Научная статья на тему 'Сущность и специфика профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России'

Сущность и специфика профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4355
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТ / ВУЗ МВД РОССИИ / MORALITY / PROFESSIONAL ETHICS / MORAL EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / VOCATIONAL AND MORAL TRAINING / STUDENT / HIGH SCHOOL RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерошенков Н.В., Ерошенкова Е.И.

В статье обосновывается актуальность формирования у курсантов вузов МВД России профессиональной нравственности, раскрываются ее сущность, взаимосвязь с другими нравственными категориями. Авторы приводят классификацию профессионально-нравственных норм правоохранительной деятельности, определяют содержательные характеристики профессиональной нравственности через совокупность профессионально-нравственного сознания, профессионально-нравственных отношений и чувств, профессионально-нравственного поведения. В статье приведена типология профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explains the urgency of formation at cadets of high schools the Russian Interior Ministry of professional ethics, reveals its essence, the relationship with other moral categories. The authors present a classification of professional and ethical standards of law enforcement, determine the substantive characteristics of professional ethics through a set of professional and ethical awareness, professional and moral attitudes and feelings, professional and ethical behavior. The article presents a typology of professional morality of cadets of high schools the Russian Interior Ministry.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России»

134

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Выпуск 28

УДК 378.1

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НРАВСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

SUMMARY AND SPECIFIC OF CADETS’ PROFESSIONAL MORALS OF HIGH

SCHOOLS OF MIA RUSSIA

Н.В. Ерошенков, Е.И. Ерошенкова

N.V. Eroshenkov, E.I. Eroshenkova

Белгородский юридический институт МВД России, Белгородский государственный национальный

исследовательский университет

Белгородский юридический институт МВД России, Белгородский государственный национальный

исследовательский университет

E-mail: nic_bui@mail.ru, eroshenkova@bsu.edu.ru

Ключевые слова: нравственность, профессиональная нравственность, нравственное воспитание, профессиональная подготовка, профессионально-нравственная подготовка, курсант, вуз МВД России

Keywords: morality, professional ethics, moral education, vocational training, vocational and moral training, student, high school Russian Interior Ministry

Аннотация. В статье обосновывается актуальность формирования у курсантов вузов МВД России профессиональной нравственности, раскрываются ее сущность, взаимосвязь с другими нравственными категориями. Авторы приводят классификацию профессионально-нравственных норм правоохранительной деятельности, определяют содержательные характеристики профессиональной нравственности через совокупность профессиональнонравственного сознания, профессионально-нравственных отношений и чувств, профессионально-нравственного поведения. В статье приведена типология профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России.

Abstract. The article explains the urgency of formation at cadets of high schools the Russian Interior Ministry of professional ethics, reveals its essence, the relationship with other moral categories. The authors present a classification of professional and ethical standards of law enforcement, determine the substantive characteristics of professional ethics through a set of professional and ethical awareness, professional and moral attitudes and feelings, professional and ethical behavior. The article presents a typology of professional morality of cadets of high schools the Russian Interior Ministry.

Введение

Профессиональная подготовка курсантов в современных вузах МВД России нацелена на формирование нового кадрового корпуса полиции, отвечающего высоким личностным, профессиональным и нравственным требованиям, предъявляемым к нему обществом. Поставленная перед ведомственной системой образования задача актуализирует проблему профессиональнонравственной подготовки курсантов, подчеркивает необходимость формирования у них профессиональной нравственности.

Ключевые положения методики нравственного воспитания в социальной, военной, юридической педагогике и психологии представлены в трудах Л.М. Архангельского, А.Г. Базанова,

A. В. Барабанщикова, А.А. Гусейнова, Н.И. Киряшова, А.Ф. Кони, B.C. Олейникова,

B. П. Сальникова, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзова, Я.Я. Юрченко и др. Исследованию вопросов профессионально-нравственного воспитания и формирования личности курсантов в процессе профессиональной подготовки посвятили свои работы: С.П. Безносов, В.И. Вдовюк, Г.А. Витольник,

О.Д. Вьюшин, О.Г. Дробницкий, А.Д. Кузнецова, Н.Н. Силкин, С.Н. Тихомиров, В.И. Шадрин, Ю.А. Шаранов, А.В. Щеглов и др. Исследования Г.Н. Андреева, С.И. Булаха, Ю.А. Морозова,

В.Н. Рыбакова, Е.В. Семеновой, Л.Ф.Тороповой, А.С. Щербакова посвящены изучению различных профессионально-нравственных аспектов подготовки курсантов и сотрудников ОВД.

Соотношение понятий «нравственность», «мораль», «духовность» и др.

В настоящее время вопросы нравственности исследуют педагогика, психология, философия, социология, деонтология и инновационная наука о законах, принципах и методах целенаправленного нравственного воспитания в семье и в образовательных учреждениях - нравология. Вопросы о сущности и происхождении нравственности, о нравственном сознании и поведении людей изучает этика. Применительно к профессиональной деятельности нормы и ценности поведения людей в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенной профессии рассматривает профессиональная этика.

Одним из главных вопросов этики является вопрос о возникновении морали и нравственности. Отвечая на данный вопрос, определим, что существует множество определений нравствен-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24(221). Выпуск 28

135

ности (Л.М. Архангельский, В.С. Библер, Б.М. Бим-Бад, О.С. Богданова, Б.С. Братусь,

A. М. Герасимов, A.A. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, Г.М. Коджаспирова, А.С. Макаренко,

B. C. Олейников, Л.П. Крившенко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский). Их анализ предопределил наше понимание нравственности, как совокупности внутренних установок и способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм и гуманистических ценностей.

Понятие «нравственность», зачастую, употребляется как синоним термину «мораль», реже - «этика». Это объясняется тем, что ряду европейских языков присущи свои обозначения изучаемой категории. Так, в греческом языке существует понятие «этика», в латинском - «мораль», в русском - «нравственность», восходящее этимологически к слову «нрав» (характер) и лексически закрепленное в Словаре Академии Российской (1793).

В педагогике и социологии нравы определяются как своего рода полезные обычаи, устоявшиеся в данном сообществе формы поведения [1, с. 172], уклад общественной жизни, имеющие моральное значение; правило, точное предписание, установленная мера; узаконенное установление, признанный обязательным порядок чего-либо [14]. Зачастую, словом «нравы» обозначается реально существующая (в отличие от декларируемой) нравственность. Под нравами (sitten) понимают «действительность нравственной идеи» или «привычку к нравственному», которая образуется в результате соединения нравственного с действительностью индивидов, но также и шире, как объективированную в обязанностях и ставшую привычкой и образом мысли свободную волю индивида [1, с. 172].

При определении сущности морали мы в нашем исследовании опираемся на позиции культурологического подхода, согласно которому мораль понимают как общую ценностную основу культуры, направляющую человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни. По отношению к человеку мораль представляет собой цель, требование, перспективу самосовершенствования. Содержание морали выражается в нормах и оценках, имеющих всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендующих на абсолютность (направляющих сознание и регулирующих поведение человека в различных сферах жизни). В соответствии с моральными принципами поддерживаются (или изменяются) определённые устои, строй жизни.

В истории развития философии права проводилось концептуальное различие между понятиями морали и нравственности. Нравственность представлялась завершающим этапом развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. В советской этической литературе и современной педагогике в трудах Н.И. Бейгуловой, Г.А. Брандта, А.М. Лобок, Л.А. Степанюк и др., понятия «мораль» и «нравственность» также не отождествляются. Это объясняется тем, что: а) с помощью морали фиксируется душевное взаимодействие человека с обществом, мораль представлена элементом нормативности, в то время как б) нравственность является личностным образованием, присущим конкретному индивиду, на основе которого он добровольно, не оглядываясь на предписания, осуществляет поведенческую функцию. Нравственность переходит в статус личностного образования только тогда, когда у индивида отмечается сформированное^ системы моральных ценностей, когда мораль для него становится актуально значимой, имеющей смысл, представляющей идеал, и характеризующей сознание и поведение самого индивида.

Говоря о морали и нравственности, нельзя не сказать о том, что религиозные концепции объясняют мораль существованием сверхчувственной духовной силы, которая обладает фундаментальным свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения [11, с. 107]. Духовность, понимаемая как совокупность всех явлений духа, включает в себя не только сферу психического, но и все то, что выходит за рамки психики как свойства высокоорганизованной материи [13, с. 222]. По мнению Л.А. Полищук, «духовность представлена состоянием человека, характеризующимся полной гармонией его тела, души и духа» [12]. Под духовностью личности в светском ее аспекте понимается способность человека к осмыслению своей истории в единстве с историей своего народа, понимании своего жизненного назначения, несении ответственности за судьбы близких людей, выполнении своего нравственного и гражданского долга [13, с. 222].

Обращение к различным подходам в осмыслении феноменов «духовность» и «нравственность» предоставило нам возможность заключить, что духовность человека в основном определяется в своей отражательной, подчеркнуто субъективной парадигме (Б.С. Братусь, В.И. Гараджа,

B. Д. Шадриков), а нравственность выступает этической категорией и представлена как внутренний субъективный план отражения общественной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,

C. Л. Рубинштейн), а также регулятор поведения личности в социуме (Л.И. Божович, A.A. Гусейнов,

В.С. Олейников, В.И. Хальзов). Духовность имеет «вертикальный» вектор и характеризуется стремлением к совершенству, к идеалу, к Богу. Нравственность же имеет «горизонтальный» вектор, отражая мерило принятия человеком моральных норм и ценностей, характеризуя социальную сущность человека в общении с другими людьми [15].

136

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Выпуск 28

Исходя из сущностного анализа определений морали и нравственности и связанных с ними категорий, определим, что в нашем исследовании мы придерживаемся мнения о том, что понятия морали и нравственности являются, хотя и несинонимичными, но взаимодополняющими друг друга явлениями. По нашему мнению, нравственность является практической воплощенностью морали, ее идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Поэтому в нашем исследовании мы рассматриваем понятия морали и нравственности в их целостности.

На основе данного заявления, выделим важнейшие, на наш взгляд, особенности нравственности и морали: 1) финальность нравственных ценностей; 2) императивность (безусловная обязательность) нравственных регулятивов; 3) моральные нормы и правила выражаются в абстрактных формулах («делай добро», «будь милосерден к слабым», «уважай старших»); 4) нравственное поведение основано на моральном выборе; 5) нравственность и мораль включают этические и духовные чувства - веру в значимость моральных ценностей и норм.

Таким образом, проблема сущности и специфики морали и нравственности - одна из центральных в этической науке. Осмысление особенностей морали и нравственности органически входит в процесс определения основ нравственной подготовки будущего специалиста.

Определение основ нравственного образования и нравственного воспитания

Нравственная подготовка личности осуществляется в процессе его нравственного образования. Этот феномен является достаточно молодым и определяется как обучение личности нравственным правилам общения, разъяснение базовых и «ходовых» нравственных понятий, а затем уже изучение важнейших проблем морали в жизни общества, знакомство с его структурой, моральными нормами и требованиями, элементарными теоретическими знаниями о морали в целях развития нравственного кругозора учащихся, видами нравственной деятельности и нравственных отношений людей» [3]. Нравственное образование понимается как процесс усвоения системы знаний, умений и навыков в области этики и этикета и связанное с ним формирование профессионально-нравственных качеств, развитие нравственного сознания [9].

Нравственное образование тесно взаимодействует с нравственным воспитанием. Изучением вопросов нравственного воспитания в разные годы занимались как классики отечественной и зарубежной педагогики Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, И.Т. Песталоцци, А.С. Макаренко, И.А. Ильин, В.А. Сухомлинский и др., так и современные исследователи, в том числе в области общей, профессиональной, военной и юридической педагогики: С.П. Безносов,

A. Т. Иваницкий, А.Д. Кузнецова, И.Н. Мирошниченко, А.В. Найбауэр, В.С. Олейников,

B. П. Сальников, Н.Н. Силкин, В.Я. Слепов, А.М. Столяренко, В.И. Хальзов, А.В. Щеглов и др.

Анализируя их подходы к определению данной категории, мы в большей степени склоняемся к определению нравственного воспитания как целенаправленного процесса развития нравственного сознания, нравственных чувств и выработки навыков нравственного поведения, основанных на выборе волевых действий в пользу моральных норм, в процессе самоопределения и самоуправления в соответствии с ними, на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, конфликтов и столкновений [9].

Применительно к нашему исследованию, вызывает несомненный интерес теория нравственно-правового воспитания В.С. Олейникова, согласно которой, система нравственноправового воспитания сотрудника ОВД строится, исходя из этических основ государства и общества, тесного взаимодействия нравов, добродетели и законов; выступает как результат взаимодействия людей, совокупности воздействий макросреды, микросреды и самовоспитания [10, с. 12].

Таким образом, изучение нравственного образования и воспитания с позиций профессиональной подготовки курсантов в вузах МВД России позволяют приобщить их к обязательному следованию профессионально-нравственным нормам.

Профессионально-нравственные нормы правоохранительной деятельности

В правоохранительной деятельности имеют особо ценное, специальное значение нормы справедливости, беспристрастности, долга, ответственности, нетерпимости к злу и борьбы с ним и др. Есть нормы и узкопрофессиональные, представленные: а) нормами служебного этикета при обращении к гражданам, обращении граждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении с коллегами, с начальником, телефонных переговорах и др.; б) профессионально-деонтологическими нормами, регламентирующими действия и поступки сотрудников ОВД. Перечисленные нормы отражены в служебных документах - уставах, положениях, наставлениях, директивах, инструкциях и т.п.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24(221). Выпуск 28

137

Существует также и специфическая для будущей профессиональной деятельности курсантов дифференциация нравственных норм на нормы-запреты, нормы-рамки и нормы-образцы. При этом нормы-запреты ограничивают некоторые нравственные проявления и не позволяют курсанту унижать достоинство гражданина, относиться к нему только как к преступнику или потерпевшему. Однако иногда курсанты в служебной обстановке не осознают моральных запретов, становятся неудержимыми в своих действиях и способными на безнравственные поступки. По этому поводу, приведем слова А.С. Макаренко, который отмечал, что человек без «тормоза» - испорченная машина, подверженная воздействию различных пороков [7]. Такие люди недобросовестно выполняют свой профессиональный долг, нарушают дисциплину, занимают пассивную позицию в общественной жизни и т.д.; нормы-рамки определяют пределы допустимости свободного действия курсантов и активизируют их деятельность. Так, если нормы-запреты выполняют принудительную функцию, то нормы-рамки, - побудительную функцию долга. Нормы-рамки (будь честен, справедлив, почитай достоинство граждан, не делай зла и т.д.) преимущественно воплощены в нравственных заповедях, кодексах, уставах и т.п.; нормы-образцы не выполняют принудительной функции, а их возбуждающая сила опирается на авторитет общественного мнения и самосознание, моральный положительный выбор субъекта нравственных отношений. Они являются своеобразной моделью будущего поведения, являясь сначала в форме идеалов, а затем приобретая практический характер. Воплощение нормы-образца в практическую норму поведения становится конечной целью профессионально-нравственной подготовки курсантов [2].

Сущность и содержательные характеристики профессиональной нравственности курсантов

В целом, профессионально-нравственная подготовка курсантов направлена на формирование у них профессиональной нравственности, которая позволяет конкретизировать все вышеперечисленные общечеловеческие, узкопрофессиональные принципы морали, профессиональнонравственные нормы применительно к условиям будущей правоохранительной деятельности.

В настоящее время «профессиональную нравственность» как научный термин рассматривают в педагогике, этике, деонтологии и других науках. В профессиональной педагогике категорию «профессиональной нравственности» соотносят с компонентами образованности, определяя ее как компонент профессиональной квалификации и выделяя в ней такие приоритеты, как: гуманизм, знания в области профессиональной этики, умения применять нормы морали в профессиональной деятельности и др. [6]. В юридической педагогике зачастую понятие «профессиональной нравственности» отождествляют с понятием «профессиональная этика», представляя ее совокупностью моральных норм, ценностей, отношением к профессиональному долгу, к людям, с которыми он связан в силу характера профессии, к обществу в целом [8, с. 46]. В нашем исследовании мы придерживаемся мнения, высказанного Л.Д. Кокоревым, Д.П. Котовым, о различии понятий «профессиональной нравственности», как личностного образования, и «профессиональной этики», как раздела этической науки [4, с. 8].

С позиций культурологического подхода, профессиональная нравственность будущего специалиста соотносится с понятием профессионально-нравственной культуры (Г.В. Непорожняя, А.В. Щеглов, Ф.Н. Щербак и др.), понимаемой как качественной характеристики нравственной зрелости будущего профессионала, проявляющейся в: 1) культуре профессионально-

нравственного сознания; 2) культуре профессионально-нравственных отношений и чувств; 3) культуре профессионально-нравственного поведения.

В соответствии с вышесказанным и на основе учета специфики будущей профессиональной деятельности курсантов вузов МВД России, мы выделяем содержательные характеристики профессиональной нравственности курсантов: профессионально-нравственное сознание; профессионально-нравственные отношения и чувства; профессионально-нравственное поведение.

Под профессионально-нравственным сознанием мы понимаем интегральное личностное образование, отражающее с позиций добра и зла мир моральных ценностей, общепринятых и ин-териоризованных им моральных норм с помощью долга и совести, обладающее свойствами целе-полагания, направленности, рефлексивности, активности. Профессионально-нравственное сознание личности характеризуется знанием моральных принципов, норм, а также постоянным осознанием и осмыслением своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения. Однако, только знание, формальное знакомство с моральными нормами, правилами, императивами не обеспечивает их соблюдение, интериализацию, переход в разряд убеждений.

Для того, чтобы знание нормы не расходилось в дальнейшем с реализацией ее в поведении, необходимо организовать для курсантов опыт профессионально-нравственных отношений и чувств, в котором эта норма будет рационально принята воспитуемым как справедливая, необходимая и полезная.

138

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Выпуск 28

Профессионально-нравственные отношения и чувства мы понимаем как особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке. Для курсантов вузов МВД России содержание профессионально-нравственных отношений и чувств определяет их отношение к обществу, государству, личности, служебному долгу. Как и во всех формах нравственных отношений, в вузе МВД России существуют, как минимум две стороны. С одной стороны, коллектив вуза определяет обязанности отдельного курсанта и оценивает его поведение и поступки, относится к нему как субъект к объекту. А с другой стороны, профессионально-нравственные требования становятся личным долгом и ответственностью курсантов, осознаются ими и активно реализуются в профессионально-ориентированной деятельности.

Чем выше уровень нравственного сознания, разнообразнее опыт нравственных отношений и чувств курсантов, тем более он способен осуществлять контроль своей деятельности, тем в большей мере он становится самостоятельным при реализации профессионально-нравственного поведения.

Профессионально-нравственное поведение - есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков. Поведение является реализацией нравственных ценностей, принятых в обществе: добра, свободы, справедливости, взаимопомощи и других. Основой нравственного поведения является поступок. Поступок несет в себе действие, которое может иметь положительную или отрицательную оценку общества. Поступком можно считать и воздержание от действия, когда человек не стремится занять какую-либо позицию в возникшей жизненной или профессиональной ситуации. Профессионально-нравственное поведение предусматривает, с одной стороны, свободу выбора, а с другой - ограничено рамками принятых в обществе правил и норм.

Профессионально-нравственное сознание, отношения, чувства и поведение курсантов формируются в единстве и представляют собой профессиональную нравственность курсантов, как интегральное личностное образование. Этому придавал большое значение А.С. Макаренко, считая, что воспитанников следует вооружить теорией морали, но воспитание привычки нравственного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания [7].

Типология профессиональной нравственности курсантов вузов

МВД России

Указанные положения привели нас к пониманию того, что сформированность профессиональной нравственности курсанта может соответствовать различным ее типам.

Поиску типов профессиональной нравственности курсантов в образовательной среде вуза МВД России способствовал также анализ когнитивных концепций морально-нравственного развития личности, сложившихся в западной педагогике и психологии. Проведенный анализ позволил выделить пять типов сформированное™ профессиональной нравственности курсантов: 1) отстраненный; 2) эмоциональный; 3) рациональный; 4) потенциальный; 5) оптимальный.

Выделение таких типов стало возможным при наилучшем формировании одной из содержательных характеристик профессиональной нравственности: профессионально-нравственного сознания, профессионально-нравственных отношений и чувств или профессиональнонравственного поведения курсантов.

Охарактеризуем выявленные нами типы профессиональной нравственности курсанта.

1 тип — отстраненный - курсант проявляет безразличие к нравственному аспекту его будущей профессиональной деятельности, не стремится осваивать профессионально-нравственные категории и совершенствоваться в нравственном плане. Профессионально-нравственное сознание, отношения, чувства и поведение не сформированы.

2 тип - эмоциональный - курсант на эмоционально-чувственном уровне осознает значимость профессионально-нравственной подготовки курсантов, прибегает к нравственным оценкам отдельных поступков других людей, коллег, но не использует их в собственной практико-ориентированной деятельности. У курсанта происходит оптимальное формирование профессионально-нравственных отношений и чувств. Ж. Пиаже рассматривал две стадии становления «морального чувства»: 1) «нравственного реализма» - отражает уверенность личности в том, что правила и нормы поведения - это реальные и нерушимые условия существования; 2) «нравственного релятивизма» - формируется понимание, что нормы и правила - это соглашения между людьми, и они могут изменяться, если возникнет такая необходимость. Правила не являются священными и абсолютными - это лишь средства, которые люди используют для совместной деятельности [5, с. 532].

3 тип - рациональный - курсант знает основные нравственные категории, нормы профессиональной морали. Нравственные убеждения и идеалы сформированы еще недостаточно, что не позволяет пользоваться имеющимися знаниями в профессионально ориентированной деятельности. У курсанта происходит оптимальное формирование профессионально-нравственного сознания, связанного,

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24(221). Выпуск 28

139

в основном, с формированием нравственного знания. В этом случае речь может идти о профессионально-нравственной просвещенности, и мы можем даже иметь дело с личностью так называемой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах морали, в том числе и профессиональной нравственности, но не считать для себя обязательным следовать ее требованиям. Есть и другой вариант выражения профессионально-нравственного сознания, рассматривающий проблемы рациональности в морали, или моральной рациональности. Здесь рационализация морали строится и через осмысление дихотомии добра и зла. При таком подходе к морали теоретика интересует не то, каким образом мораль действует, какие механизмы гарантируют его реализацию, каким должен быть человек как субъект нравственности, а то, что совершает человек, к каким результатам приводят его поступки.

4 тип - потенциальный - курсант в практико-ориентированной деятельности руководствуется нормами морали и нравственности, редко прибегает к анализу собственной практикоориентированной деятельности и деятельности других. У курсанта происходит скорейшее формирование профессионально-нравственного поведения, размышляя над которым, В.Н. Рыбаков [13, с. 223], выделяет стадии нравственной зрелости и нравственной мудрости. По его мнению, личность, достигшая нравственной зрелости, испытывает чувство ответственности не только за свое поведение, но и за поведение окружающих его людей. От зрелости нравственного сознания личности зависит успех страны в различных ее областях. Высшую стадию развития личности, в целом, и профессиональнонравственного поведения, в частности, характеризуют как «нравственную мудрость», способность реализовывать социально-значимую и общественно-полезную деятельность в соответствии с нормами морали и нравственности, готовность к нравственным поступкам в любых профессиональных и бытовых ситуациях.

5 тип — оптимальный - курсант не только знает основные нравственные категории, осознает значимость профессионально-нравственной подготовки в вузе МВД России, рефлексирует, но и постоянно руководствуется нормами морали и нравственности в служебной и внеслужебной деятельности.

Характер соответствия и становления у курсантов определенного типа профессиональной нравственности может быть различным в зависимости от индивидуальных особенностей курсантов, наличного уровня их общей нравственности, характера профессиональной мотивации и др. У некоторых курсантов процесс формирования профессиональной нравственности проходит гармонично, постепенно, а у некоторых - скачкообразно.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что определение сущности, содержательных характеристик и специфики профессиональной нравственности курсантов вузов МВД России позволяет обеспечить приобщение курсантов к обязательному их следованию профессиональнонравственным принципам и нормам. Конкретизировать общечеловеческие, узкопрофессиональные принципы морали, профессионально-нравственные нормы применительно к условиям будущей правоохранительной деятельности позволяет профессиональная нравственность курсантов, понимаемая нами как интегральное личностное образование, проявляющееся в их профессионально-нравственном сознании, отношениях, чувствах и поведении.

Сформированность профессиональной нравственности курсанта может соответствовать различным ее типам, к которым относятся - отстраненный, эмоциональный, рациональный, потенциальный и оптимальный.

Культурологическая направленность содержания профессиональной нравственности курсантов предполагает реализацию в вузе МВД России базисных ценностей личности (самореализации, жизнетворчества, культурной идентификации и др.) и формирование профессиональнонравственных качеств личности (долга, чести, достоинства, нравственной чистоплотности, неподкупности, тактичности, самообладания, толерантности и др.). Поэтому становится важным, чтобы в современной системе профессионально-нравственной подготовки особое внимание уделялось процессам порождения и развития профессионально-нравственного поведения, сознания, отношений, чувств, ценностей, что возможно обеспечить при соответствующей организации данной подготовки в условиях образовательной среды вуза МВД России.

Список литературы

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. -С. 172.

2. Булах, С.И. Формирование нравственного сознания личности курсанта вуза МВД России средствами массовой информации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / С.И. Булах. - Барнаул, 2002. - 198 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Козлов, Э.П. Нравственное образование в средней школе / Э.П. Козлов // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 104-108.

140

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 24 (221). Выпуск 28

4. Кокорев, Л.Д. Этика уголовного процесса: учебное пособие / Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. - Воронеж, 1993. - С. 8.

5. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2002. - 988 с.

6. Кутейникова, И.Х. Педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов: дис. ... кан. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / И.Х. Кутейникова. - Челябинск, 2006. - 198 с.

7. Макаренко, А.С. Методика воспитательной работы / А.С. Макаренко // Избр. педаг. произв.: В 2 т. - Т.2. - М., 1998. - 366 с.

8. Мальцева, Л.В. Профессионализм как нравственная черта личности (мораль и право) / Л.В. Мальцева / / Общество: политика, экономика, право. - 2010. - №2. - С.46.

9. Найбауэр, А.В. Содержание нравственного образования в системе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа: автореф. дис. ...канд. пед. наук / А.В. Найбауэр. - М., 2004. - 24 с.

10. Олейников, В.С. Общая педагогика, история педагогики и образования: учеб. пособие для адъюнктов / В.С. Олейников, Я.Н. Мусин, Л.В. Заварзина / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - Спб.: «Фонд Университет», 2005. - С. 12.

11. Педагогика: учеб / Л.П. Крившенко и др.. - М.: Проспект, 2004. - С. 107.

12. Полищук, Л.А. Нравственные потребности: специфика, современное состояние и тенденции развития: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05 / Л.А. Полищук. - М., 1991. - 24 с.

13. Рыбаков, В.Н. Социально-педагогические условия формирования социально-нравственной направленности личности курсанта вуза МВД России / В.Н. Рыбаков // Мир науки, культуры, образования.-2010.- №1 (20) - С. 222.

14. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/

15. Татаркина, Н.И. Формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов МВД России: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н.И. Татаркина. - Елец. - 2006. - 547 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.