- владеть: иностранным языком на уровне бытового общения и основами профессиональной коммуникации.
Таким образом, задача обучения основам профессионального взаимодействия, профессиональной коммуникации поставлена перед системой ведомственного высшего образования на государственном уровне. Овладение комплексом перечисленных знаний, умений и навыков (компетенций) создаёт благоприятные возможности для личностного и профессионального развития обучающегося, подготавливает его к успешному осуществлению профессионального общения в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Аминов, И. И. Психология делового общения : учеб. пособие. - М., 2006.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2002.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 2008.
4. Веселов, П. В. Аксиомы делового письма. - М., 1993.
5. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции: Феномены, механизмы и защита. - М., 2006.
6. Егидес, А. П. Как разбираться в людях, или Психологический рисунок личности. - М., 2006.
7. Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 2010.
8. Кирсанов, М. В., Анодина, Н. Н., Аксёнов, Ю. М. Деловая переписка. - М., 2007.
9. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. - М., 2009.
10. Лурия, А. Р. Язык и сознание. - М., 2009.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»).
12. Шарухин, А. П., Орлов, А. М. Психология делового общения : учебник. - М., 2012.
Literature
1. Aminov, 1.1. Psihologiya delovogo obscheniya : ucheb. posobie. - M., 2006.
2. Ananev, B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. - SPb., 2002.
3. Bern, E. Igryi, v kotoryie igrayut lyudi. Lyudi, kotoryie igrayut v igryi. Psihologiya chelovecheskoy sudbyi. - SPb., 2008.
4. Veselov, P. V. Aksiomyi delovogo pisma. - M., 1993.
5. Dotsenko, E. L. Psihologiya manipulyatsii: Fenomenyi, mehanizmyi i zaschita. - M., 2006.
6. Egides, A. P. Kak razbiratsya v lyudyah, ili Psihologicheskiy risunok lichnosti. - M., 2006.
7. Karnegi, D. Kak zavoevyivat druzey i okazyivat vliyanie na lyudey. - M., 2010.
8. Kirsanov, M. V., Anodina, N. N., Aksyonov, Y. M. Delovaya perepiska. - M., 2007.
9. Leontev, A. A. Pedagogicheskoe obschenie. - M., 2009.
10. Luriya, A. R. Yazyik i soznanie. - M., 2009.
11. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart vyisshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (spetsialnosti) 030301 psihologiya sluzhebnoy deyatelnosti (kvalifikatsiya (stepen) «spetsialist»).
12. Sharuhin, A. P., Orlov, A. M. Psihologiya delovogo obscheniya : uchebnik. - M., 2012.
УДК 37.013
В.С. Бялт*
Актуальные проблемы воспитательной работы среди курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России
В статье рассматриваются особенности воспитательной работы, проводимой с курсантами и слушателями образовательных учреждений системы МВД России. Автор, анализируя нормативную правовую базу и исследуя имеющиеся проблемы в области воспитания курсантов и слушателей, формулирует ряд предложений по совершенствованию данной работы, а также обосновывает целесообразность разработки и принятия новой Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.
Ключевые слова: воспитательная работа; профессионально-нравственные качества; субъекты воспитания; образовательные учреждения МВД России.
V.S. Bjalt*. Actual problems of educational work among students and students of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. The article considers the peculiarities of the
* Бялт, Виктор Сергеевич, преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
* Bjalt, Viktor Sergeyevich, lecturer of the Department of personnel and educational work of the Saint-Petersburg University of Ministry of internal Affairs of Russia, candidate of legal Sciences. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Бялт В.С., 2013
educational work with students at educational institutions of the Ministry of Internai Affairs of Russia. Analyzing the legal and regulatory framework and exploring the existing problems in the field of education of cadets and students, the author formulates a number of proposals on improving the work, and also substantiates the expediency of the development and adoption of a new Concept of educational work with students at educational institutions of Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: educational work; professional and moral qualities; subjects of education; educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Воспитательная работа в органах внутренних дел, являясь элементом кадрового обеспечения системы МВД России, выступает как один из доминирующих видов морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов и учреждений внутренних дел [1, п. 2]. Значение воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел трудно переоценить, поскольку данный вид деятельности непосредственно формирует профессионально-нравственные качества сотрудников, обусловленные потребностями оперативно-служебной деятельности. Именно от того, как сотрудники органов внутренних дел будут себя вести в общении с гражданами, насколько ответственно и принципиально будут подходить к выполнению своих служебных обязанностей, как сами будут выполнять и соблюдать все предписанные правовые нормы, и будет зависеть в конечном итоге авторитет среди населения всей системы МВД России. К сожалению, на сегодняшний день еще имеют место быть факты совершения сотрудниками органов внутренних дел правонарушений. Не случайно министр внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции В.А. Колокольцев отметил, что «проблема качественного обновления кадров, по-прежнему, остается одной из наиболее острых. Несмотря на то, что количество сотрудников, совершивших в прошедшем году преступления, в целом по стране сократилось на 7 %, а в некоторых регионах, таких как Москва, почти на 1/3, тем не менее сохраняется существенный уровень дисциплинарных проступков и правонарушений среди личного состава» [2].
Представляется, что именно целенаправленное и постоянное проведение воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел может послужить своего рода элементом как общей, так и частной превенции совершения сотрудниками правонарушений. Все это, без сомнения, имеет отношение и к образовательным учреждениям системы МВД России. Не без оснований Коллегия МВД России указала, что необходимо повысить требовательность к курсантам и слушателям за успеваемость и соблюдение служебной дисциплины [3, п. 2.5.3].
Таким образом, следует констатировать, что воспитательная работа среди курсантов и слушателей в образовательных учреждениях системы МВД России имеет первостепенное значение в аспекте формирования позитивного облика российского полицейского и подготовки высококвалифицированных и нравственно ориентированных будущих специалистов органов внутренних дел.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы воспитательной работы в органах внутренних дел, в т.ч. и в образовательных учреждениях системы МВД России являются: Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: утверждено приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80, Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: утвержден приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138, Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации: утверждено приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1139, Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России: утверждена приказом МВД России от 10 декабря 1996 г. № 651 и др.
В МВД России четко установлены основные направления воспитательной работы, а также предусмотрены основные методы и формы воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел. Основными направлениями воспитательной работы в органах внутренних дел являются патриотическое воспитание, профессионально-нравственное воспитание, правовое воспитание. К методам воспитания относятся: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков. Основными формами воспитания являются: лекция, доклад, беседа (групповая или индивидуальная), общее собрание сотрудников по категориям, служебное совещание, инструктивное занятие (инструктаж), митинг личного состава, вечер-чествование лучших сотрудников (вечер-портрет), вечер вопросов и ответов, тематический вечер (встреча с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями традиционных религиозных конфессий), устный журнал, диспут, дискуссия, викторина, экскурсия, научно-практическая (читательская) конференция [1, п. 28, 30, 31].
На наш взгляд, субъектам воспитания в образовательных учреждениях системы МВД России (руководителям и командирам) в своей деятельности следует реализовывать весь предусмотренный комплекс методов и форм воспитания, а также осуществлять воспитательную работу с курсантами и слушателями по всем направлениям. Это, безусловно, позволит получить ожидаемый результат воздействия на сознание курсантов и слушателей и таким образом существенно повысить эффективность воспитания обучаемых. В противном случае, если субъекты воспитания будут использовать в своей деятельности только какие-либо одни методы и формы воспитания без учета особенностей других или же уделять внимание только какому-либо одному из направлений воспитательной работы, эффективность воспитательного воздействия с точки зрения формирования у обучаемых именно комплекса профессиональных и нравственных качеств будет невысокой.
Немаловажной является реализация в образовательных учреждениях системы МВД России в рамках воспитания курсантов и слушателей работы по укреплению служебной дисциплины и
законности среди личного состава [4, с. 161-165]. В условиях реформирования системы воспитательной работы одной из главных ее целей является подготовка сотрудников, способных успешно решать задачи правоохранительной деятельности при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности [5]. Работа по укреплению служебной дисциплины и законности является одной из приоритетных задач руководителей органов внутренних дел [3].
Среди предусмотренных направлений работы по укреплению служебной дисциплины и законности отдельно хотелось бы остановиться на таких, как повышение повседневной требовательности руководителей всех уровней к подчиненному личному составу в сочетании с уважением личного достоинства сотрудников и постоянной заботой о них, а также изучение причин и условий, способствующих совершению правонарушений личным составом, в ходе служебных проверок [1, п. 86].
Роль руководителя (командира) имеет огромное значение в процессе воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений системы МВД России, поскольку связана с применением такого важнейшего метода воспитания, как метод личного примера. Мы считаем, что данный метод необходимо позиционировать как доминирующий метод во всей системе воспитательной работы в органах внутренних дел, особенно в образовательных учреждениях системы МВД России. Курсанты и слушатели непроизвольно всегда будут оценивать своих руководителей и командиров, воспринимая их как старших коллег и некий ориентир, на который стоит равняться с точки зрения исполнения и соблюдения предписанных норм поведения. И если будут иметь место случаи, когда субъекты воспитания, которые должны разъяснять обучаемым некие установленные правила поведения и требовать от них их соблюдения, сами будут нарушать данные нормы, то никакого положительного эффекта от воспитательной работы не будет, скорее, наоборот. Сообразно с этим, следует констатировать, что субъект воспитания, наделенный определенными полномочиями по отношению к курсантам и слушателям, обязан не только соблюдать и выполнять все адресованные для сотрудника органов внутренних дел правила и предписания, но и предъявлять к себе повышенные требования касательно правил поведения на службе и вне службы, внешнего вида, а также манеры общения для того, чтобы в полной мере реализовать такой фундаментальный метод воспитания, как личный пример.
Кроме того, необходимо отметить, что руководители, помимо повышенных обязательств в области соблюдения и исполнения предусмотренных правовых норм, должны еще и нести индивидуальную ответственность за состояние служебной дисциплины и законности во вверенных им подразделениях. Министр внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенант полиции В.А. Колокольцев подчеркивает, что «все руководители несут персональную ответственность за противоправные действия своих подчиненных. Я абсолютно уверен, что только такие меры позволят добиться положительного результата. Это моя принципиальная позиция» [6].
Таким образом, учитывая важность использования метода личного примера руководителя в процессе воспитания обучаемых в образовательных учреждениях системы МВД России, а также индивидуализацию его ответственности за состояние служебной дисциплины и законности среди подчиненных курсантов и слушателей, полагаем, что необходимо уделять особое внимание повышению повседневной требовательности руководителей и командиров к курсантам и слушателям как одному их направлений работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава.
Одной из форм оперативного реагирования на факты нарушения сотрудниками служебной дисциплины и законности являются служебные проверки [7, с. 93]. Они направлены на реализацию принципа неотвратимости ответственности за совершенные правонарушения, а также принципа предупреждения совершения новых правонарушений среди личного состава. При проведении служебной проверки должны быть полно, объективно и всесторонне установлены причины и условия, способствующие совершению дисциплинарного проступка (происшествия) [8, п. 7]. С нашей точки зрения, воспитательная работа в образовательных учреждениях системы МВД России по укреплению служебной дисциплины и законности будет гораздо более эффективна, если акцентировать внимание именно на выявлении причин и условий совершения курсантами и слушателями правонарушений. Вне сомнения, привлекая обучаемых к ответственности за проступки, мы реализуем принцип неотвратимости ответственности, и это, в свою очередь, оказывает бесспорное влияние на воспитание курсантов и слушателей. Тем не менее, на наш взгляд, следует больше внимания уделять предотвращению правонарушений среди обучаемых, поскольку курсанты и слушатели, обучаясь в образовательных учреждениях, в силу их возраста и правового положения более предрасположены к воспитательному воздействию в психолого-педагогическом аспекте.
В рамках реализации такого направления воспитательной работы в образовательных учреждениях системы МВД России. как профессионально-нравственное воспитание, рассмотрим процесс формирования нравственного облика курсантов и слушателей. Формирование нравственного облика курсантов и слушателей является немаловажным этапом развития личности и представляет собой «целостный процесс развития личности, основанный на усвоении духовно-нравственных знаний, навыков духовно-нравственного взаимодействия, духовно-нравственной саморегуляции и самореализации с учетом психолого-педагогических условий и факторов» [9, с. 9]. Ключевым моментом в процессе формирования нравственного облика, по нашему мнению, является убеждение курсантов и слушателей в нужности и полезности профессионально-этических норм. Мы полагаем, что это связано с двумя обстоятельствами.
Первое. Профессиональная мораль сотрудников органов внутренних дел носит деонтологический характер. Хотя одним из различий права и морали является то, что нормы права обязательны к соблюдению и исполнению, и за их нарушение следует определенная санкция со стороны
государства, а нормы морали являются всего лишь рекомендациями, за нарушение которых возможно, например, общественное порицание, следование профессионально-этическим нормам у сотрудников правоохранительных органов носит характер должного. Так, у сотрудников органов внутренних дел профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению облечены в правовую норму, поскольку утверждены приказом министра внутренних дел Российской Федерации [10]. И это вполне логично, т.к. при нарушении моральных норм простым гражданином окружающие делают вывод об определенной невоспитанности конкретного гражданина, а при нарушении этих же норм сотрудником органов внутренних дел наносится ущерб авторитету всей системы МВД России, поскольку сотрудник позиционируется как представитель правоохранительной системы государства.
Второе. Для формирования правильной профессиональной мотивации сотрудников органов внутренних дел важным является ответ на вопрос, почему сотрудником соблюдаются требования правовых норм? В аспекте мотивационной направленности одним из важнейших различий права и морали является разница в мотивах правомерного поведения. С точки зрения права, мотив правомерного поведения неважен. Праву безразлично, почему, например, курсант или слушатель не нарушает установленный распорядок дня - потому что боится ответственности или потому что искренне считает, что утвержденный распорядок дня способствует укреплению дисциплины и воспитывает в обучаемом необходимые для службы профессиональные качества. С позиции права существуют понятия правомерное и неправомерное поведение, и мотив здесь значения не имеет. С точки зрения же морали мотив правомерного поведения имеет существенное значение. Ведь нравственный облик у человека, не нарушающего правовые нормы из-за страха наказания, будет существенным образом отличаться от нравственного облика у человека, соблюдающего правовые предписания из-за искреннего понимания их необходимости и целесообразности следования им.
В соответствии с этим нам представляется, что важнейшим элементом формирования нравственного облика курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России должна являться целенаправленная и непрерывная воспитательная работа командиров и руководителей не только по разъяснению действующих правовых и профессионально-этических норм, но и выработке необходимых мотивов соблюдения и исполнения этих норм. Только при формировании определенной мотивационной направленности личности у обучаемых мы сможем быть уверены, что они в дальнейшем с честью смогут выполнять свои должностные обязанности и решать не только проблемы обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка, но и проблемы воспитания личного состава во вверенных им подразделениях внутренних дел.
Профессионально-нравственное воспитание развивает у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, формирует знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывает устойчивые навыки соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения [1, п. 28].
Реализации данного направления воспитательной работы, несомненно, будет способствовать изучение курсантами и слушателями и применение ими на практике норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [10] (далее - Кодекса).
Кодекс в удобной и доступной форме содержит конкретные рекомендации, как должен вести себя сотрудник в определенных ситуациях для того, чтобы сохранить и приумножить авторитет органов внутренних дел среди населения. Следует отметить, что принятие Кодекса, безусловно, послужило созданием нравственного ориентира для сотрудника органов внутренних дел и определенного эталона поведения во взаимоотношениях с гражданами, коллегами, подчиненными и руководством. Но одно только принятие указанного документа не решит всех проблем в области профессионально-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел. Кроме этого, нормы Кодекса необходимо соответствующим образом довести до личного состава, разъяснить их, убедить в обязательности следования им, а также сформировать устойчивую привычку их соблюдения.
С нашей точки зрения, в образовательных учреждениях системы МВД России это можно реализовать проведением следующих мероприятий: 1) постоянное изучение и повторение норм Кодекса в рамках самостоятельной подготовки курсантов и слушателей; 2) проведение дополнительных занятий, посвященных соблюдению обучаемыми норм Кодекса, с приглашением профессорско-преподавательского состава и сотрудников аппаратов по работе с личным составом территориальных органов внутренних дел; 3) оформление наглядной информации, стендов, плакатов, раскрывающих основные положения Кодекса с размещением их в учебных аудиториях; 4) усиление требовательности и принципиальности при приеме зачетов на знание курсантами и слушателями норм Кодекса, а также обязательный учет результатов данных зачетов при проведении промежуточной аттестации курсантов и слушателей при переводе их на очередной курс обучения.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, необходимо указать, что, актуальность Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России, принятой в 1996 г., которая все еще формально продолжает действовать, сегодня вызывает определенные сомнения. В ходе проведения административно-правовой реформы системы МВД России была существенно обновлена нормативная правовая база в области кадрового обеспечения органов внутренних дел, в т.ч. и в сфере воспитания личного состава, значительно повышен уровень социального обеспечения сотрудников, соответственно принципиально изменились и требования, предъявляемые к профессиональным, личным и нравственным качествам сотрудников органов внутренних дел. Все это
позволяет утверждать, что в настоящее время целесообразно приступить к разработке и принятию новой Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России, которая отражала и учитывала бы современные подходы к профессиональному образованию и воспитанию обучаемых с позиции сегодняшнего реформирования системы МВД России.
Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:
- воспитательная работа среди курсантов и слушателей в образовательных учреждениях системы МВД России имеет первостепенное значение в аспекте формирования профессионально-нравственных качеств будущих специалистов органов внутренних дел;
- начальники и командиры, должны использовать в своей деятельности весь предусмотренный комплекс методов и форм воспитания, а также проводить воспитательную работу с курсантами и слушателями по всем направлениям, ибо только тогда можно будет говорить о действительно продуктивной работе по воспитанию обучаемых;
- необходимо уделять особое внимание повышению повседневной требовательности руководителей и командиров к курсантам и слушателям как одному их направлений работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди личного состава;
- следует акцентировать внимание на предотвращении правонарушений среди обучаемых, более тщательно исследовать причины и условия нарушениями ими служебной дисциплины и законности, а также повышать роль психологического сопровождения процесса обучения курсантов и слушателей;
- важнейшим элементом формирования нравственного облика курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России должна являться работа субъектов воспитания по формированию необходимых мотивов правомерного поведения, обусловленных искренним осознанием необходимости и целесообразности следования правовым нормам;
- Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации играет существенную роль в деле воспитания курсантов и слушателей и, безусловно, способствует вырабатыванию у них необходимых профессиональных и нравственных качеств; но вместе с тем первостепенная задача в рамках профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей заключается в разъяснении норм указанного Кодекса, в убеждении обучаемых обязательности следования им и формировании устойчивой привычки их соблюдения;
- по нашему мнению, следует рассмотреть вопрос о разработке и принятии новой Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.
Список литературы
1. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: утверждено Приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.
2. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании Коллегии МВД России от 8 февраля 2013 г. // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/document/836319 / (дата обращения: 20.05.2013).
3. Решение Коллегии МВД России «О неотложных мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации»: утверждено Приказом МВД России от 23 марта 2012 г. № 211.
4. Бялт, В. С. Формы работы по укреплению служебной дисциплины среди курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России в процессе профессионального обучения // Общество, культура, личность. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания : материалы III международной научно-практической конференции 5-6 февраля 2013 г. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - С. 161-165.
5. Приказ МВД России от 1 февраля 2007 г. «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел».
6. Колокольцев, В. А. Поручись за участкового // Российская газета. - 2013. - 11 февраля. - № 28.
7.Маюров, Н. П., Бялт, В. С. Служебная проверка в органах внутренних дел: теория и практика // «Черные дыры» в Российском законодательстве. - 2012. - № 4.
8. Инструкция о порядке организации и проведении служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: утверждена Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1140.
9. Ворожцов, А. М. Формирование и реализация профессионально-личностных стратегий выпускников сибирских вузов МВД РФ в современных условиях : автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Иркутск, 2009.
10. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел: утвержден Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.
Literature
1. Rukovodstvo po moralno-psihologicheskomu obespecheniyu operativno-sluzhebnoy deyatelnosti organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii: utverzhdeno Prikazom MVD Rossii ot 11 fevralya 2010 g. # 80.
2. Vyistuplenie ministra vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii V.A. Kolokoltseva na rasshirennom zasedanii Kollegii MVD Rossii ot 8 fevralya 2013 g. // Ofitsialnyiy sayt MVD Rossii. URL: http://mvd.ru/ document/836319 / (data obrascheniya: 20.05.2013).
Карпов В.В. Акмеологичность в профессиональной ориентации
3. Reshenie Kollegii MVD Rossii «O neotlozhnyih merah po ukrepleniyu sluzhebnoy distsiplinyi i zakonnosti v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii»: utverzhdeno Prikazom MVD Rossii ot 23 marta 2012 g. # 211.
4. Byalt, V. S. Formyi rabotyi po ukrepleniyu sluzhebnoy distsiplinyi sredi kursantov i slushateley uchebnyih zavedeniy sistemyi MVD Rossii v protsesse professionalnogo obucheniya // Obschestvo, kultura, lichnost. Aktualnyie problemyi sotsialno-gumanitarnogo znaniya : materialyi III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 5-6 fevralya 2013 g. - Praga: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - S. 161-165.
5. Prikaz MVD Rossii ot 1 fevralya 2007 g. «O kompleksnom reformirovanii sistemyi vospitatelnoy rabotyi v organah vnutrennih del».
6. Kolokoltsev, V. A. Poruchis za uchastkovogo // Rossiyskaya gazeta. - 2013. - 11 fevralya. - # 28.
7. Mayurov, N. P., Byalt, V. S. Sluzhebnaya proverka v organah vnutrennih del: teoriya i praktika // «Chernyie dyiryi» v Rossiyskom zakonodatelstve. - 2012. - # 4.
8. Instruktsiya o poryadke organizatsii i provedenii sluzhebnyih proverok v organah, podrazdeleniyah i uchrezhdeniyah sistemyi Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii: utverzhdena Prikazom MVD Rossii ot 24 dekabrya 2008 g. # 1140.
9. Vorozhtsov, A. M. Formirovanie i realizatsiya professionalno-lichnostnyih strategiy vyipusknikov sibirskih vuzov MVD RF v sovremennyih usloviyah : avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. - Irkutsk, 2009.
10. Kodeks professionalnoy etiki sotrudnika organov vnutrennih del: utverzhden Prikazom MVD Rossii ot 24 dekabrya 2008 g. # 1138.
УДК 37.047 В.В. Карпов*
Акмеологичность в профессиональной ориентации
Профессиональная ориентация молодежи рассматривается как выбор последней профессионального образования с точки зрения движения к акмерезультату как отражению способностей личности к определенному уровню достижений. Приводятся факторы, предпосылки и объективные составляющие профориентации сквозь призму интеллектуально-профессиональных страт профессиональной деятельности.
Ключевые слова: акмеология, коммерция, акме-уровень, личность, профессия.
V.V. Karpov*. Akmeability in vocational guidance. Professional orientation of young people is seen as the last choice of vocational education in terms of going to akmeresult as a reflection abilities of the individual to a certain level of achievement. We present the factors that make up the background and objective guidance in the light of the intellectual and professional strata of professional activity.
Keywords. akmeology, commerce, acme-level, personality, profession.
1. Доминирующие факторы профориентации
Демографическая ситуация в стране, как отражение низкой рождаемости в стране 90-х гг. ХХ в., позволяет обратиться к рассмотрению профориентационной работы среди учащейся молодежи, потенциально предрасположенной выбрать дальнейшее обучение в профессиональных образовательных учреждениях.
Очевидно, что социально-экономические процессы в России, связанные со стихийным переходом в сферу рыночных отношений, оказали и продолжают оказывать влияние на выбор молодежью характера и уровня профессионального образования в целом.
Товарно-денежные отношения, где основным инструментом, определяющим функционирование звеньев экономики, является прибыль, сместили приоритеты от абсолютизации научного знания в профессиях, основанных на этом научном знании (ученый, инженер, исследователь, военный и др.) к профессиям менеджмента среднего и низшего звена, которые зачастую не требуют высокого образования, ограничиваясь профессиональными навыками купли-продажи эмпирического характера у продавцов («приказчиков» по терминологии XIX - начала ХХ вв.). Наряду с этим промышленная сфера производства, работа в науке, служба в армии, требующие непреходящей квалификации, не получили еще должного развития после их частичного уничтожения в результате смены социальной формации. Более того,
* Карпов, Владимир Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования. Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 8-921-577-25-03. E-mail: [email protected].
* Karpov, Vladimir Vasiliyevich, doctor of pedagogical sciences, professor. St. Petersburg Military Institute MIA of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. 8-921-577-25-03. E-mail: [email protected].
© Карпов В.В., 2013