Педагогика
УДК 37.013
В.С. Бялт*, С.Н. Трипутин**
К вопросу об институте кураторства в образовательных учреждениях системы МВД России
Статья посвящена рассмотрению сущности и организации работы преподавателей-кураторов в образовательных учреждениях системы МВД России в аспекте их воспитательного значения на формирование профессиональных и личностных качеств обучаемых. Авторы, анализируя административно-правовой механизм деятельности кураторов учебных взводов, акцентируют внимание на наиболее значимых проблемах в данной области, а также формулируют и обосновывают ряд предложений, направленных на совершенствование института кураторства в образовательных учреждениях системы МВД России.
Ключевые слова: методы воспитания; формы воспитания; преподаватель-куратор; профессиональные и личные качества.
V.S. Bjalt*, S.N. Triputin**. To the question about the institute of coaching in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article is devoted to consideration of the nature and organization of work of teachers-curators at the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the aspect of their educational value to the formation of professional and personal qualities of cadets. The author, analyzing the administrative and legal mechanism of the activities of the curators of training platoons, to focus attention on the most important problems in this area, having the place to be, and also formulates and substantiates a number of proposals aimed at improvement of the institute of coaching in the educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Keywords: methods of education; forms of education; teacher-supervisor; professional and personal qualities.
Эффективность выполнения своих функций органами внутренних дел во многом определяется профессиональными и личными качествами сотрудников. Формирование высококвалифицированного и нравственно ориентированного кадрового потенциала органов внутренних дел во многом зависит от того, какие сотрудники придут на должности среднего и старшего начальствующего состава после окончания высших образовательных учреждений системы МВД России. Именно они как будущие руководители и командиры посредством проведения в своих подразделениях воспитательной работы и будут оказывать непосредственное влияние на формирование облика всей системы МВД России, именно от них и будет зависеть, в конечном счете, отношение населения к правоохранительной системе государства. Формирование личности сотрудника органов внутренних дел происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе - в процессе профессионального обучения - закладываются основы тех качеств личности специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу практической деятельности. Обучение является важнейшим периодом социализации будущего профессионала, где формируются его нравственные качества, составляющие основу личности [1, с. 12-13].
Все это, несомненно, позволяет говорить о высокой степени актуальности вопросов, связанных с воспитанием курсантов и слушателей в образовательных учреждениях системы МВД России.
В настоящее время принят целый ряд ведомственных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы организации и проведения воспитательной работы в органах внутренних дел, в т.ч. и среди курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России [2; 3; 4; 5].
* Бялт, Виктор Сергеевич, преподаватель кафедры кадровой и воспитательной работы Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected].
** Трипутин, Сергей Николаевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России по работе с личным составом. E-mail: [email protected]
* Bjalt, Viktor Sergeevich, lecturer of the department of personnel and educational work of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of legal sciences, major of police, [email protected]
** Triputin, Sergey Nikolaevich, deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia on personal staff, colonel of internal service, [email protected]
© Бялт В.С., Трипутин С.Н., 2013
Бялт В.С., Трипутин С.Н. К вопросу об институте кураторства в образовательных учреждениях.
Руководство Министерства внутренних дел Российской Федерации указывает на необходимость повышения уровня профессиональных и нравственных качеств курсантов и слушателей и, безусловно, строгого соблюдения служебной дисциплины [6, п. 2.5.3]. Решить эту проблему в образовательных учреждениях может институт кураторства. Вместе с тем следует констатировать, что в настоящее время ни один из действующих нормативных правовых актов МВД России не посвящен полностью вопросам деятельности кураторов в образовательных учреждениях системы МВД России. Как правило, руководители образовательных учреждений издают свои локальные приказы, в которых утверждаются положения, регламентирующие деятельность кураторов учебных взводов. Полагаем, что правовой основой издания такого нормативного акта является ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», определяющий, что образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения [7, ст. 2], и письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 марта 2002 г. № 3055-181/16 «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования». В данном письме сказано, что основными задачами внеучебной работы со студентами являются:
- воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности -гражданина новой России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и моральной ответственности за принимаемые технико-технологические решения;
- формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этических норм и общепринятых правил поведения в обществе;
- создание условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеурочное время;
- создание полноценной социально-педагогической воспитывающей среды [8, п. 2].
Все эти задачи реализуются не только в ходе образовательного процесса, но и во внеучебное
время.
У некоторых преподавателей-кураторов может возникать вопрос: почему они должны заниматься воспитательной работой среди обучаемых, если их основная обязанность - проводить занятия, и почему они должны осуществлять ее в свое личное время, как правило, в выходные дни? Попытаемся ответить на эти вопросы следующим образом.
Во-первых, преподаватель-куратор учебного взвода получает свое денежное довольствие по конкретной должности профессорско-преподавательского состава, а в его должностном регламенте прописана обязанность проводить с обучаемыми воспитательную работу. Кроме того, в подаваемом за каждый месяц отчете о работе преподавателя помимо учебной, методической и научно-исследовательской работы присутствует служебно-боевая подготовка и другие виды работ, где преподаватель и отмечает количество часов, посвященных воспитательной работе с курсантами и слушателями, т.е. в данном контексте необходимо различать понятия «лектор» и «педагог». Если в обязанности лектора входит только доведение до слушателей необходимого материала, то обязанности педагога, безусловно, шире, и включают в себя еще и воспитание обучаемых.
Во-вторых, ведомственными правовыми нормами предусмотрена возможность привлечения сотрудников органов внутренних дел к службе в выходные или нерабочие праздничные дни; в этом случае для них предусмотрена компенсация в виде дополнительного дня отдыха [9, п. 9]. Сообразно с этим можно утверждать, что действующая нормативная правовая база позволяет и обязывает преподавателя-куратора проводить воспитательную работу с обучаемыми помимо учебного процесса еще и во внеучебное время, а также в выходные и праздничные дни.
Ведомственными правовыми нормами четко установлены основные направления воспитательной работы, а также предусмотрены основные методы и формы воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел. Воспитательная работа в органах внутренних дел проводится по следующим основным направлениям: патриотическое воспитание, профессионально-нравственное воспитание, правовое воспитание [5, п. 28]. Основными методами воспитания, которые должны использовать субъекты воспитания, являются: убеждение, пример, соревнование, упражнение, поощрение, принуждение, критика действий и поступков [5, п. 30]. К формам воспитания относятся: лекция, доклад, беседа (групповая или индивидуальная), общее собрание сотрудников по категориям, служебное совещание, инструктивное занятие (инструктаж), митинг личного состава, вечер-чествование лучших сотрудников (вечер-портрет), вечер вопросов и ответов, тематический вечер (встреча с ветеранами, деятелями культуры и искусства, представителями традиционных религиозных конфессий), устный журнал, диспут, дискуссия, викторина, экскурсия, научно-практическая (читательская) конференция [5, п. 31].
По нашему мнению, преподаватели-кураторы учебных взводов в своей деятельности для того, чтобы повысить ее эффективность и получить ожидаемый результат воздействия на сознание курсантов и слушателей, должны использовать весь предусмотренный комплекс методов и форм воспитания, а также проводить воспитательную работу с обучаемыми по всем направлениям. Если же куратор будет останавливаться только на каком-то одном направлении воспитательной работы или реализовывать в процессе воспитания только какие-либо одни методы и формы воспитания без учета особенностей других, тогда не будет полного воздействия на сознание курсантов и слушателей и, соответственно, нельзя уже будет вести речь о формировании у них именно комплекса профессиональных и нравственных качеств.
Педагогика
Однако, с нашей точки зрения, помимо использования всего комплекса имеющихся методов воспитательной работы куратор обязан главным образом не забывать о таком важнейшем методе воспитательной работы, как метод личного примера. Несомненно, указанный метод является основополагающим во всей системе воспитательной работы, т.к. результативность его применения обусловлена психологическими особенностями человека. Курсанты и слушатели невольно всегда будут оценивать своих преподавателей, позиционируя их как старших коллег и некий ориентир, на который стоит равняться, поскольку преподаватели, воздействуя на обучаемых посредством передачи новых знаний и разъяснения действующих правил, будут выступать живым примером соблюдения этих правил. И если преподаватель-куратор, разъясняя обучаемым некие установленные правовые нормы и требуя от них их соблюдения, сам будет отступать от принятых норм, то он однозначно не добьется никакого положительного воспитательного воздействия на курсантов и слушателей. Например, если куратор, приходя на занятие, опаздывает, а потом опоздавшим курсантам делает за это замечание, или же, сам нарушая правила ношения форменной одежды, пытается сделать курсантам замечания за это же нарушение, то всю деятельность преподавателя-куратора по воспитанию обучаемых можно считать несостоявшейся. Таким образом, следует констатировать, что преподаватель, наделенный почетными полномочиями куратора учебного взвода, обязан не только соблюдать и выполнять все адресованные сотруднику органов внутренних дел правила и предписания, но и предъявлять к себе повышенные требования относительно правил поведения на службе и вне службы, а также внешнего вида, для того чтобы в полной мере реализовать такой фундаментальный метод воспитания, как личный пример.
Особо следует заметить, что важнейшее значение в деятельности преподавателя-куратора имеет антикоррупционная составляющая. Куратор, безусловно, обязан не только лично исключить коррупционные правонарушения (например, злоупотребление служебным положением, получение взятки, злоупотребление полномочиями либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам с целью получения выгоды или каких либо услуг), но и воздерживаться от поведения, которое может быть неоднозначно истолковано и воспринято как подстрекательство к совершению обучаемыми коррупционных правонарушений.
По нашему мнению, преподаватель, который хотя бы косвенно имел отношение к совершению коррупционного правонарушения, однозначно не может даже рассматриваться в качестве кандидата для подбора на должность преподавателя-куратора.
Приходиться признать, к сожалению, что имеют место случаи невыполнения преподавателями-кураторами учебных взводов своих обязанностей по воспитанию курсантов и слушателей. Работа таких кураторов сводится к ведению дневника куратора, составлению плана работы и предоставления формального отчета о результатах своей деятельности. Не исключено, что все необходимые бумаги будут заполнены должным образом, будет отражена индивидуальная воспитательная работа, проведенная с курсантами или слушателями, показан анализ успеваемости обучаемых, приведены сведения о дисциплинарной практике, возможно, даже будут сформулированы конкретные предложения по совершенствованию форм взаимодействия куратора с обучаемыми и т.д. Но вместе с тем по одним бумагам нельзя установить результативность работы куратора. На наш взгляд, необходимо всесторонне рассматривать работу кураторов, в т.ч. проводить постоянный мониторинг их деятельности. Это может заключаться в следующем:
- индивидуальный (выборочный) опрос курсантов или слушателей конкретного учебного взвода, осуществляемый соответствующими должностными лицами о деятельности их куратора;
- заслушивание преподавателей-кураторов на расширенных заседаниях о проделанной ими работе;
- анализ состояния служебной дисциплины в учебных взводах и установление причинно-следственной связи результатов его с соответствующей работой куратора;
- периодическое анкетирование обучаемых на предмет их отношения к куратору. В анкете можно предусмотреть вопросы, позволяющие оценить мнение курсантов или слушателей о качестве проводимых куратором занятий, о соблюдении им установленных правил поведения и взаимоотношений с другими сотрудниками (акцент можно сделать на соблюдении норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации), о проводимых куратором индивидуальных беседах с курсантами или слушателями, об оказываемой помощи личному составу учебного взвода и в целом об эффективности деятельности куратора как субъекта воспитания.
Мы полагаем, что немаловажное значение имеет мотивация преподавателя-куратора к выполнению своих обязанностей по работе во внеучебное время с курсантами и слушателями. Ведь если преподаватель-куратор, осуществляя воспитательную работу с курсантами или слушателями, помимо понимания полезности и нужности своего дела и получения морального удовлетворения от осознания причастности к формированию профессиональных и личностных качеств будущих специалистов органов внутренних дел, будет поощрен руководством образовательного учреждения за достигнутые результаты работы, то это, бесспорно, будет только способствовать повышению эффективности деятельности куратора.
Как нам представляется, в рамках разработки системы мотивации работы преподавателей-кураторов имеет смысл в конце каждого учебного года подводить итоги деятельности всех кураторов учебных взводов. Критериями оценки могут служить:
- итоги сдачи учебной сессии курсантами или слушателями курируемого взвода;
- состояние служебной дисциплины в курируемом взводе;
Бялт В.С., Трипутин С.Н. К вопросу об институте кураторства в образовательных учреждениях...
- вовлечение в работу научных, творческих кружков;
- участие в конкурсах на лучшие студенческие работы;
- участие в подготовке совместных научно-исследовательских работ и т.д.
После подведения итогов можно будет назвать лучших кураторов учебного взвода образовательного учреждения, достойных поощрения по итогам года.
Отдельно хотелось бы остановиться на вопросе, связанном с ответственностью преподавателя-куратора за порученный участок работы. На практике могут иметь место случаи, когда преподаватели-кураторы самоустраняются от проведения воспитательной работы с личным составом. По нашему мнению, будет целесообразно предусмотреть конкретную меру ответственности за упущения в работе куратора, а также проступки его подопечных, являющиеся результатом неисполнения куратором своих обязанностей. Считаем, что это будет вполне обосновано и справедливо, поскольку кураторов назначают официальными приказами, в каждом образовательном учреждении системы МВД России издается свой приказ, регламентирующий деятельность, права и обязанности куратора, и, соответственно, невыполнение куратором указанного приказа можно рассматривать как дисциплинарный проступок [10, ст. 49]. Мы полагаем, что таких преподавателей-кураторов необходимо заслушивать с отчетом об их работе на заседании кафедры, а также на оперативном совещании при руководстве образовательного учреждения.
Таким образом, обобщая вышесказанное о необходимости мониторинга и анализа деятельности преподавателей-кураторов, изучения мнения курсантов и слушателей о работе куратора, целесообразности разработки системы мотивации к выполнению куратором своих обязанностей, а также установления мер ответственности за качество их выполнения, с нашей точки зрения, следует рассмотреть вопрос о принятии ведомственного нормативного правового акта, посвященного вопросам организации работы кураторов в образовательных учреждениях системы МВД России. Данный нормативный акт определял бы основные цели кураторства, четко регламентировал порядок подбора кураторов, устанавливал бы их основные права и обязанности, а также критерии оценки работы куратора, систему поощрений и ответственности кураторов. Среди прав куратора особо следует отметить их участие в подготовке не только переводных аттестаций курсантов, но и итоговых аттестаций слушателей. Критерии подбора кураторов, по нашему мнению, могут быть следующие: стаж службы кандидата в органах внутренних дел не менее 10 лет; педагогический стаж не менее 5 лет; желательно наличие педагогического образования; личные качества; увлечения кандидата; желание кандидата заниматься воспитательной работой. Указанный ведомственный документ, на наш взгляд, позволит унифицировать административно-правовой механизм деятельности кураторов во всех образовательных учреждениях системы МВД России, а также создаст дополнительные предпосылки для обмена положительным опытом в данной области и проведении, например, конкурсов на звание «Лучший куратор учебного взвода образовательного учреждения системы МВД России».
Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать следующие выводы:
1) институт кураторства в образовательных учреждениях системы МВД России имеет важнейшее значение для воспитания курсантов и слушателей как будущих специалистов органов внутренних дел, командиров и руководителей, поскольку профессиональная деятельность куратора как педагога, его работа во внеучебное время как офицера и воспитателя напрямую оказывает воздействие на формирование профессиональных и нравственных качеств обучаемых;
2) действующая нормативная правовая база позволяет и обязывает преподавателя-куратора проводить воспитательную работу с обучаемыми помимо учебного процесса еще и во внеучебное время, а также в выходные и праздничные дни;
3) мы полагаем, что куратор должен использовать в совей деятельности весь предусмотренный комплекс методов и форм воспитания, а также проводить воспитательную работу с обучаемыми по всем направлениям, ибо только тогда можно будет говорить о действительно продуктивной работе куратора;
4) помимо использования всего комплекса имеющихся методов воспитательной работы, на наш взгляд, куратор должен прежде всего уделять внимание методу личного примера;
5) с нашей точки зрения, целесообразным будет внести ряд предложений по совершенствованию института кураторства в образовательных учреждениях системы МВД России:
- проводить постоянный мониторинг работы кураторов за отчетный период с принятием последующих управленческих решений;
- разработать механизм анкетирования или тестирования обучаемых касательно их отношения к работе куратора, что позволит в определенной мере оценить эффективность его деятельности;
- предусмотреть в работе куратора прозрачную систему мотивации за качественное выполнение им своих обязанностей и достигнутые результаты работы;
- установить конкретную меру ответственности за недостатки в работе куратора, а также проступки его подопечных, являющиеся результатом неисполнения куратором своих обязанностей;
- организовать работу постоянно действующего семинара кураторов в целях обмена положительным опытом.
Таким образом, в качестве общего вывода необходимо констатировать, что целесообразно рассмотреть вопрос о принятии ведомственного нормативного правового акта, посвященного вопросам организации работы кураторов в образовательных учреждениях системы МВД России.
Педагогика
Список литературы
1. Бялт, В. С. К вопросу о механизме формирования нравственного облика курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России с позиции профессиональной мотивации поведения // «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» : материалы VIII международной заочной научно-практической конференции. - Часть II. (24 декабря 2012 г.) - М.: Международный центр науки и образования, 2012.
2. Приказ МВД России от 22 марта 2013 г. № 156 «Об утверждении Порядка приведения к Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
3. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: утвержден Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.
4. Положение об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации: утверждено Приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1139.
5. Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: утверждено Приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.
6. Решение коллегии МВД России от 15 марта 2012 г. № 2 км: утверждено Приказом МВД России от 23 марта 2012 г. № 211.
7. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
8. Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования : письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 марта 2002 г. № 30-55-181/16.
9. Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха: утвержден Приказом МВД России от 19 октября 2012 г. № 961.
10. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Literature
1. Byalt, V. S. K voprosu o mehanizme formirovaniya nravstvennogo oblika kursantov i slushateley uchebnyih zavedeniy sistemyi MVD Rossii s pozitsii professionalnoy motivatsii povedeniya // «Nauchnaya diskussiya: voprosyi pedagogiki i psihologii» : materialyi VIII mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Chast II. (24 dekabrya 2012 g.) - M.: Mezhdunarodnyiy tsentr nauki i obrazovaniya, 2012.
2. Prikaz MVD Rossii ot 22 marta 2013 g. № 156 «Ob utverzhdenii Poryadka privedeniya k Prisyage sotrudnika organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii».
3. Kodeks professionalnoy etiki sotrudnika organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii: utverzhden Prikazom MVD Rossii ot 24 dekabrya 2008 g. № 1138.
4. Polozhenie ob organizatsii nastavnichestva v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii: utverzhdeno Prikazom MVD Rossii ot 24 dekabrya 2008 g. № 1139.
5. Rukovodstvo po moralno-psihologicheskomu obespecheniyu operativno-sluzhebnoy deyatelnosti organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii: utverzhdeno Prikazom MVD Rossii ot 11 fevralya 2010 g. № 80.
6. Reshenie kollegii MVD Rossii ot 15 marta 2012 g. № 2 km: utverzhdeno Prikazom MVD Rossii ot 23 marta 2012 g. № 211.
7. FZ ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii».
8. Rekomendatsii po organizatsii vneuchebnoy rabotyi so studentami v obrazovatelnom uchrezhdenii vyisshego professionalnogo obrazovaniya : pismo Ministerstva obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii ot 20 marta 2002 g. № 30-55-181/16.
9. Poryadok privlecheniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii k vyipolneniyu sluzhebnyih obyazannostey sverh ustanovlennoy normalnoy prodolzhitelnosti sluzhebnogo vremeni, a takzhe v nochnoe vremya, vyihodnyie i nerabochie prazdnichnyie dni, predostavleniya sotrudnikam organov vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii dopolnitelnyih dney otdyiha: utverzhden Prikazom MVD Rossii ot 19 oktyabrya 2012 g. № 961.
10. Federalnyiy zakon ot 30 noyabrya 2011 g. № 342-FZ «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossiyskoy Federatsii i vnesenii izmeneniy v otdelnyie zakonodatelnyie aktyi Rossiyskoy Federatsii».