ИНТЕГРАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У БУДУЩЕГО
СПЕЦИАЛИСТА
Ф. Г. Мухаметзянова, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (г. Казань), профессор,
Г. К. Бисерова, преподаватель Елабужской школы милиции (г. Елабуга),
А. III. Яруллина, старший преподаватель Елабужского государственного педагогического университета
В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной идентичности у будущих специалистов как субъектов интеграции личностных и профессиональных качеств» Представлена модель
формирования профессиональной идентичности университета и курсантов школы милиции.
В настоящее время актуализируются вопросы интегрированного подхода в системе подготовки будущих специалистов. В первую очередь это связано с преобразованиями во всех сферах жизни и ломкой стереотипов относительно роли специалиста-профессионала в социуме. Обостряется проблема складывания новой стратегии и тактики формирования профессиональной идентичности будущего специалиста.
Система эффективной профессиональной подготовки должна опираться на стратегию личностно ориентированного образования, основанную на принципах интегративного и субъектно-деятельностного подходов. Становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности можно рассматривать в качестве идеала образовательной системы, конкретизируемого относительно ее главного субъекта. Им является развивающаяся личность профессионала, в которой интегрированы личностные и профессионально значимые качества специалиста. Следовательно, в основе интегративного и субъектно-де-ятельностного подходов к процессу профессиональной подготовки будущих специалистов находится личность, выступающая как субъект становления профессиональной идентичности.
Становление профессиональной идентичности у студента как субъекта учеб-
1Ф.Г.М
будущих специалистов: студентов педагогического
но-профессиональной деятельности понимается нами не как стремление к определенному идеалу, а как стратегия по формированию образа личности профессионала, в которой интегрированы его личностные и профессиональные качества. Такое продвижение обусловлено интересами студента, его социальным окружением, а также интересами студенческого коллектива. Данный процесс будет протекать более успешно, если будут созданы педагогические условия для становления студента как субъекта деятельности. Однако в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов потенциал этой стратегии используется недостаточно.
Очевидно, что в системе профессионального обучения необходимо уделять как можно больше внимания проблеме интеграции личностных и профессиональных качеств будущих специалистов как основы процесса формирования профессиональной идентичности. В результате должно произойти складывание адекватной самооценки, образа Я в профессии, а также саморазвитие студентом наиболее значимых для него личностных и профессиональных качеств как субъекта учебной и профессиональной деятельности.
Теоретический анализ концепции личностно ориентированного образования и опыт работы, накопленный в системе среднего специального и высшего про-
шетзянова, Г. К. Бисерова, А. Ш. Яруллина, 2006
фессионального образования (на примере Елабужской средней специальной школы милиции и Елабужского педагогического университета) позволили нам разработать модель формирования профессиональной идентичности будущего специалиста (специалистов в системе МВД и системе образования). Модель строилась с учетом важнейших психологических механизмов формирования профессиональной идентичности будущих специалистов и создания на этой основе педагогических условий ее формирования как у будущего сотрудника МВД, так и у будущего педагога в качестве субъектов учебно-профессиональной деятельности. В целом данный процесс базируется на акмеологических принципах и подходах к профессиональному обучению: лично-стно ориентированном, профессионального развития, субъектно-деятельностном.
Формирование профессиональной идентичности будущего специалиста мы рассматриваем как непрерывный структурно-динамический процесс, имеющий свои состав, содержание и структуру, причем структура выступает как инвариант для подготовки различных специалистов. Из множества структурных компонентов в качестве узловых можно выделить три: мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и субъективнодеятельностный. Причем каждому компоненту соответствуют определенные критерии и отдельно взятые показатели. Кроме того, модель включает в себя условия и средства реализации этих компонентов, критериев и показателей, а также предполагаемый результат и критериальные показатели его достижения. Рассмотрим каждый компонент в отдельности, акцентируя внимание на его обосновании.
Процесс формирования профессиональной идентичности будущего сотрудника МВД будет более успешным при учете и развитии прежде всего мотива-ционно-ценностной сферы личности курсанта. Мотивы выбора профессии определяют ценностные ориентации и
потребности как курсантов школы милиции, так и будущих педагогов. В понимании психологических особенностей взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивов выбора профессиональных предпочтений будущих специалистов мы исходили из того, что ценности и ценностные ориентации участвуют в процессе формирования структуры личности как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент как сфера личности будущего профессионала — это совокупность сформировавшейся системы устойчивых мотивов, осознанных потребностей (имеющих определенную иерархию и определяющих направленность), а также доминирующих ценностей личности.
Формирование мотивационно-ценностной сферы личности является сложным динамическим процессом, требующим учета психологических механизмов, педагогических условий, факторов и средств развития данного психологического феномена. Основным критерием данного компонента служит достижение мотивации успеха в учебно-профес-сиональной деятельности. Оно представляет собой совокупность устойчивых мотивов, рассматриваемых как самостоятельное побуждение курсанта и студента педагогического вуза к учебно-про-фессиональной деятельности.
В достижении мотивации успеха в учебно-профессиональной деятельности участвуют как внутренние, так и внешние мотивирующие показатели. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека. Другими словами, человек, будучи существом социальным, должен быть уверен в полезности своей будущей работы и готов принять ее нормы и ценности. Он также должен осознавать личностную ценность в профессиональной подготовке. Внешняя мотивация содержит такие мотивы, как заработок, стремление к престижу, одобрение родителей, друзей и т. д.
Как правило, у некоторой категории курсантов школы милиции, в отличие от студентов педагогического вуза, наблю-
даются недостаточное соподчинение мотивов при выборе профессии и невысокий уровень ценностного отношения к профессии. В качестве детерминанта этого явления у них выступает механизм насильственной персонификации профессии со стороны родителей, т. е. «навязывание» родителями семейных традиций службы в МВД. В таком случае обучение в школе милиции рассматривается как временный этап, позволяющий с наименьшими социальными и материальными издержками решить жизненные задачи. Студенты педагогического вуза более осознанно относятся к выбору профессии, вероятно, в силу профильного обучения, ранней профориентации, а также повышения статуса педагога в обществе.
В процессе организации обучения курсантов школы милиции с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики учебного материала в конкретной учебно-пространственной среде происходит сдвиг учеб-но-профессионального мотива на цель профессиональной деятельности. Эти показатели достижения успеха могут быть реализованы лишь при условии субъектного принятия курсантами норм и ценностей будущей профессии. Причем идентификация выступает как процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включения в свой внутренний мир и принятия как собственных профессиональных, этических, нравственных и других норм, ценностей, образцов. Средствами реализации субъектного принятия норм и ценностей будущей профессии служат такие методы, как беседы, микропрактикумы по овладению мотивацией достижения успеха в профессиональной подготовке и сама практика в системе МВД.
У студентов педагогического вуза наблюдается более быстрое достижение профессиональной идентичности, что может быть связано с расширением возможностей для творческой реализации своих способностей и проявления инди-
видуальной и коллективной субъектно-сти. У курсантов школы милиции становление субъектности ограничивается системой уставных отношений, должностных инструкций, приказов и стереотипов поведения.
Другим определяющим фактором формирования профессиональной идентичности будущих специалистов является рефлексивно-оценочный компонент. Рефлексия — это способность осознавать и оценивать собственный процесс обучения, занимать активную позицию в личностном становлении.
Рефлексивно-оценочный компонент имеет особую значимость при формировании профессиональной идентичности и выполняет интегрирующую роль в структуре личности будущего сотрудника МВД. У студентов педагогического вуза он тесно связан с развитием критического мышления. Этот компонент может опираться на оценочно-образный критерий, посредством которого курсанты формируют образ Я как субъекта собственной профессиональной деятельности.
Образ Я является показателем самоопределения личности, устойчивого положительного отношения к профессии и самооценки себя как будущего сотрудника МВД, так и будущего педагога. Он видоизменяется, совершенствуется, глобализируется через ценностно-смысло-вой стержень Я, в результате чего и происходит сознательное саморазвитие социально и профессионально значимых личностных качеств. На основе постоянного саморазвития формируется потребность в самоактуализации, самооценке и самоотношении будущего спе-циалиста-профессионала. Эти понятия особенно четко характеризуют рост внутренней активности курсанта школы милиции. Потребность в таких показателях растет вместе с расширением знаний курсантов и студентов о мире, о себе, вместе с ростом субъектных возможностей и усложнением задач, стоящих перед человеком.
Показатель самоотношения служит действенным началом самоосуществле-
ния-саморазвития человека и реализации его самости как определяющей его сущностную характеристику. Самость может быть определена как уникальное свойство — способность самоосуществ-ления, самоизменения человека в воспроизводстве и расширении-росте своих человеческих возможностей-способно-стей-потребностей в созидаемом и преобразуемом им мире.
Наиболее актуальным понятием в последнее время является самоактуализация, предполагающая полное использование и реализацию способностей, таланта, потенциальных возможностей личности. Такие личности реализуют все, на что способны, развиваются до состояния, адекватного их возможностям. В процессе профессиональной подготовки необходимо стремиться к тому, чтобы будущие специалисты получали возможность проявлять свои способности, склонности и потребности, чтобы тенденция к самоактуализации стала для них устойчивой, осознанной, смысло-жизнен-ной потребностью.
Третьим компонентом в формировании профессиональной идентичности выступает субъектно-деятельностный. Система профессионального обучения, определяемая новой стратегией лично-стно ориентированного образования, строится на принципах субъектно-деятельностного подхода. Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал образовательной системы, конкретизируемый относительно ее главного субъекта — развивающейся личности. Следовательно, в центре внимания субъектного подхода к воспитанию и образованию находится личность, являющаяся субъектом своего собственного развития. Субъектность выступает как интегрирующая человеческую психику функция, обеспечивающая адаптацию человека к окружающей среде и преобразование собственной психики и окружающего мира на основе согласования эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов образа Я. Субъектность представляет собой по-
стоянно разворачивающийся во времени двухфазный процесс, в котором фаза адаптации сменяется фазой развития человека по направлению от детерминации к свободе, от неосознанности к осознанности, от диффузности к целостности, от культуры к смыслу; затем снова возвращается к адаптации, но уже на качественно новом уровне. Субъект понимается не как идеал достигнутого, а как активный творец, постоянно движущийся к идеалу. Такое продвижение обусловлено интересами человека, его желаемого окружения, коллектива и общества в целом.
Основным критерием субъектно-деятельностного подхода является социально-профессиональная субъектность с показателями субъектной активности, личностно-профессиональной идентичности, субъектной включенности в профессиональную подготовку. Если рассматривать субъектность как высший уровень субъективности в ее внутреннем и внешнем выражении, где субъективность обозначает многообразный состав сознания и подсознания, то критерий социально-профессиональной субъектности может быть представлен как «рефлектированный на себя, т. е. обращенный на себя, самонаправленный, самоустремленный, как самопроектиру-емый и самоконтролируемый, как сам себя усиливающий».
Субъектная активность личности — необходимое условие успешного профессионального самосохранения с целью прогрессивного развития субъекта профессиональной деятельности. Показатель субъектной включенности в профессиональную подготовку выражается в личностно-смысловом отношении курсанта школы милиции к процессу учеб-но-познавательной деятельности, самостоятельно выработанном им способе учебной работы, владении метазнаниями и логикой предметного знания. Личностный уровень характеризуется включенностью субъективного опыта в содержание образовательного процесса и согласованностью этого опыта с норма-
тивно задаваемым социокультурным опытом.
Субъективный опыт студента — это приоритетная, интегративная, социокультурная система качеств личности, включающая в себя жизненные, образовательные и профессиональные модели. Как структурная целостность субъ ективный опыт представляет собой совокупность знаний, умений личности, детерминированных этими моделями, выполняющих мотивирующую, операциональную, корректирующую и оценочную функции. В формировании личностно-профессиональной идентичности наиболее важной выступает корректирующая функция, так как она позволяет личности выступать субъектом осваиваемой деятельности при активном использовании видоизмененных и обогащенных имеющихся знаний, умений и навыков.
Важнейшим средством реализации субъектной включенности в формирование профессионально-личностной идентичности сотрудника МВД и будущего педагога является психолого-педагоги-ческое сопровождение процесса профессиональной подготовки. Оно понимается как создание разносторонних условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, взаимодействие педагогов и психологов с курсантами и студента-
ми педагогического вуза, которое направлено на разрешение возникающих проблем развития личности. Предполагаются также диагностика существа проблемы, ее причин и выбор наиболее эффективных способов решения. С этой целью эффективно применение и использование в образовательно-воспитательном процессе школы милиции и педагогического вуза психолого-педагогических консультаций, психотренингов, направленных на развитие и коррекцию профессионально важных качеств, формирование профессиональной идентичности и т. д. Процесс воспитания в школе милиции нацелен на обеспечение социально-профес-сионального становления будущего сотрудника МВД и будущего педагога, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.
Опыт по использованию разработанной нами модели позволяет утверждать, что и курсанты школы милиции, и студенты педагогического вуза начинают выступать не только объектами, но и субъектами учебно-профессиональной деятельности, которые способны самостоятельно осуществлять интеграцию личностных и профессиональных качеств в процессе формирования профессиональной идентичности.
Поступила 07.09.06.
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. В. Лузина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)
Автором представлена модель формирования познавательной активности у студентов экономического факультета вуза. В основу модели легла теория контекстного обучения. Результатом ее успешного внедрения в учебный процесс должен стать высокий уровень сформированности познавательной активности студентов.
Наибольшую актуальность в сфере нально ориентированные технологии, на-
высшего образования в настоящее вре- правленные на формирование личности
мя имеют инновационные профессио- профессионала, развитие у обучаемого
© X В. Лузина, 2006 167