Научная статья на тему 'Формы и методы воспитательной деятельности: сравнительный анализ основных подходов в образовательных организациях МВД России'

Формы и методы воспитательной деятельности: сравнительный анализ основных подходов в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакимов Н. Н.

Статья посвящена исследованию основных форм и методов воспитательной деятельности в образовательных организациях МВД России посредством сравнительного анализа ведущих, выдвигаемых в литературе подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы воспитательной деятельности: сравнительный анализ основных подходов в образовательных организациях МВД России»

УДК 37.022

ХАКИМОВ Н. Н., преподаватель кафедры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

HAKIMOV N. N., lecturer of the chair of professional training of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

FORMS AND METHODS OF EDUCATIONAL ACTIVITY: COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MAIN APPROACHES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

Аннотация. Статья посвящена исследованию основных форм и методов воспитательной деятельности в образовательных организациях МВД России посредством сравнительного анализа ведущих, выдвигаемых в литературе подходов.

Ключевые слова: формы и методы воспитательной деятельности, особенности воспитания в образовательных организациях МВД России, сравнительный анализ основных подходов.

Annotation. The article is devoted to the main forms and methods of educational activities in the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation through comparative analysis of leading put forward in the literature, approaches

Keywords: forms and methods of educational activities, especially education in the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of the Russia, a comparative analysis of the main approaches.

<N

К <N

a a

о

о $

Воспитательная работа в органах внутренних дел - одно из важнейших направлений и условие эффективной деятельности правоохранительного органа. При этом, как справедливо отмечает В. И. Михайлов, главными задачами воспитательной работы, проводимой руководителями подразделений ОВД, являются справедливое отношение к сотрудникам, знание проблем и потребностей работников, принятие реальных мер по их разрешению и, конечно, проведение собственно воспитательных мероприятий с личным составом [1, с. 63]. В то же время необходимо учитывать, что руководители подразделений проводят воспитательную работу с

лицами, уже выполняющими функциональные обязанности сотрудника органов внутренних дел и имеющими определенные ценностно-мотивационные качества, которые в некоторых случаях могут иметь определенные отклонения. Исправление таких отклонений в процессе службы достаточно проблематично. В связи с этим значительно возрастает роль организации воспитательной работы с курсантами образовательных организаций системы МВД России -будущими сотрудниками полиции и иных подразделений ОВД. Особую значимость приобретает высокий уровень профессиональной подготовки будущих сотрудников МВД России [2, с. 54].

о «

а

о

^

0

¥ а -с а

1

о

о «

?

а £

а «

и О?

Важной методической проблемой эффективного воспитательного процесса в системе любой педагогической технологии являются, как известно, применяемые в ней методы и формы. В теоретической педагогической науке этот вопрос разработан достаточно основательно [3]. В директивных документах МВД России это позволило сформулировать довольно широкий набор основных методов и форм воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел. Так, в «Руководстве по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 80 от 11 февраля 2010 года «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» определено, что основными методами воспитания являются: убеждение, пример, соревнование, упражнение, ^ поощрение, принуждение, критика дей-^ ствий и поступков. При этом отмечается ^ то, что основными средствами реализа-« ции задач воспитания являются: инди-^ видуальная воспитательная работа, ин-^ формационно-пропагандистская работа, ^ работа актива служебных коллективов а органов (учреждений). Особое внимание обращено на роль ритуалов в орга-| низации воспитательного процесса [4]. § Методы воспитания - это способы педа-а гогической работы, с помощью которых | осуществляется целенаправленное фор-| мирование духовных, этических, эсте-* тических и физических качеств лично-

1 сти.

& о

2 В конечном итоге в качестве глав-| ных конфигураций основных форм воспитательной работы с сотрудниками ор-

а

§ ганов внутренних дел в данном доку-

^ менте названы: лекция, доклад, беседа

^ (групповая или индивидуальная), общее

| собрание сотрудников по категориям,

^ служебное совещание, инструктивное

^ занятие (инструктаж), митинг личного

состава, вечер-чествование лучших сотрудников (вечер-портрет), вечер вопросов и ответов, тематический вечер (встреча с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями традиционных религиозных конфессий), устный журнал, диспут, дискуссия, викторина, экскурсия, научно-практическая (читательская) конференция. Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Формы воспитания представляют собой различные способы организации воспитательного процесса. Они бывают: индивидуальными, групповыми, массовыми.

Этой же концепции придерживаются некоторые авторы специальных исследований воспитательной деятельности в образовательных организациях МВД России. В других научных исследованиях (в основном - диссертационного характера), посвященных воспитательной деятельности в вузах силовых министерств России, выше приведенный список основных форм воспитательной работы расширяется. Например, О. А. Тимофеева считает, что главную роль должны сыграть такие организационные формы, как: лекции, практические и семинарские занятия, интернет-лекции, деловые игры, беседы, тематические вечера, встречи, экскурсии, рассказы, кинопросмотры, защита проектов, составление портфолио, викторины, концерты, эстафеты, занятия-фантазии, дебаты, круглый стол, дискуссии, моделирование, тренинги, театрализация и т. д. [5, с. 14].

В. А. Козлов, подчеркивая, что спецификой обучения курсантов является их постоянное нахождение в стенах образовательной организации, отмечает - основными методами воспитания являются: наблюдение за работой курсантов во время занятий и самостоятельной работы; убеждение-

разъяснение по вопросам нравственного самоопределения в различных ситуациях жизнедеятельности; личный пример командиров подразделений и преподавателей, непосредственно проводящих учебные занятия с курсантами; предъявление требований к курсантам, нарушающим нормы и стандарты нравственного поведения сотрудников органов внутренних дел и др. При этом наиболее результативными формами достижения нравственного отношения к сослуживцам у курсантов являются: индивидуальная воспитательная беседа (ознакомительная, поддерживающая, корректирующая и предупредительная); групповая беседа, направленная на разъяснение курсантам необходимости нравственного поведения; доведение до курсантов приказов о поощрении личного состава за добросовестное выполнение служебных обязанностей; единый день информационно-воспитательной работы; единый день профилактики правонарушений; ежедневная постановка младшим командирам конкретных задач по сплочению коллективов курсантов и укреплению служебной дисциплины; учебные занятия; заслушивание курсантов о личной примерности, прилежности и учебной успеваемости; издание приказов и иных нормативных актов, направленных на предупреждение негативных явлений и укрепление дисциплины в подразделениях курсантов; информирование курсантов с целью социального ориентирования; мониторинг количественных и качественных показателей выполнения распорядка дня личным составом; обсуждение вопросов нравственности на собраниях курсантов и общих собраниях; осуществление расследований по дисциплинарным проступкам курсантов; сбор, анализ, обобщение и распространение опыта командиров подразделений, добившихся лучших результатов в искоренении негативных явлений во взаимоотношениях курсантов и др.

Интересный подход к организации воспитательного воздействия на обучаемых применен в методических рекомендациях «Права ребенка», в которых авторы в наглядной табличной форме демонстрируют неразрывную связь прав и обязанностей, необходимость при реализации собственных прав уважать права окружающих [6]. Подобная подача материала при изучении прав человека способствует не только лучшему усвоению материала, но и воспитанию понимания того, что лишь при взаимном уважении и соблюдении людьми прав друг друга возможно мирное и прогрессивное развитие общества. На наш взгляд, опыт подобного представления материала целесообразно распространить и в рамках воспитательной работы с курсантами образовательных организаций МВД России.

Делая акцент на то, что воспитание курсантов должно осуществляться на протяжении всего периода обучения <ч и реализовываться во всех сферах дея- ^ тельности (образовательной, служеб- ^ ной, бытовой), Е. В. Лигновская счита- ^ ет, что основу содержания воспитатель- а ной работы с курсантами составляет со- © вокупность мероприятий, в том числе: ^

- мобилизационные мероприя- ^ тия, связанные с поддержанием посто- щ янной боеготовности, освоением воо- 1

- I

ружения и военной техники и т. д.; 5

- информационно-просветитель- §

«

ские мероприятия, связанные с право- а

вым информированием, разъяснением |

сути принимаемых руководством стра- ^

ны решений, анализом международной *

обстановки и т. п.; Ц

- мероприятия, направленные на 2 укрепление служебной дисциплины и | законности, профилактику девиантного поведения курсантов; §

- мероприятия социального ха- ^ рактера (разъяснение нормативных ак- « тов, устанавливающих социальные га- | рантии курсантов в настоящее время, и ^ гарантии, предоставляемые в будущем ^

для представителей выбранной профессии);

- мероприятия психологической работы (всестороннее изучение психологических качеств личного состава, выявление лиц, предрасположенных к немотивированным проступкам, социально-психологическая адаптация и реабилитация личного состава);

- мероприятия культурно-досу-гового характера и творческой самореализации курсантов (проведение различных соревнований, творческих и спортивных конкурсов, организация культурного отдыха, обеспечение комфортного проживания и обучения в расположении курсов, групп, учебных аудиториях и т. п.).

В определенных трудах очевидно преувеличивается роль образовательной составляющей в эффективной воспитательной деятельности. Например, Е. М. Щеглова считает, что непосредственная работа по развитию поликуль-(N, турной компетентности должна прово-^ дится на основе системы взаимосвязан-^ ных занятий, в которую входят: работа ^ на занятиях по иностранному языку по а специально разработанной хрестоматии ^ «Across Cultures», включающей и аутен-^ тичные тексты о культуре различных cq народов (не только стран изучаемого ^ языка), и комплекс заданий, вопросов ^ для обсуждения, ролевых игр и ситуа-| ционных задач, направленных на разви-| тие поликультурной компетентности, § лекции и семинары спецкурса «Человек в поликультурном мире», проведение

о ф

тренинга «Межкультурное взаимодей-

у ствие» на практических занятиях по

Ц «Психологии в деятельности сотрудни-

Ц1 ка ОВД», а также заседания «Клуба любознательных» по тематике культуры

| стран изучаемого языка. Темы спецкур-

| са параллельно изучаются на практиче-

^ ских занятиях по иностранному языку и

к в процессе обсуждения текстов внеау-

« диторного чтения [7, с. 14]. Схожую ме-

^ тодическую позицию, но с признанием

^ необходимости организации дополни-

тельных занятий-тренингов, занимает О. А. Кононова, которая определяет «совокупность эффективных средств социально-педагогического сопровождения межнационального общения курсантов: система специальных учебных занятий, организация совместной деятельности курсантов, связанная с необходимостью выполнения профессиональных обязанностей во взаимодействии с курсантами различных национальностей во внеучебной деятельности, организация и проведение тренингов («формирование и развитие навыков слушания», «навыки убеждающего воздействия» и др.), упражнений («аналогии», «подчеркивание общности» и др.), ситуационно-ролевых игр («чья религия важнее?»), игровых ситуаций («мнения», «почетный гость», «раздраженность»), консультирований («учимся контролю и саморегуляции», «Я - реальный, Я - идеальный», «поиск участия»), а также викторины, диспуты, дебаты, просмотр и обсуждение кинофильмов, вечера-портреты национальностей, встречи с представителями диаспор [8, с. 12].

В то же время, следует согласиться с А. А. Романовым, который отмечает, что заложенный в образовании воспитательный компонент выступает условием профилактики девиантного поведения обучаемых. Также он подчеркивает, что в рамках совершенствования системы высшего образования, в том числе в образовательных организациях системы МВД России, воспитательная составляющая должна наполнять триединый процесс обучения, научной деятельности и практики применения полученных знаний [9, с. 55].

Сделать основной упор в педагогической работе с курсантами на тренинги, выполнение специальных упражнений с целью выработки навыков соответствующего поведения предлагает Е. А. Сергеева, которая предлагает разработать и внедрить в практику профессиональной подготовки будущих офи-

церов комплексную программу по формированию этнической толерантности, включающую информационные блоки, элементы социально-психологического тренинга, игры, упражнения, задания, способствующие овладению техникой этнотолерантного взаимодействия, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, организации совместной деятельности курсантов как представителей различных этносов в условиях образовательной организации [10, с. 13-14].

Таким образом, проведенное сравнительное исследование основных форм и методов воспитательной деятельности, предлагаемых для реализации

в образовательных организациях силовых ведомств Российской Федерации, позволило выделить в ходе компаративного анализа несколько ведущих подходов в литературе. Наряду с набором форм и методов воспитания, сформулированных в директивных документах, в отечественных публикациях и диссертациях предлагаются несколько другие методические инструменты воспитательной деятельности, делается акцент на реализации не только традиционных средств социально-педагогического сопровождения, но и на усилении компе-тентностных и тренинговых технологий педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов В. И. Задачи руководителя по организации и проведению воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 2 (64). ^

2. Мубинова З. Ф., Магрупов И. Р. Теория поликультурной педагогики как предпосылка ^ концепции «этнонационального воспитания» (зарубежные трактовки) // Вестник ВЭГУ. 2016. ^ № 6 (86). ®

3. Биннатов Б. А. Этнонациональное воспитание как фактор повышения профессио- § нальной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Материалы Все- У российской научно-практической конференции. Уфа, 2016.

4. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 80 от 11 февраля ¡^ 2010 года «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности ^ органов внутренних дел Российской Федерации» // URL: http://docs.cntd.ru/document/902252453 | (дата обращения: 15.02.2016.) ^

5. Тимофеева О. А. Формирование общечеловеческих культурных ценностей у курсан- а тов вуза МВД России в ходе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. § Йошкар-Ола, 2013. 23 с. а

6. Права ребенка: методические рекомендации (для учащихся школ и средних специ- | альных образовательных организаций) / Р. В. Нигматуллин, Р. Р. Каримов, А. А. Романов. Уфа, ^ 2014. 45 с. 3

7. Щеглова Е. М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: на ^ примере курсантов академии МВД: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 189 с. ^

8. Кононова О. А. Социально-педагогическое сопровождение межнационального обще- 0 ния курсантов в военном вузе: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008. 179 с. о

9. Романов А. А. О некоторых направлениях развития системы высшего образования в ^ России // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 3 (45). С. 50-55. ^

10. Сергеева Е. А. Организационно-педагогические условия формирования этнической ¡>s

толерантности курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 186 с. ^

а §

© Хакимов Н. Н. ^ О?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.