные для системы образования проблемы) и выстраивается коммуникация со всей целевой аудиторией: потенциальными участниками и посетителями, корпорациями, органами государственной власти и СМИ.
В рассматриваемом проекте этому этапу уделялось наибольшее внимание, во-первых, так как сам проект представляет собой теоретико-методологическую основу возможного мероприятия, во-вторых, так как кампания по информированию населения о проблемах людей с ограниченными возможностями, по замыслу проекта, должна начинаться непосредственно здесь, а не на этапе проведения выставки. Итак, этап состоял из:
— исследовательской деятельности (постановка, формулировка и изучение истории проблемы), определения целей, задач и целевой аудитории проекта / кампании, создания концепции и построения структуры проекта;
— информирования о проблеме;
— подготовки и организации выставочного мероприятия;
— приглашения целевых аудиторий на мероприятие.
Уже на этом этапе требовалось не только рассказать о проблеме, но и привлечь к ней внимание. В противном случае дальнейшие действия в рамках кампании оказались бы неэффективны. Поэтому для первоначального информирования населения о проблеме было предложено использовать все возможные массовые каналы информирования: СМИ, блоги, социальные сети, официальные сайты государственных органов и общественных организаций. Все сообщения в указанных источниках должны были посвящаться предшествующей промо-акции2.
2 Промо-акция — вид рекламной активности, путем которой участники мероприятия узнают о товаре / услуге не из какого-либо источника, а лично — попав непосредственно на раздачу рекламных образцов товара, демонстрацию оказания той или иной конкретной услуги и т.п.
Основная роль в первоначальном информировании отводилась Интернету как популярному и динамичному каналу, отражающему все настроения, царящие в обществе.
На этапе подготовки и организации выставочного мероприятия проект предполагал постоянное взаимодействие с органами государственной власти и разработчиками / производителями образовательных технологий, которые должны демонстрироваться в рамках выставки.
Этап приглашения целевых групп на мероприятие был самым значимым в проекте с точки зрения эффективности коммуникационного сопровождения, так как именно на нем происходило определение преимущественных каналов коммуникации для каждой группы аудитории. Распределение, сделанное в ходе проекта, универсально и может быть применимо для всех выставочных мероприятий:
— общие каналы: СМИ, Интернет-издания, социальные сети, листовки, брошюры;
Примеры размещения информации об инклюзивном образовании в сети Интернет: на сайте Государственной телерадиокомпании ГТРК-Саратов (слева) и в социальной сети Вконтакте (справа). Скриншоты страниц http://gtrk-saratov.ru/news/v_shkolah_engelsa_vvedeno_inklyuzivnoe_obrazovanie/ и http://vk.com/club77370937
— каналы для людей с ограниченными возможностями: сайты и порталы для людей с ограниченными возможностями (вне рамок проекта эта группа будет называться «специализированной аудиторией» и каналы коммуникации здесь будут соответствовать ее специализации);
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
— каналы для организаций: директ мэйл3, устные индивидуальные контакты, телефонная связь;
3 Директ мэйл (англ. Direct Mail) — тип рекламы: прямая адресная рассылка рекламных материалов потенциальным клиентам, заказчикам по почте.
— каналы для представителей органов государственной власти: директ мэйл, устные индивидуальные контакты, телефонная связь.
Этап 2. Выставочная деятельность, проведение выставочного мероприятия
Реализация проекта «Образовательные выставки как инструмент инклюзивного образования» предполагалась на базе существующих образовательных выставок (например, «Фестиваля науки» или Форума «Образовательная среда»).
Всероссийский Фестиваль науки.
Слева направо: логотип фестиваля; Фундаментальна библиотека МГУ имени М.В. Ломоносова — место проведения фестиваля; модель экзосклета (устройства для увеличения силы человека за счет внешнего каркаса) «Альберт», позволяющего ходить людям с парализованными ногами на Фестивале науки 2014.
Фото с сайтов http://www.festivalnauki.ru/; http://dnpp.mos.ru/ и http://i.rbc.ru/anons/ item/ekzoskelet_albert_primet_uchastie_v_ festivale.
Форум «Образовательная среда».
Слева направо: логотип форума; форум «Образовательная среда 2010»; открытие XV юбилейного форума на ВВЦ (ВДНХ, Москва, 22—25 окт. 2013).
Фото с сайтов http://www.art-teachers.ru/; http://www.ifmo.ru/ru/viewnews/1773/12-y _vserossiyskiy_forum_obrazovatelnaya_sreda _2010.htm и http://www.obrazovanie.vladinfo.ru/.
Этап 3. Поствыставочная деятельность
Поствыставочный этап включал в себя подведение итогов (оценку эффективности) проделанной работы и внедрение полученных результатов в практику.
Одной из целей проекта «Образовательные выставки как инструмент инклюзивного образования» являлось привлечение партнеров и спонсоров для помощи в обеспечении развития системы инклюзивного образования и внедрения новых образовательных технологий для людей с ограниченными возможностями. Поствыставочная деятельность в рамках проекта заключалась в отработке контактов, полученных на выставке, выявлении самых перспективных из них в качестве спонсоров для дальнейшей рассылки предложений по помощи во внедрении технологий, продемонстрированных на выставке.
Социальное пространство образовательных выставок и систему инклюзивного образования формируют идентичные социальные общности (заинтересованные группы), что дает возможность на всех этапах организации и проведения выставочного мероприятия контролировать содержание и интенсивность взаимодействия этих общностей. Таким образом, образовательные выставки могут расцениваться как эффективная модель развития и продвижения инклюзивного образования благодаря своей социальной природе.
Управление в инклюзивном образовании по аналогии с образовательными выставками может быть осуществлено посредством других инструментов социального характера, например, через социальный институт музея.
Институт музея называется социальным прежде всего потому, что в обществе он реализует образовательную, воспитательную и другие социальные функции. Роль музея как транслятора знаний о мире в целом, а также о материальных предметах, представляющих историческую ценность, порождает постоянную работу музея в образовательном направле-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
нии. Можно утверждать, что с тех пор, как музей стал социальным институтом (с момента открытия первого публичного музея), в нем реализуется образовательная функция.
Программа «Урок в музее»: урок в музее-усадьбе Кусково (слева) и занятие «Путешествие в мир клетки» в Дарвиновском музее (справа) в рамках постоянной музейной экспозиции «Этапы познания живой природы» и в лаборатории. Фото с сайта «Культура Москвы» http://cult.mos.ru/reviews/urok-v-muzee/
Занятия для школьников в Музее искусства Азии (Сан-Франциско, Калифорния). Фото с сайта музея http://education.asianart.org/ explore-resources/lesson-or-activity/artful-storytelling-lesson
Не всегда музей был ориентирован только на посетителя и его потребности. История показывает, что музеи в XIX и в
\/\/ w V» W
начале XX века, да и некоторые современные музеи ставили и ставят своей главной задачей хранение и исследование экспонатов, а не образовательную деятельность, ориентированную на аудиторию посетителей [Сгибова 2014, с. 120].
Несмотря на это, можно сказать, что музей всегда имел своего «зрителя» — посетителя. Музейная деятельность была всегда направлена на общество как на объект. И сложно представить существование музея вне посетителей.
Современный музей реализует потребности общества, в частности, потребность в образовании. При этом такое образование может быть охарактеризовано как неформальное и непрерывное. Естественное право человека на образование и идея инклюзивного образования легли в основу Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций и Программы ЮНЕСКО «Образование для всех» [WCEFA 1990; Декларация тысячелетия... 2000; Education for All Movement n.d.; Повышение всеобщей грамотности... Интернет-ресурс б/даты размещения; Ермоленко 2002, 2003]. В тезисах по теме неформального образования под неформальным образованием понимают «любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов, а также других институтов, входящих в формальные системы образования» [Неформальное образование... 2006].
В документе «Международная стандартная классификация образования» Института статистики ЮНЕСКО даны определения понятий формального и неформального образования. Формальное образование является «институциализиро-ванным, целенаправленным и спланированным при участии государственных организаций и признанных государством частных организаций», «в совокупности составляет систему формального образования страны», «признается таковым соответствующими национальными властями» [Международная стандартная классификация образования... 2013, с. 85].
Неформальное образование тоже является «институциализированным и целенаправленным», однако оно «спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг» [Международная стандартная классификация образования... 2013, с. 81]. Организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг, по документу, является «организация, для которой предоставление образовательных услуг является основной или сопутствующей целью. Это может быть государственное учебное заведение, а также частное предприятие, негосударственная организация или государственная необразовательная организация» [Международная стандартная классификация образования... 2013, с. 81]. В отличие от формального образования, где образование планирует и регулирует «государственная организация или признанная государством частная организация» [Международная стандартная классификация образования 2013., с. 81]. В случае неформального образования это может быть, как государственная, так и негосударственная, или государственная необразовательная организация. Неформальное образование не входит в систему формального образования, а является «дополнением и/или альтернативой формального образования в обучении в течение всей жизни индивидуума. Обучение в рамках таких программ часто ведется для обеспечения всеобщего права доступа к образованию» [Международная стандартная классификация образования... 2013, с. 90]. Этот вид образования включает в себя не только первоначальное образование, но и образование для лиц с особыми потребностями и образование для взрослых.
Существенным отличием неформального от формального образования является то, что оно «чаще всего ведет к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образования или эквивалентами формаль-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
ного образования соответствующими национальными или субнациональными органами образования, либо квалификации совсем не присваиваются» [Международная стандартная классификация образования... 2013, с. 81].
Программы неформального образования имеют своей целью «обеспечение всеобщего доступа к образованию» и одним из принципов — «обучение с учетом потребностей» [Неформальное образование... 2006]. В условиях неформального образования у субъекта больше установок на самостоятельное обучение, активную позицию по отношению к собственному образованию. Человек сам определяет цели и задачи, а потом выбирает средства их достижения [Федосеенко 2012, с. 66]. Представляется, что принцип «обучение с учетом потребностей» реализован в образовательной деятельности музеев. Основные характеристики неформального образования можно также перенести и на образовательную деятельность музеев:
— субъектность всех участников (субъект-субъектная модель);
— в музее образование принимает форму активного участия посетителей не только в освоении информации, но и в формировании смысла экспозиции;
— межличностное взаимодействие, как основа образовательной деятельности: в музее реализуется как общение с другими посетителями по поводу экспонатов или взаимодействие с гидом;
— групповая работа: усвоение содержания экспозиций в группах;
— восприятие учителя как ведущего;
— признание авторитета музейного института. Однако данный параметр меняется со временем. С приходом новых технологий посетители музеев становятся все более самостоятельными в осмотре экспозиций;
— опора на личный интерес, который a priori лежит в основе осмысленного музейного визита;
— контекстный подход и опора на деятельность: усвоение информации об экспонате тем успешнее, чем больше мы имеем информации о применении его в обычной жизни, чем «ближе» экспонат к посетителю;
— возрастающая роль интерактивных форматов в музейной деятельности [Федосеенко 2012, с. 66].
Формы могут быть очень разными, но принципы работы едины — «связь с практикой», «обучение с учетом потребностей», «гибкие программы, расписание и выбор места проведения» [Неформальное образование... 2006]. В этом смысле музей соответствует принципам неформального образования.
Джон Фальк и Линн Диркинг называют музей не просто институтом неформального, но и добровольного образования [Falk, Dierking 2002, р. 34]. При этом добровольное образование характеризуется ими как «подкрепленное личными интересами и потребностями, организованное самим индивидом — такое образование длится всю жизнь» [Falk, Dierking 2002, р. 35].
Чтобы удовлетворить потребность в образовании представителей разных социальных групп, образовательная деятельность музея должна быть нацелена на «диалог» с этими группами. В музеологии (научной области, занимающейся пробле-
V/ V/ \ V/ V/
мами музейной деятельности) присутствует много трудов, посвященных работе с детской аудиторией, в частности, речь идет о музейной педагогике, проблемами которой занимались С.Л. Троянская, Н.Г. Копелянская, Т.В. Галкина, Е.М. Краснова, Б.А. Столяров, И.А. Колесникова, Л.М. Шляхтина, С.В. Иванова, и др. Также есть блок работ, посвященных проблеме образования взрослых в музее (например, работы Г. Поликсени, Т.В. Гафар, Д. Монк, Б. Гарсия, Р. Кордова, Б. Гольборн).
Так как музей является медиатором знаний, а также является коммуникативной площадкой города (общины), он может играть большую роль в решении социальных проблем конкретного социума. Сборник статей Джоселин Додд и Ричарда Санделла «Инклюзивность в музеях» посвящен потенциалу музеев в решении социальных проблем, связанных с неравенством членов общества.
Заинтересованность музея в предоставлении услуг как можно большему количеству людей столкнулась с препятствием в виде ограниченности физических возможностей музея, а также недостаточной осведомленности общественности или отсутствия желания понимания людей с ограниченными возможностями и других социально-незащищенных категорий общества. Музей как институт ставит задачу «включения» как можно большего числа посетителей в образовательный контекст. Так появилась проблема инклюзивности в контексте музея [Dodd, Sandell 2001, р. 1].
Сам тезис о том, что музей — институт культуры и образования, может и должен участвовать в решении социальных проблем, может вызвать вопросы о том, как соотносится роль музея и концепт социальной ответственности и также о том, как практика музейной деятельности может помочь в решении конкретных социальных проблем:
1) как соотносится роль музея и концепт социальной ответственности?
2) как практика музейной деятельности может помочь в решении конкретных социальных проблем [Dodd, Sandell 2001, р. 1 ]?
Ответ на эти вопросы лежит в основе понятия инклюзивности. В данном случае речь идет как о включенности социально незащищенных групп населения и людей с ограниченными возможностями в практику регулярного посещения музеев и других культурных и образовательных институтов, так и о включенности общества в проблемы таких людей. Под
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
включенностью во втором случае подразумевается осведомленность о проблеме и ее принятие на социальном уровне.
Музей может осуществлять работу с людьми с ограниченными возможностями краткосрочно, например, организуя благотворительные вечера по сбору средств. Это нельзя назвать инклюзивностью, включенностью людей с ограниченными возможностями в социальную и культурную жизнь общины. Инклюзивность в музейной деятельности предполагает:
1) постоянную работу по улучшению условий посещения музея людьми с ограниченными возможностями;
2) работа с содержанием экспозиций: представленность в материале информации о конкретной социальной проблеме. Иногда достаточно одного раздела (примера), рассказывающем о проблеме / отношении к ней. Хорошим признаком инклюзивности музея являются экспонаты, представляющие социальные группы в их разнообразии или их интересы.
Организация физического пространства музея и, собственно, наполнение экспозиций в своем сочетании представляют социальную ответственность музея, его готовность служить всем членам общества, без исключения.
Питер Бейтс типологизирует инклюзивность в контексте музейной деятельности по степени включенности на примере людей с психическими отклонениями. По Бейтсу, существует четыре различных типа инклюзивности:
— культурные практики, проходящие в специализированных местах (психиатрических больницах). Например, это может быть проведение выставок и (или) постановка спектаклей в больницах;
— проживание среди здоровых людей с проведением культурных мероприятий в специализированных местах. Примером такой практики может быть приезд группы музейных сотрудников в культурный центр какой-либо психиатрической клиники, куда самостоятельно приходят больные;
— потребительская интеграция. Люди с ограниченными возможностями в этом случае становятся потребителями музейных услуг. В этом случае больные не объединяются с другими посетителями музея, обходя экспозицию в отдельной группе со своим гидом;
— полная включенность. Этот случай представляет полную интеграцию людей с ограниченными возможностями и других посетителей. Психически больные посетители не выделены в качестве «группы людей с особыми потребностями», что позволяет им осознавать себя в качестве полноценных членов общества [Dodd, Sandell 2001, р. 108].
Эффективная инклюзивная политика музея будет способствовать ощущению равенства его посетителей, а значит, будет реализовывать важнейшее право человека на образование. Кроме того, включенность всех социальных групп в деятельность музея поможет разрушить сложившиеся в обществе стереотипы, а также будет способствовать построению взаимопонимания между членами общества и возникновению межкультурного диалога.
Главная социальная роль музеев, вероятно, заключается в воздействии на конкретного человека, что в совокупности и повторяемости может изменить и конкретное общество, и общество в целом. Помимо предоставления знаний и информации, развития эстетического вкуса и привития общей культуры посетителю, музей может укреплять веру человека в самого себя, повышать самооценку, развивать навыки и умения, наконец, реализовывать мечты человека [Dodd, Sandell 2001, р. 10].
Музей и художественная галерея могут оказывать благотворное влияние на человека не только психологически. Подобно тому, как некоторые музыкальные произведения оказывают благотворное влияние на работу организма, живопись также может лечить. Так, в израильской клинике «Хадасса» есть своя картинная галерея, а также синагога, витражи которой создал Марк Шагал. Больные могут проводить там время во время лечения в клинике.
Медицинский Центр «Хадасса» (Иерусалим): произведения современных художников в галерее Центра (слева) и витражи М. Шагала в синагоге, действующей в Центре (справа). Фото с сайтов http://www.hadassahinternational.org/news/ebulletin/print.asp?id=43 и http://www.hadassah.ru/o-klinike/istorija-kliniki-hadassa
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
Свои художественные галереи есть и в Медицинском центре имени Ицхака Рабина близ Тель-Авива, и в испанском медицинском центре Текнон (Centro Médico Teknon) в Барселоне.
Художественна галерея в клинике Бейлинсон (Медицинский центр имени Ицхака Рабина). Авангардная скульптура в галерее
Фото с сайтов http://en.wikipedia.org/wiki/Rabin_Medical_Center#mediaviewer/File:Belinson400.jpg медицинского центра Текнон.
и http://becky-sharpe.livejournal.com/1644850.html Фото с сайта http://aficion-
arte.blogspot.ru/2014/01/jose-luis-pascual-centro-medico-teknon.html
Исследование Роджера Ульриха показало, что восстановление после операции проходило быстрее у пациентов, имеющих палату с видом на аллею с деревьями, чем у тех, чьи окна выходили на кирпичную стену близстоящего дома. Больным с видом из окна на зеленые насаждения потребовалось меньше времени для проведения в больнице, их восстановление проходило без осложнений, а также им требовалось меньше обезболивающих препаратов [Ulrich 1984, р. 1].
Существуют исследования, доказывающие прямую связь между посещением музея в течение продолжительного времени и улучшением состояния здоровья. Профессор Ларс Бигрен провел в 1982—1983 гг. в Швеции исследование о влиянии посещения культурных институтов на продолжительность жизни. В опросе приняли участие 10 600 человек, и в 1996 г. был проведен контрольный опрос, который показал, что те, кто посещали музеи, библиотеки, концерты, и пр. чаще, прожили дольше. Другое исследование профессора Бигрена показало положительное влияние искусства при лечении рака. В результате почти 20 лет исследований Л. Бигрен пришел к выводу о положительном влиянии посещения музеев и галерей на состояние физического и психического здоровья, а также на уровень общей энергии и жизненной активности [Bygren et al. 1996, р. 1577]. Японский исследователь Томоаки Кимура также доказал в своих исследованиях связь между психическим здоровьем и «общением» с изобразительным искусством, количеством сна, утренней трапезой, и др. факторами [Kimura et al. 2000, р. 142].
Целительное наследие: влияние музеев на здоровье и благополучие (Healing Heritage: The impact of museums on health and wellbeing): пациенты госпиталя трогают руками экспонаты из Музея зоологии Гранта Лондонского университетского колледжа. Фото © UCL с сайта колледжа https://www.ucl.ac.uk/impact/case-study-repository/healing-heritage
«Культурная стимуляция» производит терапевтический эффект. Включенность в культурную среду влияет на человека, мотивирует его, пробуждает в нем жизненные силы: искусство «по своему содержанию... в высшем смысле пред-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
ставляет собой жизнь, выраженную в чувственно воспринимаемых художественных образах» [Школяр, Курбатова 2013, с. 77]. Это вовлеченность в действия, связанными с оценкой и признанием созданных другими людьми произведений искусства. В целом, люди склонны восхищаться произведениями искусства, испытывая при этом воодушевление [Строев и др. 2014, с. 72—73]. Посещение музея или посещение лекции на тему искусства также способны вызвать душевный подъем [O'Neill 2010, р. 27].
Музей может быть институтом и инклюзивного образования, и инклюзивности в целом, а именно включенности в культурную (научную) жизнь общины. Это важно для тех, кто ощущает себя отвергнутыми (непонятыми) членами общества, живет в изоляции от окружения.
Инициатива по включению людей с ограниченными возможностями в культурную (научную) среду посредством институтов образовательных выставок и музея может стать важным фактором в построении гуманного общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной
Ассамблеи от 8 сентября 2000 года [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ summitdecl.shtml.
2. Международная стандартная классификация образования МСКО 2011 [Электронный ресурс] / / Институт
статистики ЮНЕСКО. Монреаль, 2013. Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/ Documents/isced-2011-ru.pdf.
3. Ануфриева И.В., Сгибова А.Ю., Макарова А.В. Образовательные выставки как инструмент инклюзивного
образования. Проект в рамках Всероссийского конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью «Хрустальный Апельсин» (предполагаемый заказчик — Совет Федерации) // Пространство и Время. 2012. № 3(9). С. 227 — 234.
4. Власть и выставки: Что происходит на практике? // ЭКСПО ВЕДОМОСТИ. 2011. № 3—4. С. 4—5.
5. Выставки — эффективный инструмент модернизации // ЭКСПО ВЕДОМОСТИ. 2011. № 1. С. 4 — 5.
6. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в изменяющемся мире / / Мир образования — образова-
ние в мире. 2003. № 2. С. 57—68.
7. Ермоленко В.А. Функциональная грамотность в современном контексте. М.: Ин-т теории образования и
педагогики РАО, 2002. 119 с.
8. Жуковский А. Инструменты развития выставочного рынка России // ЭКСПО ВЕДОМОСТИ. 2012.
№ 2/3. С. 24 — 25.
9. Круглый стол «Формы и уровни принятия решений в системах образования» (предварительные итоги реа-
лизации проекта философского факультета в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России») 21 сентября 2010 г. // Ценности и смыслы. 2011. № 7(16). С. 145—166.
10. Миронов В.В., Сорина Г.В. Философский факультет и современное инновационное развитие // Ценно-
сти и смыслы. 2011. № 7(16). С. 6 — 17.
11. Неформальное образование: Материалы 55-й недели 60-летия ЮНЕСКО. 25.09—01.10.2006 [Электронный
ресурс] // Бюро информации общественности. Режим доступа: http://www.unesco.org/bpi/pdf/ memobpi55_NFE_ru.pdf.
12. Пискорская С.Ю. Образовательные выставки как средство коммуникации [Электронный ресурс] // IV
Международная научно-практическая конференция «Качество экономического развития: глобальные и локальные аспекты" (24—25 мая 2012 г.). WEB-ресурс научно-практических конференций НПК «CONSTANTA». Режим доступа: http://www.confcontact.com/2012_05_25/11_piskorskaya.php.
13. Повышение всеобщей грамотности с помощью программы «Образование для всех» [Электронный ре-
сурс] // Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО [Офиц. сайт]. Режим доступа: http://www.unesco.ru/ ru/?module=news&action=theme&id=167.
14. Сайко Э.В. Здоровье как явление социального бытия и основание действенной силы человека в его эво-
люции // Мир психологии. 2000. № 1 (21). С. 3 — 11.
15. Сгибова А.Ю. «Посетитель музея» и проблемы формирования музейной деятельности // Ценности и
смыслы. 2014. № 3(21). С. 120 — 132.
16. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского универси-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
тета. Сер. 7. Философия. 2003. № 6. С. 98 -111.
17. Сорина Г.В. Критическое мышление и метод экспертных групп // Ежеквартальный журнал Эпистемоло-
гия и философия науки. Т. III. 2005. № 1. С. 194-204.
18. Сорина Г.В. Методология экспертной работы (в контексте современных образовательных коммуникаций)
// Ценности и смыслы. 2014. № 2. С. 50-62.
19. Сорина Г.В. Управление образованием: особенности принятия решений в системе конкурсного отбора
// Пространство и Время. 2012. № 3(9). С. 222 - 225.
20. Сорина Г.В., Грифцова И.Н. Философские идеи Канта в контексте логики и педагогики // Иммануил
Кант: наследие и проект. М.: Канон +, 2007. С. 451 —469.
21. Строев Ю.И., Чурилов Л.П., Шмелев А.А. Медицина и изобразительное искусство / / Пространство и
Время. 2014. № 3(17). С. 72 — 84.
22. Федосеенко А.С. Неформальное образование как концепция в современной педагогике // Управление
образованием: Сборник статей магистрантов / Науч. ред. Н.А. Заиченко; Санкт-Петербургский филиал Национального исслед. ун-та «Высшая школа экономики». Вып. 1. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2012. С. 65 — 69.
23. Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. Новосибирск: СО РАН, 2001. 199 с.
24. Шарков Ф.И. Выставочный коммуникационный менеджмент (управление выставочными коммуникаци-
ями). М.: Альфа-Пресс, 2006. 256 с.
25. Школяр Л.В., Курбатова Н.В. Ключевые тенденции современного преподавания искусства: проблемы и
перспективы // Пространство и Время. 2013. № 3(13). С. 76 — 78.
26. Bygren L., Konlaan B., Johansson E. "Attendance at Cultural Events, Reading Books or Periodicals, and Making
Music or Singing in a Choir as Determinants for Survival: Swedish Interview Survey of Living Conditions." British Medical Journal 313 (7072) (1996): 1577—1580.
27. Dodd J., Sandell R. Including Museums. Perspectives on Museums, Galleries, and Social Inclusion. Leicester: RCMG,
2001. 122 р.
28. "Education for All Movement." Official Website of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.
UNESCO, n.d. Web. <http://www.unesco.org/new/en/education/themes/leading-the-international-agenda/ education-for-all/ >.
29. Falk J., Dierking L. Lessons Without Limit: How Free Choice Learning is Transforming Education. Walnut Creek, CA:
AltaMira Press, 2002. 167 р.
30. Kimura T., Ogushi Y., Haruki Y., Okada Y. "Is Interest in Art Effective in Health-Related Quality of Life? Results
of a Cross-Sectional Survey on Lifestyle and Health Promotion." Tokai Journal of Experimental Clinical Medicine 25.3 (2000): 141 — 149.
31. O'Neill M. "Cultural Attendance and Public Mental Health - From Research to Practice." Journal of Public Mental
Health 9.4 (2010): 22—29.
32. Ulrich R. "View through a Window May Influence a Recovery from Surgery." Science 224 (1984): 1—3.
33. WCEFA (World Conference on Education for All). Meeting Basic Learning Needs: A Vision for the 1990s. Background
Document. Jomtien, Thailand, 5 — 9 March 1990. New York, April 1990. PDF-file. <http://unesdoc.unesco.org/images/0009/000975/097552e.pdf>.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Коренева, А. Ю., Макарова, А. В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования / А.Ю. Коренева, А.В. Макарова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 8. — Вып. 1: Пространство и время образования — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.44
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
MANAGEMENT POTENTIAL OF EDUCATIONAL EXHIBITIONS AND MUSEUMS IN
IDEAS DEVELOPMENT OF INCLUSION AND INCLUSIVE EDUCATION
Alexandra Yu. Koreneva, doctoral student at the Chair of Philosophy of Language & Communications, Philosophical Department of the Lomonosov Moscow State University
E-mail: [email protected]
Arina V. Makarova, doctoral student at the Chair of Philosophy of Language & Communications, Philosophical Department of the Lomonosov Moscow State University
E-mail: [email protected]
One of the primary tasks of Russian educational policy is to ensure equal opportunities for its obtaining. In the framework of this task, the implementation of the principles of inclusive education, which are an innovation for the Russian educational space, acquired a special role.
The subjects of our study are the place and role of educational exhibitions and museums in the system of inclusive education management. In this article, we present a brief overview of Russian and foreign researches in that sphere and analyze information presented in them by using method of expert estimations and system analysis.
So, we reveal the essence of educational exhibits as an authoritative information tool for the representation of the ideas of inclusive education and inclusion in the whole among public consciousness and authorities. Social space of educational exhibits and inclusive education system formed identical social communities (interest groups), which allow controlling the content and intensity of the interaction of these communities at all stages of organizing and holding the exhibition. Thus, educational exhibits could be construed as an effective model of development and promotion of inclusive education because of their social nature. In its turn, educational and aesthetic functions of museums help to increase the therapeutic effect of human interaction with the artwork. The museum can also be institution of inclusion as a whole, i.e. the tool for inclusion into the cultural (scientific) community life. This is important for those who feel rejected by members of the community, for those who live in isolation from them.
We conclude that social institutions, such as educational exhibition and the museum are the tools for effective social management in the interest of development of inclusive education idea and the idea of inclusion in general.
Keywords: inclusion, social inclusion, inclusive education, museums, informal learning.
References:
1. Anufrieva I.V., Sgibova A.Yu., Makarova A.V. "Educational Exhibitions as an Inclusive Education Instrument.
Project in the Framework of the "Crystal Orange" All-Russian Competition of Public Relations Development Student Works." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 3(9) (2012): 227—234. (In Russian).
2. Bygren L., Konlaan B., Johansson E. "Attendance at Cultural Events, Reading Books or Periodicals, and Making
Music or Singing in a Choir as Determinants for Survival: Swedish Interview Survey of Living Conditions." British Medical Journal 313(7072) (1996): 1577—1580.
3. Chernik B.P. Fruitful Participation in Educational Exhibitions. Novosibirsk: Siberian Branch of RAS Publisher, 2001.
199 p. (In Russian).
4. Dodd J., Sandell R. Including Museums. Perspectives on Museums, Galleries, and Social Inclusion. Leicester: RCMG,
2001. 122 р.
5. "Education for All Movement." Official Website of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.
UNESCO, n.d. Web. <http: / / www.unesco.org/ new/en/ education/ themes/leading-the-international-
agenda/education-for-all/>.
6. Ermolenko V.A. "Functional Literacy in a Changing World." World of Education & Education in the World 2 (2003):
57—68. (In Russian).
7. Ermolenko V.A. Functional Literacy in the Modern Context. Moscow: Institute of Theory of Education and Peda-
gogy of Russian Academy of Education Publisher, 2002. 119 p. (In Russian).
8. "Exhibitions Are an Effective Tool for Modernization." EXPO-Vedomosti [Moscow] 1 2011: 4—5. (In Russian).
9. Falk J., Dierking L. Lessons Without Limit: How Free Choice Learning is Transforming Education. Walnut Creek, CA:
AltaMira Press, 2002. 167 р.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
10. Fedoseenko A.S. "Informal Learning as a Concept in Modern Pedagogy." Education Management. Ed. I.A. Zay-
chenko. St. Petersburg.: High School of Economic Publisher, 2012, issue 1, pp. 65 — 69. (In Russian).
11. "Government and Exhibitions: What Is Going On in Fact?." EXPO-Vedomosti [Moscow] 3-4 2011: 4—5. (In Russian).
12. "Informal Education: The 55th Week of 60th Anniversary of UNESCO (25 Sept. — 1. Oct. 2006)." Bureau of Public
Resources. UNESCO, 2006. PDF-file. <http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf>. (In Russian).
13. International Classification of Education, 2011. Montreal: UNESCO Institute of Statistics, 2013. PDF-file:
<http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-ru.pdf>. (In Russian).
14. Kimura T., Ogushi Y., Haruki Y., Okada Y. "Is Interest in Art Effective in Health-Related Quality of Life? Results
of a Cross-Sectional Survey on Lifestyle and Health Promotion." Tokai Journal of Experimental Clinical Medicine 25.3 (2000): 141 — 149.
15. Mironov V.V., Sorina G.V. "Philosophical Department and Innovative Development." Values and Meanings 7
(2011): 6 — 17. (In Russian).
16. O'Neill M. "Cultural Attendance and Public Mental Health - From Research to Practice." Journal of Public Mental
Health 9.4 (2010): 22—29.
17. Piskorskaya S.Yu. "Educational Exhibitions as a Communication Tool." Proceedings of IV International Scientific
and Practical Conference "The Quality of Economic Development: Global and Local Aspects" (24 -25 May 2012). WEB-Resource of Scientific Conferences. Scientific and Production Corporation "CONSTANTA", n.d. Web. <http://www.confcontact.com/2012_05_25/11_piskorskaya.php>. (In Russian).
18. "Proceedings of Round Table "Forms and Levels of Decision Making in the Framework of the Education Sys-
tem." 21 Sept. 2010 (Preliminary Outcomes of Philosophical Department's Project in the Framework of Federal Target Program "Scientific and Scientific & Pedagogical Staff in Modern Russia")." Values and Meanings 7 (2011): 145 — 166. (In Russian).
19. "Rising of Universal Literacy through the 'Education for All'." UNESCO. Commission of the Russian Federation for
UNESCO. UNESCO, n.d. Web. <http://www.unesco.ru/ru/?module=news&action=theme&id=167>. (In Russian).
20. Sayko E.V. "Health as a Phenomenon of Social Life and the Foundation of Effective Power of Man in His Evolu-
tion." World of Psychology 1 (2000): 3 — 11. (In Russian).
21. Sgibova A.Yu. "'Museum Visitor' and Museum Affairs Establishment Issues." Values and Meanings 3 (2014):
120 — 132. (In Russian).
22. Sharkov F.I. Exhibition Communication Management (Managing Exhibitions). Moscow: Alpha-press Publisher, 2006.
256 p. (In Russian).
23. Shkolyar L.V., Kurbatova N.V. " Key Trends of the Modern Teaching of Art: Problems and Prospects." Pros-
transtvo i Vremya [Space and Time] 3(13) (2013): 76 — 78. (In Russian).
24. Sorina G.V. "Critical Thinking and Method of Expert Groups." The Quarterly Journal of Epistemology and Philosophy
of Science III.1 (2005): 194—204. (In Russian).
25. Sorina G.V. "Critical Thinking: History and Current Status." Herald of Moscow University. Series 7. Philosophy 6
(2003): 98 — 111. (In Russian).
26. Sorina G.V. "Education Management: Features of Decision Making in the Competitive Selection." Prostranstvo i
Vremya [Space and Time] 3(9) (2012): 222—225. (In Russian).
27. Sorina G.V. "Methodology of Expert Work (In the Context of Modern Educational Communication)." Values and
Meanings 2 (2014): 50 — 62. (In Russian).
28. Sorina G.V., Griftsova I.N. "Kant's Philosophical Ideas in the Context of Logics and Pedagogy." Immanuel Kant:
Heritage and Project. Moscow: Kanon+ Publisher, 2007, pp. 451 —469. (In Russian).
29. Stroev Yu.I., Churilov L.P., Shmelyov A.A. "Medicine and Visual Art." Prostranstvo i Vremya [Space and Time]
3(17) (2014): 72 — 84. (In Russian).
30. "The Millennium Declaration of the United Nations. Adopted by General Assembly Resolution 55/2, 8 September
2000." Official Website of the United Nations. UN, n.d. Web. <http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/summitdecl.shtml>. (In Russian).
31. Ulrich R. "View through a Window May Influence a Recovery from Surgery." Science 224 (1984): 1—3.
32. WCEFA (World Conference on Education for All). Meeting Basic Learning Needs: A Vision for the 1990s. Background
Document. Jomtien, Thailand, 5 — 9 March 1990. New York, April 1990. PDF-file. <http://unesdoc.unesco.org/images/0009/000975/097552e.pdf>.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'
Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев
в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования
33. Zhukovsky A. "Tools for Exhibitions Market Development in Russia." EXPO-Vedomosti [Moscow] 2/3 2012: 24 — 25. (In Russian).
Cite MLA 7:
Koreneva, A. Yu., and A. V. Makarova. "Management Potential of Educational Exhibitions and Museums in Ideas Development of Inclusion and Inclusive Education." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya obazovaniya'[Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: 'The Space and Time of Education'] 8.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.44>. (In Russian).