Научная статья на тему 'Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева'

Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
418
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОЛЛОН ГРИГОРЬЕВ / ПРОЗА / МЕМУАРЫ / ОПИСАНИЯ ГОРОДА / УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ / МОСКОВСКИЙ ТЕКСТ / ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ / УТОПИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ / ПОЧВЕННИЧЕСТВО / APOLLON GRIGORIEV / PROSE / MEMOIRS / DESCRIPTIONS OF CITY / URBAN SCENERY / MOSCOW TEXT / PETERSBURG TEXT / UTOPIAN LANDSCAPE / POCHVENNICHESTVO

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Середина Анна Олеговна

Яркий пример московского и петербургского текста представляет собой урбанистический пейзаж в малоизученной художественной прозе Аполлона Григорьева. В описаниях города «последним русским романтиком» взаимодействуют романтическая и реалистическая поэтика. Городской пейзаж служит характеристике общества и доказывает, что именно Москва является русской национальной почвой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Space of City in Apollon Grigoriev''s Fictional Prose

Apollon Grigoriev was ‘the last Russian romantic’, poet and creator of ‘organic criticism’. Grigoriev also wrote the prose, which is extremely interesting from the standpoint of the history of literature and poetics. Generally, researchers analyzed Grigoriev's poetry and criticism. This are, in particular, works by Alexander Blok [Grigoriev 1916, p. I-XL], by A.I. Zhuravleva, who is the leader in researches of Grigoriev's critical heritage [Zhuravleva 1980, p. 7-47], and by R. Wellek [Wellek 1992]. Meanwhile, Grigoriev's artistic prose also deserves attention. However, the majority of researchers of Grigoriev's prose, such as B.F. Egorov [Grigoriev 1988], and E.E. Grodskaya [Grodskaya 2006] considered Grigoriev's autobiographical motives. However, the descriptions, in particular the descriptions of the city, play a significant role in Grigoriev's creative works. The subject of my article is images of city in Apollon Grigoriev’s prose, for studying which I use contextual and discourse analysis, as well as method of analytical reading. I show the writer described Moscow and Petersburg in accord with his ideals of Pochvennichestvo ('soil-bound' school), he proved Moscow was the soil of Russian culture, and we can display it only on the level of poetics, because Grigoriev didn’t voice his ideas directly. So Grigoriev’s urban scenery is example of Petersburg and Moscow texts. Moreover, they are interlacement of old romantic and new realistic poetics. The description of Arcadia, utopian scenery, resembles exotic scene in typical romantic novels. But the city characterizes its townsmen as social type, what is close to poetics of ‘natural school’.

Текст научной работы на тему «Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'

Художественная литература: тексты и смыслы

Imaginative Literature: Texts and Meanings / Künstlerische Literatur: Texte und Sinne

УДК (82.09:821.161.1)Аполлон Григорьев

V

Г

ш

Середина А.О

^rWSKJk vcf f

)

Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева

Середина Анна Олеговна, аспирантка Филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

E-mail: Serenaphil@mail.ru

Яркий пример московского и петербургского текста представляет собой урбанистический пейзаж в малоизученной художественной прозе Аполлона Григорьева. В описаниях города «последним русским романтиком» взаимодействуют романтическая и реалистическая поэтика. Городской пейзаж служит характеристике общества и доказывает, что именно Москва является русской национальной почвой.

Ключевые слова: Аполлон Григорьев, проза, мемуары, описания города, урбанистический пейзаж, московский текст, петербургский текст, утопический пейзаж, почвенничество.

Аполлон Григорьев (1822—1864) известен как «последний русский романтик», поэт и создатель органической критики. Григорьев оставил после себя и прозаическое наследие, чрезвычайно интересное с точки зрения истории литературы и поэтики. Творчество Григорьева, забытое вскоре после его смерти, лишь в начале ХХ в. заняло подобающее место в истории русской литературы благодаря символистам, в частности, А. Блоку [Григорьев 1916].

В советское время акцент делался на деятельности Григорьева как критика и поэта. Ведущим исследователем критического наследия Ап. Григорьева стала А.И. Журавлева, автор статьи «Органическая критика Аполлона Григорьева» [Журавлева 1980] и многих других работ. Однако художественная проза писателя долгое время оставалась неизученной. К ней обратились лишь в 1980-е гг. Важной вехой стало издание другим знатоком творчества писателя, Б.Ф. Егоровым книги «Григорьев А. Воспоминания» [Григорьев 1988], сопровождаемое статьей «Художественная проза Ап. Гри-

Аполлон Александрович Григорьев (1822—1864). Гравюра с фронтисписа издания: Григорьев А. Критические статьи. Русская литература в 1851 и 1852 году (СПб., Типография товарищества «Общественная польза», 1876).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Середина А.О. Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева

горьева» [Егоров 1988.б]. Лишь в последние десятилетия исследователи начали проявлять интерес к художественной прозе и к мемуарам Григорьева [Гродская 2006].

Значительную роль в художественной прозе Григорьева играют описания города. В связи с тем, что исследователями прозы Григорьева неоднократно подчеркивалась ее автобиографичность [Егоров 1988.б, с. 337], необходимо проследить, какие места, связанные с жизнью Григорьева, стали предметом его описаний и в чём особенность поэтики его урбанистического пейзажа.

Григорьев родился в Москве, «близ Тверских ворот» [Егоров 1988.а, с. 375] и вырос в Замоскворечье, куда его семья переехала в середине 1820-х. В 1844 г. двадцатидвухлетний Григорьев сбегает из родительского дома в Петербург. Причинами побега стали удушающая опека родителей, домашняя «догма», как называл ее Григорьев, и безответная влюбленность в Антонину Корш. Прожив три года в столице, Григорьев возвращается в Москву. В 1857 г. писатель в качестве воспитателя юного князя И.Ю. Трубецкого предпринимает заграничное путешествие, посещает Берлин, Дрезден, Вену, Венецию, Флоренцию, Рим, Париж. В 1858 г. Григорьев возвращается в Петербург. В 1861 г. он едет учителем в Оренбургский кадетский корпус. Через год неожиданно возвращается в столицу. В 1864 г. Григорьев скончался в Петербурге.

Не каждое из мест, в котором побывал писатель, стало объектом описания в его художественной прозе. География в поэзии шире: в поэме «Venezia la bella» Григорьев описывает Венецию, а в поэме «Вверх по Волге» — Самару, Нижний Новгород и Оренбург. В прозе же Ап. Григорьев отразил лишь события своего первого московского периода, последующих трех лет жизни в Петербурге и периода пребывания во Флоренции. Это связано с тем, что раннюю прозу Григорьев писал в середине 1840-х гг., как раз после переезда в северную столицу. К ранней прозе относятся беллетризованный дневник «Листки из рукописи скитающегося софиста», рассказы «Человек будущего», «Мое знакомство с Виталиным», «Офелия», рецензии-очерки «"Гамлет" на одном провинциальном театре» и «Роберт-дьявол», повести «Один из многих» и «Другой из многих». Очерк «Великий трагик», действие которого происходит в Италии, был написан в 1859 г., по возвращении писателя из-за границы. Григорьев обращается к прозе вновь в 1862 г., начав работу над мемуарами «Мои литературные и нравственные скитальчества», которые содержат воспоминания лишь о детстве автора.

Для Григорьева как для почвенника становится важным противопоставление Москвы и Петербурга [Топоров 1995, с. 259—367], которое назревает еще в ранней прозе и в полной мере представлено в мемуарах.

В ранней прозе Григорьева описания города достаточно скупы, хотя действие, в основном, происходит в Петербурге. Вот, например, каково первое описание столицы, возникающее в рассказе «Человек будущего»:

«Он вышел из кондитерской Излера, сошел по ступеням чугунной лестницы, поднял бобровый воротник <...>, вероятно почувствовавши холод, <...> двинулся по направлению к Полицейскому мосту» [Григорьев 1988, с. 97].

Самое развернутое описание одной из частей Петербурга встречаем в повести «Один из многих»:

«Пойдемте теперь со мною, читатель, в один из самых отдаленных переулков Литейной части, в низенький, наклонившийся немного набок домик, выкрашенный дикою краской, снабженный даже ставнями у окон, как будто нарочно для того, чтобы живее напоминать подобные же московские дома. Кругом его, тоже для большего сходства, пустыри и огороды, но в этих пустырях и огородах слышится не размашисто-заунывная песня русского человека, а несносный чухонский вой [Здесь и далее курсив мой — А.С.]» [Григорьев 1988, с. 246].

В этом описании появляется сопоставление русской Москвы и «нерусского» Петербурга, благодаря которому из описания дома и близ лежащей местности вырастает характеристика русской души («размашисто-заунывная песня русского человека»), данная в противопоставлении с душой чухонцев (финно-угорского исконного населения территории, где был построен Петербург).

Показательно противопоставление Петербурга Москве в рассказе «Мое знакомство с Виталиным»: «Я вспомнил о Москве, о том, что там, например, я не сидел бы так бесплодно, а занялся бы разрешением глубокого вопроса о вечном Ничто» [Григорьев 1988, с. 128];

«В Петербург, по его [Браги] рассказам, приехал он потому, что здесь удобнее — не жить, а пробиться кое-как, что в Москве почти совершенно невозможно. В Москве надо жить или картами, или доходами с деревень » [Григорьев 1988, с. 130—131].

Уже из приведенных примеров очевидна «безжизненность» Петербурга, причастность Москвы к русскому простору, к мысли и вечному. Но одновременно здесь заострено еще и социальное противостояние двух городов - барской Москвы, где можно жить или доходом с имений, или нечестной игрой, и чиновничьего Петербурга, где «маленькому человеку» еще брезжит надежда выслужиться и пробиться.

Самостоятельных описаний Москвы в ранней прозе Григорьева нет. Петербургский же пейзаж, вне контекста противопоставления Москве, чаще всего ночной. Как известно, ночь является излюбленной порой у романтиков. Романтически настроенные григорьевские герои часто гуляют по ночам с друзьями или с возлюбленными, молчат или вспоминают прошлое, пытаясь заглушить страдания и тоску. При этом чаще всего природа не оказывает умиротворяющего воздей-

СЕРЕДИНА А.О. ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ АП. ГРИГОРЬЕВА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Середина А.О. Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева

ствия, а сильнее растравляет душу. В повести «Другой из многих» объясняется такая особенность восприятия героями петербургских ночей:

«Это было на Адмиралтейском бульваре. <...> Было светло как днем... было все так мертво... так болезненно ясно...» [Григорьев 1982, с. 127—128].

Белые ночи несут в себе болезненность, чем усиливают нездоровое состояние души.

Идеальным, гармоничным пейзажем оказывается ночной пейзаж, связанный с детством. Он противопоставляется ночному пейзажу, окружающему взрослого героя в Петербурге. В ранней прозе идеальный пейзаж-воспоминание связан не с городом, а с садом вблизи родительского крова. Впоследствии в мемуарах идеальным местом станет часть города, где прошло детство Григорьева.

Описания, противопоставляющие старую и новую столицу, разовьются в поздней прозе Григорьева, в его мемуарах «Мои литературные и нравственные скитальчества». Р. Виттакер, автор первой научной биографии Ап. Григорьева, считает, что причины написания Григорьевым мемуаров были идеологическими [Виттакер 2000, с. 326—333]. Исследователь утверждает, что просьба М.М. Достоевского, ставшая поводом для работы Григорьева над воспоминаниями, была связана с назревшей необходимостью доказать, что именно Москва, а не нынешняя столица, созидала русскую культуру, национальную почву, несмотря на потерю своего значения к 60-м годам. Нужно сказать, что мемуары Григорьева печатались в журналах братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» с 1862 по 1864 гг. «Мои литературные и нравственные скитальчества», в том числе, стали ответом на мемуары И.И. Панаева, напечатанные под названием «Литературные воспоминания» в 1861 г. в «Современнике».

Михаил Михайлович Достоевский (1820—1864), писатель, издатель и редактор журналов «Время» и «Эпоха»

Обложки издававшегося братьями Достоевскими журнала «Время» (1861—1863), главного органа «почвенников», закрытого во время польского восстания (слева), и его преемника журнала «Эпоха» (1864—1865) (справа)

Обложка журнала «Современник» (1847— 1866, издатели И.И. Панаев и Н.А. Некрасов)

Иван Иванович Панаев (1812— 1862), писатель, литературный критик, журналист, издатель (вместе с Н.А. Некрасовым) журнала «Современник»

Поклонники Петербурга, одним из которых являлся и И.И. Панаев, воспринимали Москву в 60-е годы, исходя из давно устаревших представлений начала века: Москва по-прежнему была для них городом богатого непросвещенного барства из комедии Грибоедова. Однако к 1860-му году московское общество коренным образом переменилось: на первое место вышли купцы, промышленники, которые придавали большое значение образованию и прекрасно воспитывали своих детей. Петербург же не заметил этих перемен и претендовал на исключительную роль культурной колыбели страны. Григорьев, наоборот, видел истинную национальную почву России именно в мыслящем купечестве.

В мемуарах Григорьев обогащает описания города рядом новых черт. Он сам отмечает, как соотносятся его описания с установившейся в русской литературе традицией и отказывается от них, если описания уже стали общим местом. Например, на тот момент в литературе привычно было показывать Москву с Воробьевых гор или с кремлевского холма. При этом в ракурсе описания оказывалась аристократическая часть города, располагавшаяся северо-западнее Кремля, вдоль Тверской улицы. Григорьеву также было важно показать панораму Москвы со стороны Кремля, но «во избежание рутинного приема» знакомство с городом он начинает с Замоскворечья — юго-западного района, где прошло его детство и где проживали купцы и мещане, хранители старинных русских обычаев. Затем Григорьев все-таки ведет читателя к Кремлю, но показывает всё то же любимое Замоскворечье. Таким образом, он находит в избитом приеме новые грани и заставляет его выполнять задачи, которые важны для замысла мемуаров.

Для укрепления своей идеи Григорьев сравнивает Москву с Римом (в чем сказываются впечатления Григорьева от путешествия по Италии).

«Как в старом Риме Трастевере, может быть, не без основания хвалится тем, что в нем сохранились старые римские типы, так Замоскворечье и Таганка могут похвалиться этим же» [Григорьев 1988, с. 8].

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Середина А.О. Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева

Сопоставление Замоскворечья с Трастевере вполне закономерно — топонимы образованы сходным образом: Замоскворечье — «за Москвой рекой», Трастевере — «за Тибром». Григорьев возвышает Замоскворечье как выражение чистоты национального духа и заповедного края, где хранится народный уклад жизни.

Вид на Замоскворечье из окон Фрагмент панорамы Замоскворечья со стороны Кремля.

нового здания Оружейной палаты. Фото 1850-е гг. Фото 1856 г.

Если близость Петербурга западной культуре отнимает у северной столицы право быть национальной почвой, то сходство Москвы с Римом наделяется положительными коннотациями, так как говорит о Москве как о древнем городе, чья культура по богатству сопоставима с древней европейской столицей.

Не обошелся Григорьев и без «органических» метафор, почерпнутых из биологического мира и выдающих в писателе создателя «органической критики». Москва у Григорьева — «город-растение» [Григорьев 1988, с. 19], которое «свободно растительно» [Григорьев 1988, с. 56] расстилается, а улицы и переулки «росли, а не делались» [Григорьев 1988, с. 8].

Контрастом предстает перед глазами читателя образ новой северной столицы.

«Это мир гоголевского Петербурга, Петербурга в эпоху его миражной оригинальности, в эпоху, когда существовала даже особенная петербуржская литература... В этом новом мире для меня промелькнула полоса жизни совершенно фантастической; над нравственной природой моей пронеслось странное, мистическое веяние, — но с другой стороны я узнал, с его запахом довольно тухлым и цветом довольно грязным, мир панаевской "Тли", мир "Песцов", "Межаков" и других темных личностей, мир "Александрии" в полном цвете ее развития с водевилями г. Григорьева I и еще скитавшегося Некрасова-Перепельского, с особенным креслом для одного богатого купчика и вместе с высокой артисткой, заставлявшей порою забывать этот странно-пошлый мир» [Григорьев 1988, с. 6].

Григорьев, восхищающийся в 40-е творчеством Н.В. Гоголя и являющийся в 60-е идейным и журнальным соратником Ф.М. Достоевского, во многом созвучен с этими писателями в изображении петербургского пространства, но у него еще больше неприязни к северной столице. В Петербурге нет живой природной силы. Издающиеся там журналы и низкопробная литература, о которой Григорьев говорит с иронией, буквально наполняют город вонью и грязью. Для Григорьева Петербург лишен оригинальности: ведь здесь нет ни одного здания, построенного русским зодчим, стиль и дух города заимствованы у Европы. Хотя автор и отмечает особую мистическую атмосферу, но в данном случае она оказывается чуждой, пошлой, даже «злотворной».

Санкт-Петербург. Голландская церковь на Фрагмент круговой панорамы Санкт-Петербурга с башни Адмиралтейства.

Невском проспекте вид, от Полицейского Фото 1861 г.

моста. Фото 1856

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Середина А.О. Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева

Вместе с тем, в воспоминаниях возникает не только реальный, но и воображаемый пейзаж, корни которого, как мы помним, обнаруживаются в ранней прозе, хотя идеальный пейзаж там не был связан с городом. Здесь же появляется мотив идеального топоса — «Аркадии».

«У всей семьи нашей была своя потерянная Аркадия, Аркадия богатой жизни при покойном деде до французского нашествия, истребившего два больших его дома на Дмитровке» [Григорьев 1988, с. 11].

Утопический топос является мерой духовных исканий героя-романтика. При этом увлечение урбанистической темой пришло в русскую литературу вместе с «натуральной школой». Описывая пространство города, Григорьев реализует «призывы Белинского» к беллетристам «заняться старой Москвой» [Кулешов 1982, с. 218]. Таким образом, в описаниях «последнего романтика» взаимодействуют старая романтическая и новая реалистическая поэтики.

Особенностью городского пейзажа у Григорьева является создание «эффекта реальности», но реальности не бытовой, а духовной. Это связано с тем, что описание внешнего мира служит, прежде всего, для более точной характеристики внутреннего мира героев. В ранней прозе связь пейзажа и внутреннего мира героев проводится двумя способами. Первый из них — это сравнение характера человека с природой. Например, дядька главного героя в повести «Один из многих» угрюмый, «как осенняя русская ночь» [Григорьев 1988, с. 205]. Вторым способом является созвучие состояния природы внутренним переживаниям. Вспомним, что болезненное душевное состояние, которое охватывает героев ночью, распаляется от болезненной ясности белых ночей. В мемуарах же описания города выявляют различия в стиле жизни москвичей и петербуржцев.

По утверждению Н.П. Анциферова, заложившего основы изучения проблемы урбанизма в художественной литературе в отечественном литературоведении,

«через познание своеобразия трактовки города каким-либо писателем-урбанистом можно вскрыть многое и в миропонимании, и в приемах работы изучаемого автора» [Анциферов 2009, с. 19].

Анализ прозы Григорьева выявляет, что город трактуется писателем как особая историческая индивидуальность, городские ландшафты изображаются как единое целое, писатель прибегает к типическим приемам ознакомления с городом (с Кремлевского холма), но использует эти приемы в необходимом ему идеологическом ключе. Из описаний Григорьева можно также сделать вывод, что жизнь города тесно связана с сознанием и культурным уровнем его жителей. У Григорьева городской пейзаж «служит характеристике не отдельного персонажа, а целой группы (например, некоторого социума)» [Тамарченко 2008, с. 161].

Кроме того, урбанистические описания в мемуарах представляют собой яркий пример московского и петербургского текста [Топоров 1995, с. 259—367], так как Григорьев показывает столицы в противопоставлении друг другу миров органического, естественного и искусственного, миражного.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анциферов Н.П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 581 с.

2. Блок А.А. Судьба Аполлона Григорьева / / Стихотворения Григорьева А. / Сост. А.А. Блок. М.: Изд-во

К.Ф. Некрасова, 1916. С. i — xl.

3. Виттакер Р. Последний русский романтик: Аполлон Григорьев (1822 — 1864 гг.). СПб.: Акад. проект,

2000. 556 с.

4. Григорьев А. Воспоминания / Изд. подг. Б.Ф. Егоров. М.: Наука, 1988. 433 с. (Серия «Литературные па-

мятники»).

5. Григорьев А. Другой из многих / / Проза русских поэтов XIX века / Сост., подготовка текста и примеч.

А.Л. Осповата. М.: Советская Россия, 1982. С. 45 — 142.

6. Гродская Е.Е. Автобиографический герой Аполлона Григорьева (поэзия, проза, критика, письма). Дис. ...

к. филол. н. М., 2006. 205 с.

7. Егоров Б.Ф. Краткая летопись жизни Ап. Григорьева / / Григорьев А. Воспоминания / Изд. подг. Б.Ф. Его-

ров; Отв. ред. С.А. Рейсер. М.: Наука, 1988.а. С. 375 — 377. (Серия «Литературные памятники»).

8. Егоров Б.Ф. Художественная проза Ап. Григорьева / / Григорьев А. Воспоминания / Изд. подг. Б.Ф. Егоров;

Отв. ред. С.А. Рейсер. М.: Наука, 1988.б. С. 337—367. (Серия «Литературные памятники»).

9. Журавлева А.И. Аполлон Григорьев / / Эстетика и критика. / Подг. текста, комм. и ст. «Органическая

критика Аполлона Григорьева» А.И. Журавлевой. М.: Искусство, 1980. С. 7—47. (Серия «История

эстетики в памятниках и документах»).

10. Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. Учеб. пособие для студентов пед. ин-

тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». 2-е изд. М.: Просвещение, 1982. 224 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Середина А.О. Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева

11. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Издательство Кула-

гиной; Intrada, 2008. 358 с.

12. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) / / Топоров В.Н.

Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» — «Культура», 1995. С. 259 — 367.

13. Bartle J. "Wayne Dowler, An Unnecessary Man: The Life of Apollon Grigofev." Canadian Slavonic Papers 39.3/4

(1997): 502 — 503.

14. Dowler W. An Unnecessary Man: The Life of Apollon Grigoriev. Toronto: Toronto University Press, 1995. 286 p.

15. Kline G.L. "Religion, National Character, and the "Rediscovery of Russian Roots"." Slavic Review 32.1 (1973): 29 — 40.

16. Wellek R. "The Essential Characteristics of Russian Literary Criticism." Comparative Literature Studies 29.2 (1992):

115 — 140.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Середина, А. О. Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева [Электронный ресурс] / А.О. Середина // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып. 1: Пространство и время текста — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.63.

SPACE OF CITY IN APOLLON GRIGORIEV'S FICTIONAL PROSE

Anna O. Seredina, M.Litt., post-graduate student at Philological Department of Lomonosov Moscow State University

E-mail: Serenaphil@mail.ru

Apollon Grigoriev was 'the last Russian romantic', poet and creator of 'organic criticism'. Grigoriev also wrote the prose, which is extremely interesting from the standpoint of the history of literature and poetics. Generally, researchers analyzed Grigoriev's poetry and criticism. This are, in particular, works by Alexander Blok [Grigoriev 1916, p. I-XL], by A.I. Zhuravleva, who is the leader in researches of Grigoriev's critical heritage [Zhuravleva 1980, p. 7-47], and by R. Wellek [Wellek 1992]. Meanwhile, Grigoriev's artistic prose also deserves attention. However, the majority of researchers of Grigoriev's prose, such as B.F. Egorov [Grigoriev 1988], and E.E. Grodskaya [Grodskaya 2006] considered Grigoriev's autobiographical motives. However, the descriptions, in particular the descriptions of the city, play a significant role in Grigoriev's creative works.

The subject of my article is images of city in Apollon Grigoriev's prose, for studying which I use contextual and discourse analysis, as well as method of analytical reading. I show the writer described Moscow and Petersburg in accord with his ideals of Pochvennichestvo ('soil-bound' school), he proved Moscow was the soil of Russian culture, and we can display it only on the level of poetics, because Grigoriev didn't voice his ideas directly. So Grigoriev's urban scenery is example of Petersburg and Moscow texts. Moreover, they are interlacement of old romantic and new realistic poetics. The description of Arcadia, utopian scenery, resembles exotic scene in typical romantic novels. But the city characterizes its townsmen as social type, what is close to poetics of 'natural school'.

Keywords: Apollon Grigoriev, prose, memoirs, descriptions of city, urban scenery, Moscow text, Petersburg text, utopian landscape, pochvennichestvo.

References:

1. Antsiferov N.P. The Problems of Urbanism in Russian Literature. Moscow: Institute of World Literature of Rus-

sian Academy of Sciences Publisher, 2009. 581 p. (In Russian).

2. Bartle J. "Wayne Dowler, An Unnecessary Man: The Life of Apollon Grigofev." Canadian Slavonic Papers 39.3/4

(1997): 502-503.

3. Blok A.A. "Apollon Grigoriev's Fate." Apollon Grigoriev's Poems. Ed. A.A. Blok. Moscow: K.F. Nekrasov Pub-

lisher, 1916, pp. i — xl. (In Russian).

4. Dowler W. An Unnecessary Man: The Life of Apollon Grigoriev. Toronto: Toronto University Press, 1995. 286 p.

5. Egorov B.F. "A Brief Chronicle of Apollon Grigoriev's Life." Memories by A. Grigoriev. Eds. B.F. Egorov.and. S.A.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'

Середина А.О. Пространство города в художественной прозе Ап. Григорьева

Reyser. Moscow: Nauka Publisher, 1988, pp. 375 — 377. (In Russian).

6. Egorov B.F. "Apllon Grigoriev's Fictional Prose." Memories by A. Grigoriev. Eds. B.F. Egorov.and. S.A. Reyser.

Moscow: Nauka Publisher, 1988, pp. 337—367. (In Russian).

7. Grigoriev A. "Another Among Many." Prose of Russian Nineteen-century Poets. Ed. A.L. Ospovat. Moscow: So-

vetskaya Rossiya Publisher, 1982, pp. 127 — 128. (In Russian).

8. Grigoriev A. Memoirs. Ed. B.F. Egorov. Moscow: Nauka Publisher, 1988. 433 p. (In Russian).

9. Grodskaya E.E. Apollon Grigoriev's Autobiographical Hero (Poetry, Prose, Criticism, Letters). Ph.D. diss. Moscow,

2006. 205 p. (In Russian).

10. Kline G.L. "Religion, National Character, and the "Rediscovery of Russian Roots"." Slavic Review 32.1 (1973): 29 — 40.

11. Kuleshov V.I. Natural School in Russian Nineteen-century Literature. Moscow: Prosveshchenie Publisher, 1982. 224 p.

12. Tamarchenko N.D., ed. Poetics. Dictionary of Actual Terms and Conceptions. Moscow: Kulagina Publisher, Intrada

Publisher, 2008. 358 p. (In Russian).

13. Toporov V.N. "Petersburg and the 'Petersburg text of Russian literature' (Introduction to the subject)." Myth. Ritual.

Symbol. Image: Research in the Field of Mythopoetic. Moscow: Progress-Kultura Publisher, 1995, pр. 259 — 367. (In Russian).

14. Wellek R. "The Essential Characteristics of Russian Literary Criticism." Comparative Literature Studies 29.2 (1992):

115 — 140.

15. Whittaker R. Russia's Last Romantic, Apollon Grigor'ev (1822 -1864). St. Petersburg: Akademichesky proekt Pub-

lisher, 2000. 556 p. (In Russian).

16. Zhuravleva A.I. "Apollon Grigoriev." Aesthetics and Criticism. Ed. A.I. Zhuravleva. Moscow: Iskusstvo Publish-

er, 1980, pp. 7—47. (In Russian).

Cite MLA 7:

Seredina, A. O. "Space of City in Apollon Grigoriev's Fictional Prose." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Pros-transtvo i Vremya: Prostranstvo i vremya teksta' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space and Time of Text'] 10.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.63>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.