Ерошенков Николай Викторович
кандидат педагогических наук, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина (e-mail: nic_bui@mail.ru)
Ерошенкова Елена Ивановна
кандидат педагогических наук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (e-mail: eroshenkova@bsu.edu.ru)
Условия эффективности воспитательной работы профессионально-нравственной направленности c курсантами образовательных организаций МВД России
В статье рассматриваются вопросы эффективности организации воспитательной работы профессионально-нравственной направленности с курсантами образовательных организаций МВД России. Авторы раскрывают сущность и содержание профессионально-нравственной подготовки курсантов, описывают технологию и опыт реализации рассматриваемой подготовки, обосновывают эффективность педагогических условий, способствующих формированию профессиональной нравственности у будущих офицеров полиции.
Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, нравственность, профессионально-нравственная подготовка, педагогические условия, курсанты.
N.V. Eroshenkov, Master of Pedagogics, Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: nic_bui@mail.ru;
E.I. Eroshenkova, Master of Pedagogics, Belgorod State National Research University; e-mail: eroshenkova@bsu.edu.ru
Conditions of efficiency of educational work of professional and moral directivity with the cadets of higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia
The article examines the effectiveness of the organization of educational work of professional and moral directivity with cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia. The authors reveal the essence and content of vocational and moral training of cadets, describe the technology and experience in the implementation of training under consideration, justify the effectiveness of educational environment conducive to the formation of the professional morality of future police officers.
Key words: education, educational work, morality, professional and moral training, pedagogical conditions, cadets.
В настоящее время на государственном уровне все чаще ведется обсуждение вопросов о необходимости возвращения воспитательной функции в сферу образования. Высшее образование в системе МВД России в данном случае не является исключением, т.к. именно ему принадлежит особая роль в воспитании офицеров полиции, блюстителей порядка, ответственных граждан, преданных своей стране патриотов, высококлассных специалистов, имеющих ценностные установки по отношению к своей будущей профессии. Все это требует актуализации и последующей фиксации в сознании будущих офицеров полиции не только профессиональ-
но значимых компетенций, но и нравственных норм, моральных устоев, ценностных ориента-ций, духовно-нравственных установок, способствующих достижению целей качественного служения офицера полиции обществу, обеспечения защиты прав и свобод граждан России, изменению в общественном сознании профессионально-нравственного облика полицейского, повышению степени доверия к нему путем формирования у курсантов вузов МВД России профессиональной нравственности.
Целевые ориентиры и основной вектор государственной политики в сфере воспитания вообще и профессионального воспитания полицейского в частности отражены в отдельных
168
положениях Конституции РФ, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказе МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел РФ», приказе МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» и др., что отражает функциональное назначение высшего ведомственного образования и подчеркивает общественно-государственную значимость воспитательной работы профессионально-нравственной направленности в образовательных организациях МВД России в современных условиях.
Существенный вклад в осмысление актуальности профессионально-нравственной воспитательной работы с курсантами ведомственных вузов внесли Л.М. Архангельский, А.Г. Базанов,
A.В. Барабанщиков, А.А. Гусейнов, В.Я. Ки-коть, Н.И. Киряшов, А.Ф. Кони, B.C. Олейников,
B.П. Сальников, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзов, Я.Я. Юрченко и др.
Опыт Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина (Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина) в области профессионально-нравственной подготовки курсантов к правоохранительной деятельности подтверждает эффективность деятельности постоянного состава института в данном направлении с опорой на разработанную научно обоснованную технологию, основной целью которой является формирование профессиональной нравственности курсантов.
Эффективность разработанной технологии, с одной стороны, обеспечивается выбранной методологией (системный, культурологический, средовый, личностно-ориентированный, компе-тентностный подходы), воспитательным потенциалом образовательной среды вуза, его ресурсным обеспечением, а с другой стороны - комплексом педагогических условий профессионально-нравственной направленности при соблюдении целенаправленности, систематичности, этапности, воспроизводимости указанной деятельности.
Воспитательный потенциал образовательной среды вуза МВД России предполагает совокупное влияние обучающей, собственно воспитывающей, развивающей, социокультурной, исследовательской, информационной и прак-тико-ориентированной микросред ведомственного вуза при участии в процессе воспитания
профессиональной нравственности курсантов значимых Других, обеспечивающих профессионально-нравственное становление курсантов как будущих профессионалов, представляющих собой образец высокой нравственности при выполнении служебного долга. К категории значимых Других, как показали результаты проведенного исследования, при различных обстоятельствах относятся представители руководящего состава вузов МВД России, сотрудники отдела морально-психологического обеспечения, кураторы взводов, курсовые офицеры, начальники подразделений, преподаватели, руководители НИР, руководители практик, сами практические работники ОВД, наиболее референтные курсанты и др. Главное в их деятельности - целенаправленность, целостность, системность, уход от формализма при формировании профессиональной нравственности курсантов.
Ресурсное обеспечение процесса формирования профессиональной нравственности будущих офицеров полиции предполагает определенное наполнение и объединение усилий в научно-методологическом, человеческом, учебно-методическом, материально-техническом аспектах.
Реализация в образовательной среде вуза МВД России технологии формирования профессиональной нравственности курсантов требует существования комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность применяемой технологии. Как показал опыт и результаты проведенного исследования, одним из системообразующих условий, оказывающих наибольшее влияние на формирование профессиональной нравственности курсантов, является наличие встречных профессионально-нравственных потоков взаимодействия между образовательной средой вуза МВД России и курсантом. При этом в условиях функционирования Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина выделяется как минимум четыре таких потока: коллективный, событийный, пространственный и информационный [1, с. 123].
В рамках первого - коллективного - потока большое внимание уделяется созданию атмосферы доверия, доброжелательности, эмоциональной включенности и удовлетворенности принадлежностью к коллективу, а также совместной заинтересованной деятельности профессионально-нравственной направленности, основанной на взаимопомощи и поддержке. В рамках второго - событийного - потока обеспечивается духовное объединение сотрудников вуза и курсантов с учетом культурных событий и традиционных мероприятий, осуществляемых в вузе (например, принятие Присяги, организация встреч с сотрудниками правоохранительных органов, ветеранами ОВД, участниками боевых действий, участие в
169
праздничных концертах, посещение кружков по интересам, участие в соревнованиях, конкурсах самодеятельности, организация шефства над детскими домами и др.). Третий поток профессионально-нравственного взаимодействия -пространственный - отражает предметно-пространственное наполнение вуза МВД России, начиная с чистоты и эстетики оформления аудиторий, холлов, заканчивая чистотой и эстетикой межличностных отношений и характера общения, основанного на принципах морали и нравственности. Четвертый - информационный - поток обеспечивает поддержку интереса различных субъектов воспитания в вузе к формированию профессиональной нравственности курсантов через взаимодействие разнообразных ресурсов, единство информации, возможности проведения исследований профессионально-нравственной тематики.
Опыт формирования профессиональной нравственности курсантов в Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина показал, что его эффективность обеспечивается системностью и согласованностью содержания профессионально-нравственной подготовки в различных видах подготовки и микросредах вуза МВД России. Анализ информационных источников, изучение представленного на сайтах организаций опыта воспитательной деятельности различных ведомственных вузов показали, что при традиционном построении воспитательной работы в организациях высшего образования происходит зачастую мозаичное усвоение будущими офицерами полиции профессионально-нравственных категорий, дублирование опыта профессионально-нравственного общения, что ведет к профессионально-нравственному диссонансу деятельности курсантов, обедняет их профессиональную нравственность. Именно поэтому воспитательная работа профессионально-нравственной направленности в Бел ЮИ МВД России им. И.Д. Путилина происходит в соответствии с системной методологией ее реализации. С одной стороны, это происходит в контексте различных видов подготовки, реализуемых в вузе МВД России (начальная профессиональная, собственно профессиональная, морально-психологическая, самоподготовка), с другой - посредством влияния различных микросред ведомственного вуза (обучающей, развивающей, воспитывающей, социокультурной (внеслужебной), информационной, исследовательской, практико-ори-ентированной (служебной)). Эффективность достижения положительных результатов обеспечивается согласованностью усилий всех субъектов формирования профессиональной нравственности курсантов в вузе МВД России.
Немаловажным условием, обеспечивающим эффективность осуществления профессио-
нально-нравственной направленности в реализации воспитательной работы с курсантами вузов МВД России, является условие ценностного регулирования процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в ведомственных вузах, позволяющего избежать принуждения и навязывания нравственных норм курсантам путем создания в вузе атмосферы, побуждающей курсанта к активному профессионально-нравственному самосовершенствованию. Одним из механизмов ценностного регулирования воспитательной работы профессионально-нравственной направленности в ведомственных вузах служит система нормативных документов и стандартов подготовки специалистов в области правоохранительной деятельности.
Специфику воспитательной работы профессионально-нравственной направленности в вузах МВД России отражает реализация рациональной сбалансированности субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в образовательной среде вуза МВД России как одного из педагогических условий. Отношения субординации, жесткая регламентация образовательного процесса, весь уклад жизни в вузе, нехватка времени, специфика службы, особенности быта, отдыха и др. - все это отражает так называемые субординационные субъект-объектные отношения в учебно-служебном процессе в условиях образовательной организации МВД России [2, с. 23].
Однако, как показывает опыт, эффективность воспитательной работы в вузе МВД России обусловлена также демократическими, гуманными субъект-субъектными отношениями, основанными на «равенстве позиций партнеров, уважительном отношении друг к другу, принятии партнера таким, каков он есть, искреннем обмене мнениями, открытости, отсутствии предвзятости» [3].
Реализация педагогического условия, обеспечивающего ориентацию курсантов на моральный компромисс целей и средств в конкретной правоохранительной сфере их будущей профессиональной деятельности, предполагает формирование у курсантов готовности к подбору не «добрых» и не «злых», а вынужденных компромиссных средств для решения профессиональных задач, адекватных условиям, не противоречащих нравственному характеру достигаемой благородной цели. В этом плане большие воспитательные возможности имеет изучение курсантами дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет», способствующей освоению нравственных основ правоохранительной деятельности с учетом специфики отдельных подразделений ОВД.
Воспитательный потенциал ведомственного вуза, его воспитательные возможности, ре-
170
сурсное обеспечение профессионально-нравственного взаимодействия в организациях высшего образования системы МВД России, а также реализация совокупности выявленных и обоснованных педагогических условий являются особой системой, отражающей трудоемкий процесс объединения усилий всех субъектов воспитательной работы профессионально-нравственной направленности в образовательной среде вуза МВД России.
Разработанная технология профессионально-нравственной подготовки курсантов ориентирована на соблюдение последовательности диагностического, процессуального и интегра-тивного этапов, а также логики осуществления педагогической деятельности, обусловленной конкретной специфичной для каждого этапа целью, содержанием, действиями исполнителей и курсантов, особенностями профессионально-нравственной подготовки, педагогическими условиями и результатом взаимодействия [4, с. 114].
На первом этапе разработанной технологии -диагностическом - изучаются мировоззренческие особенности курсантов, актуализируются их профессионально-нравственные знания, убеждения, идеалы, раскрываются моральные требования и нормы правоохранительной деятельности. В рамках воспитательной работы проводятся разного рода диагностики: анкетирование, беседы, наблюдения, тренинги (например, «Кто Я?», «Эмоция», «Контакты», «Ступеньки роста»), часы самопознания и размышления («Я - личностное. Я - профессиональное. Я - нравственное», «Сотвори себя сам», «Мой выбор»), диагностические методики («Мой нравственный опыт», «Я - реальное и Я - идеальное»), ассоциативные и рисуночные упражнения («Что такое хорошо и что такое плохо в профессии?»).
На данном этапе технологии кураторы взводов проводят кураторские часы с курсантами на темы «Откровенный разговор», «Толерантность: плюсы и минусы», тематические беседы («Особенности профессиональной нравственности полицейского», «Профессионализм и нравственность: точки соприкосновения»), направленные на достижение доверительных отношений между курсантами и другими субъектами вуза МВД России, чем обеспечивается выполнение педагогического условия - рациональная сбалансированность субъект-объектных и субъект-субъектных отношений в образовательной среде вуза МВД России.
Помимо этого курсанты систематически принимают участие в круглых столах, научно-практических конференциях, тематических вечерах, дискуссиях, собраниях, конкурсах, викторинах профессионально-нравственной тематики.
В ходе проведения учебных занятий с целью проблемного анализа преподавателями ис-
пользуются высказывания известных людей, пословицы, поговорки, притчи профессионально-нравственной направленности, связанные с обсуждаемой темой.
На этом этапе технологии курсанты-младшекурсники постепенно вовлекаются в обсуждение отчетов о прохождении практики курсантами-старшекурсниками, учитывая при анализе профессионально-нравственный аспект указанной деятельности. В этот период младшекурсниками под руководством кураторов, преподавателей, руководителей НИР и практик составляется перспективный план профессионально-нравственного становления в виде интеллект-карты, осуществляется запуск «Профессионально-нравственного портфолио курсанта». Это обеспечивает реализацию педагогического условия «ценностное регулирование процесса профессионально-нравственной подготовки курсантов в ведомственном вузе».
Эффективное взаимодействие на данном этапе технологии приводит к осознанию курсантами ценностных установок как нравственного образа их желаемого профессионального будущего.
Главная цель второго - процессуального -этапа технологии заключается в формировании опыта профессионально значимых нравственных отношений и чувств курсантов. В связи с этим в большей степени уделяется внимание организации профессионально-нравственного взаимодействия курсантов со значимыми Другими, проводится серия творческих встреч, мастер-классов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, круглых столов, коллективных творческих дел («Строительство дома нравственных ценностей» и др.), кураторские часы профессионально-нравственной тематики («Правила толерантного общения полицейского», «О доблести, о подвиге, о славе»). Сплоченность и регулярность в действиях преподавателей и сотрудников подразделений вуза МВД России в данном направлении обеспечивают выполнение педагогического условия «системность и согласованность содержания профессионально-нравственной подготовки в различных видах подготовки и микросредах вуза МВД России». Создание в вузе позитивного морально-психологического климата, продуктивность установок в служебном коллективе, добровольность участия курсантов в традиционных и инновационных профессионально-нравственных событиях вуза, эстетика оформления служебных помещений, единство влияния разнообразных ресурсов вуза МВД России обеспечивают реализацию педагогического условия - наличие встречных профессионально-нравственных потоков взаимодействия между образовательной средой вуза МВД России и курсантом.
171
В ходе данного этапа технологии проводится серия кураторских часов на тему «Профессионализм и нравственность полицейского». Кураторские часы преимущественно проходят в форме диспутов («В шаге от конфликта», «Конфликтоустойчивость в профессии: за и против»), дискуссий, игр, работы в микрогруппах, просмотра и анализа фильмов, обсуждения произведений, написания эссе-размышлений профессионально-нравственной тематики («Нравственно значимые качества полицейского», «Эскиз моей профессиональной биографии»). В ходе реализации системы воспитательной деятельности кураторов курсантами разрабатывается индивидуальная стратегия профессионально-нравственной подготовки в образовательной организации МВД России.
Результатом взаимодействия на данном этапе является переход курсантов с элементарного (низкого) на конвенциональный (средний, с определенной степенью внешнего контроля) уровень сформированности их профессиональной нравственности.
На следующем - интегративном - этапе технологии в основном происходит формирование и закрепление опыта профессионально-нравственного поведения курсантов на службе и в быту. В целях реализации педагогического условия (ориентация курсантов на моральный компромисс целей и средств в конкретной правоохранительной сфере их будущей профессиональной деятельности) целенаправленно проводятся коллективные тренинговые упражнения («Избегание конфликта на службе и в быту», «Как справиться с негативными состояниями?», «Агрессивный сотрудник» и др.), моделируются профессиональные ситуации нравственного выбора, в основе которых лежат
1. Лебеденко И.М. Воспитательная среда образовательного учреждения МВД России: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
2. Остапенко В. С. Формирование научного мировоззрения курсантов вузов МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2011.
3. Широкова Е.Ф., Шептенко П.А. Теоретико-психологические основы личностно-ориентированного педагогического взаимодействия. URL: http://www.altspu.ru/Journal/ pedagog/pedagog_11/tpo.htm
4. Ерошенков Н.В., Исаев И.Ф. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в вузе МВД России. Белгород, 2015.
гипотетические дилеммы морального сознания (Л. Колберга), «живые» ситуации и конкретные случаи из жизни и профессиональной деятельности сотрудников ОВД; проводятся коллективные обсуждения («Весы добра и зла в деятельности сотрудников полиции»), деловое игровое проектирование («Нравственный аудит») и т.д.
Реализуя описанные выше педагогические условия, преподаватели зачастую вводят в проведение занятий примеры с иллюстрацией случаев профессионально-нравственного поведения сотрудников полиции, внедряют техники активного ситуационного анализа, игровые и активные методы обучения. Логическим завершением данного этапа технологии является «Профессионально-нравственная самопрезентация курсанта», в рамках которой предполагается защита личного портфолио.
Результатом взаимодействия на данном этапе является переход курсантов с конвенционального (среднего) к автономному (высокому, на основе внутреннего контроля) уровню сформированности их профессиональной нравственности.
Таким образом, осознание значимости профессионально-нравственной направленности воспитательной работы в вузе МВД России позволяет объединить усилия учебной, научной, практико-ориентированной и воспитательной работы на уровнях института (университета, академии), факультетов, кафедр, курсов, взводов, органов самоуправления, института кураторства, общевузовских мероприятий и т.д., определить оптимальный вариант сочетания традиций, преемственности и инноваций в реализации воспитательной работы с курсантами образовательных организаций МВД России в современных условиях.
1. Lebedenko I.M. Educational environment of educational institution of the Ministry of the Interior of Russia: diss.... Master of Pedagogics. Moscow, 2011.
2. Ostapenko US. Formation of scientific outlook of cadets of high schools of the Ministry of the Interior of Russia: auth. abstr ... Dr of Pedagogics. Voronezh, 2011.
3. Shirokova E.F., Sheptenko P.A. Theoretical and psychological basis of person-centered pedagogical interaction. URL: http://www.altspu. ru/Journal/pedagog/pedagog_11/tpo.htm
4. Eroshenkov N.V., Isaev I.F. Professional and moral training of cadets in higher educational institution of the Ministry of the Interior of Russia. Belgorod, 2015.
172