ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ
Н. Г. Готовцева, Е. В. Николаев
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования ценностных ориен-таций будущего педагога в условиях вуза Раскрыты содержание личностно-профессиональной самоактуализации как средства формирования ценностных ориентаций, а также личностно-ориентированный подход к формированию личности студента как будущего специалиста.
Ключевые слова: ценностные ориентации, личностно-профессиональная самоактуализация, личностно-ориентированный подход к формированию личности студента.
Summary. The article examines the problem of developing future teachers' values during their university studies. The authors specify the contents of personal and professional self-actualization as a means of value development, as well as the individuality-focused approach in developing the individuality of the student as a future specialist.
Keywords: values, personal and professional self-actualization, individuality-focused approach in developing the individuality of the student.
«
Ц
енности развивающейся личности, осмысление их природы и способов их формирования - одна из актуальных проблем в философии, педагогике и психологии. Жизненные ценности студентов должны рассматриваться с учетом особенностей личностного развития, а также в контексте реформирования образования и профессионального становления будущих специалистов. Основной задачей является формирование и утверждение в студенческой среде такой системы ценностей, которые, преломляясь через жизненные ценности каждой личности, способствовали бы профессиональному становлению будущего педагога [1].
Вместе с тем, как показывает практика, формирование ценностных ори-
ентаций будущих специалистов в вузе осложнено совокупностью проблем: недостаточным стремлением будущих I6' педагогов к выявлению и развитию своих личностных и профессионально значимых качеств, выражающихся в познавательной активности, способности к рефлексии на себя, на других, самоорганизации, связанной с волевыми усилиями студентов. В этой связи актуализируется ориентация воспитательно-образовательного процесса в вузе на ценностное становление будущего педагога, направленное на формирование ценностей познания, личности и достижения жизненных целей посредством личност-но-профессиональной самоактуализации.
Изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы
по теме исследования показывают, что в теории накоплены ценные идеи и разработаны методологические подходы, теоретические положения, концепции, имеющие педагогическую значимость для решения вышеуказанных задач.
Философские труды создают основу для изучения проблемы формирования ценностных ориентаций человека. В трудах Аристотеля, Сократа, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, В. С. Соловьева и др. становление личности рассматривается как объективная необходимость жизни и деятельности человека в обществе в связи с проблемой его самопознания и саморазвития.
Современное образование представляет собой единство обучения и воспитания, которое реализует основные принципы смены его парадигмы с информационной (сообщающей) на развивающее ценностное становление личности. Методологическое обоснование аксиологического подхода нашло отражение в работах М. М. Бахтина, В. Э. Ильенкова, П. А. Флоренского и др.
Теоретические предпосылки дея-тельностного подхода к обучению были I62 заложены Б. Г Ананьевым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном. Положение о взаимосвязи деятельности и развития личности с позиций данного подхода анализируется в исследованиях В. С. Безрукова, В. В. Давыдова и др.
В области целостного подхода к воспитательно-образовательному процессу в вузе исходными положениями формирования ценностных ориентаций будущих педагогов как взаимодействия интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов, реализуемых в целостной личности, послужили идеи Г. Е. Залесско-го, Н. А. Менчинской и др.
Личностно-ориентированный подход к образованию как необходимость психолого-педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций будущих педагогов обоснован в работах Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, А. Н. Острогорского, А. П. Тряпицыной, И. С. Якиманской и др.
Вопросы формирования ценностных ориентаций посредством личност-но-профессиональной самоактуализации нашли отражение в исследованиях К. Гольдштейна, Л. Н. Куликовой, А. Мас-лоу, К. Роджерса, В. Э. Чудновского, В. Д. Шадрикова и др.
Проблема психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса на основе ценностных ориентаций раскрыта в трудах С. И. Архангельского, А. М. Баскакова, Л. Д. Столяренко, Э. Ф. Зее-ра, Р. Х. Шакурова и др.
Жизненное и профессиональное самоопределение личности на основе общечеловеческих ценностей представлено в работах В. И. Журавлева, А. В. Мордовской, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной и др. В области профессиональной подготовки будущих педагогов посвящены исследования О. А. Абдуллиной, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др.
Возрастным особенностям растущего человека в процессе ценностного становления личности посвящены труды К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович и др. Изучением региональных особенностей развития системы высшего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) занимаются У. А. Винокурова, А. А. Григорьева, Д. А. Данилов, В. П. Игнатьев, А. Г. Корнилова, Н. Д. Неустроев, И. И. Портнягин,
Преподаватель XX
2 / 2011
О. Н. Птицына, Т. Т. Саввинов,М. М. Фомин и др.
Вместе с тем анализ теории и практики по проблеме формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профес си о наль-ной самоактуализации в вузе позволяет выявить следующие противоречия:
- между возросшими требованиями общества к ценностному становлению обучающихся и неразработанностью теоретических основ формирования ценностных ориентаций студентов;
- между наличием потребности в высококвалифицированных, самостоятельно мыслящих специалистах и отсутствием психолого-педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профес-сиональной самоактуализации в вузе;
- между растущим стремлением будущих педагогов к выявлению и усвоению ценностных ориентаций и недостаточной разработанностью способов педагогической деятельности по их развитию посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе.
Гуманистическая среда вуза представляет собой духовное пространство, в котором происходит взаимообмен общечеловеческими ценностями, и в связи с этим вуз является значимым условием формирования ценностных ориентаций личности студента как будущего специалиста. Согласно этому, в нашем исследовании личностно-ориентированный подход к формированию личности студента как будущего специалиста является базовым.
Личностно-ориентированное образование рассматривает обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию
условий для формирования и проявления ценностных ориентаций, становления творческой, активной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных самостоятельно приобретать знания, способных к переквалификации и адаптации в новых социальных условиях [2, с. 134].
Для решения данных задач необходимо создать единую, непрерывную профессионально-ориентированную систему подготовки учителей. В исследовании ценностно-смысловой сферы личности А. В. Мордовская отмечает: «Важным в формировании ценностных ориентаций является осознание человеком смыслов своего существования, совпадение значения цели со смыслом» [3, с. 51]. Особое значение в формировании ценностных ориентаций будущего педагога приобретает его личностно-профессиональная самоактуализация, основой которой является изучение фундаментальных (по предметному 163 основанию), специальных (частно-дидактических), психолого-педагогических знаний, которые определяют уровень овладения умениями будущей профессиональной деятельности; принятие конкретных ценностей, выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценностные ориентации при этом, с одной стороны, выполняют роль внутренних стимулов, а с другой стороны - роль критериев, с опорой на которые личность осуществляет свое поведение и деятельность.
164
Изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, психолого-педагогической литературы по теме исследования показывают, что в числе причин, препятствующих процессу формирования ценностных ориентаций личности, являются: проблема саморазвития, снижение познавательной активности, потребности в познании, недостаточный уровень его самоактуализации, особенности личностных смыслов и смысловых установок, освоение новых форм и методов обучения.
В этой связи самоактуализацию рассматривают как механизм, стимулирующий саморазвитие, делающий его потребностью, целью и жизненной стратегией (К. А. Абульханова-Славская, И. А. Акиндинова, Т. И. Артемьева и др.). Личностно-профес-си о наль ная самоактуализация связывается с процессом развития личности как субъекта интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская), свободного выбора (В. А. Петровский), саморегуляции, произвольной активности (В. А. Иванников), как носителя ответственности, нравственности, веры (Б. С. Братусь) и смысла (Д. А. Леонтьев).
В студенческие годы идет становление творческой личности будущего педагога в личностно-ценной учебно-профессиональной деятельности, основной задачей которого сделать рост и самосовершенствование целью дальнейшего личного и профессионального развития. Это особенно актуально для будущих педагогов. Специалист, призванный содействовать развитию других людей, должен совершенствоваться и личностно расти в первую очередь сам. Сензитивность этого периода развития личности молодого человека, который приходится на время обучения
в вузе, подчеркивается многими исследователями, в частности Б. Г Ананьевым [1], Л. Н. Куликовой, И. С. Якиманской и др. В том числе, ими отмечено, что данный период является основополагающим для формирования ценностных ориентаций, установок, мотивации, самоактуализации, направленности личности, динамики интеллектуального развития.
В этой связи необходимо рассматривать личностно-профессиональную самоактуализацию как процесс, который имеет свои особенности проявления в учебно-профессиональной деятельности, и как интергративное личностное образование, представленное определенными личностными свойствами и имеющие четкую структуру.
Анализ проблемы формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профес-сиональной самоактуализации в вузе требует поиска новых подходов. Вместе с тем анализ теории и практики по проблеме формирования ценностных ориентаций позволяет заключить, что в современных реалиях еще недостаточно изученными остаются вопросы, связанные с исследованием педагогического обеспечения формирования ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профес-сиональной самоактуалтзации. В связи с этим требуются переосмысление, теоретическое обоснование и решение проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализации в вузе.
Таким образом, в ходе исследования определились следующие базовые положения:
- ценностные ориентации представляют собой конкретизацию ценно-
Преподаватель XX
2 / 2011
ф
стей, направленных на отношение к самому себе - «Я - Ценность», отношение к другому человеку «Другой - Ценность» и «Познание как ценность» на основе личностной и профессиональной самоактуализации личности; личностно-про фессиональная самоактуализация в учебно-профессиональной деятельности является внутренней активностью субъекта по выявлению потенциальных возможностей, постижению собственной уникальности, ценности и жизненного предназначения, структура лич-ностно-профессиональной самоактуализации состоит из ценностно-смыслового, мотивационно-потребностного, функционально-регулятивного компонентов, где базовым является ценностно-смысловой компонент;
- педагогическими условиями, способствующими эффективности формирования ценностных ориента-ций будущего педагога посредством личностно-профессиональной самоактуализации являются: создание продуктивной профессионально-педагогической среды в вузе; усиление личност-но-ориентированной направленности учебно-воспитательного процесса в системе вуза; активизация познавательной активности будущих педагогов через включение в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность; осуществление педагогического сопровождения формирования ценностных ориентаций посредством личностно-про фес си о нальной самоактуализации обучаемых;
- компонентами сформированно-сти ценностных ориентаций в вузе являются целевой, познавательный, лич-ностно-волевой, деятельностный компоненты, оценка которых осуществляется по критериям: внутренняя активность в формировании своих ценностных ори-
ентаций, степень развитости профессиональных и личностных качеств, представляющих собой личностно-профес-сиональную самоактуализацию, послужившие основой для определения их уровней: высокий, средний, низкий.
В этих условиях формирование ценностных ориентаций будущего педагога посредством личностно-профес-сиональной самоактуализации в вузе предстает как многоаспектный и многофакторный процесс саморазвития личности, который строится на гуманистическом, личностно-ориентиро-ванном, мотивационно-ценностном подходах и охватывает мотивационно-потребностную, когнитивную, лич-ностно-деятельностную, рефлексивную сферы будущего педагога.
Итак, формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-профессиональной самоак-туализаци, определим как процесс выстраивания человеком собственных смысловых установок на развитие ценностей познания, личности, достижения жизненных ценностей посредством личностно-профессиональной самоактуализации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1980. - 132 с.
2. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. - 1994. -№ 2. -С. 134.
3. Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики народа саха). - М.: Academia, 2000. - 176 с.
4. Куликова Л. Н. Проблемы саморазвития личности. - 2-е изд., доп. и испр. - Благовещенск, 2001. - 342 с. ■
165