групп ориентируются в поведении на сотрудничество и компромисс.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности позволило переориентировать участников экспериментальных групп на оптимальный для их будущей профессионально-педагогический деятельности тип социального поведения - сотрудничество.
Разработанные нами индивидуализированные программы формирования коммуникативной компетентности, построенные на основе результатов диагностики начального уровня сформированности отдельных структурных компонентов коммуникативной компетентности и индивидуально-психологических особенностей личности, прошли экспериментальную проверку. Зафиксированы положительные результаты, которые рекомендуются для внедрения в систему профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов-педагогов.
1 Агафонова И. Д. Формирование коммуникативной компетенции у менеджеров в дополнительном профессиональном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 24 с.; Бабушкин Г. Д. Коммуникативная компетентность как фактор развития субъект - субъектных отношений между тренером и спортсменом // Спортсмен как субъект деятельности: мат-лы симпозиума. Омск, 1993. С. 44-47; Бережная Г. С. Формирование конфликтологический компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.; Богданова Л. В. Профессионально-ориентированная коммуникативная подготовка будущего врача: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 23 с.; Боровикова Ж. Н. Формирование профессионально значимых коммуникативных умений учащихся учреждений начального профессионального образования сферы обслуживания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.; Быков С. А. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2009. 23 с.; Быкова Ж. Б. Формирование психолого-педагогической компетентности студентов вуза с использованием информационных и коммуникативных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.; Веденеев А. Г. Формирование педагогической компетентности менеджеров социально-культурной сферы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.; Ведомская Я. В. Формирование коммуникативной компетентности организаторов туристского досуга в культурно-образовательном пространстве вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2006. 24 с.; Громыкина Т. С. Коммуникативное образование как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной сферы в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.; Климова О. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности у студентов юридических специальностей в процессе изучения психоло-го-педагогических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 23 с.; Котельникова О. Ю. Формирование коммуникативной компетенции на межкультурной основе у будущих менеджеров социально-культурной деятельности в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.; Макарова К. Э. Формирование конфликтологической компетентности будущих юристов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009. 24 с.
2 Научно-исследовательская работа студентов / под ред. Г Д. Бабушкина. Омск, 2005. 372 с.
3 Там же.
УДК 378
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИДЕН, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Б. Н Селин
В статье рассматриваются концептуальные идеи, закономерности и принципы как методологическая основа теоретической модели формирования в вузе МВД России профессиональной поликультурной компетентности будущих специалистов органов внутренних дел.
Ключевые слова: теоретическая модель, профессиональная поликультурная компетентность, концептуальные идеи, закономерности, принципы.
Одной из важнейших задач высшего образования в России является подготовка специалиста к эффективной деятельности и взаимодействию в поликультурной среде. В связи с этим поликультурность как сторона образовательно-воспитательного процесса, пронизывающая все уровни образования, включая систему высшего профессионального образования МВД, представляется необходимой, а успешное функционирование поликультурно-го общества невозможно без формирования поликуль-турной компетентности ее членов. Обоснование эффективных путей формирования у будущих специалистов профессиональной поликультурной компетентности предполагает разработку теоретической модели этого процесса.
Методологической основой теоретической модели формирования у будущих специалистов органов внутренних дел профессиональной поликультурной компетентности является совокупность следующих концептуальных идей: поликультурного взаимодействия субъектов совместной деятельности (А. Н. Джуринский, И. Ф. Исаев, В. А. Сластёнин, Р. Страдлинг)1; субкультурной стратификации учебно-профессиональной среды (В. С. Жидков, К. Б. Соколов)2; коррекции профессиональных отношений на основе личностной и групповой рефлексии поликультурного диалога (Л. С. Выготский)3; закрепления и развития позитивного опыта поликуль-турного взаимодействия.
Эти концептуальные идеи реализуются в системе принципов формирования профессиональной поли-культурной компетентности будущих специалистов, регулирующих целевые установки, содержание образовательной деятельности, способы взаимодействия субъектов образования в совместной деятельности и их отношения.
Основополагающие принципы должны строиться на определенных психолого-педагогических закономерностях. Базой для определения данных закономерностей выступили психологическая теория учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова) и об-
Пснхопедагогнка в правоохранительных органах, 2011, № 1(44)
37
Селин Б. Н. Концептуальные идеи, закономерности и принципы теоретической модели формирования..,
щая теория деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). При конструировании модели формирования профессиональной поликультурной компетентности будущих специалистов ОВД мы выделяем два блока закономерностей формирования личности в деятельности: внешние и внутренние.
Под внешними закономерностями мы понимаем объективное влияние социокультурных процессов, происходящих в обществе и воздействующих на социализацию и профессионализацию личности4; влияние факторов окружающей поликультурной среды на выполнение сотрудниками милиции своих профессиональных задач; проявление особенностей профессиональных ролей сотрудников ОВД; динамичность изменения структурных компонентов профессиональной деятельности. Такими внешними закономерностями выступают глобализация, интеграция, межкультурная коммуникация, а также гуманизация социально-экономической, культурно-про -светительской сфер жизнедеятельности современного общества.
Развитие личности в процессе профессиональной деятельности происходит и под воздействием внутренних закономерностей, к которым мы относим общее психическое развитие; трансформацию старых и появление новых психических и профессионально значимых качеств, способностей; овладение нормами профессионального и вненормативного взаимодействия с субъектами поликультурной среды; изменение ценностных ориентаций и представлений о профессии; приобретение опыта межкультурного взаимодействия.
С учетом обоснованных закономерностей мы выделяем следующие принципы: культуросообразнос-ти (развитие личности на основе научного понимания естественных и социальных процессов, общечеловеческих ценностей; решение задач приобщения человека к различным пластам культуры; учет исторически сложившихся в конкретном социуме традиций, структуры социального опыта и стиля социализации); гуманизации профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды (ориентация образовательного процесса и его субъектов на гуманное отношение к личности, уважение ее прав и свобод, поддержку чести и достоинства, творческого потенциала, доведение до сознания участников процесса формирования поликультурной компетентности определенных целей самопознания, самосовершенствования и самореализации); поликультурной толерантности (регулирование процесса принятия совместных решений субъектами поликультурного взаимодействия и их реализации; создание наиболее благоприятных педагогических условий для формирования у будущих специалистов готовности идти на компромиссы для достижения успеха в решении профессиональных задач в поликультурной среде); максимального использова-
ния поликультурных ресурсов образовательной среды (развитие отношений сотрудничества, межличностных контактов в учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов ОВД; создание наиболее благоприятных условий для развития терпимости, понимания и уважения иных профессиональных, этнических, конфессиональных, культурных, гендерных, субкультурных групп населения и культуры межэтнического и межгруппового взаимодействия с учетом интересов и потребностей каждого участника поли-культурного диалога); полиролевого развития личности (формирование и развитие у будущих специалистов функций субъекта эффективного поликультурно-го взаимодействия; освоения всего разнообразия профессиональных позиций, ролей и функций субъектов поликультурного взаимодействия, способов, форм и приемов его осуществления в условиях учебно-профессиональной деятельности; формирование на основе опыта индивидуального стиля профессионального взаимодействия); развития субъектности (привитие убежденности работать в поликультурном коллективе, сотрудничать с коллегами по работе и субъектами профессионального воздействия; понимание и принятие позиции партнеров по совместной деятельности; проявление уважения, ценностного отношения к идеям, достижениям своих коллег и других людей, осознание их значимости для достижения целей совместной деятельности и повышения престижности ведомства).
Поддерживая мнение И. Ф. Исаева о том, что сформированные на основе педагогических закономерностей принципы и правила являются «опорными, исходными положениями для организации практической дея-тельности»5, считаем, что они служат главными конструктами педагогической концепции и позволяют отразить в обобщенном виде механизмы воплощения теоретической модели формирования профессиональной поликультурной компетентности будущих специалистов органов внутренних дел.
1 Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие. М., 1999. 200 с.; Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие. М., 2002. 208 с.; Сластенин В. А. Личностно ориентированные технологии профессионального педагогического образования. М., 2000. 488 с.; StradlingR. The European content of the school history curriculum // Doc. CC-ED/HIST. 1995. (95)1. P. 28-30.
2 Жидков B. C., Соколов К. Б. Культурная политика России: теория и история. М., 2001. 592 с.
3 Выготский Л. С. Психология. М., 2000. С. 143.
4 Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1997. С. 63.
5 Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва-Белгород, 1993. С. 131.
SB
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2G11, № 1(44)