Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.
'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'
Читать визуализацию
To Read Visualization / die Visualisierung lesen
УДК 72:712(03)
Фёдоров В.В.
Архитектурная среда как текст
Фёдоров Виктор Владимирович, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства Тверского государственного технического университета E-mail: [email protected]
Архитектурная среда рассматривается как важнейшая составляющая пространств социального бытия. Обращение к концепту «архитектурный текст» позволяет более полно судить о различных аспектах взаимодействия субъекта со средой предметно-пространственного окружения. Обсуждается возможность определения границ архитектурного текста с помощью математических методов.
Ключевые слова: архитектура, архитектурный текст, свойства и границы текста, восприятие архитектуры.
Архитектурно-ландшафтная среда — важнейшая составляющая пространств социального бытия. На протяжении всей своей жизни современный человек находится исключительно в среде предметно-пространственного окружения, воплощающей технические и экономические возможности череды предшествующих поколений, их идеалы, мечты, эмоции, амбиции. В итоге интегральный потенциал архитектурно-ландшафтной среды делает ее структурой, способной объединять пространственно-временные аспекты бытия с индивидуальным и массовым сознанием.
Любая (!) архитектура выступает как:
1) продукт определенной эпохи;
2) отражение материальной стороны жизни индивида, социальной группы, социума в целом;
3) материально воплощенный способ хранения и передачи информации;
4) способ коммуникации и
5) форма существования культуры.
А поскольку внешне она предстает как система элементов-знаков, упорядоченных (в композиционном, гармоническом и смысловом отношении) по «синтаксическим» правилам, то может с полными на то основаниями трактоваться как архитектурный текст.
Прагматически-утилитарная направленность использования концепта «архитектурный текст» очевидна: появляется возможность выделения в архитектурной среде фрагментов, позволяющих более полно судить о различных аспектах ее — среды — взаимодействия с субъектом (восприятия, понимания и присвоения ценностно-смыслового содержания). Работа с архитектурными текстами помогает также в выработке и концептуализации методологических и проектных подходов в сфере градостроительства и архитектуры. Именно этими системными причинами обуславливается актуальность изучения архитектурных текстов.
Атрибутивная черта архитектурного текста — набор свойственных данному времени и месту определенных типов зданий, сооружений и ландшафтных элементов, семантика и прагматика которых в основном доступна индивиду и социальному субъекту. Организованный на основе функциональных взаимосвязей и отношений, содержательно объединяющий материальные объекты в некое целое, такой текст несет очевидные признаки связности: 1) визуальное единство (стилевое родство, схожесть свето-цветовых решений, сомасштабность объемно-планировочных решений); 2) взаимосвязь функциональных и инфраструктурных решений.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1, 'Raum und Zeit des Textes'
Фёдоров В.В. Архитектурная среда как текст
Значения его постоянно получают все новые оттенки смысла в зависимости от характера социальной действительности. Более того, сами смыслы семиотических трактовок влияют на трансформацию архитектурных структур (знаков), наполняют их все новым и новым содержанием. И если представления об архитектурно-ландшафтной среде как тексте являются вполне тривиальными и не встречают каких-либо убедительных возражений, то вопрос определения границ конкретного архитектурного текста остается под вопросом.
Исследование столь сложного социокультурного феномена как архитектурная среда количественными методами имеет свои особенности. Во-первых, статистическая обработка данных не требуют проверки совпадений эмпирического распределения с нормальным. Часто обращаются к так называемым гиперболическим или «ципфовским» распределениям, общая черта которых — выраженная асимметричность в отличие от «гауссовых» распределений. Во-вторых, в случаях, когда переменные не поддаются прямому количественному измерению (или последующие измерения не обеспечивают воспроизводимость данных), приходится прибегать к «расщеплению» качественных переменных [Сидоренко 2004, c. 19; Хайтун 2005, c. 72]. В целом же подобный универсальный подход применим к исследованию как литературных или архитектурных текстов, так и любых других массивов информации (предпочтений восприятия, сведений о системах расселения, городских агломерациях и др.).
Достаточно убедительными (математическими) методами показано, что даже отдельное здание может прочитываться как архитектурный текст [Федоров и др. 2014]. Процедура «расщепления» текста (образа) на составляющие элементы обычно происходит в границах некого архитектурно-ландшафтного образования (не обязательно минимально возможного фрагмента внешнего мир, поскольку, подобные текста могут быть «вложены» один в другой). Одновременно допускается существование эталонов или прототипов (минимальных информационных массивов, которые могут быть опознаны). Поскольку образ архитектурного текста задает порядок восприятия и определяет активный поиск объекта в окружающем пространстве, можно утверждать, что характер эталона опознания собственно и задает единицу восприятия — параметр текста.
В конечном итоге исследователь вынужденно ограничивает набор таких оцениваемых параметров, исходя из возможности последующего использования полученных результатов на различных уровнях анализа, моделирования и принятия решений. Хотя теоретически диапазон очень широк: от элементов, свойственных практически каждому зданию (дверные и оконные проемы, карнизы и пр.), до признаков, свойственных определенной тектонике, ставших вариантом архитектурной формы вследствие художественной интерпретации работы под нагрузкой в структуре здания. Например, это членение фасадной поверхности тягами — горизонтальными профилированными рядами, выделяющими цоколь, этажи, главный карниз. Или изменение фактуры фасада (облицовки, «отёски»). От нарочито грубой, рваной, объемной в нижнем ярусе — к тонкой, «воздушной» в верхнем. В этом же ряду архетипическая «игра» с размерами оконных проемов: от узких (из-за «необходимости» обеспечивать несущую способность простенков) и высоких (создающих должный уровень естественной освещенности) внизу — к более широким и низким в верхней части фасада (рис. 1). В любом случае, работа с архитектурными текстами (их написание и понимание) предполагает профессиональное оперирование богатым архитектурным языком.
Рис. 1. Здание как архитектурный текст. Примеры изменения фактуры фасада и размеров оконных проемов, слева направо: Харвуд Хаус, Лидс (1759—1771, архитекторы Дж. Карр и Р. Адам; фрагмент фасада); Палаццо Веккьо, Флоренция (1298—1299, архитектор А. ди Камбио); палаццо Массимо алле Колонне, Рим (1532—1536, архитектор Б. Перуцци; фрагмент гравюры XVIII в.);
дом 8 по Большой Садовой ул., Москва (1950—1951, архитектор М.В. Посохин)
Собственно говоря, выделение границ архитектурного текста не представляется нам столь уж важным. Архитектурная среда практически всегда предстает как сплетение, взаимопроникновение образов-текстов, совокупность нечетких множеств, выделенных по таким основаниям, как время создания, стилевая принадлежность, масштаб, назначение,
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1, 'Raum und Zeit des Textes'
Фёдоров В.В. Архитектурная среда как текст
функциональное или техническое состояния и пр. Поскольку само их существование обусловлено взаимосвязью и взаимообусловленностью различных (по масштабу и значимости) компонентов, то необходимо оперировать не только отдельными характеристиками или их группами, а обращаться к хронотопу (пространству-времени культуры, связанному с меняющимися переживаниями субъекта). Соответственно и возникновение/развитие архитектурно-ландшафтной среды должно рассматриваться во взаимосвязи с социокультурным, экономическим, политическим и прочими аспектами.
Архитектурные тексты являются той семантической точкой, которая непрестанно генерирует новые значения, наполняет окружение смыслом. Ритмика и структура этих образованиий открывают канал, через который в мир вливаются логика и гармония, упорядочивая предметно-материальное наполнение пространств социального бытия. Здесь мы осознанно оставляем в стороне мифосимволическое содержание, возникающее в органической взаимосвязи с самыми глубинными слоями мировоззрения человека и его подсознательным. Сам по себе архитектурный текст задает лишь условия актуализации, восприятия, понимания и присвоения мифосимволического и ценностно-смыслового содержания окружающего мира [Федоров, Коваль 2009].
По нашему мнению, принципиально невозможно составить «словарь» архитектурных слов-знаков или символов. Однако исследователи широко пользуются удачной метафорой, поскольку термин «словарь архитектурных образов и символов» обозначает относительно устойчивый набор легко опознаваемых, читаемых значений [Федоров В.В., Федоров М.В. 2013]. Архитектурный текст совмещает в себе характеристики знаковой и сигнальной систем. Обладая иерархией элементов, синтаксисом, отвечая целям массовой коммуникации, он действует как на различных уровнях восприятия, так и сознания (вплоть до архетипов). Хотя, повторимся, в общем случае невозможна каталогизация этих значений по какому-либо общепринятому формальному признаку (имея сходную форму, пирамида Хеопса и пирамида во дворе Лувра транслируют очень далекие друг от друга смыслы; рис. 2).
Рис. 2. Слева — пирамида Хеопса, крупнейшая из египетских пирамид (IV династия, период постройки ~2560 — ~2540 до н.э.; вид со стороны входа в пирамиду), справа — стеклянная пирамида в Лувре во дворе Наполеона, служащая главным входом в
Лувр (1985—1989, архитектор Йо Минг Пей)
Итак, архитектурный текст это:
1) «система жесткой фиксации авторского замысла» [Суханцева 2000; Кофанова 2002, с. 71], совокупность знаков, визуально выражающих структуру и архитектонику предметно-материального наполнения пространств социального бытия;
2) пространство смысла, актуализируемое в акте восприятия.
Он начинается с материальных объектов и предполагает возможность их распредмечивания (основывающуюся на способности полиаспектного восприятия и наличии определенным образом организованного мышления субъекта-интерпретатора). Ключевым моментом адекватного прочтения архитектурного текста становится также соотнесение значений материально-предметного (архитектурно-ландшафтного) наполнения пространств социального бытия с четвертым измерением — временем.
Конечно, можно взять фрагмент исторической застройки в крупном городе и «прочитать» его как текст, не выходя за рамки собственно архитектуры. Все красиво, очевидно и... предсказуемо, неинтересно. Более сложный случай представляет собой анализ архитектурного текста в структуре самого обычного, даже заурядного российского города.
Например, Тверь — древний русский город (первое упоминание в летописях датируется 1164 годом). Однако подобно многим региональным центрам европейской части страны, он не отличается большим количеством архитектурных памятников. Война и «изгибы линии партии» оставили здесь свой неизгладимый след.
В качестве примера для прочтения мы выбрали текст, включающий зону сопряжения двух центральных проспектов, примыкающих к мосту через Волгу. В современном виде этот текст окончательно сформировался лишь к исходу ХХ в.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1,
'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'
Фёдоров В.В. Архитектурная среда как текст
Из первой точки наблюдения, расположенной на Новом мосту (рис. 3), хорошо обозреваем комплекс зданий на пра вом берегу реки, построенный в 1950-е гг.
Рис. 3. Взгляд с Нового моста в южном направлении на начало Тверского проспекта.
Здесь и далее фото автора.
Это ансамблевая застройка, основывающаяся на традициях русского классицизма. Здания сложного плана вдоль городской магистрали имеют многочисленные встроенные учреждения обслуживания. На фасадах видны геральдические композиции на темы триумфа и регалий власти. В структуре фасадов присутствуют многочисленные арки, карнизы, порталы, колоннады, башенки, шпили, балкончики с балясинами и пр.
Сразу за мостом застройка Комсомольского проспекта начинается типичными кирпичными пятиэтажными зданиями 1960-х гг. постройки. Полный отказ от «украшательства», предельная скупость типового индустриального строительства. Два самостоятельных пятиэтажных корпуса соединены нетиповой вставкой с проездом, замыкающей квартальное пространство (рис. 4). Для этого отрезка восточного фасада Комсомольского проспекта характерны: пренебрежение возможностями организации рельефа, низкий уровень благоустройства территории, однообразие, нежелание использовать игру цвета и пластики зданий. Отсутствие на фасадах декора, предельная упрощенность форм порождают неизбывную монотонность архитектурной среды.
Рис. 4. Взгляд в северном направлении с моста через Волгу: типовые здания массового строительства; единственная индивидуальная черта, дань расположению зданий на городской магистрали — наличие встроенных учреждений обслуживания.
Период «брежневской» застройки 1970—1980-х гг. в силу ряда социально-экономических причин стал временем доминирования многоэтажного секционного домостроения (рис. 5).
Рис. 5. Два девятиэтажных крупнопанельных корпуса на пересечении городских магистралей; трехэтажная встройка-магазин между спальными корпусами появилась спустя десятилетия, очевидным образом усложнила и преобразила в лучшую сторону сформировавшийся «комплекс» зданий.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1,
'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'
Фёдоров В.В. Архитектурная среда как текст
За 9-этажной «доминантой» вновь следуют два пятиэтажных здания (кирпичное и крупнопанельное) 1970-го года постройки (рис. 6). Ко второй крупнопанельной пятиэтажке примыкает кирпичный корпус (рис. 7), переменной этажности (5 и 9 этажей), построенный в 1990 г.
Рис. 6. Ближайшая к 9-этажному корпусу кирпичная «хрущевка» (светлый фасад) построена на десятилетие раньше окружения, и оказалось, что здание выступает на несколько метров вперед относительно линии регулирования застройки
Рис. 7. Узкий проем (между 5-этажным крупнопанельным зданием и 5-этажной линейной частью кирпичного здания переменной этажности) закрыт декоративной стеной с узким проходом для пешеходов (в тени)
За девятиэтажным объемом этого здания сразу после узкого девятиметрового проезда следует сложная группа зданий (2000—2010 гг.), составленная из центрального девятиэтажного крупнопанельного здания, двух торцевых кирпичных пристроек к нему и двухэтажной встройки-магазина между этими пристройками (рис. 8).
Рис. 8. Основной объем комплекса зданий сформирован 9-этажной центральной крупнопанельной частью и двумя торцевыми кирпичными пристройками, выступающими в направлении городской магистрали (двухэтажный объем между ними — отдельно стоящее здание).
Итак, два центральных меридиональных проспекта — Тверской и Комсомольский — встречаются на мосту над Волгой. И хотя временной интервал между возведением всех зданий (рис. 3—8) сравнительно небольшой (50—60 лет), но в стилевом отношении элементы этого текста выглядят совершенно инородными друг другу, не порождают единый архитектурный образ. Реальность такова, что здания, расположенные на дистанции примерно 1,3 км, несут, прежде всего, яркий отпечаток господствующей идеологии, технической политики и экономических возможностей своего времени (и невозможности достижения архитектурно-композиционной целостности).
Вместе с тем, не будучи шедевром архитектуры, застройка, характеризуется относительной пропорциональностью (соотношения высоты зданий и ширина проспектов), открытостью в направлении пространства великой русской реки и сбалансированностью цветовых решений. К счастью, при формировании архитектурно-художественного образа зданий 1970—1980 гг. архитекторы не использовали такую «стилевую» особенность этого периода, как настенные росписи и мозаичные панно. В последние годы лаконизм застройки постепенно преодолевается путем насыщения «интерьера» проспектов маломасштабными функциональными элементами и малыми архитектурными формами (появились 2 фонтана, здания комплектной поставки на остановках общественного транспорта, скульптуры в примыкающих скверах).
Рассмотренный архитектурный текст со всей очевидностью демонстрирует, что городская среда — не только физическое пространство, но она раскрывается в нем. Архитектурный текст обязательно (чаще всего — непреднамеренно) социально обозначен и сконструирован. В результате он прочитывается как более или менее полная/адекватная проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии. Архитектурная среда во всей своей обыденности воспринимается именно как материализованное «распределение в пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически (как тела, привязанные к посто-
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1, 'Raum und Zeit des Textes'
Фёдоров В.В. Архитектурная среда как текст
янному месту: закрепленное место жительства или главное место обитания) и обладающих возможностями присвоения этих благ и услуг» [Бурдьё 1993].
По своей эстетической направленности гражданская архитектура просто обязана, по понятным причинам, быть искусством положительных эмоций. Поэтому хотелось бы предостеречь от упрощенного понимания работы естественных механизмов формирования архитектурных текстов, которые в целом оказались более совместимы с нуждами современных пользователей, чем это представлялось, например, создателям Афинской хартии. Устранение в России государственного диктата в сфере архитектурного творчества повлекло за собой увеличение доли не столько канонично-современных, сколько родственных контексту традиционных архитектурных решений. Достаточно сравнить фотографии зданий середины и конца ХХ в. (в нашем случае — рис. 3—6 и 7—8).
В общем случае исследование архитектурных текстов должно охватывать самый широкий круг вопросов (открытым списком):
1) феномен архитектурной среды [Аркин 1990, с. 322; Мендоки 1999; Бофиль 1993; Брумфилд 2006; Тарасов, Соснова 1985; Федоров, Левиков 2015];
2) определение границ и зон конвергенции архитектурных текстов;
3) особенности восприятия различных текстов (от интегрально благоприятных до «патологических») [Федоров, Шикун 2012];
4) малые формы в структуре архитектурных текстов [Федоров и др. 2013];
5) архитектурные руины как особый вид текста [Выставка «Руина...» 2012; Федоров, Скибина 2013; Асс 2010; Сардаров 2010];
6) архитектура абсурда [Fedorov, Levikov 2014];
7) феномен самоорганизации архитектурного текста [Савчук 2012; Синергетизм... Интернет-ресурс б/даты размещения; Жуйков 2011; Князева, Курдюмов 2005];
8) эффективность и результативность архитектурной среды [Некрасов 1994];
9) публичное пространство как текст [Коэн, Арато 2003]; 10) властное пространство [Подорога 1991] и т.д.
Архитектурные тексты (улицы и площади пространств социального бытия) обязаны своим содержанием и смыслом вовсе не тому (или не только тому), что они результат художественного поиска, архитектурного творчества:
«В качку, увы, не устоять на палубе.
Бурю, увы, не срисовать с натуры.
В городах только дрозды и голуби
верят в идею архитектуры»
(И.А. Бродский)
Прежде всего — это овеществленная социальная действительность. Способность господствовать в архитектурном пространстве всегда определяется величиной потенциала влияния. Потенциал власти, идеологии и капитала обеспечивает их неустранимое присутствие в пространстве социального бытия. Те, кто лишен этого потенциала, лишены и полноценной возможности формировать архитектурный текст (как минимум — всегда был и будет заказчик). Общество читает подобные архитектурные тексты (например, рис. 3—8) как воплощенное свидетельства успеха или поражения политического лидера или группировки (партии), социальной или этнической группы, или в более широком плане — их социальной траектории. Борьба за пространство, за право писать архитектурные тексты может осуществляться и на индивидуальном, и на коллективном уровнях, поскольку является проекцией разнообразных интересов. И потому так важна и интересна способность многопланового прочтения архитектурных текстов — пространств работы, быта, отдыха и социального взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М.: Искусство, 1990. 464 с.
2. Асс К. Несколько замечаний о руинах [Электронный ресурс] / / OpenSpace.ru Архив. Архитектура с Ки-
риллом Ассом. 2010. 30 августа. Режим доступа: http://os.colta.ru/art/projects/86/details/17619/.
3. Бофиль Р. Пространства для жизни. М.: Стройиздат, 1993. 144 с.
4. Брумфилд у. От Парижа до Санкт-Петербурга. Понимание архитектуры как исторического текста в
XIX веке // Слово/Word. 2006. № 52. С. 19-21.
5. Бурдьё П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение [Электронный ресурс] / /
Бурдьё П. Социология политики / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. Социальное пространство Пьера Бурдьё. Режим доступа: http://bourdieu.name/content/fizicheskoe-i-socialnoe-prostranstva-proniknovenie-i-prisvoenie.
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1, 'Raum und Zeit des Textes'
Фёдоров В.В. Архитектурная среда как текст
6. Выставка «Руина. Версия архитектурного бюро "Рождественка"» [Электронный ресурс] / / ARCHITIME.RU.
2012. Информационно-образовательный ресурс. Режим доступа: http://www.architime.ru/competition / exibition_muar_201012.htm.
7. Жуйков С.А. Синергетический подход к изучению архитектурного процесса [Электронный ресурс] / /
Академический вестник УралНИИпроект РААСН 2011. № 3. С. 47—52. ^берленинка. Режим доступа: http: / / cyberleninka.ru/ article/n/ sinergeticheskiy-podhod-k-izucheniyu-arhitekturnogo-protsessa.
8. Kнязева Е.А. Барочный топос «жизнь есть сон» в метареалистической поэзии / / Мировая культура
XVII — XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Вып. 26: Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия «Symposium». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 69 — 70.
9. Kнязева Е.Н., ^рдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: KомKнига,
2005. 366 с.
10. ^фанова В.А. Музыкальный текст XVII — XVIII веков как когнитивный артефакт бардовской песни XX
столетия / / Мировая культура XVII — XVIII веков как метатекст: дискурсы, жанры, стили. Материалы Международного научного симпозиума «Восьмые Лафонтеновские чтения». Серия «Symposium». Вып. 26. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 71 — 73.
11. ^эн Дж.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир, 2003. 664 с.
12. Мандоки K. От культового к виртуальному городу / / Семиотика пространства. / Под ред. А.А. Бараба-
нова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. С. 467 — 486.
13. Некрасов А.И. Теория архитектуры. М.: Стройиздат, 1994. 344 с.
14. Подорога В.А. Бессознательное власти / / Бюрократия и общество. М.: Аспрум, 1991. С. 61 —67.
15. Раппапорт А.Г. Магия и архитектура. Екатеринбург: TATLIN, 2015. 56 с.
16. Савчук В.В. Топологическая рефлексия. М.: ^нон, 2012. 346 с.
17. Сардаров А. Руины как архитектурно-художественное явление / / Архитектура и строительство. 2010.
№ 5 (216). С. 21—24.
18. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2004. 352 с.
19. Синергетизм в архитектурном формообразовании [Электронный ресурс] // Библиофонд — Электронная
библиотека: статей, учебной и художественной литературы. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru /view.aspx?id=579696.
20. Суханцева В.К Музыка: Язык-текст-понимание [Электронный ресурс] / / Суханцева В.К Музыка как мир
человека. От идеи вселенной — к философии музыки. K.: Факт, 2000. ^льтурология: теория, школы, история, практика. Режим доступа: http://www.countries.ru/library/music_culture/mkm3.htm.
21. Тарасов Е.Ф., Соснова М.Л.О формах существования текстов / / Речевое общение: цели, мотивы, сред-
ства. М.: Институт языкознания РАН, 1985. С. 24 — 32.
22. Федоров В.В., Давыдов В.А., Левиков А.В. K проблеме установления границ, уровней и языка архитек-
турного текста / / Пространство и Время. 2014. № 1(15). С. 102 — 105.
23. Федоров В.В., Давыдов В.А., Скибина Е.В. Малые формы в структуре архитектурного текста / / Архи-
тектура и строительство России. 2013. № 6. 2013. С. 25 — 29.
24. Федоров В.В., ^валь И.М. Мифосимволизм архитектуры. М.: KомKнига, 2009. 224 с.
25. Федоров В.В., Левиков А.В. Городское пространство как система визуальных дискурсивных маркеров / /
PRAXEMA. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 1(3). С. 51 — 55.
26. Федоров В.В., Скибина Е.В. Феномен архитектурных руин / / Вестник МГСу. 2013. № 8. С. 7 — 13.
27. Федоров В.В., Федоров М.В. Энциклопедия архитектурно-ландшафтных образов и смыслов. Тверь: По-
липресс, 2013. 68 с.
28. Федоров В.В., Шикун А.Ф. «Пиковые переживания» в восприятии среды предметно-пространственного
окружения / / Вестник ТГу. Серия Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 23 — 27.
29. Хайтун С.Д. Kоличественный анализ социальных явлений: Проблемы и перспективы. М.: KомKнига,
2005. 280 с.
30. Шёнле А. Апология руины в философии истории: провиденциализм и его распад [Электронный ре-
сурс] // Независимое литературное обозрение. 2009. № 1(95). С. 24 — 38. Журнальный зал в РЖ, «Русский журнал». Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/sh6.html.
31. Brumfield W.C. "From Victor Hugo to Fedor Dostoevskii: 19th-century Perceptions of Architecture as Histori-
cal Text." Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2015) 1026 — 1036.
32. Brumfield W.C. "Reading Architecture: Building and Text in Nineteenth-Century Russia." O Rus! Studia
ФЁДОРОВ В.В. АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА КАК ТЕКСТ
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1, 'Raum und Zeit des Textes'
Фёдоров В.В. Архитектурная среда как текст
litteraria slavica in honorem Hugh McLean. Ed. S. Karlinsky, et al. Oakland: Berkeley Slavic Specialities, 1995, pp. 38-46.
33. Fedorov V.V., Levikov A.V. "Architettura dell'assurdo." Italian Science Review 2 (2014): 71 — 75.
34. Schönle A. "Broken History and Crumbling Stones: The Romantic Conception of Architectural Preservation."
Slavic Review 71.4 (2012): 745 — 765.
35. Schönle A. "Ruins and History: Observations on Russian Approaches to Destruction and Decay." Slavic Review
65.4 (2006): 649 — 669.
Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:
Фёдоров, В. В. Архитектурная среда как текст [Электронный ресурс] / В.В. Фёдоров // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып. 1: Пространство и время текста — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.111.
ARCHITECTURAL ENVIRONMENT AS TEXT
Viktor V. Fedorov, D.A. (Cultural Studies), Professor, Head of the Chair of Architecture and Urban Planning at Tver State Technical University
E-mail: [email protected]
Architectural environment is the most important component of social life spaces. Integral potential of architectural and landscape environment makes it a structure able to unite the spatial-temporal aspects of being with individual and mass consciousness. At the same time, since the architecture is also a system of elements-signs, ordered (compositionally, harmonic and semantically) according to the 'syntactic' regulations, it may with good reason be interpreted as an architectural text. Its studying allows more complete estimate various aspects of the interaction between human and environment of his substantive-spatial setting.
The subjects of my study are both concept of 'architectural text' (its semantics first of all) and particular practical possibility of reading the architectural text of modern Russian provincial city (in my article, I represent a case study of architectural text of the crossroads of two main avenues in Tver city). For these goals I use structural and functional, system, comparative, and semantic approaches. I also discuss the possibility of determining the frontiers of architectural text by using mathematical methods. The systems approach suggests relate to this text both to (i) fixation system of its creators' artistic conception, (ii) a set of signs and (iii) a space of meanings. Correlation between values of material-substantive environment and time (of creating and reading) becomes a key aspect for adequate reading of architectural text. So, I examine the architectural text of built-up environment of crossroad in Tver as an interaction of two chronotopes, which are traditional (pre-revolutionary) Russian and Soviet ones.
As general conclusions, I mark the contours of the problem field for studying architectural texts as such. I also conclude a person who perceives the architectural text, read it as evidence of success or failure of those or other actors. As to case study of architectural text of Tver crossroad, I conclude although the time interval between construction of all the buildings is relatively short (50—60 years), stylistically all elements of this text look completely alien to each other; they do not generate a single architectural image. The buildings located at a distance of about 1.3 km, are first of all the vivid imprint of dominant ideology, technical policy and economic opportunities of their time.
Keywords: architecture, architectural text, properties and boundaries of the text, perception of architecture.
References:
1. Arkin D.E. Images of Architecture and Images of Sculpture. Moscow: Iskusstvo Publisher, 1990. 464 p. (In Russian).
2. Ass K. "Some Remarks on Ruins." OpenSpace.ru. Archive. On Architecture with Kirill Ass. N.p., 30Aug. 2010. Web.
<http: / / os.colta.ru/ art / projects /86/ details /17619/>. (In Russian).
3. Bofill R. Spaces for Living [=Espaces d'une vie]. Moscow: Stroyizdat Publisher, 1993. 144 p. (In Russian).
4. Bourdieu P. "Physical and Social Space: Penetration and Appropriation." Sociology of Politics. Moscow: Socio-
Logos Publisher, 1993. Pierre Bourdieu's Social Space. N.p., n.d. Web. <http://bourdieu.name/content/ fizicheskoe-i-socialnoe-prostranstva-proniknovenie-i-prisvoenie>. (In Russian).
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1, 'Raum und Zeit des Textes'
Фёдоров В.В. Архитектурная среда как текст
5. Brumfield W.C. "From Paris to Saint Petersburg: 19th-century Perceptions of Architecture as Historical Text."
Word 52 (2006): 19-21. (In Russian).
6. Brumfield W.C. "From Victor Hugo to Fedor Dostoevskii: 19th-century Perceptions of Architecture as Historical
Text." Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2015) 1026 — 1036.
7. Brumfield W.C. "Reading Architecture: Building and Text in Nineteenth-Century Russia." O Rus! Studia litteraria
slavica in honorem Hugh McLean. Ed. S. Karlinsky, et al. Oakland: Berkeley Slavic Specialities, 1995, pp. 38—46.
8. Cohen J.L., Arato A. Civil Society and Political Theory. Moscow: Ves mir Publisher, 2003. 664 p. (In Russian).
9. "Exhibition 'Ruin. Version of Architectural Bureau "Rozhdestvenka"'." ARCHITIME.RU: Information and Education-
al Resource. N.p., n.d. 2012. Web <http://www.architime.ru/competition/exibition_muar_201012.htm>. (In Russian).
10. Fedorov V.V., Davydov V.A., Levikov A.V. "On the Determination Problem of Architectural Text's Boundaries,
Its Levels and Language." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 1 (2014): 102 — 105. (In Russian).
11. Fedorov V.V., Davydov V.A., Skibina E.V. "Small Forms in the Structure of Architectural Text." Architecture and
Construction of Russia 6 (2013) 25 — 29. (In Russian).
12. Fedorov V.V., Fedorov M.V. Encyclopedia of Architecture and Landscape Images and Meanings. Tver: Polipress Pub-
lisher, 2013. 68 p. (In Russian).
13. Fedorov V.V., Koval I.M. Myth-Symbolism of Architecture. Moscow: KomKniga Publisher, 2009. 224 p. (In Russian).
14. Fedorov V.V., Levikov A.V. "Architettura dell'assurdo." Italian Science Review 2 (2014): 71 — 75.
15. Fedorov V.V., Levikov A.V. "Urban Space as a System of Visual Discourse Markers." ПРАЕНМА. Journal of Visu-
al Semiotics 1 (2015): 51 — 55. (In Russian).
16. Fedorov V.V., Shikun A.F. "'Peak Experiences' in Perception of Environment in Detail-Spatial Setting." Herald of
Tver State Unuversity. Series Pedagogy and Psychology 1 (2012): 23 — 27. (In Russian).
17. Fedorov V.V., Skibina E.V. "Phenomenon of Architectural Ruins." Herald of Moscow State Building University 8
(2013): 7—13. (In Russian).
18. Khaytun S.D. Quantitative Analysis of Social Phenomena: Problems and Prospects. Moscow: KomKniga Publisher,
2005. 280 p. (In Russian).
19. Knyazeva E.A. "Baroque Topos 'Life Is Dream' in Meta-Realistic Poetry." World Culture of 17th — 18th Centuries as Me-
tatext: Discourses, Genres and Styles. Volume 26: Proceedings of the International Scientific Symposium " Eighth Lafontaine Readings." Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society Publisher, 2002, pp. 69—70. (In Russian).
20. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Foundations of Synergetic. Synergistic World-Vision. Moscow: KomKniga Publish-
er, 2005. 366 p. (In Russian).
21. Kofanova V.A. "Music Lyrics of 17th — 18th Centuries as Cognitive Artifact of Twentieth-century Bard Songs."
World Culture of 17th — 18th Centuries as Metatext: Discourses, Genres and Styles. Volume 26: Proceedings of the International Scientific Symposium "Eighth Lafontaine Readings." Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society Publisher, 2002, pp. 71 — 73. (In Russian).
22. Mandoki K. "From the Cultural to the Virtual City: Aesthetic Semiosis of the Great Mexico-Tenochtitlan." Semiot-
ics of Space. Ed. A.A. Barabanov. Ekaterinburg: Arkhitecton Publisher, 1999, pp. 467—486. (In Russian).
23. Nekrasov A.I. Theory of Architecture. Moscow: Stroyizdat Publisher, 1994. 344 p. (In Russian).
24. Podoroga V.A. "Unconscious of Power." Bureaucracy and Society. Moscow: Asprum Publisher, 1991, pp. 61 — 67.
(In Russian).
25. Rappaport A.G. Magic and Architecture. Ekaterinburg: TATLIN Publisher, 2015. 56 p. (In Russian).
26. Sardarov A. "Ruins as the Architectural and Artistic Phenomenon." Architecture and Construction 5 (2010): 21 — 24.
(In Russian).
27. Savchuk V.V. Topological Reflection. Moscow: Kanon Publisher 2012. 346 p. (In Russian).
28. Schönle A. "Apology of a Ruin in the Philosophy of History: Providentialism and Its Disintegration [= Modernity
as a 'Destroyed Anthill']." Independent Literary Review 1 (2009): 24 — 38. Reading Hall in "Russian Journal". Russian Journal, n.d. Web. <http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/sh6.html>. (In Russian).
29. Schönle A. "Broken History and Crumbling Stones: The Romantic Conception of Architectural Preservation."
Slavic Review 71.4 (2012): 745 — 765.
30. Sidorenko E.V. Mathematical Methods in Psychology. St. Petersburg: Rech Publisher, 2004. 352 p. (In Russian).
31. Sukhantseva V.K. "Music: Language-Text-Understanding." Music as a Human's World. From Idea of Universe to
Philosophy of Music. Kiev: Fakt Publisher, 2000. Cultural Studies: Theory, Schools, History, and Practice. N.p., n.d. Web. <http://www.countries.ru/library/music_culture/mkm3.htm>. (In Russian).
Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text'
Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1, 'Raum und Zeit des Textes'
Фёдоров В.В. Архитектурная среда как текст
32. "Synergetism in Architectural Shaping." Bibliofond. Digital Library: Articles, Textbooks and Literature. N.p., n.d.
Web. <http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=579696>. (In Russian).
33. Tarasova E.F., Sosnova M.L. "On Existence Forms of Texts." Conversation: Goals, Motives, Means. Moscow: Insti-
tute of Linguistics Publisher, 1985, pp. 24 — 32. (In Russian).
34. Zhuykov S.A. "Synergetic Approach to Study of Architectural Process." Academic Herald of Ural Scientific and Re-
search Project Institute of Russian Academy of Architectural and Construction Sciences 3 (2011): 47—52. Cyber-leninka. Russian State Library, n.d. Web. <http://cyberleninka.ru/article/n/sinergeticheskiy-podhod-k-izucheniyu-arhitekturnogo-protsessa>. (In Russian).
Cite MLA 7:
Fedorov, V. V. "Architectural Environment as Text." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya teksta' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space and Time of Text'] 10.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.111>. (In Russian).