Научная статья на тему 'Принцы Ольденбургские и образование в России'

Принцы Ольденбургские и образование в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1469
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦЫ ОЛЬДЕНБУРГСКИЕ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / СОСЛОВНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СОСЛОВНЫЙ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ESTATES AND PROFESSIONAL & ESTATES PRINCIPLES OF EDUCATION / WOMEN''S EDUCATION / PRINCES OF OLDENBURG / HISTORY OF EDUCATION IN RUSSIA / CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазинг Юрий Андреевич, Андрюшкевич Татьяна Владимировна

Статья посвящена представителям великогерцогского Ольденбургского дома, связавшим свою жизнь и деятельность с Россией. Рассматривается роль наиболее ярких ее представителей, прежде всего принцев Петра Георгиевича и Александра Петровича Ольденбургских в формировании народного образования Российской империи, создании и совершенствовании отечественных образовательных учреждений. Анализируется деятельность созданных ими учебных заведений в советское и настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Princes of Oldenburg and Education in Russia

In the pre-revolutionary period, keeping and development of the Russian education and upbringing carried out only by charity. However, the study of the history of philanthropy in the education sector has become possible in Russia only since the late 20th century. Meanwhile, both normative and institutional aspects of this activity should be investigated and systematized. Experience and activity of individual philanthropists is also important for modern managerial and humanitarian practices in education. The subjects of my study is the role of the most prominent philanthropists among representatives of Grand Ducal House of Oldenburg (Princes Peter Georgievich and Alexander Petrovich of Oldenburg and their wives) in the formation of public education in the Russian Empire, in the creation and improvement of Russian educational institutions. For this purpose I use legal and historical analysis (of Russian Emperors’ decrees and rescripts on management of education), as well as general methodological research approaches (deductive and inductive, with respect to sources for the history of Russian branch of the princes of Oldenburg). Thus, my article is a brief overview of the management (government) activities of two generations of princes of Oldenburg in Russian Empire in the field of secondary general and secondary specialized education, as well as public assistance. In my article, I show that the main merit of princes of Oldenburg is the development of women's education and vocational training in Russia, primarily pedagogical, engineering and technical and medical ones. In fact, we can talk about two most important social components of this charity and its results: (i) overcoming estate approach in education: the involvement of representatives of various social strata and groups in the educational process contributed to their socialization and reduced the number of declassed and marginalized elements in Russian society; (ii) training of qualified personnel for all branches and units of the economy, which was extremely important for the success of industrial revolution in Russia in the late 19th early 20th сс. My concluding is follow: activities of princes of Oldenburg as the House of Romanoff’s immediate family shows the leading role of state charity in the field of education and upbringing in Russia.

Текст научной работы на тему «Принцы Ольденбургские и образование в России»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Имена ЭПохи I люди и книги Names of Epoch: Persons and Books in Educational Space /

в образовательном пространстве Namen der Epoche: Personen und Bücher im Bildungsraum

УДК 37:94(61.091+61.092)Ольденбургские

Мазинг Ю.А.*, Андрюшкевич Т.В.

Принцы Ольденбургские и образование в России

*Мазинг Юрий Андреевич, доктор биологических наук, заведующий научно-организационным отделом НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН

E-mail: [email protected]

**Андрюшкевич Татьяна Владимировна, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник научно-организационного отдела НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН

Статья посвящена представителям великогерцогского Ольденбургского дома, связавшим свою жизнь и деятельность с Россией. Рассматривается роль наиболее ярких ее представителей, прежде всего принцев Петра Георгиевича и Александра Петровича Ольденбургских в формировании народного образования Российской империи, создании и совершенствовании отечественных образовательных учреждений. Анализируется деятельность созданных ими учебных заведений в советское и настоящее время.

Ключевые слова: принцы Ольденбургские, история образования в России, сословный и профессионально-сословный принципы образования, женское образование, благотворительность.

Точкой отсчета в истории среднего образования России в современном понимании принято считать 1783 год, когда в Санкт-Петербурге открылось четырехклассное Главное народное училище. Именно оно должно было стать — и стало — прообразом всех будущих отечественных школ. К концу этого года в столице уже было 6 подобных училищ, где обучались 486 детей разных сословий. Здесь же, в столице, для подготовки учителей открылась семинария. Естественно, система народных училищ возникает не на пустом месте. Еще 5 мая 1764 г. именным указом императрицы Екатерины II (1729— 1796) создается первое русское женское учебное заведение — Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), но исключительно для детей дворян. Год спустя при Смольном институте открылось училище для воспитания малолетних детей недворянского происхождения, которое 77 лет спустя (16 апреля 1842 г.) получило наименование Мещанского, позднее — Александровского училища. С середины XIX в. сюда принимались дочери отцов, получивших дворянство службой, и дочери священников. А в 1768 г. формируется сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе.

Слева — Смольный институт. Литография К.П. Беггрова с оригинала С.Ф. Галактионова. 1823.

Справа — С Берников. Аксонометрический вид Воскресенского монастыря. Деталь. Мещанское училище. 1778

Ю.А. Мазинг Т.В. Андрюшкевич

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

В столице один из наиболее известных русских просветителей Николай Иванович Новиков (1744—1818) создает (1777) училище на 30—40 учеников при церкви Владимирской Божьей Матери (позднее его стали именовать Екатерининским), а год спустя — еще одно, Александровское, при церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, прихожанином которой до самой своей смерти был профессор М.В. Ломоносов [Мазинг2011.а]. Как водится на Руси, человек умный и самостоятельный, опалы Н.И. Новиков избежать не смог, и в 1792 г. был заключен в Шлис-сельбургскую крепость на 15 лет. В первый день своего царствования император Павел I (1754—1801) его освободил, но полностью утраченное в казематах здоровье вынудило Н.И. Новикова отказаться от общественной деятельности и остаток жизни провести в собственном имении.

Николай Иванович Новиков (1744—1818), журналист, издатель, общественный деятель, крупнейшая фигура Русского Просвещения. Портрет работы Д. Левицкого, 1797

С.-Петербург. Церковь Владимирской Божьей Матери. Почтовая открытка 1900-х гг.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове Санкт-Петербурга: слева — фотография начала ХХ в.; справа — фото авторов (со стороны 7-й линии), 2011

С 1798 г. домашних наставниц готовило училище ордена Св. Екатерины, учрежденное для дочерей офицерских чинов и награжденных орденом Св. Екатерины. В декабре этого года учреждается Императорский Военно-сиротский дом с отделениями для мальчиков и девочек с целью образования и воспитания сирот офицеров и солдат. Впоследствии (1807) отделение для девочек выделяется в самостоятельно учреждение — Девичье училище Военно-сиротского дома, принятое под покровительство императрицы Марии Федоровны (1759—1828). С 1829 г. училище именовалось Павловским институтом, и в декабре 1850 года вновь стало сословным — принимались только дочери дворян и офицеров.

Императрица Мария Федоровна (София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg, 1759—1828), супруга императора Павла I, главная начальница над воспитательными домами. Художник Ж.-Л. Вуаль. конец 1790-х гг.

Фонтанка. Вид от Аничкова моста. Слева — С.-Петербургское училище ордена Св. Екатерины (Екатерининский институт). Гравюра (фрагмент), 1820-е гг.

Здание Девичьего училища Военно-сиротского дома (набережная реки Фонтанка, д. 16, бывш. дом Остермана). Современный вид. Фото с сайта http://an812.ru/catalog/group_616/item_11161/

Восшествие на престол императора Павла I кардинально изменило социальную, политическую и общественную жизнь России. Одно из ведущих направлений деятельности Екатерины Великой — смягчение нравов путём воспитания и образования юношества — было оставлено [Лихачева 1899]. Образование становится сословным, причем доминирующим принци-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

пом его финансирование является благотворительность. Необходимо отметить, что женское образование правительство России вообще не интересовало, ставка делалась исключительно на образование мужчин. Начало царствования Александра I (1777—1835) сопровождалось реформой государственного управления, которое связано с именем графа Михаила Михайловича Сперанского (1772—1839). Были учреждены 8 министерств, в том числе Министерство народного просвещения. Годом позже в России появились 6 учебных округов. Если уездные училища еще как-то финансировались казной (сегодня мы бы сказали — по остаточному принципу), то приходские училища не получали ничего. Соответственно учителя были, в основном, случайные люди, и профессия эта в русском обществе престижем не пользовалась [Никольцева 2000]. Очень остро стоял вопрос о подготовке учителей, особенно для уездных и приходских училищ. Существенным моментом в решении этой проблемы стало преобразование в декабре 1816 г. Педагогического института в Главный Педагогический институт, первостепенной задачей которого стала подготовка преподавателей всех училищ империи. Однако в конце своего царствования император Александр I принял точку зрения, согласно которой общее образование должно быть исключительно профессионально-сословным [Высочайший рескрипт министру народного просвещения А.С. Шишкову... ПСЗРИII].

Участие императрицы Марии Федоровны в русской государственной жизни было минимальным и почти исключительно свелось к заботами о женском образовании. Было основано несколько женских учебных заведений, как в Петербурге, так и в Москве, Харькове, Симбирске, других городах. Однако суть женского образования императрица понимала и реализовывала следующим образом:

«... нехорошо, по многим причинам, чтобы женщина приобретала слишком обширные познания. Воспитывать в добрых нравах детей, вести хозяйство, иметь наблюдение за прислугой, блюсти в расходах бережливость — вот в чем должно состоять её учение и философия» (цит. по [Лихачева 1899]).

При вступлении на престол император Николай I (1796—1855) в своем манифесте прямо объявил, что события 14 декабря 1825 г. явились следствием ложного направления учебной системы. Именным указом Правительствующему Сенату от 18 февраля 1831 г. было запрещено обучение юношей моложе 18 лет вне государства Российского. Однако образованных кадров, прежде всего чиновников, катастрофически не хватало. Империя расширялась, следом стремительно рос административно-управленческий аппарат. Для его профессиональной подготовки требовались университеты, для подготовки будущих студентов требовались гимназии и ученики. Тем не менее, в своем рескрипте император вновь подтвердил сословные ограничения и указал на недопустимость приема крепостных крестьян в высшие и средние учебные заведения [Высочайший рескрипт министру народного просвещения С.С. Уварову... ПСЗРИ II]. Параллельно, в связи с бурным ростом российской экономики, еще острее встал вопрос о подготовке профессиональных кадров.

После кончины матери император Николай I указом от 26 октября 1828 г., «желая, чтобы все воспитательные и благо творительные учреждения, доведенные до высокой степени благосостояния, продолжали действовать как доселе на пользу Государства и человечества»» [Именной Указ, данный Сенату... ПСЗРИ II], принял их под свое покровительство. Для управления благотворительными и сиротскими заведениями образуется IV Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии («Ведомство императрицы Марии»). 14 декабря 1828 г. был утвержден статус Мариинского знака отличия беспорочной службы «для награды ревностного служения в благотворительных и учебно-воспитательных заведениях», который стал первым символом признания заслуг женщин в общественной деятельности России. Знак имел две степени, носили его на Владимирской ленте.

Слева — Мариинский знак отличия беспорочной службы I степени. За беспорочную службу в течение 25 и более лет, через каждые 5 лет, в Ведомстве учреждений Императрицы Марии.

Золотой Мальтийский крест, покрытый эмалью темно-синего цвета. В центре креста в круглом замкнутом золотом лавровом венке — золотая римская цифра, соответствующая количеству лет беспорочной службы, за которое данный знак выдан. На всех лучах креста расположены золотые вензели Императрицы Марии, в виде буквы М, увенчанной золотой императорской короной. Знак носился у левого плеча на банте из Владимирской ленты.

Справа — Мариинский знак отличия беспорочной службы II степени. За беспорочную службу в течение 15 и более лет в Ведомстве учреждений Императрицы Марии

Золотой круглый медальон, покрытый эмалью темно-синего цвета, носимый в виде медали. По краю медальона проходит золотой замкнутый венок из дубовой и виноградной ветвей с золотым вензелем Императрицы Марии, в виде буквы М, увенчанной золотой Императорской короной. Внутри венка — золотая римская цифра, соответствующая количеству лет беспорочной службы, за которое данный знак выдан.

Начиная с 1850 г. этим знаком отличия не раз будут награждены представители Ольденбургского дома, служение которых российскому Просвещению ко времени утверждения Мариинского знака отличия длилось уже почти десять лет.

.Когда-то южные берега Балтийского моря населял союз славянских племен. На самой восточной окраине этой цивилизации, которую часто именуют «Варяжская Русь» [Прозоров 2010], выросли города Ладога, Изборск, Белоозеро, а

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

затем и Новигард, сегодня известный как Великий Новгород. Крайний запад древней славянской ойкумены охранял Старигард. В середине X в. цивилизация эта не выдержала противостояния с христианством, и два века спустя Стари-гард стал немецким Альденбургом. Ныне город Ольденбург расположен в 70 км на запад от Гамбурга, неподалеку от знакомого нам с детства города Бремен.

В царствование императора Александра I русская ветвь Ольденбургского дома становится составной частью семьи Романовых и играет важную роль в социокультурном развитии России [Мазинг2011.6]. Первым принцем Ольденбургским, поступившим на русскую государственную службу стал в 1808 г. Георгий Петрович (Peter-Friedrich-George,1784—1812), племянник (сын родной сестры) императрицы Марии Федоровны. Он занял должность Эстляндского генерал-губернатора. В апреле 1809 г. принц женился на В.Кн. Екатерине Павловне (1788—1818), дочери императора Павла I, любимой внучке Екатерины II и любимой сестре императора Александра I. Император России в качестве свадебного подарка преподнес молодым Аничков дворец. Екатерина Павловна обладала острым умом, природным красноречием и уникальным даром располагать к себе окружающих. В ней неожиданным образом сочетались женская хрупкость и твердость характера, непередаваемое обаяние и цепкий, мужской ум.

Герб младшей линии дома Ольденбургских

(von Oldenburg), ветви Гольштейн-Готторпской линии династии Ольденбургов

Георгий Петрович Ольденбургский. Портрет работы О.А. Кипренского. 1811

Великая княжна Екатерина Павловна. Портрет работы И.Ф.А. Тишбейна. 1818

Вскоре Георгий Петрович был назначен Тверским, Новгородским и Ярославским генерал-губернатором, а также главным директором путей сообщения Российской Империи, пожалован титулом «Императорское Высочество». После окончания свадебных торжеств молодая чета водным путем отправилась в Тверь, где поселилась в путевом императорском дворце, ставшим губернаторским. Принц руководил реконструкцией Вышневолоцкой водной системы, разработал первые в России правила судоходства по искусственным водным путям. Он улучшил административную и судебную части подведомственных губерний, учредил комитеты благоустройства в губернских городах.

В значительной мере благодаря инициативе Георгия Петровича создается Институт Корпуса инженеров путей сообщений (1809). Проектирует и организует принципиально новое для России учебное заведение Августин де Бетанкур и Молина (A.J. de Betancourt y Molina, 1758—1824). Здесь, в Корпусе, в 1813 г. возникает музей, который впоследствии станет базой формирования Центрального музея железнодорожного транспорта.

Слева —дворец Юсупова (между нынешней Садовой улицей и берегом Фонтанки [Канн 1994]), в котором в 1810—1823 гг. размещался Институт Корпуса инженеров путей сообщений. Акварель 1810-х гг.

Справа — главное здание Института Корпуса инженеров путей сообщения (Московский пр., 9). Фото 1890-х гг.

Уже к середине XIX в. Институт становится одним из крупнейших вузов России, и именно здесь формируется первооснова русского инженерно-строительного образования. Именно здесь в 1909 г. профессор Николай Алексеевич Ры-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

нин1 (1877—1942) начинает читать лекции по воздухоплаванию, а в 1920 г. создает первую в России профильную кафедру.

1 Николай Алексеевич Рынин (1877—1942) — советский ученый и популяризатор в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, один из организаторов и член бюро Ленинградской Группы изучения реактивного движения (ЛенГИРД). Автор ряда работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и освоению стратосферы

А его девятитомное исследование [Рынин 1928—1932] до сих пор именуют космической энциклопедией.

В советское время на базе Института были созданы 4 самостоятельных вуза, в родных стенах остался лишь Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). В наши дни Институт вернул себе прежнее название — Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения им. Александра I.

Принц Георгий Петрович скоропостижно скончался 15 декабря в Твери, заразившись тифом при обходе госпиталя. Его тело было погребено в Санкт-Петербурге, однако в 1826 г. прах принца перезахоронили в Ольденбурге. У супругов было двое детей — принцы Александр (Friedrich-Paul-Alexander,1810—1829) и Петр (Constantine-Friedrich-Peter, 1812— 1881). В 1830 г. император подарил принцу Петру Георгиевичу великолепный дворец (Дворцовая наб. 2), который на 87 лет стал «родным гнездом» обширной семьи «русских Ольденбургских». Дворец построен в 1784—1788 гг. для государственного и общественного деятеля И.И. Бецкого (1704—1795), в 1830 г. частично перестроен при участии архитектора В.П. Стасова (1769—1848). В 2001 г. на здании установлена мемориальная доска в память П.Г. и А.П. Ольденбургских.

Дворец принцев Ольденбургских на Марсовом поле Санкт-Петербурга: слева — фото конца XIX — начала ХХ в., справа — фото авторов, январь 2013 г. На врезке справа — мемориальная доска в память П.Г. и А.П. Ольденбургских

Своими фасадами дворец выходит на Набережную Невы, Летний сад, Марсово поле и памятник А.В. Суворову, оставаясь непременным украшением Санкт-Петербурга. Многие интересные подробности жизни и деятельности семьи Ольденбургских можно почерпнуть в книгах Э.А. Анненковой и Ю.П. Голикова [Анненкова, Голиков 1997, 2004]. Дворец является памятником архитектуры, объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Октябрь 1917 года превратил дворец в коммунальные квартиры. Лишь в 1962 г. это великолепное здание стало общественным — здесь расположился Ленинградский библиотечный институт. Сегодня дворец занимает СПб университет культуры и искусства, который готовит дипломированных библиотекарей, библиографов, музейных и издательских работников.

Военную службу принц Петр Георгиевич начал 1 декабря 1830 г., уже в ноябре следующего года стал командиром 2-го батальона, в августе 1832 г. его произвели в генерал-майоры и через два месяца назначили временным командиром Л.-Гв. Преображенского полка. Как командир полка он устроил школу для детей солдат, соорудил полковую баню, а на месте летней стоянки — первый водопровод, обеспечивавший весь Красносельский Лагерь [Щегловитов 1913].

Принц Петр Георгиевич Ольден-бургский. Слева — портрет в мундире Лейб-Гвардейского Преображенского полка, художник Ж.-Д. Кур, 1842; справа — фото второй половины 1850-х гг.

Однако уже 25 января 1833 г. из-за несогласия с практикой применения в армии телесных наказаний принц оставляет во-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

енную службу. Тем не менее, его производят в генерал-лейтенанты (1834), а позднее и генералы от инфантерии (1841), определяют (1835) шефом Стародубского кирасирского полка. Петра Георгиевича избирают (1834) почетным членом С .Петербургской Академии Наук, назначают сенатором (1834), членом Совета военно-учебных заведений (1835), где он периодически исполняет обязанности главного начальника.

В 1837 г. принц Петр Георгиевич женится на дочери Великого герцога Нассау принцессе Терезии (Терезия-Вильгельми-на-Фредерика-Изабелла-Шарлотта, 1815—1871), ставшей надежной помощницей в благотворительной деятельности мужа.

Принцесса Терезия Ольденбургская. Художник В.Н. Гау. Слева — акварель 1838 г. (фрагмент), справа — портрет 1853 г.

Супруги вели открытый образ жизни. Во дворце часто давались балы, устраивались домашние концерты и спектакли. Постоянными посетителями были не только представители петербургской знати, но и студенты Александровского лицея, Училища правоведения. Еще за два года до женитьбы принц вступает на ниву образования и создает свое любимое детище — Училище правоведения, которое получает статус «Императорского». Он покупает и перестраивает для училища дом, на что жертвует более 1 млн. рублей — сумма эта была выручена от продажи свадебного подарка матери — Аничкова дворца. В память о матери училищную церковь освятили во имя Св. Екатерины. Здесь хранились знамена подразделений сформированных его родителями во время Отечественной войны 1812 года. Попечителем Императорского училища правоведения Петр Георгиевич остается до конца жизни. За 80 лет Императорское училище правоведения подготовило более 2000 юристов, оставив яркий след не только в истории русского права, но и культуре. Среди его воспитанников — государственные деятели России И.Л. Горемыкин, К.П. Победоносцев, А.А. Половцев, А.Г. Булыгин, Н.Г. Бюнтинг, юрист, общественный деятель и отец классика русской и английской литературы В.Д. Набоков, писатели В.В. Стасов и И.С. Аксаков, поэты А.М. Жемчужников и А.Н. Апухтин, композиторы А.Н. Серов и П.И. Чайковский и многие, многие другие. Подробнее с историей Училище можно познакомиться, прочитав великолепную монографию Эммы Александровны Анненковой [Анненкова 2004] и книгу Н.Л. Пашенного на сайте дворянского рода Рогге [Императорское училище... 1967].

Здание Императорского Училища правоведения. С.К. Зарянко. Зал училища правоведения с группами

Фото конца XIX — начала ХХ вв. учителей и воспитанников. 1840

Училище правоведения было ликвидировано 18 июня 1918 г., здание передано Агрономическому институту. Восстановили его лишь в 1992 г., но уже как негосударственное учебное заведение — С.-Петербургский институт права им. Принца П.Г. Ольденбургского. Воспитанники училища носили темно-зеленый мундир со светло-зеленым обшлагом и треуголку с желтым околышем, зимой — пыжиковую шапку. Правоведов сравнивали с птичкой, что, вероятно, и привело к возник-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

новению песенки «Чижик-пыжик, где ты был..». Поэтому бронзовая фигурка чижика-пыжика (1994, скульптор Р. Габ-риадзе) установлена напротив здания училища (наб. р. Фонтанки, д. 6/1), на уступе парапета набережной.

Принц П.Г. Ольденбургский был одним из наиболее влиятельных проводников идей К.Д. Ушинского (1824—1871).

2 Не в последнюю очередь усилиями семьи Ольденбургских труд Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» [Ушинский 1871] был переиздан и к 1916 г. выдержал 13 изданий.

Представления о том, что формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, является главнейшей дорогой человеческого поведения, были в высшей степени созвучны его взглядам на народное образование. Во всех подведомственных ему учебных заведениях он ставил во главу угла развитие нравственных чувств, особенно эстетических, на практике пытаясь перевести чувство в сознание, а убеждения трансформировать в поведение будущего гражданина своей страны. Суть женского образования принц трактовал следующим образом: «... воспитываются будущие матери семейств, от направления умов и степени образования которых зависит нравственное и умственное направление будущего поколения.» [Ольденбургский 1852, с. 5], «.хорошие жены и добрые матери семейств суть твердые опоры престола и благоденствия государства» (цит. по [Рункевич 1912, с. 24]).

Хорошо понимая необходимость ликвидации сословности образования, Петр Георгиевич активно способствует деятельности педагога Николая Алексеевича Вышнеградского (1821—1872), одним из главных достижений которого стало создание первого в России училища для приходящих девочек всех сословий. Его назвали Мариинским в память о поддержке, оказанной организаторам императрицей Марией Александровной (1824—1880), которая также всячески покровительствовала и К.Д. Ушинскому. С 1865 г. училище становится Царскосельской Мариинской гимназией. В 1918 г. это II Детскосельская трудовая школа, с 1970 г. — музыкальная школа г. Пушкин, ныне же — Царскосельская гимназия искусств им. Анны Ахматовой.

Портрет императрицы Марии Александровны. Царскосельская Мариинская гимназия.

Художник И.К. Макаров. 1866 г. Фрагмент Почтовая открытка начала ХХ в.

Принц был членом Совета Воспитательного Общества благородных девиц (Смольный институт благородных девиц) и С.-Петербургского училища ордена Св. Екатерины (Екатерининский женский институт), а при повторном учреждении в 1845 г. Главного совета женских учебных заведений становится его председателем. Одновременно принц с 1839 г. был членом, а затем председателем (1848) Опекунского совета Петербургского воспитательного дома. Кроме того, он Попечитель (1847) и жертвователь Общины Сестер Милосердия (с 1873 г. — Св. Троицкая), в том числе игравшую роль профессионального учебного заведения.

Свято-Троицкая община сестер милосердия. Урок в школе нянь Императорского воспитательного дома. Санкт-

Фото конца XIX — начала ХХ вв. Петербург. Фото 1913 г.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

Опыт создания такого учреждения был перенесен в столицу Российской Империи принцессой Терезией, побывавшей в 1843 г. в детской больнице Варшавы, где существовала община сестёр милосердия. 9 марта 1844 г. во дворце Ольденбург-ских состоялось первое заседание «Общины сестёр милосердия». В нём приняли участие и дочери императора Николая I великие княжны Мария (1819—1876) и Александра (1825—1844). Вскоре Александра Николаевна скончалась, и в память о ней было учреждено несколько благотворительных учреждений, в том числе Свято-Троицкая община сестер милосердия3.

3 Церковь Святой Живоначальной Троицы при Общине была освящена накануне 40-го дня кончины великой княгини Александры Николаевны 5 сентября 1844 г. Палаты располагались в непосредственной близости от домовой церкви, чтобы больные могли слушать идущие в ней службы.

С 1847 г. Попечителем общины становится принц П.Г. Ольденбургский, до своей кончины он передаст на нужды общины более 130 тысяч рублей. Одним из подразделений Общины была исправительная школа для детей с дурными наклонностями. В конце XIX в. последовала кардинальная перестройка зданий Общины по проекту академика архитектуры Владимира Родионовича Курзанова (1845—1913), и они приобрели современный вид. В советское время Свято-Троицкая община сестер милосердия была ликвидирована, а в комплексе ее здания расположилась Больница им. 5-летия Октября. На ее базе в 1931 г. была создана первая в Ленинграде станция переливания крови, год спустя ставшая Институтом. С той поры здесь, на 2-й Рождественской улице (в советское время — 2-я Советская) располагается научно-исследовательское учреждение, сегодня именуемое Российский НИИ гематологии и трансфузиологии [Волькович 2004].

Великие княжны Александра Николаевна (слева, фрагмент) и Мария Николаевна (справа, фрагмент). Акварели В.И. Гау.

Современный вид корпусов НИИ гематологии и трансфузиологии. Фото с сайта http://www.citywalls.ru/photo16582.html ?s=quaaamacsq77q9dk4g6g3pive3

С 1843 г. принц в течение десяти лет руководит деятельностью Императорского Александровского лицея, а затем до конца жизни остается его Попечителем. Необходимо отметить, что в императорской России должность и роль попечителя

Императорский Александровский лицей. Литография 1840-е гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главный корпус Императорского Александровского лицея на Каменно-островском проспекте Санкт-Петербурга. Когда-то перед этим зданием располагались бюсты императора Александра I и Александра Сергеевича Пушкина. А сегодня, почему-то, — бюст В.И. Ленина. Фото авторов, декабрь 2014 г.

не сводилась к роли «свадебного генерала», а уж тем более не являлась синекурой. Попечителю принадлежало право приема на работу и увольнения сотрудников, командирования их как внутри страны, так и за границу. По его решению

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

назначался директор учреждения. Попечитель активно подыскивал людей, которые могли финансировать те или иные проекты его заведения. По существу он был высшим управляющим всеми делами, говоря современным языком - генеральным директором. Только Попечитель имел право входить в вышестоящие административные инстанции. Без его утверждения не могло быть реализовано ни одно решение, касающееся внутренней жизни учебного заведения.

В 1841 г. П.Г. Ольденбургский содействует созданию и частично финансирует главное детище своей супруги — Институт Принцессы Терезии Ольденбургской. 5 апреля принцесса Терезия Васильевна на свои личные средства приобрела двухэтажный дом на углу Каменноостровского и Большого проспектов Петроградской стороны.

Комплекс зданий Института Принцессы Терезии Ольденбургской в Санкт-Петербурге Спальня в Институте Принцессы Терезии Оль-(Каменноостровский проспект). Слева — фотография ателье К. Буллы (начало ХХ в.), денбургской. Фото начала ХХ в.

справа — фото авторов (со стороны пл. Л. Толстого), декабрь 2014 г.

Училище (до 1891 г. оно имело именно этот статус) предназначалось для «образования девиц недостаточного состояния, которых будущность должна быть обеспечена трудом честным и благородным». Учебную программу и правила составила сама принцесса, все расходы по содержанию училища и воспитанниц всегда несла семья Ольденбургских. В первый год существования насчитывалось 35 воспитанниц. Инспектором по учебной части стал литератор, критик, поэт, профессор словесности и ректор Императорского СПб университета Петр Александрович Плетнев (1792—1865). Девочек обучали Закону Божию, русскому и иностранным языкам, арифметике, рукоделию, домоводству. Особое внимание уделялось музыке, обучением руководил блестящий педагог, тогда придворный пианист императрицы Александры Федоровны и будущий профессор С.-Петербургской консерватории Адольф Львович Гензельт (A. von Henselt, 1814—1889). На всю жизнь полюбивший училище, он 50-летие своей педагогической деятельности в России отметил именно здесь [Замалеева 2011].

С 1844 г., когда принц П.Г. Ольденбургский фактически возглавил управление женскими учебными заведениями России, училище становится опытной базой для опробования различных учебных программ. Число воспитанниц возрастает до 200, выпускницы получают свидетельство по образцу других закрытых женских учебных заведений. В 1850—1853 гг. в глубине участка по Каменноостровскому проспекту архитектор Лев Яковлевич Тиблен (1805—1883) выстроил четырехэтажный дом со спальнями и классными комнатами. Здание, которое мы видим сегодня, — результат перестройки 1895 г., выполненной академиком архитекторы Василием Васильевичем Шаубом (W. Schaub, 1861 — 1934). Курс обучения постепенно расширялся, появилась история, география, физика, по инициативе Петра Георгиевича была введена гимнастика.

Утренняя зарядка учащихся Института На уроках географии (слева) и физики (справа)

Принцессы Терезии Ольденбургской, в Институте Принцессы Терезии Ольденбургской.

Фотография ателье К. Буллы, начало ХХ в. Фотографии ателье К. Буллы, начало ХХ в.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb eRaum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

После смерти принцессы Терезии училище приняло ее имя, семья Ольденбургских, оформила дарственную на землю и здания. С 1879 г. в учебную программу введены начала алгебры, педагогики, дидактики и курс подготовки домашних учительниц. В 1891 г. училищу был придан статус института, учебные программы стали соответствовать женским гимназиям. Сюда по-прежнему принимали малолетних девочек, а девушек старших классов обучали машинописи, шитью, началам медицинской помощи, практическому уходу за младенцами и дошкольниками. Классные дамы и учительницы получили право на пенсию служащих государственных учебных заведений.

Занятия по практическому уходу за младенцами и дошкольниками в Институте Принцессы Терезии Ольденбургской.

Фото начала ХХ в.

В советское время Институт был закрыт, его помещения занимали различные учебные заведения. В 1965 г. здесь открылся Дом пионеров и школьников Петроградского района.

В наши дни Дом детского творчества сумел творчески развить педагогическое наследие семьи Ольденбургских, сумел сохранить «дух места». Усилиями педагогического коллектива и директора, Заслуженного учителя РФ Татьяны Михайловны Замалеевой, созданы великолепные условия для дополнительного образования и воспитания подрастающего поколения. Пишу эти строки как учитель НОУ «Гёте-Шуле», неоднократно взаимодействовавший с коллегами, и как дедушка, который регулярно бывает в его стенах со своими внучками. Заслуги эти получили широкое признание, Дом детского творчества получил статус Дворца, а в 2006 г. коллеги стали победителями II Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей. Дворец создал музей «Благотворительная деятельность семьи принца П.Г. Ольденбургского на Петроградской стороне», его попечителем стал современный представитель Ольденбург-ского дома — герцог Гуно фон Ольденбург, внучатый племянник принца А.П. Ольденбургского. В ноябре 2011 г. на сцене театра «Мюзик-Холл» — здания, построенного для Народного дома, инициатором создания которого был принц А.П. Ольденбургский, — состоялся большой праздник, посвященный 170-летию Института Терезии Ольденбургской и 75-летию Дворца [Замалеева 2011 ].

Татьяна Михайловна Замалеева, директор Дома детского творчества

Герцог Гуно фон Ольденбург на мероприятиях, посвященных празднованию 200-летия со дня рождения П.Г. Ольденбургского в Санкт-Петербурге. Фото с сайтов http://licey344.narod.ru/page596.html, http://www.nlr.ru/cms_nlr/vid_news_str.php?id = 1583, http://vk.com/club16533149

Принц составляет «Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений», в котором призывает «развивать силы нравственные и физические, преподавать кратко, ясно и занимательно, возбуждая любовь к наукам,

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

особенно к родному русскому языку». Вскоре училища, подобные Институту Принцессы Терезии, стали открываться по всей России, что, в свою очередь, потребовало подготовленных учительниц. Соответственно, в 1863 г. открываются педагогические курсы петербургских женских гимназий и французский класс (2-летние курсы учительниц) при Николаевском сиротском институте (1871).

Санкт-Петербургский Сиротский институт Императора Николая I: общий вид здания (слева), читальня (в центре), конференц-зал (справа).

Фото конца XIX в.

Введение в 1864 г. 7-летнего общеобразовательного курса в женских институтах и гимназиях благодаря реформаторской деятельности П.Г. Ольденбургского сделало образование доступным для всех сословий, относительно дешевым, а для бедных — бесплатным. Принц активно заботился об улучшении образовательной программы и внутренней жизни подведомственных ему институтов, его воспитанниц. Благодаря его инициативам ликвидируется затворничество институток, им разрешаются отпуска на летние каникулы, Рождество и Пасху. Таким образом, если своим возникновением женские институты обязаны императрицам Екатерине II и Марии Федоровне, то дальнейшим развитием и процветанием — принцу П.Г. Ольденбургскому.

Активно занимался Петр Георгиевич не только женским, но и профессиональным образованием. При его активном финансовом участии на базе Ремесленного училища при Московском Воспитательном доме в 1868 г. создается Императорское Московское техническое училище, ныне именуемое Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана.

Императорское Московское техническое училище: механико-технологический факультет (слева), химическая лаборатория (в центре),

модельная (справа). Фото конца XIX — начала ХХ вв.

Гибель в результате террористического акта 1 марта 1881 г. императора Александра II, с которым принц был дружен с юности, привела Петра Георгиевича к тяжелой болезни. Даже великий терапевт Сергей Петрович Боткин (1832—1889) оказался бессилен. На похоронах принца П.Г. Ольденбургского присутствовали все высшие сановники государства, Великий герцог Ольденбургский, все находившиеся в Петербурге члены Императорской фамилии. От станции Сергиево до Троице-Сергиевой пустыни гроб с телом покойного несли император России Александр III (1845—1894), члены императорской семьи, правоведы и лицеисты. Родовая усыпальница Ольденбургских и могила Петра Георгиевича в Приморской Троице-Сергиевой пустыни (СПб, Стрельна) были стерты с лица земли в 1918 г. В мае 1994 г. на месте усыпальницы был установлен закладной памятный камень, а в 1999 г. — надгробие семье Ольденбургских. Захоронение с 2001 года

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

охраняется российским государством. К 200-летию со дня рождения Петра Георгиевича на месте усыпальницы Ольден-бургских установили его бюст, в рамках церемонии открытия авторам довелось выступить. В бывшем дворце Ольден-бургских состоялась конференция [Мазинг 2013].

Троице-Сергиева пустынь. Архитектор А.М. Горно- Слева — бюст принца П.Г. Ольденбургского, установленный на месте усыпальницы стаев, середина XIX века. семьи в Троице-Сергиевой пустыне; справа — выступление одного из авторов при

Почтовая открытка конца XIX в. « открытии бюста 2 октября 2012 г. Фото авторов. 2012

В 1889 г. на Литейном проспекте рядом с Мариинской больницей торжественно открыли памятник «Просвещенному благотворителю принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому» (скульптор И.Н. Шредер, архитектор А.О. Томенко). Расходы по сооружению и установке памятника были обеспечены добровольными пожертвованиями. Три фаса пьедестала украшали барельефы: принц Петр беседует с правоведами; на экзамене; в больнице у кровати больного ребенка; беседа с девочками воспитанницами приютов и женских учебных заведений. Памятник уничтожили в 1930 г. и, несмотря многолетние попытки, он до сих пор не восстановлен.

В семье Петра Георгиевича и Терезии Ольденбургских родилось 8 детей — 4 сына и 4 дочери. Семья сохраняла лютеранское вероисповедание, поэтому при крещении каждый из детей получал три немецких имени. Однако по традиции русских немцев каждый имел русский эквивалент имени и отчества [Tschernych 2000]. Четвертым родился принц Александр (Alexander-Friedrich-Konstantin, 1844—1932), по традиции российской императорской фамилии при крещении его записали прапорщиком Л.-Гв. Преображенского полка. В силу морганатических браков братьев принц А.П. Ольденбургский оказался единственным наследником своего отца. Помимо традиционного для семьи прекрасного домашнего образования принц Александр Петрович прослушал полный курс Императорского училища правоведения. Он не только успешно продолжил труды своего отца на ниве благотворительности, но и открыл принципиально новое направление этой деятельности, впервые сыграв роль эффективного менеджера в развитии отечественных медико -биологических исследований.

Принц Александр Петрович Ольденбургский. Слева — акварель В.И. Гау, в центре — фото 1880 г., справа — на этюде И.Е. Репина к картине «Торжественное заседание Государственного Совета», 1902

В январе 1868 г. Александр Петрович женится на крещеной по православному обряду Евгении (княжна Романовская,

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

герцогиня Лейхтенбергская, 1845—1925), дочери Максимилиана герцога Лейхтенбергского (1817—1852) и В.Кн. Марии Николаевны (1819—1876), дочери императора Николая I (1796—1855). В ноябре у молодоженов родился единственный ребенок — сын Петр (Peter-Friedrich-Georg, 1868—1924).

Княжна Евгения Максимилиановна Романовская до замужества. Слева — «Портрет девочки», художник И.К. Макаров, 1852 (предположительно — портрет Евгении Максимилиановны); справа — фото 1863 г.

Принц Александр и принцесса Евгения Ольденбургские. Фото 1870-х гг.

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. Художник В.В. Матэ, 1900-е гг.

После смерти отца Александр Петрович унаследовал не только его состояние, но многочисленные заботы о медицинских и образовательных учреждениях, попечителем которых был принц П.Г. Ольденбургский. Назначенный в 1885 г. командиром Гвардейского корпуса, он «по совместительству» оказался попечителем Императорского училища правоведения, Александровского лицея, Женского института им. Т. Ольденбургской, Воспитательного дома, Дома призрения душевно больных в Удельной, Мариинской и Петропавловской больниц, детской больницы П.Г. Ольденбургского, детского приюта П.Г. Ольденбургского, Свято-Троицкой и Св. Георгия общин сестер милосердия. Александр Петрович достойно принял эстафету, в каждом подведомственном учреждении стремился найти пути совершенствования и развития.

Еще в 1843 г. принцесса Терезия Ольденбургская взяла под покровительство два ночных приюта и занялась их переустройством. Но уже три года спустя супруги приходят к мысли о переустройстве приюта как учебно-воспитательного заведения. Принц П.Г. Ольденбургский приобретает дома на углу Глухого и Прачечного переулков, в которых размещается 200 мальчиков и девочек, и здесь же они получали начальное образование. В 1861 г. приют переехал в новое, специально для него построенное, здание (Измайловский полк, 12 рота, 36).

Главное здание приюта Принца П.Г. Ольденбургского (реальное училище) в Санкт-Петербурге (12-я Красноармейская ул., 36—38).

Фотография ателье К. Буллы, начала 1909 г. (слева) и современный вид (справа; фото с сайта http://www.citywalls.ru/photo37301.html)

Попечители, Петр Георгиевич, а затем Александр Петрович, заботились не только о благоустройстве приюта, но и о расширении учебных программ. Занятия в классах училища принц строит на основе чередования с работой на ферме, в

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

саду и огороде, походами в лес. В итоге к началу XX в. скромным именем «Приют П.Г. Ольденбургского» называется, говоря современным языком, учебно-производственный комплекс три реальных училища, механико-техническое и ремесленное училище, две 8-ми классные женские гимназии (последний класс был педагогическим, где обучались лучшие воспитанницы), 2 народные школы. Здесь жили, учились и воспитывались почти две тысячи детей.

В приюте Принца П.Г. Ольденбургского. Фотографии ателье К. Буллы. 1909 Воспитательницы приюта купают детей (слева), воспитанники в мастерской за изготовлением музыкальных инструментов (в центре)

и в переплетной мастерской (справа).

Механико-техническое училище, по всей видимости, обладало очень высоким образовательным потенциалом. В 1902 г. газеты сообщили, что это училище строит паромобиль системы «Серполи». Годом раньше автомобили французской фирмы Serpollet купили В.Кн. Дмитрий Константинович и барон Фредерикс. Предполагается, что именно эти автомобили стали образцом для копирования. Построенный здесь паромобиль в истории отечественного автомобилестроения известен под условным названием «Ольденбургский».

Александр Петрович увлекается идеями французский историка, социолога и педагога Эдмона Демолена (E. Demolins, 1852—1907). Последний, проведя сравнительное изучение социального быта сельского и городского населения, пришел к мысли о необходимости создания нового научного направления — социальной географии. В педагогике воззрения французского ученого преломились в концепцию внегородской школы как необходимого компонента педагогического процесса. Развивая эти идеи, принц А.П. Ольденбургский (естественно, на деньги семьи) создает на правах отделения детского приюта П.Г. Ольденбургского реальное училище в уездном городе Луга (в 130 км от Петербурга по дороге на Псков) [Обухов 2008], где постоянно жили и учились 300 детей.

Отделение детского приюта Принца П.Г. Ольденбургского (реальное училище) в Луге. Фото 1900-х гг.

Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская стала попечительницей Максимилиановской лечебницы, покровительницей Попечительского комитета о сестрах Красного Креста (с 1893 г. — община Св. Евгении), председателем Общества поощрения художеств, а от своего отца унаследовала должность председателя Императорского минералогического общества. Так же, как и муж и свекровь, принцесса Евгения активно участвовала в формировании учебных программ для женского образования [Записки принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской... 1893]. Общественная деятельность принцессы получила широкое развитие, но уже в начале XX в. была в значительной мере пресечена тяжелой болезнью. Тем не менее, одно из ее начинаний даже пережило Октябрьскую революцию — широкая издательская деятельность Попечительского комитета Общины Св. Евгении, наводнившая всю Россию высокока-

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время Т. 8. Вып. 1 • 2015 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

чественными, художественно оформленными почтовыми открытками с репродукциями картин Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи.

Почтовая открытка общины Св. Евгении с изображением модели корма корабля времен Петра I из коллекции

Морского музея (ныне Центральный военно-морской музей).

В 1920 г. издательство было реорганизовано в Комитет по популяризации художественных изданий и продолжило свою деятельность.

В возрасте 45 лет военная карьера принца А.П. Ольденбургского завершилась, он был отставлен от должности командира гвардейского корпуса. Начался новый этап деятельности, во время которого Александр Петрович проявил себя как незаурядный государственный деятель, сыграл заметную роль в развитии научного потенциала России. Человек широко образованный, не равнодушный к развитию медицины, Александр Петрович состоял в личной переписке с Луи Пастером (L. Pasteur, 1822—1895) и Робертом Кохом (R. Koch, 1843—1910). Он одним из первых в мире начал искать пути разрешения возникших при становлении микробиологии проблем. 2 ноября 1888 г. принц А.П. Ольденбургский получил разрешение императора Александра III (Александр Александрович, 1845—1894) на создание в С.-Петербурге Института при Св. Троице-Сергиевской общине сестер милосердия, «но без отпуска средств от казны» [Мазинг, Андрюшкевич 2013]. Помимо решения конкретных и насущных медико-биологических проблем, этот первый в России научно-исследовательский институт одновременно играл роль учебного заведения не только по подготовке научных кадров высшего уровня — докторов медицины, — но постоянно работал как центр подготовки и переподготовки фельдшеров медицинского и ветеринарного звена. За создание Императорского Института Экспериментальной Медицины Бреславльский (ныне Вроцлавский) университет удостоил принца Александра Петровича Ольденбургского степени доктора медицины «honorios causa».

Проходная Института экспериментальной медицины, ул. Акад. Павлова, 12 (до 1935 г. — Лопухинская). Архитектор Н.Е. Лансере. Фото АВ. Полевщикова, апрель 2005 г. Справа — мемориальная доска основателю института [Мазинг, 2011.б, с. 226]

16 декабря 1899 г. принцу А.П. Ольденбургскому «за неутомимую деятельность по укреплению добрых нравов городского населения и сердечное отношение к учащимся в городских начальных училищах» было присвоенное звание почетного гражданина Петербурга. Деятельность принца была действительно неутомимой и разнообразной. Он попечитель Комитета содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития («Маяк»), предсе-

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

датель Санкт-Петербургского попечительства о трезвости, главным достижением которого стало учреждение и строительство Народного дома. Заметим: Александр Петрович всегда занимал активную позицию, реально участвуя в деятельности подведомственных ему заведений. Как писал Сергей Юльевич Витте (1849—1915), «он организует большие предприятия, не имея денег и зная, что так или иначе, но деньги эти будут уплачены, так как, в крайнем случае, он всегда упросит Государя...» [Витте 1994].

В начале 1900-х гг. собаки становятся неотъемлемой частью большинства полицейских ведомств Европы. Полицейские собаки несут патрульную службу, участвуют в задержании преступников, отыскивают краденое, охраняют заключенных. Сенсацией становится известие о применении четвероногих сыщиков для обнаружения взрывных устройств — уже тогда терроризм стал одной из форм политической борьбы. В 1906 г. при непосредственной поддержке директора Департамента полиции Максимилиана Ивановича Трусевича (1863 — после 1917) и Министра внутренних дел России, статс-секретаря Петра Аркадьевича Столыпина (1862 — 1911) создается Российское Общество поощрения применения собак в полицейской и сторожевой службе. Возглавил Общество член Госсовета тайный советник В.И. Денисов, а Почетным председателем стал принц А.П. Ольденбургский. 21 июня 1909 г. в Санкт-Петербурге открыли школу полицейских кинологов и Образцовый питомника питомник полицейских сыскных собак, возглавил их статский советник В.И. Лебедев. Только за первые три года работы школа подготовила 300 учителей дрессировки и более 400 розыскных собак!

Открытие Образцовой полицейской школы кинологов в Старой Деревне в Санкт-Петербурге. Фото 1909 г.

Выставка собак на Семеновском плацу. Демонстрация задержания собакой человека. Фотография ателье К. Буллы. 1910 г.

Обложка издания «Руководство дрессировки полицейских и военных собак». 1911 г.

В начале XX в. принц А.П. Ольденбургский свои усилия сосредотачивает на медицинских аспектах деятельности и в первую очередь обосновывает необходимость создания министерства здравоохранения России. Созданный и руководимый им ИИЭМ являет миру новый тип взаимодействия наук о живом, именуемый биомедициной. Он создает новый общедоступный курорт в Гаграх, руководит исследованиями и созданием инфраструктуры, позволившей навсегда предотвратить эпидемии чумы в России. И не только чумы. С началом Первой мировой войны принц (ему 70 лет!) берет на себя ответственность за военно-медицинскую службу России. В его ведении — полевые и тыловые госпитали, санитарные поезда, а также противоэпидемическое благополучие призывников, пленных, беженцев.

Е.И.В. Принц Александр Петрович Ольденбургский: слева — Верховный начальник санитарной и эвакуационной части, фото 1914 г.; справа — на чествовании прибывших из плена 5-го августа 1915 г. в Петроград офицеров — инвалидов на распределительном пункте Финляндского вокзала.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

Александр Петрович был удостоен всех российских орденов, имел титул «Императорского Высочества». Награждать его было нечем. А награду за свою деятельность на посту Верховного начальника санитарной и эвакуационной части России он заслужил. Тогда император награду изобрел, уникальную:

«Моля Всевышнего о даровании Вам здравия и сил на многие ещё годы, Я счастлив выразить Вам сердечную искреннюю благодарность, в ознаменование коей Мне особенно приятно пожаловать Вам бриллиантами украшенные соединенные портреты Моих деда и отца и мой, для ношения на груди на Андреевской ленте» (цит. по [Пашенный 1967]).

Последняя награда Александра Петровича была пожалована Николаем II 25 декабря 1916 г. А дальше были революции 1917 года, эмиграция в Финляндию, затем во Францию. Здесь, на вилле Ма^е^, он пережил смерть жены и сына. Здесь Александр Петрович скончался и был похоронен на кладбище г. Биарриц.

SJU.

Prince Alexandre d'Oldenbourg

* Sänkt Petersburg 1844 t Biarritz 1932

S.Ä.I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Princesse Eugenie d'Öldeftböurg

* Sankt Petersburg 1846 + Biarritz 192S

Склеп принца Александра Петровича и принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургских и мемориальная доска на кладбище du Sabaou в Биаррице. Фото с сайта http://www.nwzonline.de/das-grabmal-des-prinzen_a_21,0,1706541343.html

Бюст принца А.П. Ольденбургского, установленный в парадном вестибюле научной библиотеки Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. Скульптор Ю.Г. Джиброев, 2013 г

Семья «русских» Ольденбургских сыграла заметную роль в развитии образования нашей страны. Поддерживая и реализуя новые педагогические идеи, готовя и воспитывая учителей, активно участвуя в подготовке законодательных актов, как непосредственно, так и через воспитанников Императорского училища правоведения. И, наконец, управляя большим числом образовательных учреждений разного уровня и направления. Самое удивительное, что практически все созданные Ольденбургскими учебные заведения и через сто лет продолжают существовать. Причем они не просто выжили, но и постоянно развиваются, трансформируются, адаптируются к изменяющимся социально-экономическим условиям. Невольно вспоминаются представления о «гении места» (genius loci), который связывает во времени интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с материальной средой нашего конкретного обитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Высочайший рескрипт министру народного просвещения А.С. Шишкову о запрещении принимать в

университеты и гимназии крепостных // Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗРИ). Собр. II (1825-1881). T. II. Ст. 1308.

2. Высочайший рескрипт министру народного просвещения С.С. Уварову о строгом соблюдении правил

приема в учебные заведения лиц разных состояний / / ПСЗРИ. Собр. II (1825—1881). T. XII. Ст. 10217.

3. Именной Указ, данный Сенату. О принятии Государем Императором под Свое покровительство всех за-

ведений, состоявших в ведении покойной Государыни Императрицы Марии Федоровны / / ПСЗРИ. Собр. II (1825 — 1881). Т. 3. Ст. 2379.

4. Анненкова Э.А. Императорское училище правоведения. СПб.: Росток, 2004. 480 с.

5. Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы. СПб.: ООО «Алмаз», 1997. 175 с.

6. Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Принцы Ольденбургские в Петербурге. СПб.: Росток, 2004. 480 с.

7. Витте С.Ю. Воспоминания: В 3 т. Т. 2: Царствование Николая Второго. М.; Таллинн: АО «Скиф Алекс»,

1994. 573 с.

8. Волькович А.Ю. Свято-Троицкая община сестер милосердия // Трансфузиология. 2004. № 4. С. 104 — 120.

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

9. Замалеева Т.М. Листая страницы истории... Женское училище (институт) принцессы Терезии Ольден-

бургской [Электронный ресурс] // Краеведческие заметки. 2011. № 24. С. 209—223. Режим доступа: http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/%20%E2%84%9624-16.pdf.

10. Записка принцессы Евгений Максимилиановны Ольденбургской о предстоящем преобразовании учеб-

ного курса женских гимназий. СПб.: Паровая скоропечатня П.О. Яблонского, 1893. 18 с.

11. Императорское училище правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты / Сост. Н.Л. Пашен-

ный. Мадрид: Изд. Комитета Правоведской Кассы, 1967. 457 с. (На дореформенном русском языке).

12. Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. СПб.: Палитра, 1994. 413 с.

13. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). СПб.: Тип. М.М. Ста-

сюлевича, 1899. 895 с.

14. Мазинг Ю.А. М.В. Ломоносов о решении проблем народонаселения России // Пространство и Время.

2011. № 4 (6). С. 119 — 124.

15. Мазинг Ю.А. Семья «русских» Ольденбургских / / Пространство и Время. 2011.а. № 1 (3). С. 209—216;

16. Мазинг Ю.А. Семья «русских» Ольденбургских / / Пространство и Время. 2011.б. № 2 (4). С. 216—228.

17. Мазинг Ю.А. Дитя 1812 года // Пространство и Время. 2013. № 1 (11). С. 213—215.

18. Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Создание института, подобного Пастеровскому в Париже (к 125-летию

указа Императора Александра III) / / Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 11. 2013. Вып. 4. С. 226 — 254.

19. Никольцева Н.Ф. Часть первая. Исторический очерк // Начальное и среднее образование в Санкт-

Петербурге. XIX — начало XX века. Сборник документов. СПб.: Лики России, 2000. С. 11—28.

20. Обухов А. Принц, который построил в Луге приют // Лужская правда. 2008. 6 февраля.

21. Ольденбургский П.Г. Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений. СПб.: Тип.

Опекунского совета, 1852. 35 с.

22. Пашенный Н.Л. Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты

[Электронный ресурс] // Дворянский род Рогге (Rogge). Книги, документы и статьи. Режим доступа: http://genrogge.ru/isj/index.htm.

23. Прозоров Л.Р. Варяжская Русь: славянская Атлантида. М.: Яуза: Эксмо, 2010. 256 с.

24. Рынин Н.И. Межпланетные сообщения. Вып. 1 — 9. Л-д.: Тип. П.П. Сойкина, 1928 — 1932.

25. Рункевич Н.Г. Памяти просвещенного благотворителя. Столетие со дня рождения принца Петра Георги-

евича Ольденбургского. СПб.: Тип. «Россия», 1912. 31 с.

26. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. 2-е изд. испр. ав-

тором. СПб.: Тип. А.М. Котомина, 1871. 437 с.

27. Черных В. Третье поколение российской ветви Ольденбургского герцогского дома [Электронный ресурс]

// Два века. 2000. Режим доступа: http://people.h15.ru/pub/a13987.php

28. Щегловитов И.Г. Принц Петр Георгиевич Ольденбургский, как государственный и общественный дея-

тель. Речь, произнесенная 5 декабря 1912 г. в Училище правоведения на торжественном акте в память столетней годовщины рождения Принца Петра Георгиевича. СПб.: Сенатская тип., 1913. 25 с.

29. Щегловитов И.Г. Принц Петр Георгиевич Ольденбургский, как государственный и общественный дея-

тель // Журнал Министерства юстиции. 1913. № 1. Январь. С. 92—114.

30. Caroli D. "Educational Institutions, Curricula and Cultural Models in the Higher Education of the Nobility and

Intelligentsia at the Turn of the 20th Century in Russia." History of Education and Children's Literature 7.1 (2012): 341—388.

31. Graf von Moltke H. Briefe aus Russland. Berlin: Gebruder Paetel, 1893, 209 S.

32. Hans N. The Russian Tradition in Education. New York: Routledge, 2012. 194 p.

33. Tschernych V.A. "Die dritte Generation des russischer Linie des Hauses Oldenburg. Prinz Alexander Petrovich

(1844 — 1932)." Des Haus Oldenburg in Rußland. Oldenburg, 2000. S. 171—-188.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Мазинг, Ю. А., Андрюшкевич, Т. В. Принцы Ольденбургские и образование в России [Электронный ресурс] / Ю.А. Мазинг, Т.В. Андрюшкевич // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 8. — Вып. 1: Пространство и время образования — Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.33

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

PRINCES OF OLDENBURG AND EDUCATION IN RUSSIA

Yury A. Mazing, D.Sc. (Biology), Head of Scientific and Organizational Department, Research Institute for Experimental Medicine of Russian Academy of Medical Sciences

E-mail: [email protected]

Tatiana V. Andryushkevich, Sc.D. (Biology), Senior Researcher at Scientific and Organizational Department, Research Institute for Experimental Medicine of Russian Academy of Medical Sciences

In the pre-revolutionary period, keeping and development of the Russian education and upbringing carried out only by charity. However, the study of the history of philanthropy in the education sector has become possible in Russia only since the late 20th century. Meanwhile, both normative and institutional aspects of this activity should be investigated and systematized. Experience and activity of individual philanthropists is also important for modern managerial and humanitarian practices in education.

The subjects of my study is the role of the most prominent philanthropists among representatives of Grand Ducal House of Oldenburg (Princes Peter Georgievich and Alexander Petrovich of Oldenburg and their wives) in the formation of public education in the Russian Empire, in the creation and improvement of Russian educational institutions. For this purpose I use legal and historical analysis (of Russian Emperors' decrees and rescripts on management of education), as well as general methodological research approaches (deductive and inductive, with respect to sources for the history of Russian branch of the princes of Oldenburg). Thus, my article is a brief overview of the management (government) activities of two generations of princes of Oldenburg in Russian Empire in the field of secondary general and secondary specialized education, as well as public assistance.

In my article, I show that the main merit of princes of Oldenburg is the development of women's education and vocational training in Russia, primarily pedagogical, engineering and technical and medical ones. In fact, we can talk about two most important social components of this charity and its results:

(i) overcoming estate approach in education: the involvement of representatives of various social strata and groups in the educational process contributed to their socialization and reduced the number of declassed and marginalized elements in Russian society;

(ii) training of qualified personnel for all branches and units of the economy, which was extremely important for the success of industrial revolution in Russia in the late 19th — early 20th

My concluding is follow: activities of princes of Oldenburg as the House of Romanoff's immediate family shows the leading role of state charity in the field of education and upbringing in Russia.

Keywords: Princes of Oldenburg, history of education in Russia, estates and professional & estates principles of education, women's education, charity.

References:

1. Annenkova EA Imperial College of Law. St. Petersburg: Rostock Publisher. 2004. 480 p. (In Russian).

2. Annenkova E.A., Golikov Yu.P. Princes of Oldenburg in St. Petersburg. St. Petersburg: Rostock Publisher. 2004. 480 p.

(In Russian).

3. Annenkova E.A., Golikov Yu.P. Russian Princes of Oldenburg and Their Palaces. St. Petersburg: Almaz Publisher.

1997. 175 p. (In Russian).

4. Caroli D. "Educational Institutions, Curricula and Cultural Models in the Higher Education of the Nobility and

Intelligentsia at the Turn of the 20th Century in Russia." History of Education and Children's Literature 7.1 (2012): 341-388.

5. Chernykh B. "The Third Generation of the Russian Branch of the Ducal House of Oldenburg." Two Centuries.

N.p., 2000. Web. <http://people.h15.ru/pub/a13987.php>. (In Russian).

6. Emperor Alexander I. "Imperial Rescript to Minister of Public Education A.S. Shishkov on Prohibitions to Accept

Serfs in Universities and Gymnasiums." Complete Collection of Laws of the Russian Empire, collection II

(1825 — 1881), volume II, article 1308. (In pre-reform Russian).

7. Emperor Nikolas I "Personal His Imperial Majesty's Decree, Given to Senate. Concerning the Adoption by the

Emperor under His Protection of all Institutions that Were Administered by the Deceased Empress Maria

Feodorovna." Complete Collection of Laws of the Russian Empire, collection II (1825 — 1881), volume 3, article

2379. (In pre-reform Russian).

8. Emperor Nikolas I. "Imperial Rescript to Minister of Public Education, S.S. Uvarov on the Strict Observance of

Admission Rules in Educational Institutions for Persons of Different States." Complete Collection of Laws of

the Russian Empire, collection II (1825 — 1881), volume XII, article 10217. (In pre-reform Russian).

Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time vol. 8, issue 1 'The Space and Time of Education'

Elektronische wissenschaftliche Auflage Almabtrieb 'Raum und Zeit Bd. 8, Ausgb. 1 'Raum und Zeit der Bildung'

Мазинг Ю.А., Андрюшкевич Т.В. Принцы Ольденбургские и образование в России

9. Graf von Moltke H. Briefe aus Rußland. Berlin: Gebrüder Paetel, 1893, 209 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Hans N. The Russian Tradition in Education. New York: Routledge, 2012. 194 p.

11. Kann P.Ya. Stroll across Petersburg. St. Petersburg: Palette Publisher, 1994. 413 p. (In Russian).

12. Likhacheva E.O. Materials for the History of Women's Education in Russia (1086-1856). St. Petersburg: M.M.

Stasyulevich's Typography Publisher. 1899. 895 p. (In Russian).

13. Mazing Yu.A. "Child of 1812." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 1(11) (2013): 213—215. (In Russian).

14. Mazing Yu.A. "Family of 'Russian' Princes of Oldenburg." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 1(3) (2011):

209—216. (In Russian).

15. Mazing Yu.A. "Family of 'Russian' Princes of Oldenburg." Prostranstvo i Vremya [Space and Time] 2(4) (2011):

216—228. (In Russian).

16. Mazing Yu.A. "Mikhail Lomonosov about Solving Problems of the Population of Russia." Prostranstvo i Vremya

[Space and Time] 4(6) (2011): 119 — 124. (In Russian).

17. Mazing Yu.A., Andryushkevich T.V. "Creation of Institute such as the Pasteur's in Paris (To the 125th Anniver-

sary of the Decree by Emperor Alexander III)." Herald of St. Petersburg University. Series 11 4 (2013): 226 — 254. (In Russian).

18. Nikoltseva N.F. "Part One. Historical Essay." Primary and Secondary Education in St. Petersburg. XIX - Early XX

Century. Collection of Documents. St. Petersburg: Liki Russii Publisher. 2000, pp. 11 —28. (In Russian).

19. Obukhov A. "Prince, Who Built a Shelter in Luga." Lugskaya Pravda [Luga] 6 Feb. 2008. (In Russian).

20. Pashenny N.L. "Imperial College of Law and Lawyers in the Years of Peace, war and Troubles. Madrid, 1967"

Noble Family of Rogge. Books, Documents and Articles. Rogge's Family, n.d. Web. <http://genrogge.ru/ isj/index.htm>. (In Russian).

21. Pashenny N.L., ed. Imperial College of Law and Lawyers in the Years of Peace, War and Troubles. Madrid: Committee

of Lawyers' Cashiers Publisher, 1967. 457 p. (In pre-reform Russian).

22. Prince Peter Georgievich of Oldenburg. Manual for the Education of Female Pupils of Learning Institutions. St. Pe-

tersburg: Board of Trustees' Typography Publisher, 1852. 35 p. (In Russian).

23. Princess Eugenie Maksimilianovna of Oldenburg. A Note about the Upcoming Transformation of Training Course for

Girls' Schools. St. Petersburg: P.O. Yablonsky's parovaya skoropechatnya Publisher. 1893. 18 p. (In Russian).

24. Prozorov L.R. Varangian Rus: Slavic Atlantida. Moscow: Yauza Publisher, Eksmo publishers. 2010. 256 p. (In Russian).

25. Runkevich N.G. In Memory of Enlightened Philanthropist. Centenary of the Birth of Prince Peter Georgievich of Olden-

burg. St. Petersburg: Typography "Russia" Publisher, 1912. 31 p. (In pre-reform Russian).

26. Rynin N.I. Interplanetary Communication. Leningrad: P.P. Soykin's Typography Publisher, 1928 — 1932, issues 1 —

9. (In Russian).

27. Shcheglovitov I.G. "Prince Peter Georgievich of Oldenburg as a Statesman and Public Figure." Journal of the Min-

istry of Justice 1 (Jan. 1913): 92—114. (In Russian).

28. Shcheglovitov I.G. Prince Peter Georgievich of Oldenburg as a Statesman and Public Figure. Speech Delivered at the

School of Law at the Solemn Act to Commemorate the Centenary of the Birth of Prince Peter Georgievich, 5 Dec. 1912. St. Petersburg: Senate typography Publisher, 1913. 25 p. (In Russian).

29. Tschernych V.A. "Die dritte Generation des russischer Linie des Hauses Oldenburg. Prinz Alexander Petrovich

(1844 — 1932)." Des Haus Oldenburg in Rußland. Oldenburg, 2000. S. 171—-188.

30. Ushinsky K.D. Man as a Subject of Education. Experience in Educational Anthropology. St. Petersburg: A.M. Kotom-

in's Typography Publisher, 1871. 437 p. (In Russian).

31. Vitte S.Yu. Memories. Volume 2: The Reign of Nicholas II. Moscow and Tallinn: Skif Alex Publisher. 1994. 573 p. (In

Russian).

32. Volkovich A.Yu. "Holy Trinity Community of the Sisters of Charity." Transfusiology 4 (2004): 104—120. (In Russian).

33. Zamaleeva T.M. "Leafing Through the Pages of History ... Women's College (Institute) of Princess Theresia of Ol-

denburg." Local History Notes 24 (2011): 209 — 223. PDF-file. <http://philosophy.spbu.ru/userfiles/rusphil/ % 20%E2%84%9624-16.pdf>. (In Russian).

Cite MLA 7:

Mazing, Yu. A., and T. V. Andryushkevich. "Princes of Oldenburg and Education in Russia." Elektronnoe nauchnoe izdanie AI'manakh Prostranstvo i Vremya: 'Prostranstvo i vremya obazovaniya' [Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time: 'The Space and Time of Education] 8.1 (2015). Web. <2227-9490e-aprovr_e-ast8-1.2015.33>. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.