ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
к вопросу об оценке эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе мвд россии
on the question of assessing the effectiveness of professional and moral training of cadets in high school of the Russian interior ministry
УДК 378.6
И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,
кандидат юридических наук, доцент
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: [email protected]
I.F. AMELCHAKOV,
The Head of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Police major general, Candidate of Legal Sciencies, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
И.Н. ОЗЕРОВ,
кандидат юридических наук, доцент
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: [email protected]
I.N. OZEROV,
Deputy Head (Research work) of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Legal Sciencies, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Н.в. ерошенков,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) e-mail: [email protected]
n.v. eroshenkov,
Candidate of Pedagogic Sciences
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
6
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопросов оценки эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России через систему процессуальных и личностных критериев. В статье представлено обоснование процессуальных критериев эффективности деятельности преподавателей и сотрудников вуза МВД России по реализации процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов. Автором выделяются целевой, содержательный, технологический критерии оценки эффективности рассматриваемого процесса с соответствующими показателями и дается их характеристика.
Ключевые слова: нравственность, профессиональная подготовка, нравственное воспитание, процессуальные критерии, курсант, вуз МВД России.
Abstract: the article considers the issues of evaluating the effectiveness of professional and moral training of cadets in high school of the Russian Interior Ministry through the process and personal criteria. The article presents a study of procedural criteria for the effectiveness of teachers and university staff on the implementation of the Russian Interior Ministry profession professional and moral training of cadets. The author points out the target, informative, technological criteria for evaluating the effectiveness of the process with the appropriate parameters, and given their characteristics.
Keywords: ethics, professional training, moral education, the procedural criteria, student, high school Russian Interior Ministry.
Реализация в вузах МВД России системного и целенаправленного процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в настоящее время уже становится нормой и объективной необходимостью. Исторически сложилось, что мораль, нравственность и профессионализм всегда были главными принципами осуществления правоохранительной деятельности.
Современные реалии утверждают названные выше принципы и обусловливают необходимость решения правоохранительных задач с позиций профессиональной этики, соблюдения норм справедливости, морали, нравственности, утверждения добра, борьбы со злом и несправедливостью.
В этой связи профессиональная подготовка курсантов в вузах МВД России носит нравственный характер и подразумевает реализацию процесса формирования у курсантов профессиональной нравственности как интегрального личностного образования, обусловленного влиянием различных микросред вуза, и проявляющегося в профессионально-нравственном сознании, отношениях, чувствах и поведении курсантов.
Достижение высокого качества профессионально-нравственной подготовки будущих специалистов правоохранительных органов требует от вузов МВД России применения традиционных и инновационных подходов в подборе продуктивных образовательных средств, эффективность которых может быть измерена с помощью разработанных нами критериев.
Известно, что в процессе осуществления профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России, с одной стороны, происходит организация самого процесса профессионально-нравственной подготовки с определением системы целевых установок, содержания и технологий ее реализации, а с другой - осуществляется формирование профессиональной нравственности курсантов, представленной комплексом профессионально-нравственного сознания, отношений, чувств и поведения личности.
Исходя из данного положения, мы выделяем две группы критериев: процессуальные
- критерии эффективности деятельности преподавателей и сотрудников по реализации процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России (далее - критерии эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов) и личностные - критерии сформированности профессиональной нравственности курсантов.
В справочной литературе существует множество определений термина «критерий». Согласно словарю С.И. Ожегова, критерий
- это мерило оценки, суждений [1, с. 263]. В Большом энциклопедическом словаре «критерий» (от греч. kriterion - средство для суждения) описывается как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо...» [2, с. 656].
Говоря о критериальной оценке эффективности процесса профессионально-
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
7
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России, мы имеем в виду степень соответствия или несоответствия самого этого процесса и уровня профессиональной нравственности курсантов определенным требованиям - мерилам. В качестве таких общих мерил выступают законы, нормативные акты МВД России в области профессионально-нравственной подготовки курсантов. В качестве частных мерил выступает предлагаемая нами система критериев эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки в вузе МВД России и критериев сформированности профессиональной нравственности курсантов, проявляющаяся в конкретных показателях и разработанная на основе результатов теоретического анализа, опытно-экспериментальной работы, а также мнения экспертов из числа старшего начальствующего состава, кураторов, преподавателей Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина и преподавателей кафедры педагогики Белгородского государственного национального исследовательского университета.
В данной статье остановимся подробнее на описании критериев эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов, об эффективности которого мы судили, опираясь на целевой, содержательный и технологический критерии.
Целевой критерий рассматривается нами как базисный критерий эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России, так как именно правильная и своевременная постановка целей для любого вида деятельности является залогом успеха всей этой деятельности. К сожалению, в нашем обществе наряду с гуманистическими целями мощное влияние на молодежь оказывают националистические, религиозные, анархически-разрушительные, неофашистские и другие цели и идеалы [3, с. 59]. Именно поэтому сегодня остро стоит вопрос об определении целей профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России в качестве приоритетных.
Немецкий философ XVIII в. И. Кант писал, что «цель является прекрасным идеалом. Цель есть не что иное, как понятие о совершенстве, еще не осуществленном на опыте» [4]. По мнению К.Д. Ушинского, «цель человека (его стремление к деятельности) должна быть такова, чтобы, достигаемая постоянно, она никогда не могла быть достигнута» [5, с. 300].
В качестве показателей целевого критерия эффективности процесса профессиональнонравственной подготовки курсантов служат: 1) степень осознания значимости (роли и миссии) профессионально-нравственной подготовки курсантов; и 2) мера достижения целей профессионально-нравственной подготовки курсантов.
В настоящее время все чаще наблюдается неразвитость механизмов целеобразования и целеусвоения на всех уровнях профессиональной подготовки в высшей школе, в частности, отсутствие четко заданных и диагностичных комплексных конечных целей по качеству профессионально-нравственной подготовки полицейских с высшим образованием, отражающих текущие и перспективные общественные потребности в определенном уровне подготовки кадров в ведомственных вузах.
На наш взгляд, целевым ориентиром достижения профессионально-нравственной подготовки курсантов является сформи-рованность профессиональной нравственности курсантов, которую можно отчасти конкретизировать с помощью требований к компетенциям курсантов, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Так, например, по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» профессиональная нравственность выпускника вуза МВД России частично конкретизируется с помощью общекультурных компетенций и профессиональных компетенций в области правоохранительной деятельности. Перечислим некоторые из них: способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5); способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11) и др.
Реализация цели профессиональнонравственной подготовки обусловлена ее содержанием. Этим объясняется выбор в качестве критерия эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
8
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
курсантов в вузе МВД России содержательного критерия.
В основе содержания профессиональнонравственной подготовки курсанта лежат понятия морали, духовности, нравственности, профессиональной нравственности, раскрытие которых предусматривает выработку профессионально-нравственных основ мировоззрения, основных понятий профессионально-нравственного сознания; усвоение профессионально-нравственных норм, правил и требований, лежащих в основе общения и деятельности людей; формирование представлений о видах моральной регуляции и «механизмах» функционирования морали в обществе, включая выработку оценочных представлений; формирование профессионально-нравственного поведения курсантов, обогащение их возможностей к профессионально-нравственному самосовершенствованию.
По нашему мнению, содержание исследуемой подготовки курсантов в вузе МВД России (реализации ее цели) носит комбинированный характер, так как оно отчасти регламентировано нормативными документами в области соблюдения профессиональной этики будущими сотрудниками ОВД; приказами начальника вуза МВД России; программным содержанием - ФГОС ВПО, учебной программой и программой воспитания, уставом вуза; обусловлено системой требований педагога, образовательными потребностями, интересами, личностными смыслами и ценностями курсанта; развивается в ходе диалога, рефлексии, проживания образовательных и профессионально ориентированных ситуаций.
Показателями содержательного критерия эффективности процесса профессиональнонравственной подготовки являются: 1) степень оптимизации содержания образования в контексте профессионально-нравственной подготовки курсантов; и 2) пракгико-ориен-тированность содержания профессионально-нравственной подготовки курсантов.
Поскольку основной задачей оптимизации является создание наиболее благоприятных условий (А.А. Деркач, Е.В. Селезнева и др.) для получения определенного результата, то в настоящее время оптимизация содержания профессионально-нравственной подготовки курсантов возможна в контексте формирования у них профессиональной нравственности с опорой на базовую и профессиональную культуру личности (О.С. Газман, И.Ф. Исаев), отношение к окружающей действительнос-
ти, к другим людям и т.д. (О.С. Богданова, И.С. Марьенко); отношение к наивысшим ценностям жизни (ценностные отношения) (Н.Е. Щуркова); общечеловеческие ценности (В.А. Караковский); направленность личности (З.И. Васильева, М.И. Рожков); социально значимые качества личности (М.И. Шилова и др.). С этой точки зрения оптимизация содержания образования в контексте ПНП курсантов возможна, как минимум, по двум направлениям: 1) в области разработки и внедрения новых образовательных программ в рамках профессионально-нравственной подготовки курсантов (разработки программ спецкурсов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативов, практикумов, программ воспитания и др.); 2) в контексте совершенствования существующих программ и учебно-методических комплексов дисциплин на предмет включения в них тематики рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, заданий профессионально-нравственной направленности для самостоятельной и научно-исследовательской работы курсантов.
Практико-ориентированность содержания профессионально-нравственной подготовки курсантов позволяет обогатить их соответствующим опытом, удовлетворяющим профессиональные, личностные и жизненные потребности курсантов. При этом практи-ко-ориентированность, на наш взгляд, достигается благодаря компетентному отбору содержания профессионально-нравственной подготовки курсантов, способствующему:
1) формированию у курсантов гражданских, духовных, морально-психологических, нравственных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных потребностями общества и особенностями оперативно-служебной деятельности;
2) развитию представлений, взглядов и убеждений курсантов в области гражданского и профессионального долга, чести и достоинства, нравственных ценностей и принципов службы в ОВД; 3) воспитанию у курсантов ответственности за выполнение должностных и специальных обязанностей и повышению уровня профессионализма; 4) подготовке курсантов, успешно решающих оперативно-служебные задачи с соблюдением служебной дисциплины и законности, со следованием нормам профессиональной этики, с обеспечением гарантий защиты прав человека и гражданина; 5) привитию будущим сотрудникам ОВД навыков поведения и общения, основывающимся на соблюдении
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
9
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
профессионально-этических норм, регуляции своего эмоционально-психического состояния в различных профессиональнослужебных ситуациях и др.
Осмысление и оптимизация содержания профессионально-нравственной подготовки курсантов позволяют освоить его и технологически инструментировать в виде системы заданий и действий. Следовательно, эффективность процесса профессиональнонравственной подготовки целесообразно оценивать и по тому, применение каких технологий способствует осуществлению описываемой подготовки. Поэтому в качестве еще одного критерия эффективности процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов мы рассматривали технологический критерий. Образовательные технологии представляют собой необходимый инструментарий осуществления профессионально-нравственной подготовки в современном вузе МВД России. В них заложен огромный потенциал для повышения акмеолого-педагогической компетентности преподавателей ведомственных вузов и достижения целей профессионально-нравственной подготовки курсантов.
Инновационный опыт отечественных вузов наметил стратегическое направление в решении задач обновления программно-технологического обеспечения образовательного процесса на основе переосмысления всего арсенала применяемых технологий с опорой на современные возможности и широкий культурный контекст, а также внедрение новых информационных и социальных технологий [6, с. 5]. Отличительными признаками современных образовательных технологий являются изменение характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов - от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала и проявления субъектных свойств в различных видах учебно-познавательной, информационно-поисковой, научно-исследовательской, профессионально ориентированной и контрольно-оценочной деятельности. Современный вуз МВД России поставлен перед необходимостью обеспечения высокого качества образовательных результатов за счет поиска внутренних резервов самой системы. Это возможно при активном внедрении в процесс профессионально-нравственной подготовки современных методов и технологий, а также обновлении средств и форм работы с курсантами.
Показателями технологического критерия процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов выступают: 1) степень разнообразия применяемых форм профессионально-нравственной подготовки курсантов; и 2) степень инновационности применяемых методов и средств профессионально-нравственной подготовки курсантов. Совершенствованию профессионально-нравственной подготовки курсантов в ведомственной системе высшего профессионального образования способствует внедрение разнообразных форм обучения и воспитания, таких как тренинг, деловая игра, дискуссия, имитационные упражнения, групповые беседы и др.
Применение разнообразных форм в профессионально-нравственной подготовке курсантов, а также использование инновационных технологий, методов и средств является проявлением творческого подхода преподавателя к профессиональной деятельности. К сожалению, существующая система подготовки специалиста при всех прогрессивных изменениях в ней все еще остается недостаточно эффективной; в образовательном процессе не учитывается потенциал личности будущего специалиста; технологическое обеспечение ориентировано на традиционные технологии, формы, методы обучения.
В процессе совершенствования профессиональной подготовки в системе ведомственного образования МВД России делает упор на использование инновационных образовательных и информационных методов и технологий. В настоящее время задача оптимизации технологического аспекта профессионально-нравственной подготовки в целом решается путем рационального сочетания традиционных методов профессионально-нравственной подготовки с новыми возможностями преподавания, а также взаимосвязи теоретического и практического обучения. Все шире и чаще преподаватели и сотрудники вузов МВД России используют в профессиональной деятельности информационно-телекоммуникационные системы, мультимедийные технологии, технологии проблемного и модульного обучения, технологии установления обратной связи и др.
Проверка данного показателя возможна при учете степени соответствия организации учебно-воспитательного процесса требованиям ФГОС ВПО, приказам начальника вуза МВД России и другим нормативно-правовым
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
10
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
актам, регламентирующим деятельность вуза; степени и уровня реализации учебно-воспитательных планов и программ; теоретического и методического уровня проведения занятий; степени организации и состояния самостоятельной работы курсантов в исследуемом направлении; уровня материально-технического обеспечения учебных и внеучебных занятий и состояния учебно-материальной базы.
Таким образом, эффективность процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в вузе МВД России детерминирована степенью согласованности поставленных целей, содержания и технологий ее реализации и оценивается с помощью целевого, содержательного и технологического критериев, соответственно, направленных на формирование профессиональной нравственности курсантов.
Литература —
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / РАН Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. С. 263.
2. Большой энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1994. С. 656.
3. Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 59.
4. Кант И. О педагогике. - М.: Чоро, 1994.
5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти т. Т.1. - М.: Педагогика, 1988. С. 300.
6. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2011. С. 5.
References
1. Ozhegov S.I. Dictionary of Russian / Russian Academy of Sciences Institute of Russian Language. V.V. Vinogradova / S.I. Ozhegov, N.Y. Shvedova. - M.: Azbukovnik, 1999. P. 263.
2. Great Encyclopedic Dictionary. - M.: Sov. Encyclopedia, 1994. P. 656.
3. Stefanovskaya TA. Class teacher: Functions and main activities: studies. benefits for students. Executive. Proc. institutions. - M.: Publishing center «Academy», 2008. P. 59.
4. KantI. About pedagogy. - M.: Choro, 1994.
5. Ushinsky K.D. Pedagogical writingsy: The 6 t. T.1. - M.: Pedagogy, 1988. P. 300.
6. Modern educational technology: a tutorial / group of authors; ed. N.V. Bordovskikh. - M.: KNORUS, 2011. P. 5.
(Статья сдана в редакцию 10.08.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 3’15
11