Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации этнонационального воспитания курсантов образовательных организаций МВД Российской Федерации'

Педагогические условия реализации этнонационального воспитания курсантов образовательных организаций МВД Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ETHNIC EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ETHNIC EDUCATION OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биннатов Бахрам Абульфатович, Галимов Эрик Энгелевич

Статья посвящена исследованию проблемы педагогических условий «этнонационального воспитания» курсантов образовательных организаций МВД Российской Федерации на современном этапе. Проведен компаративный анализ содержания педагогических условий воспитательной деятельности применительно к этнонациональной ее составляющей, предлагаемый для работ о воспитании курсантов силовых министерств и ведомств России. В целях повышения технологичности планируемого воспитательного процесса необходимо структурное разделение педагогических условий на следующие направления: теоретико-методологическое, организационно-педагогическое, дидактико-педагогическое, психолого-педагогическое и практико-прикладное. Смысл каждого из них подробно характеризуется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Биннатов Бахрам Абульфатович, Галимов Эрик Энгелевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ETHNIC EDUCATION OF CADETS AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to problems of pedagogical conditions for “ethnic education” of cadets at educational institutions of the MIA of the Russian Federation at the present stage. A comparative analysis of the content of pedagogical conditions of educational activities is made in relation to the ethno-national component, as proposed in the works on the education of the cadets of law enforcement ministries and departments of Russia. A conclusion is drawn about the necessity of structural breakdown of pedagogical conditions into individual areas, such as theoretical-methodological, organizational-pedagogical, didactic-pedagogical, psychological-pedagogical and practical-applied areas, in order to improve the efficiency of the planned educational process. The meaning of each of these areas is characterized in detail.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации этнонационального воспитания курсантов образовательных организаций МВД Российской Федерации»

110_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2016. Т. 26, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 378.1:37.035.6

Б.А. Биннатов, Э.Э. Галимов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена исследованию проблемы педагогических условий «этнонационального воспитания» курсантов образовательных организаций МВД Российской Федерации на современном этапе. Проведен компаративный анализ содержания педагогических условий воспитательной деятельности применительно к этнонацио-нальной ее составляющей, предлагаемый для работ о воспитании курсантов силовых министерств и ведомств России. В целях повышения технологичности планируемого воспитательного процесса необходимо структурное разделение педагогических условий на следующие направления: теоретико-методологическое, организационно-педагогическое, дидактико-педагогическое, психолого-педагогическое и практико-прикладное. Смысл каждого из них подробно характеризуется.

Ключевые слова: этнонациональное воспитание, педагогические условия «этнонационального воспитания» курсантов образовательных организаций МВД Российской Федерации.

В современной научной литературе, несмотря на интенсивное и многолетнее использование термина «педагогические условия» (особенно - в диссертационных работах), как показывает специальный анализ, не сформировалось пока единого подхода к определению его сущности. Как отмечают Н. Ипполитова и Н. Стерхова, несмотря на разработку этой проблемы известными российскими авторитетами педагогической науки (В.И. Андреева, С.А. Дыниной, М.В. Зверевой, Н.В. Ипполито-вой, Б.В. Куприянова, А.Я. Найн, Н.М. Яковлевой и др.), термин «педагогические условия» в отечественных публикациях получил многочисленные и довольно различные трактовки [1]. Основываясь на анализе сущкествующих работ, Н. Ипполитова и Н. Стерхова характеризуют выделенные ими виды педагогических условий, обеспечивающих функционирование и эффективное развитие педагогической системы. По их мнению, организационно-педагогические условия представляют собой совокупность целенаправленно сконструированных возможностей содержания, форм, методов целостного педагогического процесса (мер воздействия), лежащих в основе управления функционированием и развитием процессуального аспекта педагогической системы (целостного педагогического процесса); психолого-педагогические условия - совокупность целенаправленно сконструированных взаимосвязанных и взаимообусловленных возможностей образовательной и материально-пространственной среды (мер воздействия), направленных на развитие личностного аспекта педагогической системы (преобразование конкретных характеристик личности); дидактические условия выступают как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей. В итоге анализа названные авторы приводят следующее определение понятия «педагогические условия»: выступая как один из компонентов педагогической системы, они «отражают совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы, и обеспечивают её эффективное функционирование и развитие» [1].

В целом принимая данное определение, проведем компаративный анализ содержания педагогических условий воспитательной деятельности применительно к этнонациональной ее составляющей, предлагаемый в работах о воспитании курсантов силовых министерств и ведомств России. Так, М.А. Мазур считает, что «необходимыми и достаточными условиями эффективного функционирования системы формирования патриотической культуры у сотрудников ОВД, являются создание прак-тико-ориентированной воспитательной среды, стимулирующей патриотическую деятельность сотрудников ОВД; расширение воспитательного воздействия традиций и ритуалов; включение в процесс патриотического воспитания сотрудников курса "Патриотическая культура сотрудников ОВД"» [2. С. 14]. Таким образом, наряду с формированием соответствующей среды, автор рассматривает как базовые педагогические условия только использование ритуалов и чтение единственного дополнительного спецкурса. Более широкий набор средств для формирования общечеловеческих культурных ценностей у курсантов вуза МВД РФ предлагает О.А.Тимофеева при соответствующих педагогических условиях: воспитание положительной мотивации к формированию общечеловеческих культурных

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 3

ценностей; формирование у преподавателей вуза навыков формирования у курсантов общечеловеческих культурных ценностей; использование в этой работе специально создаваемых педагогических ситуаций; учет в этой работе обстоятельств, влияющих на успешность процесса воспитательной деятельности современного вуза [3. С. 12].

В.А.Козлов, изучивший процесс формирования у курсантов образовательных организаций МВД России нравственного отношения к сослуживцам, в качестве основных педагогических условий выдвинул несколько групп воспитательного обеспечения: а) укрепление авторитета субъектов образовательного процесса (доброжелательное, уважительное отношение командира курсантского подразделения, преподавателя, офицера управления (командования) вуза к курсанту; своевременная, объективная и компетентная оценка поведения каждого курсанта в его нравственном выборе при совершении им поступков) и др.; б) формирование положительного общественного мнения в коллективах курсантов; руководство взаимоотношениями в этих коллективах при совершении нравственных поступков; создание необходимых условий, способствующих взаимовыручке и взаимопомощи; создание в коллективе курсантов атмосферы, поддерживающей здоровые традиции и др.; в) воспитание у курсантов качеств воина-наставника: привлечение курсантов старших курсов к учебным занятиям и воспитательным мероприятиям у курсантов младших курсов; проведение с курсантами инструктивных занятий по методике руководства повседневной деятельностью подчинённых военнослужащих; формирование и развитие у курсантов командно-методических навыков и др. [4. С. 13]. Как видим, автор расширяет описание воспитательной среды, включая в нее в качестве субъектов командиров-воспитателей и наставников из числа студентов старших курсов.

Среди работ, исследующих педагогику межнационального общения в курсантской среде, выделим диссертацию О.А. Кононовой: в качестве комплекса педагогических условий социально-педагогического сопровождения межнационального общения курсантов в военном вузе автор предлагает такие мероприятия, как отслеживание динамики развития межнационального общения будущих офицеров в процессе службы, обучения в военном вузе и оперативность регулирования этого процесса; создание социальных ситуаций, в которых курсанты осваивают различные способы взаимодействия; формирование рефлексивного опыта совместного проживания курсантов в военном вузе, в частности -организация диалога и сотрудничества военнослужащих различных национальностей; интеграция средств аудиторной и внеаудиторной деятельности, формирующая культуру межнационального общения; подготовка офицеров к регулированию межнационального общения курсантов [5. С. 12]. Как видим, автор предлагает усилить организацию практико-прикладных мероприятий в процессе воспитания, сделав их основными. Аналогична концептуальная позиция занимает О.П. Щукиной, считающей, что наибольшее значение для организации эффективного поликультурного взаимодействия курсантов в воспитательном пространстве военного вуза имеет совокупность таких педагогических условий, как: практико-ориентированная направленность преподавания гуманитарных дисциплин и предметов языкового цикла, реализации поликультурного потенциала их содержания; использование во внеаудиторной деятельности форм работы, построенных на личностно-ориентированных, коммуникативных и информационных технологиях; интеграция педагогических влияний различных поликультурных сообществ [6. С. 13-44].

Во многом противоположную в формировании готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих занимает Д.Е. Матвееев, считающий, что в воспитательном процессе главную роль играет образовательная составляющая, а «успешность процесса формирования готовности будущего офицера к воспитанию КМО (культуры межнационального общения) военнослужащих обеспечивается комплексом таких педагогических условий, как последовательная реализация этнокультурного потенциала учебных дисциплин и интегративного спецкурса «Культура межнационального общения военнослужащих» в образовательном процессе ВОУ ВПО; обеспечение диалоговой направленности учебного процесса; обогащение воспитательной работы с курсантами этнокультурным содержанием; практико-ориентированная направленность данного процесса в рамках войсковой стажировки» [6. С. 13].

Попытку «соединить» в качестве основных педагогических условий успешной воспитательной деятельности применительно к развитию поликультурной компетентности в профессиональной подготовке на примере курсантов академии МВД предприняла Е.М. Щеглова, подчеркнувшая необходимость соблюдении нескольких педагогических условий: а) овладение системой знаний об основных тенденциях развития современного поликультурного общества; б) становление готовности к меж-

112_Б.А. Биннатов, Э.Э. Галимов_

2016. Т. 26, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

культурному диалогу, умений и навыков конструктивного межкультурного (межличностного и группового) общения в ходе выполнения служебных обязанностей; к осуществлению профессиональной деятельности в поликультурной среде и к применению полученных знаний для адекватного разрешения межкультурных ситуаций; в) реализация различных форм и методов образовательного процесса (лекционных, дискуссионных, игровых ситуационных задач, тренинговых) в развитии поликультурной компетентности у курсантов; г) сочетание учебного процесса с внеаудиторной работой в академии МВД [7. С. 14].

На наш взгляд, наиболее расширенную и подробную систему педагогических условий формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза, называя их (почему-то) только организационно-педагогическими условиями, предлагает в своей диссертации Е.А.Сергеева, разделившая все необходимые условия на три группы: общие, частные и специфические условия. Так, например, она пишет, что «совокупность организационно-педагогических условий формирования этнической толерантности курсантов военного вуза включает общие (методологическое, кадровое и управленческое обеспечение активного и позитивного межэтнического взаимодействия курсантов), частные (внедрение в учебно-воспитательную и служебную деятельность военного вуза системы этнокультурного образования, основанного на комплексном, личностно ориентированном и гуманистическом подходах; разработка и реализация структурно-функциональной модели и комплексной программы формирования этнической толерантности курсантов, которая носит синтетический, междисциплинарный характер и включает в себя как теоретические занятия с элементами педагогики и социологии, истории и политологии, философии и культурологи, прикладной психологии и конфликтологии, так и практические задания и упражнения по отдельным направлениям оптимизации межличностного восприятия и активного межэтнического взаимодействия, органически объединенные в системное целое; учет воспитательных и дидактических возможностей содержания, форм, методов и средств образовательного процесса; развитие этнотолерантной компетентности командного и профессорско-преподавательского состава; создании благоприятного социально-психологического климата в вузовской полиэтнической среде) и специфические условия (доведение до сознания каждого курсанта приоритета общечеловеческих ценностей, необходимости формирования толерантного сознания, веротерпимости, уважения к позициям и ценностям других людей, развитие их как активных субъектов военно-профессиональной деятельности, ответственных за результат формирования своей индивидуальности, тесно связанной с жизнью и перспективами развития преимущественно организационно-педагогических мероприятий, к группе частных - образовательные действия, а к группе специфических - воспитательные технологии, находящиеся за пределами процесса обучения на учебных занятиях [8. С. 13-14].

Подводя краткие итоги обзора выдвигаемых в российских исследованиях педагогических условий воспитания у курсантов образовательных организаций силовых министерств различных качеств позитивного этнонационального самосознания, мы пришли к следующим выводам. Во-первых, наблюдается «разнобой» с точки зрения глубины и ширины охвата в описании необходимых и достаточных педагогических условий. Одни авторы ограничиваются приведением мелких требований к организации воспитательного процесса, другие приводят широкие и разноуровневые системы педагогических мероприятий. Во-вторых, очевидна разноголосица в выборе приоритетных условий воспитательного воздействия: одни предпочитают «педалировать» образовательные мероприятия, делая акцент на «знаниевой» подготовке курсантов; другие - выводят на первый план «внеучебные» мероприятия, за пределами организации плановых занятий; третьи - требуют усиления так называемых «тренировочных» технологий. Наконец, большинство авторов при описании педагогических условий ограничиваются ссылкой на организацию соответствующей «социально-педагогической среды», при этом отдельные специалисты специально выделяют и подробно характеризуют тех или иных субъектов воспитательного процесса (преподавателей, командиров подразделений, курсантов старших курсов и т. д.) или акцентируют внимание на работе непосредственно в курсантских коллективах, особенно в период совместного проживания.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что выявление условий, обеспечивающих функционирование и развитие педагогической системы, - это применительно к этнонациональному воспитанию курсантов вузов МВД России одна из важных задач педагогических исследований. На наш взгляд, необходимо структурное (в целях повышения технологичности планируемого воспитательного процесса), разделение педагогических условий на отдельные направления. Условно их можно разделить на теоретико-методологическое, организационно-педагогическое, дидактико-педагогическое, психолого-педагогическое и практико-прикладное направления.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2016. Т. 26, вып. 3

Теоретико-методологическое направление педагогических условий успешного этнонационального воспитания курсантов в образовательных организациях МВД России задается формированием и пониманием в руководстве: теоретических основ проблемы этнического феномена; значения и смысла этнонационального воспитания, включающего воспитание культуры не только межнационального общения, но и внутреннего этнического самосознания курсантов; кадровое (подбор педагогов) и управленческое (полиэтничный характер командного состава) обеспечение позитивного этнонацио-нального воспитания; выбор правильной стратегии воспитания в зависимости от национального состава курсантских коллективов.

Организационно-педагогическое направление педагогических условий этнонационального воспитания в образовательных организациях МВД РФ основывается на внедрении в учебно-воспитательную и служебную деятельность вуза (на основе создания специальной концептуальной модели) этно-национального образования и воспитания с целью формирования личности выпускника, который бы обладал высоким уровнем позитивного этнического самосознания и высокоразвитой культурой межнационального общения на основе межэтнической толерантности. Для этого необходимо, с одной стороны, включение в образовательный процесс наряду с традиционными курсами (социология, история и политология, философия и культурология, прикладная психология, педагогика и конфликтология) расширенных и имеющих междисциплинарный характер тем и разделов об этнонациональных отношениях; с другой стороны - разработки и чтения курсантам специальных курсов, синтезирующих знания по данной проблеме.

Дидактико-педагогическое направление педагогических условий этнонационального воспитания в системе МВД предполагает подчинение всего образовательного процесса (лекционных, практических и лабораторных занятий) задаче оптимизации межличностного восприятия и активного межэтнического взаимодействия, органически объединенных в системное целое; учет воспитательных и дидактических возможностей содержания, форм, методов и средств образовательного процесса. Этой задаче должны быть подчинены и все внеучебные воспитательные мероприятия, планируемые с учетом этнического состава курсантов; процесс создания и развития этнонациональной компетентности командного и профессорско-преподавательского состава; формирование благоприятного социально-психологического климата в вузовской полиэтнической среде.

Психолого-педагогическое направление педагогических условий этнонационального воспитания обеспечивается благодаря тому, что в течение всего времени подготовки курсанта, в том числе -в период организации так называемого «свободного времени», во время неформальных контактов с другими обучающимися, с преподавателями и командным составом происходит доведение до сознания каждого курсанта понимания богатства культуры, языка, духовности «своего» народа и других народов, формирующих единую российскую идентичность. Достигается понимание необходимости формирования толерантного сознания, веротерпимости, уважения к позициям и ценностям других людей; развитие курсантов как высокопрофессиональных специалистов правоохранительной деятельности в области этнонационального развития общества.

Практико-прикладное направление педагогических условий этнонационального воспитания должно быть обеспечено направленностью всего учебного и воспитательного процесса на создание и применение методик по обучению конкретным ситуациям межэтнического взаимодействия; на постоянные тренировочные занятия и отработку в курсантских коллективах мировоззренческо-мотивационных установок с целью позитивного межэтнического общения; на разработку и организацию имитационных моделей и ролевых игр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ипполитова Н., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education, 2012, № 1, pp. 8-14. URL: http://genproedu.com/paper/2012-01/iull_008-014.pdf (дата обращения: 15.02.2016).

2. Мазур М.А. Формирование патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 23 с.

3. Тимофеева О.А. Формирование общечеловеческих культурных ценностей у курсантов вуза МВД России в ходе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2013. 21 с.

4. Козлов В.А. Формирование у курсантов вузов МВД России нравственного отношения к сослуживцам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 22 с.

114_Б.А. Биннатов, Э.Э. Галимов_

2016. Т. 26, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

5. Кононова О.А. Социально-педагогическое сопровождение межнационального общения курсантов в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 174 с.

6. Щукина О.П. Организация поликультурного взаимодействия курсантов в воспитательном пространстве военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 169 с.

7. Щеглова Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: на примере курсантов академии МВД: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 23 с.

8. Сергеева Е.А. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 178 с.

Поступила в редакцию 18.07.16

B.A. Binnatov, E.E. Galimov

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ETHNIC EDUCATION OF CADETS AT EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to problems of pedagogical conditions for "ethnic education" of cadets at educational institutions of the MIA of the Russian Federation at the present stage. A comparative analysis of the content of pedagogical conditions of educational activities is made in relation to the ethno-national component, as proposed in the works on the education of the cadets of law enforcement ministries and departments of Russia. A conclusion is drawn about the necessity of structural breakdown of pedagogical conditions into individual areas, such as theoretical-methodological, organizational-pedagogical, didactic-pedagogical, psychological-pedagogical and practical-applied areas, in order to improve the efficiency of the planned educational process. The meaning of each of these areas is characterized in detail.

Keywords: ethnic education, pedagogical conditions for "ethnic education" of cadets at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Биннатов Бахрам Абульфатович, преподаватель кафедры специальной подготовки E-mail: bahram_binnatov@mail.ru

Галимов Эрик Энгелевич,

преподаватель кафедры специальной подготовки E-mail: erikkgalimov@mail.ru

Уфимский юридический институт МВД России 405103, Россия, г. Уфа, ул. Муксинова, 2

Binnatov B.A.,

lecturer in special training

E-mail: bahram_binnatov@mail.ru

Galimov E.E.,

lecturer in special training

E-mail: erikkgalimov@mail.ru

Ufa Juridical Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation Muksinova st., 2, Ufa, Russia, 405103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.