Научная статья на тему 'Интеграция личностных и профессиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности у будущего специалиста'

Интеграция личностных и профессиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности у будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1258
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Г., Бисерова Г. К., Яруллина А. Ш.

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной идентичности у будущих специалистов как субъектов интеграции личностных и профессиональных качеств. Представлена модель формирования профессиональной идентичности будущих специалистов: студентов педагогического университета и курсантов школы милиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Г., Бисерова Г. К., Яруллина А. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Personal and Professional Qualities During the Process of Formation Professional Identity of a Future Specialist

The article considers the questions of forming professional identity of future specialists as the subjects of integration of personal and professional qualities. It presents the model of formation of professional identity of future specialists, i. e. students of pedagogical university and Police Academy

Текст научной работы на тему «Интеграция личностных и профессиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности у будущего специалиста»

ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У БУДУЩЕГО

СПЕЦИАЛИСТА

Ф. Г. Мухаметзянова, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (г. Казань), профессор,

Г. К. Бисерова, преподаватель Елабужской школы милиции (г. Елабуга),

А. III. Яруллина, старший преподаватель Елабужского государственного педагогического университета

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной идентичности у будущих специалистов как субъектов интеграции личностных и профессиональных качеств» Представлена модель

формирования профессиональной идентичности университета и курсантов школы милиции.

В настоящее время актуализируются вопросы интегрированного подхода в системе подготовки будущих специалистов. В первую очередь это связано с преобразованиями во всех сферах жизни и ломкой стереотипов относительно роли специалиста-профессионала в социуме. Обостряется проблема складывания новой стратегии и тактики формирования профессиональной идентичности будущего специалиста.

Система эффективной профессиональной подготовки должна опираться на стратегию личностно ориентированного образования, основанную на принципах интегративного и субъектно-деятельностного подходов. Становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности можно рассматривать в качестве идеала образовательной системы, конкретизируемого относительно ее главного субъекта. Им является развивающаяся личность профессионала, в которой интегрированы личностные и профессионально значимые качества специалиста. Следовательно, в основе интегративного и субъектно-де-ятельностного подходов к процессу профессиональной подготовки будущих специалистов находится личность, выступающая как субъект становления профессиональной идентичности.

Становление профессиональной идентичности у студента как субъекта учеб-

1Ф.Г.М

будущих специалистов: студентов педагогического

но-профессиональной деятельности понимается нами не как стремление к определенному идеалу, а как стратегия по формированию образа личности профессионала, в которой интегрированы его личностные и профессиональные качества. Такое продвижение обусловлено интересами студента, его социальным окружением, а также интересами студенческого коллектива. Данный процесс будет протекать более успешно, если будут созданы педагогические условия для становления студента как субъекта деятельности. Однако в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов потенциал этой стратегии используется недостаточно.

Очевидно, что в системе профессионального обучения необходимо уделять как можно больше внимания проблеме интеграции личностных и профессиональных качеств будущих специалистов как основы процесса формирования профессиональной идентичности. В результате должно произойти складывание адекватной самооценки, образа Я в профессии, а также саморазвитие студентом наиболее значимых для него личностных и профессиональных качеств как субъекта учебной и профессиональной деятельности.

Теоретический анализ концепции личностно ориентированного образования и опыт работы, накопленный в системе среднего специального и высшего про-

шетзянова, Г. К. Бисерова, А. Ш. Яруллина, 2006

фессионального образования (на примере Елабужской средней специальной школы милиции и Елабужского педагогического университета) позволили нам разработать модель формирования профессиональной идентичности будущего специалиста (специалистов в системе МВД и системе образования). Модель строилась с учетом важнейших психологических механизмов формирования профессиональной идентичности будущих специалистов и создания на этой основе педагогических условий ее формирования как у будущего сотрудника МВД, так и у будущего педагога в качестве субъектов учебно-профессиональной деятельности. В целом данный процесс базируется на акмеологических принципах и подходах к профессиональному обучению: лично-стно ориентированном, профессионального развития, субъектно-деятельностном.

Формирование профессиональной идентичности будущего специалиста мы рассматриваем как непрерывный структурно-динамический процесс, имеющий свои состав, содержание и структуру, причем структура выступает как инвариант для подготовки различных специалистов. Из множества структурных компонентов в качестве узловых можно выделить три: мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и субъективнодеятельностный. Причем каждому компоненту соответствуют определенные критерии и отдельно взятые показатели. Кроме того, модель включает в себя условия и средства реализации этих компонентов, критериев и показателей, а также предполагаемый результат и критериальные показатели его достижения. Рассмотрим каждый компонент в отдельности, акцентируя внимание на его обосновании.

Процесс формирования профессиональной идентичности будущего сотрудника МВД будет более успешным при учете и развитии прежде всего мотива-ционно-ценностной сферы личности курсанта. Мотивы выбора профессии определяют ценностные ориентации и

потребности как курсантов школы милиции, так и будущих педагогов. В понимании психологических особенностей взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивов выбора профессиональных предпочтений будущих специалистов мы исходили из того, что ценности и ценностные ориентации участвуют в процессе формирования структуры личности как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент как сфера личности будущего профессионала — это совокупность сформировавшейся системы устойчивых мотивов, осознанных потребностей (имеющих определенную иерархию и определяющих направленность), а также доминирующих ценностей личности.

Формирование мотивационно-ценностной сферы личности является сложным динамическим процессом, требующим учета психологических механизмов, педагогических условий, факторов и средств развития данного психологического феномена. Основным критерием данного компонента служит достижение мотивации успеха в учебно-профес-сиональной деятельности. Оно представляет собой совокупность устойчивых мотивов, рассматриваемых как самостоятельное побуждение курсанта и студента педагогического вуза к учебно-про-фессиональной деятельности.

В достижении мотивации успеха в учебно-профессиональной деятельности участвуют как внутренние, так и внешние мотивирующие показатели. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека. Другими словами, человек, будучи существом социальным, должен быть уверен в полезности своей будущей работы и готов принять ее нормы и ценности. Он также должен осознавать личностную ценность в профессиональной подготовке. Внешняя мотивация содержит такие мотивы, как заработок, стремление к престижу, одобрение родителей, друзей и т. д.

Как правило, у некоторой категории курсантов школы милиции, в отличие от студентов педагогического вуза, наблю-

даются недостаточное соподчинение мотивов при выборе профессии и невысокий уровень ценностного отношения к профессии. В качестве детерминанта этого явления у них выступает механизм насильственной персонификации профессии со стороны родителей, т. е. «навязывание» родителями семейных традиций службы в МВД. В таком случае обучение в школе милиции рассматривается как временный этап, позволяющий с наименьшими социальными и материальными издержками решить жизненные задачи. Студенты педагогического вуза более осознанно относятся к выбору профессии, вероятно, в силу профильного обучения, ранней профориентации, а также повышения статуса педагога в обществе.

В процессе организации обучения курсантов школы милиции с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала в конкретной учебно-пространственной среде происходит сдвиг учеб-но-профессионального мотива на цель профессиональной деятельности. Эти показатели достижения успеха могут быть реализованы лишь при условии субъектного принятия курсантами норм и ценностей будущей профессии. Причем идентификация выступает как процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включения в свой внутренний мир и принятия как собственных профессиональных, этических, нравственных и других норм, ценностей, образцов. Средствами реализации субъектного принятия норм и ценностей будущей профессии служат такие методы, как беседы, микропрактикумы по овладению мотивацией достижения успеха в профессиональной подготовке и сама практика в системе МВД.

У студентов педагогического вуза наблюдается более быстрое достижение профессиональной идентичности, что может быть связано с расширением возможностей для творческой реализации своих способностей и проявления инди-

видуальной и коллективной субъектно-сти. У курсантов школы милиции становление субъектности ограничивается системой уставных отношений, должностных инструкций, приказов и стереотипов поведения.

Другим определяющим фактором формирования профессиональной идентичности будущих специалистов является рефлексивно-оценочный компонент. Рефлексия — это способность осознавать и оценивать собственный процесс обучения, занимать активную позицию в личностном становлении.

Рефлексивно-оценочный компонент имеет особую значимость при формировании профессиональной идентичности и выполняет интегрирующую роль в структуре личности будущего сотрудника МВД. У студентов педагогического вуза он тесно связан с развитием критического мышления. Этот компонент может опираться на оценочно-образный критерий, посредством которого курсанты формируют образ Я как субъекта собственной профессиональной деятельности.

Образ Я является показателем самоопределения личности, устойчивого положительного отношения к профессии и самооценки себя как будущего сотрудника МВД, так и будущего педагога. Он видоизменяется, совершенствуется, глобализируется через ценностно-смысло-вой стержень Я, в результате чего и происходит сознательное саморазвитие социально и профессионально значимых личностных качеств. На основе постоянного саморазвития формируется потребность в самоактуализации, самооценке и самоотношении будущего спе-циалиста-профессионала. Эти понятия особенно четко характеризуют рост внутренней активности курсанта школы милиции. Потребность в таких показателях растет вместе с расширением знаний курсантов и студентов о мире, о себе, вместе с ростом субъектных возможностей и усложнением задач, стоящих перед человеком.

Показатель самоотношения служит действенным началом самоосуществле-

ния-саморазвития человека и реализации его самости как определяющей его сущностную характеристику. Самость может быть определена как уникальное свойство — способность самоосуществ-ления, самоизменения человека в воспроизводстве и расширении-росте своих человеческих возможностей-способно-стей-потребностей в созидаемом и преобразуемом им мире.

Наиболее актуальным понятием в последнее время является самоактуализация, предполагающая полное использование и реализацию способностей, таланта, потенциальных возможностей личности. Такие личности реализуют все, на что способны, развиваются до состояния, адекватного их возможностям. В процессе профессиональной подготовки необходимо стремиться к тому, чтобы будущие специалисты получали возможность проявлять свои способности, склонности и потребности, чтобы тенденция к самоактуализации стала для них устойчивой, осознанной, смысло-жизнен-ной потребностью.

Третьим компонентом в формировании профессиональной идентичности выступает субъектно-деятельностный. Система профессионального обучения, определяемая новой стратегией лично-стно ориентированного образования, строится на принципах субъектно-деятельностного подхода. Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал образовательной системы, конкретизируемый относительно ее главного субъекта — развивающейся личности. Следовательно, в центре внимания субъектного подхода к воспитанию и образованию находится личность, являющаяся субъектом своего собственного развития. Субъектность выступает как интегрирующая человеческую психику функция, обеспечивающая адаптацию человека к окружающей среде и преобразование собственной психики и окружающего мира на основе согласования эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов образа Я. Субъектность представляет собой по-

стоянно разворачивающийся во времени двухфазный процесс, в котором фаза адаптации сменяется фазой развития человека по направлению от детерминации к свободе, от неосознанности к осознанности, от диффузности к целостности, от культуры к смыслу; затем снова возвращается к адаптации, но уже на качественно новом уровне. Субъект понимается не как идеал достигнутого, а как активный творец, постоянно движущийся к идеалу. Такое продвижение обусловлено интересами человека, его желаемого окружения, коллектива и общества в целом.

Основным критерием субъектно-деятельностного подхода является социально-профессиональная субъектность с показателями субъектной активности, личностно-профессиональной идентичности, субъектной включенности в профессиональную подготовку. Если рассматривать субъектность как высший уровень субъективности в ее внутреннем и внешнем выражении, где субъективность обозначает многообразный состав сознания и подсознания, то критерий социально-профессиональной субъектности может быть представлен как «рефлектированный на себя, т. е. обращенный на себя, самонаправленный, самоустремленный, как самопроектиру-емый и самоконтролируемый, как сам себя усиливающий».

Субъектная активность личности — необходимое условие успешного профессионального самосохранения с целью прогрессивного развития субъекта профессиональной деятельности. Показатель субъектной включенности в профессиональную подготовку выражается в личностно-смысловом отношении курсанта школы милиции к процессу учеб-но-познавательной деятельности, самостоятельно выработанном им способе учебной работы, владении метазнаниями и логикой предметного знания. Личностный уровень характеризуется включенностью субъективного опыта в содержание образовательного процесса и согласованностью этого опыта с норма-

тивно задаваемым социокультурным опытом.

Субъективный опыт студента — это приоритетная, интегративная, социокультурная система качеств личности, включающая в себя жизненные, образовательные и профессиональные модели. Как структурная целостность субъ ективный опыт представляет собой совокупность знаний, умений личности, детерминированных этими моделями, выполняющих мотивирующую, операциональную, корректирующую и оценочную функции. В формировании личностно-профессиональной идентичности наиболее важной выступает корректирующая функция, так как она позволяет личности выступать субъектом осваиваемой деятельности при активном использовании видоизмененных и обогащенных имеющихся знаний, умений и навыков.

Важнейшим средством реализации субъектной включенности в формирование профессионально-личностной идентичности сотрудника МВД и будущего педагога является психолого-педагоги-ческое сопровождение процесса профессиональной подготовки. Оно понимается как создание разносторонних условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие педагогов и психологов с курсантами и студента-

ми педагогического вуза, которое направлено на разрешение возникающих проблем развития личности. Предполагаются также диагностика существа проблемы, ее причин и выбор наиболее эффективных способов решения. С этой целью эффективно применение и использование в образовательно-воспитательном процессе школы милиции и педагогического вуза психолого-педагогических консультаций, психотренингов, направленных на развитие и коррекцию профессионально важных качеств, формирование профессиональной идентичности и т. д. Процесс воспитания в школе милиции нацелен на обеспечение социально-профес-сионального становления будущего сотрудника МВД и будущего педагога, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.

Опыт по использованию разработанной нами модели позволяет утверждать, что и курсанты школы милиции, и студенты педагогического вуза начинают выступать не только объектами, но и субъектами учебно-профессиональной деятельности, которые способны самостоятельно осуществлять интеграцию личностных и профессиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности.

Поступила 07.09.06.

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. В. Лузина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)

Автором представлена модель формирования познавательной активности у студентов экономического факультета вуза. В основу модели легла теория контекстного обучения. Результатом ее успешного внедрения в учебный процесс должен стать высокий уровень сформированности познавательной активности студентов.

Наибольшую актуальность в сфере нально ориентированные технологии, на-

высшего образования в настоящее вре- правленные на формирование личности

мя имеют инновационные профессио- профессионала, развитие у обучаемого

© X В. Лузина, 2006 167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.