которых может стать определяющим для других. Это связано с тем, что наше ментальное пространство густо наполнено совокупностью значений, смыслов, образов, символов общественного и индивидуального сознания, порождаемых в процессе взаимодействия личности с окружающим миром. «Сгущение» значений и смыслов в структуре индивидуального сознания является источником появления смысловых узлов и матриц семантического пространства. Сознание не только воспринимает, переживает и отражает окружающий мир, но и, вступая в диалог с ним, создает собственный по лекалам его смысловой архитектуры. Являясь производным от субъективных знаний личности об окружающей действительности, семантическая сеть предполагает дифференциацию индивидуального и общественного сознания. Актуальные свойства какого-либо объекта или явления для каждого человека определяются ситуацией, в которой осуществляется его профессиональная деятельность.
Таким образом, не может быть единого алгоритма для всей системы морально-психологического сопровождения личного состава. Специфика интерпретации предложенных семантических моделей позволяет выстраивать алгоритмы психологического сопровождения правоохранительной деятельности с учетом индивидуально-личностных особенностей конкретного сотрудника, конкретной задачи и для конкретной ситуации.
Субъективные модели индивидуального психосемантического пространства сотрудников можно встроить в существующий психодиагностический комплекс психологической работы с личным составом. С помощью психосемантического подхода можно изучать не отдельные фрагменты психики человека, в буквальном смысле «разглядывая их через замочную скважину», а интерпретировать целостные субъективные семантические пространства, от-
ражающие глубинные интенции и индивидуальный опыт личности, специфику деятельности и взаимодействия с окружающими людьми. Посредством анализа системы категорирования и организации индивидуального и социального универсума в ходе восприятия и отражения окружающего мира можно определить поведение личности, раскрывая её адаптивность и гибкость. Так, любое действие, выступающее как своеобразный текст и язык личности, можно рассматривать как средство описания и группировки поведенческих актов в содержательные категории и, следовательно, построить семантическую сеть.
Организация психологической работы с учётом предложенных нами моделей позволяет спроектировать структуры субъективной системы значений для решения задач изучения, прогнозирования и организации оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Выстраивая алгоритмы психологической работы для прогнозирования поведения личного состава органов внутренних дел, психосемантические модели позволяют объяснить поведение сотрудника в конкретной ситуации как самостоятельно (при помощи одной модели), так и соподчинённо (выстраиваясь в иерархически организованном порядке с целью сведения данных к универсальной объяснительной модели).
Подводя итог, мы хотели бы отметить, что применение психосемантического подхода в рамках психологической работы, как элемента комплекса мероприятий морально-психологического обеспечения, позволяет охарактеризовать сотрудника органов внутренних дел как субъекта деятельности. На основе организационных моделей психолог может выстроить алгоритм интерпретации индивидуального сетевого пространства смыслов и значений полицейских и прогнозировать эффективность службы каждого сотрудника для конкретного вида деятельности и в конкретных условиях.
Список литературы
1. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 [Электронный ресурс] // Сайт «Помогаем преодолеть трудности». - Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=44957 (дата обращения 15.12.2017).
2. Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 [Электронный ресурс] // Сайт «Информационно-правовой портал «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/70675376/ (дата обращения 15.12.2017).
3. Петренко, В. Ф. Основы психосемантики. - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.
4. Серкин, В. П. Психосемантика. - М.: Юрайт, 2016. - 318 с.
5. Шаранов, Ю. А., Устюжанин, В. Н. Трансдискурсивная психология правоохранительной деятельности. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 161 с.
© Кутырёв М. А., 2018
УДК 159.9
Ю. И. Марчукова
МАРЧУКОВА, Юлия Игоревна, старший инспектор отделения по работе с переменным составом института-факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Санкт-Петербургского университета МВД России. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 196601, Пушкин, Софийский бульвар, 1/2. Тел. 8-911-227-15-16.
MARCHUKOVA, Yuliya Igorevna, senior inspector of the department on work with variable composition institute - faculty training, retraining and advanced training at St. Petersburg University of the Internal Ministry of Russia. St. Petersburg University of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 196601, Pushkin, Sophijsky Boulevard, 1/2. Tel. 8-911-227-15-16.
о
<N
S
s
о о
О рц
сз H <D
S
О
а
(D «
S
и
^
S
5
о и
а
6
а
(D H <D
w s и н о
<D
m
Ключевые характеристики и факторы формирования субъектно-профессиональной идентичности курсантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России
Key characteristics and factors of formation of subject-professional identity of cadets at the stage of adaptation in the educational organization of the MIA of Russia
В статье представлен анализ предпосылок формирования нового научного понятия - субъектно-про-фессиональная идентичность. Это новообразование определяется как тип профессиональной идентичности, отличающийся субъектно-деятельностным характером овладения профессией, активным вхождением в профессиональную среду, высокой степенью мотивации к профессиональному развитию. Понятие субъектно-профессиональной идентичности противопоставляется понятию инертной идентичности. Высказано предположение, что в период вхождения в профессию важную роль в становлении профессиональной идентичности отводится национальной идентичности, влияющей на успешность этого процесса через систему культураль-ных ценностных ориентаций. На основании приведенного анализа описаны ключевые характеристики и факторы формирования субъектно-профессиональной идентичности.
Ключевые слова: субъектно-профессиональная идентичность, этническая идентичность, вхождение в профессиональную деятельность.
The analysis of the backgrounds for the formation of a new scientific concept - subject-professional identity is presented in the article. This neologism is defined as a type of professional identity, characterized by the subject-activity character of mastering the profession, active entry into the professional environment, a high degree of motivation for professional development. The concept of subject-professional identity is contrasted with the concept of inert identity. It was suggested that during the period of entering the profession an important role in the formation of professional identity is given to the national identity that influences the success of this process through a system of cultural value orientations. Based on the above analysis, key characteristics and factors of formation of subject-professional identity are described.
Keywords: subject-professional identity, ethnic identity, entry into professional activity.
Тема идентичности длительное время выступала предметом научного дискурса в разных областях психологического знания: психологии личности, социальной и возрастной психологии (Короленко Ц.П. с соавт., 2007; Агеев В.С. с соавт., 2003; Бодалев А.А., 2004; Алтыкович Е.Е., 2016, и др.), психологии профессиональной деятельности (Ермолаева Е.П.. 2001; Зава-лишина Н.Д., 1997; Волкова О.А., 2005; Яшина А.А., 2007; Поваренков Ю.П., 2003; Шнейдер Л.Б., 2004; Некрасов А.С., 2005; Фугелова Т.А., 2011; Ожигова Л.Н., 2014 и др.), кросс-культурной психологии (Стефанен-ко Т.Г., 1999; Лебедева Н.М., 1999; Хотинец В.Ю., 2000; Тучина О.Р., 2015; и др.). В этой связи в процессе определения границ научного исследования темы важно установить ключевые значения понятий, входящих в объектное и предметное поле исследования.
Самым общим понятием, выступающим объектом изучения в представленном исследовании, является понятие идентичности.
Определение идентичности, получившее наибольшее признание в психологических исследованиях, принадлежит Э. Эриксону. Автор определяет идентичность как некую структуру, переживаемую субъективно через чувство тождественности и постоянства собственной личности при восприятии других, признающих это тождество. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности своей жизни и уверенности во внешнем одобрении [13]. В контексте современных научно-практических исследований содержательные аспекты идентичности описываются терминами самотождественности, самоотожествления, целостности, единства многообразия, самоидентификации, непрерывности своего Я, духовно-нравственного самосознания (Ежов И.В., 2008; Магомед-Эминов М.Ш., 2009; Чаплыгина В.Ю., 2012; Цыбикова Л.Х., 2012; Савина О.О., 2011 и др.).
Идентичность не имеет конечной точки развития, скорее, это коллекция личностных смыслов человека, касающихся его самого, пополняемая и изменяющаяся с каждым новым этапом онтогенетического развития. Профессионализация является одним из механизмов самоопределения и поиска личностью своего Я, формирующая важнейший структурный элемент идентичности личности - профессиональную идентичность.
Профессиональная идентичность определяется как психологическая категория, связанная с осознанием личностью своей профессиональной принадлежности [2]. С одной стороны, речь идёт о восприятии себя как профессионала с соответствующими способами взаимодействия с окружающим миром, формированием определённого набора профессионально значимых личностных качеств, с другой стороны, это осознание принадлежности к определённому профессиональному сообществу. Важным аспектом профессиональной идентичности является профессиональное самосознание, формирующееся на основе принятия себя в профессии и высокой мотивации на профессиональные достижения [9]. Развитие профессиональной идентичности детерминировано успешностью вхождения в профессиональную деятельность, в т.ч. сознательным её выбором, успешно пройденным этапом овладения профессией, профессиональным общением и профессиональным опытом. В этом процессе, особенно на этапе становления, важную роль играет образ «идеального профессионала», который определяет планирование субъектом своего профессионального будущего.
Для отечественных исследований профессиональной идентичности «характерна опора на принципы системности и структурности психических явлений, поиск генетически взаимосвязанных уровней идентичности, исследование формирования
Таблица 1
Сравнительные характеристики субъектно-профессиональной и инертной профессиональной идентичности на этапе её становления
С'ра i» и ггель iu.it характеристняй С^мкпш-професаюиаяинм ИЛСИ 1IMHOCI Ь Инертная профессиональная идентичность
Осознание принадлежности к определённее^ профй conos ал ьно му сообществу Идентифицирует себя с представителями профессия^ Знает профессиональную лексику. Интересуете« отдельными личностями в профессии, знает примеры j ероизма. Не идентифицирует себя с п р е де гав и гелям и про фесе и и, Слабо влздее т профессиональной лексикой, Не интересуется примерами профессионального мастере rea и т ероизма.
! IpHlüii и и себя ¡i профессии 11ониманне своих сильных н слабых качеств, отнесенных к категории 1 ГШ К. Означивание себя как будущего 1>рофесС.'Нона,|а и выбранном виде доя iejH.iiociH I le идентифицирует свои слабые и сильные качества, отнесенные к llUlIf. fie.означивает себя как будущет о профессионала.
Мотивация на нрофессио аильные достижения Сфор м ироваяный обра1: желаемою будущею, наличие реалистичных кар!>ерных амбиций Диффузный образ желаемого будущет. отсутствие или налияи« нереалистичных карьерных амбиций
Сознательный BbifHJP профессии Сознательная подготовка к поступлению в учебное заведение. Внутренние мо тивы выбора профессии- inaei i1 оi!., профессии, готов преодолевать трудности. Внешние мотивы выбора профессии, líe владеет информацией о сложных сторонах Профессии, Не ïoiob преодолевать трудности.
Успешность тгапа вхождения я профессию Лдап рацион.....й период проходит успешно Нее в иды адаптации завершаются к концу первого года обучения; Наличие проблем на лапе адаптации! Эти вхождения в профессию может осложняться наличием внутреннего конфликта между формируемой Профессиональной и личност ной идентичностью
Наличие образа «идеального профессионала» Сформирован обра! «идеального профессионала», Обра! «идеального Профессионала» не сформирован.
Деятельный характер процесса формирования профессиональной идентичности Самостоятельность и осознанность построении перспектив профессийпаль но го развития. Наличие плана действий но профессиональному саморазвитию. Высокая готовность участвовать и различных видах профессиональной подготовки, в |.ч. дополнительных занятиях. Несамостоятельность и неосознанность построения перспектив профессионального развития. Отсутствие плана действий по профессиональному самораз витиго. Незначительная готовность у частно ват ь в различных видах профессиональной по.ti отоаки
идентичности в процессе освоения и выполнения профессиональной деятельности» [11]. Для нашего исследования эти принципы имеют основополагающую роль, т.к. позволяют рассматривать становление идентичности на этапе вхождения в профессию и описывать многофакторный характер влияния внешней и внутренней ситуации развития на успешность этого процесса.
Необходимо отметить ограниченность взгляда на профессиональную идентичность как подвид социальной идентичности, который присутствует в целом ряде отечественных исследований (Шней-дер Л.Б., Кон И.С., Антонова Н.В.). Мы, вслед за М.С. Кодалевой, рассматриваем его как интегральное качество личности, возникающее как результат отождествления человека не только с профессиональной общностью, но и с профессиональной деятельностью. Таким образом, «профессиональная идентичность соотносится одновременно с социальным (исходным) и личностным (интегральным)
уровнями функционирования профессионального самосознания» [7].
В процессе анализа формирования и развития профессиональной идентичности многие авторы опираются на деятельный характер этого процесса. Так, Л.Б. Шнейдер отмечает «самостоятельное и ответственное построение своего профессионального будущего» [12]. Д.И. Завалишина определяет профессиональную идентичность как «субъектную характеристику», позволяющую выбирать и реализо-вывать способ профессионального взаимодействия с окружающим миром [3]. Вместе с тем ряд авторов подчёркивает, что формирование и развитие профессиональной идентичности не всегда осознается человеком. Так, Е.А. Климов отмечает, что во многих случаях «формирование профессиональной идентичности носит слабо осознанный характер, поскольку многие трудовые операции унифицированы в результате применения сходных технических средств деятельности в разных профессиях»
о
<N
s s
о о
О рц
сз н
(D О
а
(D «
S
и
^
5 §
о и
а
6
а
(D Н (D
[6]. Кроме того, наш опыт показывает, что наличие внешних установок при выборе профессии, слабая мотивация к овладению профессиональными ЗУН и профессиональными ролями замедляет формирование целостного представления человека о своей роли в профессиональном процессе, без которого невозможно понимание своего места в профессиональной среде и достижение уровня профессионального мастерства. Таким образом, субъектно-профес-сиональную идентичность мы противопоставляем инертной профессиональной идентичности. Сравнительные характеристики этих контрастных понятий представлены в табл. 1.
Итак, характеристика субъектно-профессио-нальной идентичности позволяет нам сформировать соответствующее понятие. В нашем понимании субъ-ектно-профессиональная идентичность представляет собой психологическую категорию, тип профессиональной идентичности, отличающийся субъектно-деятельностным характером овладения профессией, активным вхождением в профессиональную среду,
высокой степенью мотивации к профессиональному развитию. В соответствии с вышесказанным субъ-ектно-профессиональная идентичность определяется нами через следующие параметры: 1) осознание личностью своей принадлежности к определённой профессиональной общности; 2) восприятие профессиональных компетенций как личностно значимых качеств; 3) способность и готовность к активной профессиональной деятельности [4].
В исследованиях, касающихся развития идентичности, можно обнаружить понятие диффузной идентичности, под которым понимается неопределенное, смутное, неясное и неустойчивое представление о себе (Э.Эриксон). Процесс становления идентичности, бесспорно, является наиболее сложным онтогенетическим процессом, определяющим дальнейшую психическую организацию личности. В этой связи различия между инертной и диффузной идентичностью нам видятся как различия между процессом и результатом развития. Инертная идентичность - это показатель слабости, безынициатив-
w
S
и н о
(D
m
Степень активности п процессе Ф»|>1Ш1 роншнш идентичности
Ключевые характеристики
Факторы рлншшн
Инертная
Субъект! |ая
Несамостоятеггугость и неосознанность построения перспектив
профессионального разалгия;
слабая идентификация с предстзв I ггелями профессии; непонимание своих ПЗЛК;
- диффузный образ желаемого будущего. Личные Планы не согласованы с реальными возможностями профессии;
Внешние МОТИВЫ выбора Профессии:
- образ «идеального профессионала» не сформирован,
отсутствие плана действий по профессиональному саморазвитию;
- незначительная готовность участвовать пр 0||>с сспо нал ь но и подготовке,
- наличие проблем на этапе адаптации.
А
- конструктивные способы профессионального вааимодейййия практикуемые в образовательном Учреждении, в т.ч. в первичных коллективах учебной группы:
наличие адаптационных программ И вводных учебных курсов ДЛЯ курсаhtor на этапе вкоавдения в профессию
внешние
самостошелы юйъ И ОСОЗНаШОСГЬ построения перспектив
1!рофесспо]тлыюго развития,
идентификация себя с представителями профессии; понимание своихПЗЛК;
- сформированный образ желаемого будущею, личные планы согласовав! с реальными ВОЗМОЖНОСТЯМИ профессии:
внутренние мотивы выбора профессии.
сформированный образ «Идеального профессионала».
- наличие плана действий по профессиональному саморазвитию:
готовность участвовать в профессиональной подготовке.
адатацнонний период в учебном •;двсдсннп проходит успешно._
- осооыптпп культурэльных ценностей. связанных с этнической идентичностью;
наличие исходник способностей и свойств, в дальнейшем преобразуемых в ЦЗДС;
- уровень развития моральна-психологических качеств личности,
внутренние
Рис. 1. Ключевые характеристики и факторы формирования субъектно-профессиональной идентичности личности курсантов
ности, социальной лени в отношении выработки единой системы координат при оценке жизненных событий, слабость систематизации ценностей и оценок, низкая рефлексия и слабые свойства саморегуляции [10]. По своей сути инертная идентичность свидетельствует о надломленной субъектности, проявляющейся в неготовности личности быть активным творцом своей Самости.
Диффузная идентичность скорее результат воздействия деструктивных факторов внешней и внутренней психической реальности, влекущий за собой раздробленность и ограниченность восприятия личностью себя и окружающих.
В процессе планирования исследования по представленной теме высказано предположение о том, что на этапе вхождения в профессию быстрее и успешнее адаптируются слушатели, обладающие субъектно-профессиональным типом идентичности.
Научно-практическая проблема, поставленная в описываемом исследовании, формируется ещё одним значимым для предмета исследования фактором - выборка исследования представлена в т.ч. курсантами из ближнего зарубежья - Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Азербайджанской Республики. Таким образом, вхождение в профессию и начало формирования профессиональной идентичности у этой категории слушателей сопровождается адаптационными сложностями взаимодействия с представителями иной культуры. В этом аспекте интерес представляет понятие этнической или национальной идентичности, описывающее осознание личностью своей принадлежности к определённой этнической общности (Титова Т.А. с соавт., 2016; Папцова А.К. с соавт., 2017; Муращенко-ва Н.В., 2014 и др.). В свете актуальных исследований, посвящённых различным аспектам национальной и кросс-культурной идентичности, перспективными нам видится следующее направление практического изучения темы: взаимосвязь национальной и профессиональной идентичности курсантов - будущих сотрудников МВД России. Гипотеза, которую планируем проверять в этом направлении, касается возможного положительного влияния на формирование профессиональной идентичности со стороны культуральных ценностей, составляющих основу этнической идентичности народов Закавказья и Средней Азии у будущих сотрудников органов внутренних дел.
Таким образом, методологической основой планируемого исследования является подход А.В. Микляевой о многокомпонентном характере идентичности [8]. Автор отмечает, что «в эмпирических исследованиях чаще всего рассматриваются отдель-
ные компоненты идентичности (прежде всего, тендерная и этническая, гораздо реже - возрастная и экономическая) вне их взаимосвязи друг с другом» [8]. В нашем исследовании связываются воедино такие компоненты идентичности, как этническая, возрастная и профессиональная. Именно под их влиянием формируются ядерные образования идентичности в юношеском возрасте, связанные с самоопределением, личностным смыслообразованием и обретением самости.
Итак, общее представление о субъектно-про-фессиональной идентичности выстраивается в следующем предметном поле (рис.1).
Таким образом, субъектность отличает активную позицию личности в процессе становления профессиональной идентичности в противопоставлении инертному неосознанному характеру этого процесса.
Рассматривая факторы, определяющие качество субъектности профессиональной идентичности, мы опирались на подход Е.Н. Азлецкой, выделяющей в этом процессе личностные и средовые детерминанты [1]. Среди внутренних предпосылок формирования субъектности рассматриваются индивидуальные качества ответственности, самоконтроля, эмоциональной компетентности, отсутствие мотивационно-смысловых конфликтов, коммуникативные и организаторские навыки. К внешним факторам относятся особенности образовательной среды, которая может оказывать как подавляющее, так и стимулирующее воздействие.
В современной литературе особое значение придаётся взаимосвязи между субъектностью и профессионально значимыми личностными качествами. «Профессионально важные качества - это такие функциональные качества и личностные особенности человека, которые способствуют успешному выполнению данной профессиональной деятельности» [5, с. 42]. А.В. Белошицкий, И.Ф. Бережная, Е.Н. Азлецкая определяют субъектность как общую способность к осознанному, целенаправленному и саморегулируемому преобразованию исходных способностей и свойств в социально значимые и профессионально важные качества. Тем самым обнаруживается медиаторская функция субъектности в становлении профессионально значимых личностных качеств.
Итак, проведенный анализ позволил нам определить предметное поле исследования субъектно-профессиональной идентичности, которое включает в себя её ключевые характеристики и факторы влияния, а также взаимосвязь между компонентами идентичности на этапе вхождения в профессиональную деятельность.
Список литературы
1. Азлецкая, Е. Н. Личностные и средовые детерминанты формирования субъектности личности : авто-реф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.01 / Азлецкая Елена Николаевна. - Краснодар, 2001. - 23 с.
2. Водяха, А. А. Исследование ценностно-смысловых ориентаций личности как фактора сформированное™ профессиональной идентичности врача // Вестник Томского государственного университета. - 2009.
- № 7 (324). - С. 321-324.
3. Завалишина, Д. Н. Способы идентификации человека с профессией / /Психология субъекта профессиональной деятельности / под ред. А.В.Брушлинского, А.В. Карпова. - М.: ИП РАН; Ярославль: ЯрГУ 2001.
- С. 104-128.
22 4. Иваницкий, А. Т., Марчукова, Ю. И. Становление субъектно-профессиональной идентичности кур-
<м сантов на этапе адаптации в образовательной организации МВД России // Вестник Санкт-Петербургского
университета МВД России. - 2016. - № 3 (71). - С. 192-195. ^н 5. Ильин, Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности - СПб.: Питер,
% 2008. - 432 с.
§ 6. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. - 512 с.
8 7. Коданева, М. С. Становление профессиональной идентичности психологов уголовно-исполни-
Рн тельной системы : автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.03 / Коданева Михалина Сергеевна. - Москва, ^ 2008. - 27 с.
§ 8. Микляева, А. В., Румянцева, П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, меха-
низмы формирования. - СПб.: Изд-во РГПУ 2008. - 118 с.
9. Мищенко, Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза : ав-
св
н
<и
а тореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Мищенко Татьяна Владимировна. Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. «
и
Ушинского. - Ярославль, 2005. - 23 с. ^ 10. Силантьева, М. В. Диффузная идентичность - современная версия гражданской идентичности //
Вестник МГИМО Университета. - 2012. - № 2. - С. 173-179.
11. Фугелова, Т. А. О взаимосвязи профессионального самоопределения, профессиональной идентич-
ог
э
гс
а ности и профессиональной мобильности личности специалиста // Педагогический журнал Башкортостана. &
а
н 12. Шнейдер, Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагно-
- 2011. - № 2 (33). - С. 25-31.
-н стики. - М.: Московский психолого-социальный институт. 2007. - 128 с.
|| 13. Ericson, E. H. The Problem of Ego Identity // Stein M.R. et al. (eds.) Identity and Anxiety: Survival of the
j Person in Mass Society. - Glencoe: The Free Press, 1960.
g © Марчукова Ю. И., 2018
о
ffl УДК 351.74:159.923
Л. Ю. Нежкина, И. В. Ярославцева
НЕЖКИНА, Лариса Юрьевна, доцент кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВО Восточно-Сибирского института МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 110. Тел.: 8 (3952) 41-09-82. E-mail: [email protected].
NEZHKINA, Larisa Yurievna, assistant-professor of Philosophy, Psychology and Social-Humanitarian Department, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD of pedagogical sciences. Address: Russia, 664074, Irkutsk, Lermontov str., 110. E-mail: [email protected].
ЯРОСЛАВЦЕВА, Ирина Владиленовна, заведующая базовой кафедрой медицинской психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» и ФГБНУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека», доктор психологических наук, профессор. Адрес: Россия, 664000, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2. Тел.: 8 (3952) 203-630. E-mail: [email protected].
YAROSLAVTSEVA, Irina Vladilenovna, chief of the Department of Medical Psychology, Psychology Faculty, Irkutsk State University and Scientific Center for Problems of Family Health and Human Reproduction, doctor of psychological sciences, professor. Address: Russia, 664000, Chkalov str., 2. Tel.: 8 (3952) 203-630. E-mail: [email protected].
Диагностика личностных и деловых качеств сотрудника органов внутренних дел: технологии, содержание, результаты
Diagnosis of personal and business qualities of the employee of internal affairs bodies:
technology, contents, results
В статье представлены технологии, содержание и результаты изучения профессионально значимых качеств сотрудников органов внутренних дел как фактора их профессиональной адаптации.
Ключевые слова: личностные и деловые качества, психодиагностика, методика, профессиональная деятельность, адаптация.
The article presents technology, content and research results of professionally significant qualities of the employees of internal affairs bodies as a factor in their professional adaptation.
Keywords: personal and business qualities, psychodiagnostics, methodology, professional activity, adaptation.