Научная статья на тему 'Временная архитектура как визуальный текст'

Временная архитектура как визуальный текст Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
743
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА / МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TEMPORARY ARCHITECTURE / SOCIAL MOBILITY / IMAGE / HUMANITARIAN VALUES / COMMUNICATION / NEW TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шклярик Елена Николаевна

Рассмотрена роль временной архитектуры в современном мире, выявлены особенности её художественного языка и функций в городской среде. Исследована коммуникативная роль и смысл визуальных образов, используемых временной архитектурой, и их гуманитарные аспекты. Показано, что временная архитектура является индикатором социальной мобильности и выполняет символические и утилитарные задачи, а также воплощает настоящий момент времени в единстве формы, технологий и общественно значимых идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Temporary Architecture as a Visual Text

Temporary architecture is a large segment of modern life. It indicates social mobility and technology progress. Distinguished architects contribute to this area in order to improve ecological and cultural urban activities. My study focuses on the communicative role of temporary architecture and its humanitarian value. The idea of my research is to find out visual semantics of temporary architecture that I achieve with the help of functional and discourse analysis. So, in my article, I show the temporary architecture represents the universal code of modernity; its semantic field is based on visual images close to local culture and specific targets; it helps to embody ideas and symbols of various events. I conclude temporary architecture as the visual text deals with the symbolic and utilitarian objectives with the help of semantic intercommunication of the form, technology and function in the current reality.

Текст научной работы на тему «Временная архитектура как визуальный текст»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'

Читать визуализацию

To Read Visualization / die Visualisierung lesen

УДК 7(72.01)

Шклярик Е.Н.

Временная архитектура как визуальный текст

Шклярик Елена Николаевна, кандидат философских наук, доцент, Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

E-mail: shklyarik@mail.ru

Рассмотрена роль временной архитектуры в современном мире, выявлены особенности её художественного языка и функций в городской среде. Исследована коммуникативная роль и смысл визуальных образов, используемых временной архитектурой, и их гуманитарные аспекты. Показано, что временная архитектура является индикатором социальной мобильности и выполняет символические и утилитарные задачи, а также воплощает настоящий момент времени в единстве формы, технологий и общественно значимых идей.

Ключевые слова: временная архитектура, мобильность, образ, гуманистические ценности, новые технологии.

Временная архитектура — по определению недолговечные постройки, собранные из лёгких материалов (дерево, тростник, ткань, пластик, бумага), выполняющие сезонные или событийные функции. Исторически быстровозводимые временные постройки связаны с мобильностью и минимализмом: подручные средства, конструктивная простота, все-погодность и многофункциональность. Шалаш, палатка, полог, навес, шатёр, платформа и пр., — их функциональность определяется скоростью и лёгкостью возведения для кочевников, армий, артистов и торговцев. Семантически образ таких построек связан с неукорененностью и постоянным перемещением в пространстве. Отсутствие необходимости или возможности стационарного строительства воплощает ценность времени как настоящего. Преходящее настоящее выражается в принципиальной безосновности/нефундаментальности и событийности таких объектов.

Слева — фрагмент фрески Симоне Мартини «Гвидориччо да Фальяно при осаде Монте Масси», 1328—1330.

Справа — картина М.М. Иванова «Петр I на реке Пруте», 1804.

Слева — гравюра первой четверти XIX в. «Зимняя ярмарка 1814 г. на Темзе».

Справа — картина Луиджи Луара «Новогодние палатки, Париж, Порт Сен-Мартен», ок. 1890.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1.

'Space and Time of the Text 'Raum und Zeit des Textes'

Шклярик Е.Н. Временная архитектура как визуальный текст

Образ песочного замка — наглядная демонстрация представлений о ненадёжности и неустойчивости традиционной архитектуры перед лицом стихий и времени. Изменение функций, стиля, целей и образа жизни, и как следствие — заброшенность, покинутость, руина — обычный спутник цивилизаций и memento mori архитектора. Претензия на вечность противоречит самоорганизации сообщества. Исследователь темпоральности В. Фёдоров отмечает:

«Подобно продолжительности жизни архитектурных стилей, все чаще наблюдается также сокращение срока «жизни зданий», которые просто не успевают состариться физически в силу быстрого морального износа. Архитектурно-ландшафтный компонент пространств социального бытия функционально «изнашивается» в глазах одного поколения. В восприятии следующего поколения он уже не выглядит современным, не соответствует новой системе жизненных отношений» [Фёдоров 2015, с. 155].

Временная архитектура — неотъемлемая часть современности. Это ответ на запросы динамического кочевого образа жизни и возможность экспериментировать с материалами и формой, выражая ценности и цели эпохи. Вот несколько примеров востребованности идей временной архитектуры.

Лауреатом Притцкеровской премии 2015 г. стал немецкий архитектор Фрай Отто, корифей тентовых, сетчатых и мембранных конструкций, чьё наследие богато временными постройками (павильоны для ЭКСПО 1967 и 2000, Олимпийский стадион 1972, и др.). Задолго до возникновения идеи устойчивого развития Ф. Отто стремился приблизить архитектуру к сиюминутным потребностям и насущным нуждам людей, быстро разворачивать укрытия в случае катастроф.

Фрай Пауль Отто (Frei Paul Otto, 1925—2015) за монтажом павильона ФРГ на ЭКСПО 1967. Фото с сайта http://www.technobuffalo.eu/ the-best-of-frei-otto-the-architect-who-engineered-the-future/

Павильон ФРГ на ЭКСПО 1967, Монреаль (архитектор Ф. Отто). Фото с сайта http://www.detail.de/ artikel/form-foNows-nature-10109/

Крыша Олимпийского комплекса для проведения летних Олимпийских игр 1972 г., Мюнхен

(архитектор Ф. Отто). Фото с сайта http://www.technobuffalo.eu/the-best-of-frei-otto-the-architect-who-engineered-the-future/

Вольеры мюнхенского зоопарка «Хеллабрунн» (архитектор Ф. Отто), 1980: вид сбоку (слева) и с высоты птичьего полета (справа). Фото с сайтов http://www.technobuffalo.eu/the-best-of-frei-otto-the-architect-who-engineered-the-future/ и http://www.uncubemagazine.com/sixcms/de йИ^ ?d=15508949&articleid=art-1429002390616-2eee820c-596c-4dec-a94e-e7738704d92

b#!/page49

«Город в Арктике». Модель (архитектор Ф. Отто). Фото с сайта http://www10.aeccafe.com/blogs/arch-showcase/2015/03/11/frei-otto-receives-the-2015-pritzker-architecture-prize/

Он считал, что функциональность постройки гармонизирует социальные процессы и позволяет не тратить излишние ресурсы на реконструкцию. Его идеи об объединении инженерных и гуманитарных задач свидетельствуют о биониче-

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 10. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ТЕКСТА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Шклярик Е.Н. Временная архитектура как визуальный текст

ском подходе к эволюции архитектурного мышления:

«... меня очень интересуют материалы и их развитие. Я бы хотел сделать людей счастливее. Было бы здорово изучить отношение между кожей человека и оболочкой здания, между одеждой человека и зданием. К примеру, в зонах, где слишком жарко, одежда человеку не очень нужна и он, как правило, одет «минимально». Мне хотелось бы исследовать это соотношение обнаженного и одетого и разработать на его основе принципы, применимые в архитектуре. Тогда, как мне кажется, архитектура стала бы по-настоящему близка к человеку и обрела бы свой истинный смысл» [Архитектор Свободы... 2015].

Значимым в архитектурном сообществе считается участие в возведении павильонов для различных международных выставок, которые становятся воплощением актуальных идей не только в архитектуре и строительстве, но также и в социальной политике. Такие программные конкурсы позволяют увидеть тенденции мирового развития: энергосбережение, кинетическая, модульная, зелёная архитектура — см. павильон Великобритании «Seed Cathedral» (архитектор Т. Хитервик, Шанхай ЭКСПО-2010); проекты Verde Profilo, MADE EXPO 2012; павильон ENEL (бюро Piuarch, ЭКСПО-2015, Милан).

Seed Cathedral («Собор семян»), павильон Великобритании на ЭКСПО-2010 в Шанхае (архитектор Т. Хитервик): внешний вид (верхнее фото) и вид изнутри (нижнее фото). С сайтов http://www.blessthisstuff.com/stuff/culture/ travel/uk-pavillion-at-world-expo-2010-shanghai-by-thomas-heatherwick/ и https://www.pinterest.com/zsuzsarakos90/ projects/

Павильон Verde Profilo на MADE EXPO 2012 в Милане. Фото с сайта https://www.flickr.com/ photos/verdeprofilo/8103613676/in/photo stream/

Павильон ENEL на ЭКСПО-2015 в Милане (бюро Piuarch): внешний вид (верхнее фото) и внутреннее пространство (нижнее фото). С

сайта http://www.designboom.com/ architecture/piuarch-enel-pavilion-expo-milan-2015-07-10-2015/

Большие архитекторы и известные бюро соревнуются за возможность участвовать в престижном проекте лондонской галереи Serpentine по ежегодному возведению временного павильона. Обзор построек, возводившихся в Кенсингтон-ском саду с 2000 г., наглядно показывает динамику взаимоотношений человека со средой. Специальные издания анализируют необыкновенные решения и образы павильонов как новый уровень творческой свободы, ежегодно завоёвываемый архитекторами: работа со стихиями земли, воды, света и ветра, преодоление силы тяготения, изменение объёма и облика постройки [Павильон Serpentine... 2015]. Такие проекты стимулируют не только архитектурную мысль, но и технологический поиск: появляются материалы, изменяющие свои свойства в нестабильной среде, биоразлагаемые и «невидимые» материалы, буквально не оставляющие следа от постройки. Хотя обычные лёд и песок также используются в лаборатории временной архитектуры.

ШКЛЯРИК Е.Н. ВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА КАК ВИЗУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Шклярик Е.Н. Временная архитектура как визуальный текст

Павильон Serpentine в лондонском Кенсингтонском саду, 2015 г. Фото с сайтов http://www.serpentinegalleries.org/press/serpentine-pavilion-2015-designed-selgascano и http://www.viewpictures.co.uk/Details.aspx?ID=206309&TypeID=1

Сооружения временной архитектуры востребованы для сохранения археологического и культурного наследия в природной и городской среде. Как правило, они передают внятное визуальное сообщение о своей функции благодаря яркому образу (крыша рынка Санта Катарина, Барселона) или полу/прозрачным материалам, не скрывающим ценности объекта (саркофаг монастыря Хора, Стамбул). Некоторые навесы-ковчеги превращаются в достопримечательность и изменяют формы жизни локального сообщества, консолидируя его и устанавливая реальную связь времён (Metropol Parasol, архитектор Ю. Майер-Херманн, Севилья).

Крыша рынка Санта Катарина, Барселона. Вид с высоты птичьего полета. Фото с сайта http://barcelona-home.com/Ыog/ш/рынок-санта-катарина

Саркофаг монастыря Хора, Стамбул. Фото с сайта https://www.ixigo.com/istanbul-archaeology-museums-istanbul-turkey-images-photos-pictures-gallery-ne-1703386

Metropol Parasol, Севилья (архитектор Ю. Май

ер-Херманн), 2011. Фото с сайта http://www.felipe-rodriguez.com/Architecture/ Seville/Metropol/i-tXHGz74

Заброшенные и депрессивные районы обычно меняют своё обличье и статус благодаря появлению выдающихся произведений временной архитектуры. Н. Полисский, устроивший фестиваль «Архстояние» в Никола-Ленивце, использует опыт деревянного строительства местных плотников и отмечает азарт и мастерство, с которыми они возводят сложные объекты [Путеводитель... 2013]. Возрождение старинных технологий (земляная колонна) и маркировка пространства (Ни-колино ухо, Маяк, Ротонда) изменило отношение жителей к себе и к своей земле.

Арт-объекты фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце, слева направо: Николино ухо, Маяк, Ротонда, Ленивый Зиккурат. Фото с сайтов http://ru-travel.livejournal.com/28632017.html и http://www.fresher.ru/2015/09/04/progulka-po-art-parku-nikola-lenivec/#

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Шклярик Е.Н. Временная архитектура как визуальный текст

Фрагменты ландшафта включаются как компоненты в постройки и становятся структурой объекта (поле, холм, курган, спираль, сеть троп). Грандиозность сооружений Николы-Ленивца под стать величию и неизмеримости природы. Подобно тексту, они снабжены ссылками и комментариями, они делают актуальными забытые смыслы, связывают пространство и время в единый пласт настоящего.

Ещё один аспект применения временной архитектуры — реновация и изменение функций промышленных объектов перед их джентрификацией или окончательным сносом. Как правило, переосмысление пространства связано с нуждами урбанистических практик, поэтому архитекторы стараются подчеркнуть память места, переделав его под культурные и просветительские цели. Временные конструкции служат фоном для разных событий, их коммуникационная роль состоит в функциональной нейтрализации пространства и в объединении прежних, насущных и будущих возможностей территории. Визуально транзит от старых смыслов к новым происходит благодаря использованию ярких образов, создающих эффект декорации, которая неизбежно будет убрана, а ей на смену придёт другая картинка реальности, — например, архитектурное бюро «Космос» воплотило образ театральной Луны и звёздного неба при помощи освещения и фольги (Завод ЭМА, г. Москва, 2015). Руина здесь превращается в подмостки, где забвение и долгое умирание уступают место игре [ЭМА 2015].

Арт-пространство ЭМА, Москва. 2015. Фото с сайтов http://daily.afisha.ru/archive/gorod/architecture/zavod-ema-ot-popaprestorana-k-

popapklasteru/ и http://www.admagazine.ru/inter/75866_art-prostranstvo-ema.php

Архитектура как вид социальной коммуникации обладает способностью концептуализировать формы жизни, вкусы, ожидания и оценки. Универсальный визуальный язык, стилевое и жанровое многообразие дают возможность выражать код эпохи. Временная архитектура позволяет экспериментировать и почти мгновенно воплощать замысел, поэтому одно из её направлений связано с визуализацией идей. Футуристические Acoustic Shells в британском Литтлхэмптоне (бюро Flanagan Lawrence, 2014) объединяют наслаждение шумом моря и парковое музицирование, чистота линий и белоснежный объём ракушек несомненно отсылают к хрупкости равновесия природы и культуры.

Языки проектирования, подобно естественным языкам, выстраивают дискурсивные связи между идеей, знаком и смыслом. Замысел в его технологическом воплощении считывается в постройке уже как знак, обладающий историческими и культурными коннотациями. Целый пласт объектов временной архитектуры связан с важными датами и юбилеями, значимыми для сообщества и нуждающимися в символическом выражении. Так, в 2009 г. в Чикаго к столетию публикации генерального плана города архитектора Дэниэля Бернхема были устроены выставки в павильонах, созданных выдающимися современными архитекторами в качестве оммажа своему предшественнику. Эти постройки, обладая узнаваемым авторским стилем, в то же время стали метафорами вклада Д. Бернхема в культуру (работы З. Хадид и Б. ван Беркеля).

Литтлхэмптон, (бюро Flanagan Lawrence, 2014). Работы Заха Хадид и Бена ван Беркеля к столетию публикации генерального плана Фото с сайта http://aasarchitecture.com/2014/08/ Чикаго архитектора Д. Бернхема. 2009. Фото с сайта

soundforms-flanagan-lawrence.html http://www.infuture.ru/article/1976

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Шклярик Е.Н. Временная архитектура как визуальный текст

Интересно, что существуют неоднозначные поводы для символической визуализации, и средства временной архитектуры выбираются для того, чтобы не вносить раскол в общество основательным «увековечиванием». Таков, например, Мемориал сожжённым ведьмам в Вардё, Норвегия (2008, архитектор П. Цумтор), который представляет собой вместилище для огненной инсталляции Л. Буржуа. Смысл этого лаконичного высказывания — в контрасте между нейтральностью и простотой внешних форм памятника и буквальностью ощущений и переживаний: каждый посетитель проходит через испепеление и припоминание поимённо всех погибших. Скорбь по-настоящему рождается из ощущения непереносимости тотального контроля и неизбывности нетерпимости.

Мемориал сожжённым ведьмам в Вардё, Норвегия (архитектор П. Цумтор) и инсталляция Л. Буржуа. 2008. Фото ©Jiri Havran и ©Heather Yundt с сайтов http://archi.ru/projects/world/6788/memorial-sozhzhennym-vedmam-v-finnmarke и

http://barentsobserver.com/en/society/vardos-dark-history-witch-hunts

Итак, резюмируем: как визуальный текст временная архитектура воплощает утилитарные и символические задачи средствами семантической связи формы, технологии и функции в структуре настоящего.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ванеян С.С. Тело символа. Архитектурный символизм в зеркале классической методологии. М.: Про-

гресс-Традиция, 1984.

2. Временно доступные. Павильоны как лаборатории для экспериментов [Электронный ресурс] / / Арх-

совет Москвы. 2014. 5 мая. Режим доступа: http://archsovet.msk.ru/article/gorod/vremenno-dostupnye-pavil-ony-kak-laboratorii-dlya-eksperimentov.

3. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.: Стройиздат, 1985.

4. Архитектор Свободы Фрай Отто получил Притцкеровскую премию посмертно [Электронный ресурс]

/ / Строительный эксперт. 2015. 20 марта. Режим доступа: http: //ardexpert.ru/article/2439.

5. Кинетическая архитектура. [Электронный ресурс] / / OSTMETAL.INFO: Обработка металла online. 2012. 14

января. Режим доступа: http://ostmetal.info/kineticheskaya-arxitektura-metall-v-dvizhenii-budushhego/.

6. Манусевич Ю.П., Рунге В.Ф. Эргономика в дизайне среды. М.: Архитектура-С, 2005.

7. Павильон Serpentine в Лондоне [Электронный ресурс] / / ARCH:SPEECH. Режим доступа:

http: / / archspeech.com/ object/pavil-on-serpentine-v-londone.

8. Путеводитель по работам Николая Полисского, рассказанный им самим [Электронный ресурс] //

Артгид. 2013. 4 июля. Режим доступа: http://www.artguide.com/posts/384.

9. Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура. Специализированные объекты. М.: ACADEMIA, 2007.

10. Фёдоров В.В. Архитектурный хронотоп в определении границ настоящего / / Пространство и Время.

2015. № 1-2(19-20). С. 151-155.

11. Эко у. Функция и знак (семиология архитектуры) / / Эко у. Отсутствующая структура. Введение в се-

миологию. СПб.: Симпозиум, 2004. С. 255 — 328.

12. ЭМА. [Электронный ресурс] / / АртКвартал. 2014. Режим доступа: http://artkvartal.org/projects/ema/.

13. Bishop P., Williams L. The Temporary City. London: Routledge, 2012.

14. Colquhoun A. Essays in Architectural Criticism: Modern Architecture and Historical Change. Cambridge, MA, and

London: The MIT Press, 1981.

15. Molnar T. "Temporary City." Pollack Periodica 5.3 (2010): 27—33.

16. Salter С. Entangled: Technology and the Transformation of Performance. Cambridge, MA, and London: MIT Press, 2010.

17. "Stephen Lawrence Prize 2015: RIBA Client of the Year Award 2015." An ARCHITECTURE.COM Collection. The

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Шклярик Е.Н. Временная архитектура как визуальный текст

Royal Institute of British Architects, n.d. Web. 5 Sept. 2015. <https://www.architecture.com/StirlingPrize/ Awards2015/ClientoftheYear / RIBAClientoftheYearAward2015.aspx>.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Шклярик, Е. Н. Временная архитектура как визуальный текст [Электронный ресурс] / Е.Н. Шклярик // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып. 1: Пространство и время текста — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.112.

TEMPORARY ARCHITECTURE AS A VISUAL TEXT

Elena N. Shklyarik, Ph.D., Associate Professor, Philosophical Department of Lomonosov Moscow State University E-mail: shklyarik@mail.ru

Temporary architecture is a large segment of modern life. It indicates social mobility and technology progress. Distinguished architects contribute to this area in order to improve ecological and cultural urban activities.

My study focuses on the communicative role of temporary architecture and its humanitarian value. The idea of my research is to find out visual semantics of temporary architecture that I achieve with the help of functional and discourse analysis. So, in my article, I show the temporary architecture represents the universal code of modernity; its semantic field is based on visual images close to local culture and specific targets; it helps to embody ideas and symbols of various events.

I conclude temporary architecture as the visual text deals with the symbolic and utilitarian objectives with the help of semantic intercommunication of the form, technology and function in the current reality.

Keywords: temporary architecture, social mobility, image, humanitarian values, communication, new technologies.

References:

1. Bishop P., Williams L. The Temporary City. London: Routledge, 2012.

2. Colquhoun A. Essays in Architectural Criticism: Modern Architecture and Historical Change. Cambridge, MA, and

London: The MIT Press, 1981.

3. Eco U. "Function and Sign: The Semiotics of Architecture." Missing Structure. Introduction to Semiology. St. Petersburg:

Simpozium Publisher, 2004. pp. 255 -328. (In Russian).

4. "EMA." ArtKvartal N.p., 2014. Web. 5 Sep. 2015. <http://artkvartal.org/projects/ema/ >. (In Russian).

5. Fedorov V.V. "Architectural Chronotopos in Defining Boundaries of the Present." Prostranstvo i Vremya [Space and

Time] 1-2 (2015): 151 — 155. (In Russian).

6. "Frei Otto, Architect of Liberty, Received the Pritzker Prize Posthumously." Construction Expert. N.p., 20 March 2015.

Web. 5 Sept. 2015. <http://ardexpert.ru/article/2439>. (In Russian).

7. "Guide to Nicholay Polissky's Works Narrated by Himself." Artgide. N.p., 4 July 2013. Web. 5 Sept. 2015.

<http://www.artguide.com/posts/384>. (In Russian).

8. Jencks C. The Language of Post-modern Architecture. Moscow: Stroyizdat Publisher, 1985. (In Russian).

9. "Kinetic Architecture." OSTMETAL.INFO: Metal Processing Online. N.p., 14 Jan. 2012. Web. 5 Sept. 2015.

<http://ostmetal.info/kineticheskaya-arxitektura-metall-v-dvizhenii-budushhego/>. (In Russian).

10. Manusevich Yu.P., Runge V.F. Ergonomics in Environmental Design. Moscow: Arkhitektura-S Publisher, 2005. (In

Russian).

11. Molnar T. "Temporary City." Pollack Periodica 5.3 (2010): 27—33.

12. Salter С. Entangled: Technology and the Transformation of Performance. Cambridge, MA, and London: MIT Press, 2010.

13. "Serpentine Pavilion in London." ARCH:SPEECH. SPEECH Journal, 2015. Web http://archspeech.com/object/

pavil-on-serpentine-v-londone. (In Russian).

14. Sokolskaya O.B. Landscape Architecture. Specialized Objects. Moscow: ACADEMIA Publisher, 2007. (In Russian).

15. "Temporarily Available. Pavilions as Laboratory for Experimens." Website of Architectural Council of Moscow. Archi-

tectural Council of Moscow, 5 May 2014. Web. 5 Sept. 2015. <http://archsovet.msk.ru/article/gorod/ vremenno-dostupnye-pavil-ony-kak-laboratorii-dlya-eksperimentov>. (In Russian).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 10, issue 1 'Space and Time of the Text

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 10. Ausgb. 1. 'Raum und Zeit des Textes'

Шклярик Е.Н. Временная архитектура как визуальный текст

16. "Stephen Lawrence Prize 2015: RIBA Client of the Year Award 2015." An ARCHITECTURE.COM Collection. The

Royal Institute of British Architects, n.d. Web. 5 Sept. 2015. <https://www.architecture.com/StirlingPrize/ Awards2015 / ClientoftheYear / RIBAClientoftheYearAward2015.aspx>.

17. Vaneyan S.S. Architectural Symbolism in the Mirror of Classical Methodology. Moscow: Progress- Traditsiya Publisher,

1984. (In Russian).

Cite MLA 7:

Shklyarik, E. N. "Temporary Architecture as a Visual Text." Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya teksta' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: Space and Time of Text'] 10.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.112>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.