Научная статья на тему 'Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов в вузе'

Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUES / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-ACTUALIZATION / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / INDIVIDUALITY-FOCUSED APPROACH IN DEVELOPING THE INDIVIDUALITY OF THE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Готовцева Н.Г., Николаев Е.В.

В статье рассмотрена проблема формирования ценностных ориентаций будущего педагога в условиях вуза. Раскрыты содержание личностнопрофессиональной самоактуализации как средства формирования ценностных ориентаций, а также личностно-ориентированный подход к формированию личности студента как будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Готовцева Н.Г., Николаев Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of developing future teachers values during their university studies. The authors specify the contents of personal and professional selfactualization as a means of value development, as well as the individuality-focused approach in developing the individuality of the student as a future specialist

Текст научной работы на тему «Особенности ценностных ориентаций будущих педагогов в вузе»

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ

Н. Г. Готовцева, Е. В. Николаев

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования ценностных ориен-таций будущего педагога в условиях вуза Раскрыты содержание личностно-профессиональной самоактуализации как средства формирования ценностных ориентаций, а также личностно-ориентированный подход к формированию личности студента как будущего специалиста.

Ключевые слова: ценностные ориентации, личностно-профессиональная самоактуализация, личностно-ориентированный подход к формированию личности студента.

Summary. The article examines the problem of developing future teachers' values during their university studies. The authors specify the contents of personal and professional self-actualization as a means of value development, as well as the individuality-focused approach in developing the individuality of the student as a future specialist.

Keywords: values, personal and professional self-actualization, individuality-focused approach in developing the individuality of the student.

«

Ц

енности развивающейся личности, осмысление их природы и способов их формирования - одна из актуальных проблем в философии, педагогике и психологии. Жизненные ценности студентов должны рассматриваться с учетом особенностей личностного развития, а также в контексте реформирования образования и профессионального становления будущих специалистов. Основной задачей является формирование и утверждение в студенческой среде такой системы ценностей, которые, преломляясь через жизненные ценности каждой личности, способствовали бы профессиональному становлению будущего педагога [1].

Вместе с тем, как показывает практика, формирование ценностных ори-

ентаций будущих специалистов в вузе осложнено совокупностью проблем: недостаточным стремлением будущих I6' педагогов к выявлению и развитию своих личностных и профессионально значимых качеств, выражающихся в познавательной активности, способности к рефлексии на себя, на других, самоорганизации, связанной с волевыми усилиями студентов. В этой связи актуализируется ориентация воспитательно-образовательного процесса в вузе на ценностное становление будущего педагога, направленное на формирование ценностей познания, личности и достижения жизненных целей посредством личност-но-профессиональной самоактуализации.

Изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы

по теме исследования показывают, что в теории накоплены ценные идеи и разработаны методологические подходы, теоретические положения, концепции, имеющие педагогическую значимость для решения вышеуказанных задач.

Философские труды создают основу для изучения проблемы формирования ценностных ориентаций человека. В трудах Аристотеля, Сократа, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева и др. становление личности рассматривается как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе в связи с проблемой его самопознания и саморазвития.

Современное образование представляет собой единство обучения и воспитания, которое реализует основные принципы смены его парадигмы с информационной (сообщающей) на развивающее ценностное становление личности. Методологическое обоснование аксиологического подхода нашло отражение в работах М. М. Бахтина, В. Э. Ильенкова, П. А. Флоренского и др.

Теоретические предпосылки дея-тельностного подхода к обучению были I62 заложены Б. Г Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном. Положение о взаимосвязи деятельности и развития личности с позиций данного подхода анализируется в исследованиях В. С. Безрукова, В. В. Давыдова и др.

В области целостного подхода к воспитательно-образовательному процессу в вузе исходными положениями формирования ценностных ориентаций будущих педагогов как взаимодействия интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов, реализуемых в целостной личности, послужили идеи Г. Е. Залесско-го, Н. А. Менчинской и др.

Личностно-ориентированный подход к образованию как необходимость психолого-педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций будущих педагогов обоснован в работах Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, А. Н. Острогорского, А. П. Тряпицыной, И. С. Якиманской и др.

Вопросы формирования ценностных ориентаций посредством личност-но-профессиональной самоактуализации нашли отражение в исследованиях К. Гольдштейна, Л. Н. Куликовой, А. Мас-лоу, К. Роджерса, В. Э. Чудновского, В. Д. Шадрикова и др.

Проблема психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса на основе ценностных ориентаций раскрыта в трудах С. И. Архангельского, А. М. Баскакова, Л. Д. Столяренко, Э. Ф. Зее-ра, Р. Х. Шакурова и др.

Жизненное и профессиональное самоопределение личности на основе общечеловеческих ценностей представлено в работах В. И. Журавлева, А. В. Мордовской, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и др. В области профессиональной подготовки будущих педагогов посвящены исследования О. А. Абдуллиной, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.

Возрастным особенностям растущего человека в процессе ценностного становления личности посвящены труды К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович и др. Изучением региональных особенностей развития системы высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) занимаются У. А. Винокурова, А. А. Григорьева, Д. А. Данилов, В. П. Игнатьев, А. Г. Корнилова, Н. Д. Неустроев, И. И. Портнягин,

Преподаватель XX

2 / 2011

О. Н. Птицына, Т. Т. Саввинов,М. М. Фомин и др.

Вместе с тем анализ теории и практики по проблеме формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профес си о наль-ной самоактуализации в вузе позволяет выявить следующие противоречия:

- между возросшими требованиями общества к ценностному становлению обучающихся и неразработанностью теоретических основ формирования ценностных ориентаций студентов;

- между наличием потребности в высококвалифицированных, самостоятельно мыслящих специалистах и отсутствием психолого-педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профес-сиональной самоактуализации в вузе;

- между растущим стремлением будущих педагогов к выявлению и усвоению ценностных ориентаций и недостаточной разработанностью способов педагогической деятельности по их развитию посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе.

Гуманистическая среда вуза представляет собой духовное пространство, в котором происходит взаимообмен общечеловеческими ценностями, и в связи с этим вуз является значимым условием формирования ценностных ориентаций личности студента как будущего специалиста. Согласно этому, в нашем исследовании личностно-ориентированный подход к формированию личности студента как будущего специалиста является базовым.

Личностно-ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию

условий для формирования и проявления ценностных ориентаций, становления творческой, активной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях [2, с. 134].

Для решения данных задач необходимо создать единую, непрерывную профессионально-ориентированную систему подготовки учителей. В исследовании ценностно-смысловой сферы личности А. В. Мордовская отмечает: «Важным в формировании ценностных ориентаций является осознание человеком смыслов своего существования, совпадение значения цели со смыслом» [3, с. 51]. Особое значение в формировании ценностных ориентаций будущего педагога приобретает его личностно-профессиональная самоактуализация, основой которой является изучение фундаментальных (по предметному 163 основанию), специальных (частно-дидактических), психолого-педагогических знаний, которые определяют уровень овладения умениями будущей профессиональной деятельности; принятие конкретных ценностей, выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценностные ориентации при этом, с одной стороны, выполняют роль внутренних стимулов, а с другой стороны - роль критериев, с опорой на которые личность осуществляет свое поведение и деятельность.

164

Изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования показывают, что в числе причин, препятствующих процессу формирования ценностных ориентаций личности, являются: проблема саморазвития, снижение познавательной активности, потребности в познании, недостаточный уровень его самоактуализации, особенности личностных смыслов и смысловых установок, освоение новых форм и методов обучения.

В этой связи самоактуализацию рассматривают как механизм, стимулирующий саморазвитие, делающий его потребностью, целью и жизненной стратегией (К. А. Абульханова-Славская, И. А. Акиндинова, Т. И. Артемьева и др.). Личностно-профес-си о наль ная самоактуализация связывается с процессом развития личности как субъекта интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская), свободного выбора (В. А. Петровский), саморегуляции, произвольной активности (В. А. Иванников), как носителя ответственности, нравственности, веры (Б. С. Братусь) и смысла (Д. А. Леонтьев).

В студенческие годы идет становление творческой личности будущего педагога в личностно-ценной учебно-профессиональной деятельности, основной задачей которого сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития. Это особенно актуально для будущих педагогов. Специалист, призванный содействовать развитию других людей, должен совершенствоваться и личностно расти в первую очередь сам. Сензитивность этого периода развития личности молодого человека, который приходится на время обучения

в вузе, подчеркивается многими исследователями, в частности Б. Г Ананьевым [1], Л. Н. Куликовой, И. С. Якиманской и др. В том числе, ими отмечено, что данный период является основополагающим для формирования ценностных ориентаций, установок, мотивации, самоактуализации, направленности личности, динамики интеллектуального развития.

В этой связи необходимо рассматривать личностно-профессиональную самоактуализацию как процесс, который имеет свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности, и как интергративное личностное образование, представленное определенными личностными свойствами и имеющие четкую структуру.

Анализ проблемы формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профес-сиональной самоактуализации в вузе требует поиска новых подходов. Вместе с тем анализ теории и практики по проблеме формирования ценностных ориентаций позволяет заключить, что в современных реалиях еще недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с исследованием педагогического обеспечения формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профес-сиональной самоактуалтзации. В связи с этим требуются переосмысление, теоретическое обоснование и решение проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе.

Таким образом, в ходе исследования определились следующие базовые положения:

- ценностные ориентации представляют собой конкретизацию ценно-

Преподаватель XX

2 / 2011

ф

стей, направленных на отношение к самому себе - «Я - Ценность», отношение к другому человеку «Другой - Ценность» и «Познание как ценность» на основе личностной и профессиональной самоактуализации личности; личностно-про фессиональная самоактуализация в учебно-профессиональной деятельности является внутренней активностью субъекта по выявлению потенциальных возможностей, постижению собственной уникальности, ценности и жизненного предназначения, структура лич-ностно-профессиональной самоактуализации состоит из ценностно-смыслового, мотивационно-потребностного, функционально-регулятивного компонентов, где базовым является ценностно-смысловой компонент;

- педагогическими условиями, способствующими эффективности формирования ценностных ориента-ций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации являются: создание продуктивной профессионально-педагогической среды в вузе; усиление личност-но-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса в системе вуза; активизация познавательной активности будущих педагогов через включение в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность; осуществление педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций посредством личностно-про фес си о нальной самоактуализации обучаемых;

- компонентами сформированно-сти ценностных ориентаций в вузе являются целевой, познавательный, лич-ностно-волевой, деятельностный компоненты, оценка которых осуществляется по критериям: внутренняя активность в формировании своих ценностных ори-

ентаций, степень развитости профессиональных и личностных качеств, представляющих собой личностно-профес-сиональную самоактуализацию, послужившие основой для определения их уровней: высокий, средний, низкий.

В этих условиях формирование ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профес-сиональной самоактуализации в вузе предстает как многоаспектный и многофакторный процесс саморазвития личности, который строится на гуманистическом, личностно-ориентиро-ванном, мотивационно-ценностном подходах и охватывает мотивационно-потребностную, когнитивную, лич-ностно-деятельностную, рефлексивную сферы будущего педагога.

Итак, формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоак-туализаци, определим как процесс выстраивания человеком собственных смысловых установок на развитие ценностей познания, личности, достижения жизненных ценностей посредством личностно-профессиональной самоактуализации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1980. - 132 с.

2. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. - 1994. -№ 2. -С. 134.

3. Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики народа саха). - М.: Academia, 2000. - 176 с.

4. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. - 2-е изд., доп. и испр. - Благовещенск, 2001. - 342 с. ■

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.