Научная статья на тему 'Воспитание профессиональной нравственности курсантов в вузе МВД России'

Воспитание профессиональной нравственности курсантов в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НОРМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КУРСАНТА / ВУЗ МВД РОССИИ / MORALS / VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL MORALS OF THE CADET / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / RATES OF LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенков Н.В.

В статье представлено обоснование нравственного характера правоохранительной деятельности, описаны ее узкопрофессиональные и специфические нормы. Автором проведен теоретический анализ феномена «профессиональная нравственность курсанта», позволивший выявить его содержательные характеристики: профессионально-нравственное сознание; профессионально-нравственные отношения и чувства; профессионально-нравственное поведение. В статье приводятся эффективные формы и методы воспитания профессиональной нравственности курсантов в вузе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерошенков Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of cadets’ professional morals in a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The article deals with the justification of moral character of law-enforcement activity. It describes its professional and specific rates. The author gives the theoretical analysis of a phenomenon “professional morals of the cadet” allowed to reveal its substantial characteristics: professional-moral consciousness, professional-moral relations and feelings; professional-moral behaviour. The article results effective forms and methods in educating professional morals of cadets in a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Воспитание профессиональной нравственности курсантов в вузе МВД России»

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ В ВУЗЕ МВД РОССИИ

EDUCATION OF CADETS’ PROFESSIONAL MORALS IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

УДК 37.034:378.6

Н.В. ЕРОШЕНКОВ,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

e-mail: nic bui@mail.ru

N.V. EROSHENKOV,

candidate of Pedagogic Sciences (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal

Affairs of Russia)

Аннотация: в статье представлено обоснование нравственного характера правоохранительной деятельности, описаны ее узкопрофессиональные и специфические нормы. Автором проведен теоретический анализ феномена «профессиональная нравственность курсанта», позволивший выявить его содержательные характеристики: профессиональнонравственное сознание; профессионально-нравственные отношения и чувства; профессионально-нравственное поведение. В статье приводятся эффективные формы и методы воспитания профессиональной нравственности курсантов в вузе МВД России.

Ключевые слова: нравственность, профессиональная подготовка, нормы правоохранительной деятельности, профессиональная нравственность курсанта, вуз МВД России.

Abstract: the article deals with the justification of moral character of law-enforcement activity. It describes its professional and specific rates. The author gives the theoretical analysis of a phenomenon “professional morals of the cadet” allowed to reveal its substantial characteristics: professional-moral consciousness, professional-moral relations and feelings; professional-moral behaviour. The article results effective forms and methods in educating professional morals of cadets in a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: morals, vocational training, rates of law-enforcement activity, professional morals of the cadet, higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Сложный характер целей и задач, выдвигаемых органами внутренних дел в условиях значительных изменений в социально-политической и экономической жизни российского общества, роста преступности, обновления методов и средств правоохранительной деятельности, обусловливают выдвижение высоких требований к уровню профессиональной нравственности будущих офицерских кадров российской полиции.

В связи с этим профессиональная подготовка будущих специалистов в области правоохранительной деятельности должна носить нравственный характер, так как сама правоохранительная деятельность изначально пронизана моралью и нравственностью. Это связано с тем, что:

а) правовые нормы являются важнейшими морально-нравственными нормами,

утвердившимися в истории и жизни народа и одобряемыми им, и, как следствие, возведенные в ранг закона;

б) решение правоохранительных задач связано с защитой справедливости, утверждением добра, борьбой со злом и несправедливостью;

в) при защите справедливости и морали каждый сотрудник ОВД должен своими действиями, поведением и личной жизнью являть моральный пример.

В настоящее время вопросы о сущности и происхождении нравственности, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Применительно к профессиональной деятельности нормы и ценности поведения людей в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенной профессии рассматривает профес-

35

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

сиональная этика [1].

Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и нравственности. Отвечая на данный вопрос, отметим, что существует множество определений нравственности (Л.М. Архангельский, В.С. Библер, Б.М. Бим-Бад, О.С. Богданова, Б.С. Братусь, А.М. Герасимов, A.A. Гусейнов,

О.Г. Дробницкий, Г.М. Коджаспирова, А.С. Макаренко, B.C. Олейников, Л.П. Крившенко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). Их анализ предопределил наше понимание нравственности как совокупности внутренних установок и способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм и гуманистических ценностей.

В правоохранительной деятельности имеют особо ценное, специальное значение нормы справедливости, беспристрастности, долга, ответственности, нетерпимости к злу и борьбы с ним и др. Есть нормы и узкопрофессиональные, представленные:

а) нормами служебного этикета при обращении к гражданам, обращении граждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении с коллегами, с начальником, телефонных переговорах и др.;

б) профессионально-деонтологическими нормами, регламентирующими действия и поступки сотрудников ОВД. Перечисленные нормы отражены в служебных документах - уставах, положениях, наставлениях, директивах, инструкциях и т.п.

Существует также и специфическая для будущей профессиональной деятельности курсантов дифференциация нравственных норм на нормы-запреты, нормы-рамки и нормы-образцы. При этом нормы-запреты ограничивают некоторые нравственные проявления и не позволяют курсанту унижать достоинство гражданина, относиться к нему только как к преступнику или потерпевшему. Однако иногда курсанты в служебной обстановке не осознают моральных запретов, становятся неудержимыми в своих действиях и способными на безнравственные поступки. Такие люди недобросовестно выполняют свой профессиональный долг, нарушают дисциплину, занимают пассивную позицию в общественной жизни и т.д.; нормы-рамки определяют пределы допустимости свободного действия курсантов и активизируют их деятельность. Так, если нормы-запреты выполняют принудительную функцию, то нормы-рамки - побудительную функцию долга. Нормы-рамки (будь честен, справедлив, почитай достоинство граждан, не делай зла и

т.д.) преимущественно воплощены в нравственных заповедях, кодексах, уставах и т.п.; нормы-образцы не выполняют принудительной функции, а их возбуждающая сила опирается на авторитет общественного мнения и самосознание, моральный положительный выбор субъекта нравственных отношений. Они являются своеобразной моделью будущего поведения, являясь сначала в форме идеалов, а затем приобретая практический характер [2]. Воплощение нормы-образца в практическую норму поведения становится конечной целью воспитания профессиональной нравственности курсантов.

В целом, профессиональная подготовка курсантов должна быть направлена на воспитание у них профессиональной нравственности, которая позволяет конкретизировать все вышеперечисленные общечеловеческие, узкопрофессиональные принципы морали, профессионально-нравственные нормы применительно к условиям будущей правоохранительной деятельности.

В настоящее время «профессиональную нравственность» как научный термин рассматривают в педагогике, этике, деонтологии и других науках. В профессиональной педагогике категорию «профессиональной нравственности» соотносят с компонентами образованности, определяя ее как компонент профессиональной квалификации и выделяя в ней такие приоритеты, как: гуманизм, знания в области профессиональной этики, умения применять нормы морали в профессиональной деятельности и др. [3]. В юридической педагогике зачастую понятие «профессиональной нравственности» отождествляют с понятием «профессиональная этика», представляя ее совокупностью моральных норм, ценностей, отношением к профессиональному долгу, к людям, с которыми он связан в силу характера профессии, к обществу в целом [4, с. 46]. Мы придерживаемся мнения, высказанного Л.Д. Кокоревым, Д.П. Котовым, о различии понятий «профессиональной нравственности» как личностного образования и «профессиональной этики» как раздела этической науки [5, с. 8].

С позиций культурологического подхода профессиональная нравственность будущего специалиста соотносится с понятием профессионально-нравственной культуры, понимаемой как качественная характеристика нравственной зрелости будущего профессионала, проявляющаяся в: 1) культуре профессионально-нравственного сознания; 2) культуре профессионально-нравственных

36

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

отношений и чувств; 3) культуре профессионально-нравственного поведения.

В соответствии с вышесказанным и на основе учета специфики будущей профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России мы выделяем содержательные характеристики профессиональной нравственности курсантов: профессиональнонравственное сознание; профессиональнонравственные отношения и чувства; профессионально-нравственное поведение.

Под профессионально-нравственным сознанием мы понимаем интегральное личностное образование, отражающее с позиций добра и зла мир моральных ценностей, общепринятых и интериоризованных им моральных норм с помощью долга и совести, обладающее свойствами целеполагания, направленности, рефлексивности, активности [6]. Профессионально-нравственное сознание личности характеризуется знанием моральных принципов, норм, а также постоянным осознанием и осмыслением своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения. Однако только знание, формальное знакомство с моральными нормами, правилами, императивами не обеспечивает их соблюдение, интериоризацию, переход в разряд убеждений. Для того чтобы знание нормы не расходилось в дальнейшем с реализацией ее в поведении, необходимо организовать для курсантов опыт профессионально-нравственных отношений и чувств, в котором эта норма будет рационально принята воспи-туемым как справедливая, необходимая и полезная.

Профессионально-нравственные отношения и чувства мы понимаем как особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке. Для курсантов вузов МВД России содержание профессионально-нравственных отношений и чувств определяет их отношение к обществу, государству, личности, служебному долгу. Как и во всех формах нравственных отношений, в вузе МВД России существуют как минимум две стороны. С одной стороны, коллектив вуза определяет обязанности отдельного курсанта и оценивает его поведение и поступки, относится к нему как субъект к объекту. А с другой стороны, профессионально-нравственные требования становятся личным долгом и ответственностью курсантов, осознаются ими

и активно реализуются в профессиональноориентированной деятельности.

Чем выше уровень нравственного сознания, разнообразнее опыт нравственных отношений и чувств курсантов, тем более он способен осуществлять контроль своей деятельности, тем в большей мере он становится самостоятельным при реализации профессионально-нравственного поведения.

Профессионально-нравственное поведение есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Основой нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремится занять какую-либо позицию в возникшей жизненной или профессиональной ситуации. Профессионально-нравственное поведение предусматривает, с одной стороны, свободу выбора, а с другой - ограничено рамками принятых в обществе правил и норм.

Таким образом, профессионально-нравственное сознание, отношения, чувства и поведение курсантов формируются в единстве и представляют собой профессиональную нравственность курсантов как интегральное личностное образование.

Воспитание профессиональной нравственности курсантов имеет общие и частные (специфические) цели. Общие цели определяются господствующими общественными отношениями, профессиональными, нравственными, духовными и личностными ценностями. Частными целями воспитания профессиональной нравственности курсантов в образовательной среде вуза МВД России являются: разъяснение требований общества и государства к профессионально-нравственному облику полицейских, представление социальной значимости их службы; стимулирование их моральных потребностей к совершенствованию, стремлению к положительным профессионально-нравственным идеалам; организация нравственно-значимой деятельности курсантов, способствующей предотвращению их негативных проявлений, формирующей их нравственные чувства (ответственность, гордость и доблесть и др.); использование воспитательного потенциала микросреды вуза МВД России в формиро-

37

2015'1

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

вании профессиональной нравственности курсантов [7, с. 219].

На основе исследований В.С. Олейникова, Я.Н. Мусина, Л.В. Заварзиной в контексте воспитания профессиональной нравственности курсантов в вузах МВД России следует учитывать и специфику воспитательного процесса в системе профессиональной подготовки сотрудников ОВД, основная цель которого заключается в формировании и развитии у сотрудников правоохранительных органов качеств и отношений гражданина и патриота, профессионала и надежного защитника конституционных прав и свобод граждан. Данная цель конкретизируется в задачах: 1) формирования верности Родине и Присяге; 2) воспитания сотрудников ОВД в духе неуклонного соблюдения Конституции РФ, Законов РФ, Уставов и Приказов; 3) воспитания профессионально-нравственных качеств личности сотрудников ОВД; 4) формирования у них умений и навыков самообразования, самовоспитания; 5) развития личности сотрудника ОВД, повышения его общего культурного уровня. При этом составными элементами воспитания сотрудников ОВД являются: воспитание их как граждан правового и демократического государства; воспитание конкретных сотрудников ОВД как составной части их профессиональной подготовки к различным видам деятельности; воспитание и сплочение коллективов сотрудников ОВД. Регламентируют воспитание сотрудников ОВД требования Конституции РФ, Указы и распоряжения Президента, Постановления Правительства РФ, Законы РФ, Уставы, Приказы (директивы) МВД, Квалификационные характеристики специалиста (по направлениям), Концепции воспитательной работы с кадрами, Планы воспитательной работы в подразделении [8, с. 219].

По своей сути воспитание профессиональной нравственности курсантов в образовательной среде вуза МВД России выступает системообразующим фактором интеграции профессионально-педагогической деятельности (учебной, воспитательной, методической работы); служебной; внеслужебной; научно-исследовательской; деятельности по повышению компетентности преподавателей и сотрудников; а также учебно-воспитательной; внеучебной; научно-исследовательской; практико-ориентированной деятельностью курсантов; деятельностью, направленной на их самовоспитание. В целом же, воспитание профессиональной нравственности курсанта зависит от социально-экономических ус-

ловий, идей, идеалов, принципов и правил поведения господствующей в обществе морали; от нравственных традиций и устоев в быту; от труда, общественной деятельности, а также от собственной нравственной деятельности.

Опыт проведенного исследования показывает, что эффективность воспитания профессиональной нравственности курсантов в образовательной среде вуза МВД России напрямую также зависит от комплекса применяемых методов, приемов и средств, организационных форм, от меры интеграции усилий всех типов микросред образовательной среды вуза МВД России и разнообразных видов профессиональной подготовки, осуществляемой в ней, а также от компетентного выбора и применения инновационных педагогических методик и технологий.

Так, при осуществлении воспитания профессиональной нравственности курсантов в вузах МВД России следует применять следующие организационные формы: индивидуально-личностные (беседы, задания, поручения); социально-коллективные (общие собрания сотрудников, торжественные ритуалы, празднования памятных дат, вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические вечера, викторины, научные, практические и читательские конференции, экскурсии, стенную печать); общественно-массовые (общественно-государственную подготовку, информирование), а также формы проведения учебных занятий. деловые игры, командно-штабные учения, групповые упражнения, дискуссии, тренинги, групповые беседы [9, с. 223].

Исключительное значение при осуществлении процесса воспитания профессиональной нравственности курсантов имеют методы. формирования гражданского сознания; организации коллективной общественно полезной деятельности; стимулирования нравственного поведения и гуманистических отношений; самовоспитания профессионально значимых качеств. Кроме того, эффективность воспитания профессиональной нравственности курсантов достигается с помощью: методов организации и самоорганизации воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективной игры, коллективного самоуправления, коллективного самообслуживания, единых требований); методов повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, дове-

38

НАУКА.ТЕОРИЯ.

ПРАКТИКА.

2015'1

рительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальной защиты, уважения, педагогического требования, убеждения, предупреждения, осуждения, доверия, сочувствия, принятия решений, проблемных ситуаций); методов личностной самодеятельности', самоорганизации как самоанализа и самосознания, самоорганизации чувств и разума (самовоспитания), самоорганизации воли и поведения (самостимулирования); методов педагогического и психологического сопровождения педагогом личности курсанта в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснения, создания ситуации успеха,

актуализации мечты, упражнения, поощрения, наказания) и др.

Таким образом, достижение целей и задач воспитания профессиональной нравственности курсантов в вузе МВД России обеспечивается совместными усилиями всех его субъектов. Успешное осуществление указанной деятельности преподавателями и сотрудниками обусловлено их четким представлением социальных, профессиональных, нравственных, личностных целей и задач воспитания профессиональной нравственности курсантов, применением эффективных методов и форм ее воспитания, адекватных запросам общества, а также характеру будущей профессиональной деятельности курсантов.

Литература

1. Анциферов В.В., Талынев В.Е. Профессиональная этика и служебный этикет: учебно-методическое

пособие - Воронеж: ВИ МВД России, 2013. 140 с.

2. Булах С.И. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами

массовой информации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Барнаул, 2002. 198 с.

3. Кутейникова И.Х. Педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности

будущих педагогов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. - Челябинск, 2006. 198 с.

4. Мальцева Л.В. Профессионализм как нравственная черта личности (мораль и право) // Общество:

политика, экономика, право. 2010. № 2. С.46.

5. Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: учебное пособие. - Воронеж, 1993. С. 8.

6. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: дис. ...

д-ра псих. наук. - Новосибирск, 1999. 434 с.

7. Ерошенков Н.В. Моделирование процесса профессионально-нравственной подготовки будущих

полицейских в вузе МВД России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 27(170). Выпуск 20. С. 219.

8. Олейников В.С., Мусин Я.Н., Заварзина Л.В. Общая педагогика, история педагогики и образования:

учеб. пособие для адъюнктов / под общ. ред. В.П. Сальникова. - Спб.: «Фонд Университет», 2005. С. 219.

9. Рыбаков В.Н. Социально-педагогические условия формирования социально-нравственной направ-

ленности личности курсанта вуза МВД России // Мир науки, культуры, образования. 2010. №1 (20). С. 223.

References

1. Antsiferov V.V., Talinev V.E. Professional ethics and business etiquette: a teaching aid. - Voronezh: VI

Russian Interior Ministry, 2013. 140 p.

2. Bulakh S.I. Formation of the moral consciousness of the individual cadet college Russian Interior Ministry

Media: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08. - Barnaul, 2002. 198 p.

3. Kuteynikova I.H. Pedagogical assistance to formation of professional ethics of the future teachers: Thesis.

... Ch. ped. Sciences: 13.00.01, 13.00.08. - Chelyabinsk, 2006. 198 p.

4. MaltsevаL.V. Professionalism as a moral personality trait (morality and right) // Society: politics, economics,

law. 2010. № 2. P.46.

5. Kokorev L.D., Kotov D.P. Ethics of the criminal process: a tutorial. - Voronezh, 1993. P. 8.

6. Antilogova L.N. Psychological mechanisms of development of moral consciousness of the person: dis. ...

doct. of psychology: 19.00.01. - Novosibirsk, 1999. 434 p.

7. EroshenkovN.V. Modeling process professional and moral training of future police officers in high school Russian

Interior Ministry // Belgorod State University. Series Humanities. 2013. №27 (170). Issue 20. P. 219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Olejnikov V.S., Musin Y.N., Zavarzina L.V. General pedagogics and education: studies allowance for adjuncts

/ ed. V.P. Salnikov. - Spb.: «University Fund», 2005. 219 pp.

9. Rybakov V.N. Socio-pedagogical conditions of formation of social and moral orientation of the individual cadet

college Russian Interior Ministry // The world of science, culture, obrazovaniya. 2010. №1 (20). P. 223.

(Статья сдана в редакцию 13.02.2015)

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.