Научная статья на тему 'Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты'

Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4333
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОЗИЦИЯ / ВЫСТАВКА / КУРАТОР ВЫСТАВКИ / ТЕКСТ / НАРРАТИВ / КАРТИНА / РАМА / EXHIBITION / EXHIBITION CURATOR / DISPLAY / TEXT / NARRATIVE / PAINTING / PICTURE FRAME

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коренева Александра Юрьевна

В статье представлен один из подходов к рассмотрению музейной экспозиции (выставки) рассмотрение выставки в качестве своеобразного «текста», в частности «текста культуры». Выделяются основные теоретические подходы к проектированию музейных экспозиций, анализируются художественные «средства выразительности», используемые в выставках, включая, например, картинные рамы. В качестве вывода статьи приводится суждение о том, что выставка может быть проанализирована как текст при помощи метода герменевтического анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum Exhibition as a Text: Theoretical Approach

Any museum exhibition can be analyzed from different perspectives. Within exhibition studies it is highly relevant to analyze an exhibition with the help of multidisciplinary approaches, for example, physiological, educational and, philosophical in particular. My article represents the philosophical approach to exhibition analysis, which includes a combination of socio-philosophical, cultural, historical and genetic methodologies. In my article, I also have shown it is possible to find a way to analyze an exhibition using the hermeneutics method within the philosophical approach. Hermeneutics traditionally is applied to the text itself; however any exhibition can be seen as a text. Hermeneutic interpretation of an exhibition implies the same methods that would be used for text analysis: author’s idea identification, detection of tropes in the text, etc. So, within an exhibition artwork frames, for instance, can be considered tropes. My article gives an idea of how an exhibition can be ‘read’ as a text. Thus, I show the meanings transfer of the ‘text’ of exhibition takes place firstly through the paintings and their mutual arrangement (combination); it is both a creative act and an act of communication of the artist and the world. Secondly, picture frames are independent element of the ‘text’ of exhibition.

Текст научной работы на тему «Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'

Читать визуализацию

To Read Visualization / die Visualisierung lesen

УДК 101.1:316:069

Коренева А.Ю.

Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты

Коренева Александра Юрьевна, аспирантка кафедры философии языка и коммуникации, Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

E-mail: aleksandrasgibova@gmail.com

В статье представлен один из подходов к рассмотрению музейной экспозиции (выставки) — рассмотрение выставки в качестве своеобразного «текста», в частности «текста культуры». Выделяются основные теоретические подходы к проектированию музейных экспозиций, анализируются художественные «средства выразительности», используемые в выставках, включая, например, картинные рамы. В качестве вывода статьи приводится суждение о том, что выставка может быть проанализирована как текст — при помощи метода герменевтического анализа.

Ключевые слова: экспозиция, выставка, куратор выставки, текст, нарратив, картина, рама.

Можно рассматривать музейную экспозицию (выставку) как феномен с точки зрения разных аспектов и с применением множества подходов. В частности, выставка может быть рассмотрена и в качестве своего рода «текста».

История выставок как общественного явления начинается с промышленных выставок в Европе в конце XVIII века. Индустриальные выставки возникают в период промышленного роста, освоения новых технологий производства, перехода от мануфактур к фабрикам. Такие выставки, в первую очередь, были призваны продемонстрировать экономический рост конкретного общества (страны) и тенденции развития.

Также важной целью выставок была реклама товаров, поиск партнеров и возможных рынков сбыта. Первая промышленная выставка состоялась в Париже в 1798 году, затем последовали и другие — в Бельгии, Австрии, Германии, Англии. С середины XIX века национальные выставки становятся всемирными, и Англия проводит в 1851 году первую всемирную выставку достижений промышленности. С 1855 года тематика выставок расширяется, и появляются разделы о достижениях наук, земледелия, а также искусства [Никонова, Бирюкова 2013, с. 6].

Часть территории первой национальной Достижения промышленности на Лондонской Полотна, выставленные в Салоне во время промышленной выставки в Париже 1798 1851 г. всемирной выставке работы всемирной выставки 1855 г. в Париже

г. с Храмом Прогресса посредине

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

Коренева А.Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты

В своем основном значении экспозиция — «размещение каких-нибудь предметов, выставляемых для обозрения» [Никонова, Бирюкова 2013, с. 12]. Последняя часть этого определения существенным образом отличает экспозицию от других возможных причин размещения предметов (в частности, от бытовых).

Выставление для обозрения предполагает наличие социального пространства, субъектов, объектов, наличие определенных социальных отношений, где один из участников преобразует и организует предметы материального мира таким образом, что появляется интерес другого участника. Эти отношения нацелены на результат и предполагают оценку этого результата со стороны. При этом оценка является обязательным следствием отношений. Вне зависимости от содержания выставки (музейная экспозиция или выставка достижений отрасли) ее объектом всегда будут выставленные предметы, а объектом мета-уровня — аудитория посетителей.

Экспозиция Салона Лувра в 1787 г. Гравюра Пьетро Антонио Мартини по картине Иоганна Генриха Рамберга, 1787 г.

Детский инкубатор на Берлинской индустриальной выставке 1896 г. Рисунки из берлинской газеты (слева) и газеты Illustrated London News. С сайта http://www.neonatology.org/pinups/berlin.html

Т.П. Поляков подчеркивает, что музейная экспозиция является «определяющей формой существования музея, выражающейся в целенаправленной презентации музейных предметов» [Поляков 1997, c. 5].

Если обращаться к философской терминологии, оказывается, что «метод экспозиции» — термин, принадлежащий феноменологу Г. Шпету [Шпет, с. 110]. Проблема соотношения сознания и языка, мышления и языка при столкновении человека с текстами культуры была предметом интереса Шпета. Под текстом культуры понимается

«связанная, компактная, воспроизводимая последовательность знаков или образов, развернутая по стреле времени, выражающая некоторое содержание и обладающая смыслом, в принципе доступном пониманию... Текст рассматривается как смыкающий компонент акта коммуникации» [Брудный 1998, с. 5].

Согласно А.А. Брудному, текстами культуры могут быть не только философские и культурологические тексты, а также произведения искусства. Мне кажется, что текстами культуры могут быть и совокупности произведений искусства и предметов, представляющих историческое значение. Брудный также говорит о воспитательной функции таких текстов: «... понимание таких текстов есть одновременно понимание человеком самого себя» [Брудный 1998, с. 11].

Когда человек проходит через восприятие текста культуры, он становится субъектом, который актуализирует свои эстетическо-познавательные способности. Метод экспозиции означает определение значений в понятийно-логической форме. Затем происходит рефлексия сознания, активное стремление понять смысл текста. Этот процесс Шпет называет интерпретацией — истолкованием понятия-слова в его действительном контексте [Шпет 1999, с. 110].

Слева — Проект оформления Большой галереи Лувра. Художник Юбер Робер. 1796 г.

Справа — Галерея Лувра. Художник Сэмюэл Морзе. 1831—1833.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Коренева А.Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты

Оказывается, можно провести аналогию между философским понятием метода экспозиции и способом организации музейной деятельности. Выставка — своего рода текст культуры. Когда музейный сотрудник (куратор) начинает разрабатывать проект выставки, он, несомненно, проходит через экспозицию и затем — интерпретацию. Истолковывает он как своеобразный текст: совокупность предметов прошлого, совокупность идей, понятий. Сначала он оценивает предметы с точки зрения их сущности, состояния, характеристик, присущих предметам данного вида в целом, а только потом «вписывает» их в культурно-исторический контекст, интерпретируя их историю. Затем куратор разрабатывает форму, наиболее подходящую для представления предметов в культурно-историческом контексте.

Посетители постояннодействующей экспозиции Египетской Географическая выставка в Лувре.

комнаты Британского музея. Гравюра середины XIX в. Гравюра второй половины XIX в.

В определенном смысле можно сравнивать отношения создателя экспозиции и ценителя экспозиции с отношениями автора и читателя, а также артиста и зрителя. Выставка является нарративом, последовательным рассказом автора о какой-либо проблеме (теме). Посетители выставки в процессе ознакомления с ней наряду с формированием собственного видения проблемы осуществляют попытку понять замысел автора (куратора как субъекта музейной деятельности).

После общего обзора феномена выставки следовало бы обратиться к конкретным аспектам экспозиции — к экспозиционному пространству и идейному наполнению выставки, рассмотреть их отдельно и в единстве. Л.М. Шляхтина и Е.Н. Мастеница говорят об экспозиции как о синтезе науки и искусства [Шляхтина, Мастеница 2006, c. 3]. Эта характеристика удивительно точно и емко передает смысл организационного аспекта выставочной деятельности. Важным оказывается гармонизация системного и логичного представления достоверной информации в ее интерпретации наряду с грамотным визуальным рядом, емкости и яркости представленных образцов.

Поляков называет комплексный подход к построению музея (экспозиции) музейным проектированием. Важной составляющей музейного проектирования является проектирование музейной экспозиции, что, в свою очередь, являет собой единство методов научного и художественного экспонирования. Сначала разрабатывается научная концепция выставки, или, иными словами, целостное понимание задач музея, и целей, которые преследуются при создании экспозиции. После научной концепции разрабатывается архитектурно-художественная концепция (АХК) — «воплощение экспозиционного образа, найденного художником» [Поляков 1997, c. 3]. Взаимодействие тематической структуры и детализированного экспозиционного проекта переходит в создание тематико-экспозиционного плана и разработку монтажных листов, т.е. чертежей экспозиции с размещением на них экспонатов.

Это типичная схема работы отечественного музея при работе над экспозицией, выявленная Поляковым. Автор также говорит о разных сложившихся исторически методах музейного проектирования — тематическом, систематическом и ансамблевом. Коллеги автора, музеологи Ф.Б. Кротов и М.Б. Гнедовский предлагают введение проектного метода и музейно-образного, иллюстративного, и коллекционного метода [Поляков 1997, c. 6].

Картинка образа жизни, процессов природы создается при помощи иллюстративного метода. Получается своего рода «монография». Куратор выставки может выразить свое видение проблемы, предлагая «вкрапления» в научную экспозицию художественных плакатов и иллюстраций. Ансамблевый метод призван передать обстановку, например, историческое событие, а также воссоздать предметный ансамбль (интерьер). Музейно-образный метод передает образ, транслирующий ценности и идеалы того (чего), кому (чему) посвящена выставка [Поляков 1997, c. 6].

Если обращаться к истории, окажется, что коллекционный метод, выделенный Кротовым, доминировал в России и Европе до последней трети XIX века. Тогда еще понятие экспозиции заменяло универсальное понятие музея. В последние десятилетия XIX века стали появляться первые ансамблевые экспозиции. На одном лишь примере

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

Коренева А.Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты

Исторического музея можно увидеть «столкновение» разных методов музейного проектирования. Так, археолог и экспозиционер А.С. Уваров выступал за хронологическое представление истории, то есть за коллекционный метод. И.Е. Забелин, напротив, придерживался историко-бытовой концепции и ратовал за воссоздание быта предков при помощи ансамблевого метода [Поляков 1997, c. 14].

Превалирующая роль научного плана экспозиции и ее методический характер — формат, изживающий себя. Современные музеи, чтобы быть интересными публике, уже не могут себе позволить «статичность» представления музейного предмета.

Музейная деятельность, развиваясь технологически, влечет за собой изменение поведения посетителей музей, в частности, влияет на их вкусы и предпочтения в отношении формата восприятия информации, на их поведение.

Фрагменты картин Юбера Робера «Зал времен года в Лувре» (слева) и «Проект новой Большой Галереи Лувра» (справа). Конец XVIII — начало XIX вв.

Посещение музея. Художник Эдгар Дега. 1880 г.

Посетители Лувра. Фото 1967 г. с сайта http://surfmgbird.ru/surf/posetiteli-v-muzee-luvr-parizh-1967-god--pFkx8F7c0

Большое разнообразие достопримечательностей и мест культурного досуга, распространение инновационных технологий, открытость информации заставляет музеи бороться за своих посетителей, привнося новые идеи, соответствующие ожиданиям целевой аудитории.

Новые методы формирования экспозиций уже не укладываются в существующую классификацию, и в связи с распространением демократической культуры, изменением положения посетителя в музее и его роли, Т.И. Чуклина выделяет еще один метод формирования экспозиции — «метод погружения» (или субмерсивный метод) [Чуклина 2011, c. 2]. Он подразумевает использование интерактивных элементов, широкое применение новых технологических средств для максимального вовлечения посетителя в процесс познания, а также для активизации его творческих способностей. Для этого Чуклина концептуализирует новую функцию музея — прокреативную. Главным становится причастность, со-бытие посетителя и экспозиции, подлинность экспонатов отходит на второй план. Иногда для представления полного ряда предметов, их замещают копиями. Это называется стилизацией [Чуклина 2011, c. 14].

Студенты колледжа на занятии в музее естественной истории Джорджа Дорра. Фото с сайта http://www.tripadvisor.com / LocationPhotoDirectLink-g60709-d2229594-i71960797-George_B_Dorr_Museum_of_Natural_History-Bar Harbor Mount Desert Island Mai.html

Детское занятие «О чем рассказывает каменная книга» в Пензенском краеведческом музее. Ноябрь 2015 г. Фото с сайта http://kraeved.museum-penza.ru/news/2015/11/6A4082395

Методы формирования экспозиций представляют собой разные подходы к представлению одной и той же темы. Методы аналогичны расстановке акцентов в тексте и представлению одной темы с разных сторон для разных аудиторий.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Коренева А.Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты

Тем не менее, каждый метод предполагает создание архитектурно-художественной концепции для работы с физическим пространством экспозиции.

Ряд работ в музеологии посвящен отдельным аспектам построения музейного пространства. «Руководство по организации выставок» Барри Лорда представляет собой труд по системному описанию ряда аспектов, связанных с планированием и реализацией проекта выставки в музее [Lord B., Lord G.D. 2002]. В качестве другого примера работы, посвященной отдельному аспекту экспозиционной деятельности можно считать работу Б. Серрелл «Этикетаж выставки: проблема интерпретации» [Serrell 1996].

С одной стороны, форма выставки основывается на ряде стандартов (расстояние от экспоната до посетителя, освещение, поддержание климата в помещении с музейными предметами), с другой, — зависит от видения субъекта музейной деятельности — куратора.

Выставка имеет цель, при этом, чаще всего это образовательная цель — представить вниманию посетителей проблему (историческое событие, произведения искусства) через концепцию. Концепция находит отражение в выбранном методе формирования выставки. Например, целью выставки естественнонаучного музея может быть информирование публики музея о проблеме глобального потепления, вымирающих видах животных, и др.

Поляков считает, что существует три формы экспозиции: экспозиция — художественный очерк, экспозиция — художественное исследование и экспозиция — художественная легенда [Поляков 1997, c. 90]. И здесь вновь можно увидеть сравнение экспозиции с текстом. Такая классификация, безусловно, показывает вариативность построения «нарратива» экспозиции. Автор также называет экспозицию «художественной формой исторического процесса, обусловленной мемориальными средствами» [Поляков 1997, c. 90].

Передача смысла текста связана, в том числе, с выбором тех или иных средств выразительности. Если мы говорим об изобразительном искусстве, средствами выразительности являются сами картины. Передача смысла через картину — творческий акт и, одновременно, акт коммуникации художника и окружающего мира. При этом еще одним средством художественной выразительности в изобразительном искусстве — и в выставках в том числе —может быть рама.

Рама и образ являются взаимодополняющими элементами творчества и представления результата творчества публике. Появление рамы — особый рубеж в истории искусства. О.Ю. Тарасов связывает появление рамы с историей освоения художественного пространства в целом [Тарасов 2007, c. 9].

Следует выделить несколько не исключающих друг друга характеристик рамы по отношению к картине и зрителю:

1) рама — «помеха» на пути понимания смысла картины;

2) рама — смысловая часть композиции, способ подачи визуального изображения;

3) рама — порог восприятия картины;

4) рама — овеществленный культурно-исторический контекст для понимания картины;

5) рама проницаема, и способствует движению смыслов произведения — внешних и внутренних;

6) рама — окно в картину;

7) рама — канал коммуникации автора и зрителя;

8) рама — комментарий, не имеющий границ и находящийся в постоянном движении.

Обобщая указанные выше характеристики рамы, можно сказать, что, с одной стороны, рама — способ подачи изображения, с другой — порог его восприятия [Тарасов 2007, c. 16] То есть, рама может быть охарактеризована как: дополнительное средство художественной выразительности или «окно» в композицию, либо в качестве своеобразной границы. При этом рама может пониматься как граница между миром художника (его идеями, выраженными в композиции) и окружающим миром, а также как граница между конкретной композицией и окружающим миром.

Рассмотрим эти два восприятия феномена «рамы». С одной стороны, рама — способ подачи изображения, с другой — порог его восприятия. Как уже было сказано выше, рама может быть рассмотрена в качестве некой границы мира художника и конкретной композиции.

Картины в рамах в экспозициях: слева — галереи Уффици, в центре — музея Тро-пинина в Москве, справа — выставки «1917» в Центре Помпиду Мец. Фото с сайтов http://www.renclassic.ru/Ru/34 /1246/, http://mos-holidays.ru/ muzej-tropinina/ и http://art-links.livejour nal.com/25156 82.html.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Коренева А.Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты

Конечно, невозможно однозначно охарактеризовать понятие «мир художника», так как оно включает в себя целый спектр факторов (отношение художника к своему творчеству, отношение общества к творчеству художника, степень желания художника донести до общества свои идеи в законченном виде. Представить в законченном виде — отгородить собственное пространство (творческое пространство) от других, общества. Одновременно художник хочет показать существование своей мысли в пространстве в целом, как части этого мира. В таком случае рама является границей, позволяющей представить собственное видение явлений (идей) другим.

Рама может также производить дополнительный художественный эффект: выполнять функцию послания (комментария художника), а также усиливать впечатление от просмотра картины посредством своей формы, цвета, стиля и пр. Примеры рам, обладающих особой художественной выразительностью, были представлены вниманию посетителей Государственной Третьяковской галереи в рамках выставки «Драгоценная оправа. Картина и Рама. Диалоги» в 2014 г.

Примеры художественного эффекта рам. Экспонаты выставки «Драгоценная оправа. Картина и Рама. Диалоги» в Третьяковской галерее, 2014 г.: слева — «Вход парусника в бухту» И.К. Айвазовского (1843); в центре — «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца» И.Е. Репина (1885—1886); справа — «Портрет неизвестной»

И.К. Макарова (1860).

Являясь «комментарием» к тексту картины, рама играет важную роль в трансляции идеи картины в целом. Говоря,

однако, о выставке, можно сказать, что рама может усиливать и идею выставки как текста.

* * *

Рассмотрение выставки как текста и рассмотрение в отдельности средств художественной выразительности этого «текста» — экспозиционного пространства, рамы, и пр., позволяет выявить потенциал герменевтического анализа выставки. Выставка в таком случае представляет идею автора — куратора или группы кураторов и других профессионалов музейного дела.

Выставка «Москва — Париж» в Центре современного искусства Жоржа Помпиду (1979).

Куратор —Понтюс Хюльтен. Фото с сайта http://artandyou.ru/category/history/post/fenomen_kuratora_v_museimyh_praktikah#

Выставка «Нижний Новгород: структуры витального» (2012). Куратор — Марина Игнатушко. Фото с сайта http://archi.ru/russia/41481/teplyi-veter

Если посещение выставки и анализ результатов ее посещения посетителем зачастую представляет собой один уровень анализа — рефлексию, направленную на собственные впечатления, то интерпретация идей выставки, включающая в себя выделение концептов и разных контекстов, анализ «поэтики» выставки является другим уровнем анализа — попыткой «вживания» в замысел автора.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

Коренева А.Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты

ЛИТЕРАТУРА

к. ис-

1. Богородский С.В. Художественная выставка в условиях современной культуры. Автореф. дисс.

кусствоведения. СПб., 2007. 24 с.

2. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. M.: Лабиринт, 1998. 336 с.

3. Гаврилова С.Е. Феномен выставочной культуры XIX века в мировой традиции. Автореф. дисс. ... к. фи-

лос. н. Н. Новгород. 2006. 23 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Исторический словарь галлицизмов русского языка. M.: Словарное издательство ЭТС, 2011.

5. История выставочной деятельности: методическое пособие | Под ред. A.A. Никоновой, M.B. Бирюковой.

СПб.: Изд-во СПбГу, 2013. 156 с.

6. Коробова И.В. Системообразующие основы технологии выставочной деятельности музеев как фактора

формирования социально-культурной среды региона. Aвтоpеф. дисс. ... к. пед. н. Барнаул, 2006. 26 с.

7. Лефевр B.A. Рефлексия. M., Когито-Центр, 2003. 496 с.

8. Mузейная экспозиция: (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции): сбор-

ник статей I Под ред. M.T. Mайстpовской. Российский институт культурологии; M.: Изд-во Российского института культурологии, 1997. 216 с.

9. Панченко A.C Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея.

Aвтоpеф. дисс. ... к. искусствоведения. СПб., 2012. 25 с.

10. Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции). M: Изд-во Россий-

ского института культурологии, 1997. 170 с.

11. Сгибова A.;. «Посетитель музея» и проблемы формирования музейной деятельности 11 Ценности и

смыслы. 2014. № 3(21). С. 120 — 132.

12. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность: Mоногpафия 2-е изд. M.: Канон +,

2009. 272 с.

13. Тарасов О. Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. M.: Прогресс-Традиция, 2007. 448 с.

14. Чуклина E.A. Mетод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции. Aвтоpеф.

дисс. ... к. культурологии. СПб., 2011. 24 с.

15. Шляхтина ЛЖ., Mастеница Е.Н. Проективная модель музея XXI века: управление процессом коммуни-

кации 11 Mузей — зритель. XXI век. Mатеpиалы конференции к 80-летию научно-просветительского отдела | Науч. ред. О.Г. Mахо. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. С. 24 — 30.

16. Шпет Г. Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта). Иваново: Изд-во ИвГу,

1999. 119 с.

17. Lord В., Lord G.D. The Manual of Museum Exhibitions. Walnut Creek: Alta Mira Press, 2002. 544 p.

18. Serrell B. Exhibit Labels: An Interpretive Approach. Walnut Creek: Alta Mira Press, 1996. 178 p.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Коренева, А. Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты [Электронный ресурс] / А.Ю. Коренева // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып. 1: Пространство и время текста — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.115.

MUSEUM EXHIBITION AS A TEXT: THEORETICAL APPROACH

Alexandra Yu. Koreneva, M.Phil., Doctoral student at the Chair of Philosophy of Language & Communications, Philosophical Department of the Lomonosov Moscow State University E-mail: aleksandrasgibova@gmail.com

Any museum exhibition can be analyzed from different perspectives. Within exhibition studies it is highly relevant to analyze an exhibition with the help of multidisciplinary approaches, for example, physiological, educational and, philosophical in particular.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Коренева А.Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты

My article represents the philosophical approach to exhibition analysis, which includes a combination of socio-philosophical, cultural, historical and genetic methodologies.

In my article, I also have shown it is possible to find a way to analyze an exhibition using the hermeneutics method within the philosophical approach. Hermeneutics traditionally is applied to the text itself; however any exhibition can be seen as a text. Hermeneutic interpretation of an exhibition implies the same methods that would be used for text analysis: author's idea identification, detection of tropes in the text, etc. So, within an exhibition artwork frames, for instance, can be considered tropes. My article gives an idea of how an exhibition can be 'read' as a text. Thus, I show the meanings transfer of the 'text' of exhibition takes place firstly through the paintings and their mutual arrangement (combination); it is both a creative act and an act of communication of the artist and the world. Secondly, picture frames are independent element of the 'text' of exhibition.

Keywords: exhibition, exhibition curator, display, text, narrative, text, painting, picture frame. References:

1. Bodorodsky S.V. Art Display in Modern Culture. Synopsys of Ph.D. diss. St. Petersburg, 2007. 24 p. (In Russian).

2. Brudny A.A. Phycological Hermeneutics. Moscow, Labirint Publisher, 1998. 134 p. (In Russian).

3. Chuklina E.A. The Method of Exposure as the Method of Museum Exhibition Design. Synopsys of Ph.D. diss. St. Pe-

tersburg. 2011. 24 p. (In Russian).

4. Gavrilova S.E. Culture of Exhibits in Nineteen-century Phenomenon. Synopsys of Ph.D. diss. Nizhny Novgorod.

2006. 23 p. (In Russian).

5. Historical Dictionary of Gallicisms in Russian Language. Moscow: Slovarnoe izdatelstvo ETS Publisher, 2011. (In

Russian).

6. Korobova I.V. Exhibition Technology Fundamentals as a Factor of Region Culture Formation. Synopsys of Ph.D. diss.

Barnaul, 2006. 26 p. (In Russian).

7. Lefebre V.A. Reflexion. Moscow: Kogito-Tsentr Publisher, 2003. 496 p. (In Russian).

8. Lord В., Lord G.D. The Manual of Museum Exhibitions. Walnut Creek: Alta Mira Press, 2002. 544 p.

9. Maystrovskaya M.T., ed. Museum Exhibition (Theory and Practice, an Art of Exhibition, New Concepts). Moscow:

Russian State Culture Studies University Publisher, 1997. 216 p. (In Russian).

10. Nikonova A., Birykova M. History of Exhibitions. St. Petersburg: St. Petersburg State University Publisher, 2013.

156 p. (In Russian).

11. Panchenko A.S. Main Tendencies of Exhibitions in Art Museum. Synopsys of Ph.D. diss. St. Petersburg, 2012. 25 p.

(In Russian).

12. Polyakov T.P. How To Create A Museum? (About the Methods of Museum Exhibition Design). Moscow: Russian State

University for Culture Studies Publisher, 1997. 170 p. (In Russian).

13. Serrell B. Exhibit Labels: An Interpretive Approach. Walnut Creek: Alta Mira Press, 1996. 178 p.

14. Sgibova A.Yu. "'Museum Visitor' and Museum Affairs Establishment Issues." Values and Meanings 3 (2014):

120-132. (In Russian).

15. Shlyakhtina L.M., Mastenitsa E.N. "Project Model of Museum in 21st Century: Managing the Process of Com-

munications." Museum — Viewer. 21st Century. Proceedings of the Conference on the 80th Anniversary of Scientific-Public Awareness Department. Ed. O.G. Makho. St. Petersburg: Hermitage State Museum Publisher, 2006, pp. 24-30. (In Russian).

16. Shpet G. Inner Form of a Word (Essays Following Humboldt). Ivanovo: Ivanovo State University Pubilsher, 1999. 119 p.

(In Russian).

17. Sorina G.V. Decision Theory as an Intellectual Activity. Moscow: Kanon-plyus Publisher 2009. 272 p. (In Russian).

18. Tarasov O.Yu. Easel and Image. Rhetoric of Phraming in Russian Art. Moscow: Progress-Traditsiya Publisher, 2007.

448 p. (In Russian).

Cite MLA 7:

Koreneva, A. Yu. "Museum Exhibition as a Text: Theoretical Approach." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Pros-transtvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya teksta'[Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space and Time of Text'] 10.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.115>. ((In Russian).).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.