Научная статья на тему 'Студенттердің оқу мотивациясын дамытуда тренинг сабақтарының бағдарламасы'

Студенттердің оқу мотивациясын дамытуда тренинг сабақтарының бағдарламасы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ТРЕНИНГТіК САБАқТАР / ОқУ МОТИВАЦИЯСЫ / ОқУ үДЕРіСі / TRAINING LESSONS / EDUCATIONAL MOTIVATION / STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Книсарина М. М., Бекешова Г. У., Султан Ж. И., Жумалиева Г. С.

В статье представлены результаты экспериментальной работы по реализации психологопедагогической программы развития учебной мотивации студентов при изучении курса основ психологии ЗападноКазахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова города Актобе. Показано, что в структуре профессионального становления будущих врачей важным компонентом является учебная мотивация студентов первого курса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING LESSONS'' PROGRAM FOR DEVELOPMENT OF STUDENTS'' EDUCATIONAL MOTIVATION

In the article is presented the results of experimental work on the realization of psychological-pedagogical programme of development of educational motivation of the students at study of the course bases of the psychology of Marat Ospanov West Kazakhstan State Medical University It is shown, that the structure of professional formation of the future doctors the important component is educational motivation of the first-year students.

Текст научной работы на тему «Студенттердің оқу мотивациясын дамытуда тренинг сабақтарының бағдарламасы»

ТYЙIН

Г.А. САТЕНОВА1, Л.С. ЕРМУХАНОВА2 СТУДЕНТТЕРД1Н ТАНЫМДЬЩ Ж¥МЫСЫН БЕЛСЕНД1РУДЕГ1 «ШАГЫН» МЭЖ1ЛЮТЕРД1Н Р9Л1

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университет^2, Актебе

к.м.н.2

«блеуметпк медицина жэне денсаулык сактауды уйымдастыру» кафедрасында «шагын» конференцияларды еткiзу тэжiрибесi керсетiлген. Конференциялар такырыптык сипатта болды: «Медицинаныч этикалык мэселелерЬ, «¥лт байлыгы - денсаулык». Конференцияга катысушылар - БККММУ 3,4,5 студенттерi С0Ж такырыптары жэне езiндiк такырыптары бойынша ездер^ч презентация жэне баяндамаларын керсеттi, олардыч iшiнде 11 студент жыл сайынгы студенттердiч конференциясына катысты жэне 4 жYлделi орынды иелендк

«Шагын» конференциялар - потенциалдык мYмкiндiктердi, кызыгушылыктарды ашуга, Yйлестiруге тэжiрибе, жагдай, мYмкiндiк жэне студенттердiч жеке мYмкiндiктерiн керсетуi болып табылады.

Нег'зг'! свздер: мэжтю, белсендiлiк, тиiмдiлiк, студент, «шагын».

SUMMARY

G.A.SATENOVA1, L.S.YERMUKHANOVA2

ROLE OF «SMALL» CONFERENCES IN ACTIVIZATION OF STUDENTS' COGNITIVE WORK

Marat Ospanov West Kazakhstan State Medical University1,2, Aktobe

PhD2

The experience of carrying out of «small» conferences at the department of «Social medicine and organization of Health Care» is presented in this article. It is the form of activization and efficiency of students' independent work (SIW). Key words: conferences, intensification, efficiency, student, «small».

УДК 378. 147 - 057. 875

М.М. КНИСАРИНА1, Г.У. БЕКЕШОВА2, Ж.И. СУЛТАН3, Г.С. ЖУМАЛИЕВА4

ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова1,2,3,4, Актобе

Магистр1234

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментальной работы по реализации психолого-педагогической программы развития учебной мотивации студентов при изучении курса основ психологии Западно-Казахстанского государственного медицинского университета имени Марата Оспанова города Актобе.

Показано, что в структуре профессионального становления будущих врачей важным компонентом является учебная мотивация студентов первого курса обучения.

Ключевые слова: тренинговые занятия, учебная мотивация, студент, учебный процесс.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и российской, зарубежной психологии. Мотивация учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик. Она является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Факторы, лежащие в основе данного исследования:

• Учебная мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;

• Учебная мотивация зависит от типа организации образовательного процесса;

• Учебная мотивация характеризуется субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);

• Учебная мотивация определяется через субъектные особенности педагога, системой его отношений к ученику, к делу;

• Учебная мотивация зависит от специфики учебной дисциплины.

Во многих работах «мотивация» и «мотив учения» интерпретируются по-разному. Е.П. Ильин понимает мотивацию

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ^

как динамический процесс формирования мотива, а мотив как сложное интегральное (системное) психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (обоснованием). Многие исследователи под учебной мотивацией понимают частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность, а мотив учения понимается как направленность активности (деятельности) учащегося на те или иные стороны учебной деятельности. Кроме того, некоторые исследователи отмечают важность создания психолого-педагогических условий для возникновения интереса к преподавателю, к собственно учению (как эмоционального переживания удовлетворения познавательной потребности).

В практике преподавания на курсе психологии и педагогики дисциплины «Основы психологии» (входит в обязательный компонент общеобразовательного блока дисциплин в типовой программе для всех медицинских специальностей 1 курса обучения) для более успешного освоения психологических знаний, умений и навыков появилась такая необходимость, как создание программы развития учебной мотивации у студентов медицинского вуза.

Для этого нами проводится целенаправленная, специально организованная учебно-методическая работа в практике преподавания курса «Основ психологии». По данному направлению были проведены теоретические и практические работы преподавателями курса психологии и педагогики в течение 2 лет (исследование началось в 2011 году и должно быть завершено в 2014 году).

Целью научно-исследовательской работы является создание психолого-педагогических условий для развития учебной мотивации студентов медицинского вуза к успешному овладению психологических знаний при изучении дисциплины «Основы психологии».

В соответствии поставленной цели нами решались следующие задачи:

• определиться в понимании понятия «учебная мотивация» в психолого-педагогической литературе;

• составить методику диагностирования и анализа мотивационной сферы учения студентов;

• разработать и апробировать программу развития учебной мотивации студентов медицинского вуза.

• способствовать осознанию студентами собственных личностных качеств и

• развитию профессионально важных качеств,

• усилить внутреннюю учебно-познавательную мотивацию,

• развить целеполагание, приводящего к пониманию и принятию смысла

• учебной деятельности, осознанию важности учения для собственной личности

• и будущей профессиональной деятельности,

• привить «умение учиться» в вузе,

• сформировать положительное отношение к учебному процессу.

На основании результатов, полученных на констатирующем этапе исследования, мы тоже пришли к выводу, что для развития мотивации учебной деятельности студентов, необходимо создание психолого-педагогических условий.

В результате научно-теоретического анализа всех исследовательских работ по учебной мотивации студентов нами была сформулирована гипотеза: если разработать на основе результатов методологической диагностики мотивационной сферы обучающихся программу развития учебной мотивации студентов и успешно апробировать ее в учебном процессе, то у студентов активизируется комплекс психических познавательных процессов, направленных на успешное овладение психологическими знаниями по дисциплине «Основы психологии». Практическая значимость данного исследования состоит в разработке и внедрении программы развития учебной мотивации студентов к изучению психологических знаний посредством целенаправленного воздействия на процесс развития мотивов, потребностей, познавательного интереса, оценки учения, эмоционального отношения. Научно-теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы для более эффективной организации учебного процесса в вузе и служить основанием для оптимизации позитивного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности.

Актуальность программы развития учебной мотивации, по нашему мнению, состоит в том, что мотивационная сфера личности определяется деятельностью. Для того, чтобы деятельность должна стать компонентом развития и саморазвития, важно не только глубоко понимать характер ее содержания, но и постоянно совершенствовать ее мотивационную сторону, что обеспечит успех и направит активность личности студента в нужное русло развития.

Процесс работы научно-исследовательского проекта выполнялся в соответствии структуры и логики научно-педагогического исследования, состоящей из двух частей: теоретической и практико-экспериментальной части.

Предлагаем подробнее остановиться на рассмотрении опыта применения данной развивающей программы. В ходе исследования нас будет интересовать социальная позиция студента как элемент внешней мотивации, но мы будем иметь в виду тот факт, что по мере дальнейшего обучения она теряет свою целесообразность, уступая место мотиву непосредственно учебной деятельности.

В процессе диагностики особенностей и уровня учебной мотивации нами использованы методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина, целью которой является определение частоты выбора того или иного мотива (по всей выборке), методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, целью является изучение мотивации обучения в вузе, а также проведено анкетирование студентов-первокурсников с целью определения уровня их адаптации.

В процессе реализации проекта нами применялись следующие методы работы со студентами: беседа, лекция, дискуссия, метод проектов, работа в малых группах деловая игра, ролевая игра, упражнения, домашняя работа, тренинги. Но, все же, в процессе организации работы со студентами в большей мере мы предпочитали работы в малых группах, так как с точки зрения развивающего результата и нашей она наиболее эффективная, обладает большими потенциальными развивающими возможностями. Группа оказывает большое влияние на обучение. Убеждения, приобретенные в группе, выдерживают большее сопротивление влиянию среды и привычкам. Большое значение групповых форм работы связано с тем, что именно группа равных, сверстников, совместно решающих задачу, является средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере. Совместная групповая

деятельность предполагает органическую связь деятельности и общения. Совместная деятельность реализуется через общественно заданные образцы деятельности и то «предметное поле», в котором актуально разворачивается сама деятельность группы.

Данная программа рассчитана на 5 занятий по 1 часу каждое (таблица 1). Каждое занятие состоит из минилекций, тренинговых упражнений, деловых и ролевых игр, беседы и рефлексии. Занятие включает 3 части: вводная часть (приветствие, постановка целей и задач занятия; основная часть (лекция, беседа, групповая дискуссия и т.д.); заключительная часть (рефлексия занятия, прощание).

Таблица 1. Тематический план программы развития учебной мотивации студентов

Тема, цель занятия Содержание занятия Примечания

Тема№ 1. «Человеккакиндивидуальность». Цель: развитие представления об уникальности и неповторимости каждого человека, осознание особенности своей индивидуальности и ее развитие. 1. Приветствие. 2. Деловая игра «Кто есть кто». 3. Упражнение «Я и мое имя». 4. Упражнение «Комплимент». 5. Упражнение кокологии «Важнейшая тайна». 6. Рефлексия занятия. Листы бумаги формата А3, для всей группы цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, ножницы, цветная бумага. Раздаточные материалы.

Тема № 2. «Мотивация учебной деятельности». Цель: составление у студентов представления об основных теоретических психолого-педагогических подходах к пониманию мотива учения, классификации мотивов учения, мотивации учения и ее составляющих. 1. Приветствие. 2. Лекция (Мотивация учения, составляющие мотивации учения, потребность, мотив, цель, интерес). 3.Выступления студентов с сообщениями, презентациями. 4.Упражнение «Определение вида мотива учения». 5. Упражнение «Мотивы учения и потребности». 6.Рефлексия занятия. Таблицы, буклеты, активный раздаточный материал.

Тема № 3. «Мой путь к цели. Формулирование целей учебной деятельности». Цель: осознание студентами целей собственной учебной деятельности, создание образа цели собственной деятельности, развитие целеполагания, приводящего к пониманию и принятию смысла учения. 1. Приветствие. 2. Беседа о необходимости большего внимания к постановке целей, о том, что именно цель определяет выбор содержания деятельности; знакомство студентов с формальными требованиями к формулированию целей учебной деятельности. 3. Написание эссе на тему: «Как я представляю свою цель». 4. Упражнение «Иллюстрирование цели». 5. Упражнение «Карта пути». 6. Рефлексия занятия. Листы бумаги формата А5, ручки

Тема № 4. «Учебный труд -залог будущей успешной профессиональной деятельности». Цель: осознание важности труда, овладение средствами усвоения учебной информации, знаниями, умениями и навыками самостоятельной работы, что составляет культуру умственного труда студентов 1. Приветствие. 2.Упражнение «Под небом голубым». 3. Беседа. 4. Упражнение «Правила хорошей работы». 5. Тренинговое упражнение кокологии «Мыльные пузыри». 6.Рефлексия занятия. Листы бумаги формата А 4, А3, ручки, маркеры

Тема № 5. «Я и моя профессия. Эмпатия -профессионально важное качество врача» Цель: профессиональное самопознание, самораскрытие участников, определение профессионально важных качеств врача. Развитие умения сопереживать, поставить себя на место другого, развитие коммуникативных навыков. 1. Приветствие. 2. Упражнение «Закончить фразы...». 3.Упражнение «Треугольник, квадрат, круг». 4. Упражнение «Вам судить!» 5 . Упражнение «Профессионально важные качества врача» б.Рефлексия занятия. Листы бумаги формата А5, А3, ручки, маркеры, активный раздаточный материал

С целью изучения особенностей мотивации учебной деятельности студентов-первокурсников была разработана

диагностическая программа, которая решала задачи:

• выявления ведущих мотивов учебной деятельности студентов;

• установления связей между мотивацией учебной деятельности студентов и их профессиональной направленностью;

• установление связей между мотивацией учебной деятельности студентов и их личностной направленностью;

• установление связи между мотивацией учебной деятельности студентов и их ценностными ориентациями.

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ^

Особенности отношения студентов первого года обучения в вузе к учебно-познавательной деятельности характеризуются тем, что на первом курсе преобладающей является мотивация получения диплома и уровня квалификации при высоком показателе эмоционального компонента познавательного интереса и удовлетворенности учением.

Развитие учебной мотивации студентов представляет собой действия преподавателя в условиях учебного процесса вуза, направленные на оптимизацию учения, умственного напряжения, развитие волевых усилий в ходе овладения знаниями, умениями и навыками, согласование действий всех психических процессов и состояний.

В ходе работы над проектом мы получили возможность убедиться, что процесс развития учебной мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности эффективен при соблюдении таких психолого-педагогических условий, как: осознанное принятие студентами значимости развития различных сторон отношения к учению, построение процесса обучения в контексте личностно-ориентированного и деятельностного подходов, внедрение в учебный процесс экспериментальной программы развития учебной мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности. По сути отношение (мотивация) должно выступать как ценностная ориентация человека.

Также наша работа позволила прийти к следующему выводу, что формирование позитивного отношения к учению активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, развитие познавательных мотивов, потребностей, интересов, способностей, оценочное отношение к учению, потребность в продуктивном межличностном общении.

В результате проведенного исследования нами были выявлены доминирующие мотивы учебной деятельности студентов:

• желание стать высококвалифицированным специалистом-врачом

• получение диплома

• приобретение глубоких и прочных знаний.

• обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности.

Была выявлена специфика учебной мотивации студентов медицинского вуза к усвоению психологических знаний при изучении курса «Основы психологии». Согласно исследованию, мотив получения диплома преобладает над мотивами приобретения знаний и овладения профессией.

В будущем существует возможность проводить периодическое исследование уровня и особенностей учебной мотивации (1-2 раза в год), которое покажет динамику развития мотивации, как у отдельного студента, так и у потока или курса в целом. Такое шкалирование позволяет регистрировать не только уровень учебной мотивации, но и внутриуровневую динамику мотивации.

Мы предполагаем, что:

• процесс профессионального обучения студентов университета должен подкрепляться интенсивной психолого-педагогической поддержкой со стороны преподавателей (научно-исследовательские кружки, психологические тренинги, воспитательная работа и т.д.);

• студентам с низким уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны руководства и ППС вуза с целью создания условий повышения их учебной мотивации.

На наш взгляд, данная программа развития учебной мотивации студентов имеет большие потенциальные возможности в эффективной организации учебно-воспитательного процесса вуза. Успешная реализация на практике программы развития учебной мотивации показала актуальность предмета исследования и эффективные пути повышения уровня учебной мотивации студентов в вузе.

Список литературы:

1. А.Г. Бугрименко Внутренняя и внешняя мотивация у студентов педагогического вуза / А.Г.Бугрименко // Психология

в вузе. - 2006. - № 3. - С. 15-28.

2. И.В. Вачков Психологический тренинг: методология и методика проведения / И.В. Вачков. - М.: Эксмо, 2010. - 560с.

3. Е.П. Ильин Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

4. А.А. Реан Социально-педагогическая психология. - Текст. / А.А. Реан. - М.: 1998.-374с.

ТYЙIН

М.М. КНИСАРИНА1, Г.У. БЕКЕШОВА2, Ж.И. С¥ЛТАН3, Г.С. ЖУМАЛИЕВА4 СТУДЕНТТЕРДЩ ОКУ МОТИВАЦИЯСЫН ДАМЫТУДАГЫ ТРЕНИНГ САБАКТАРЫНЫН БАГДАРЛАМАСЫ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетлк медицина университетИ 23 4, Актебе каласы

Магистр1234

Осы макалада Актебе каласындагы Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университетшде психология курсын окыту барысында студенттердiч оку мотивациясын дамытудагы психологиялык-педагогикалык багдарламасын жузеге асыруы бойынша эксперименталды жумыстьщ нэтижелерi керсеттген.

Болашак дэрiгерлерiч кэаби курылымындагы мачызды компоненттер^ч калыптасуы психологиялык-педагогикалык ортаныч сэтп калыптасуымен байланысты.

Нег'зг'! свздер: тренингтiк сабактар, оку мотивациясы, студент, оку Yдерiсi.

SUMMARY

M.M. KNISSARINA1, G.U.BEKESHOVA2, ZH.I.SULTAN3, G.S.ZHUMALIEVA4

THE TRAINING LESSONS' PROGRAM FOR DEVELOPMENT OF STUDENTS' EDUCATIONAL MOTIVATION

Marat Ospanov West Kazakhstan State Medical University1,2,3,4, Aktobe

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Magister1234

In the article is presented the results of experimental work on the realization of psychological-pedagogical programme of development of educational motivation of the students at study of the course bases of the psychology of Marat Ospanov West Kazakhstan State Medical University

It is shown, that the structure of professional formation of the future doctors the important component is educational motivation of the first-year students.

Key words: training lessons, educational motivation, student, educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.