УДК 378.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА МВД РОССИИ
© Илья Федорович ИСАЕВ
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, e-mail: isaev@mail.ru © Николай Викторович ЕРОШЕНКОВ Белгородский юридический институт МВД России, г. Белгород, Российская Федерация, соискатель, кафедра педагогики, e-mail: nic_bui@mail.ru
Представлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективности профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России. Выявление данных условий стало возможным на основе осуществления теоретического анализа и проведения опытно-экспериментальной работы в ведомственных вузах с учетом мнения экспертов из числа ведущих преподавателей гуманитарного блока дисциплин Белгородского юридического института МВД России и кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета.
К таким педагогическим условиям относят: системность и согласованность содержания профессионально-нравственной подготовки в различных видах подготовки и микросредах вуза МВД России (формирование профессиональной нравственности курсантов в различных видах подготовки, осуществляемых в вузе МВД России, и его микросредах); ценностное регулирование процесса профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в ведомственных вузах (на основе ценностей, изложенных в нормативных документах, стандартах подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности, ценностных предпочтений различных институтов гражданского общества); рациональная сбалансированность субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в образовательной среде вуза МВД России (сохранение субординационных субъект-объектных отношений в служебном процессе и переход к демократическим, гуманным субъект-субъектным отношениям во внеслужебном процессе); наличие встречных профессионально-нравственных потоков взаимодействия между образовательной средой вуза МВД России и курсантом (в рамках поведенческо-коллективного, событийно-культурного, предметно-пространственного и информационно-исследовательского взаимодействия курсантов и образовательной среды ведомственного вуза); ориентация курсантов на моральный компромисс целей и средств в конкретной правоохранительной сфере их будущей профессиональной деятельности (подбор курсантами адекватных профессиональных средств, не противоречащих нравственному характеру достигаемой цели).
Сформулированные педагогические условия способствуют эффективности профессионально-нравственной подготовки курсантов в образовательной среде вуза МВД России и позволяют формировать у них профессиональную нравственность. Обеспечение комплекса необходимых педагогических условий - это трудоемкий процесс объединения усилий всех субъектов профессионально-нравственной подготовки в образовательной среде вуза МВД России.
Ключевые слова: педагогические условия; профессионально-нравственная подготовка; будущий полицейский; образовательная среда; вуз МВД России.
Требования, предъявляемые российским обществом к уровню знаний, умений, навыков, набору компетенций, к личностным качествам всех категорий сотрудников создаваемой полиции, и, в первую очередь, к ее будущим офицерским кадрам накладывают на будущих полицейских большую ответственность, связанную с их профессионализмом, грамотностью в решении оперативно-служебных задач, безупречностью в нравст-
венном отношении [1]. Все это обусловливает необходимость осуществления в вузах МВД России профессионально-нравственной подготовки будущих офицеров российской полиции как процесса формирования у них профессиональной нравственности с учетом использования многообразных возможностей образовательной среды вуза МВД России.
Для осуществления содержательного взаимодействия будущих полицейских и об-
КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 12 (128), 2013
разовательной среды вуза МВД России, способствующего эффективности профессионально-нравственной подготовки (ПНП) курсантов, необходимы определенные педагогические условия, реализуемые в соответствующей технологии. К таким условиям мы относим: системность и согласованность содержания ПНП в различных видах подготовки и микросредах вуза МВД России; ценностное регулирование процесса ПНП будущих полицейских в ведомственных вузах; рациональную сбалансированность субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в образовательной среде вуза МВД России; наличие встречных профессионально-нравственных потоков взаимодействия между образовательной средой вуза МВД России и курсантом; ориентацию курсантов на моральный компромисс целей и средств в конкретной правоохранительной сфере их будущей профессиональной деятельности.
Выявление данных условий стало возможным на основе проведения теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы в ведомственных вузах с учетом мнения экспертов из числа ведущих преподавателей гуманитарного блока дисциплин Белгородского юридического института МВД России и преподавателей кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Охарактеризуем выявленные условия.
Системность и согласованность содержания ПНП в различных видах подготовки и микросредах вуза МВД России. В современных условиях основу реализации профессионально-нравственной подготовки в отдельных вузах МВД России зачастую составляет фактологический подход, приводящий к мозаичному усвоению будущими полицейскими профессионально-нравственных категорий и ценностей в различных сферах подготовки и микросредах вуза МВД России. Причем, зачастую информация и опыт профессионально-нравственного общения будущих полицейских дублируются, иногда даже противоречат друг другу, носят разрозненный характер, что приводит к профессионально-нравственному диссонансу деятельности курсантов и, в конечном счете, обедняет их профессиональную нравственность.
Именно поэтому профессионально-нравственная подготовка будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России с необходимостью требует перехода к системной методологии ее реализации, что, в частности, означает переход к формированию профессиональной нравственности будущих полицейских в различных видах подготовки, осуществляемых в вузе МВД России (начальной профессиональной, собственно профессиональной, морально-психологической, самоподготовки) и его микросредах (обучающей, акмеолого-развивающей, воспитывающей, социокультурной (внеслужебной), информационной, практико-ориентированной (служебной)). Это, в свою очередь, обеспечивает согласованность усилий всех субъектов ПНП будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России (курсантов, начальников и сотрудников подразделений (в т. ч. сотрудников отдела морально-психологического обеспечения), курсовых офицеров (начальников факультетов, начальников курсов, заместителей начальников курсов), преподавателей-предметников, преподавателей-тьюторов (в т. ч. руководителей НИР курсантов, руководителей практик), наставников, сопровождающих курсантов на практике и др.).
Ценностное регулирование процесса профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в ведомственных вузах. Реальным воплощением ценностного регулирования процесса профессионально-нравственной подготовки будущих полицейских в ведомственных вузах служит система нормативных документов и стандартов подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности.
Ценностное регулирование процесса ПНП будущих полицейских в вузах МВД России позволяет свести к минимуму ПНП с принуждением и навязыванием нравственным норм, оценки ПНП по формальным признакам, а не по ее результатам; признать курсанта не только как объекта, но и как субъекта ПНП при ведущей роли преподавателя; создать в вузе атмосферу, побуждающую курсанта активно и продуктивно учиться, самосовершенствоваться в различных направлениях, в т. ч. и профессионально-нравственном. Специфика ценностного регулирования процесса ПНП будущего поли-
цейского в высшей школе МВД России заключается в привлечении к контролю за соответствующей профессионально-нравственной подготовкой различных институтов гражданского общества. Формирование профессиональной нравственности у будущих офицеров полиции позволит им при исполнении своего профессионального и служебного долга достигнуть взаимопонимания с представителями различных слоев населения. Знание морально-нравственных и ценностных предпочтений представителей различных социальных групп будет способствовать смягчению противоречий между правоохранительной системой государства и гражданским обществом [2, с. 253-256].
Таким образом, эффективная работа ведомственной системы образования по ценностному регулированию процесса ПНП будущего полицейского позволяет удовлетворять интересы общества в вопросах подготовки высококвалифицированных кадров с учетом современных требований к стражам закона.
Рациональная сбалансированность субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в образовательной среде вуза МВД России. Как известно, вуз МВД России отличается определенной спецификой, характеризуемой отношениями субординации, жесткой регламентацией образовательного процесса, всего уклада жизни, дефицита времени, условий службы, особенностей быта, отдыха и др. Все эти особенности отражаются в так называемых субординационных субъект-объектных отношениях в служебном процессе в рамках образовательной среды вуза МВД России [3].
Однако эффективность ПНП будущих полицейских зависит также от реализации в образовательной среде вуза МВД России демократических, гуманных субъект-субъектных отношений, проявляющихся в личной заинтересованности, активности самой личности в данном процессе, ее субъектной позиции, ее способности к самореализации как осуществлению возможностей своего профессионально-нравственного развития посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом [4].
Взаимодействие на основе субъект-субъектных отношений располагает большим воспитательным потенциалом. Оно
обеспечивает «равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу, принятие партнера таким, каков он есть, искренний обмен мнениями, открытость, искренность, отсутствие предвзятости» [5, с. 17-18].
Способствовать установлению демократических гуманных субъект-субъектных взаимоотношений в образовательной среде вуза МВД России могут, по нашему мнению, профессионально-нравственные и организаторские качества самого преподавателя, включающие: умение на нравственной основе контактировать с людьми (выстраивать отношения с курсантами, коллегами, руководителями, другими людьми в различных ситуациях; увлечь курсанта, действовать не приказом, заучиванием, а убеждением; создавать атмосферу доверия, нравственности); умение организовать коллективную учебную, научную и творческую деятельность профессионально-нравственной направленности (подбирать и формировать коллективы для различных вузовских программ; распределять задания, проверять исполнение, стимулировать участие в коллективной деятельности); личная нравственность и привлекательность (умение завоевывать авторитет и доверие; открытость; уверенность в себе; наличие чувства юмора; обаяние).
Наличие встречных профессионально-нравственных потоков взаимодействия между образовательной средой вуза МВД России и курсантом. Наличие различных микросред в ведомственном вузе позволяет выделить системную целостность встречных потоков взаимодействия будущего полицейского с образовательной средой вуза: поведен-ческо-коллективного, событийно-культурного, предметно-пространственного и информационно-исследовательского.
В рамках поведенческо-коллективного потока взаимодействия курсанта и образовательной среды вуза МВД навстречу друг другу создается: атмосфера доверия и высокой требовательности, оптимистичный стиль и характер взаимодействия субъектов образовательной среды; совместная деятельность, основанная на взаимопомощи и поддержке; эмоциональная включенность и удовлетворенность принадлежностью к коллективу; чувство ответственности за состояние дел в группе каждым ее членом; доброжелательная, но конструктивная критика; возмож-
ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 12 (128), 2013
ность свободно выражать свое мнение; информированность всех членов коллектива о задачах и состоянии дел при их выполнении.
Событийно-культурный поток взаимодействия представлен традиционными мероприятиями (принятием Присяги; встречами с сотрудниками правоохранительных органов, ветеранами труда и войны; праздничными концерты и др.), кружками по интересам, соревнованиями, конкурсами самодеятельности, творческими отчетами и вечерами, шефством над детскими домами, а также мероприятиями, предоставляющими курсантам возможность стать одним из авторов или непосредственным участником события.
Содержание предметно-пространственного потока взаимодействия характеризуется наличием и использованием современной аудио-видеотехники в процессе ПНП; эстетическим оформлением учебных кабинетов, лекционных аудиторий, холлов государственной и ведомственной символикой, портретами выдающихся деятелей науки и МВД России; комфортностью, чистотой и удобством помещений вуза; наличием мест для отдыха и общения.
Информационно-исследовательский поток взаимодействия включает: профессионально-нравственное сотрудничество в библиотеках и читальных залах с фондом источников на электронных носителях, учебные и методические материалы, смотры курсантских научно-исследовательских работ, реферативных и научных сообщений профессионально-нравственной тематики; курсантские научные конференции [6].
Ориентация курсантов на моральный компромисс целей и средств в конкретной правоохранительной сфере их будущей профессиональной деятельности. Одним из основных положений профессиональной этики будущего сотрудника ОВД является то, что нет заранее обусловленных «добрых» или «злых» средств, а есть средства вынужденные. То есть будущему полицейскому следует подбирать профессиональные средства, имея в виду то, что средства должно быть адекватными условиям; должны быть достаточными для решения поставленных целей; не должны противоречить нравственному характеру достигаемой цели.
То есть при организации и проведении теоретических и практических занятий,
практик, стажировок в правоохранительных органах, воспитательной и научно-исследовательской работы в рамках ПНП будущих полицейских в образовательной среде вуза МВД России необходимо ориентировать курсантов на моральный компромисс целей, стоящих перед ОВД, и средств, применяемых для их достижения в конкретной правоохранительной сфере (следственной, оперативно-розыскной и т. п.). Это возможно осуществить при изучении особенностей, содержания и профессионально-нравственной специфики их будущей профессиональной деятельности.
С профессионально-нравственной точки зрения осуществление, например, оперативно-розыскной деятельности, следственной работы, дознания, следует рассматривать как моральный компромисс, на который общество идет с целью достижения благородных целей. Моральный компромисс является наиболее тонким и сложным актом морального выбора.
Исходя из вышесказанного, сделаем вывод о том, что ПНП будущего полицейского в образовательной среде вуза МВД России осуществляется до определенного уровня под влиянием соответствующих педагогических условий. Обеспечение комплекса необходимых педагогических условий - это трудоемкий процесс объединения усилий всех субъектов профессионально-нравственной подготовки в образовательной среде вуза МВД России.
1. Ерошенков Н.В. Образовательная среда вуза МВД России в профессионально-нравственной подготовке будущего полицейского // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Красноярск, 2012. № 11 (19). URL: http://sisp. nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/eroshenkov.pdf (дата обращения: 30.10.2012).
2. Порожняков А. С. К вопросу о формировании концепции управления образовательным процессом в вузах МВД // Общество и право. 2011. № 1. С. 253-256.
3. Остапенко В. С. Формирование научного мировоззрения курсантов вузов МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2011.
4. Подымова Л.С., Макарова Л.Н. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник
Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 1 (69). С. 89-93.
5. Исаев И.Ф., Кролевецкая Е.Н. Куратор и студенческая группа: развитие субъект-субъектных отношений. Белгород, 2009.
6. Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
Поступила в редакцию 16.09.2013 г.
UDC 378.1
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL AND ETHICAL TRAINING OF CADETS IN HIGH EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF MIA RUSSIA
Ilya Fyodorovich ISAEV, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Honored Worker of High School of RF, e-mail: isaev@mail.ru
Nikolai Viktorovich EROSHENKOV, Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod, Russian Federation, Competitor, Pedagogy Department, e-mail: nic_bui@mail.ru
The pedagogical conditions promoting efficiency professional-moral training of cadets in the educational environment of the university Ministry of Internal Affairs of Russia are presented and justified. Identifying these conditions it is possible through the implementation of the theoretical analysis and experimental work in departmental universities taking into account the views of experts from the leading teachers of humanitarian disciplines block Belgorod Law Institute Russian Ministry of Internal Affairs and the Department of Pedagogy of the Belgorod State National Research University.
The authors refer to pedagogical conditions: consistency and coherence between professional and moral training in the various types of training and university microenvironments Russian Ministry of Internal Affairs (formation of professional ethics of students in different types of training programs in place at the university the Russian Interior Ministry and its microenvironments); value-managing professional moral training of future officers in departmental universities (based on the values set out in the regulations, standards, training in the field of law enforcement, value preferences of various civil society institutions); rational balance of subject-object and subject-subject relations in the educational environment of the university Russian Ministry of Internal Affairs (preservation subordinate subject-object relations in the service process and the transition to a democratic, humane subject-subject relations during off-duty); the presence of counter-flow professionally and moral interaction between the educational environment of the university and a student of Russian Ministry of Internal Affairs (under the collective behavioral, event-cultural, spatial and object-information interaction research students and the educational environment of the university departmental); orientation cadets moral compromise on goals and means in a particular field of law enforcement for their future professional activities (selection of cadets adequate professional resources, which do not contradict the moral character to achieve goals).
The stated pedagogical conditions contribute to the effectiveness of professional and moral training of cadets in the educational environment of the university Russian Ministry of Internal Affairs and they let you create professional morality. Providing complex pedagogical conditions necessary is a laborious process of combining the efforts of all subjects' professional and moral training in the educational environment of the university Ministry of Internal Affairs of Russia.
Key words: pedagogical conditions; professional-moral preparation; future policeman; educational environment; university of MIA of Russia.