Научная статья на тему 'Оптимизация процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России'

Оптимизация процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / КУРСАНТ / ВУЗ МВД РОССИИ / MORALITY / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL AND MORAL EDUCATION / MORAL PERCEPTION / POLICE STUDENT / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенков Н. В.

Статья посвящена рассмотрению вопросов оптимизации процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России. Автор выявляет проблемы и определяет механизмы их решения на основе понимания профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России как педагогически управляемого взаимодействия субъектов образовательной среды вуза, обусловленного влиянием общесоциальных факторов и реализуемого в процессе формирования у курсантов профессиональной нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL AND MORAL TRAINING OF CADETS AT THE HIGHER INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article considers the issues of optimization of the professional and moral training of cadets in high school of the Russian Ministry of Internal Affairs. The author identifies problems and determines the mechanisms of their deci-sions on the basis in understanding of professional and moral training of police students at the higher institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs as a pedagogically managed interaction of subjects of educational environment of high school due to the influence of the general social factors which is realized in the process of formation of professional morality in the cadets.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России»

= Проблемы непрерывной профессиональной =

^^^^^^^^^^ подготовки сотрудников ОВД =

оптимизация процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах

мвд россии

optimization of the process of professional and moral training of cadets at the higher institutions of the mia of russia

УДК 378.6

н.в. ЕРОШЕНКОВ,

кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) nic_bui@mail.ru

N.V. EROSHENKOV,

candidate of рedagogic sciences, (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопросов оптимизации процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России. Автор выявляет проблемы и определяет механизмы их решения на основе понимания профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России как педагогически управляемого взаимодействия субъектов образовательной среды вуза, обусловленного влиянием общесоциальных факторов и реализуемого в процессе формирования у курсантов профессиональной нравственности.

Ключевые слова: нравственность, профессиональная подготовка, профессионально-нравственная подготовка, нравственное воспитание, нравственное сознание, курсант, вуз МВД России.

Abstract: the article considers the issues of optimization of the professional and moral training of cadets in high school of the Russian Ministry of Internal Affairs. The author identifies problems and determines the mechanisms of their deci-sions on the basis in understanding of professional and moral training of police students at the higher institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs as a pedagogically managed interaction of subjects of educational environment of high school due to the influence of the general social factors which is realized in the process of formation of professional morality in the cadets.

Keywords: morality, professional training, professional and moral education, moral perception, police student, higher educational institution of the Russian Ministry of Internal Affairs.

Перед профессиональной подготовкой курсантов в вузах МВД России время выдвигает новые приоритеты, актуальные проблемы, требующие теоретического и практического решения. Среди них важнейшей является проблема профессионально-нравственной подготовки будущих офицерских кадров системы МВД России. Профессионально-нравственная подготовка в вузе МВД России способствует глубокому усвоению правовой нормы, нравственного отношения к ней, позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки.

Профессионально-нравственная подготовка курсантов является сложным системно-структурным образованием, функционирующим на нескольких уровнях: 1) на уровне воздействия общественного бытия и общественного сознания на личность и ее индивидуальную нравственность; 2) на уровне организованного учебно-воспитательного процесса; 3) на уровне собственного нравственного опыта личности, ее нравственного самовоспитания [1]. Нравственность, по мнению В.А. Сластенина, является личностной характеристикой, объединяющей качества доброты, порядочности, честности, правдивости, справед-

Проблемы непрерывной профессиональной ^^^^ подготовки сотрудников ОВД ^^^^

ливости, трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма, и регулирующей индивидуальное поведение человека [5].

Подготовка курсанта к профессиональной деятельности в органах внутренних дел и вхождению его в жизнь в качестве профессионала (специалиста) и гражданина подразумевает интеграцию целого ряда компонентов. К наиболее важным из них относятся овладение теоретическими знаниями в области юридических наук, практическими умениями и опытом их использования в практической деятельности, а также формирование всесторонне развитой личности. Однако разрешение специфичных проблем, обусловленных служебной и учебной деятельностью, жизненными установками и ценностными ориентациями курсантов, возможно при наличии нравственного сознания у формируемой личности будущего профессионала в правоохранительной деятельности. При этом нравственное сознание личности мы понимаем как совокупность интери-оризированных моральных понятий, принципов, систему профессионально значимых нравственных взглядов и убеждений. Сформированное нравственное сознание позволяет будущему сотруднику органов внутренних дел свободно, самостоятельно и творчески следовать общественным требованиям, определять вектор и выбирать способы поведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, должностным регламентом сотрудника органов внутренних дел и морально-нравственными устоями общества.

Необходимо заметить, что на сегодняшний день существует немало проблем профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России. Как известно, выпускники этих вузов призваны защищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные интересы человека и гражданина, собственность, интересы государства и общества от преступных и других противоправных посягательств. Но в результате ряда причин, в т.ч. недостаточно устойчивых моральных качеств, сотрудники органов внутренних дел, выпускники вузов МВД России, все чаще и сами оказываются в роли нарушителей законности и правопорядка. Данные факты свидетельствуют о недостаточной организации профессионально-нравственной работы с личным составом органов внутренних дел, о разрыве поведения сотрудников с их правовыми, моральными знаниями в результате несформированности, прежде всего, их нравственности. Зачастую недоработки профессионально-нравственной подготовки в вузах МВД, несформированность нравственного сознания, опыта нравственных отношений, нравственного поведения у курсантов приводят впоследствии

к совершению ими как практическими сотрудниками органов внутренних дел преступлений коррупционной и общеуголовной направленности и другим неправомерным действиям.

Продолжая мысль, отметим, что в соответствии со своими профессиональными обязанностями курсанты вузов МВД России наделены правом применения вынужденных мер принуждения. Грамотное и юридически верное применение таких мер принуждения возможно при прохождении курсантами в течение всего периода обучения в вузе по своему профилю так называемой «школы нравственности».

Особое внимание хотелось бы обратить на конечную цель профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД. По окончании периода обучения курсант, будущий сотрудник органов внутренних дел, должен быть способен к принятию самостоятельных решений, должен уметь нести ответственность за свои поступки, должен быть коммуникабельным, свободно уметь высказывать собственные взгляды и позиции. Для того чтобы овладеть и в практической деятельности использовать приобретенные в процессе обучения знания и навыки, необходимо в первую очередь усовершенствовать практику духовно-нравственного воспитания курсантов вузов МВД России.

Мы поддерживаем точку зрения ученых, считающих, что решению данной проблемы будут способствовать возрождение в воспитании ценностей общечеловеческой и национальной культуры; сформированность поликультурной компетентности как способности осуществлять диагностику, учет и эффективное использование факторов и особенностей поликультурной среды в профессиональном взаимодействии с субъектами социума [4]; социально-педагогическая поддержка и удовлетворение интересов и потребностей молодежи; повышение стабильности роли семьи, школы, других воспитательных институтов как гарантов гражданского мира, национального согласия и полноценного развития индивида как гражданина, человека культуры и нравственности [3].

По мнению ряда авторов, образование должно быть процессом становления личности, обретения ею духовности и творческого потенциала, а гуманитарная функция образования - смягчать социальную напряженность человека, восстанавливать его душевное равновесие и смысл жизни [3]. В этой связи нельзя не обратить внимание на роль средств массовой информации в профессионально-нравственной подготовке курсантов. Выступая в качестве накопителя общественного опыта, средства массовой информации призваны способствовать распространению и утверждению гражданских, социальных, политических, эстетических и этических ценностей, которые способствуют эффективности

Проблемы непрерывной профессиональной ^^^^ подготовки сотрудников ОВД ^^^^

нравственного воспитания в коллективе курсантов. Помимо этого средства массовой информации способствуют расширению морально-этического кругозора курсанта, повышению уровня их нравственного иммунитета, осведомленности в области актуальных этических и морально-политических проблем современности.

Значительное влияние на профессионально-нравственную подготовку курсантов оказывают реалии общественного бытия, нравственные отношения и моральная общественная практика, субъектом которой является и сам курсант. При этом следует учитывать, что курсант рассматривается как потенциальный носитель профессиональной нравственности, формируемой в процессе учебно-профессиональной деятельности, усвоения опыта и традиций в работе органов внутренних дел. Поэтому, на наш взгляд, ведущая роль в профессионально-нравственной подготовке курсантов принадлежит организованному учебно-воспитательному процессу и образовательной среде вуза в целом.

Учитывая этот факт, мы представляем процесс профессионально-нравственной подготовки курсанта как педагогически управляемое взаимодействие субъектов образовательной среды вуза, обусловленное влиянием общесоциальных факторов, реализуемое в процессе формирования у курсантов профессиональной нравственности как интегрального личностного образования. Результатом указанного взаимодействия являются сформированные у курсанта профессионально-нравственное сознание, отношения, чувства и поведение, обусловленные внутренними механизмами нравственной саморегуляции личности.

Таким образом, анализ состояния и существующих проблем в области реализации профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России позволил выделить ряд рекомендаций и определить конкретные механизмы управления рассматриваемым процессом:

1. В целях совершенствования эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России руководящему составу ведомственных вузов предлагается рассмотреть целесообразность:

- использования воспитательного потенциала реально существующей образовательной среды вуза МВД России в профессионально-нравственной подготовке курсантов;

- применения на всем протяжении обучения курсантов в ведомственном вузе специально разработанной педагогической технологии, направленной на систематизацию и координацию действий субъектов профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России;

- введения практико-ориентированных факультативов, касающихся проблем повышения уровня профессионализма и нравственности полицейских;

- внедрения программ повышения квалификации постоянного личного состава, направленных на повышение педагогической компетентности преподавателей вуза МВД России в профессионально-нравственных аспектах, а также на профилактику профессионально-нравственного выгорания преподавателей вуза МВД России;

- пополнения фондов библиотеки и медиатеки вуза МВД России литературными и информационными источниками профессионально-нравственной тематики;

- организации и проведения ежегодных научно-практических конференций, круглых столов и других тематических мероприятий профессионально-нравственной направленности с участием практических работников ОВД, курсантов, слушателей, преподавателей и сотрудников вуза МВД России.

2. Сотрудникам отдела морально-психологического обеспечения оптимизировать содержание планов воспитательной работы в вузе МВД России со всеми категориями личного состава на предмет включения в них тем профессионально-нравственной направленности.

3. Кураторам взводов, курсовым офицерам, начальникам подразделений осуществлять руководство самоподготовкой курсантов в области повышения их профессиональной нравственности; разнообразить формы профессионально-нравственной подготовки курсантов.

4. Преподавателям, руководителям НИР, руководителям практик оптимизировать содержание учебно-методических комплексов дисциплин; включать в проведение учебных занятий инновационные формы при обсуждении вопросов профессионально-нравственного характера; модернизировать тематику НИР курсантов; для проведения практик и стажировок курсантов привлекать высоконравственных наставников.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что оптимизация процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузах МВД России позволит утвердить приоритетность идей воспитания профессиональной нравственности сотрудников органов внутренних дел еще в период их обучения в ведомственных вузах. Создание в вузе специфичной образовательной среды обеспечит функционирование нравственной атмосферы, способствующей формированию у курсантов профессионально-нравственного сознания, значимых для будущей профессии нравственных отношений, чувств и поведения на основе сформированных профессионально-этических качеств, общей и

Проблемы непрерывной профессиональной ^^^^ подготовки сотрудников ОВД ^^^^

профессиональной культуры курсантов. Стимулирование культа нравственности возможно при совершенствовании форм взаимодействия различных субъектов профессионально-нравственной

подготовки курсантов в вузах МВД России, применения активных методов обучения и воспитания, повышения педагогической культуры и компетентности преподавателей ведомственных вузов.

Литература —

1. Булах С.И. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Барнаул, 2002. 198 с.

2. ПорожняковА.С. К вопросу о формировании концепции управления образовательным процессом в вузах МВД // Общество и право. 2011. № 1.

3. Рыбаков ЕЛ, Орлов АН. Нравственное воспитание курсантов вузов МВД России в контексте формирования российских национальных ценностей // Материалы V Международной научно-практической конференции. Режим доступа: http://info-alt.ru/2009-08-05-15-41-15

4. СелинБ.Н. Формирование поликультурной компетентности сотрудника полиции в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Краснодар, 2012. 195 с.

5. СластенинВА., ИсаевИ.Ф., ШияновЕ.Н. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008. С. 310.

6. Петрова А.С., Шелепова МА. Понятие нравственности в профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 2 (24). С. 101-105.

References

1. Bulakh S.I. Formation of moral consciousness of the personality of students of the University of the MIA of Russia media: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08. - Barnaul, 2002. 198 c.

2. Porozhnyakova A.S. To the question about the formation of the concept of management of educational process in universities of the Ministry of internal Affairs // Law and Society. 2011. № 1.

3. Rybakov EA, Orlov A.N. Moral education of cadets of higher education institutions of the MIA of Russia in the context of formation of Russian national values // Рroceedings of the V International scientific-practical conference. Available at: http://info-alt.ru/2009-08-05-15-41-15

4. Celin B.N. The formation of a polycultural competence of a police officer in the University of the MIA of Russia: dis. ... candidate. ped. Sciences: 13.00.08. - Krasnodar, 2012. 195 c.

5. Slastenin VA., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: textbook for stud. the high. proc. institutions. - M.: Academy, 2008. Р. 310.

6. Petrova A.S., Shelepova MA. The Concept of ethics in the professional activity of internal Affairs bodies // Legal science and law enforcement practice. 2013. № 2 (24). P. 101-105.

(Статья сдана в редакцию 27.11.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.