Таким образом, проведенный анализ соревновательной деятельности гандболисток показал разницу в играх гандболисток этого возраста с показателями игроков высокой квалификации. За 40 минут игры юные спортсменки производят атак и действий столько, сколько взрослые за 60 минут матча, а стремительных атак значительно больше.
Результативность позиционного нападения и штрафного броска у таких разных категорий игроков тоже не отличаются. Однако в стремительном нападении отрывом результативность бросков у юных игроков уступает показателю мастеров, а при прорыве юные гандболисты действовали успешнее [5].
Выводы. Проведенное исследование анализа соревновательной деятельности юных гандболисток позволило выявить следующие показатели. Наиболее частым проявлением недостатка мастерства в игровой подготовленности в этом возрасте являются потери мяча в ловле и передаче - 29% и малая результативность броска - 27%. Спортсменки неверно оценивают игровую ситуацию, что составляет 21% из всех замечаний и неуверенно выходят на ударную позицию - 12%. Надежда на значительное улучшение игровой подготовленности у игроков 12-13 лет, по отзывам тренеров, не состоялась.
Следовательно, на этапе начальной подготовки необходимо вводить и специально-подготовительные средства, знакомить спортсменов с простейшими схемами перестроений, изображенными на плакатах; просматривать вместе с ними игры более квалифицированных игроков и мастеров гандбола, заостряя внимание на слаженности действий игроков.
Литература:
1. Амплеева В.В. Развитие тактического мышления у юных боксеров / В.В. Амплеева, Е.В. Воронкова // Современные здоровьесберегающие технологии. - 2017. - № 4. - С. 215-224.
2. Игнатьева В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: Учебное пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева. - М.: Физическая культура, 2005. - 276 с.
3. Игнатьева В.Я. Многолетняя подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: учебное пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева. - М.: Физическая культура, 2005. - 267 с.
4. Игнатьева В.Я. Формирование игрового состава гандбольной команды с учетом свойств личности игроков / В.Я. Игнатьева // Спортивный психолог. - 2010. - № 1 (19). - С. 98-100.
5. Игнатьева В.Я. Соотношение приемов нападения в соревновательной деятельности гандболисток различного возраста и квалификации / В.Я. Игнатьева, О.В. Роменская, А.А. Усенко // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 1. - С. 62-65.
6. Игнатьева В.Я. Гандбол. Подготовка игроков в спортивных школах: Учебно - методическое пособие / В.Я. Игнатьева. - М.: Советский спорт, 2013. - 282 с.
Педагогика
УДК:37.01
старший преподаватель Андросова Мария Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); старший преподаватель Готовцева Нюргустана Геннадьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению развития ценностных ориентаций будущих педагогов, имеющих не только достаточный уровень профессиональной компетентности, но и способных к самостоятельному выстраиванию стратегии собственной жизни, осознанию значимости другого человека как ценности, достижению жизненных целей как основы ценностного становления личности в условиях высшего профессионального образования. В статье рассматривается проблема ценностного становления студента посредством личностно-профессиональной самоактуализации в образовательной среде вуза.
Ключевые слова: самоактуализация, ценности, познание, жизненные цели, будущий педагог.
Annоtation. This study is devoted to the study of the development of value orientations of future teachers, who have not only a sufficient level of professional competence, but also are capable of independently building their own life strategies, realizing the importance of another person as a value, and achieving life goals as the basis for personal development in higher professional education. The article deals with the problem of the value formation of a student through the personal-professional self-actualization in the educational environment of the university.
Keywords: self-actualization; values; knowledge; life goals; future teacher.
Введение. Подготовка поколения педагогических кадров нового типа, обеспечивающих высокий уровень образования и развития подрастающего поколения, является одним из приоритетных направлений деятельности современных университетов. В настоящее время в России подготовка педагогов представлено в различных видах учреждений высшего образования. Вузы реализуют широкий спектр образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», имеющих устойчивый спрос и коррелирующих с потребностями региона. Выстраивается единое образовательное пространство университетов, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования и вовлекающее в процесс подготовки широкую общественность, родителей, работодателей, будущих специалистов.
На сегодняшний день тенденции развития образования в качестве инвариантных характеристик профессиональной готовности будущего педагога рассматривают: самообоснование своих действий; самореализацию на основе внутренней профессиональной мотивации; непрерывный поиск альтернатив существующей практике образования; внесение авторских элементов в содержание образования; рефлексию своего личностного и профессионального поведения; ответственность за принимаемые решения; принятие или непринятие форм деятельности и общения с позиций своего педагогического идеала; ориентацию на диалог и самоизменение в процессе педагогического общения. Будущему педагогу для превращения в
субъекта собственной профессиональной деятельности необходима определенная свобода в выборе учебных курсов, в выстраивании собственной траектории.
В современном контексте социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема ценностного становления личности, в связи с чем возникает необходимость подготовки будущих педагогов, имеющих не только достаточный уровень профессиональной компетентности, но и способных к самостоятельному выстраиванию стратегии собственной жизни, осознанию значимости другого человека как ценности, достижению жизненных целей как основы ценностного становления личности в условиях высшего профессионального образования. Поэтому требуется осуществить поиск новых концептуальных подходов и обеспечить наполнение содержания высшего образования с учетом усиления аксиологической направленности учебных дисциплин и внеаудиторной деятельности будущих педагогов, предусматривающей формирование ценностных ориентаций как смысловых установок личности.
Вместе с тем анализ теории и практики по проблеме формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в вузе позволяет выявить следующие противоречия: между возросшими требованиями общества к ценностному становлению обучающихся и неразработанностью теоретических основ формирования ценностных ориентаций студентов; между наличием потребности в высококвалифицированных, самостоятельно мыслящих специалистах и отсутствием психолого-педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций будущих педагогов.
Изложение основного материала статьи. Выдвижение аксиологического подхода в качестве приоритетного при подготовке специалистов в вузе - является одной из перспективных тенденций обновления современного высшего образования. Рассматривая понятие «личностно-профессиональная самоактуализация» в теоретическом и методологическом аспекте, мы подразумеваем, что одним из эффективных средств формирования лучших ценностей человеческой культуры, связанных с моралью и нравственностью - является личностное и профессиональное становление подрастающего человека.
Личностно-профессиональная самоактуализация как средство формирования ценностных ориентаций будущего педагога предметом специального изучения педагогами, психологами недостаточно рассматривалось. В результате психолого-педагогического осмысления понятия «личностно-профессиональная самоактуализация», мы пришли к выводу, что в настоящее время не существует однозначного толкования данного феномена.
Несомненное значение для формирования философских предпосылок понимания личностно-профессиональной самоактуализации имеют работы Э.В. Ильенкова, который рассматривает формирование ценностей познания, личности, жизненных целей как на совокупность отношений человека «к самому себе как к никому другому» [3, с. 393], неповторимую в своей индивидуальности. Необходимость человека в знании о самом себе и другом («Я - ценность» и «Другой как ценность»), соотнесение этого знания и предмета («Познание как ценность») проявляется в развитии личности посредством его личностно-профессиональной самоактуализации.
Также личностно-профессиональная самоактуализация представляет собой особое средство формирования ценностных ориентаций как и смысловых установок, для нас важным является понятие смысла жизни. Путь к постижению смысла жизни, поиску своего места в жизни индивидуален. Э. Эриксон [14, с.89] связывает такой поиск с решением проблемы идентичности. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека: «Тот, у кого есть для чего жить, может выдержать любое как» [10,с.172]. Именно данный исследователь выделяет особую форму активности, характерную для становления и развития человека - смыслообразную активность.
Таким образом, личностно-профессиональная самоактуализация - целенаправленный (а значит осознанный) процесс, осуществляющийся во временной протяженности жизни человека в прошлом, настоящем и будущем времени, направленный на узнавание и изменение себя, обусловленное выработкой собственного мировоззрения, формирующего определенные ценностные ориентации на основе саморефлексии и рефлексии другого опыта. Самоактуализирующимися личностями можно назвать людей, обладающих способностью к познавательной активности, саморегуляции и самоорганизации, саморефлексии и рефлексии.
Как показал анализ теории и практики, создание благоприятных условий для процесса личностно-профессиональной самоактуализации личности студента в вузе важно еще и в связи с тем, что характер данного процесса, уровень работоспособности, длительность и качество приобретения знаний, формирования навыков и умений - процессы, тесно взаимосвязанные. Следовательно, от успешности формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации будет во многом зависеть и успешность формирования у будущего специалиста профессиональных навыков и умений.
По нашему мнению, проблема формирования ценностных ориентаций складывается, прежде всего, в силу того, что студентам данных профилей, изучающим психологические и педагогические аспекты различных видов деятельности (в т.ч. учебной), самим в недалеком будущем предстоит проводить определенную работу, направленную на преодоление трудностей при присвоении определенных ценностей другими людьми. Это обстоятельство побуждает их рефлексивно оценивать собственные проблемы, с точки зрения аксиологического, деятельностного, целостного, личностно-ориентированного подходов.
В то же время, в процессе формирования ценностных ориентаций в вузе студенты-педагоги испытывают трудности в усвоении научных психологических знаний, с которыми они знакомятся, по сути, впервые. Если вчерашний школьник избирает профессию математика, историка, лингвиста и т.п., он уже имеет определенное представление об основных базовых понятиях, знание и понимание которых необходимо для усвоения дисциплин общепрофессионального цикла. Такой начальный уровень знаний способствует более успешному процессу формирования ценностных ориентаций в учебном заведении. Что же касается начальной педагогической, психологической подготовки, то в настоящее время обучение в школе, как известно, далеко не всегда дает возможность ее получить.
На основании наблюдений и анализа исследуемой проблемы, мы выделили несколько факторов, которые, по нашему мнению, лежат в основе затруднений в процессе формирования ценностных ориентаций будущих педагогов в вузе.
Во-первых, значительная часть лиц, поступающих в вуз, имеет недостаточно высокий уровень фактической подготовленности по программе средней школы. За этим кроются низкая познавательная
активность, отсутствие интереса к чтению как к форме познания мира, невысокий уровень духовного и интеллектуального потенциалов, неразвитые волевые навыки и произвольность поведения, влияющие на стремление к достижению жизненных целей. Во-вторых, у многих молодых людей, приходящих в вуз, слабо выражены навыки учебной работы, недостаточно развиты словесно-логическое мышление, интеллектуальные способности, концентрация и распределение внимания, отсутствуют знания об эффективных приемах мнемотехники, слабо выражена волевая регуляция в преодолении возникающих учебных трудностей. Как правило, у многих выпускников отсутствуют навыки самостоятельной работы с литературой, рационального использования времени, самоорганизации.
В-третьих, значительная часть студентов видит себя в привычной для средней школы пассивной роли, а не активным субъектом обучения в высшем учебном заведении. В-четвертых, многие вчерашние абитуриенты обладают невысоким уровнем культуры, нравственной и трудовой воспитанности. Особенно это обнаруживается в суждениях и оценках, в отношении к себе как ценности, к другому человеку, возможностям учебной деятельности.
В-пятых, значительно проявляется недостаточная выраженность установки студентов на приобретение профессии (специальности) наряду со слабым проявлением ценностного отношения к знаниям (отсутствие или низкий уровень познавательной активности). В результате многие лишь в ходе усвоения ценностных ориентаций начинают осознавать всю серьезность сделанного ими жизненного выбора. В-шестых, будущие педагоги не всегда уверены в том, что им по силам успешное обучение в вузе. Такая тревожность для части из них является вполне обоснованной, поэтому они нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении.
Изложенное выше дает основание для утверждения о том, что изучение проблемы формирования ценностных ориентаций в вузе необходимо признать одной из наиболее значимых педагогических проблем высшей школы.
Во время проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы для выявления сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации -познавательной активности, формирующей ценность познания нами были использованы следующие методики, направленные на изучение способности к выявлению структуры личности: «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Личностный опросник» Р. Кеттелла, «Личностный опросник» Айзенка (EPQ); определение способности к проблематизации и анализу собственных ресурсов как показателя познавательной активности: «Опросник по выявлению смысла жизни» В.Э Чудновского, «Анкета по выявлению мотива выбора профессии»; изучение интеллектуальных особенностей как показателя ценности познания: «Интеллектуальная лабильность», «Краткий отборочный тест» В.Н. Бузина, «Матрицы Равена».
Для выявления сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации - способности к рефлексии, направленной на ценности личности, т.е. на себя, на значимость другого человека («Я - ценность, «Другой как ценность») были использованы следующие методики «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии», «Незавершенные предложения».
Самоорганизация как способность личности принимать во внимание свои внутренние процессы и брать их за основу при выполнении любой деятельности, а также развитость волевой саморегуляции, направленная на ценность достижения жизненных целей, является третьим критерием сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации. Для этой цели использованы методики, направленные на выявление волевой саморегуляции «Оценка волевых качеств» А.И. Высоцкого, «Выявление силы воли» Р.С. Немова; определение мотивации на достижение (способности к самоуправлению и достижению жизненных целей) «Опросник саморазвивающейся личности» В.И. Андреева, мини-сочинение «Мои жизненные цели». Для констатирующего замера уровня сформированности способности к проблематизации и анализу собственных ресурсов как показателя познавательной активности мы обратились дополнительно к опроснику В.Э. Чудновского «О смысле жизни» [12, с. 69], так как вопрос о смысле жизни важен для познания особенностей формирования личности и выбора ею своего особого и неповторимого жизненного пути.
По итогам диагностики, проведенной на констатирующем этапе, мы выявили три группы студентов с высоким, средним и низким уровнями сформированности ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации (табл. №1).
Таблица №1
Данные об уровнях сформированности ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации (в %)
уровни Экспериментальная группа Контрольная группа
До эксперимента высокий 12,5 11,7
средний 17,7 17,7
низкий 69,8 70,6
После эксперимента высокий 52,85 20
средний 37,7 35
низкий 9,45 45
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был посвящен развитию ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации, организации психолого-педагогического сопровождения ценностного становления студентов, практико-ориентированную направленность курса психологии и проверке педагогических условий, способствующих эффективности исследуемого процесса.
Реализация педагогической деятельности осуществлялась в рамках факультатива «Психолого-педагогическое сопровождение формирования личности студента» (52 час.), обучения психологии, предусматривающей изучение дисциплин «Психология» (83 час.), «Общая психология» (86 час.), «Детская психология», «Детская практическая психология» (120 час.) и внеаудиторной работы со студентами.
Для реализации поставленных задач, связанных с организацией психолого-педагогического сопровождения обучающихся, была проведена следующая педагогическая деятельность:
1. Диагностика уровней сформированности ценностных ориентаций будущих педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации, определение специфических особенностей их деятельности, возможностей вуза.
2. Осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса формирования ценностных ориентаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации в ходе аудиторной и внеаудиторной работы для эффективного взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесс.
3. Усиление аксиологической направленности воспитательно-образовательного процесса с использованием соответствующих форм и методов обучения, способствующих формированию ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации.
Психолого-педагогическое сопровождение формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе имела место на всех стадиях процесса, так как затрагивала ее важнейшие организационные стороны: субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса, выбор и использование форм и методов ценностного становления студентов, контроль и коррекция всех этапов формирования изучаемого явления.
Условиями эффективной реализации ценностного становления студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в ходе аудиторной и внеаудиторной работы выступали:
1. Введение аксиологического материала, обязательная подготовка обучающихся к терминологическому осмыслению.
2. Разнообразие видов ценностного становления, используемых при преподавании психологии, подбор заданий, содержащих посильные трудности, способствующих усилению положительной мотивации к их выполнению.
3. Оказание преподавателем психолого-педагогического сопровождения исследуемого процесса, обучение студентов приемам самопознания, рефлексии и самоорганизации результатов деятельности.
4. Ознакомление обучающихся с источниками получения необходимой информации для выполнения поставленных задач.
Выводы. Таким образом, педагогический эксперимент подтвердил определяющую роль созданных педагогических условий по формированию ценностных ориентаций как смысловых установок будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе. Значительного повышения уровня сформированности ценностных оринетаций посредством личностно-профессиональной самоактуализации по ценностно-смысловому, оценочно-познавательному, эмоционально-волевому компонентам добились те студенты, которые сумели развить в себе личностные и профессионально значимые качества: познавательную активность, способность к рефлексии, самоорганизацию.
Формированию ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе способствовали следующие особенности учебно-воспитательного процесса:
- теоретические (наличие высокого уровня знаний о ценностном становлении личности человека, положительное отношение к личностно-профессиональной самоактуализации как средству развития ценностных ориентаций, глубокое познание изучаемых дисциплин);
- содержательные (осознание и присвоение ценностных ориентаций как смысловых установок на ценности познания, личности, достижения жизненных целей);
- практические (умение применять на практике развитые личностные и профессионально значимые качества: познавательную активность, способность к рефлексии, самоорганизацию, ориентированные на ценности познания, личности, достижения жизненных целей).
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - С-Пб.: Издательство «Питер» (Серия «Мастера психологии»), 2010. - 288 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 136 с.
3. Ильенков Э.В. Философия и культура. (Серия: Мыслители XX века). М.: Издательство политической литературы. 1991. - 393 с.
4. Панина С.В., Хохолова И.С. Учебная адаптация первокурсников в условиях балльно-рейтинговой системы в вузе // Психология обучения. - № 10, 2014. - С. 110-119.
5. Пицхалаури Э.М., Куршиева Б.М. Профессиональное самоопределение студентов в системе высшего педагогического образования // Психология обучения. - № 1. 2016. - С. 68-72.
6. Профессиональное самоопределение молодежи: концепция / Отв. ред. В.А. Поляков, С.Н. Чистякова // Педагогика. - 1993. - №5. - С. 33-37.
7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжников. - М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256 с.
8. Роль смысложизненных ориентации и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследования) / В.Э.Чудновский, А.А.Бодалев, Г.А.Вайзер, Е.Е.Вахромов, Н.Л.Карпова, А.В.Суворов // Психологический журнал. - № 1. Т. 25. 2004.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн: в 2-х т. - М., 1989. - С. 35-77.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. 1990. - 366 с.
11. Чистякова С.Н. Стратегические ориентиры психолого-педагогической поддержки социально-профессионального самоопределения молодежи в современных условиях / С.Н. Чистякова // Система профессиональной ориентации молодежи в Кузбассе: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции, апрель 2001 г. - Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 2001. - С. 15-16.
12. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997.
13. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. - 320 с.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, 1996.
Педагогика
УДК: 37.01
старший преподаватель Андросова Мария Ивановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); студентка 4 курса кафедры социальной педагогики Матвеева Ульяна Егоровна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ОБРАЗ СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В данной статье рассматриваются представления о семье и семейных ценностях у студентов. В ходе исследования были выявлены терминальные ценности юношей и девушек посредством методики М. Рокича и выяснили, что актуальной ценностью для них является семья и семейные ценности. В контексте изучения отношения студентов к семье и браку нами были рассмотрены такие виды готовности как мотивационная, психологическая и педагогическая.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, дети, любовь, семейная жизнь, продуктивная жизнь, красота, здоровье.
Annotation. This article discusses ideas about students' family and family values. In the course of the study, the terminal values of boys and girls were revealed using the method of M. Rokich and found out that family and family values are the actual value for them. In the context of studying the attitude of students to family and marriage, we considered such types of readiness as motivational, psychological and pedagogical.
Keywords: family, family value, children, love, family life, productive life, beauty, health.
Введение. На современном этапе развития общества произошли изменения в отношении семейных ценностей и к браку. Наметилась такая тенденция, что молодежь не торопится вступать в брачные отношения, создавать семью и это сподвигло нас изучить мотивационные установки для вступления в брак, у представителей юношеского возраста изучив их терминальные ценности.
По методике изучения мотивационных установок юношей и девушек по значимости причин вступления в брак выделены следующие факторы и мотивы: любовь, желание иметь детей, общность интересов и взглядов, решение материальных и бытовых проблем. Как и во все времена, любовь лидирует в списке мотивов, это одна из ведущих потребностей человека. Желание иметь собственных детей означает совсем другую потребность- потребность в продолжении рода, себя. Материальные потребности уступают место ведущим, что говорит о том, что человек, прежде всего социальное существо с присущими ему потребностью быть среди себе подобных.
Существенные изменения произошли по уровню психологической готовности студентов: это, во-первых, изменения получены в представлениях юношей и девушек о семье и брачных отношениях, во-вторых, повысились показатели навыков общения и взаимодействия; в-третьих, претерпели изменения отношения к основным категориям семейной жизни, брака; в-четвертых, субъективный взгляд на особенности семейной жизни. Это можно объяснить тем, что на повышение показателя психологической готовности повлияли проведенные занятия с применением различных ролевых игр с элементами социально-психологического тренинга, групповые дискуссии с обсуждением актуальных проблем семейной жизни, просмотр и обсуждение фильмов соответствующей тематики, участие в качестве волонтеров в социальных проектах. В констатирующей части нашей работы у студентов приоритетными ценностями были выделены: мудрость, свобода, независимость, терпимость, интересная работа, любовь, уверенность в себе.
Категории ценностей - "любовь", "счастливая семейная жизнь", "продуктивная жизнь" были на последних уровнях. После формирующего этапа исследования показатели и содержание приоритетных ценностей изменилось. Важнейшими стали показатели по следующим важнейшим факторам как: "благополучная семейная жизнь". Изменения произошли только по терминальным ценностям, по инструментальным ценностям изменений не выявлено. Это можно объяснить тем, что с функциональной точки зрения, инструментальные ценности активируются при оценке и выборе модуса поведения, действий, а терминальные- при оценке и выборе целей деятельности, способах их достижения.
Значимость этих изменений так же можно объяснить результативностью и правильной организацией педагогического процесса в рамках занятий, которые были представлены в программе по формированию психологической готовности студентов к созданию семьи, с использованием разных методик и подходов. Так же этот момент получает подтверждение и с теоретической стороны, которые были подчеркнуты молодыми людьми. Они характеризуют ценности, в целом, общечеловеческие и являются ценностями социализации. Также в результате бесед в дискуссионных группах, было выявлено что здоровье, успех, кругозор, интеллигентность также являются важными ценностями для человека. Это можно объяснить тем, что успех, кругозор и интеллигентность в той или иной степени провозглашаются школой как единственным, целенаправленным, организованным, общеобразовательным и воспитательным социальным институтом. Итак, мы провели теоретический анализ поставленной проблемы готовности студентов к созданию семьи.
Изложение основного материала статьи. Семья - это важная часть группы социализации личности, то есть социальных навыков взаимодействий. Только в семейной жизни основывается фундамент формирования структуры ценностных ориентаций. Взрослые передают свой опыт и знания поколениям. Стабильность благополучной семьи во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак.
В психолого-педагогической литературе выделяют мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Эти виды готовности, каждый по отдельности, имеют свою особенность и специфику