УДК 37.0 ББК 74.00 Х 96
А.М. Хупсарокова
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, связанного с выявлением задач поликультурной подготовки будущих педагогов, сущностью поликультурной компетентности данных специалистов, определением совокупности психолого-педагогических условий формирования поликультурной компетентности педагога; приведены статистические данные результатов экспериментальной работы, направленной на формирование поликультурной компетентности у будущих педагогов.
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, поликультурная компетентность.
A.M. Khupsarokova
Formation of multicultural competence at the future teachers
Abstract. The paper provides the results of research related to revealing problems of multicultural preparation of the future teachers, the essence of multicultural competence of the experts and to determining a set of psychological-pedagogical conditions of formation of multicultural competence of the teacher. The author gives the statistical data on results of the experimental work to form a multicultural competence at the future teachers.
Key words: multicultural nature, multicultural education, multicultural competence.
Многие годы в нашей стране господствующая идеология направляла воспитание на унификацию граждан, сведение индивидуально-личностного разнообразия до некоторых усредненных стандартов. Индивидуальные интересы, способности, предпочтения, ценностные ориентации в некоторой степени учитывались в профессиональной ориентации учащихся, но и в данной работе интересам государства отдавалось преимущество: молодежи нередко предлагалось в добровольно-
принудительном порядке осваивать конкретные профессии, необходимые в данный момент народному хозяйству. Возможность выделиться из общей массы давала в некоторой степени этническая принадлежность человека, однако и в данном аспекте государством официально был объявлен курс на формирование единой нации -советского человека.
С конца ХХ века в России, как и во всем цивилизованном мире, больше внимания стало уделяться интересам и потребностям личности: признается равноправие личных и общественных интересов, право каждого на собственное мнение, на реализацию индивидуальных способностей и удовлетворение собственных интересов в социальной жизни и профессиональной деятельности, индивидуально-личностный подход к каждому человеку становится основой гуманистической педагогики и т.п. При очевидной гуманности и прогрессивности указанных тенденций последние имеют ряд следствий, недостаточно учитываемых психолого-педагогической наукой: осознав собственную самобытность, каждый человек стремится отстаивать собственное видение мира, собственную правоту, забывая зачастую, что его окружают такие же индивидуальности. То есть, признавая собственную культурную самобытность, люди не готовы к конструктивному взаимодействию с другими индивидуальными культурами, не готовы к жизни в поликультурном мире, что актуализирует поликультурную подготовку, поликультурное образование, поликультурное воспитание и т.п. как важную педагогическую задачу (А.Г. Бермус, И.В. Васютенкова, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, Е.А. Нечаева, С.М. Федюнина, А.В. Шафрикова, Е.М. Щеглова и др.).
Традиционно поликультурность рассматривается в контексте этнического разнообразия, а поликультурная подготовка граждан сужается до воспитания культуры межнационального общения, толерантности к этнокультурным различиям и т.п. (Г.Д. Дмитриев). Однако некоторые ученые (Г.Д. Дмитриев, Е.М. Щеглова, С.М. Федюнина и др.) справедливо отмечают, что поликультурность общества не сводится только лишь к национальному или религиозному многообразию, а предполагает многообразие жизненных стилей (в основе которых лежат и ценностные ориентации, и установки, и виды деятельности, особенности взаимоотношений и т.д.), характерных для различных социальных групп: этнических и религиозных, возрастных и гендерных,
профессиональных и др.
Задача системы образования, таким образом, заключается в подготовке человека к эффективной деятельности и общению в поликультурной среде, что связано с осознанием культурного многообразия, толерантным отношением к этому многообразию и способностью к культуросообразному поведению (в соответствии конкретным культурным условиям) (A.C. Бермус, П.П. Гречко, Т.Ю. Гурьянова, Ж. Делор, Г.Д. Дмитриев, О.В. Еремкина, ИА. Зимняя, Т.Б. Менская, E.A. Нечаева, Е.М. Щеглова и др.).
Учитель, с одной стороны, является членом поликультурного общества, а с другой, - в силу педагогической миссии должен быть готов к поликультурному воспитанию подрастающего поколения. Особую важность в этой связи приобретает поликультурная подготовка будущих педагогов, формирование у них поликультурной компетентности и как профессионального, и как общесоциального личностного качества. Однако выбор и реализация совокупности психолого-педагогических условий, способствующих эффективному формированию у будущего педагога поликультурной компетентности -как социально- и профессионально значимого личностного качества, - до сих пор составляют педагогическую проблему, разрешение которой определило цель нашего исследования.
Для достижения поставленной цели нами проведены теоретические и эмирические исследования, в процессе которых определены задачи и содержание поликультурной подготовки будущего педагога; выявлены структура и содержание поликультурной компетентности педагога; выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия, разработана модель формирования поликультурной компетентности будущего педагога; разработана и апробирована технология формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов начального образования.
Поликультурная подготовка будущих педагогов в системе профессионального образования включает два взаимосвязанных направления:
- общесоциальное - теоретическая, мотивационная и практическая подготовка студентов к жизни и конструктивному межличностному взаимодействию в поликультурном обществе;
- профессиональное - теоретическая, мотивационная и практическая подготовка студентов к конструктивному межкультурному взаимодействию с субъектами педагогической деятельности и к осуществлению образовательного процесса с опорой на идеи поликультурного образования [1, 6, 7, 12, 14, 15].
Поликультурная компетентность педагога представляет собой интегративное личностно-профессиональное качество, обусловливающее его способность эффективно участвовать в социальных процессах поликультурного общества, осуществлять межкультурное взаимодействие, учитывать поликультурный состав субъектов профессиональной деятельности и использовать его характеристики и особенности для решения педагогических задач, а также осуществлять поликультурное воспитание учащихся. Данное качество включает профессиональное и общесоциальное содержание, представленное совокупностью когнитивного (поликультурные знания и теоретические умения), мотивационно-ценностного (поликультурные ценности, толерантные отношения, установки на межкультурное взаимодействие) и деятельностно-поведенческого (навыки
общения, поведения и деятельности в условиях поликультурного общества) компонентов [2, 4, 5, 7, 11, 13, 14, 15].
Структурным компонентам соответствуют критерии сформированности поликультурной компетентности: - когнитивные (поликультурные знания, усвоенные на уровне применения и творчества), мотивационно-ценностные (осознание и принятие студентами социально-профессиональной значимости поликультурных ценностей, наличие прочного интереса к иным культурам и стремление к межкультурному взаимодействию является мотивационно-ценностным критерием сформированности поликультурной компетентности) и деятельностно-поведенческие (активность студентов в межкультурном взаимодействии, культурная адекватность их поведения, успешность предпринимаемых действий). Степень соответствия индивидуально-личностных характеристик выделенным критериям обусловливает уровни сформированности поликультурной компетентности: высокий, средний или низкий.
Эффективность формирования поликультурной компетентности будущих педагогов обеспечивается системой психолого-педагогических условий, среди которых:
1) опора на основные положения теории поликультурного образования: открытость, культурный плюрализм, диалог культур, контекстность, деятельностное освоение культуры;
2) опора на основные положения компетентностного подхода: организация контекстной деятельности студентов, стимулирование активности студентов посредством применения инновационных средств и методов, использование оценочных процедур, адекватных структуре, содержанию и критериям поликультурной компетентности, направленность содержания образования на формирование всех содержательных и структурных компонентов поликультурной компетентности, учет личных интересов и склонностей студентов при выборе содержания образования;
3) выбор средств, методов, форм образования, соответствующих методологическим характеристикам компетентностного подхода: активно-деятельностная направленность образования, ситуативно-проблемная организация образовательного процесса, конструирование содержания образования в соответствии с идеями задачного и функционального подходов к образованию;
4) опора на ролевую теорию личности при организации формирования поликультурной компетентности студентов;
5) интегративный подход к организации образовательного процесса [2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 14, 15].
Формирование поликультурной компетентности студентов осуществляется через последовательность этапов, соответствующих предметному содержанию поликультурной компетентности педагога:
1) социально-личностного: цель - освоение студентами общесоциального
содержания поликультурной компетентности, становление их готовности и способности к эффективной жизнедеятельности (общению, решению общесоциальных коммуникативных задач) в условиях поликультурного общества);
2) переходного: цель - экстраполяция общесоциального содержания
поликультурной компетентности в сферу профессиональной деятельности, становление готовности и способности студентов к эффективному педагогическому взаимодействию с учетом поликультурности профессионального сообщества;
3) профессионально-личностного: цель - полноценное освоение студентами педагогического содержания поликультурной компетентности, становление их готовности и способности к осуществлению поликультурного воспитания учащихся.
На каждом этапе решаются задачи, связанные с развитием когнитивной, мотивационно-ценностной и деятельностно-поведенческой сфер личности студентов [16], конкретизируются критерии и уровни сформированности поликультурной компетентности студентов, осуществляется отбор когнитивного содержания образования,
разработка ситуативно-проблемных задач, подбор средств, методов и форм организации образовательного процесса.
Учитывая содержание триады решаемых на каждом этапе педагогических задач, нами выделены соответствующие им специфические методы, приемы и формы организации образовательного процесса:
1) методы и приемы, направленные на развитие когнитивного компонента
поликультурной компетентности: приемы мнемической деятельности; выполнение
заданий, связанных с анализом и обобщением информации, конкретизацией выводов; обсуждение и разрешение проблемных ситуаций; подбор примеров, иллюстрирующих справедливость сделанных обобщений;
2) методы и приемы, направленные на развитие мотивационно-ценностного
компонента поликультурной компетентности: разъяснение и убеждение, беседа,
дискуссия, приемы витагенного обучения;
3) методы и приемы, направленные на развитие деятельностно-поведенческого
компонента поликультурной компетентности: тренинг общения, обсуждение и
разрешение ситуативно-проблемных задач, деловые и ролевые игры, организация контекстной деятельности студентов.
На рисунке 1 графически изображена разработанная нами модель формирования поликультурной компетентности у будущих педагогов.
Критерии оценки
1 § 2 § О О о п
(3 м Б о § 1 = “х§ -чш 2 КОо МОо ЯЯя аяя и 3 К я Активность и успешность поведения и деятельности
Уровни
Отрицательный
Низкий
Средний
Высокий
1. Формирование полноценной системы поликультурных знаний.
2. Воспитание ценностного отношения к культурному многообразию и интереса к межкультурному взаимодействию.
3. Развитие навыков поведения и деятельности в поликультурной среде.
Рис.1. М --------►
Модель формир
Будущий педаго г со сформированной поликультурной компетентностью
юи компетентности
тетентности будущих педагогов
отражает взаимосвязи между разными компонентами образовательной системы: сущность поликультурной компетентности обусловливает выбор психолого-педагогических условий ее формирования, которые реализуются при поэтапном решении образовательных задач; иерархия этапов формирования поликультурной компетентности определяется содержательными компонентами данного качества, а последовательность
задач - его структурными компонентами; структурным компонентам соответствуют критерии оценки, на основе которых на каждом этапе определяются уровни сформированности поликультурной компетентности. Высокий уровень сформированности данного качества на последнем этапе характеризует личность студента, обладающего поликультурной компетентностью.
Технология формирования поликультурной компетентности студентов представляет собой систему целенаправленной педагогической деятельности, процессуально оформленной в виде этапов поликультурной подготовки студентов, а содержательно - через средства, методы и приемы, формы организации образовательного процесса (методическое содержание технологии), соответствующие задачам конкретного этапа и предусматривающие возможность диагностировать динамику запланированных личностных изменений (критерии и уровни сформированности поликультурной компетентности, диагностический инструментарий). На каждом этапе предусмотрено последовательное применение средств и методов, отраженных в системе психологопедагогических условий формирования поликультурной компетентности студентов, обусловленное закономерностями формирования системы знаний и умений, развития ценностно-мотивационной сферы личности, становления навыков конструктивного поведения и деятельности.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной модели осуществлялась на базе педагогического факультета филиала Адыгейского государственного университета а. Кошехабля. Эмпирическое исследование длилось четыре года (с первого по четвертый год обучения студентов), начиная с 2005-2006 учебного года.
Перед началом формирующего эксперимента было проведено констатирующее исследование студентов первого курса (сентябрь), направленное на определение исходного уровня их поликультурной компетентности. Анализ результатов опроса, тестирования, анкетирования и педагогического наблюдения показал, что обследуемая группа респондентов представляет собой однородную выборку (коэффициент вариативности У=7,6%). Это позволило сформировать контрольную (КГ, 27 чел.) и экспериментальную (ЭГ, 29 чел.) группы из студентов, обучающихся в разных академических группах на одном курсе. Результаты констатирующего исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни поликультурной компетентности студентов __________(констатирующее исследование)____________________________
Уровень ЭГ КГ Р
Высокий 0% 0% Р>0,05
Средний 67,6% 68,2% Р>0,05
Низкий 32,4% 31,8% Р>0,05
Далее образовательный процесс в ЭГ осуществлялся в соответствии с разработанной технологией. На каждом этапе, в соответствии с решаемыми задачами, методы и приемы формирования поликультурной компетентности, (а также соответствующие им формы организации занятий), применялись в следующей последовательности: установка на запоминание информации; разъяснение
аксиологического содержания информации; обсуждение социальной значимости и определение индивидуально-личностного отношения к поликультурной информации; подбор витагенных примеров поликультурного взаимодействия; решение контекстных ситуативно-проблемных задач на анализ информации, оценку ситуации и т.п.; поиск витагенных аналогий, иллюстрирующих сделанные выводы; решение ситуативнопроблемных задач на выбор способов действий; обсуждение индивидуальных поведенческих стратегий; участие в ролевых или деловых играх, связанных с имитацией
ситуаций межкультурного взаимодействия; решение ситуационно-проблемных задач на контроль и коррекцию поведения и деятельности; возврат к материалу, повторение, уплотнение материала, составление смысловых опор; проектная деятельность студентов.
К окончанию формирующего эксперимента студенты экспериментальной группы характеризовались достоверно более высоким уровнем поликультурной компетентности, чем представители контрольной группы (таблица 2).
Таблица 2
Уровни поликультурной компетентности студентов ______________(итоговое обследование)_______
Уровень ЭГ КГ Р
Высокий 30,9% 12,4% Р<0,05
Средний 67,3% 42,8% Р<0,1
Низкий 1,8% 44,8% Р<0,05
У студентов экспериментальной группы были выявлены достоверно более высокие показатели по всем компонентам поликультурной компетентности. Данные учащиеся отличались гораздо более полными, осмысленными поликультурными знаниями, убеждением в ценности межкультурных различий, культурного разнообразия для обогащения личного опыта (в том числе профессионального), осознанием необходимости учитывать эти различия в социальном взаимодействии и в профессиональной деятельности, ценностным отношением как к межкультурному общению, так и к поликультурному воспитанию учащихся как к педагогической задаче. Кроме того, они проявили более высокую активность и получили более качественные результаты и при участии в контекстных научно-практических конференциях, и в период педагогической практики, продемонстрировав в большинстве своем и содержательно-теоретическую, и практико-методическую готовность к поликультурному воспитанию школьников.
Анализ поведения и деятельности студентов экспериментальной группы подтвердил предположение о том, что эффективное формирование поликультурной компетентности у будущих педагогов возможно при учете закономерностей развития ценностно-ориентационной, мотивационной и деятельностно-поведенческой сфер личности, этапной организации процесса усвоения социального и профессионального опыта поликультурного взаимодействия, а также при опоре на основные положения теории поликультурного образования, ролевой теории личности и компетентностного подхода к профессиональной подготовке. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности разработанной модели и действенности технологического подхода к формированию поликультурной компетентности у будущих педагогов в процессе профессионального образования.
Примечания:
1. Андреев А.П. Педагогика. Казань, 2000.
2. Бермус А.Г. Концептуальные и методологические основы педагогической поддержки в
поликультурном социально-воспитательном пространстве. URL:
http://rspu.edu.ru/science/conferences/01 04 09/2bermus.html.
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000. 304 с.
4. Васютенкова И.В. Сущностные аспекты и актуальность поликультурного образования в современных условиях. URL: http: / / new .loiro.ni/index.php.
5. Гурьянова Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов (на материале обучения иностранному языку): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2008.
6. Деньгуб Е.С. Поликультурное образование личности как способ воспитания гражданственности и общественно значимых мнений. URL: http: //www .prof.msu.ru/publ/omsk2/o30.htm
7. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.
8. Еремкина О.В. Профилирование культурологической подготовки менеджеров по туризму: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сочи, 2001.
9. Зеер Э.Ф Компетентностный подход к образованию. URL: http : //www.umrao.m/konf2005 . php.
10. Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. Великий Новгород, 2005.
11. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. М., 2007. 336 с.
12. Мальковская И.А. Глобализация и транскультурный вызов незападного мира. URL: http://www.isras.m/files/File/Socis/12-2005/malkovskaya.pdf
13. Менская Т.Б. Поликультурное образование: программы и методы // Общество и образование в современном мире: сб. материалов из зарубежного опыта. Вып. 2. М., 1993.
14. Нечаева Е.А. Подготовка педагога к профессиональной деятельности в мультикультурном коллективе учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2008.
15. Федюнина С.М. Концептуальные основания и условия мультикультуризма в современном российском обществе: автореф. дис ... д-ра социол. наук. Саратов, 2007.
References:
1. Andreev A.P. Pedagogy. Kazan, 2000.
2. Bermus A.G. Conceptual and methodological bases of pedagogical support in multicultural social-educational space. URL: http: // rspu.edu.ru/science/conferences/01_04_0 9/2bermus.html.
3. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogy: Textbook for higher schools. SPb., 2000. 304 p.
4. Vasyutenkova I.V. Intrinsic aspects and an urgency of multicultural education in modern conditions URL: http: // new.loiro.ru/index.php.
5. Guryanova T.Yu. Formation of multicultural competence of students at secondary special educational institutions (using a material of training to foreign language): thesis for Candidate of Pedagogy degree. Cheboksary, 2008.
6. Dengub E.S. Multicultural education of the person as a way of education of civilization and socially significant opinions. URL: http: // www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o30.htm.
7. Dmitriev G.D. Multicultural education. M., 1999.
8. Eremkina O.V. Profiling culturological preparations of tourism managers: thesis for Candidate of Pedagogy. Sochi, 2001.
9. Zeer E.F. The competence approach to education. URL: http: // www.urorao.ru/konf2005.php.
10. Isaev V.A. Education of adults: the competence approach: monograph. Great Novgorod, 2005.
11. Kolesnikova I.A. Communicative activity of the teacher. M., 2007. 336 p.
12. Malkovskaya I.A. Globalization and a trans-cultural call of the Western world. URL: http: // www.isras.ru/files/File/Socis/12-2005/rn alkovskaya.pdf.
13. Menskaya T.B. Multicultural education: Programs and methods // Society and education in the modern world: collection of materials from foreign experience. Issue. 2. M., 1993.
14. Nechaeva E.A. Preparation of the teacher to professional work in multicultural collective of pupils: thesis for Candidate of Pedagogy degree. Kaliningrad, 2008.
15. Fedyunina S.M. The conceptual bases and a condition of multibody building in a modern Russian society: thesis for Doctor of Sociology degree. Saratov, 2007.