Научная статья на тему 'Почтовые карточки 20-х - 30-х гг. Хх В. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя'

Почтовые карточки 20-х - 30-х гг. Хх В. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
724
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / КРЫМСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО / ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА / СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ МУЗЕЙНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / REGIONAL STUDIES THROUGH HISTORY / CRIMEAN STATE PUBLISHING HOUSE / POSTCARD / SEVASTOPOL MUSEUM ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акимченков Виктор Владимирович

Показана роль и место визуальных источников в источниковедческих исследованиях. Предпринята попытка осмыслить социокультурный феномен и значение в исторических исследованиях советской видовой открытки на примере почтовых карточек, издаваемых в 20-х-30-е гг. ХХ в. Севастопольским музейным объединением. Продемонстрирована возможность использования данной группы источников в изучении иконографии утраченного культурного наследия региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Акимченков Виктор Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sevastopol Museum Association’s Postcards of the 1920s-1930s as a Source for Studying Architectural Heritage of Sevastopol

Picture postcards are one of the few visual sources for recreating images of various objects: localities, historical and cultural monuments. This is of particular importance for studying Soviet Russia of 1920s and 1930s, i.e. period, documents and material objects and artifacts of which were partially lost during the WWII, partially remained (and are remained up to now) inaccessible due to ideological prohibitions. Moreover, the vaults and catalogs of postcards have not been published till now, so the exact number of pre-Soviet and Soviet picture postcards is unknown. That’s why a large group of illustrative sources of the 1920s-1930s are not involved in the scientific turnover. This makes picture postcards an object of close study by historians and bibliographers. So, the subject matter of my article is postcards issued by the Sevastopol Museum Association (SMA) in the 1920s-1930s, which represent cultural (especially architectural and urban) heritage of the Crimea as of 1920s-1930s and to study which I use source, archaeographical and phenomenological analysis. In state and private archives, I identified number of such picture postcard series issued by SMA (in some cases, in cooperation with the Crimean State Publishing House), some of which were particularly popular and reprinted in large circulations. Thus, SMA in cooperation with Crimean State Publishing House published their very first of the series in 1928-1929 (by phototyping on the basis of the material of the Production Cooperative Association "Artel of Phototypes", Moscow, commissioned by the Main Directorate for Literature and Publishing of the People's Commissariat of Education of the Crimean ASSR). These postcards were dedicated to monuments of architecture, memorial and historical objects of Sevastopol. In the same years, out-of-series postcards were issued with views of Sevastopol and its environs, including images of architectural objects that were low replicated on postcards of this period. Crimean State Publishing House and SMA decided to issue a series of postcards depicting values of the Sevastopol Picture Gallery. However, currently, I have identified only two postcards from this series, both of 1928-1929 (Boris Yeltsin Presidential Library): " Alexander the Macedonian’s Battle against Darius, Ivory Carving, Italian Work of the 17th Century " and " Holy Family by Luca Giordano, Neapolitan School of the 17th century ". Thematic postcards with images of architectural monuments and views of Sevastopol were very popular, and SMA has been issued independent issue of cards since the first half of the 1930s. Their plots were completely duplicated ones of cards issued jointly with the Crimean State Publishing House. The most valuable of them are images of objects that were lost during the Great Patriotic War. However, in the 1930s a series of postcards with fragments of the "Panorama of the Defense of Sevastopol" by Franz F. Roubaud enjoyed special popularity. A considerable part of these postcards was repeatedly reprinted, which indicates both a high level of patriotism and certain militaristic sentiments in pre-WWII Soviet society. I conclude that postcards of the 1920s-1930s are the adequate subject of analysis of special historical disciplines, such as local history, monument studies, archaeography, etc. This makes it necessary to compile corpus of photodocuments, illustrative catalogs of postcards from museum collections and reference books on them. Publication of such albums will not only introduce new illustrative material into the scientific circulation, but also will allow comprehending it a kind of sociocultural phenomenon.

Текст научной работы на тему «Почтовые карточки 20-х - 30-х гг. Хх В. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время КРЫМОВЕДЕНИЕ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КРЫМА

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit Bd. 14. Ausgb. 1.

Т. 14. Вып. 1 • 2017

Культурное наследие Крыма: артефакты, дискурсы, образы

УДК (930.253:069)(470)Севастополь

Акимченков В.В.

Cultural Heritage of the Crimea: Artifacts, Discourses, Images / Das Kulturerbe der Krim: die Artefakte, die Diskurse, die Bilder

Почтовые карточки 20-х — 30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

Акимченков Виктор Владимирович, аспирант Московского педагогического государственного университета, Москва

ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7659-1909

E-mail: viktor-v-akimchenkov@j-spacetime.com; viktor_akimvchenkov@mail.ru

Показана роль и место визуальных источников в источниковедческих исследованиях. Предпринята попытка осмыслить социокультурный феномен и значение в исторических исследованиях советской видовой открытки на примере почтовых карточек, издаваемых в 20-х—30-е гг. ХХ в. Севастопольским музейным объединением. Продемонстрирована возможность использования данной группы источников в изучении иконографии утраченного культурного наследия региона.

Ключевые слова: историческое краеведение; Крымское государственное издательство; почтовая карточка; Севастопольское музейное объединение.

Период 20-х—30-х гг. ХХ в. в истории Крыма по разным политическим и идеологическим причинам долгие годы не имел достаточной ис-точниковой базы для изучения. Видовое разнообразие источников по обозначенному периоду времени было крайне скудно. Как следствие, основная часть историко-краеведческого наследия этой эпохи до последнего времени оставалась неизвестной потенциальным исследователям. Только лишь в 2015 г. благодаря подвижнической деятельности доктора исторических наук, профессора Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского А.А. Непомнящего тысячи публикаций и архивных документов были возращены из небытия, составив основу фундаментального библиографического свода «История и этнография народов Крыма: библиография и архивы (1921 — 1945)» [Непомнящий 2015]. На страницах этого издания впервые приведены доселе неизвестные и малодоступные библиографические материалы, топо-библиографические труды, статьи местной периодики, библиография литературы о крае, изданной за его пределами и т.д. Издание, по праву, стоит в одном ряду с фундаментальными библиографическими сводами ведущих столичных научных центров России.

В нашем же исследовании уделено внимание еще одной группе источников по истории Крыма в обозначенный период времени — визуальной, в частности, почтовым карточкам Севастопольского музейного объединения (далее — СМО) 20-х—30-х гг. ХХ в. На сегодняшний день визуальные источники начинают занимать заслуженное место в источниковедческих исследованиях. Этот на первых порах советской власти невзрачный вид почтовой корреспонденции к концу 20-х гг. ХХ в. приобрел статус многомерного социокультурного явления. В современных публикациях историков, филокартистов и краеведов утвердилось стойкое представление об исключительном значении документальных открыток в исторических исследованиях. Рядом российских историков уже доказано значение и роль досоветской открытки в изучении иконографии утраченного культурного наследия, как России в целом (см. [Ларина 2003]), так и Крымского полуострова в частности (см. подробнее [Яшный 2014, 2016]). Ведь нередко именно видовые открытки являются единственным сохранившимся источником облика той или иной местности, того или иного памятника истории и культуры [Ларина 2004, с. 114].

Однако на сегодняшний день не опубликованы своды и каталоги открыток, поэтому говорить об их точном количестве, как в досоветский, так и советский период истории России пока не приходится. Это явилось причиной того, что обширная группа иллюстративных источников 20-х—30-х гг. ХХ в. данной категории остаётся не вовлеченной в научное поле исследователей. Прибегнув к типологии Е.М. Евграфова, мы можем констатировать, что открытки относятся к числу фотодокументов и делятся по жанру на событийные (изображения отдельных моментов событий или фактов общественной жизни), видовые (фиксируют виды отдельных предметов, местностей, явлений природы) и портретные (коллективные или одиночные) [Евграфов 1973, c. 4].

Появление первой советской почтовой карточки связано с решением Наркомата почт и телеграфов РСФСР от 2 июля 1918 г. Данная карточка имела синий цвет и номинал в 20 копеек. Осенью 1923 г. в обращение вышла первая почтовая карточка СССР. В 1924 г. вышла и двойная почтовая карточка (с оплаченным ответом). В 1925 г. впервые появились маркированные рекламные карточки агентства «Связь» с почтовыми надписями красного цвета, реклама выделялась синим цветом.

С 1925 г. почтовые открытки стали издавать и музеи. К примеру, Государственная Третьяковская галерея и Музей Революции СССР активно издавали открытки-репродукции произведений из своих хранилищ. Еще большой размах приняла издательская деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР), Общества московских художников (ОМХ), Объединения художников-реалистов (ОХР), Советской филателистической ассоциации (СФА). К 1931 г. относится первый выпуск карточек с надписями на семи языках народов СССР и

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1.

Акимченков В.В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

на французском. Начиная с 1935 г. выпуск иллюстрированных открыток стал довольно ограниченным — ведущее место начало отводиться фотооткрыткам. Кроме Союзфото, их начинают выпускать и Управление кинофикации, Госкиноиздат, Ленгоркино, Ленфотохудожник и другие. Советскую открытку 1920-х—1930-х гг. достаточно просто отличить от тех, которые были отпечатаны до 1917 г., ведь она легко узнаваема по рыхло-желтоватой бумаге, качеству и разнообразию сюжетов и незначительному тиражу.

В 20-е—30-е гг. ХХ в. изданием открытых писем и почтовых карточек с севастопольской тематикой занималось Контрагентство печати, Крымское государственное издательство (КрымГИЗ1), Издательство изобразительного искусства (ИЗОГИЗ), Крымгосиздатторг, а также два

1 Основано в 1921 г., занималось изданием научно-популярной, общественно-политической, краеведческой и художественной литературы, а также изданием для туристов.

музейных учреждения полуострова — Государственный Херсонесский историко-археологический музей и Севастопольское музейное объединение.

Объемная группа иллюстрированных почтовых карточек, выпущенных в 20-е—30-е гг. ХХ в. СМО содержится в фондах Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина (С.-Петербург), Детского музея открытки (С.-Петербург) и Музея героической обороны и освобождения Севастополя (г. Севастополь). Самым крупным филокартистским собранием по данной тематике обладает только лишь Российская государственная библиотека (РГБ), фонды которой в советские годы стабильно пополнялись экземплярами всех печатных изданий СССР. Фрагментарные собрания открыток сохранились в фондах музеев и библиотек стран бывшего Советского Союза, их собрания неполные и непрезентативные. В целом, все повторяющиеся сюжеты крупных московских собраний музеев и библиотек в основном лишь выгодно дополняют друг друга. Таким образом, одно даже значительное государственное собрание не может быть представительным при изучении этого вида источников. Неполнота собраний музеев и библиотек связана с объективными особенностями их комплектования. Значительный корпус открыток Музейного объединения содержится в частных коллекциях. Среди подобных особого внимания заслуживает собрание Н.А. Орлова2.

2 Ныне почтовые карточки, изданные Севастопольским музейным объединением, из собрания Н.А. Орлова находятся в частной тематической коллекции автора

Николай Александрович Орлов (1903—1999), советский летчик, поэт. В конце 1920-х — начале 1930-х летчик морской авиации (Черноморский флот), участник перелета «От моря до моря» по маршруту Севастополь — Баку. С 1933 г. на литературной работе в редакциях молодежных газет Иванова и Воронежа, Костромы. В период пребывания в Крыму собрал значительную коллекцию местных почтовых карточек

Оборотная сторона почтовой открытки с владельческим штампом Н.А. Орлова

Почтовые карточки, изданные СМО, поддаются четкой классификации. Большая часть открыток является видовыми почтовыми карточками, которые представляют архитектурное и градостроительное наследие Крыма и его состояние в 1920-е—1930-е гг. В отдельную группу можно выделить открытки с репродукциями картин художников и портреты писателей. Традиционно на лицевой стороне почтовой карточки помещались изображения исторических достопримечательностей, музеев, сцен из повседневной жизни Севастополя. В свою очередь событийные и портретные карточки составляют меньшую часть из всего корпуса фотооткрыток.

Обширный корпус, сохранившихся в музейных и частных собраниях почтовых карточек СМО, иллюстрированных видовыми фотографиями Севастополя, сохранил для нас облик города 20-х—30-х гг. ХХ в., увековечив утраченное культурное наследие региона. На открытках мы можем выявить ряд архитектурных, градостроительных и парковых ансамблей, монументов, мемориальных и исторических мест, которые относятся к числу утраченного культурного наследия полуострова.

Издавать почтовые карточки отдельной серией СМО начинает в 1928 г. совместно с КрымГИЗом. Изданные карточки полностью посвящены памятникам архитектуры, мемориальным и историческим объектам Севастополя и датируются 1928—1929 гг. Серия была отпечатана методом фототипии3 на основе материала Производственно-кооперативного товарищества «Артель фототипов»4 по заказу Крымлита5. На лицевой

3 Фототипия (светотипия) — фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати. Из всех способов полиграфического воспроизведения фотоснимков фототипия считается наиболее высококачественным.

4 Фототипия Производственно-кооперативного товарищества «Артель фототипов» находилась в Москве, с 1930 г. входило в издательство ИЗОГИЗ. Специализировалось на выпуске фототипов с видами и достопримечательностями городов РСФСР/СССР. (Прим. ред.).

5 Крымлит — Главное управление по делам литературы и издательства (Главлит) Народного комиссариата просвещения Крымской АССР. (Прим. ред.).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Акимченков В.В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

стороне помещалось изображение исторической достопримечательности, на обороте, сверху по центру, надпись: «Почтовая карточка» на русском языке и эсперанто, в правом верхнем углу — место для почтовой марки, на правой стороне — адресные строки. Также оборотная сторона почтовой карточки содержала информацию об издателе, номер заказа, тираж (для почтовых карточек, издававшихся СМО совместно с КрымГИЗом, он составил 3 тыс. экземпляров), номер почтовой карточки в серии и наименование фотографии, размещенной на лицевой стороне; на обороте в верхнем левом углу помещалась эмблема КрымГИЗа (в случае открыток, издаваемых только СМО, название Объединения указывалось на обороте в центре или правом нижнем углу).

Оборотная сторона открыток, издаваемых КрымГИЗом и СМО в 1928—1929 (слева и в центре; открытка в центре — из серии «Панорама»), а также СМО в 1930—1932 (справа) годах

Оборотная сторона открыток из серии «Панорама», издаваемых СМО в 1936 (слева), 1937 (в центре) и 1938 (справа) годах

Также было принято решение о совместном выпуске вне серии отдельных почтовых карточек с видами Севастополя и его окрестностей. На сегодняшний день нами выявлено 10 выпусков подобных почтовых карточек. Карточки со стереотипными изображениями прошлых изданий печатались в количестве 3 тыс. экземпляров, в свою очередь карточки с обновленным тематическим сюжетом издавались в количестве от 5 до 10 тыс. экземпляров. Данная группа почтовых карточек содержала мало тиражируемые на открытках этого периода изображения генуэзской крепости Чембало, мыса Фиолент, Георгиевского монастыря, скалы Святого Явления, аннотированной на почтовой карточке как «Камень у Георгиевского монастыря», севастопольской «Беседки-грибок», а также популярные виды Памятника затопленным кораблям, пристани III Интернационала (ныне — Графская пристань), Панорамы обороны Севастополя, Братского кладбища [Балаклава: Генуэзские башни... [1928—1929]; Севастополь: Мыс Фиолент... [1928—1929]; Севастополь: Георгиевский монастырь... [1928—1929]; Севастополь: Беседка-грибок... [1928—1929]; Севастополь: Камень у Георгиевского монастыря... [1928—1929]; Севастополь: Памятник погибшим кораблям [1928—1929]; Севастополь: Пристань III-го Интернационала... [1928—1929]; Севастополь: Панорама Обороны Севастополя... [1928—1929]; Севастополь: Братское кладбище... [1928—1929]] и т.д.

Почтовые карточки, изданные КрымГИЗом и СМО вне серии в 1928-1929: слева — «Балаклава: Генуэзские башни»; в центре — «Мыс Фиолент»; справа — «Севастополь: Георгиевский монастырь»

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Акимченков В.В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

Почтовые карточки, изданные КрымГИЗом и СМО вне серии в 1928-1929: верхний ряд: слева — «Севастополь: Камень у Георгиевского монастыря»; в центре — «Севастополь: Беседка-грибок»; справа — «Севастополь: Памятник погибшим кораблям»; нижний ряд: слева — «Севастополь: Пристань Ш-го Интернационала»; в центре — «Севастополь: Панорама Обороны Севастополя»;

справа — «Севастополь: Братское кладбище»

Помимо этого, КрымГИЗ и Музейное объединение приняли решение запечатлеть в серии почтовых карточек ценности Севастопольской картинной галереи. На сегодняшний день нами выявлено лишь две карточки из этой серии, хранящиеся в фондах Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина: «Бой Александра Македонского с Дарием. Резьба по слоновой кости. Итальянская работа XVII века» и «Лука Джордано. Святое семейство. Неаполитанская школа XVII века» [Севастопольская картинная галерея: Бой Александра Македонского... [1928—1929]; Севастопольская картинная галерея: Лука Джордано... [1928—1929]]. Обе карточки изданы тиражом в 2,5 тыс. экземпляров по той же технологии, что и все совместные почтовые карточки КрымГИЗа и СМО.

В конце 1920-х гг. тиражом в 5 тыс. экземпляров была выпущена еще одна совместная почтовая карточка — «Привет из Крыма» [[Привет из Крыма]. [1928—1929]]. На лицевой стороне карточки была помещена композиция из двенадцати видов Севастополя и его окрестностей, а также достопримечательностей южного берега Крыма. По центру был помещен контур Крымского полуострова с надписью: «Привет из Крыма».

Почтовые карточки КрымГИЗом и СМО из серии «Севастопольская картинная галерея» (1928— Почтовая карточка КрымГИЗ и СМО «Привет из Крыма

1929): слева — «Бой Александра Македонского с Дарием. Резьба по слоновой кости. Итальян- (1928—1929)

ская работа XVII века»; справа — «Лука Джордано. Святое семейство. Неаполитанская школа

XVII века»

Подобные тематические почтовые карточки оказались настолько востребованными и популярными, что СМО с первой половины 30-х гг. ХХ в. начинает самостоятельный выпуск карточек, сюжетная линия которых полностью дублировала карточки издаваемые совместно с Крымго-сиздатом. В данной серии нами выявлены почтовые карточки с маркировкой от № 1 до № 24. Внешние характеристики лицевой и оборотной

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Акимченков В.В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

стороны остались прежними. Несмотря на разнообразие сюжетов (памятники, парки, музеи, улицы и площади, отдельные здания, сцены из повседневной жизни), они были типичными для видовых открыток. Издатели в данном случае ориентировались на спрос, чтобы удовлетворить определенную аудиторию. Этим же был мотивирован и тираж. Выявляя и исследуя сюжеты, выдержанные несколько переизданий, сопоставляя изображения, мы обнаруживаем именно те виды, которые были особенно востребованы у покупателей того времени.

Данная серия почтовых карточек содержит изображение Севастопольского музея революции, известное нам только благодаря данному источнику, памятника «Славы»4 (ныне — Памятник затопленным кораблям), Института физических методов лечения им. И.М. Сеченова,

4 Такое наименование Памятник затопленным кораблям носил в конце 20-х — начале 30-х гг. ХХ в. Это было вызвано начавшимся процессом борьбы с монументальным наследием досоветской России. Сохранились также сведения о попытке реконструкции памятника, которая предполагала демонтаж короны над двуглавым орлом и ее замену на аналог кремлевской рубиновой звезды с электроосвещением.

а также Военно-исторического музея — с надписью при входе «Музей преобразован в 1926 г.»5 [[№ 09]: Севастополь... [1928—1929];

5 Данное фото было сделано после скандальной реорганизации музея в 1926 г., вызвавшей конфликт между местными музейными сотрудниками В.П. Бабенчиковым и К.Э. Гриневичем, с одной стороны, и Л.А. Моисеевим, с другой (см. подробнее [Акимченков 2013]).

[№ 13]: Севастополь... [1930—1932]; [№ 05]: Севастополь... [1930—1932]; [№ 08]; Севастополь... [1930—1932]]. Интерес представляют и отдельные виды города, которые были утрачены в годы Великой Отечественной войны — здания по улице Карла Маркса (ныне — Большая Морская): правый угол почты; уголок Краснофлотского бульвара (ныне — Матросский бульвар); здания по улице В.И. Ленина (ранее — Екатерининская); грот на Приморском бульваре, памятник Корнилову и т.д.

Серия маркированных почтовых карточек Крымгосиздата и СМО (1930—1932), слева направо: «№ 5. Севастополь: Институт физических методов лечения им. Сеченова», «№ 8. Севастополь: Военно-Исторический музей»,

«№ 9. Севастополь: Музей Революции», «№ 13. Севастополь: Памятник "Славы"»

Серия почтовых карточек Крымгосиздата и СМО (1930—1932) с изображением объектов, утраченных в годы Великой Отечественной войны. Верхний ряд: слева — «Севастополь: Улица Карла Маркса. Правый угол почты», в центре — «Севастополь: Уголок Краснофлотского бульвара»; справа — «Севастополь: Улица Ленина»; нижний ряд: слева — «Севастополь: Грот на Приморском бульваре и памятник "Слава"», справа — «Севастополь: Памятник Корнилову на Малаховом кургане»

Серия содержит также и ряд традиционных севастопольских видов: санаторий им. И.В. Сталина (здание бывшей гостиницы «Кист»), памятник Э.И. Тотлебену, Четвёртый бастион и Панораму обороны Севастополя на Историческом бульваре, Братское кладбище Севастополя,

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Акимченков В.В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

пешеходный арочный мост на Приморском бульваре, Корниловский бастион на Малаховом кургане, а также окрестностей города — общий вид на Балаклаву и т.д.

Серия почтовых карточек Крымгосиздата и СМО с изображением традиционных севастопольских видов (1930—1932). Верхний ряд, слева — «Севастополь: Памятник Тотлебену на Историческом бульваре», в центре — «Севастополь: Братское кладбище», справа — «Севастополь: Исторический бульвар. 4-й бастион и Панорама»; нижний ряд: слева — «Севастополь: санаторий им. Сталина»,

справа — «Севастополь: Уголок Приморского бульвара»

Наибольшей популярностью на почтовых карточках конца 20-х—30-х гг. ХХ в., издаваемых Музейным объединением, пользовалось изображение полотна профессора Франца Рубо «Панорама Обороны Севастополя. Штурм 6 июня». Первая серия открыток по данной тематике была издана в 1928—1929 гг. совместными усилиями КрымГИЗа и СМО. По исполнению и качеству они ничем не отличались от ранее издаваемых совместных карточек. Каждая почтовая карточка на лицевой стороне содержала отдельный фрагмент полотна Франца Рубо, в целом формируя всю сюжетную линию событий разворачивающуюся на знаменитой работе. Данная серия карточек была издана тиражом от 2,5 до 5 тыс. экземпляров.

1

2

4

Почтовые карточки КрымГИЗа и СМО из серии «Панорама Обороны Севастополя. Штурм 6 июня» (1928—1929):

1 — «Севастополь: Панорама: Проф. Рубо. Штурм 6-го июня 1855 г. Башня Малахова кургана. У ее подножия русский резерв. На валах русская пехота, стрелявшая в наступающих французов. Справа пожар на русских укреплениях. На переднем плане слева взрыв бомбы. В центре сестра милосердия над раненным», 2 — «Севастополь: Панорама: Проф. Рубо. Штурм 6 июня 1855 г. Левая батарея Малахова кургана. На переднем плане и на валах русская пехота. На заднем плане: слева 2-й бастион, справа наступающие французы. Женщина с ведрами Даша Севастопольская»; 3 — «Севастополь: Панорама: Проф. Рубо. Штурм 6-го июня 1855 г. Правая батарея Малахова кургана. На заднем плане наступающие французы. На валах русские стрелки. Ниже пушки, в разные моменты стрельбы: наводка, заряжание, готово к выстрелу, накатывание»; 4 — «Севастополь: Панорама: Проф. Рубо. Штурм 6-го июня 1855 г. Вдали полуразрушенный бомбардировками Севастополь. Ближе русская батарея 2-ой линии и блиндаж-землянка. На переднем плане тыловой склон Малахова кургана».

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1.

Акимченков В.В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

Сюжет оказался настолько популярным, что руководство Музейного объединения приняло решение начать массовый выпуск почтовых карточек этой серии. В 1936 г. в целях быстрого решения поставленных задач и удовлетворения растущего спроса в курортный период, карточки начинают отпечатывать в виде отдельных фотографических снимков с нанесением на оборотную сторону черным чернильным штампом клише для адресных строк, места для почтовой марки, наименования издательства и надписи «Почтовая карточка» на русском языке. Наименование карточки и номер в серии был вынесен на лицевую сторону и помещен на само изображение. Уникальность данной серии в том, что здесь не просто были изображены отдельные участки полотна Франца Рубо, а запечатлены элементы жанровых сцен: «Забытая жертва», «Блиндаж. Налево — место ранения Корнилова (крест из ядер)», «Батарея в бою» и т.д. На первой почтовой карточке в данной серии был помещен портрет автора Панорамы, художника Ф.А. Рубо [Автор Панорамы... [1936]].

Почтовые карточки СМО из серии «Панорама» (1936). Верхний ряд: слева — «Автор Панорамы худ. проф. Ф.А. Рубо», в центре — «Забытая жертва», справа — «Блиндаж. Налево — место ранения Корнилова (крест из ядер)»; внизу — «Батарея в бою».

В 1937 г. Музейное объединение издало еще одну серию карточек, исполненную в том же качестве, что и серия 1936 г., однако на сей раз внимание было уделено самому полотну, а не отдельным жанровым сценам. Клише на оборотную сторону наносилось синим чернильным штампом с местом для адресных строк и почтовой марки, а также указанием издательства, надписи «Почтовая карточка» на русском языке, наименования карточки, цены и тиража. Данная серия карточек была издана рекордным для Музейного объединения тиражом в 10—20 тыс. экземпляров. Фотографом данной серии являлся Ф.И. Иванов.

Почтовые карточки СМО из серии «Панорама» (1937), фотограф Ф.И. Иванов.

Верхний ряд: слева — «Севастополь: Панорама: Штаб на башне Малахова кургана», справа — «Севастополь: Панорама: Пожар в городе»; внизу — «Севастополь: Панорама: На помощь».

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Акимченков В.В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

В этот же период времени СМО начинает издавать почтовые карточки аналогичного качества и исполнения с видами Севастополя и отдельными участками экспозиций севастопольских музеев. Их тираж составлял от 2,5 до 20 тыс. экземпляров — в зависимости от популярности того или иного сюжета, каждый снимок имел свой порядковый номер, нанесенный на лицевую часть карточки. Ныне нами выявлено 25 подобных карточек, среди которых наиболее часто встречаются «Памятник затопленным кораблям», «Музей Крымской войны», «Музей Крымской войны. Корабль 12 апостолов» [Севастополь: Музей Крымской войны... 1937].

Почтовые карточки СМО с видами Севастополя и отдельными участками экспозиций севастопольских музеев (1937), фотограф Ф.И. Иванов. Слева направо: слева — «Севастополь: Памятник затопленным кораблям», в центре — «Севастополь: Музей Крымской войны», справа — «Севастополь: Музей Крымской

войны: Корабль 12 апостолов»

В 1938—1939 гг. издание этой группы открыток аналогичными тиражами было возобновлено, только на этот раз изображение на лицевой и клише на оборотной стороне наносилось типографским способом на матовой фотобумаге. Фотографом данной серии почтовых карточек являлся Трапезаров.

В 1940 г. СМО прекращает свое существование. Акт ликвидационной комиссии дает нам представление и об издательской деятельности данного учреждения. По состоянию на 13 февраля 1940 г. на балансе Музейного объединения находилось открыток, брошюр и книг на общую сумму в 11841 рубль, которые были переданы на дальнейшую реализацию Музею Крымской войны [ГАРК ф. Р-20, оп. 10, д. 131, л. 34 об.]. В основном это были почтовые карточки Музейного объединения с малоизвестными, в дальнейшем не тиражируемыми, сюжетами. В последующий период советской истории почтовые карточки, изданные СМО, в группе с реставрированными фрагментами, фотографиями, авторскими этюдами, старыми буклетами и другими сохранившимися документами послужили важным источником при восстановлении полотна Панорамы обороны Севастополя после Великой Отечественной войны.

Таким образом, почтовая карточка 20-х—30-х гг. ХХ в. становится предметом анализа специальных исторических дисциплин — краеведения, памятниковедения, археографии и др. Работу усложняет полное отсутствие сводов и справочников по фотодокументам, иллюстративных каталогов открыток из музейных собраний. В дальнейшем публикация подобных альбомов станет фактором не только ввода в научный оборот новых иллюстративных материалов, но и попыткой осмыслить их как своеобразный социокультурный феномен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Республики Крым. Ф. Р-20. Оп. 10. Д. 131.

2. [№ 05]: Севастополь: Институт физических методов лечения им. Сеченова: почтовая карточка / Изд. Севастопольского му-

зейного объединения. [Б. м.], [1930 — 1932].

3. [№ 08]: Севастополь: Военно-Исторический музей: почтовая карточка / Изд. Севастопольского музейного объединения. [Б. м.],

[1930—1932].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. [№ 09]: Севастополь: Музей Революции: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объединения.

[Б. м.], [1928 — 1929].

5. [№ 13]: Севастополь: Памятник «Славы»: почтовая карточка / Изд. Севастопольского музейного объединения. [Б. м.],

[1930 — 1932].

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1.

Акимченков В.В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

6. [Привет из Крыма]: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объединения. [Б. м.], [1928—1929].

7. Автор Панорамы худ. проф. Ф.А. Рубо: почтовая карточка / Изд. Севастопольского музейного объединения. [Б. м.], [1936].

8. Балаклава: Генуэзские башни: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объединения. [Б. м.],

[1928 — 1929].

9. Севастополь: Беседка-грибок: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объединения. [Б. м.],

[1928 — 1929].

10. Севастополь: Братское кладбище: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объединения. [Б. м.],

[1928 — 1929].

11. Севастополь: Георгиевский монастырь: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объединения.

[Б. м.], [1928 — 1929].

12. Севастополь: Камень у Георгиевского монастыря: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объ-

единения. [Б. м.], [1928 — 1929]. [Ошиб. изд. аннот.]. [Севастополь: скала Святого Явления].

13. Севастополь: Музей Крымской войны: Корабль 12 апостолов: почтовая карточка / Изд. Севастопольского музейного объ-

единения; фот. Ф.И. Иванова. [Б. м.], 1937.

14. Севастополь: Мыс Фиолент: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объединения. [Б. м.],

[1928 — 1929].

15. Севастополь: Памятник погибшим кораблям: почтовая карточка / Изд. Крымгосиздата и Севастопольского музейного объ-

единения. [Б. м.], [1928 — 1929].

16. Севастополь: Панорама Обороны Севастополя: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объ-

единения. [Б. м.], [1928 — 1929].

17. Севастополь: Пристань Ш-го Интернационала: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объ-

единения. [Б. м.], [1928 — 1929].

18. Севастопольская картинная галерея: Бой Александра Македонского с Дарием. Резьба по слоновой кости. Итальянская работа

XVII века: почтовая карточка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объединения. [Б. м.], [1928—1929].

19. Севастопольская картинная галерея: Лука Джордано. Святое семейство. Неаполитанская школа XVII века: почтовая карточ-

ка / Изд. КрымГИЗа и Севастопольского музейного объединения. [Б. м.], [1928 — 1929].

20. Акимченков В.В. К истории Военно-исторического музея Севастополя в конце 20-х—30-е годы ХХ века / / Ученые записки Та-

врического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия Исторические науки. 2013. Т. 26(65), № 2. С. 3 — 14

21. Евграфов Е.М. Кинофотодокументы как исторический источник. М.: [Моск. изд.-полигр. техникум], 1973. 46 с.

22. Ларина А.[Н.] Почтовая открытка в руках историка / / Историк и художник. 2004. № 2. С. 109 — 121.

23. Ларина А.Н. Документальная открытка как исторический источник: методика изучения // Источниковедческая компара-

тивистика и историческое построение. М.: РГГУ, 2003. С. 189 — 192.

24. Непомнящий А.А. История и этнография народов Крыма: библиография и архивы (1921—1945) / Крымский федеральный

университет им. В.И. Вернадского. Симферополь: Антиква, 2015. 936 с. («Крым в истории, культуре и экономике России»; «Биобиблиография крымоведения», вып. 25).

25. Яшный Д.В. Досоветские видовые открытки в изучении иконографии утраченного культурного наследия: на примере

Крыма // Пространство и Время. 2014. № 2(16). С. 170 — 174.

26. Яшный Д.В. Реконструкция развития градостроительного облика населенных пунктов Крыма на основе массовых изобра-

зительных источников конца XIX — начала XX вв. [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2016. Т. 12. Вып. 1: Крымоведение: пространство и время Крыма. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast12-1.2016.21.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Акимченков, В. В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя [Электронный ресурс] / В.В. Акимченков // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2017. — Т. 14. — Вып. 1: Крымоведение: пространство и время Крыма. — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast14-1.2017.42.

SEVASTOPOL MUSEUM ASSOCIATION'S POSTCARDS OF THE 1920s-1930s AS A SOURCE FOR STUDYING ARCHITECTURAL HERITAGE OF SEVASTOPOL

Viktor V. Akimchenkov, M.Hum. (History), postgraduate student at Moscow State Pedagogical University, Moscow ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7659-1909

E-mail: viktor-v-akimchenkov@j-spacetime.com; viktor_akimvchenkov@mail.ru

Picture postcards are one of the few visual sources for recreating images of various objects: localities, historical and cultural monuments. This is of particular importance for studying Soviet Russia of 1920s and 1930s, i.e. period, documents and material objects and artifacts of which were

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Акимченков В.В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

partially lost during the WWII, partially remained (and are remained up to now) inaccessible due to ideological prohibitions. Moreover, the vaults and catalogs of postcards have not been published till now, so the exact number of pre-Soviet and Soviet picture postcards is unknown. That's why a large group of illustrative sources of the 1920s—1930s are not involved in the scientific turnover. This makes picture postcards an object of close study by historians and bibliographers.

So, the subject matter of my article is postcards issued by the Sevastopol Museum Association (SMA) in the 1920s—1930s, which represent cultural (especially architectural and urban) heritage of the Crimea as of 1920s—1930s and to study which I use source, archaeographical and phe-nomenological analysis.

In state and private archives, I identified number of such picture postcard series issued by SMA (in some cases, in cooperation with the Crimean State Publishing House), some of which were particularly popular and reprinted in large circulations. Thus, SMA in cooperation with Crimean State Publishing House published their very first of the series in 1928—1929 (by phototyping on the basis of the material of the Production Cooperative Association "Artel of Phototypes", Moscow, commissioned by the Main Directorate for Literature and Publishing of the People's Commissariat of Education of the Crimean ASSR). These postcards were dedicated to monuments of architecture, memorial and historical objects of Sevastopol. In the same years, out-of-series postcards were issued with views of Sevastopol and its environs, including images of architectural objects that were low replicated on postcards of this period.

Crimean State Publishing House and SMA decided to issue a series of postcards depicting values of the Sevastopol Picture Gallery. However, currently, I have identified only two postcards from this series, both of 1928—1929 (Boris Yeltsin Presidential Library): "Alexander the Macedonian's Battle against Darius, Ivory Carving, Italian Work of the 17th Century" and "Holy Family by Luca Giordano, Neapolitan School of the 17th century".

Thematic postcards with images of architectural monuments and views of Sevastopol were very popular, and SMA has been issued independent issue of cards since the first half of the 1930s. Their plots were completely duplicated ones of cards issued jointly with the Crimean State Publishing House. The most valuable of them are images of objects that were lost during the Great Patriotic War.

However, in the 1930s a series of postcards with fragments of the "Panorama of the Defense of Sevastopol" by Franz F. Roubaud enjoyed special popularity. A considerable part of these postcards was repeatedly reprinted, which indicates both a high level of patriotism and certain militaristic sentiments in pre-WWII Soviet society.

I conclude that postcards of the 1920s-1930s are the adequate subject of analysis of special historical disciplines, such as local history, monument studies, archaeography, etc. This makes it necessary to compile corpus of photodocuments, illustrative catalogs of postcards from museum collections and reference books on them. Publication of such albums will not only introduce new illustrative material into the scientific circulation, but also will allow comprehending it a kind of sociocultural phenomenon.

Keywords: regional studies through history; Crimean State Publishing House; postcard; Sevastopol Museum Association.

References:

1. Akimchenkov V.V. "On the History of Military History Museum of Sevastopol in the Late 1920s —1930s." Scientific Notes of Vernad-

sky Taurida National University. Series Historical Sciences 26.2 (2013): 3 — 14. (In Russian).

2. Crimean State Publishing Hose, Sevastopol Museum Association. Postcard no. 09]: Sevastopol: Museum of the Revolution. No place,

1928 — 1929. (In Russian).

3. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Greetings from the Crimea'. No place, 1928 — 1929. (In

Russian).

4. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard Balaclava: Genoese Towers.' No place, 1928—1929. (In Russian).

5. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Sevastopol: Mushroom-like Pavilion.' No place, 1928 —

1929. (In Russian).

6. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Sevastopol: Brotherhood Cemetery.' No place, 1928 — 1929.

(In Russian).

7. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Sevastopol: St. George Monastery.' No place, 1928 — 1929.

(In Russian).

8. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Sevastopol: The Stone at St. George^s Monastery.' No place,

1928 — 1929. (In Russian).

9. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard'Sevastopol: Cape Fiolent.' No place, 1928—1929. (In Russian).

10. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Sevastopol: Monument to Lost Ships.' No place, 1928 —

1929. (In Russian).

11. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Sevastopol: Panorama of Defense of Sevastopol.' No place,

1928 — 1929. (In Russian).

12. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Sevastopol: Third International Pier.' No place, 1928 —

1929. (In Russian).

13. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Sevastopol Picture Gallery: Alexander the Macedonian's Bat-

tle against Darius. Ivory Carving, Italian Work of the 17th Century.' No place, 1928 — 1929. (In Russian).

14. Crimean State Publishing House, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Sevastopol Picture Gallery: Holy Family by Luca Giordano.

Neapolitan School of the 17th Century.' No place, 1928 — 1929. (In Russian).

15. Evgrafov E.M. Film and Photodocuments as Historical Source. Moscow: Publishing and Printing Technical School Publisher, 1973. 46 p.

(In Russian).

16. Ivanov F.I., photographer, Sevastopol Museum Association. Postcard 'Sevastopol: Crimean War Museum: Ship Twelve Apostles'. No

place, 1937. (In Russian).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 14, issue 1 'Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almanach 'Raum und Zeit' Bd. 14. Ausgb. 1. 'Krimforschung: Raum und Zeit des Krim'

Акимченков В.В. Почтовые карточки 20-х—30-х гг. ХХ в. Севастопольского музейного объединения как источник для изучения архитектурного наследия Севастополя

17. Larina A.N. "Documentary Postcard as a Historical Source: The Methodology of Study." Source-study Comparativistics and Historical

Reconstruction. Moscow: Russian State Humanitarian University Publisher, 2003, pp. 189 — 192. (In Russian).

18. Larina A.N. "Postcard in Historian's Hands." Historian and Artist 2 (2004): 109 — 121. (In Russian).

19. Nepomnyashchy A.A. History and Ethnography of Peoples of the Crimea: Bibliography and Archives (1921 -1945). Simferopol: Antikva

Publisher, 2015. 936 p. (Crimea in the History, Culture and Economy of Russia, Biobibliography of Crimean Regional Studies, issue 25). (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Sevastopol Museum Association. Postcard 'Author of Panorama Artist Prof. F. Roubaud.' No place, 1936. (In Russian).

21. Sevastopol Museum Association. Postcard no. 05: Sevastopol: Sechenov Institute for Physical Methods of Treatment. No place, 1930 — 1932.

(In Russian).

22. Sevastopol Museum Association. Postcard no. 08: Sevastopol: Military-Historical Museum. No place, 1930 — 1932. (In Russian).

23. Sevastopol Museum Association. Postcard no. 13: Sevastopol: Monument of Glory. No places, 1930 — 1932. (In Russian).

24. State Archive of the Republic of Crimea, fund Р-20, inventory 10, file 131. (In Russian).

25. Yashny D.V. "Pre-Soviet View Postcards in Studying Iconography of Lost Cultural Heritage (Case Study of the Crimea)." Space and

Time 2 (2014): 170 — 174. (In Russian).

26. Yashny D.V. "Reconstruction of Town-Planning Look Development of Crimean Residential Places Based on Mass Pictorial Sources of

Late 19th — Early 20th Centuries." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 12.1 (2016). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast12-1.2016.21>. (In Russian).

Cite MLA 7:

Akimchenkov, V. V. "Sevastopol Museum Association's Postcards of the 1920s—1930s as a Source for Studying Architectural Heritage of Sevastopol." Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 14.1 ('Crimean Regional Studies: Space and Time of Crimea') (2017). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast14-1.2017.42>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.